18 августа 2009 г.

Край Архангельский. День 5

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

5 августа (среда). Первое посещение Архангельска


(схема наших передвижений на пятый день; оригинал можно найти в картах Google по ссылке: maps.google.com)

Полудневка перед суточным перегоном
Общий пробег за день: 300 км (асфальт)
Без СУ (не считая выезд со стоянки)



Утро началось с матрасничества. Я, конечно, всегда приветствую драйв в поездках, но и такие дни тоже должны быть. Для контраста;)
Грибов в округе не было, рыбалка тоже не пошла, так что всю первую половину дня мы купались, грелись на солнце, сушили шмотки и тупили.


(Вага сутра была восхитительна... и с погодой нам повезло; справа - наш лагерь около леса... более крупные версии этих фотографий можно найти у меня в гугле: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/nwv_-sR5qyxy5KWTkFVRVg?feat=directlink и http://picasaweb.google.ru/lh/photo/ikz_LE7t8gHmGpcA_yLTUA?feat=directlink)


(автор - Коляныч)


(автор - Коляныч)


(более крупную версию снимка можно найти у меня в Гугле: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/aFI8wHKiFrpq--fNg0LtpQ?feat=directlink)




(Димоновские попытки порыбачийть закончились ничем; хотя, в химзащите поверх плавок он смотрелся весьма забавно... местная рыба, видать, не очень любит забавных рыбаков...)


В принципе, учитывая отсутствие других развлечений, к 15:00 дневку вполне можно было считать законченной. Если б изначально удалось забраться на слияние рек, там было бы и куда сходить, и где еще попробовать удочку закинуть. А так место оказалось выбрано исключительно верно под стоявшую задачу;) Тем более, что всем необходим был отдых, ведь в следующий раз водители должны были лечь спать только через сутки, на баркасе в Белом море. Конечно, было запланировано некое мутиво со сменщиками, но это не отменяло общего пожелания к адекватному состоянию зарульных;)
Из-за ветра на отмели сборы прошли под общим лозунгом "вытряси песок из своих вещей" (песок потом еще долго преследовал нас везде, где только можно представить).


(отмывание котлов и вытрясание спальников перед выездом)

Перед самым выездом последовала небольшая фотосессия с флагом;)


(здесь не хватает только фотографа - Нади, которая из-за болезни не могла залезть в воду)

Выехали мы в районе 15 часов, как и планировалось. Перегон до Архангельска прошел практически без остановок. Удивило в первую очередь то, что на всей этой трассе было всего лишь 2 поста ДПС: один на въезде в Архангельск, а второй еще где-то в Емецке, но как-то очень незаметно (на повороте дороги).
По пути мы искренне не понимали, как при настолько перегруженных машинах сейчас не только закупимся продуктами, но и посадим себе 2 дополнительных тела, что должны прилететь на самолете. Места в машинах не было. Совсем. Поэтому накануне во время обсуждения проблемы сгенерили несколько нетрадиционное решение: купить в Архангельске абы-какие дуги на крышу нивы, чтобы погрузить туда хотя бы пару наиболее непромокаемых рюкзаков (завернув их в тент).
Чтобы не терять время потом в городе, прямо с дороги (на трассе почти везде берет сотовая связь) пытались дозвониться хотя бы до одного местного магазина запчастей. Увы, но все тщетно, по моему списку либо магазины не отвечали, либо дуг в наличии не было.

В Архангельск мы прибыли еще в самом разгаре светового дня. Это настоящий мегаполис по сравнению с периферийными городками области, которые попадались по дороге. Как-никак - более 300 тыс. человек и более чем 400-летняя история (год основания - 1584). Примечательно то, что по данным перепеси городское население не уменьшается, как во многих населенных пунктах вне двух столиц, а, наоборот, растет. Сейчас - это крупный промышленный и научный центр Северо-Западного региона; более того, не смотря на некоторые особенности и замечания, о которых скажу далее, видно, что у города - большое будущее. Между прочим, Архангельск изображен на 500-рублевке;)

Архангельск рассредоточен в дельте Северной Двины. Статистика говорит, что набережные, формально относящиеся к городу, тянутся 35 км... городу определенно есть, чем гордиться, но даже над новыми супермаркетами витает общий дух какого-то упадка... Блестящие павильоны соседствуют с деревянными развалинами... Автобаноподобные мосты переходят в совершенно неудобоворимого качества грунтовые улицы... Мне кажется, - это нечто, подобное тому, что можно было наблюдать в Петербурге в разгар 90-х. В статье на Википедии указано, что возрождение города началось в 2006 году. Видимо, массовые преобразования еще не успели до неузнаваемости изменить его. А через пару - тройку лет, возможно, мы будем приезжать в совсем другой Архангельск.

Въехав в Архангельск мы, грубо говоря, попали на ту территорию, которую я мысленно уже причисляла к истино-поморской (так называемое "Поморье"). Как написано в Википедии: "Поморье, (почти не исп. названия) Поморская Русь, Поморская Россия, Голубая Русь, Голубая Россия, Голубороссия — историческое название обширной территории на севере Европейской России. Термин применяется в трёх значениях. В самом узком смысле Поморье (Поморский берег) — южный берег Белого моря от Онеги до Кеми. Более широко Поморье понимается как всё беломорское побережье с прилегающими районами. В самом широком смысле — весь Русский Север от Карелии до Урала". Вот у меня в голове отложилось именно второе значение, всплывая в подходящие и не подходящие моменты.
Я люблю перед выездом почитать исторических сведений о районах, куда едем... здесь мне на глаза попалось несколько статей с сайта про Кольский полуостров (однако, имеющих отношение именно к Архангельску и области... в этом нет ничего удивительного, ибо раньше Кольский формально относился к Архангельской губерне): http://biarmia.narod.ru/
Формально поморы - это не малая народность и не национальность. Это некий собирательный термин, относительно происхождения которого есть множество мнений... Мое мнение больше всего отражает описание данное в статье О происхождении названия «поморы»: "В результате многочисленных описаний путешествий по Северу России, специальных трудов и статей по хозяйству, культуре и быту жителей приморских районов, у русской общественности сложилось представление о поморах как об особом типе русского человека, обладающем особыми чертами характера — предприимчивостью, смелостью, умом, независимостью в делах и суждениях". Наверное, что-то подобное я и ожидала увидеть уже в Архангельске. Но на первый взгляд этого там нет. Забегая вперед, скажу, что именно то, что я ожидала, и даже большее, мы нашли в Мезени... но об этом позже.


(герб Архангельска; в советское время религиозные темы на официальных символах были не допустимы, поэтому был принят герб светского характера, на котором изображён корабль, так как Архангельск — крупный порт.)

Среди достопримечательностей города традиционно указывают огромное количество мостов (все-таки город расположен в разветвленной дельте крупной реки), но по дороге мы видели толком лишь один. Так же как, к великому моему сожалению, не с могли посмотреть набережную Северной Двины со стороны старого города, где, как в Петрозаводске, установлены многочисленные "абстрактные" памятники. Думаю, это был не последний визит в Архангельск, так что еще исправлюсь;)


(Новый мост через Северную Двину; автор - Коляныч)






(автор всех шести фото - Коляныч; церквушка справа выполняет функцию рекламы Малых Корел - старшего брата наших Кижей)

Практически сразу мы отметили "главную" промышленную достопримечательность Архангельска - местный ЦБК. Говорят, он строился по расчетам, в соответствии с особенной розой ветов в дельте Северной Двины... и в обычные дни в городе не чувствуется запаха. Но мы явно попали в необычный день, ибо смог в буквальном смысле заслонял солнце.


(смог над городом; более крупную версию снимка можно найти у меня в Гугле: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/VdosZpDHFgm0XO3AU_GfHw?feat=directlink)

В этот заезд мы не планировали длительных прогулок по Архангельску - нам надо было забрать пропуска и товарищей с самолета. Закупиться едой, поужинать и по возможности быстрее двигать в Мезень, до которой (по моим предварительным рассчетам) было километров 300.
Въехали в город мы вовремя, но вот почему-то решили, что рейс позже, чем он есть на самом деле. Поэтому несколько поменяли приоритеты, решив для начала встретиться с Димоновским коллегой - получить у него документы. В этот раз пропуска мы оформляли "по-взрослому", установив своей целью "изучение приливно-отливных течений в Мезенской губе"... но из-за общего раздрая в погранслужбе и первоначально неправильного оформления документов, пришлось здорово подергать коллегу Димона из Архангельска. Вот с ним-то и надо было встретиться, чтобы получить заветные бумажки на руки... и вот тут-то начался тупняк.

Остановившись на развязке, чтобы в очередной раз созвониться с "властелином пропусков" и уточнить адрес проезда, Ниву заглушили, а завести то больше и не смогли: сломался замок зажигания (механическая поломка). Первой мыслью был, естественно, трос. Но руль остался в заблокированном состоянии.


(Серега ковыряется с замком)

С этого и начались наши 10 тысяч кругов по Архангельску, упирающиеся во время и множество мелких дел.
Заменив Кирюнделя на Димона, мы на УАЗе поехали за документами.
Искомый дом нашли достаточно быстро, но потом решили уточнить, где магазин. Коллега Дмитрия доооолго нам рассказывали, где лучше поискать запчасти, но потом решил не терять время на разговоры и просто нас проводить. Пока мы ждали его около подъезда (ему надо было подняться и обменять маленькую дочку на ключи от машины), совершенно неожиданно сел самолет с нашими товарищами. Говоря "совершенно неожиданно" - я имею в виду наш полный "афиг" от их звонка, ибо мы предполагали, что они еще как минимум час будут лететь. Выехать за ними прямо сейчас сил и средств не было: Нива была оставлена на набережной; мы же морально готовились нарезать круги по городу вслед за нашим архангельским знакомым. Время в этот момент было очень критично, т.к. магазины под вечер закрывались один за одним.

После разъяснения ситуации, наши "летчики" приехали к Ниве на такси. Но вот относительно аэропорта в Архангельске - хотелось бы сделать небольшое замечание. Когда Пашка заранее покупал свой билет, мы планировали с ним, как и когда на машине нам удобнее будет его подхватить. В итоге я нашла на карте 2 аэропорта, а на Пашкином билете не было точных указаний относительно того, который выбрать. Пашка звонил в Пулково, где ему со 100-процентной уверенностью доложили, что аэропорт в Архангельске - одЫн и прямо так и называется: Архангельск;) (это при том, что в реестре их два и называются они Васьково и Талаги);) Вопрос, конечно, решили, хоть это и не понадобилось по дороге туда. Но посмеялись вдоволь.

Но вернусь к нашим поискам запчасти. Как и ожидалось, мы накрутили энное количество петель по незнакомым улицам и проулкам, после чего, далеко не в первом магазине нашли таки замок зажигания; попрощавшись в провожатыми, смогли вернуться к Ниве и минут за 10 устранить неполадку. К чести Нивы следует отметить, что это была единственная "обездвиживающая" поломка за всю дорогу... Пока бегали за замком, пытались спросить и дуги на верхний багажник - но вот это оказалось совсем невыполнимой задачей.

Следующим этапом мы отправились закупаться. Здесь уже необходимо было организовать вторую встречу - с Константином, человеком от Дмитрия из Мезени, который должен был нас направить на нужный выезд и рассказать пару слов про дорогу.
Мы догадались уже по первой встрече, но после второй полностью уверились в том, что в Архангельске живут крайне гостеприимные и общительные люди. Причем общение у них весьма обстоятельно и неспешно: именно такое, какое должно быть у северян в противовес горячему югу. Формально Константин являлся представителем турфирмы, через которую мы заказывали баркасину, но если б все так подходили к своей работе, у нас в России не было бы автоваза... а было бы Вольво;) Пока мы ждали основную толпу из магазина, он рассказал нам все: и об особенностях трассы, и о паромах... и о самом Архангельске. Как оказалось, сам в Мезени он не был, но мы с упоением обменивались байками о совершенно левых географических точках;)
После окончания погрузки Константин собирался было уехать, но наш вопрос о том, где можно поесть, полностью поменял его планы. В результате он ездил с нами отдельной машиной до глубокой ночи, сначала показав отличный ресторан ("Баку", где нас приняли, не смотря на бомжеподобный вид и костровой запах); потом проведя небольшую экскурсию по городу (хоть и было уже очень темно). Как правильно заметил в комментариях Коляныч, нам показали все, даже малину на улицах города;)
Распрощались мы там же, на парковке у супермаркета, спустя пару - тройку часов: "откуда взял, туда и привез";)

Архангельск готовился ко сну, а мы, заправив на выезде баки, отправились в дальнейший путь: впереди был ночной перегон на далекую Мезень...

Продолжение следует...
К содержанию