18 августа 2009 г.

Край Архангельский. День 4

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

4 августа (вторник). Ремонт и запоздалая Вага


(схема наших передвижений на четвертый день; оригинал можно найти в картах Google по ссылке: maps.google.com)

Общий пробег за день: 370 км.
Без СУ (не считая съезда на стоянку).



Ох уж это "утро туманное - утро похмельное"...
Но первоочередная наша цель в Каргополе была не в пьянстве, а в ремонте, таким образом, уже около 7 - 8 утра все были на ногах. В начале 9-го совместными усилиями головы были приведены в порядок, а желудки наполнены бюджетным завтраком из Каргополочки (кстати, по отдельному "утреннему" меню), и команда разбрелась по своим делам.
Серега с Димоном - отправились в автомагазин изобретать колхоз;
Колянчы, Надя и Кристина - пошли гулять в центр народного творчества;
а я осталась разгружать безразмерный багажник УАЗа на газон около гостиницы. Посменно все участники событий сидели на этих вещах, чтобы проходящие мимо любопытные местные жители не попытались "засмотреть" что-нибудь нужное в свое хозяйство. Наверное, опасались зря... Но опасались.


(разгрузка Патриота на газон около гостиницы)

Из магазина Серега с Димоном привезли хомутов для затяжки рессоры. Метод оказался достаточно эффективным, хотя, в следующий раз я бы туда еще какую-нибудь палку привернула бы... в любом случае, теперь у меня есть резервная не очень исправная рессора (как и откуда - расскажу позже), так что ее можно будет дербанить на листы и привинчивать их хомутами...
Сей колхоз держался до самого ремонта и, как потом выяснилось, некисло помог избежать окончательного краха рессоры.
Надо сказать, Каргопольцы - народ предприимчивый. Прямо на столбе около Каргополочки висело объявление "Рембаза для путешественников", обещавшая за умеренную плату все условия для самостоятельно (подчеркиваю, именно самостоятельного) ремонта. Первоначально хотели обратиться туда. Но после выгрузки всего барахла, УАЗ настолько приподнялся, что достаточно было его "раскорячить" на неровной городской улице, чтобы все нормально комфортно прикрутить. Не пришлось даже домкратить (после зубилы до сих пор каждый раз радуюсь возможности чуть ли не сесть под машиной). На правила в этом городе все равно все чихать хотели, так что ремонтировались мы в прямом смысле посреди дороги. Всю ночь мы простояли под знаком "длительная стоянка запрещена", и никто не повел ухом; такая же реакция была и на наш ремонтный маневр, занявший не более 20 минут.

Вторым этапом "временного ремонта" была полная перепаковка вещей: тяжелые - в ниву, объемные - в Патриот. Так из УАЗа мигрировал полный общественный запас топлива, тяжелые консервы, большая часть инструмента и запчастей... Зато появился новый зверек - берестяная коробочка, прыгавшая во время движения по торпеде и всячески привлекавшая людское внимание.
Коробочка - это в прямом смысле фигня из бересты для складывания мелкого барахла, принесенная Надей из центра народных ремесел. Сие официальное заведение даже имеет свой сайт на просторах Интернета: http://www.bereginy.kargopol.ru/, правда он-лайн представительство явно давно не обновлялось. Лично я, к сожалению, так и не заценила того, что там представляют. Но наши "этнографы" были крайне довольны увиденным, желая посетить это место и на обратном пути (заранее запланированный маршрут на обратном пути так же пролегал через Каргополь).
Помимо коробочки, из центра в машины перекочевали другие поделки из дерева и бересты: птички и прочие сувениры; ну и, естественно, Колянычевское (теперь) рукотканое полотенце, которое ему потом припоминали всю поездку.

Общая сконцентрированность на этнографии потом преобладала в течение всей поездки. И по итоговым ощущениям - это все же несколько не то по сравнению с заброшенной безлюдной тундрой или горами. Отпуск этого года отличался явно не моей пропорцией "наличия местных людей" и их отсутствия;)
Но вернусь мысленно в Каргополь. Дабы не задерживать процесс, Ниву было решено отправить вперед. Предполагалось, что, пока мы медленно ползем "на одном крыле", народ быстренько покроет 80 км, отделяющих нас от Няндомы, найдет в городе магазин и купит столь вожделенную рессору. Была мысль так же поискать гараж или эстакаду, где можно было бы провернуть замену.

Я не сказала в самом начале, что Каргополь, не смотря на свое явно нестоличное положение, имеет свою весьма качественную объездную дорогу. Не зная правильного выезда, Нива отправилась по знакомому пути, сделав изрядный крюк. Мы же, пока догружали остаток вещей, при помощи Нади нашли более короткий маршрут через город.
Не смотря на крайне низкий темп движения Патриота, наш "передовой отряд" догнал нас только километров через 5 после выезда из Каргополя. Это было, мягко скажем, неожиданно. Т.к. сначала, не видя своих, мы услышали их голоса в рацию... по началу даже обрадовались, что радиосвязь заработала, но не тут то было: наши собеседники, как оказалось, висели у Патриота на хвосте.
Поболтав, мы получили в салон свежекупленную бутыль кваса, и остались в одиночестве.
Каргопольский район явно занимает в Архангельской области какое-то выделенное положение с точки зрения дорог. Первую половину пути нам сопутствовал просто отличный асфальт, что не могло не радовать. Ситуация несколько ухудшилась после границы Няндомского района, но, все-таки это была не дорога Вытегра-Каргополь. Это был асфальт!
Попутки было мало, тем не менее мы шли на аварийке, иногда останавливаясь для проверки рессоры. Шли, естественно, без связи (сотовая сеть туда пока не добралась, а рация, как я говорила в самом начале, не радовала нас всю дорогу). Что забавно, шли без запчастей, бензина и инструментов, т.к. все наши запасы "ушли" с первым экипажем;)
Периодически на пути встречались деревни. Предполагая, что этот путь мы поедем сутками ранее и у нас будет масса времени в запасе, я и там отмечала различные интересные деревянные строения. Но посмотреть их в этот раз не получилось.


(дорога Каргополь - Няндома; автор - Надя)

Километров через 50 после выезда из Каргополя лес радикально изменился. Во время всего нашего транзитного передвижения через Каргопольский район, меня неотлучно преследовало ощущение Совзы: такой болотистой дремучей тайги, плодящей комаров и поглощающей дороги. Гниль, бурелом и "направления" для гусеничной техники. Здесь же ситуация в корне изменилась: пейзажи за окном приобрели некий выраженный рельеф, появился песок и сосны, что в целом начало напоминать привычную и любимую Карелию.
Как только включилась связь, мы получили первые радужные вести: магазин в Няндоме уже найден и новенькая патриотовская рессора лежит в Ниве. Более того, прямо за магазином обнаружилась небольшая бетонная площадка, где можно было разложиться с ремонтом.
Голос в трубке, объявив себя пупсиком, дождался, пока мы выразили свои бурные эмоции, и пояснил, как найти нужный поворот. В тот момент было обидно, что нельзя УАЗик сразу телепортировать в нужную координату, но, честно говоря, ехать к гарантированному ремонту гораздо приятнее, чем ползти еле-еле бог знает куда.
К тому моменту, когда мы подкатили, Димон, наш "главный терщик", договорился на ремонт у местных гаражников. В ожидании нашего экипажа они на площадке попивали пивко и, когда подошло время потребностей организма, начали искать подходящий "заугол". А за углом оказались гаражи, где мужики ковыряли очередную машину. Они-то и согласились за смешные деньги (точно уже не помню, но порядок величины - пара сотен рублей при том, что у диллера - около 1000 из-за геморроя при съеме) поменять рессору на УАЗе. Уже потом мне показалось, что ожидали они легкой быстрой работы... а в реальности проковырялись несколько часов, но денег накидывать не стали.

Няндома - еще одно место, где на правила все забивают; к магазину был нарисован свеженький сплошняк, который с удовольствем пересекал каждый второй проезжающий;)
И снова, уже во второй раз за эти сутки, на меня легла полная разгрузка этого бесконечного багажника. Наблюдая кучу хлама на тенте около гаража, как-то слабо верилось, что все это только что помещалось в машине...


(наши вещи у Няндомского гаража)

Что касается ремонта, то после снятия рессоры оказалось, что мы добрались до рембазы очень вовремя: треснул уже второй лист, а мы и груз еще продолжали держаться на последнем, нижнем. Кроме того, когда Патр поставили на яму, беглого взгляда на вторую рессору было достаточно, чтобы заключить, насколько ей поплохело. Она не была сломана, но жить ей оставалось не долго.

Я уже писала о принципах формирования бюджета поездок, дк вот в этот раз поломки и гостиница уже исчерпали (по моим ощущениям) взятый с собой личный резрев, так что покупка второй рессоры была вынесена на всеобщее обсуждение. На самом деле вопрос стоял не "менять вторую или не менять", а "не поставить ли обе более жесткие 4х листовые".
Эта дискуссия тянулась еще с предстартового сбора. Почему-то воспринимая мою игрушку как общественный транспорт "в никуда", почти каждый порывался доставить на нее что-то более жесткое и дискомфортное (за мой счет;) ). Только каждый при этом забывал, что это не "автобус для бездорожья", а мои личные колеса, куда б меня не занесло. И если они не справляются с перевозкой пяти человек с рюкзаками, я в первую очередь урежу рюкзаки и людей, но не буду превращать вкладывать лишние деньги в сомнительные по своей эффективности преобразования лишь для угоды бухающего заднего сидения. Это относится к любым доделкам... Конкретно 4х листовые рессоры не поставили бы ограничения на скорость, но добавили бы прыгучести и так "резиновому" заду... При этом 3х листовой вариант отлично справляется со своей задачей, если не пытаться идти всем на встречу, как делалось до этого, а просто поставить жесткое ограничение на вес барахла каждого человека. Не катать 7 пассажиров по пустыне из-за того, что в компании не хватает внедорожников... не возить с собой лишние байдарки и вещи из безбагажниковых Нив.
Так если подумать... моим пассажирам кататься с жестким задом недельки 2, а потом пересаживаться на свои легковушки для езды по городам и на работу. А мне - так и продолжать вытрясать из себя душу на любых неровностях. Поэтому моя позиция была эгоистична, но крайне жестка. В этом, конечно, было много почти что детской обидки на то, что я и маршруты рисую, и жЫповское оборудование собираю, и все костровое-общественное таскаю между багажником и антресолями, и Патриот по 3 часа каждый день упаковываю... пока народ с чашками кофе втыкает на воду в озере... В этом смысле ограничение по перевозимому весу, пускай даже мифическое (рессоры в реальности были просто замучены парой особо тяжелых выездов, а не регулярными перегрузами...), мне было бы сильно на руку.
На фоне общего нервяка к моему мнению не особо то пытались прислушиваться, но рессор от Патриота-пикапа (как раз 4х листовой вариант) в продаже просто не оказалось. Так что на месте погнутой рессоры была установлена новая трехлистовая. Старую бросили в багажник в запас; она и сейчас лежит в гараже у Лехи, ожидая следующего выезда;)
Забегая вперед, скажу, что рессоры со своей задачей отлично справились, привезя нас в СПБ без поломок.
Процесс замены занял в общей сложности часа 3 или 4. Все это время я с Серегой шаталась туда-сюда вдоль гаража, поедая мороженое и батон с колбасой. Димон спал после неудачного опохмела со вчерашнего, и утомительного откручивания первой рессоры. Патриот имеет несколько иную, чем ожидали увидеть мужики, конструкцию. Поэтому была проблема с откручиванием пары болтов, которую решали методом "покурить" и "залезть в книжку".


(Димон дрыхнет в Ниве, заваленный вещами; автор - Надя)


(Няндомский кот около рембазы)


(автор - Коляныч; кот активно нас объедал в течение всего ремонта)


Все остальные использовали случайно появившееся время для прогулок по Няндоме.

(герб Няндомы; автор правого фото - Коляныч)

Няндома - достаточно крупный и относительно молодой город. Официальный статус он получил только в 1930-х годах. Сейчас там живет около 20 тыс. человек. Более точные данные можно найти в Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Няндома). Город появился и развивался вместе со строительством и модернизацией железной дороги Вологда - Архангельск. Информации по нему доступно гораздо меньше, чем по покинутому нами Каргополю.


(автор - Надя)


(автор - Кирюндель; слева - магазин под названием "Лес и дом". Справа - еще лучше; на вывеске значится "Торговый дом ЛАВЕРНА")


(автор - Кирюндель)


(автор - Кирюндель)


(автор - Кирюндель; слева - обелиск Няндомцам, погибшим в Великой Отечественной Войне; справа - паровоз-памятник "установлен на вечную стоянку в Августе 1989 года в память о трудовом подвиге Няндомских железнодорожников в ВОВ")


(автор - Коляныч)


(Автор - Коляныч)


(автор - Кирюндель; водоемное здание и вид с железнодорожного перехода)


(автор - Кирюндель)


(автор - Кирюндель; справа - вечерняя общеобразовательная школа)


(автор - Кирюндель)


(автор - Кирюндель; надпись справа - "Няндома - станция, поселок, город!")


(Немного Няндомской архитектуры; автор - Коляныч)


(автор - Коляныч)


(автор - Коляныч)

Шатаясь по главной площади, наши товарищи умудрились найти кочергу, которая служила верой и правдой нам до самого конца поездки. К снаряжению прибавился еще и Колянычевский стул из туристического магазина. В целом, народ времени зря не терял;)


(автор - Кирюндель; главная площадь в Няндоме)


(отмывание кочерги в луже; с Колянычевского фотика)


(к сожалению, после прогулке Наде окончательно поплохело; автор - Коляныч)


На обратном пути они нашли некое недорогое кафе, где был запланирован обед по окончании ремонта.
Замена рессор завершилась к тому моменту, когда все Няндомские развлечения кончились. Ну и огромен же УАЗ на новых рессорах! Первая мысль была: дайте лестницу. Жаль, что продержалось это счастье лишь до обратной погрузки: новые рессоры быстренько заняли свое обычное положение.
Мы были несказанно благодарны мастерам, пока я не начала выезжать из сервиса.
Во-первых у меня сразу же загорелась неисправность АБС-а... беглый осмотр ничего не показал (все датчики были на месте), но уже позже, в Питере, подтвердилась первая из теорий - эти "олени" оборвали датчик во время откручивания первой рессоры. Если приплюсовать стоимость оборванного датчика, то итоговая цена ремонта вышла как у диллера, правда, с "доставкой в Няндому";)
Во-вторых, увидев наше колхозное крепление для глушителя они решили его "улучшить" и дополнительно привязали глушак проволочкой так, что он одним из креплений тер о кардан. Разрезать проволоку - плевое дело... но мы потратили приличное время на то, чтобы найти причину этого таинственного шума. Монтеры ведь ни слова не сказали о своем "улучшении"... Пришлось ползать под движущейся машиной (ведь, очевидно, шум появлялся только во время движения); все дергать и шевелить...


(поиск шума; автор - Надя)

Мы стремились выехать из Няндомы как можно быстрее, чтобы успеть к слиянию Ваги и Северной Двины засветло. Но сначала на пол часа застряли на погрузке, после чего еще час нам несли наши "бизнес-ланчи по-Няндомски" в обнаруженном кафе. Не особо вкусная еда по ощущениям была закуплена в магазине уже после того, как мы пришли и сделали заказ.
Заправка на выезде, последний взгляд на городок и мы наконец-то двинулись в путь на Долматово и трассу М8. Двигались практически без остановок; разве что километров через 50 тормознули еще раз протянуть все крепления рессоры.
Развязка в Долматово, как и обещали многочисленные отчеты в Интернете, огромна и ни разу не очевидна. И вот мы наконец-то на Архангельской трассе (официальной). Дорога дальше то хорошая, то не очень; то с ремонтами, то без. На отремонтированной машине, да по асфальту скорость нашего передвижения выросла настолько, что на Ваге мы были еще до захода солнца.
Изначально в районе слияния рек планировалась дневка. Я хотела свернуть с трассы на Котлас и добраться по лесу около 10 - 15 км до мыса, где можно было бы встать на сутки на отмели. Места по ощущениям должны были быть безлюдные и красивые.
Но, учитывая "сеъеденную" дневку и грозившее нам скорое потемнение, соваться далеко не имело смысла. Стопудовую стоянку на Ваге подсказал Надин начальник, который был тут всего сутки (или чуть более) назад. Он выехал практически в одно время с нами, но хотел больше время посвятить северу Архангельской области, спустившись на моторе по Кулою, а не тратить почти 5 дней на путь только в ту сторону.
По его сведениям нам достаточно было спуститься "с моста направо", поэтому поначалу мы так и сделали... переехав мост.
Немного проехав по лесу и уткнувшись в упавшее дерево, обе машины вынуждены были развернуться: судя по карте, отмель с этой стороны реки была достаточно далеко. И никаких машин тут последние сутки явно не ездило. А вот с противоположной (ближе к трассе) - виднелся целый отменный пляжик. На него-то мы и направились, прокатившись обратно по огромному новому мосту. Как потом оказалось, первая машина на самом деле стояла у упавшего дерева (12.12.2009)...
В самом начале отмели (у дороги) стоял некий паркетник с купающимися, но даже это не смогло нас отвадить от показавшейся "на горизонте" стоянки. Мы проехали дальше ("за угол"), куда удивленный "сосед" на своем недоджипе явно не заберется, там и остались на ночлег.
В каждой поездке должен быть свой "рай". Вага с ее отсутствием комаров, относительной безлюдностью, песком (интересным для водителей внедорожников на отнюдь не дорожной резине) - стала, пожалуй, наиболее расслабляющей стоянкой всего летнего отпуска. Вдоволь накупавшись в ее теплых водах, было решено не рвать когти в Архангельск с самого утра, а дать себе время на отдых как минимум до 15:00. Всем надо было выспаться, выкупаться и наконец-то поесть нормальной еды, а не "няндомского бизнес-обеда". Назрели и "хозяйственные потребности" - переборка и просушка шмоток (в частности, матраца) и т.п.
Самолет с двумя дополнительными членами команды прилетал в районе 21 часа, что оставляло нам достаточно времени на путь в 300 - 350 км до аэропорта.

Несколько зарисовок из "рая на Ваге":



(более качественную версию левого снимка можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/YxBgT83wfTxLfVNdfHZOjQ?feat=directlink)


(более качественную версию правого снимка можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/AamIy1GmMubLmem-BRtsOA?feat=directlink)


(более качественную версию снимка можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/pvAvSYBkS-ESJ5u1cydfKw?feat=directlink)


(более качественную версию правого снимка можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/NItazbdTCoMHQ1aiJgFB1A?feat=directlink)


(более качественную версию правого снимка можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/oULn-y7-H8UVFM2ncxqCrA?feat=directlink)


(более качественные версии снимков можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/6pifPrzH8Z882VhLC4Mgaw?feat=directlink и http://picasaweb.google.ru/lh/photo/r-RGmJx5eAtqEP76WG_mbA?feat=directlink)


(более качественную версию правого снимка можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/OxB_vtoInFJEVqa6xY7WXw?feat=directlink)



(более качественные версии снимков можно найти у меня в альбомах Гугл: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/-J36ptsb62u-6tz_YRshRQ?feat=directlink и http://picasaweb.google.ru/lh/photo/XLUM9LlbbaiemsCLH1WTxA?feat=directlink)

Продолжение следует...
К содержанию

Комментариев нет:

Отправить комментарий