27 июля 2008 г.

Север... Часть 2. Полуострова Средний и Рыбачий... День 5

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

День 5. 16 июля. Среда
Маршрут: Губа Малая Волоковая - м. Волоковый - м. Маталаниеми - Поселок - г.Земляная - Поселок - м. Маталаниеми - Земляное - ур. Мал. Озерко - Бол. Озерко - м. Коровий - р. Червяной - Керванта - губа Вайда - Вайдагуба - м. Тонин - м. Немецкий - Вайдагуба - губа Вайда - м. Кекурский - Мыс Скорбеевский - губа Скорбеевская - г. Перевальная

Расстояние: чуть больше 100 км.




Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.


Воднявшись с самого утра, позавтракав и завершив водные процедуры, мы отправились вглубь полуостровов. Первоначальный план предполагал, что мы объедем по часовой стрелке Средний, затем выедем на перешеек с Рыбачьим и средней дорогой (а если останется много времени, то и путем по берегу моря... он мне казался гораздо более сложным) отправимся в Вайдагубу. В районе мыса Немецкий, на самом краю земли, планировалась следующая стоянка.

На Среднем меня волновал только один брод - уже на северном побережье полуострова нам предстояло переправиться через реку Выкат. На стадии подготовки поездки мы уже знали, что Выкат для нас может быть и не проходим; но ведь уровень воды год от года разнится - ничто не мешало нам попробовать. В наименее удачном (и наиболее вероятном) случае мы бы вернулись по берегу к прямой дороге с перевала на Большое Озерко.


(волновавший меня брод)

Дорога по берегу оказалась на удивление хорошей.


(хорошей оказалась не только дорога, но и погода!)


- Автор - Серега

В будущем мы много раз замечали несоответствия нарисованной на карте тропки и реального "автобана" или же, наоборот, изображенной крупной дороги и присутствовавшего в реальности каменного триала. Основные дороги полуостровов много лет разбивались военной техникой, курсировавшей туда-сюда между Земляным, Большим Озерком, Вайдагубой и Цыпнаволоком, в то время как береговые "протаптывались" заезжими автомобилистами... и оставались в большей сохранности...

Первый же небольшой брод - через ручей, вытекающий из озера Палви - скрывал в каньоне живописный водопад...


(местоположение брода на карте)






- Автор - Жека


- Автор - Жека


- Автор - Жека


- Автор - Жека


- Автор - Жека

Чувствовался контраст перешейка, где постоянно дул холодный ветер, и этой небольшой долины на Среднем полуострове, в которой можно было найти даже высокорастущие для тундры кустарники и разнообразные цветочки.



Всех так и тянуло мокнуться в нижней чаше водопада, но впереди был дальний путь, поэтому никто не решился задерживать процессию...

Дорога проходила то вдоль отвесных скал, то по кустам, то вновь спускалась к ручейкам и речкам. В прошлом году, отправляясь на север на девятине, я была свято уверена в том, что если дорога и есть (пускай даже по тундре), то ее можно пройти на недоприводе; а если ее нет - то и внедорожник бесполезен. Дороги на полуостровах представляют собой тот самый класс, для которых строятся бездорожники;) - крупные валуны, глубокие лужи, каменные подъемы, много страшнее Воттаварских, по которым нельзя влетать "ходом". Но по сравнению с Рыбачьим, полуостров Средний - это всего лишь цветочки. Все дни, что мы провели на полуостровах, меня не покидала радостная мысль, что я даже не попыталась соваться туда на своей девятине.


- Автор - Леха


- Автор - Жека

Больше всего нас занимала окружающая природа... Все было в новинку... И два плавника, смутно смахивающих на касаток, которые неспешно отплывали от берега, и буйная тундровая растительность... Здесь, на дальнем севере, где, казалось бы, должны быть лишь только мертвые камни, все так и светилось жизнью! А древние разрушающиеся горы давали этой жизни плацдарм для существования.


- Автор - Жека
(как приятно лежать на гладком ковре тундры!)

Южный берег Среднего - это практически бесконечные каменные пустыни - огромные голые площади, усыпанные крупными сточенными морем камнями, поросшими разноцветными лишайниками. Норвежцы пишут научные работы по феномену этих полей (ради интереса, запустите в гугле поиск названия "мыс Маталаниеми"...)... высота, с которой отступило море, по их измерениям составляет около 90 метров, при этом камни как будто чьей-то могущественной рукой уложены волнами. Мы не геологи, поэтому не могли поражаться научной ценности полей... зато любовались их суровой северной красотой...


(а вот, собственно и пустыни на карте...)


(темно серые поля - это и есть каменные пустыни...)


(вот там на скале стоят наши экипажи... здесь, как нигде, виден природный масштаб...)

Каменные плиты полуостровов поднимаются от воды ступенями, отражая уровень тысячелетиями уходящего океана. Нижняя ступень южном побережье Среднего - светлосерая крупная галька, частично поросшая водорослями - это отливная полоса... Дальше - на следует уровень каменных пустынь, простирающихся на сколько хватает глаз. Где-то в "пустыни" даже видны следы от военной техники - кажется, что кто-то проехал здесь совсем недавно, перевернув камни другой стороной, еще не успевшей сменить нарутальный каменный цвет благодаря растительности... Но с таким же успехом заблудившийся гость мог здесь побывать и 10, и 20 лет назад. Природа севера медленно возвращает свое...

На следующей ступени - зеленый ковер из березы и других низкостелящихся растений.

Практически везде спуск к воде закрыт; в отличии от Белого моря, слишком высоки обрывы ступеней.

Встречали мы и следы присутствия человека (скорее даже военного человека): брошенный каменный домик с видом на губу Печенга и Норвегию. Домик расположен примерно там, где во времена Второй Мировой стояли защитные батареи... Наиболее подробное описание военной истории этого берега можно найти в документе "Немецкая разведка о Русском севере, 1939 - 1943 гг." (по ссылке).




(забор вокруг дома опутан колючей проволокой)



(вид вдаль...)


- Автор - Жека
(сортир даже без двери около домика... оооочень важная постройка в тундре!)

Колючая проволока на заборе наталкивает на некие подозрения о его использовании... Дом пуст, но видно, что периодически он кем-то используется для разовых ночевок. Когда-то в дом приходила и наземная линия связи, второй конец которой уходит куда-то в центр полуострова...

Были и другие свидетельства присутствия военных, а так же многочисленные памятники защитникам полуостров времен войны.


(некая военная фигня недалеко от дороги)

На осмотр памятников советской "военной архитектуры" мы практически не останавливались...

Когда мы отъезжали от домика, над губой Печенга уже шел ливень, грозивший накрыть и нас.


(вид на Губу реки Печенга... над ней начинается дождь)

А мы стремились как можно быстрее добраться до мыса Земляной, проходя брод за бродом (стоило дороге отвернуть от берега моря, как количество бродов росло в геометрической прогрессии).




- Автор - Леха


- Автор - Леха

Увы, нам так и не суждено было реализовать сей план. Не доезжая буквально километр - два до мыса Земляной, мы наткнулись на брод существенно выше колена глубиной и с достаточно жидким дном. Никто не рискнул его опробовать на себе - пришлось развернуться (Нивам - развернуться... а для меня, т.к. я уже успела проехать пол брода до "островка", это была первая лужа, взятая задом). Вероятно, если бы мы натолкнулись на него уже после посещения Рыбачьего, мы бы прошли, даже не задумываясь... Но на тот момент, возможности машин еще не были настолько опробованы. А ведь на самом мысу было, что посмотреть... Умолчу о красотах Земляного до его личного посещения;)


(вот примерно тут мы и встряли. расстояние до мыса - менее 2х км)

Для дальнейшего пути у нас было два варианта: либо возвращаться до основной дороги на Большое Озерко, либо попробовать пройти через центр полуострова, т.е. через брошенный поселок Земляное. Мы нацелились на второй.


(наш новый путь)

Мы еще не успели доехать до дороги через центр полуостровов, а Белый экипаж лишился следующего амортизатора - на этот раз левого переднего. Короткая остановка, к несчастью, пришлась именно на тот момент, когда на нас выливались остатки дождя, пришедшего с Печенги. Пока Ромыч откручивал склинивший амортик, пассажиры отсиживались в сухом салоне машины.


(вот он, дождик, пришедший с Печенги)




(комплект спортивный амортизаторов Плаза... в багажнике)

Немного не доезжая первого водопада, мы свернули в центр полуостровов.


(точка, из которой идет вполне приличная дорога через центр Среднего)

Дорога пошла в гору и одновремено начала попадаться какая-никакая кустистая растительность.


- Автор - Кирюндель


- Автор - Кирюндель


- Автор - Кирюндель


- Автор - Жека


(фрагменты дороги через полуостров)

Поселок Земляное, расположенный в самом центре Среднего, вообще оказался окружен чем-то, что отдаленно напоминало настоящий лес. Где-то я читала, что Земляное все еще жилой поселок... но стоило нам въехать на окраину, сомнений не осталось: там давно никого нет. Брошенные дома, оставленная прямо посреди дороги техника... Не знай я истории этих мест, предположила бы, что лет 15 - 20 назад здесь началась война и жители убегали, бросая все, что имели. Но реальность более печальна - столь удачно расположенный поселок с капитальными постройками просто бросили в связи с передислокацией военных частей.

Естественно, мост через Выкат был разрушен, но рядом машины уже "протоптали" вполне приемлимый брод.


(вот тот самый разрушенный мост)

Неподалеку виднелись и те, кто, собственно, сей брод себе соорудил: полноприводные камазы с такими же полноприводными прицепами... расхитители металла. Один камаз стоял прямо на дороге, а другой, вместе с рабочими, - за кустами. Это они делали вид, что спрятались, пока разрезали очередной металлический элемент, чтобы погрузить его к себе в кузов.

Земляное оставило непрятной осадок уныния.

Дальше дорога пошла преимущественно по лесу (если так можно было назвать кустарник, росший вдоль дороги). До выезда на берег нам оставалось пересечь несколько неглубоких бродов и совершить лишь одну остановку - около очередного военного монумента в центре полуострова. Примечательно, что даже здесь монумент подкрашивается и подновляется - работа мурманских военно-патриотических отрядов.

Стоило нам достичь моря, как дорога резко улучшилась. Кое-где были даже свалены кучи песка - свидетельство того, что дорогу периодически засыпают заново. В итоге свой путь по Среднему мы не сократили, зато миновали потенциально непроходимый для нас брод через Выкат.

Продолжая свой путь к перешейку между Средним и Рыбачьим, мы наткнулись на еще одно интересное природное явление - дымящийся ручей.




- Автор - Леха

То ли после дождя, то ли от разницы температур воздуха и воды, над ручейком поднималась призрачная дымка, которую, к сожалению, лишь примерно удалось запечатлеть на фотоаппарат. Раньше ручей носил название Кохмело-йоки, теперь он безымянный ручеек, зажатый между двумя горами: Сахарная голова и Угловая... Этому ручейку посвящена отдельная часть книги "Осиротевшие берега"...


(а вот и ручеек...)

Наш объезд Среднего закончился выездом на "автобан", идущий от перевала к Большому Озерку.

К слову о перешейке между Средним и Рыбачьим... Как и предыдущий перешеек, на котором мы дневали, в свое время он служил плацдармом для волока судов из бухты Озерко в Большую Волоковую губу. Это путь был хорошо известен уже в 15-м веке; а пользовались им чуть ли не до 20-го (последние свидетельства использования волока, найденные автором "Осиротевших берегов" (Михаилом Орешетой), датируются 1896 годом). В наше время перешеек украшает буровая вышка и рабочий поселок, выросший вокруг нее. Информационные щиты, стоящие на всех отворотах к буровой, гласят, что разработки ведет недропользователь ООО "Арктические технологии". Что именно там добывают - остается лишь догадываться: каких только сообщений в сети мы не читали, начиная от того, что на Рыбачьем нашли нефть, и заканчивая речами об алмазах.

На перешейке мы остановились на совещание: какую дорогу выбрать в качестве основной для путешествия к Вайда-Губе. Проезд по Среднему всех достаточно сильно измотал и мы, естественно, хотели быстрее добраться в Вайду... Так что выбор пал на более хорошую (судя по карте) - среднюю дорогу.


(два варианта дороги... ох, не верьте таким картам!)

Поселок вокруг буровой вырос как раз там, где на всех картах обозначено на перешейке очередное Большое Озерко. Наш путь пролегал именно через него. Далее мы должны были свернуть на право и начать подниматься на сопки.


(поворот в поселок - точка 1; поворот на нашу "типа хорошую" дорогу - точка 2)

В поселке мы заметили людей, направляющихся к зеленой буханке и о чем-то споривших. Проехав мимо, через метров 200 мы были вынуждены остановиться, т.к. эта буханка ехала за нами и отчаянно подавала все мыслимые и не мыслимые свето-звуковые сигналы. Первой мыслью было: "ща придется объяснять, как мы попали на территорию их небось закрытого поселка". Вторая мысль: "сейчас огребем".

Я несколько замешкалась, выглядывая из машины, и когда таки высунула голову, обнаружила Ромыча в объятьях крупного мужика с длинными светлыми космами в непонятно-каком костюме и с улыбкой до ушей. Объятья со стороны незнакомцев были настолько теплыми, что в первый момент они мне показались лучшими Ромычевскими друзьями (ну малоли что... бывают неожиданные встречи).

Пара минут на обмен приветствиями - и вот мы в курсе дела. Мужики работают на местной буровой установке; сами с Питера... геофизики.

Север - удивительное место. Здесь тебе могут быть рады только потому, что ты существуешь. В данном случае нам были вдвойне и втройне рады, т.к. прибыли мы с родного для геофизиков города Петербурга (что ясно читалось на номерах машин).

Первый и совершенно искренней вопрос к нам звучал примерно как "А вы, что, ЗДЕСЬ трезвые ездите?"..."По местным дорогам - только на стакане!"... И поведали нам печальную историю о том, как та самая новая буханка, на которой они нас преследовали, приняла столь странные формы. Оказывается то была чуть ли не единственная попытка проехать по Рыбачьему без алкоголя, которая закончилась на боку. При этом по словам "аборигенов", после принятия пары стаканов с ними ничего и никогда не случалось.

Только въехав на Рыбачий, мы не особо придали значение всем этим объяснениям. Позже во время наших совсем не быстрых продвижений закралось объяснение для этой правды жизни: трезвый человек просто развернется на пол пути и не поедет дальше (как мы и сделали позже при попытке проехать в Зубовскую губу). Пьяный - вопросов задавать не будет и просто молча и, как говориться, скрипя зубами доедет до конца... может быть, конечно, с большой долей лихачества;)

Буханка, естественно, осведомилась о наших планах и первым же делом порекомендовала не соваться на центральную дорогу по полуострову - там броды по пояс, они на своей машинке там уже сидели. По их словам вдоль побережья путь был намного лучше. Тем более, что им самим туда надо: их знакомый лопарь на мотоцикле сверзился со своей техники в какой-то грязи и они едут его спасать (сами при этом с лопарем были знакомы всего несколько часов).

И вот наша процессия, теперь уже из четырех машин, выдвинулась вдоль южного, а затем и западного побережья Рыбачьего. По качеству дорога сильно смахивала на огибающую полуострова Средний: те же небольшие бездорожные участки, но, правда, намного больше бродов. Зато дорога была явно наезжана... и вдоль нее периодически встречались люди. То геологи с Нарьян-Мара, то еще кто-нибудь...

Жизнь здесь нетороплива и размерена. Если мы встречали людей - то обязательно останавливались... Если останавливались - то наши проводники обменивались всеми последними новостями. Кроме того, провожатые активно следовали собственной философии об обязательном стакане в голове водителя. Видимо, у них была выработана определенная частота приема "лекарства"... и однажды мы даже остановили всю процессю для того, чтобы у буханки открылась передняя дверь, в нашу сторону был передан некий беззвучный тост от водителя, и водитель отправил себе в желудок очередной граненый стакан чего-то крепкого (затрудняюсь сказать, что это было: водка, самогон или спирт..).

Чем больший градус был в головах наших провожатых - тем больше им нравилось женское общество в наших машинах, которого они были лишены у себя на буровой. Мы, так же замечая эти перемены, старательно думали, как избавить себя от откровенно пьяного общества на ночь. Так начал медленно рождаться план отказа от ночевки на Немецком в пользу перемещения вглубь Рыбачьего.

Дорога, тем временем, открывала нам все новые красоты полуострова. Многочисленные броды и водопадики уже не вызывали у нас того же восторга, что при начале движения через Средний, но в нескольких местах мы все-таки останавливались для съемки. Природа Рыбачьего отличалась от Среднего большей мягкостью: встречалась даже настоящая трава... и песчаные пляжики!

Фрагмент этой дороги, кстати, проходит по дну моря во время отлива; этот кусок заканчивается приличным бродом в СОЛЕНОЙ воде (кажется, речь идет о губе Червяного ручья). Предполагаю, что во время максимального прилива этот участок не проходим.


(вот он брод через губу ручья...)


(точка впереди - наши бессменые провожатые)


(проверка Нивы после соленого брода)


(небольшой водопадик у места впадения ручья в море)

На последнем отрезке дорога ведет уже не по берегу, а через материк, а именно, через Керванту. Здесь на пути мы встретили всего лишь один существенный брод, после чего достигли наконец губы Вайда и поселка Вайдагуба.


(обсуждение схемы проезда)




(проходим этот самый брод... избранный путь - результат долгого совещания!)

Поселок этот насчитывает сотни лет истории, но на сегодняшний день там обжиты лишь пара домов, а функционирует разве что метеостанция. Неподалеку от поселка - современная военная часть, но она как будто не хочет иметь ничего общего с старыми разрушенными зданиями и общей заброшенностью.

Главное, что нас поразило в Вайде, - это помойка из металла и дерева, занимающая огромную площадь вокруг поселка. Кто-то здесь себе оборудовал небольшое стрельбище - по большей части помойки были расставлены тренировочные цели... Будь это место поближе к перевалу, его давно б растащили металлоломщики... А так им туда было, видимо, просто не добраться.

Забавно, что даже здесь мы нашли синий телефон, поставленный, кажется, уже в каждом населенном пункте России.


- Автор - Кирюндель


- Автор - Кирюндель


- Автор - Кирюндель
(кажется, последние 3 фотографии - это Вайдагуба... однако не уверена, т.к. Кирюндель не снабдил свои фото подписями... это может оказаться и Скорбеевска, о которой - чуть дальше... на подробный осмотр мы ни в Вайде, ни в Скорбеевке не останавливались...)

Все, что бросается в глаза при въезде в поселок, - это наследие советского прошлого. Но есть в Вайде и следы более ранней истории, которые мы, увы, не успели осмотреть... Цитирую О. Решета: "Вот слева от дороги между Кекурским и Немецким мысами высится над обрывом внушительный дот. Скользя по гальке, поднимемся выше него и через 100-200 метров попадем на территорию могильника каменного века. Хорошо сохранился круг, в котором танцевал ритуальные танцы шаман. Рядом жертвенная яма, а пониже, на ровном плато, хорошо видны около 35 могил. Могильник нашел Валинг во время экспедиции в 1995 году. По мнению Эриксена, аналогичное захоронение сохранилось в Норвегии, у поселка Мортекенес. Следующий памятник находится почти у дороги. Это хорошо сохранившиеся шесть могил, принадлежащих саамам раннего каменного века". Кроме того, в районе Вайды можно найти пронумерованные камни - одну из загадок Рыбачьего... Прохлопали ушами мы и древний лопарский колодец... Из-за общей усталости и накатывавшего чувства голода, камни с колодцем мы так же отложили на следующий раз.

В Вайде нас догнали наши бессменные провожатые. Видно, что здесь градус уже превысил все допустимые нормы, и самый нестойкий геофизик начал просить нас забрать его ну хоть куда-нибудь, где есть женщины... В Никель, в Печенгу... все равно... На помощь нам пришли его более трезвые "товарищи"... Далее, видимо, они сами уже старались не допустить столкновений... Больше мы этих забавных геофизиков не встречали.

А нашей следующей целью был мыс Немецкий - самая северная точка Европейской части России. Своим видом она полностью оправдывает свое пафосное географическое положение: черные острые скалы из хрупкого камня, спускающиеся к самой воде... и маяк ("маяк Вайдагубский") навивают мысли о том, что мы наконец-то достигли края земли. К слову, мыс Немецкий, не смотря на свое название, никакого отношения к Немцам не имеет. Утверждается, что "немцами" на руси называли всех иноземцев... Подробнее о Вайдагубе и мысе Немецком можно прочитать в описании тайника "Северный ветер. Мы у него в ладонях" на Геокешинге (по ссылке).


- Автор - Жека
(самая северная российская материково-береговая водоросля...;) )


(Татьяна разминается найденным буем...)






(Вайдагубский маяк)

Мыс Немецкий - это очень специфические острые скалы, полная противоположность каменным полям Среднего... Кстати, на мысе мы впервые встретили Рыбачинский золотой корень (возможно, раньше мы просто не обращали на него внимания)...



Приехав на место мы поняли, что спокойно переночевать здесь все равно не получится: слишком уж этот отрезок суши был населен. Ближайшее место, которое как-то походило на приемлимую стоянку было либо на обратном пути в районе Кийских островов, либо дальше, вдоль северного побережья Рыбачьего, куда мы и двинулись, сожрав по банке консервов.

Оценив время, которое нам понадобилось на проезд по дороге от Большого Озерка до Вайды, мы прикинули свои шансы и нацелились на Зубовскую губу, где, по слухам, была отличная стоянка и рыбалка, т.е. можно было устроить дневку. До Зубовки оставалось примерно 20 км по неизвестной нам дороге и мы прикидывали, что часа через 2 мы будем уже сидеть у костра и обсуждать сегодняшний день.


(вот, куда мы намылились...)

С Вайдагубы нам надо было выехать не на ту дорогу, по которой мы приехали, а на ее ответвление в сторону поселка Мыс Скорбеевский. Пару раз неправильно повернув, мы оказались практически на мысе Кекурский.


(здесь даже на карте видно, сколько раз можно неправильно повернуть... побывав во всех указанных точках, мы в итоге направились по основной дороге направо из точки 6)


- Автор - Жека
(Камни мыса Кекурский и военные памятники тундры)


- Автор - Жека
(еще раз Кекурские камни)

Черные камни, как на Немецком, здесь покрывал зеленый ковер тундры... потрясающее зрелище. Наверное, если б нам не светила впереди как путеводная звезда Зубовка с ее рыбой и затонувшим в бухте судном, мы бы здесь и остались, благо чуть по дальше, за мысом, есть несколько вполне пресных ручьев. На Кекурском, в отличии от Немецкого, хотелось остаться, да и есть желание туда вернуться. К слову, о мысе и о происхождении его названия можно прочитать по ссылке, приведенно выше для мыса Немецкий.

Все-таки не задержавшись на Кекурском, мы вернулись на правильную дорогу к Скорбеевскому. Веселенькая растательность Вайды сменилась зеленым ковром из березы, мха и тп. Тундра начала напоминать то, как я представляла себе Рыбачий по чужим рассказам: голые поля, где периодически встречаются останки военной техники разных лет.


- Автор - Кирюндель



Где-то я читала, что в Зубовку можно проехать и по берегу океана - в следующий раз, если я надумаю вернуться на рыбачий, придется испробовать именно эту дорогу. Дорога по центру полуострова оказалась не то, чтобы каменным триалом... а вообще не дорогой. Машины ехали на нас, а не мы на машинах (в своем УАЗе я чувствовала себя как на легковой машине, пытающейся проехать по ленобластному бездорожью). Крупные камни, так и норовящие треснуть по мосту или баку, сменялись глубокими бродами, а те, в свою очередь, передавали эстафету не менее страшным мостам.

Однако, до Скорбеевского мы доехали относительно быстро.


- Автор - Жека
(останки построек в Скорбеевке)

Типичная военная часть имела типичную кончину. Все обустроенные каменные дома брошены, вокруг во всю орудуют металлоломщики. Стекла выбиты, двери разломаны... А над сгоревшим домом поднимался еще свежий дымок. Не надо быть пророком, чтобы догадаться: расхитители металла еще и поджигатели... Очень хотелось плюнуть им в лицо, но здравый смысл предлагал обратное.

Уже в районе Скорбеевского мы начали понимать, что Зубовка от нас слишком далеко, чтобы продолжать ломиться туда без отдыха. В качестве потенциальной стоянки мы рассматривали губу Скорбеевку. Мы даже нашли туда хороший подъезд, но место было уже занято с противоположной стороны охотниками за металлом (рядом с несколькими людьми на берегу реки стоял камаз), так что нам пришлось ретироваться.


(вот примерная схема поиска этого "подъезда": в районе точки 9 есть отворот к морю (точка - не точная)... далее около точки 9 можно будет под углом (в левом повороте) пересечь ручей и въехать наверх на его берег... )

Так мы двинулись дальше в тундру по крайне не рекомендованной нам дороге через центр полуострова. Камни и броды становились все страшнее. Мосты - практически исчезли. Большую их часть заранее хотелось объехать, а не испытывать их на прочность собственными колесами. Один из мостов, переправу, сделанную из перевернутой военной техники, даже пришлось модифицировать, чтобы ее могли пройти нивы (УАЗ под жестким контролем штурмана прошел и так).


- Автор - Жека
(мост - такой, каким его проехал УАЗ... с большиииими дырками, в которые спокойно помещалось УАЗовское колесо)


(окрестности вокруг мостика)


(модифицированный мост для нив... основные дырки засыпали камнями)


- Автор - Жека
(Нива проходит мост)

В качестве потенциальной стоянки мы прицеливались уже не на реку Зубовку, а на противоположный берег Зубовской губы - мыс Майнаволок. Но когда увидели, что очередно отворот к морю ведет прямиком к военным, решили не искушать судьбу. Хотя, может и стоило...

Примерно через час пути от Скорбеевского мы уже даже не искали стоянку: просто встали на первом попавшемся озере у дороги. Карты легли так, что это озеро оказалось на горе Перевальная: не самая высокая точка Рыбачьего (самая высокая - гора Эйна, выстоа 299 метров; перевальная же имеет всего 243 метра), но с нее открывается отличный вид, как на окрестности, так и в историю. По договору между Российской Федерацией и Финляндией, заключенному в марте 1918 года, полуострова были поделены на двое; граница, в частности, прошла по центру поселка Вайдагуба и по горе Перевальная. Какое-то время граница не охранялась, но во время Финской войны эти земли видели много крови.


(наша стоянка на карте)


(выбранное место стоянки в реальности)


- Автор - Жека
(я осматриваюсь...)

Маленькие озера, а тем более на высотах, редко заболачиваются. Не смотря на свои размеры и явно снежное происхождение, они все короткое северное лето остаются кристально чистыми, хоть и не глубокими. на одном из таких озер мы и встали: загнали машины в тундру поближе к воде и поставили палатки. Увы, но мягкий ковер Кекурского уже успел смениться ягелем и лишайниками, покрывающими целые россыпи камней, иногда - острых. Места для палаток искали не из принципа "ровно", а из идеи "поменьше острых углов под собой". С костром при полном отсутствии дров так же не вышло: готовили в феррине на горелке.

Стоило нам остановиться, как прилетели комары... в очень больших количествах. Распаренных и грязных после долгой дороги, нас так и тянуло мокнуться в озеро, но даже представить момент раздевания в таких полчищах кровососущих насекомых было невозможно.

Помогла переменчивая северная погода. Когда мы заканчивали ужин, подул сильный ветер и сдул всех комаров. У меня образовалось 5 минут на купание...


- Автор - Кирюндель
(еще одно фото из серии "Как я провела лето")

Вылезала из воды я уже под начинающимся дождем. Вместе с приходом дождя резко похолодало, поэтому народ хором разбежался по палаткам и под тяжестью впечатлений почти мгновенно провалился в тяжелый сон.

Продолжение следует...
К содержанию

Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий