26 июля 2008 г.

Север...

Перепубликация из ЖЖ

Вот и закончилось одно из самых безумных и глобальных наших похождений. Жаль, что все прошло так быстро... у меня начинает создаваться ощущение, что настолько глобальные вещи надо планировать не на 2 недели, а на месяц и более; но, как обычно, ограниченные в деньгах и отпусках, мы довольствуемся тем, что имеем...


Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.

Я сознательно медлила с отчетом. Невозможно выразить даже бесконечным потоком слов то, что испытываешь, попадая в самое сердце Крайнего Севера. Это не впечатления - это глобальное сознания себя, перестановка жизненных приоритетов, перекрой будущего. Даже самый маленький кусочек Бескрайнего Севера не поместиться в сердце... это сердце растворяется в тундре, желая возвращаться туда снова и снова.
А люди... Я уже писала, что люди на севере имеют свой оттенок с одной стороны нечеловечности, а с другой - невыразимого благородства (не приписывайте мне взгляд через розовые очки - я все же реально смотрю на вещи и не идеализирую абсолютно всех обитателей севера);). Север быстро стирает с лиц все искусственное и наносное, оставляя только истинно внутреннее и человеческое. Не всегда оно красиво и честно, но всегда искренне. Незнакомцы помогают друг другу, а свои стоят друг за друга горой... какие там интриги? не до них! Вернувшись в родной мегаполис мне обидно слышать негативные отзывы "местных мажоров" о людях по ту сторону цивилизации, и особенно обидно в очередной раз с пеной у рта доказывать, что прежде чем хаять страну, в которой живешь, ее надо узнать ближе! Предвзятое мнение, сформированное из телевизора и двух-трех поездок за границу, настолько плотно застряло в умах, что самый главный аргумент ("а вы сами проверьте") - уже не работает. Наиболее часто приходится сталкиваться с утверждениями "дорог у нас нет", "все у нас плохо" и "перспектив нет"... Но это не так! Дороги - есть, просто не для таких низких машин (и я, честно говоря, не очень понимаю, зачем на том же Рыбачьем нужны нормальные дороги:)) "Все плохо" действительно только там, где люди позволили себе опустить руки... а такие есть везде... просто где-то их силами общества пытаются тянуть (иногда даже против их воли), а у нас - просто оставляют на произвол судьбы. Я бы сформулировала это как "естественный отбор" и назвала бы вполне здоровым явлением для общества. Человек должен желать эту жизнь, а не наполнять свой мир неестественным кайфом и рассуждениями о самоубийствах. Жить еще надо научиться...
Мы начали свой жизненный путь в стране развитой пропаганды: "Все у нас хорошо, лучше не может быть!". В офисе Екатеринбургского провайдера цифрового телевидения мне в руки попалась книга с красочными фотографиями заполярья, выпущенная всего пару лет назад. Название звучало примерно как "Северная экспедиция" (точно не воспроизведу)... В ожидании встречи, пролистывая фотографии и снова окунаясь в воспоминания о Баренцевом море, мои глаза случайно упали на абзац текста, в котором автор - корреспондент одной из советских газет - сожалел о том, что не мог написать всего этого ранее, т.к. КГБ запретило публикацию отчета об экспедиции... И ведь действительно, реальную картину на Крайнем Севере, в глухой Сибири, в отдаленных уголках Дальнего Востока знали только единицы; причем, зачастую, не могли об этом рассказывать или писать. Реальные истории начали всплывать только сейчас... И вместе с житейской картиной, доставляемой телевидением, они наводят ужас и переворачивают сознание добропорядочного городского жителя. Что в данном случае есть "реальность" и "нормальная жизнь"? Наши хлопоты мегаполиса или суровый север?... Пару раз за время путешествия у меня появлялась мысль, что реальная настоящая жизнь - она там... а львиная доля наших городских беспокойств и проблем - просто надуманы... И я до сих пор не смогла избавиться от этого ощущения, хотя вот уже месяц вроде бы погружена в работу.
Что же касается третьего заблуждения, то само понятие "перспектива" - оно относительно. Север действительно почувствовал удар экономического кризиса 90-х первым, но то же самое уже случалось и ни раз. Перед поездкой мне прислали ссылку на отчет о путешествии на Северный-Ледовитый океан в 1875 году, повествующий не только об экономических ямах, но и о полной потере транспортного сообщения, постоянных набегах норвегов и т.п. Потом были кровавые войны (как минимум, Финская и Великая Отечественная)... Север всегда жил своей жизнью и не надо ставить его в сравнение со столицами... Север, как птица Феникс, сгорая в пепел, вновь возрождается... Горько видеть брошенные дома и даже крупные поселки, но в то же время, приятно рядом видеть зарождающееся строительство новых домов. У Севера есть перспективы! А уж у остальной России - тем более. Можете записать меня в разряд треснутых патриоток... но Россия - прекрасна своими контрастами... она не идеальна, но прекрасна! И она развивается... Опираясь только на собственные впечатления я могу сказать, что за последние 3 года общая ситуация _значительно_ улучшилась. Согласна, наш народ несколько бесхозяйственно относится к собственным ресурсам... зато тот, кто не выезжал из Питера, никогда не поймет, насколько глобально понятие широкой русской души! А иногда это важнее; и понимание этого факта приходит тем быстрее, чем дальше ты по ту сторону от грани Полярного круга!



А теперь о событиях...

Маршрут: Питер - Мурманск - Старая Титовка - Большое Озерко - Вайда-Губа - Мыс Немецкий (самая северная точка Европейской части России) - Скорбеевка - Губа Эйна - Большое Озерко - Старая Титовка - Мурманск - Териберка - Туманный - Дальние Зеленцы - Губа Порчниха - Дальние Зеленцы - Туманный - Мурманск - Оленегорск - Ревда - горы Ловозерские тундры - Ревда - Оленегорск - Чупа - Чкаловский - Чупа - Гирвас - Питер.

Общая протяженность по одометру Патриота - 4260 км.


Команда:
Черный:
Я за водителя; Серега и Танька попеременно за штурмана; Кирюндель (он же Властелин).
Красный: Леха, Нест и Надя. Леха и Нест посменно за водителя и штурмана.
Белый: Ромыч за водителя; Дашка и Жека.

Нивы - без существенных доработок. Патриот - штатный; на обычной резине.

Связь:
В качестве связи между тремя машинами использовались трынделки 433 МГц; когда машины осталось 2 перешли на установленные 27МГц.

Навигация:Трек был частично утерян (навигация работала не всегда, плюс пару дней трек просто не писался из-за комповых глюков)... Тем не менее, его можно получить, обратившись ко мне в почту / аську. Кроме того, в рамках подготовки был собран файл с интересными точками по маршруту (WPT с текстовыми аттачами).
Почти для всех районов были найдены карты удовлетворительного масштаба; частично маршрут покрывался снимками Google Maps (кое-где на Рыбачьем было видно даже вездеходную дорогу, по которой мы шли).

Подготовка и источники:
В общей сложности подготовка заняла примерно 2 месяца: привязывались карты, по каплям собиралась информация о том крае. Вот наиболее интересные источники:
  М. Орешета "Осиротевшие берега" (http://skazmurman.narod.ru/library/or_ryb/ryb1.htm)
  Воспоминания о поездке на Ледовитый океан (http://biarmia.narod.ru/library/1875_rubachuy.htm) и другие материалы с сайта Biarmia.narod.ru
  Википедия (http://wikipedia.org/)
  Геокешинг (http://www.geocaching.su/)
  Google Maps
  а также многочисленные отчеты наших коллег по отдыху...

Содержание:

В ожидании выезда: http://ekatarios.blogspot.com/2008/06/blog-post_22.html

Часть 1. Дорога к морю.

                Дни 0 - 2: http://ekatarios.blogspot.com/2008/07/1-1-2.html



                День 3: http://ekatarios.blogspot.com/2008/07/1-3.html




Часть 2. Полуострова Средний и Рыбачий.

                День 4: http://ekatarios.blogspot.com/2008/07/2-4.html




                День 5: http://ekatarios.blogspot.com/2011/03/2-5.html




                День 6: http://ekatarios.blogspot.com/2008/07/2-6.html



                День 7: http://ekatarios.blogspot.com/2008/07/2-7.html




Часть 3. Дорога в РАЙ и неудавшийся прорыв в Рынду.

                День 8: http://ekatarios.blogspot.com/2008/07/3-8.html



                День 9: http://ekatarios.blogspot.com/2008/07/3-9.html



                День 10: http://ekatarios.blogspot.com/2008/07/3-10.html




Часть 4. Ловозерские тундры и дневка в облаках.

                День 11: http://ekatarios.blogspot.com/2008/07/4-11.html



                День 12: http://ekatarios.blogspot.com/2008/07/4-12.html




Часть 5. Белое Море и возвращение домой.

                День 13: http://ekatarios.blogspot.com/2008/07/5-13.html



                Дни 14 и 15: http://ekatarios.blogspot.com/2008/07/5-14-15.html




Отчет о поведении машины: http://ekatarios.blogspot.com/2008/08/blog-post.html

ВАЖНО: Все карты, использованные в отчете, были привязаны в Пулково 1942. Соответственно, точки, отмеченные на картинках - отмечены в Пулково 1942. При этом GPS-навигатор выдавал данные WGS84. Коррекция выполнялась средствами OziExplorer. У мну все это работало правильно; если нужна помощь - обращайтесь, подскажу с настройками.

Все записи с этой поездки объединены единым тегом "Север-2008".


Отчет так же опубликован на сайте клуба экстремального отдыха "Мустаг".

Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий