27 июля 2008 г.

Север... Часть 2. Полуострова Средний и Рыбачий... День 6

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

День 6. 17 июля. Четверг

Маршрут: г. Перевальная - развилка у г. Переметной (поворот направо) - брод через р. Пяйва - развилка у высоты 160,7 - примерно 69 44,136 N 32 31,900 E - развилка у высоты 160,7 - высота Придорожная - губа Эйна - Железный ручей

Расстояние: около 30 км; каменный триал и броды.



Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.

Утро порадовало солнцем и хорошим ветерком, который избавил нас от кровососущих соседей; поэтому с самого момента подъема по одному - по двое мы ходили на соседнее озеро помыться.


- Автор - Леха

Как я уже говорила, холодный климат сохраняет даже маленькие и мелкие отрезки воды, не давая им превращаться в обыкновенное болото. Те лужи, где мы брали воду и мылись можно было с большой натяжкой назвать "озером", т.к. глубина их врятли превышала метр - полтора. Это было нагромождение округлых булыжников, залитое водой и слегка заросшее скольской тиной (не в пример озерам Карелии и Ленобласти, крупной растительности здесь не было).
На г. Перевальная тундра предстала перед нами во всей своей красе... Бледно-зеленые бескрайние поля и сотни небольших отрезков воды. И больше ничего... совсем ничего.


(вид на Зубовскую губу (слева) и голую тундру (справа))


- Автор - Леха
(наш лагерь в тундре на г.Перевальная)


(и еще одно фото лагеря)


- Автор - Жека




(сбор вещей перед выдвижением дальше)

Прогуливаясь по окрестностям, сложно представить, что здесь могут быть следы человека. Но они могут поджидать в самых неожиданных местах; к примеру, Леха посреди тундры нашел лопату для снега. Жаль, с собой не прихватили;) Быть может, на новый год пригодилась бы;)


(та самая снежная лопата)

Ходовой день начался с относительно хорошей дороги и энтузиазма, которого, может быть, и хватило бы до Зубовской губы, будь наши машинки более подготовленные (будь у нас воздухозаборники повыше).


(в этот день мы нашли первый снежник, из которого я заправила термос с вакциной)...

Как и накануне, лужи снова сменяли одна другую. Мы так надеялись, что бесконечные броды таки закончатся на первой же развилке! Однако, нас там встретил лишь одинокий монумент посреди тундры, что не обещало ничего хорошего на дальнейшем пути.


(величественный монумент посреди тундры)


(а расположен он вот на этой развилке)

К слову о монументе, ближайший поселок (брошенная Скорбеевка) находится не менее чем в 10 км пути, так что фигура среди ягеля и сопок выглядела более чем величественно!

И снова начались камни и броды. Если накануне промером занимались Серега и Леха, попеременно превращаясь в "телепузика", т.е. одевая штаны от химзащиты, то в этот день повела Татьяна, а испытывали качество выбранного пути, как ни странно, на моем Патриоте.


- Автор - Кирюндель
(дорога на Зубовку)


(оно же)


(Татьяна ведет Нивы)


- Автор - Серега


- Автор - Серега
(весенне-летняя коллекция химической защиты)




- Автор - Кирюндель


- Автор - Леха


(временное пристанище на запаске для химзащиты)


(штурман отдыхает)


(каменный триал... Нивы)


- Автор - Серега

Технология прохода препятствий уже к середине дня была отработана до автоматизма. Патриот ехал с удобной мне скоростью, не дожидаясь нив на каменных триалах. Как только на пути встречалась лужа, мы останавливались, Татьяна облачалась в свой "выходной" костюм и отправлялась на воду. Совместными усилиями мы с ней надвоих выбирали траекторию движения так, чтобы наиболее крупные камни оказывались подальше от жизненно-важных органов машины, а небольшие "жижи" на дне лужи проходили стороной.
Вообще лужи на Рыбачьем - это впадины на каменно-песочной дороге, где уже давно вымыт весь песок и тяжелой техникой прокатана колея. Кое-где лужи просто стоят; в других местах постоянно пополняются водой из окружающих "трассу" озер и болотец.
Каждая лужа встречала нас двумя продольными "канавами" - следами колес военной техники... Соответственно, выбирать проезд приходилось либо справа, либо слева, но так, чтобы по средней борозде проходило хотя бы одно колесо.
То, что военному камазу "камень ни о чем", Патриоту с Нивами - смерть. Поэтому путь выбирался с предельной осторожностью: сначала проверялась предполагаемая "тропа для колес", потом дополнительный проход Татьяна делала по центру, где будут висеть редуктора. А дальше понижайку - и поехали, медленно переваливаясь колесами через крупные камни центральной борозды. К этому моменту, а, зачастую, и ранее, нивы подтягивались и наблюдали выбранный путь уже, как говориться, "в действии". Проход особо сложных препятствий просчитывали все хором, т.к. к моменту подхода Нив никаких идей у нас не было.
Большинство луж проходилось без проблем, если, конечно, забывать периодически о заводском пределе лужи в 0,5 метра для Патриота;) Плавал, как миленький, по самую верхнюю кромку переднего бампера... Оценили, что конструктора Патриота предусмотрели правильный пластиковый бампер, который не гонит перед собой волну, в отличии от Нив. Еще один "зачет" в пользу завода.
Вобщем если аккуратно ехать, то Рыбачий (в виде его "страшной" центральной дороги) не вызывает сложностей. Однако, проход получается слишком уж долгим. На дороге - сотни луж. Каждая - тщательно промеряется и исследуется, прежде чем преодалевается. Все эти мучения были вызваны основной проблемой - отсутствием шнорхелей. Будь машины ими оборудованы, не пришлось бы ходить и изобретать наименее глубокую траекторию - можно было б сосредоточиться только на поиске камней.

На одном из бродов, если не ошибаюсь на болотцах перед якобы мостом через реку Пяйва, мы застряли на очень уж глубокой луже. Единственный способ ее преодаления был слив... Тем более, что до нас там уже кто-то выкопал канаву, через которую, правда, отток воды был медленнее, чем приток.


(вот, собственно, это место...)


(раздумья о способе слива...)

Здесь нас нагнала очередная буханка. Наблюдая, как зеленый джип спускается с сопки, мы, естественно, ожидали встретить наших старых знакомых с буровой вышки, хотя, несколько удивлял тот факт, что они болтались здесь (т.е. там, куда они ни под каким предлогом не советовали соваться), да еще и посреди рабочего дня.
Мы ошиблись.
Это была группа мужиков из Москвы, нанявшая себе в Кандалакше водителя с транспортом (это вечером выяснилось в разговоре). Они приехали понырять в Баренцевом море и прямо в гидрокостюмах залезли в нашу лужу.


- Автор - Жека
(москвичи измеряют лужу)

Пока пассажиры измеряли величину брода, водитель походил - погулял по кустам и, не говоря ни слова, ходом прыгнул через них вдоль лужи. Это и был еще один способ преодаления препятствий, которым мы впоследствии активно пользовались. Ну с оговорками на применимость, естественно.

К слову, если вы думаете, что мост через Пяйву существует, вы очень ошибаетесь.


("мост" через Пяйву)

Обычная речка, с обычным разливом и совершенно обычным бродом. Но уж лучше бы все время ходить такие "спецучастки", чем все упомянутые выше Рыбачинские лужи.
Уносясь вперед москвичи пожелали нам удачной дороги и крикнули: "Встретимся на море!"... Эта фраза окончательно уверила нас в том, что ну уж они-то явно знают, куда едут. Значит все наши усилия не бесполезны!
После того, как верный путь был продемонстрирован, для нас было делом 5-ти минут погрузиться в машины и последовать за буханкой.

Одной из самых сложных горок на подъем стала сопка после реки.


- Автор - Серега


(прямо по склону с сопки стекает ручей)

Однако, мы уже знали, что она заведомо проходима. Впереди, чуть сбавив скорость, все время маячила штатная буханка, обладавшая той же проходимостью, что и Патриот. Жаль, но через какое-то время мы потеряли из виду наших спутников (видимо, во время очередной технической остановки).

Дорога привела нас на высоту 160,7, с которой окрестности совершенно не просматривались, поэтому увидеть, куда уехали наши "знатоки" не было никакой возможности. Ближайший морской берег от этой точки находился в Зубовской губе. Вот, с чего мы взяли, что дорога туда проходима, и свернули налево.


(высота 160,7)


(дорога дальше - вид с высоты)

Следующие 1100 или 1200 метров мы шли почти 3 часа.


- Автор - Серега
(вот итог нашей трехчасовой деятельности... круги здесь - полукилометровые)

Дорога существенно ухудшилась. Камни в бродах увеличились и, как на зло, следов буханки (подсказки в этой больно уж реальной игре на выживание) нигде не было.
Появились самодельные "усложнители" пути - как, например, мост, бревна которого норовили раскатиться, а в самых подходящих местах торчали острые металлические скобы. Скажу честно - в этом мало приятного.


- Автор - Серега
(водители выбирают траектории для прохождения моста)

Итогом наших трехчасовых мучений стал последний УАЗовский брод. Из целой серии луж эта мне показалась наиболее простой и проходимой. Прозрачная водичка показывала, что камней в броде нет и я, на свой страх и риск, пошла брать его без промера. Где-то к середине лужи мы достигли взятого ранее "максимума ватерлинии"... а лужа все углублялась и машина продолжала погружаться. Вода все больше сопротивлялась движению и я, помятуя о "волшебных" свойствах своего бампера, топнула газу, чтобы не дай бог в этой луже не заглохнуть.
Уровень воды прошел между фарой и бампером. От гидроудара нас отделяли какие-то 10 - 15 сантиметров. Необоснованный риск с моей стороны, но препятствие взято.


- Автор - Жека
(УАЗ выскакивает из злополучной лужи)

Каково же было мое разочарование, когда Нивы отказались плыть дальше! И они были правы. У нас был один поврежденный экипаж (белый без амортизаторов) и 19-го июля рано утром надо было выдвинуться в сторону Мурманска. Фактически, не считая этого дня, у нас был в запасе только один дневной перегон - и весь по Рыбачьему (до Большого Озерка). Зубовка была бы хороша, если б мы достигли ее еще сутра, а так, просто переночевав, нам пришлось бы двигаться назад и преодалевать все броды и препятствия заново (начиная с последней развилки шла единственная дорога до Цыпнаволока... т.е. возвращаться пришлось бы как минимум до высоты 160,7 по ЭТОМУ бездорожью).
Скажу честно, я шла уже больше на азарте (и, если еще более честно, с пивом заместо лимонада). Нивы - трезвее оценили ситуацию и приняли решение уже сейчас начинать движение в обратном направлении... это была та грань, которая, как говорят, отделяет "настоящий экстрим" от "полного пи..."... а себя я поймала на том, что эту грань не ощутила.

Потенциальным местом для ночлега была выбрана губа Эйна.

Решить-то все решили, но вот УАЗ все еще оставался по другую сторону от слишком уж глубокой лужи. Походив кругами и оценив все шансы на повторное прохождение воды "на шару", я решила не рисковать: лучше час - два покопать, чем возвращаться домой без двигателя (благо такие "игры" мы уже проходили). Была выбрана траектория для объезда лужи по болоту сбоку от дороги. По болоту было видно, что уже ни раз в нем сидела и бездорожная, и тяжелая военная техника; было изначально понятно, что Патриот может проскочить только при нереально-удачном стечении обстоятельств.


(болото сбоку от дороги)

Выбранный Ромычем путь должен был как можно дальше сохранять мое сцепление с поверхностью. Выскакивая с дороги я немного не рассчитала маневр на перегруженной машине и чуть ошиблась при выходе на "взлетную полосу" - т.е. на прямую, где надо было разогнаться, чтобы "поджать колеса и пролететь" жидкий отрезок. Скорость достаточную не набрала и села, от неопытности в этих вопросах даже слегка закопавшись. Пороги и, тем более, мосты, даже без "закапывания" легли на грязь; хорошо хоть двери открывались!
Откапывались всей толпой. Сначала по цепочке разгружали машину, потом, добравшись до джека, копали, копали и еще раз копали. По очереди задирали все колеса, подкладывая под них плоские камни. Затрудняюсь сказать, сколько это отняло времени: солнце как было на небе, так и продолжало там висеть.


- Автор - Жека
(сели)


- Автор - Жека
(заднее левое колесо засело глубже всего)


- Автор - Жека


(комарики... а как же в тундре без них?)


- Автор - Жека



Как только лопатные упражнения были закончены, УАЗ практически мгновенно стронулся с места и выехал уже без посторонней помощи (первоначально после откапывания рассматривали вариант дерганья нивой).


(а вот, ЧТО Уазик и мы совместными усилиями накопали...)

Инцидент закончился перекусом по банке консервов каждому. И, естественно, пивом.

До места пересечения дороги и Среднего Зубовского ручья было всего 7 км. Вот так мы и отказались от Зубовской губы и Цыпнаволока с их историями и легендами. И от брода через Аникеев ручей... И даже от восточных обрывистых и пустынных берегов Рыбачьего. Непройденные дороги - привлекают, но по-настоящему манят, как мух на мед, именно такие пути: куда уже почти пришли, но не дошли по каким-то техническим причинам. Именно туда я хочу вернуться и начать свое следующее путешествие с той самой лужи, уже не рискуя воздухозабором. У меня есть примерно год на подготовку машины и поиск надежного штурмана, которому будет не лень рядом со мной купаться в химзащите во всех последующих водных преградах.

Мы вернулись на развилку гораздо быстрее: сказывался опыт, мы шли по собственным же следам, практически не выходя из машины. Сложности возникли только с обратным прохождением упомянутого выше моста. А, начиная с развилки, мы поняли, куда делись наши сегодняшние "провожатые": наконец-то мы увидели их следы. Дальше 90% бродов проходились без промера по следам "бешенной буханки". На отдельных сложных препятствиях мы, как и прежде, останавливались, но проверяли уже только тот путь, который был до нас выбран "коллегами".


(Около какого-то очередного брода валялась деревянная телега. Интересно, ее владелец тоже несколько десятков лет назад здесь сел?)

Долго мы шли по их следам, пока не нашли наконец-то брод с глубиной по пояс, где на объезде буханка явно откапывалась. Как потом рассказали сами дайверы, они там не только сели, но и потеряли в этом броде колесо и, соответственно, массу времени (как и мы в моей УАЗовской луже). Мы пошли по их же следам, несколько более удачно расположив валяющиеся в грязи сендраки. Лехина Нива даже немного посидела, но ее удалось растолкать без применения копательных или поднимательных приспособлений. В тот день многие прочувствовали на себе главный недостаток Патриота: если толкать Ниву, то она, если и не выталкивается, то хотя бы поддается. С Патриотом то же упражнение напоминает попытку сдвинуть с места бетонную стену.




- Автор - Жека
(расталкивание Лехиной Нивы)


- Автор - Жека
(кажется именно после этой лужи Ромыч обнаружил, что его аккумулятор - залит, а на кастрюле воздухозаборника давно плещеться вода)


- Автор - Жека
(патриот прошел эту лужу, даже не пикнув)

А сендраки, найденные в той луже, мы пытались приспособить с собой, но побоялись разбить рейлинги Патриота. В следующий раз надо быть готовыми к тому, что на Рыбачьем такая ценность валяется под ногами и предусмотреть крепление для найденного "джипперского оборудования"... Очень полезная штука будет в тундре!


(дорога на Эйну)

Проплывая лужу за лужой, мы, измотанные по самое немогу, наконец-то добрались до отворота на губу Эйна.


(отворот на Эйну - дорога вполне проходимая, но с глубокими бродами)

Губа Эйна - это своего рода оазис на Рыбачьем. В контрасте с центральными и северными областями полуострова, здесь встречается даже сочная трава, где раньше даже пасли скот. Губа окружена высокими сопками с обрывистыми скалами, которые стоят того, чтобы постоять здесь ночь. Во времена войны губа была главным источником снабжения гарнизона на Рыбачьем - для этого и был построен пирс, остатки которого виднеются до сих пор.
Еще одна достопримечательность губы - затопленное научно-исследовательское судно Персей. Построили двухмачтовую парусно-паровую шхуну с ледовыми обводами в г. Онега в 1918 году в качестве промыслового зверобойного корабля, но в 1922 году в Архангельске недостроенное судно прошло модернизацию и стало научно-исследовательским. По прямому назначению судно работало в морях Северного Ледовитого океана с 1923 по 1941 года; это был настоящий плавучий морской научный институт. Мне даже удалось найти некоторые технические данные корабля: водоизмещение 550 тонн, длина - 41,5 метр, ширина - 8 метров, осадка - 3,2 метра. На этой площади находилось 7 лабораторий, в том числе метеорологическая. Именно на этом судне впервые применили эхолоты для обнаружения косяковы рыбы (1939 год)! С начала войны (с 1941 года) Персей передали военным и в том же году был потоплен немецкой авиацией. Так научная лаборатория стала основанием для упомянутого выше пирса. Говорят, во время отлива до сих пор видно его останки... Руки чешуться это проверить, правда без гидрокостюма там делать нечего;)

В наиболее удобном месте, а именно на впадении в море самой реки Большая Эйна, уже стояли знакомые нам дайверы.


(самая удобная стоянка)

Чтобы не беспокоить их своей шумной компанией, мы выбрали стоянку чуть западнее, на берегу Железного ручья, отметив по дороге, что тропинка, ведущая к ручью, вовсе на нем не обрывается, а продолжает идти вдоль берега. Во время подготовки поездки, в некоторых источниках я нашла сообщения о какой-то вездеходной дороге, уходящей на восток от Эйны - в сторону восточных оконечностей Рыбачьего; увы, в этот раз мы не смогли выкроить на нее время.


(наша стоянка; кстати тут тоже видна некая ПЕШЕХОДНАЯ тропинка вдоль скал на восток...)


(наш транспорт в Эйне на берегу Железного ручья)


(Железный ручей)

Пока мы располагались, Жека с Дашкой отправились гонцами к первому лагерю. Рассказав там о путеводных следах "бешенной буханки", они все вместе посмеялись над тем, что сами москвичи приехали на Рыбачий впервые и не очень то представляли, куда рулить.
Мужики ныряли и, вместе с этим, ловили камчатского краба. Вот на него то они и пригласили нас на следующий день на обед. Как жаль, что в итоге мы так и не смогли там поприсутствовать.


(вечерний осмотр показал, что красная нива получила очень странное повреждение - сквозную дырень в пороге)

Короткий ужин сопровождался пивом и долгими разговорами.


(пиво с комариками - на фотке такого размера плохо видно, но вокруг ромыча вьется штук 20...)



По одному мы ходили гулять по пустынному берегу, глядя на бесконечную воду, в которой отражаются утренние горы, залитые розоватым светом...


(Губа Эйна)


- Автор - Жека
(наш лагерь)


(скалы на материке)


- Автор - Жека
(ну и какой же вечер без купания...?... Соленая вода, правда, не очень приятно остается на коже.. поэтому после плаванья в море - небольшая пресная ванна... а кроссовки - чтобы ноги на камнях не сломать)


- Автор - Жека

Продолжение следует...
К содержанию

Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий