27 июля 2008 г.

Север... Часть 2. Полуострова Средний и Рыбачий... День 7

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

День 7. 18 июля. Пятница

Маршрут: Железный ручей - подножья горы Мотка - развилка с дорогой на Б.Озерко (69 39,992N; 32 15,382E) - подножья горы Рокапахта - Большое Озерко - перешеек между Средним и Рыбачьим - восточный берег полуострова Средний - перешеек между Средним и Кольским - перевал - водопад на р. Титовка

Расстояние: около 60 км.

Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.

С вечера, находясь под впечатлением от "отличного" зубовского тракта, мы увидели на карте небольшую тропку, которая идет в нужную нам сторону по берегу и приходит на основную "трассу" километров за 10 до Большого Озерка.

(а вот и намеченная нами дорога. В тех местах, где она пересекает ручьи, можно найти место для не менее комфортных стоянок, чем в Эйне и на Железном; на дороге даже нет неочевидных поворотов!)

С точки зрения расстояния, береговая дорога давала сомнительное преимущество. Однако, до сих пор передвижения по берегам давали нам возможность разогнаться и не тормозить каждые 100 метров на преодалении бродов, поэтому и в этот раз решили попробовать именно береговую дорогу.
Еще до подъема большей части команды, Леха с Танькой на Ниве проверили обнаруженный путь, пройдя почти до конца. В той части, где они могли оценить, дорога была как минимум проходима.

Разведка успела таки вклиниться в небольшое временное окно между дождями. До и после небо извергало на нас ведра воды. Не успев зажечь костер, мы были загнаны обратно по палаткам. В итоге, как и накануне, еда готовилась в феррине на примусе. А вот есть пришлось на улице.
Честно скажу: если мне и приходилось попадать под такой дождь, это было явно не на природе. Быть может, лучшие Питерские ливни и могут сравниться с этой стеной воды, но вот последствия дождя в городе явно заведомо меньше. Моя якобы непромокаемая куртка потекла минут через 5. Пока я соображала, течет она по швам или вся целиком пропускает воду (к слову, оказался как раз второй случай), остатки моей каши в миске были до верху посудины разбавлены водой. Только и успев сбросить мокрую куртку, пришлось спрятаться с миской в машине;)
Дождь шел с переменным успехом, а сборы все затягивались. Стихия не просто задержала нас на месте, она еще и не дала нам воспользоваться приглашением на обед с камчатским крабом - придется теперь в будущем самим наверстывать упущенное;)
Таки погрузив мокрый скарб в багажники, мы направились вдоль моря. Кое-где перемещались действительно по дороге, а в других местах путь пролегал по слегка примятому в тундре ягелю. Однако, в любом проявлении, путь вдоль моря оказался намного лучше, чем медленное движение по размешенному военной техникой каменному триалу с водными преградами.
Стоило нам сняться с места, как дождь закончился, сменившись призрачной дымкой, закрывающей гору Эйну и искалистые берега губы. Как это красиво: старые горы, покрытые ярко-зеленым живым ковром!

- Автор - Кирюндель
(южное побережье Рыбачьего во многом напоминает наш первый берег Среднего - такие же ступенчатые скалы, разве что без каменных полей. Красота...)

(наш единственный общий снимок)

- Автор - Жека
(конечно, периодически приходилось останавливаться для осмотра машин... как здесь... мы все долбанулись в броде через ручей одним и тем же местом... жаль Жека не успел захватить фотоаппаратом стоящий впереди Патриот с Серегой в такой же позе с того же края!)

Со временем дорога с берега свернула вглубь Рыбачьего и вывела нас на гору, с который открывался вид на основную дорогу в Большое Озерко (ну кроме дороги перед глазами открывалась вся губа Большая Мотка и перешеек между Средним и Рыбачьим с одинокой буровой вышкой).

Патриот шел впереди, Нивы слегка подотстали. Мы уже успели спуститься с горы на дорогу, как заметили вдалеке в клубах пыли военную технику. Как я говорила ранее, мы оказались на Рыбачьем в самый разгар учений и попадать под "горячую руку" ну совсем не хотелось, поэтому, объявив по рации о вынужденной остановке, мы поднялись обратно на предгорья Мотки и наблюдали за прохождением колонны оттуда.

- Автор - Леха

Колонна была действительно внушительная. И военная техника, и дома на колесах, и полевые кухни (нам с голодухи показалось, или от них действительно вкусно пахло едой?). Шли машины достаточно долго: не то, чтобы многоосной технике с огроменными колесами были незаметны препятствия; они были слишком массивны, чтобы "проскакивать" на скорости бугры и ручьи. Так что перед очередной лужой каждая машина колонны действительно сбавляла скорость... Разве что Татьяны впереди в химзащите не хватало;)
Машины тянулись из-за горизонта достаточно долго, пока наконец-то не закончились; мы наконец-то могли спуститься с нашей обзорной точки. У меня язык не поворачивается сказать, что мы там были незаметны: нас не только видели, но и махали нам рукой из машин:) Видимо рассмотрели уже в бинокле, что на Рыбачьем женщины появились;)
Та развилка, где мы вырулили на основную дорогу между Большим Озерком и Цыпнаволоком, снабжена единственным на Рыбачьем дорожным знаком:)

(а вот и развилка с дорожным знаком...)

Остаток дороги до Большого Озерка не оправдал наших пессимистичных ожиданий. Большинство крупных речек (Ростой, Полтын, Ииску) имели не только качественный брод, но и вполне функционирующий мост.

(вполне функционирующий мост через одну из речек)

(мелковата во время отлива губа Большая Мотка...)

(один из упомянутых выше ручьев с моста)

- Автор - Кирюндель
(по дороге, как и везде на Среднем - Рыбачьем, нам встречались весьма аппетитные, но дурные птички)

Напрашивается вопрос, что же такое есть между той точкой, где мы свернули с дороги, и развилкой, где на нее вернулись, раз качество дорожного покрытия соблюдается с намного большей тщательностью?

Наш путь проходил через один из самых крупных поселков полуостровов - брошенное Большое Озерко.

(поселок, о котором идет речь)

Высокие пятиэтажки, смотрящие на губу Большая Мотка своими пустыми черными окнами оставляют весьма трагичное впечатление. И ведь поселок был брошен не в результате катастрофы или военных действий.

(подъезд к поселку)

- Автор - Жека

(вид на губу Большая Мотка из поселка...)

(а вот и инструментик расхитителя стройматериалов и металла...)

Цитирую книгу "Осиротевшие берега":
"Большое Озерко - ... возникло как колония в 1860 году на юго-западном побережье Рыбачьего... В 1920 годы было центром Новоозерковской волости. Население в 1926 году - 247 человек, в 1938-м -127 человек. В 1930 году организован колхоз "Пограничный рыбак"... В 1960 году поселок Озерко обозначился рядком сборно-щитовых домиков, называемых в народе "финскими"... За годы существования зенитно-ракетные комплексы, находящиеся на Среднем и Рыбачьем, устарели морально и тактически. В конце восьмидесятых - начале девяностых годов их стали сокращать... Осенью 1994 года последняя группа солдат и офицеров покинула поселок Озерко. Наступил период погрома всего, что с таким трудом создавалось годами. В это время проявились худшие черты нашего национального характера - брать все, что плохо лежит, бить то, что не унести".
Мне нечего добавить. Сейчас поселок похож на заброшенное поле военных действий. И он будет рушиться и портиться, пока останется хотя бы еще один грамм металла, который можно сдать, или еще один кирпич, который можно прихватить с собой. Процесс расхищения поставлен на широкую ногу... Но даже если бы не было расхитителей, я не верю, что в эти дома когда-нибудь могла бы вернуться жизнь. Наша действительность такова, что даже хороший дом, теряющий одного хозяина, не всегда находит нового. В особенности это касается сооружений, находящихся в собственности вооруженных сил. Рыбачий очень выгодно расположен, увы, не только с точки зрения рыболовецкого промысла: полуостров с видом на Норвегию - отличный плацдарм для наших войск. Врятли в ближайшее время он или хотя бы его часть станет гражданским.
Поселок брошен, но одного "жителя" мы все-таки видели: охотника за металлом, выглядывавшего из одного из окон пятиэтажки... его инструмент был аккуратно сложен на лестнице.

Практически начиная с Большого Озерка и через буровую идет дорога, радикально отличающаяся от всех остальных "дорог" на полуостровах - по сравнению с ними это полноценное грунтовое шоссе; именно по нему на полуострова попадают легковушки (ну, конечно, только те, что смогли проехать через перевал)!

- Автор - Жека
(остаток дороги по Рыбачьему - от Большого Озерка до перешейка с буровой)

(перебазировавшийся лагерь мурманского патриотического движения и дорога по восточному побережью Среднего)

Последняя остановка - и мы на перевале со Среднего на материк. Печально, что так быстро пришлось оставить этот необычный и в каком-то смысле даже теплый край, но нам надо было спешить в Мурманск, чтобы отремонтировать белых, привить от бешенства красных и затарить пива в черных;)

(въезд на перевал...)

- Автор - Леха

Уже в конце перевала мы приняли решение не выезжать из погранзоны до утра: ночь с Пятницы на Субботу обещала большое количество народу на озерах и реках, расположенных недалеко от Мурманска. Наши надежды строились на том, что не все жители славного города имеют пропуска в Титовку, соответственно на водопаде нам никто не помешает.

(более точно указать водопад не могу - точка ставилась уже дома по карте)

Почти так оно и было. Уже когда мы разбили лагерь, к нам явилось несколько машин полюбоваться водопадом, но они вскоре исчезли, преследуя каждый свою цель.

(фрагмент водопада)

- Автор - Жека

Это был последний вечер в районе Рыбачьего. Вечер отдыха, купания в заводи наверху водопада и масштабной просушки после утренних дождей.

(лагерь на берегу Титовки)

(просушка в моем исполнении)

- Автор - Жека
(запасы еды, выковыренные во время просушки)

(...едааааа...)

(местные достопримечательности)

- Автор - Жека
(заводь наверху водопада, выбранная нами для купания)

(а это нас с Кирюнделем еще в начале поездки кто-то покусал; я сразу догадалась вскрыть нарыв, поэтому укус прошел достаточно быстро... кирюндель затянул и пришлось воспользоваться ножем...)