16 августа 2009 г.

Мезенское Беломорье (1 - 15 августа 2009 года)

Перепубликация из ЖЖ


Карелия, Мурманская область - для меня теперь это почти что рядом. Вряд ли я могу назвать себя знатоком этой части севера, но, учитывая 4 поездки на Кольский только за последний год в разные сезоны, кое-чего мне все-таки довелось повидать. А вот Архангельскую область ранее видеть не доводилось.



По рассказам очевидцев, обрывочным сведениям из школьной и Университетской истории край Архангельский представлялся мне исключительно как некое сосредоточение памятников деревянного зодчества и тайги. Честно говоря, я не поклонница архитектуры, меня всегда больше привлекают естественно-природные красоты. Да и пейзаж на душу ложиться далеко не любой: в том или ином виде мне везде хочется видеть простор и суровость. Если со вторым по моим ожиданиям в тайге не должно было быть проблем, то с первым - определенно должен был наблюдаться некий дефицит. В итоге я была уверена, что мне там не понравится... что мысленно я буду жалеть о выборе направления, об отказе от возвращения на Рыбачий в этом же году.

Все сложилось случайно и, как обычно, под давлением внешних обстоятельств. Народ роптал о том, что негоже, имея всего 4 недели отпуска в году, возвращаться на одни и те же места (в ответ на мою идею повторного Рыбачьего). Параллельно этот кризис и отсутствие финансовой возможности доработать машину для метровых погружений... А ведь без шноркеля я зареклась даже соваться в сторону полуостровов. Да и, честно говоря, меня смущал (и, кстати, продолжает смущать) факт отмены на Рыбачьем погранзоны: по моим ожиданиям туда должна была ломануться целая прорва туристов, которым раньше было лениво заморочиться на документы. Живое тому подтверждение - промелькнувшая недавно на сайте какого-то московского внедорожного клуба фотография с написанным на скале краской адресом Все4х4... И кому только пришло сие в голову? Руки бы оторвала. Вместе с полным приводом, который его туда привел...

Глобально вопроса о выборе направления (север или юг) у меня даже не стояло. Но вот какой именно север? Так или иначе все складывалось к тому, чтобы обратить внимание либо на центральную часть Кольского полуострова (заброска, сплав по рекам и т.п.), либо дальше на восток - на Архангельскую область. Тут то и попала мне на глаза статейка о том, что дорогу в Мезень открыли только в 2008 году... Пару месяцев отрывистых копаний в Интернете - и вот готов драфт маршрута: кругом Онежского озера, через центр Архангельского края, в его самую северную часть, на границу с Ненецким автономным округом.

Одним словом, путь на Мезень.

Подготовка этого года по серьезности превзошла все предыдущие поездки вместе взятые. Из-за отсутствия дорог в месте назначения, помимо документов у пограничников, было желание каким-то официальным или неофициальным образом устроить себе водную прогулку на неком арендованном судне, без которого у нас не было шансов увидеть открытое море.

Плюс вопрос команды и машин в этом году встал неожиданно остро: оказалось, что никто, кроме нас с Серегой, не готов подставить свои транспортные средства под неизвестность "стандартного" летнего отпуска. Каждый по своим причинам, по очереди "съехали с темы" все крупные внедорожники, на которые я в глубине души очень рассчитывала. Остались только Патриот и Нива... И проблемы, связанные с погрузкой вещей и людей в отсутствующее нивское пространство... Из всего этого были сделаны соответствующие выводы: в будущем я буду серьезнее смотреть на вопрос органичений по количеству людей и вещей... Без обид...

Но об этом позже... А рассказать мне больше всего хочется вовсе не о том, с каким сложностями мы столкнулись в пути. А о том, что мы в итоге приобрели. Север Архангельской области - это удивительный край, во многом абстрагированный от Северо-Запада и потому менее освоенный Питерцами... Если на М18 везде висят указатели "Санкт-Петербург - N км", то на М8 - только на Москву.

Если не делать крюка через Вологду, попасть туда из Ленобласти можно исключительно через отвратительные грунтовки... 26 км опасных поворотов на трассе через "Петрозаводск - Медвежьегорск - Пудож - Каргополь" - это лишь цветочки по сравнению с отрезком "Подпорожье - Вытегра - Каргополь", где без полного привода делать вообще нечего. Может быть, когда-то там построят дорогу... Но не в этом году... Перед отъездом я читала разные истории про эту трассу, но как-то слабо в них верила, пока самолично, имея УАЗ на грязевой резине, не пошла смотреть брод на Федеральной Трассе.

Полуразрушенные церкви, обвалившиеся колокольни, брошенные деревни, забытая колония, лесоповал, дороги такого качества, что после них начинаешь радоваться даже абы-какой колейной бетонке... Говорят, что нормальные люди отправляются туда только по приговору суда;) Мы поехали по собственному желанию - в отпуск - и с головой окунулись в то, что обычно показывают лишь в этнографических музеях. Жемчужиной в этом обилии впечатлений остались люди: истиные поморы в далеком Мезенском крае... по-философски спокойные и гордые за свое коренное поморское происхождение. В сумме мы провели не более 10 часов на их баркасе, но, прощаясь с ними, было до боли обидно, что скорее всего, больше нам с ними не суждено столкнуться.

Что-то есть в них такое, чего мне раньше не доводилось встречать на берегах Белого моря... что-то в мировозрении...

Честно говоря, у меня появилось ощущение, что этот пограничный край живет своей автономной судьбой... некоторый уклад жизни сложился там много десятилетий назад... он незначительно изменяется лишь под воздействием технического прогресса: олени сменяются УАЗами... стационарная связь - сотовой... но по-сути его не сломить никакими законами и ограничениями.

Жаль, что мы были ограничены лишь двумя неделями...

Но вернусь к поездке.


(схематичное изображение всего маршрута)

В общей сложности в путь нас собралось 9 человек, что крайне много для 2х машин (особенно, если одна из них - Нива). Несколько спасло то, что двое человек прилетали прямо в Архангельск, и один - улетел из него обратно. Тем не менее, мы шли с откровенным перегрузом (и "переобъемом"), ибо все вещи ехали с нами с самого начала. Патриот негласно стал хламовозом, что не казалось мне большой проблемой, пока мы не лишились рессоры. Поломка же стала в моем сознании последней каплей (хотя формально виноват был в этом вовсе не перегруз, а предыдущие эксперименты в пустыне) - теперь буду вводить жесткие ограничения для пассажиров, раньше не особо прислушивавшихся к моим просьбам не брать крупные рюкзаки, размещать вещи по нескольким пакетам и т.п.

Из-за полной неизвестности по заправкам и качеству дорог, пришлось собрать с собой небывалый ранее запас топлива - около 100 литров помимо полных баков. В целом это, конечно, было излишеством, но перезаклад один раз нам все-таки понадобился: когда мы выбирались с лесоповала в Каргополь. Не будь запаса, мы б, наверное, просто отказались от крюка на зону все-таки и дотянули бы до Архангельской области... Но заготовленный бензин в тот момент конкретно грел душу. Нашего перезаклада хватило бы даже на 2 патриота со сломанными перетоками, не говоря уже о на тот момент исправном УАЗе в паре с Нивой.

По еде в этот раз решили не закупать полной раскладки, а ограничиться крупами и половиной консервов. Это не позволяло изначально исключить еду из статей будущих расходов, зато не привело к излишнему накапливанию еды (даже если идти автономкой, регулярно приходится сталкиваться с тем, что едим либо больше, либо меньше... а тут мы проходили через города, где, естественно, останавливались подкрепиться). Но даже урезанная раскладка на 9 человек заняла несколько "этажей" в Патриотовском багажнике и в итоге частично осела у меня на антресоле, дожидаясь следующего выезда.

Своего объема добавили и спас-жилеты, которые нельзя было мять, но понадобиться они должны были только на баркасине. Были и ящики для засолки грибов, и стеклянные бутылки для настоек, и спирт все для того же автономного алкогольного производства... Много барахла, которое планировали из расчета на 2 крупные машины, но никак не на одну!

Доски, добавленные к стандартному снаряжению моего багажника еще на первом в этом году Белом море, прижились. Теперь они стали основой для расслоения груза таким образом, чтобы основные вещи можно было доставать, не разбирая весь этот хламовник под ноль.

Плохо в этом году сработали относительно радиосвязи. Что-то не ладилось у меня с антенной всю дорогу, а собраться на дневке и посмотреть руки почему-то так и не дошли. К моему стыду стоит отметить, что о проблеме мы знали еще на выезде из СПБ (проблемы наблюдались еще при попытках связать Патриот и Опель по дороге на Белое море в начале июля), но на тот момент я была твердо уверена, что трабла в Серегиной рации, а не в моей антенне.

Периодически пользовались мелкими рациями (их брали для связи с Надиным шефом на Белом море). В другое время - шли без связи.

Как я уже говорила, повествуя об июльском Белом море, в этом году мы пришли к тому, что надо разбивать на всех не только бензин, но и амортизацию машины, которую начали считать, отталкиваясь от Патриотовских ТО. Чего мы не учитывали, но, фактически, что делалось к летнему отпуску: это закупка внедорожной резины. Откровенно могу сказать, что в паре мест я очень радовалась, что это именно МТ, а не АТ. Выбор был сложен, но теперь, после 10 тыс. км на МТ, могу точно сказать: он был оправдан.

Распределение экипажей по ролям в этом году понравилось мне больше, чем когда-либо, но все же нет предела совершенству.

Во-первых, всю дорогу у меня, фактически, не было сменного водителя. Из Питера нас в статусе "водитель" выехало трое: я, Серега и Димон (все вписаны во все страховки). Еще один человек (Пашка), вписанный только в Ниву, должен был участвовать только в покатушках по Мезенскому краю. Предполагалось, что владельцы машин остаются при своих конях; Пашка становится сменщиком Сереге, а Димон имеет возможность сменять меня... учитывая мое отношение к длинным перегонам, в то время, пока нет Пашки, Серега эксплуатирует "моего сменщика", Димона, если это ему нужно (и не противоречит моим планам). Чем он, собственно, и занимался.

Реально мне сменщик нужен был только однажды: когда за дневным перегоном с Ваги на Архангельск следовал ночной перегон в Мезень. Все было продумано: мы с Серегой рулим до Архангельска, там меняемся на Димона и Пашку, после чего спокойно ночь спим в машинах. Я до сих пор не очень понимаю, почему вдруг Димон оказался за рулем Нивы на первую часть перегона, пока Серега отдыхал... В итоге к началу пути на Мезень Димона тянуло в сон больше, чем меня... Применяя жесткие меры по незасыпанию, мне пришлось рулить до конца. Организационная недоработка не закончилась плохо лишь благодаря "раздражителям" в дороге: туману, форточке, глухарю...

Впервые у нас появился отдельный "начпрод" - Надя, следившая за остатками по еде и формировавшая списки закупки, пока мы рулим. Совмещая в себе функции штурмана (с озиком и картой) она полностью закрывала потребность в помощнике водителя во время движения (причем, в одно жало закрывала их на обе машины). Чего реально не хватало, так это отдельного фотографа; в результате, многие моменты нашего путешествия (особенно, бездорожные) оказались не охвачены камерой; другие же многократно дублировались на всех фотоаппаратах.

Медленно, но верно, мы приходим к тому, что людей надо набирать не по принципу "поехали, а там разберемся", а на четко ограниченные роли... т.е., фактически, дошли до того, что раньше больше всего мне не нравилось в серьезных экспедициях. Видимо, этот процесс неизбежен. Честно говоря, при этом я иногда начинаю страшиться той ответственности, которая ложиться на меня, как на человека, который тащит всю эту прорву в чем-то профессионального народа куда-то в неизвестном направлении. Они то думают, что я знаю, куда иду;)

Я немного затянула процесс создания отчета. Это все никак не могло закончиться мое безумное лето с бесконечными выездами и покатушками. Но теперь я окончательно осела дома и наконец-то могу взяться за планомерное повествование. На данный момент отчет я планирую публиковать по дням. При этом ссылки на конкретные записи будут размещаться здесь, во вступлении. Следите за обновлениями;)

Содержание:

Зарождение идеи: http://ekatarios.blogspot.com/2008/11/blog-post_28.html


Часть 1. Путь в Архангельск

Первый перегон - ночь с 31 июля на 1 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/blog-post.html




Культурная программа по Вологодщине - 2 августа.
Часть 1: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/1.html




Часть 2: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/2-2.html




Выбираемся из Совзы - 3 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/blog-post_17.html




Ремонт и запоздалая Вага - 4 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/4.html




Архангельск - 5 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/5.html




Часть 2. Мезенский край

Путь в Семжу - 6 августа.
Часть 1: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/6-1.html




Часть 2: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/6-2.html




Часть 3: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/6-3.html




Первый день и бытовые неудобства - 7 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2011/03/7.html




Второй день на Семже - 8 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/8.html




Обратно к машинам - 9 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/9.html




Дневка за Кривыми озерами - 10 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/10.html




Архангельск - 11 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/11.html




Часть 3. Дорога домой

Длинный перегон - 12 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/12.html




Дневка на Онеге - 13 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/13.html




Перегон до Гирваса - 14 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/14.html




Путь домой - 15 августа: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/15.html


Видеоролик о поездке:



Комментариев нет:

Отправить комментарий