30 августа 2009 г.

Киперорт... или почему теперь правый порог такой скользский;)

Перепубликация из ЖЖ

Я немного решила нарушить хронологию моих отчетов, дабы повесить поучительную историю о том, чем плоха самоуверенность;) Чуть позже я опубликую оставшиеся части отчета по Мезени, а также истории и/или фотографии с других путешествий...



Казалось бы, формулировка "взяли на слабо" должна была остаться далеко в детстве... Для кого-то - может быть. Для меня, как оказалось, нет;)
Началось все под конец рабочей августовской недели с невинного разговора по аське с упоминанием некого полуострова, куда ни мотик, ни легковушка не смогли проехать из-за бродов с камнями. Слово за слово - так и появилось намерение взять в ближайшие же выходные курс на Киперорт.
Беглый поиск по инэту с перемещением в основном на внедорожные форумы показал, что Киперорт - одна из весьма интересных точек в относительно недалекой Ленобласти, где мне до сих пор не удавалось побывать. Следующий день ушел на поиск подробностей и привязку довоенной финской карты...

Территория оказалась почему-то вычеркнутой из атласа Карельского перешейка; одна из лучших схем, которую удалось найти: http://www.paslo.ru/vub.html (потом выяснилось, что она гораздо хуже отражает реальность, нежели старая проверенная финская 200-метровка, но некое общее впечатление о расположении объектов создать может).
Киперорт - весьма странное место. Финны там жили достаточно давно, но, после того, как территория отошла русским, деревни опустели. Сейчас там заказник (особо охраняемая территория), поэтому места посещаются джиперами и рыбаками (но не охотниками, не смотря на близость и кажущуюся заброшенность этих мест).
Ни один форум толком не пояснял, насколько гадостна (или нет) дорога на полуостров. Были фотографии с геокешинга, точки тайников и прочее, прочее, но ни одного объективного свидетельства, насколько непроходим путь в сторону главного мыса. Каждый побывавший на полуострове воспевал его красоты, но в вопросе проходимости мнения радикально расходились... Кто-то говорил, что пройдет туда только подготовленный 4х4, а кто-то - что на мысу видели зубилу с рыбаками.
Честно говоря, изначально я поверила вторым. "Видели зубилу - значит на УАЗе я по-любасу проеду". Тем более подначивали речи о том, что некая знакомая моему "искусителю" группа джиперов развернулась на пол дороги из-за того, что одна из машин села в луже ("да лужа то не сложная, но вечер... поздно... плохая погода..."). Признаю, меня взял азарт. Еще какой! Азарт и самоуверенность (в стиле "да они просто не умеют пользоваться полным приводом... уж я то... ", и далее по тексту...).
В какой-то момент даже сама идея джипования на полуостров как-то ушла на второй план (дело считалось заведомо выполнимым); зато ее заместила мысль взять байдарку, чтобы было чем себя занять, когда мы наконец-то приедем на вожделенный мыс. Ну не разворачиваться ведь сразу же обратно?:)
Чтобы не порождать на массовость и балаган, решили ехать вдвоем... Те, кого хотелось с собой взять, кажется, в эти выходные не могли составить компанию. Других же брать не хотелось, ибо после Мезени мысли были лишь об уединении и спокойствии. По дороге было немного культурной программы (церквушка в Озерках)... и даже немного расслабухи на одном из безлюдных пляжей финского залива...


(мой корабль... Автор - Леха)


 
(автор - Леха)

 
(пляж неподалеку от Озерков на Финском заливе; автор обеих фотографий - Леха)

Дальше стало интереснее...
Итак, началось все почти с самого Приморска. Там ремонтировали дорогу через садоводства, поэтому "поиграть в джип" пришлось уже там. После выезда из населенного пункта следовало немного постоянно ухудшающейся лесной дороги...
Когда мы подъехали к первой луже, меня несколько разочаровала мысль: "и это все?"... Нет, не все;)
Через пяток таких луж штурмана в химзащите уже пришлось выпустить в свободное плаванье: вода была слишком мутная, но глубокая, поэтому уже напрягало возможное присутствие камней. Две или три лужи прошли достаточно быстро. Четвертая заняла чуть больше времени из-за существования объезда... Знаете, опыт езды по всяким попам мира говорил мне: не просто так здесь существует объезд... Но, как мы ни старались, камней или других подстав в луже не нашли. Проехали напрямик... Внизу было несколько жидко, но моя грязевая йокогама этого даже не заметила...
Это, кстати, были те лужи, где развернулась упомянутая выше "группа внедорожников". Дальше ни штурман, ни, тем более, я, еще не были.





Каждое препятствие на этой "киперортной" дороге служило фильтром очередного класса машин. Где-то далеко, еще на лесной дороге, остались все недоприводы... И, чем дальше мы забирались, тем кондовее джипы попадались нам на пути... Перед следующей серией триалов были отфильтрованы новые Шнивы и прочие "лакированные". Далее нам встречались только боевые Нивы, Хантеры, Патриоты, да длиннобазные для тех мест буханоиды. Не, этой фразой я не утверждаю, что дальше проехать на лакированной машине нельзя... Можно... Но не тем, кто сильно жалеет свое транспортное средство.

Примерно с этого момента мы начали искать стоянку, где бы можно было бросить машину, собрать байду и немного поплавать.
На имевшейся у меня финской карте были обозначены несколько интересных дорог.
Во-первых к самому северному мысу полуострова (трек туда я скачала с какого-то внедорожного форума). Выше я приводила ссылку на относительно адекватную схему в Интернете... Поиск стоянки начался примерно с развилки двух дорог, уходящих в самый дальний угол полуострова. Путь к мысу здесь не обозначен, но по началу он совпадает с тропой, идущей по берегу.
Во-вторых два различных пути к центральному озеру. У меня такое ощущение, что именно они на этой схеме породили вторую тропу через центр полуострова... где-то с нее, правда, надо было свернуть к самому озеру... К Большому озеру, как говорили на форуме, можно было затянуться только с помощью лебедки или второй машины (при этом фотки демонстрировали машины на ДОРОЖНОЙ резине, но с лебедкой... такие снимки подзуживали меня попробовать проехать до озера в жало, но в этот момент мне ненадолго удалось остановить игру своего неуемного шила).
Еще один путь уходил дальше, на западное побережье Киперорта... На приведенной схеме его нет вообще. И вот про него внедорожные форумы молчали напрочь. Это теперь я понимаю, почему;) Но тогда мы изначально отмели как цель центральное озеро (ну не кругами же потом на байдарке по нему плавать). И поехали смотреть все отворотки к воде с востока на запад.
Первая стоянка была прямо у дороги и не понравилась нам тем, что выход в открытую воду был прикрыт густой водяной растительностью: неприятно для купания, решили мы, и пошлепали дальше (это был как раз конец обозначенной дороги на схеме по ссылке).
Следующая стоянка была отделена от первой точки еще парой препятствий. Где-то там я снова проигнорировала существующий объезд дороги по лесу, из-за чего сильно долбанулась чем-то о камень (судя по всему, рамой). Повреждений не нашла, поэтому без задержек стартовали дальше и оказались прямо на мысу, где, как выяснилось, уже стояли две подготовленные Нивы с рыбаками. Мы и хозяева лагеря смерили друг друга ревнивыми взглядами, после чего наш экипаж, как непрошенный гость, вынужден был ретироваться.

Вариантов оставалось не много. Чуть ранее мы видели отворотку на лесное озеро... и еще всего лишь одну подозрительную дорожку, которая как раз и совпадала с тем финским "путем на запад". За неимением лучшей идеи, поехали тестировать.
Следующие метров 300 мы проехали быстро, но не без увечий. Там были замяты оба порога, освежевана резинка с одного из них и получено еще несколько ударов по агрегатам. Вот не предназначен длиннобазный по своей сути УАЗик для таких "формованных" триалов. Там Ниву б... да чтоб не жалко;) - было бы самое то. А Уазик бился даже на первой пониженной без газа, просто проседая под своим весом. Такие препятствия, пожалуй, одни из самых сложных. Это вам не грязь, которую можно месить колесами и преодалевать лебедой.
Но, черт побери... азарт... Последний раз такое безмозглое настроение овладевало мной в Ловозерских тундрах (напомню, оттуда я вышла с замятым баком). В этот раз, кстати, было сложнее, чем в Ловозере, т.к. здесь еще и дорога была по краям ограничена скалами, т.е. маниврировать на триале было, фактически, некуда.
Я прошла до северо-западной оконечности полуострова. Там нас ожидала уютная и подозрительно пустая стоянка даже с небольшим "домиком" а-ля парник. Была мысль двигать и дальше, но, потом она быстро рассеялась в красотах окружающего леса. Зачем искать что-то лучшее, когда и так все замечательно? Грибы можно пинать ногами, ягоды - крупные и сладкие... Тепло, солнце и отсутствие насекомых... Одним словом, рай.

 



 



 

 



 

Ради интереса мы прогулялись до конца дороги: там тоже были интересные стоянки, но к этому моменту мы уже окончательно решили бросить кости там, где оставили машину. С дальней стоянки можно было бы дойти и до центрального озера (или некой лужи под названием Озеро Полноводное), но ломиться пришлось бы через болото... А лес, надо отметить, просто кишил змеями. Две или три эти неприятные особы просто выскочили из под ног, пока мы собирали грибы вдоль побережья. Так что центральное озеро было проигнорировано, не смотря на пресную воду (в Выборском заливе вода соленая настолько, что это уже чувствуется).
Как я уже упоминала, помимо купания, у нас в "программе вечера" была байдарка. "Лего для советского инженера" малость посопротивлялось, но таки сложилось в пласредство... благодаря чему мы смогли доплыть до одной из шхер Выборгского залива (остров Вихревой), где возвышалась пограничная вышка, судя по всему, не пускавшая ранее все тех же советских инженеров на территорию тлетворного влияния запада;) В инэте утверждается, что это финская фортификация... Но здесь у меня есть некоторые сомнения: больно уж она новая и по конструкции похожая на пограничную вышку в Семже;)

 
(берег острова и фортификация; автор - Леха)



(на заднем плане - та самая вышка)


 
(вид с вышки; автор - Леха)


(кто-то явно пилил камни... Автор- Леха)



По вечер было видно, что погода вот-вот испортится... Финский залив почему-то всегда мне казался медленным и предсказуемым по сравнению с Ладогой. И вот к вечеру стало ясно: ночью нас "накроет" (для Ладоги аналогичная тенденция означала бы: нас накроет минут через 40);) Не смотря на это мы, два дебила, поставили байдарку сушиться вертикально к дереву неподалеку от палатки;) Мы еле успели пригрести к тому моменту, когда окончательно стемнело, и готовили жратву уже в кромешной тьме... еще и уставшие, как собаки... как-то порассуждали на тему "упадет - не упадет", и забили...
Я проснулась от мысли: "что за ####?". Удара не слышала, но мозг четко чувствовал адреналин, страх, стук сердца в желудке... только не понимал, откуда он взялся... И говорить не стоит о том, что ночью порывом ветра байдарку (конструкцию около 25-35 кг весом, метра 4 длинной... стоящую вертикально) уронило четко на палатку (штормовой 4хместный Нормал). Усиленные дуги штормовой палатки (как это любят называть для "экстримального туризма") выдержали. Вот вам и тест-драйв.
Сутра мы проснулись в мрачном пасмумрном "нигде" с непрекращающимся дождем.

 
(наша стоянка)

Впереди была сложная дорога, на этот раз по мокрым камням триала... так что времени заложили больше, чем требовалось (я опаздывала в город). В обратную сторону мы ползли в 2 раза медленнее, постоянно останавливаясь и проверяя, что и как, а, главное, обо что задевает. Повреждений основным агрегатам не досталось, зато еще больше были подмяты трубы защиты порогов.  300 метров от нашей стоянки до северного мыса Киперорта были тем отрезком, где Патриоту не надо было находится: в одном из мест он физически не влезал в поворот: приходилось выбирать, либо удар по агрегатам, либо минус порог. В ту сторону был агрегат... обратно, вовсе не в целях разнообразия, я выбрала порог;)
Пожалуй, за исключением "четвертой лужи", о которой шла речь выше, на обратной дороге я пользовалась всеми существующими лесными объездами. Они были тесными и узкими, зато это позволило выйти без дополнительных повреждений.
Какова мораль сей истории?... Самоуверенность, помноженная на выпендрежный настрой до добра не доводят...
Хотя, все ЭТО (Уазик, его ремонты и т.п.) - оно ведь ради того самого ощущения драйва, когда машина, раскорячившись на камнях, проседает в очередной раз, но не ударяется... и ради отдыха, когда ты достигаешь точки, где, не смотря на переполненность окрестных лесов, нет ни души...