15 июля 2010 г.

Рыбачий образца 2010. Часть 2

К содержанию

Итак, постепенно начинаю публиковать сам отчет с фотографиями... Текст, а также мои и Димоновские снимки будут появляться в разное время, но, надеюсь, скоро все уже будет на месте.

Как я уже говорила, с безостановочными перемещениями нам удалось достигнуть Мурманска за 18 часов. По дороге мы сделали несколько остановок в проверенных кафешках; пару раз тормозили просто так на трассе, чтобы развеяться.


Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.



Здесь и далее будет встречаться флаг того самого автомобильного издания: по условиям нашей договоренности я оперативно засылала эти фотографии в интернет при первой же возможности... Можно сказать, первый опыт он-лайн трансляции...

Северный город встретил нас весьма прохладно. А точнее, совсем прохладно (с обещанием снега в ближайшие 12 часов). Так что мы, не сговариваясь, согласились на поступившее от моего местного друга предложение остаться поспать в Печенге и только после отдыха двинуться на перевал хребта Муста-Тунтури.




(автор - Димон)

(автор - Димон)

(автор - Димон)

Там, в принципе, все близко, особенно если перед этим ты преодолел 1500 км. Печенга находится в 30-ти км от поворота на полуостров Рыбачий. Дальше – километров 20 надо проехать вдоль реки Титовки, где, если знать места, можно посетить 2 красивейших водопада (Мельничный на самой Титовке и некий безымянный на ее притоке).












(автор - Димон)

(автор - Димон)

(автор - Димон)

Еще 10 км – это сам перевал через хребет Муста-Тунтури. Сейчас дорога там нормально присыпана – это, в принципе, видно на снимках. Однако, раньше там с обрывов умудрялась уходить даже тяжелая военная техника, поэтому еще в советские времена появилась традиция выпивать стопку у въезда на сложный участок пути. Точка, где все водители останавливались, называется «Пьяный ручей». Сейчас здесь установлен столик со скамеечками и, судя по надписям на столбах, местечко пользуется бешеной популярностью.

И вот, кстати, побывав там зимой, я на 100% понимаю, что есть Пьяный ручей. В январе он был нашей перевалочной базой перед попыткой штурмовать перевал (мы там ночевали в машине). Примерно там я на съезде с перевала вылетела с дороги... 




Помимо сложности дорога через перевал отличается необыкновенной красотой.






Но именно там нас застал «обещанный» природой снег.


Снег появился "из ниоткуда" после перехода через верхнюю точку перевала (где стоит крест). Это вообще какая-то мистическая погодная точка... Если в июне меня там встретил снег, то в конце сентября того же года здесь я попала ночью в облако... После перегона в 2,5 тыс. км почти без сна... А зимой нас в этой точке приветствовал леденящий ветер... Определенно, в самую первую поездку на Рыбачий перевал нас встретил даже слишком радужно...

Спустившись в долину, мы окончательно свернули с нормального грунта. В этот момент и началось наше многодневное путешествие практически в одиночестве. Почему «практически» - расскажу позже.

И первый же десяток бродов преподнес нам первый сюрприз. В одной из луж мы увидели посередине дороги (так, что его и не объедешь) копейку! За рулем, откинувшись на спинку кресла, сидел водитель. Человеку стало плохо?… мы побежали выяснить, что случилось. Подойдя ближе, заметили и вторую личность: на заднем сидении мирно спал «штурман».
С водителем было все в порядке, но вот машина, судя по всему, была «мертва». Очередная лужа доконала копейку; какой именно из узлов мы выяснять не стали. Мужики лишь попросили дернуть их в попытке завести, после чего распрощались с нами, не желая другого участия.

А в нашем случае первое испытание должно было стать пешим. Оставив машину у океана, мы отправились на хребет Муста-Тунтури в той его части, где во Вторую Мировую шли активные бои. Сложность условий, в которых шли бои, словами все равно не передать. Это надо хотя бы раз увидеть глазами, чтобы понять истинные значения слов «подвиг» и «победа».

Пока мы вдвоем шастали по хребту, наш третий участник лежал в отключке в машине. Тогда мы списывали это больше на похмелье... но, по ходу, это была чистой воды акклиматизация. Примерно те же симптомы через столько же времени после приезда на север, я наблюдала зимой у другого "южанина"...




















Территория Печенгского района вообще всю свою историю обильно поливалась кровью, но Война добавила к биографии этих мест воистину страшные страницы. В холоде севера практически ничего не гниет; кроме того, достаточно долго эти места принадлежали исключительно военным, поэтому эхо войны встречается на каждом шагу. Как будто боевые действия закончились 10, а не 65 лет назад. По словам очевидцев, земля здесь после войны была буквально устлана трупами… а сапоги с костями можно встретить до сих пор. Это не радужное впечатление от Севера, но для полноты понимания этого края мне хотелось показать его спутникам в первую очередь.

Спустились с хребта мы уже к вечеру... если так можно назвать небольшое изменение освещенности в полярный день.

Погода не собиралась улучшаться, поэтому пора было думать о том, как бы устроить себе относительно теплый ночлег. Примерно в 20-ти километрах от этого места я вспомнила небольшой брошенный домик, туда мы и направились.

(автор - Димон)






(автор - Димон)










(автор - Димон)



Уже глубокой ночью вышло солнце…

(автор - Димон)

(автор - Димон)

«Хоромы» понравились с первого взгляда: бревенчатый сруб, обложенный кирпичом, стоящий на более чем 50-метровом обрыве над океаном. Единственное НО – окна в доме давным-давно выбило сильным ветром. Да и пол редкие путники пустили на дрова. Это вовсе не варвары, простов условиях холодной тундры это, порой, единственный способ выжить. Окажись мы здесь поздней осенью, пришлось бы продолжить начатое, разбирая любые конструкции.

(автор - Димон)

(автор - Димон)

(автор - Димон)

(автор - Димон)

(автор - Димон)

(автор - Димон)

К сожалению, холодный ветер в этот вечер дул именно в окно той единственной комнаты, где мы могли переночевать. Мы заколотили окно, но даже этого оказалось не достаточно. Пришлось ставить прямо в комнате еще и палатку.

Главной достопримечательностью домика был туалет. Прошу прощения за такие подробности, но в тундре деревьев нет, а рельеф – весьма гладкий. Увидеть в тундре туалет хотя бы с тремя стенками – это уже счастье! Здесь же он был еще и вполне комфортный, хотя несколько экстремальный – на обрыве.


Спали мы отвратительно. Всю ночь было адски-холодно, причем, теплая одежда у всех уже закончилась. Но домик дал нам гарантированное отсутствие дождя.

Сейчас, побывав там же зимой, я все равно считаю, что та ночь была за последние годы одной из самых холодных. До сих пор она мне вспоминается как образец дискомфорта...







Продолжение следует...
К содержанию

Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.