18 августа 2009 г.

Край Архангельский. День 6 - часть 3

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

6 августа (четверг). Путь в Семжу - часть 3

Фотосессия с флагом перед отплытием:


(Коляныч еще раз с недоумением смотрит на свой кирпичеобразный спас-жилет... кстати, жилеты мы брали на случай каких-то проверок... но по этому поводу они нам не понадобились... честно говоря, вода в море такая, что, случись чего с судном, дальше 500 метров мы бы все равно не уплыли... да и начинающийся отлив с его мощным течением не способствовал бы нашему спасению)




 
(более крупные версии этих фотографий можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/n6AD1QfmTxWW53lr_mPUYQ?feat=directlink и http://picasaweb.google.ru/lh/photo/T3BDNT6pL6XYOGX38gF26Q?feat=directlink)

 
(более крупные версии этих фотографий можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/fWFvtz46xdv33aqsIYjIrQ?feat=directlink и http://picasaweb.google.ru/lh/photo/gIfHLGQwvNeIEjGU8FA_vQ?feat=directlink)


 
(прием "на ход ноги" Архангельского бальзама... кстати, справа виднеется тот самый бензовоз, который нас заправлял)


 
(взгляд на отдаляющийся берег... отплываем...!!!)


 
(вперед... к Белому морю!
более крупную версию правого снимка можно найти у меня в албомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/HNtN39tdmjtMbftRy8cVvg?feat=directlink)

 
(более крупные версии этих фотографий можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/pv-l6YJG81TTFbpOf5kK6w?feat=directlink и http://picasaweb.google.ru/lh/photo/FCNj4pWuEDh5whH4VHof8w?feat=directlink)

 
(на левой фотографии видно, какая вода в реке Мезени... а вот более крупную версию правого снимка можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/SXnazJd8p-LXJijIyni0VQ?feat=directlink)

 
(слева - судно того же типа, что и наша "Надежда"; более крупную версию правого снимка можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/aIRAJvWNQxOknKSAv6quaw?feat=directlink)


Сначала мы все бодро ехали снаружи, вглядываясь в ширину реки и ожидая, что вот-вот за очередным поворотом появится морская даль... Но постепенно мерное покачивание судна, гул дизеля и свежий воздух брали свое: спали мы в последние сутки исключительно мало и одного за другим нас начинало срубать. Добавило сонливости то, что, проходя мимо порта в Каменке, команда попросила нас переместиться вниз, в каюту. Людей на палубе возить было не положено.


 
(более крупную версию левого фото можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/aiQIlO7fjGgn25kl0DdPVA?feat=directlink)

 
(Сонное царство)


(автор - Кирюндель... )


Чем ближе мы приближались к морю, тем больше болтало. В соответствии со сложным фарватером Мезенской губы, выходили из реки мы вдоль противоположного берега. Когда Каменка оказалась за поворотом, появилась возможность вернуться наверх... но воспользовались ей уже далеко не все, т.к. всю палубу активно поливало водой разрезаемых баркасом волн.


(более крупную версию фото можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/-OGpceO-_x3Mrg0yHnLz0Q?feat=directlink)

 
Арктические мореходы;)
(более крупные версии этих фотографий можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/lnLOY8RzclM8aFSOu2IhaA?feat=directlink и http://picasaweb.google.ru/lh/photo/PqOgVlShos5JctF4XUoQxw?feat=directlink)


Берег был достаточно однообразным. Высокий песчанный уступ и лесотундра, сменяющаяся болотами, на его вершине. Реки, впадающие в море, немного разнообразили пейзаж глубокими оврагами, по которым сползали куски торфа с болота и даже деревья.

 
(берег, вдоль которого мы двигались к выходу из Мезенской губы... более крупную версию левого фото можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/EtxOd1mK-ijW82OTC7gUZA?feat=directlink)

К.К. Случевский в своих очерках о Северо-Западе России (http://biarmia.narod.ru/library/1888.htm) в конце 19 века сравнивал берег с картонным листом. Мне крайне понравилось это сравнение: "Не далее как двадцать часов тому назад пред нами высились острые, жилистые очертания терского берега; теперь, насколько видел глаз вправо и влево, расстилался берег совершенно ровный, низкий, точно край какого-то неизмеримо великого картонного листа, разложенного над морем".
По дороге встретился 1 или 2 населенных пункта, где были сделаны бревенчатые "набережные" (а на самом деле - просто укреплен постоянно размываемый берег). В населенных пунктах копошилась жизнь, а вот остальная территория была более чем пустынна. Хотя, что мы там могли видеть с баркаса?
На самом деле, сложность фарватера не ограничивается просто указанием идти вдоль берега. Путь для судов отмечен достаточно часто расположенными буями, образующими узкий коридор. В какой-то момент уже после выхода в Мезенскую губу, коридор начал отдаляться от берега.


(бурные воды на подходе к границе реки и губы; более крупную версию фото можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/uM8QDnp3vFF779soGPVMKQ?feat=directlink)

На границе моря и реки судно остановилось (если можно так назать состояние достаточно сильной болтанки на море). Традиция гласит, что необходимо хлебнуть морской воды во время первого выхода на судне в соленое море. Нам зачерпнули из-за борта целое ведро, почти ковш из которого выхлебал Димон;) Уже здесь команда начала догадываться, что в пассажиры им на сегодняшний день досталась совершенно отмороженная компания;) В итоге морской воды отведали все, кто не спал.



Что удивительно, не смотря на хорошую встряску, морской болезни ни у кого не было. Хотя, если честно, я этого сильно опасалась после предыдущего своего опыта хождения по морю (еще в школе на эстонском пароме по Балтике). Волна была такой, что заставила капитана пересекать губу галсами. На этом было потеряно достаточно много времени, но сокращать путь не было никакой нужды. Пока капитан лавировал между волнами, мы попивали в теплом трюме чаек, приготовленный на газу.
На выходе из реки Надя включила рацию. Еще перед выездом из Питера у нас была договоренность - выйти на связь на 60-м канале, как только мы достигнем Белого моря. 6 числа на 60-м канале. Весьма символично;) Однако, на вызовы пока никто не отвечал, даже когда берег был уже близко.
Надо сказать, что за пару часов плаванья мы успели достаточно "слежаться", так что приближающийся берег воспринимался исключительно с радостью. Даже учитывая, что волнение наконец-то стихло.

 
(приближающаяся Семжа; более крупные версии этих фотографий можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/Fuy0vdnKG0NZe9bowUI8Fw?feat=directlink и http://picasaweb.google.ru/lh/photo/V7vtMVVspTCL-IXdE8ugjQ?feat=directlink)


 
(справа - уже видна деревня и овраг, разделяющий ее на две части... издалека казалось, что это и есть река... на самом деле река идет левее; более крупную версию правого фото можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/AIObLr9Nj8kwJ5lhceScpw?feat=directlink)

Но вожделенной суши мы так и не достигли. На входе в Семжу судно село на мель: пройти в русло "ходом" не вышло даже на "пониженной" передаче. После десяти минут безуспешных попыток, капитан заглушил мотор и объявил, что следующая "большая вода" придет чуть больше, чем через 6 часов.

 
(баркасина на мели; более крупную версию правого фото можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/y3baxz3O8tnfm8n8U8PNhw?feat=directlink)


(более крупную версию фото можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/eNGiXS3I1SA5qhUVM8Q2rQ?feat=directlink)


(автор - Пашка; судно стоит за счет опор у мотора... там и защитные сетки есть.. все предусмотрено)


За счет сложной формы горловины, приливы в Мезенской губе - не синусоидальное колебание. И режим назван полусуточным не совсем честно. На самом деле период колебаний - примерно 24,5 - 25 часов. Один полный цикл - половина этого времени. Расписание (с некоторыми поправками и оговорками) выглядит примерно так: три часа вода прибывает, еще три - держится в максимальном положении, 3 спадает и 3 держится на минимуме. Мы оказались на мели в период спада, т.е. предстояло дождаться минимума, прождать весь минимум, после чего ожидать подъема как минимум на метр выше того, на чем мы сидели. 6 часов, не меньше.
Радикально разной на эту временную задержку была реакция нашей команды и команды судна. Мы, в соответствии со своим шилопопием, пытались придумать, как бы нам высадиться прямо сейчас... Искали методы перебраться на сушу, перетаскать все вещи по одной по цепочке и т.п. и т.д. А команда баркаса, не поведя и бровью, просто пошла кипятить чайник;)) Здесь жизнь сотни лет завязана на прилив, а не на восьмичасовой рабочий день;)
Семжа - место, взявшееся в наших планах не с потолка. Изначально хотелось в полной мере ощутить мощь 8-ми метровых приливных течений на берегу моря, а не из реки, поэтому заброска куда-нибудь была обязательным пожеланием для вояжа в Мезень. Конечно, при взгляде на карту, мне хотелось чего-то вроде острова Моржовец, мыса Клим-нос на границе Белого и Баренцева морей или Абрамовского берега. Изначально, еще из города, с этих точек я и начала диалог с Дмитрием. Однако, быстро стало ясно, что, имея отпуск всего в 2 недели, реализовать безумную идею не так то просто. Во-первых - объемы сожранной солярки. Ну это даже не главное. Горло Белого моря известно своими штормами, затягивающимися, порой, на недели. И, случись такое, пока мы находимся на том же Моржовце, баркас бы за нами не вышел, пока погода бы не прояснилась. Регулярной и качественной связи с большой землей при этом на тех отдаленных углах, куда мне больше всего хотелось попасть, можно было даже не искать. Таким образом, круг желаний быстро сузился до тех географических точек, откуда, если что, можно было добраться пешком до машин (пускай с бродами и по болотистой тундре и не за одни сутки, но на своих двоих). Так круг пожеланий сузился до Щекино и Семжи. Щекино при этом находилось на стыке Кулоя и Мезени, что обещало достаточно большой поток транспорта между реками; так выбор и пал на Семжу.
Запланированная стоянка около реки еще дала мне совершенно неоправданную (почему неоправданную - расскажу позже) надежду на отсутствие проблем с пресной водой.
Семжа - небольшая деревушка, расположенная на одном из берегов одноименно реки. Вода еще только уходила, а мы уже начали спор о том, на каком берегу нам лучше высадиться. Семжа - не такая маленькая река, как кажется со спутникового снимка; не имея лодки, без потерь через нее перебраться невозможно. Не видно со снимка и того, насколько резво вода ходит туда-сюда во время приливов-отливов.
Стоянка со стороны деревни гарантировала нам пресную воду и прочие блага цивиллизации (вроде возможности договориться на баню), но, обеспечивала гарантированное внимание местных жителей. Стоянка с противоположной стороны - оставляла больше свободы действий, но все бытовые сложности пришлось бы решать самостоятельно. Команда судна, не понимая нашей страсти к уединению, настоятельно рекомендовала высадиться именно в деревню. Мы же решили пойти "от противоположного конца" в решении этого вопроса и, когда вода окончательно спала, высадились на дно, чтобы определить, куда мы в ДАННЫЙ момент можем перекидать свой лагерь.


(Кирюндель в роли исследователя; более крупную версию фото можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/qwv7l3S6P2bVkq8JiqpBmA?feat=directlink)



(Надины попытки пробраться к берегу; более крупную версию фото можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/SRUNk8Q43aoippZ3QDm5yw?feat=directlink)


(Димоновские попытки штурмовать глубоководное русло; автор - Надежда)

Как выяснилось, мы находились на острове, от "дикого" берега нас отделяло полноводное основное русло. От деревни - глубокая няша, где не потерять сапоги было уже искусством... не говоря уже о попытках пройти там с вещами. Вода в Мезенском заливе оказалась исключительно мутной. Виновны в этом и непрозрачные стоки Мезени, и глинянные берега Кулоя.  Дно, обнажающееся во время отлива, а также все берега из-за этого были покрыты осадком из воды - жидкой грязью, а в простонародье - няшей. Вот она то и грозилась поглотить наши сапоги, сунься мы на берег;) Высадка определенно задерживалась до прилива.
Стоило нам "припарковаться" в няше около деревни, как появилась связь с Надиным шефом. Он стоял лагерем как раз на обрывистом "деревенском" берегу и с приливом уже планировал уходить в сторону Мезени (время поджимало).


(к нам гости; более крупную версию фото можно найти у меня в албомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/KxdXMp1dpIRwUPo8j4eF6w?feat=directlink)

Пробравшись в заколенниках через реку няши, он лично пришел, чтобы рассказать о том, как спускался по Кулою и пересекал волнующуюся Мезенскую губу на своей резиновой моторке. Добравшись таки до баркаса, он лишь подтвердил наше предположение о том, что таскать шмотки через это препятствие было бы нереально. Так постепенно к нам пришло понимание, что суетиться в нашем положении совершенно излишне. Засев с нами на палубе он еще долго рассказывал и о красотах пещер в Голубино, и о Кулое...


(обетный крест в Семже, видный с нашей мели... более крупную версию фото можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/TREJJC6yst0ZUQSbMJtyZQ?feat=directlink)


(более крупную версию фото можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/Z_-Pqe6LIWkom1qfTyqYgg?feat=directlink)

Вечерело... Начало холодать. Чтобы как-то сохранить уходящее тепло, я пошла вниз, где давным давно команда затопила печку и распивала горячий чай... там мне довелось застать эпическую картину: Кристина резалась с командой в дурака; причем на пару с капитаном, кажется, не кисло обувала помощника кэпа;)


(тот самый чайничеГ... автор - Надежда)

С самой февральской поездки в Печенгу меня волновал вопрос: а реально ли мне, животному относительно "тепличному", прибыть, например, сюда в зимнее время. И здесь, на границе лета и осени, эта идея снова не давала мне покоя... в ответ на мои вопросы капитан много рассказывал и о гольфстриме, остатки которого заходят в эти края... и о попытках штурмовать нарисованный на карте зимник, предназначенный лишь для тяжелой техники. И хотя рассказы были действительно суровыми и "морозными", глаза его горели так же, как когда он говорил о море...
Пока мы расслаблялись, Дмитрий с подругой отправился в деревню, чтобы предупредить местных жителей о "городском десанте". Подруга вскоре вернулась обратно, т.к. найденный на баркасе сапоги 40-какогото размера не держались на ее миниатюрных ногах во время штурма няши. Дмитрий же пересек препятствие и со временем скрылся в деревенских домах.


(посол на берег)

Конечно, местные были "мягко скажем" удивлены такому вниманию со стороны "цивиллизации". Мало того, что сутра к ним уже прибыла моторка с пропусками "для изучения приливных течений", так теперь еще на "дикий" берег высаживалась целая группа из 9-ти человек, формально, с той же целью. Больше всего их поразило то, что в нашем составе были женщины: боясь, что мы отморозим себе все, что только можно, местные жители заранее предложили нам прийти и оборгеться, если чего. Они же предупредили, что связь с МЧС по рации у них раз в сутки в 8 часов вечера. И, если что-то случится, мы всегда сможем воспользоваться радиостанцией в своих целях. Самой неожиданной новостью, принесенной Дмитрием, было то, что на семжинской вышке на диком берегу (о вышке я подробнее расскажу далее) в особо хорошие дни ловит Мегафон. Вот чего мы совсем не ожидали здесь встретить, так это сотовой связи, а посему телефоны с собой были далеко не у всех.
Важным для нас фактом и окончательным аргументом в пользу высадки на "дикий" берег стала информация о том, что на развалинах бывшей фермы до сих пор существует колодец с пресной водой. Семжа мало чем отличалась от Мезени - по ней морские приливы путешествовали вверх на десятки километров, поэтому ожидать пресной водички оттуда мы не могли. В этом смысле информация о колодце была большим подспорьем, хоть по началу и не было понятно, где его искать.
Пока мы отсиживались на мели, вся команда баркаса оценила главный атрибут команды отморозков - флаг. Они потратили минут 30 на фотосессию с нашим знаменем, после чего пытались изобрести способ оставить его себе;) В частности, была мысль обменять его на российский флаг, но судну правилами не положено производить такие замены;) Именно так появилась идея отправить им флаг по почте, уже после возвращения в Питер. Мы об этом даже не забыли и теперь судно "Надежда" ходит с новым ... Нашим!... флагом;)
К вечеру меня начал одолевать сон. Последний раз капитально выспаться мне удалось около 1,5 суток назад. Дальше, если не считать двух часов сна в машине, глаза мои не смыкались. После очередной партии кружек чая, я не выдержала и завалилась спать на нижней "шконке"... Верхние к тому моменту были уже заняты;) Разбудили меня шумные приготовления пищи: когда до прилива оставалось уже не так долго, шеф ушел собираться в путь, а команда баркаса настоятельно порекомендовала нам пожрать прямо у них на борту, чтобы, высадившись, не париться поиском дров для костра, а отложить все эти проблемы на следующий день. Кое-как запихав в себя рис с рыбой, кукурузой и горошком, я снова вырубилась...
... следующее "прояснение сознания" наступило от того, что забухтел дизель и после подборки странных и неприятных скрежетаний днищем судня по камням, мы стронулись с мели. Я снова не застала момента, как пришла вода. Окончательно проснулась я от удара: оказывается баркас уже давно пробирается по руслу еще пока не наполнившейся Семжи, где зацепил днищем камень. Когда я наконец-то выползла на палубу, перед глазами было только 2 берега - обрыв и пойма. Первое ощущение даже диктовало мысль, что мы зашли уже достаточно высоко по реке (долго бухтели мотором)... Пока я просыпалась, народ уже выбрал место для "парковки".
Все засуетились на палубе. Уж не знаю, чья была это идея, но почему-то мы не дождались пока вода окончательно поднимется так, чтобы можно было выйти на сухую травку. После многочасового сидения на одном месте, всем хотелось побыстрее заняться делом, поэтому судно, пару раз применив метод "контактной парковки" (разгоняясь со всей дури и влетая днищем на кусок берега, где нет камней) и подстраховав себя мотором, выбросило трап. На берег сошел первый "подопытный"...
Когда часть нашей компании рассредоточилась на берегу, другая часть - на палубе, а Коляныч застрял посередине, вытаскивая сапог из няши, началась какая-то совершенно нереальная "движуха". Со стороны берега люди, как муравьи, собирали бревна и практически на глазах строили причал. На судне в это время активно распаковывались вещи из тента и подготавливались к передаче по цепочке. Я смотрела на это еще не до конца проснувшимися глазами и, честно, казалось, что это группа профессиональных бурильщиков высадилась на берег и сейчас тут за рекордное время построит геологическую станцию;) Видимо, того же мнения были и Дмитрий с подругой, т.к. они с интересом наблюдали за происходящим, фотографируя нашу безумную высадку.
Не... команда баркаса даже не думала над нами издеваться. Они искренне и сразу предлагала подождать... Ведь вот-вот придет "большая вода"... Но наши люди уже тащили бревна, чтобы организовать массовую высадку. Все это сопровождалось постоянным сползанием судна с жирной грязи и очередными "контактными" перепарковками. В какой-то момент баркасина наконец-то закрепилась на дне и выгрузка началась. Вещи передавали по цепочке, при этом самое подозрительное место было у Кирюнделя - посреди трапа. До сих пор не понимаю, как он не свалился оттуда? Но тем не менее, практически без потерь вещи были перетащены на берег.

Команда баркаса обещала прийти за нами 9-го числа в 7 утра, если раньше этого времени мы не найдем способа выйти с ними на связь. На этом, побухтев еще примерно с 15 минут мотором, судно окончательно скрылось из виду. Им нужно было спешить с приливной волной в Мезень, пока в порту не началось обмеление (ох уж эта приливная динамика...)
Пора было осваиваться на "нашем" (на ближайшие двое суток) берегу. Ставить палатки и отправляться спать, пока есть еще какие-то силы на это и на последнюю перед сном рюмку с традиционным тостом "с приехалом".
Даже беглый взгляд показал, что весь лагерь покрыт звериными тропами и пролежнями, поэтому ружье заняло свое "законное место" практически под подушкой. Мы на тот момент об этом не задумывались, но на "диком" берегу нас поджидала еще одна неожиданная опасность - прилив, который всего лишь через 30 - 40 минут достиг того уровня, что мы могли бы с баркаса высадиться на чистую "землю", не пачкая себя и вещи. При этом вода не останавливалась, а продолжала подниматься... В этот-то момент и вызвали сомнения те многочисленные бревна (топляк), что были разбросаны вокруг лагеря. Явно не дикие звери их сюда принесли: они были выброшены морской водой, которая, очевидно, в особо "удачные" дни покрывает весь наш "заливной" луг.
Спросоня мы отбросили дурацкие мысли и легли спать. Как выяснилось позже, от "уплывания" нас отделяло сантиметров 50 воды. Думаете, много? Как известно, приливы здесь до 12 метров... мы, за счет вычитания лунных и солнечных циклов, застали момент в 8 метров... и уже через пару недель циклы должны были сдвинуться друг относительно друга, в результате чего планировалось увеличение "размаха"... метра эдак на 2... Все это я вполне могла посмотреть заранее в проге для рассчета приливов, которую тестировала еще во время первой беломорской поездки... но, по незнанию, не обратила на это внимания;)
Это первый момент в Семже, не продуманный изначально, но в котором нам просто несказанно повезло!

Продолжение следует...
К содержанию