В июне 2010 года я в составе экипажа из 3х человек каталась на Рыбачий... Долго обсуждавшаяся автономка в 1 экипаж на крайний север воплотилась в реальности. Пожалуй, это был наиболее яркий замут всего прошедшего года; но отчет по нему так и не был опубликован. Писался он изначально для дружественного мне автомобильного издания, но по техническим причинам так и не появился на их сайте. Так что теперь буду постепенно выкладывать его здесь (с последующей перепубликацией в ЖЖ).
Текст был рассчитан на читателя, не знакомого ни со мной, ни с общей стилистикой моих поездок. Поэтому многие вещи описаны с нуля и могут показаться банальщиной. Но редактировать и переписывать ничего не хочу...
Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.
Забавно, что у меня сейчас есть целых две версии этого отчета. Та, что писалась сразу после поездки отдает откровенно-детским восторгом; вторая - написанная спустя месяц, - чуть более цинична и, на мой теперяшний взгляд, объективна. Пожалуй, именно она достойна внимания публики. Естественно, "для своих" мне захотелось кое-чего добавить - комментарии буду вписывать прямо по тексту... курсивом.
Итак, поехали...
Постоянная ссылка в Google Maps на схематичный маршрут: Гуглокарты.
Подготовка
Автомобиль: УАЗ Патриот 2007 года выпуска: грязевая (Mud Terrain) резина Yokohama 31 дюйм; выведенный воздухозаборник двигателя и почти 150 кг хлама в качестве запчастей и «резерва».
Как я писала выше, текст предназначался для тех, кто еще не слышал о моем отношении к машине. А посему без долгих растеканий мысли по древу по этому поводу не обошлось...
Не возьмусь сказать, что Патриот – идеальный автомобиль для дальней дороги. Но это было и остается единственно возможное решение лично для меня. Очевидно, что с каждым годом пути мои лежат все дальше и дальше от официального дилера, стало быть, надо было выбирать нечто, на что можно найти запчасти даже в самой дыро-подобной деревне. А какие автомобили у нас больше всего распространены по дальним уголкам? Если откинуть технику из разрядка «6х6» и «8х8», то остаются Нивы, да 469-е УАЗы. Т.е. нужна была машина, на которую потом придется ставить запчасти от УАЗика. Вкорячить УАЗовское железо при наличии талантливого механика можно на любой автомобиль, но у УАЗика есть штатная возможность такой «доработки». С этой мыслью еще в 2007 году я пересела на Патриот.
Не скажу, что с первого дня владения машиной мне хотелось ездить, пускай даже в короткие автономки на крайний север. Где-то с год мы присматривались друг к другу: Патр «отбрасывал» некачественные запчасти; я – привыкала к его «манере поведения», параллельно собирая свой собственный «ремкомплект». Вот «ремкомплект» и оказался ключевым звеном в цепочке между покупкой новой машины и поездкой в один экипаж. В многочисленных беседах на кухнях, чтении «матчасти» и раздумьях собирались необходимые вещи, вроде датчиков, свечей, проводов, инструмента, расходников и прочего.
Учитывая, что у нас в команде нет ни одного «подпольного миллионера», ремкомплект приходилось подбирать иногда даже не из принципа «желательного», а из соображений «экономии». К примеру, нет смысла покупать и возить с собой узел стоимостью 20 тысяч рублей, если мы все равно пока ездим только в теплое время года (и не умрем от переохлаждения, если машина станет недвижимостью), а в экстренном случае имеем возможность за 4 – 5 дней добраться до цивилизации (пуская даже с применением военных, МЧС, эвакуации и так далее).
Прошу заметить, что еще пол года назад идея аналогичной автономки зимой мне казалась пока нереализуемой. Кто бы мог подумать, что на новый 2011 год этот же самый уазик с этой же самой "безбашенной мной" уже в составе двух человек ломанет на Рыбачий в мороз? Но продолжим о лете...
На Рыбачьем мне ранее уже доводилось бывать. И я прекрасно помнила, почему мы не дошли тогда маршрут до конца: путь нам преградили броды, грозившие гидроударом. Так что в этот раз настрой был серьезный: плавать как минимум по фары. Под это весной была выведена труба воздухозаборника на уровень крыши.
Но машина - не подводная лодка. Помимо двигателя, есть еще множество агрегатов, коим «не полезно» купание. Часть вещей в УАЗике оказалась продумана с завода (вроде залитого лаком генератора, относительно герметизированного блока управления двигателем, скошенного для слива воды пола и основного блока предохранителей, расположенного в салоне). Другую часть пришлось «подстраховывать»: в багажнике поселился полный комплект всех масел в двигатель, раздатку с коробкой и мосты (во все агрегаты, которые могли насосать воды).
Кстати, в части переднего моста наши опасения оправдались. И после Зубовского тракта нам пришлось слить из редуктора противную серую эмульсию. Простая замена масла в мосту вызывала смешанные эмоции: мы, как в сказке, имели только 1 «пилюлю для спасения редуктора» (т.е. только 1 объем масла для переднего моста) и могли потратить ее лишь тогда, когда совсем «припрет».
Это теперь я знаю, что передний мост насасывает не столько из-за глубины бродов, сколько из-за механизма шкворней... Замена масла после таких дорог для переднего моста, увы, должна стать нормой... Однако, я опять забегаю вперед...
Помимо масел машина в поездке потребляла еще и топливо. Последняя заправка у нас предполагалась в Мурманске, после чего начинался примерно 500 – 600 километровый автономный маршрут без возможности дозаправки, зато с конкретным бездорожьем. А, как известно, тяжелый джип на пониженной передаче ест бензин не на 100 км, а «в час» (прямо как лодочный мотор). Так что в багажнике, помимо прочего «уазохлама», у нас плескалось примерно 60 литров топлива (это помимо полных баков полным объемом 80 литров).
Отмечу, что УАЗ имеет ограниченную грузоподъемность с завода. Так что еще одним параметром, по которому производилась оптимизация, был вес. Наши три тела – в среднем по 85 килограмм – это уже минус 250 кило из возможной погрузки. Нужны запчасти / инструменты / домкраты /лопаты – это еще 150 кило. А прибавьте сюда еще и бензин? Так что, имея большой джип, нам всерьез пришлось задуматься об ограничении самих себя в барахле и съестных разносолах. Но об этом чуть позже.
Хочу отметить, что нас вообще-то должно было быть четверо, причем с катамараном. Честно говоря, я до сих пор не очень понимаю, почему нас осталось трое... но не об том речь. Пока мы думали, что к погрузке добавится катамаран с мотором, мы на полном серьезе экономили каждый килограмм. Перерасчитывли топливо, откидывали лишние банки тушенки, заменяли весь алкоголь на спирт... И мы отлично подготовились... только когда в Мурманске мы окончательно поняли, что остались втроем, в супермаркете багажник был наполнен всякими нелепыми вещами, например, свежими лимонами для производства грога из того самого спирта... немерянным количеством пива с завода... и т.п.;)
Команда
А вот этот кусок был полностью удален во второй версии отчета. Так что для соблюдения логичности повествования, привожу его из "восторженно-конфетной" версии;)
Мы – безбашенные, но все равно не готовы на такое путешествие абы-с-кем. Люди, составившие мне компанию в путешествии, уже давно ездят со мной пассажирами и штурманами.
Иногда – сменными водителями. И доверие друг другу здесь чуть ли не основной элемент. 2 недели перед глазами маячат одни и те же лица; с ними же приходится спать в одной палатке, терпя храп, если не успеешь заснуть пораньше… или же оперативно решать срочные и сложные проблемы. Огонь и вода. Медных труб по пути не предполагалось.
Замкнутое общество – это вообще очень интересная с точки зрения психологии субстанция; и мне уже доводилось сталкиваться с неудачными примерами сбора команд. Однако, в этот раз все получилось наилучшим образом.
Сами собой распределились обязанности. Я, как владелец машины, - основной пилот по бездорожью, а заодно и «полупроводник» в этот мир заброшенной тундры (раз уж мне единственной из присутствовавших доводилось там бывать). Два товарища – поделили между собой штурманию с картой на неизвестных мне отрезках и «почетную обязанность» хождения по бродам в поисках камней. Последняя задача была особенно важна. Даже зная, что через такую-то лужу уже ходил мой Патриот, никогда нельзя быть уверенным наверняка, что за 2 года там не намыло новой дыры или не появилось нового камня. По «обычным» для Рыбачьего дорогам для выполнения этой задачи реально требовался только один человек в болотных сапогах. А вот по пути по зубовскому тракту пришлось подключать «тяжелую артиллерию» в химзащите, ведь броды были выше пояса моих рослых пассажиров.
И это как раз тот случай, когда я не могу остановить себя в желании еще раз сказать спасибо своим спутникам. Водитель и владелец машины - обычно существо достаточно эгоистичное; и очень часто хочется сказать, что ты все сделал сам. Здесь же я, как водитель, не сделала практически ничего. И не доехала бы никуда, если бы мой тыл не был прикрыт такими людьми. И я очень надеюсь, что это не последняя наша вылазка...
К сожалению, как я уже писала где-то в ЖЖ, команда образца Рыбачьего так больше и не выходила "на старт". Увы. Но тот Рыбачий дал ключ к тому, что я имею сейчас. И это более чем преимущество...
Быт
Кто хоть раз выезжал в «туристический поход», наверное, представляет себе при слове «быт» палатки, пенки и спальники?... Песни под гитару у костра....
Однако, с тундрой на УАЗе с ограниченной грузоподъемностью все не так просто. Поездка готовилась под лозунгом: «Лучше меньше пожрать, чем лишний раз сменить рессоры».
Число палаток было ограничено до одной. Причем штормовой, т.к. тундра, тем более на берегу океана, отличается холодными и весьма сильными ветрами.
Продуктовую раскладку пришлось считать особенно трепетно. С одной стороны, есть известные нормы калорий на человека в день при условии большой физической нагрузки. По ним обычно считают раскладки, отправляясь пешком в горы, где важен не то, что каждый килограмм, а каждый грамм. У нас условие было менее жесткое, но и физическая нагрузка была несравнимо меньше. Даже с учетом экспериментов с гидроснарягой. Мне уже несколько раз доводилось играть роль «главного по продуктам», но до сих пор мои раскладки отличались тем, что минимум 1/3 продуктов приезжала домой. Опыта насильственного «урезания» еды не проводилось. Так что в этот раз мы ставили чистый эксперимент на себе. Калорийность «горного» маршрута была насильственно поделена на 2,5. Из этой цифры была посчитана еда по меню «Рис-с-рыбой» + «макароны-с-тушенкой»… А крепкие напитки, без которых, честно говоря, не обойтись в сложной, холодной и в чем-то даже экстремальной поездке, были запросто заменены спиртом. В сумме естественные потребности организма в виде еды и питья «отъели» не больше пары десятков килограммов из общей погрузки.
Рацион упростился, упростилась задача приготовления еды. Правда, уже через неделю слова «рис с рыбой» у каждого присутствующего вызывали массу эмоций. Не скажу, что положительных. И, кстати, до сих пор вызывают;)
Дальше пришлось решать вопрос приготовления пищи: в тундре нет деревьев, стало быть, нет и дров. Точнее, дрова есть, но только на берегу океана (их приносит прибоем); рассчитывать на то, что мы всегда на ночлег будем оказываться рядом с берегом, не приходилось. Так что было 2 варианта: горелка и примус. Под горелку был рассчитан и закуплен газ. Двухкомфорочный примус был взят «в резерв» (уже на выезде, когда мы узнали, что от поездки отказался четвертый член экипажа, т.е. появилось несколько доступных для заполнения килограмм в погрузочной таблице). В итоге именно примус нас буквально «спас». Закупленный газ не отличался качеством и на холодном ветру кипятил небольшой котелок часами даже при наличии всяких ветро-экранов. Старый советский примус, как оказалось, если с ним договориться, функционирует гораздо лучше. Тем более, чего-чего, а бензина у нас было с запасом.
Костры мы себе тоже позволяли. Но когда на это были дрова. Пытались, кстати, жечь и каменный уголь, набранный около катакомб на среднем. Толк от этого вышел только при хороших дровах и высокой температуре в очаге. Самостоятельно каменный уголь как топливо оказался бесполезен.
Костер обычно используется как средство для сушки вещей, но в нашем случае единственным способом высохнуть была машина. Поэтому уже спустя пару дней поездки, УАЗ превратился в большую коммунальную квартиру. На натянутых под потолком багажных сетках для легких вещей сушились десятки носков, везде были разложены какие-то личные вещи…
Единственное упрощение, которое дает северная тундра редким путешественникам, - это огромное количество пресных водоемов, причем, пить можно практически из любого, ведь холод является естественным препятствием для гниения и разложения. Так что тундра, по крайней мере, сэкономила нам вес пресной воды и не требовала каждый раз искать стоянки именно рядом с проточными речками.
Маршрут и дороги
Принято под маршрутом понимать жесткое распределение путей и дней; на этот раз мы поехали без него. У нас было 2 недели и некое представление о том, что мы хотим объехать полуострова по периметру, добраться до Цыпнаволока; вероятно – сунуться на зубовский тракт; встретиться с друзьями в Печенге; и как-то не в последний день выдвинуться в сторону города: одному из нас было нельзя опаздывать к концу отпуска в город.
Тут хотелось бы сделать еще одно «лирическое отступление» относительно перемещений. Джип – не легковая машина. По трассе на тяжелой машине без заднего обзора на подспущенных (для сглаживания кочек) грязевых колесах не комфортно ехать более 110 км/ч. Причем, 110 – это еще хороший режим, ведь традиционно по-настоящему подготовленные экспедиционные машины ходят 80 – 90 км/ч из-за модифицированных коробок передач и редукторов. Мы давно уже для себя установили, что поменьше останавливаться по пути на «покурить» гораздо выгоднее, чем жарить за 130 км/ч. А потом постепенно пришли к мысли, что пара водителей может исключить еще и ночные остановки. Ведь для уменьшения бюджета мы ночуем в палатках, а сбор-разбор лагеря даже в ограниченном масштабе хочешь – не хочешь, отнимает несколько часов. Так еще в прошлом году родилась идея безостановочных передвижений, когда машина получала экипаж из 4х человек и разложенные задние сидения в качестве «спального отсека». Пара людей вела (не буду растекаться мыслью по древу относительно необходимости как минимум одного не спящего человека в машине, помимо водителя), пока другая пара спала. Спустя несколько часов пары менялись. Идея была успешно обкатана на перегоне в 1500 км в команде из 8 человек (2 машины).
В этот раз нас должно было быть четверо, но оказалось трое. А идея безостановочности была заложена в основу поездки. Так что пришлось подстраиваться под новые обстоятельства. Мы сглупили с самого начала, не назначив водителями всех троих, поэтому пока двое посменно вели, третьему приходилось непрерывно таращить глаза на дорогу в роли штурмана. Положительным моментом было лишь то, что комфорт сна на заднем сидении существенно повысился (тело и мозг как минимум отдыхали, а не просто валялись в некотором состоянии «коматоза»). Несмотря на все неудобства, это здорово сократило нам бесполезную потерю времени на дорогу: Рыбачий от дома оказался всего в сутках пути.
Но все эти соображения касаются трассы. Как только колеса автомобиля сворачивают с асфальта – здесь срабатывает мой эгоизм. По бездорожью у УАЗика остается только один пилот. Ибо машина, очевидным образом, ломается (на таких дорогах, как на Рыбачьем, ломается все)… и я, помимо счета из автосервиса по возвращении, хочу, как минимум, получить от этого удовольствие. Так что по бездорожью на заднем сидении спать никто и не собирался.
Давно известно, что в нестандартных условиях главное – это мыслить нестандартно. И тогда ты оказываешься в контексте ситуации. Поэтому уже на выезде из города мы «отвязались» от традиционных суток, живя исключительно по внутренним часам. Наши организмы уже тренированы всякими «безостановочными перегонами» с водительскими сменами по 3 часа, бессонными ночами и прочими издевательствам. Здесь некое подобие режима все-таки было, но уже через пару дней по техническим причинам (холода ночью и тепла днем… при постоянно светящем солнце) мы полностью перешли на «ночной» образ жизни. Экспериментируя со временем, мы в итоге не досчитались одних суток (по нашим внутренним часам прошло на одни сутки меньше, чем по календарю).
Содержание
Часть 2: http://ekatarios.blogspot.com/2010/07/2010-2.html
Часть 3: http://ekatarios.blogspot.com/2010/07/2010-3.html
Часть 4: http://ekatarios.blogspot.com/2010/07/2010-4.html
Часть 5: http://ekatarios.blogspot.com/2010/07/2010-5.html
Текст был рассчитан на читателя, не знакомого ни со мной, ни с общей стилистикой моих поездок. Поэтому многие вещи описаны с нуля и могут показаться банальщиной. Но редактировать и переписывать ничего не хочу...
Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.
Забавно, что у меня сейчас есть целых две версии этого отчета. Та, что писалась сразу после поездки отдает откровенно-детским восторгом; вторая - написанная спустя месяц, - чуть более цинична и, на мой теперяшний взгляд, объективна. Пожалуй, именно она достойна внимания публики. Естественно, "для своих" мне захотелось кое-чего добавить - комментарии буду вписывать прямо по тексту... курсивом.
Итак, поехали...
Постоянная ссылка в Google Maps на схематичный маршрут: Гуглокарты.
Подготовка
Автомобиль: УАЗ Патриот 2007 года выпуска: грязевая (Mud Terrain) резина Yokohama 31 дюйм; выведенный воздухозаборник двигателя и почти 150 кг хлама в качестве запчастей и «резерва».
Как я писала выше, текст предназначался для тех, кто еще не слышал о моем отношении к машине. А посему без долгих растеканий мысли по древу по этому поводу не обошлось...
Не возьмусь сказать, что Патриот – идеальный автомобиль для дальней дороги. Но это было и остается единственно возможное решение лично для меня. Очевидно, что с каждым годом пути мои лежат все дальше и дальше от официального дилера, стало быть, надо было выбирать нечто, на что можно найти запчасти даже в самой дыро-подобной деревне. А какие автомобили у нас больше всего распространены по дальним уголкам? Если откинуть технику из разрядка «6х6» и «8х8», то остаются Нивы, да 469-е УАЗы. Т.е. нужна была машина, на которую потом придется ставить запчасти от УАЗика. Вкорячить УАЗовское железо при наличии талантливого механика можно на любой автомобиль, но у УАЗика есть штатная возможность такой «доработки». С этой мыслью еще в 2007 году я пересела на Патриот.
Не скажу, что с первого дня владения машиной мне хотелось ездить, пускай даже в короткие автономки на крайний север. Где-то с год мы присматривались друг к другу: Патр «отбрасывал» некачественные запчасти; я – привыкала к его «манере поведения», параллельно собирая свой собственный «ремкомплект». Вот «ремкомплект» и оказался ключевым звеном в цепочке между покупкой новой машины и поездкой в один экипаж. В многочисленных беседах на кухнях, чтении «матчасти» и раздумьях собирались необходимые вещи, вроде датчиков, свечей, проводов, инструмента, расходников и прочего.
Учитывая, что у нас в команде нет ни одного «подпольного миллионера», ремкомплект приходилось подбирать иногда даже не из принципа «желательного», а из соображений «экономии». К примеру, нет смысла покупать и возить с собой узел стоимостью 20 тысяч рублей, если мы все равно пока ездим только в теплое время года (и не умрем от переохлаждения, если машина станет недвижимостью), а в экстренном случае имеем возможность за 4 – 5 дней добраться до цивилизации (пуская даже с применением военных, МЧС, эвакуации и так далее).
Прошу заметить, что еще пол года назад идея аналогичной автономки зимой мне казалась пока нереализуемой. Кто бы мог подумать, что на новый 2011 год этот же самый уазик с этой же самой "безбашенной мной" уже в составе двух человек ломанет на Рыбачий в мороз? Но продолжим о лете...
На Рыбачьем мне ранее уже доводилось бывать. И я прекрасно помнила, почему мы не дошли тогда маршрут до конца: путь нам преградили броды, грозившие гидроударом. Так что в этот раз настрой был серьезный: плавать как минимум по фары. Под это весной была выведена труба воздухозаборника на уровень крыши.
Но машина - не подводная лодка. Помимо двигателя, есть еще множество агрегатов, коим «не полезно» купание. Часть вещей в УАЗике оказалась продумана с завода (вроде залитого лаком генератора, относительно герметизированного блока управления двигателем, скошенного для слива воды пола и основного блока предохранителей, расположенного в салоне). Другую часть пришлось «подстраховывать»: в багажнике поселился полный комплект всех масел в двигатель, раздатку с коробкой и мосты (во все агрегаты, которые могли насосать воды).
Кстати, в части переднего моста наши опасения оправдались. И после Зубовского тракта нам пришлось слить из редуктора противную серую эмульсию. Простая замена масла в мосту вызывала смешанные эмоции: мы, как в сказке, имели только 1 «пилюлю для спасения редуктора» (т.е. только 1 объем масла для переднего моста) и могли потратить ее лишь тогда, когда совсем «припрет».
Это теперь я знаю, что передний мост насасывает не столько из-за глубины бродов, сколько из-за механизма шкворней... Замена масла после таких дорог для переднего моста, увы, должна стать нормой... Однако, я опять забегаю вперед...
Помимо масел машина в поездке потребляла еще и топливо. Последняя заправка у нас предполагалась в Мурманске, после чего начинался примерно 500 – 600 километровый автономный маршрут без возможности дозаправки, зато с конкретным бездорожьем. А, как известно, тяжелый джип на пониженной передаче ест бензин не на 100 км, а «в час» (прямо как лодочный мотор). Так что в багажнике, помимо прочего «уазохлама», у нас плескалось примерно 60 литров топлива (это помимо полных баков полным объемом 80 литров).
Отмечу, что УАЗ имеет ограниченную грузоподъемность с завода. Так что еще одним параметром, по которому производилась оптимизация, был вес. Наши три тела – в среднем по 85 килограмм – это уже минус 250 кило из возможной погрузки. Нужны запчасти / инструменты / домкраты /лопаты – это еще 150 кило. А прибавьте сюда еще и бензин? Так что, имея большой джип, нам всерьез пришлось задуматься об ограничении самих себя в барахле и съестных разносолах. Но об этом чуть позже.
Хочу отметить, что нас вообще-то должно было быть четверо, причем с катамараном. Честно говоря, я до сих пор не очень понимаю, почему нас осталось трое... но не об том речь. Пока мы думали, что к погрузке добавится катамаран с мотором, мы на полном серьезе экономили каждый килограмм. Перерасчитывли топливо, откидывали лишние банки тушенки, заменяли весь алкоголь на спирт... И мы отлично подготовились... только когда в Мурманске мы окончательно поняли, что остались втроем, в супермаркете багажник был наполнен всякими нелепыми вещами, например, свежими лимонами для производства грога из того самого спирта... немерянным количеством пива с завода... и т.п.;)
Команда
А вот этот кусок был полностью удален во второй версии отчета. Так что для соблюдения логичности повествования, привожу его из "восторженно-конфетной" версии;)
Мы – безбашенные, но все равно не готовы на такое путешествие абы-с-кем. Люди, составившие мне компанию в путешествии, уже давно ездят со мной пассажирами и штурманами.
Иногда – сменными водителями. И доверие друг другу здесь чуть ли не основной элемент. 2 недели перед глазами маячат одни и те же лица; с ними же приходится спать в одной палатке, терпя храп, если не успеешь заснуть пораньше… или же оперативно решать срочные и сложные проблемы. Огонь и вода. Медных труб по пути не предполагалось.
Замкнутое общество – это вообще очень интересная с точки зрения психологии субстанция; и мне уже доводилось сталкиваться с неудачными примерами сбора команд. Однако, в этот раз все получилось наилучшим образом.
Сами собой распределились обязанности. Я, как владелец машины, - основной пилот по бездорожью, а заодно и «полупроводник» в этот мир заброшенной тундры (раз уж мне единственной из присутствовавших доводилось там бывать). Два товарища – поделили между собой штурманию с картой на неизвестных мне отрезках и «почетную обязанность» хождения по бродам в поисках камней. Последняя задача была особенно важна. Даже зная, что через такую-то лужу уже ходил мой Патриот, никогда нельзя быть уверенным наверняка, что за 2 года там не намыло новой дыры или не появилось нового камня. По «обычным» для Рыбачьего дорогам для выполнения этой задачи реально требовался только один человек в болотных сапогах. А вот по пути по зубовскому тракту пришлось подключать «тяжелую артиллерию» в химзащите, ведь броды были выше пояса моих рослых пассажиров.
И это как раз тот случай, когда я не могу остановить себя в желании еще раз сказать спасибо своим спутникам. Водитель и владелец машины - обычно существо достаточно эгоистичное; и очень часто хочется сказать, что ты все сделал сам. Здесь же я, как водитель, не сделала практически ничего. И не доехала бы никуда, если бы мой тыл не был прикрыт такими людьми. И я очень надеюсь, что это не последняя наша вылазка...
К сожалению, как я уже писала где-то в ЖЖ, команда образца Рыбачьего так больше и не выходила "на старт". Увы. Но тот Рыбачий дал ключ к тому, что я имею сейчас. И это более чем преимущество...
Быт
Кто хоть раз выезжал в «туристический поход», наверное, представляет себе при слове «быт» палатки, пенки и спальники?... Песни под гитару у костра....
Однако, с тундрой на УАЗе с ограниченной грузоподъемностью все не так просто. Поездка готовилась под лозунгом: «Лучше меньше пожрать, чем лишний раз сменить рессоры».
Число палаток было ограничено до одной. Причем штормовой, т.к. тундра, тем более на берегу океана, отличается холодными и весьма сильными ветрами.
Продуктовую раскладку пришлось считать особенно трепетно. С одной стороны, есть известные нормы калорий на человека в день при условии большой физической нагрузки. По ним обычно считают раскладки, отправляясь пешком в горы, где важен не то, что каждый килограмм, а каждый грамм. У нас условие было менее жесткое, но и физическая нагрузка была несравнимо меньше. Даже с учетом экспериментов с гидроснарягой. Мне уже несколько раз доводилось играть роль «главного по продуктам», но до сих пор мои раскладки отличались тем, что минимум 1/3 продуктов приезжала домой. Опыта насильственного «урезания» еды не проводилось. Так что в этот раз мы ставили чистый эксперимент на себе. Калорийность «горного» маршрута была насильственно поделена на 2,5. Из этой цифры была посчитана еда по меню «Рис-с-рыбой» + «макароны-с-тушенкой»… А крепкие напитки, без которых, честно говоря, не обойтись в сложной, холодной и в чем-то даже экстремальной поездке, были запросто заменены спиртом. В сумме естественные потребности организма в виде еды и питья «отъели» не больше пары десятков килограммов из общей погрузки.
Рацион упростился, упростилась задача приготовления еды. Правда, уже через неделю слова «рис с рыбой» у каждого присутствующего вызывали массу эмоций. Не скажу, что положительных. И, кстати, до сих пор вызывают;)
Дальше пришлось решать вопрос приготовления пищи: в тундре нет деревьев, стало быть, нет и дров. Точнее, дрова есть, но только на берегу океана (их приносит прибоем); рассчитывать на то, что мы всегда на ночлег будем оказываться рядом с берегом, не приходилось. Так что было 2 варианта: горелка и примус. Под горелку был рассчитан и закуплен газ. Двухкомфорочный примус был взят «в резерв» (уже на выезде, когда мы узнали, что от поездки отказался четвертый член экипажа, т.е. появилось несколько доступных для заполнения килограмм в погрузочной таблице). В итоге именно примус нас буквально «спас». Закупленный газ не отличался качеством и на холодном ветру кипятил небольшой котелок часами даже при наличии всяких ветро-экранов. Старый советский примус, как оказалось, если с ним договориться, функционирует гораздо лучше. Тем более, чего-чего, а бензина у нас было с запасом.
Костры мы себе тоже позволяли. Но когда на это были дрова. Пытались, кстати, жечь и каменный уголь, набранный около катакомб на среднем. Толк от этого вышел только при хороших дровах и высокой температуре в очаге. Самостоятельно каменный уголь как топливо оказался бесполезен.
Костер обычно используется как средство для сушки вещей, но в нашем случае единственным способом высохнуть была машина. Поэтому уже спустя пару дней поездки, УАЗ превратился в большую коммунальную квартиру. На натянутых под потолком багажных сетках для легких вещей сушились десятки носков, везде были разложены какие-то личные вещи…
Единственное упрощение, которое дает северная тундра редким путешественникам, - это огромное количество пресных водоемов, причем, пить можно практически из любого, ведь холод является естественным препятствием для гниения и разложения. Так что тундра, по крайней мере, сэкономила нам вес пресной воды и не требовала каждый раз искать стоянки именно рядом с проточными речками.
Маршрут и дороги
Принято под маршрутом понимать жесткое распределение путей и дней; на этот раз мы поехали без него. У нас было 2 недели и некое представление о том, что мы хотим объехать полуострова по периметру, добраться до Цыпнаволока; вероятно – сунуться на зубовский тракт; встретиться с друзьями в Печенге; и как-то не в последний день выдвинуться в сторону города: одному из нас было нельзя опаздывать к концу отпуска в город.
Тут хотелось бы сделать еще одно «лирическое отступление» относительно перемещений. Джип – не легковая машина. По трассе на тяжелой машине без заднего обзора на подспущенных (для сглаживания кочек) грязевых колесах не комфортно ехать более 110 км/ч. Причем, 110 – это еще хороший режим, ведь традиционно по-настоящему подготовленные экспедиционные машины ходят 80 – 90 км/ч из-за модифицированных коробок передач и редукторов. Мы давно уже для себя установили, что поменьше останавливаться по пути на «покурить» гораздо выгоднее, чем жарить за 130 км/ч. А потом постепенно пришли к мысли, что пара водителей может исключить еще и ночные остановки. Ведь для уменьшения бюджета мы ночуем в палатках, а сбор-разбор лагеря даже в ограниченном масштабе хочешь – не хочешь, отнимает несколько часов. Так еще в прошлом году родилась идея безостановочных передвижений, когда машина получала экипаж из 4х человек и разложенные задние сидения в качестве «спального отсека». Пара людей вела (не буду растекаться мыслью по древу относительно необходимости как минимум одного не спящего человека в машине, помимо водителя), пока другая пара спала. Спустя несколько часов пары менялись. Идея была успешно обкатана на перегоне в 1500 км в команде из 8 человек (2 машины).
В этот раз нас должно было быть четверо, но оказалось трое. А идея безостановочности была заложена в основу поездки. Так что пришлось подстраиваться под новые обстоятельства. Мы сглупили с самого начала, не назначив водителями всех троих, поэтому пока двое посменно вели, третьему приходилось непрерывно таращить глаза на дорогу в роли штурмана. Положительным моментом было лишь то, что комфорт сна на заднем сидении существенно повысился (тело и мозг как минимум отдыхали, а не просто валялись в некотором состоянии «коматоза»). Несмотря на все неудобства, это здорово сократило нам бесполезную потерю времени на дорогу: Рыбачий от дома оказался всего в сутках пути.
Но все эти соображения касаются трассы. Как только колеса автомобиля сворачивают с асфальта – здесь срабатывает мой эгоизм. По бездорожью у УАЗика остается только один пилот. Ибо машина, очевидным образом, ломается (на таких дорогах, как на Рыбачьем, ломается все)… и я, помимо счета из автосервиса по возвращении, хочу, как минимум, получить от этого удовольствие. Так что по бездорожью на заднем сидении спать никто и не собирался.
Давно известно, что в нестандартных условиях главное – это мыслить нестандартно. И тогда ты оказываешься в контексте ситуации. Поэтому уже на выезде из города мы «отвязались» от традиционных суток, живя исключительно по внутренним часам. Наши организмы уже тренированы всякими «безостановочными перегонами» с водительскими сменами по 3 часа, бессонными ночами и прочими издевательствам. Здесь некое подобие режима все-таки было, но уже через пару дней по техническим причинам (холода ночью и тепла днем… при постоянно светящем солнце) мы полностью перешли на «ночной» образ жизни. Экспериментируя со временем, мы в итоге не досчитались одних суток (по нашим внутренним часам прошло на одни сутки меньше, чем по календарю).
Содержание
Часть 2: http://ekatarios.blogspot.com/2010/07/2010-2.html
Часть 3: http://ekatarios.blogspot.com/2010/07/2010-3.html
Часть 4: http://ekatarios.blogspot.com/2010/07/2010-4.html
Часть 5: http://ekatarios.blogspot.com/2010/07/2010-5.html
Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.
а фото?
ОтветитьУдалитьБудет и фото. И длинный отчет... Постепенно, но в ближайшее время.
ОтветитьУдалитьПросто пока очень криво настроен автоматический импорт в ЖЖ... ;)