18 августа 2009 г.

Край Архангельский. День 9

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

9 августа (воскресенье). Обратно в Мезень или "не Кривое озеро" с Гугла


(примерная схема наших передвижений на девятый день... ее можно подробнее рассмотреть в картах Гугл: http://maps.google.ru/maps/ms?hl=ru&ie=UTF8&msa=0&msid=113112743840695416909.00047a8a26f23c3bdf524&z=8)

Общее расстояние: 230 км. Только грунт.



Это был еще один из наиболее насыщенных дней нашего путешествия.

Как я уже говорила, подъем, исходя из расписания приливов, был запланирован на 5 утра, однако, ни в 5, ни в 7 баркаса не было. Максимум прилива уже давно прошел, начался отлив, который успел перевалить за свою середину... ленивый лагерь продолжал спать с мыслью, что в это цикл нас все равно уже никто не заберет.
Погода испортилась еще с вечера и на улицу даже нос не хотелось высовывать: вчерашний ветер стих, но воздух наполнился противной мокрой взвесью... типа дождь. Наверное, будь погода солнечной, мы бы подорвались и побежади упаковывать вещи, но в при таком состоянии окружающего пространства, даже из спальника себя доставать не хотелось.
Я просыпалась несколько раз, каждый раз констатируя одно и то же дождливое "ничто" вокруг лагеря. Через некоторое время сквозь сон буквально на пороге слышимости начало пробиваться навязчивое бухтение где-то в море. Звук стал различим практически на минимуме прилива, и, спустя еще немного времени, знакомая нам прокладка головки блока в роли антенны, показалась над поймой за поворотом реки.
Лагерь проснулся от моего вопля: "Баркас пришел!". Начались экстренные сборы и, пока баркас осторожно пробирался по руслу, мы успели полностью собрать содержимое палаток.
Не смотря на все переспективы "успеть собраться за 20 минут", погрузку отложили до следующего цикла прилива, ведь к тому моменту, когда судно подошло к берегу, грузиться нам предстояло уже через няшу... А выход судна в море и вероятность беспрепятственного входа в порт Мезени были под бо-о-о-ольшим вопросом.

Команда баркаса развернулась и ушла гонять чаи в деревню. А мы, вроде бы уже проснувшись, опять остались на пол приливного цикла не у дел. Ситуация осложнялась тем, что после возвращения в город нам предстоял перегон не менее 200 км... с опозданием на 12 часов он грозил затянуться на всю ночь. Правда в этот раз "приливной тупняк" был намного комфортнее, вода лилась сверху, но все же под ногами была земля, т.е. можно было как минимум сходить размяться или поискать "дамскую комнату".
Накануне мы не рассчитывали на 12 часов утреннего сидения на берегу, поэтому пресная вода была практически на исходе. Лодка же, перепривязанная накануне нетрезвым Кирюнделем за берег, исчезла. Мы было решили, что ее смыло приливной волной, но потом вспомнили, о договоренности с парнем на вполне определенное время (договаривались, что, если нас уже заберет баркас, мы оставим лодку и в 7 - 9 утра в условленном месте). Гуляя по берегу, мы заметили наше суденышко где-то на берегу за корпусом приставшего к семжинскому берегу баркаса, на чем и успокоились.
Остатки воды экономили как могли, зато вот водки было хоть отбавляй. Мы с Серегой были вынуждены трезвенничать (как водители, "назначенные" на предстоящий ночной перегон), а вот остальные явно не испытывали никакого дискомфорта из-за присутствия лишь 40-градусной жидкости. Мы, буржуи, к последнему дню не сохранили воды, зато лимоны были в избытке, что и стало основой для грога "по рецепту Ванича" (судя по эффекту, который наблюдался на наших пассажирах, штука убойная). Доцент, планировавший отъезд через двое суток, даже пожертвовал под нужды грога свою походную кружку. Кажется, она до сих пор живет где-то в Патриоте.
Мелкий дождь сменялся сильным и наоборот... А мы все сидели и сидели... Итогом стало то, что намокли все просушенные накануне вещи. До самой последней ниточки.

 

 
(Экспресс-просушка тента... автор всех четырех фото - Коляныч)

Складываться мы начали когда вода только начала прибывать, а вот грузились на баркас (помятуя о нашей бравой выгрузке) только тогда, когда вода дошла до травяных кочек. Пожитки и мы сами моментально расползлись по судну, как по собственной квартире. Эх, вот бы на такой посудине куда-нибудь на дальняк;)
Нет смысла описывать обратную дорогу. Вверх по реке (но, опять же, вниз по приливному течению) мы шли с неимоверной скоростью и даже практически обогнали прилив. Войдя с первой волной, в "портовой отворотке" реки нам даже пришлось немного постоять, пока нужный уровень воды наберется в "бассейн".

Стоило нам отчалить, как основной народ, покурив на улице, расползся по полкам: прикончившим канистру водки пассажирам уже пора было проспаться. В чем-то я их понимаю: все те же пейзажи, состоящие из серого мокрого "ничто"...

 
(последний взгляд на удаляющуюся Семжу.... как и просили в камментах, не пишу про альбомы Гугл;) )

 


Мы же с Надей всю дорогу провели наверху, в капитанской рубке, обсуждая уклад и особенности местной жизни. Конечно, на одном месте сидеть уже наскучило, но как-то было безумно обидно, что еще пара часов и эта удаленная тишина, окружающая нас, навсегда исчезнет.
По дороге, пока баркас мерно бухтел в речном русле, капитан созвонился с неким Мезенцем, пообещав нам найти семгу...
Выгрузка с баркаса проходила в обратном порядке (относительно нашей погрузки). Пока наши пассажиры выкидывали шмотки из самых дальних уголков баркаса, мы с Серегой пешком сбегали к Дмитрию за машинами. И первое, что бросилось мне в глаза, стоило открыть багажник Патриота, так это пакет с заветными банками тушенки;)
Еще по пути мы, конечно же, долго расспрашивали команду баркаса, не забывали ли у них случаем консервов. Команда, вопреки ожиданиям, восприняла наши тревоги весьма серьезно, но утверждала, что тушенки у них не появлялось. Но теперь все стало понятно: при поспешной сортировке вещей на пирсе между категориями "берем" и "остается", мы просто запихнули запасы пищи обратно в машину;)
За твое суток, проведенных на море, я было расслабилась... Но на пирсе снова пришлось вспомнить феншуй трехмерного тетриса в багажнике. Команда посудины с интересом наблюдала за происходящим, кажется, делая ставки, влезет все это барахло в один мааааленький (по сравнению с кучей вещей) Патриот или не влезет;)


(малая часть пожиток, сложенная на пирсе. Автор - Надя)

Вещи перекидали быстро и без особого разбора, т.к. капитан уже ждал нас, чтобы сопроводить за рыбой.
Прощание с командой баркаса и Дмитрием одавало оттенком печали. Обидно вот так вот осознавать, что хороших и достаточно интересных людей вряд ли когда-нибудь еще увидишь. Каменное спокойствие поморов совсем скоро придется сменить на суматошный, в чем-то даже судорожный, Питер... и забыть все это как один из прекрасных снов. Это тот случай, когда случайной встрече не бывать: только если мы вдруг снова захотим нанять именно эту команду для очередного безумного предприятия. И, кстати, это не такая уж и безумная мысль;)


(Прощание с баркасом. Автор - Надя)

В Мезени у нас оставалось одно последнее дело: еда. Помниться, когда мы гуляли по городу, отметили сразу несколько точек, где можно было бы поесть. В первую очередь - это мега дешевая заводская столовая... Но, очевидным образом, под вечер, когда мы наконец-то собрались выезжать, она и не думала работать (лишь потом мы сообразили, что на дворе воскресенье, и столовая не работала "вдвойне";) ).
Вторая точка - бар, который, как мы помнили, работал лишь по выходным. Как я уже сказала, на дворе стояло воскресенье, но и бар не порадовал нас открытыми дверями. "Выходные" в этом городе лишь в субботу... продуманная политика, надо сказать. Накануне выхода на работу в понедельник никто уж точно в баре не засидится;)
Оставалось два варианта: кулинария, куда на разведку отправились пассажиры Нивы, и гостиница Мезень, при которой мы ожидали увидеть ресторан. Подъехав к корпусу, мы выслали на разведку "главного терщика", и он рассказал о весьма интересном диалоге...
Зашел он, значит, в гостиницу... подошел к стойке и задал вопрос о еде... ответ был отрицательным, но вслед за ним сразу же последовал встречный вопрос: "Как, вы уже уезжаете?";)
Оказывается, за те дни, что мы сидели на море, известие о нашем приезде распространилось даже в самые отдаленные дома города. Нас, хоть и не знали в лицо, но узнавали прямо на улице!
Кулинария и стоящий напротив продуктовый магазин стали источником перекуса, а вот точек общепита в Мезени больше не нашлось. Зато местные жители посоветовали кафешку в Совполье - том самом населенном пункте, расположенным примерно посередине между Кулоем и переправой через реку по трассе на Мезень.
Кое-как потушив чувство голода, мы вышли на трассу. В ту сторону мы ехали, поражаясь каждой кочке, обратно же дорога прошла почти незаметно. Снова те же паромы, сначала тросовый, потом дизельный... За весь путь до "мест обетованных" мы отметили для себя лишь тот факт, что переправа с востока на запад через Великую реку оказывается существенно дольше и сложнее, чем в обратном направлении (все из-за мелкого и достаточно сложного рельефа дна).
Я уже упоминала выше, что на этот день был запланирован длинный перегон (о том, почему была выбрана именно такая точка, я расскажу чуть ниже), но, кроме того, хотелось посетить Кимжу, о самобытности которой были написаны мегабайты статей в Интернете.
Честно говоря, я мысленно была готова пожертвовать Кимжей в пользу достижения запланированной стоянки; но большинство со мной не согласилось. Так мы сделали еще примерно 40-минутную остановку в этом древнем селе.
Геокешинг называл Кимжу не иначе как "жемчужиной" Мезенского края (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1566). Увы, к нашему приезду жемчужену капитально попортили весьма странные действия реставраторов. На выделенные из бюджета деньги была подчистую разрушена известная на всю страну Кимженская церковь (деньги выделены на реставрацию; быть может, что-то и делается, но мы застали ситуацию полной неизвестности... местные жители и сами не знают, восстановят их главную достопримечательность или нет).
Мы проехались по улицам, поговорили с людьми... Надежда даже приобрела там шкуру зверька у местного предприимчивого жителя.


(Кимжинская улица. Автор - Надя)


(автор, видимо, Ванич... с Надиного фотика)


(в моем исполнении кадр выглядит почти так же, зато у него есть двойник в альбомах гугл)

Но не оставила Кимжа у меня такого восторженного ощущения, как расписано на странице геокешерского тайника и сайтах, посвященных этой деревне (http://www.kimja.narod.ru/page01.htm). Даже не смотря на признание Кимжи одним из чудес России (http://w.w.w.ruschudo.ru/miracles/2188/links/), у меня язык не поворачивается страстно рекомендовать ее посещение. Для меня эта деревня прочно заняла место где-то рядом с Кижами и Малыми Корелами...
На ресурсах, посвященных деревне, многократно противопоставляется Кимжа и "раскрученный туристический русский север"... Вот у меня сложилось ощущение, что нет тут никакого противопоставления: это аспекты одного и того же. А вот Семжа - это истино заброшенный край. Быть может, все познается в сравнении;) Когда-нибудь я доеду до Канина носа и тогда буду оглядываться назад, на Семжу, как на центр туристической активности региона:)
Но не буду отрицать очевидного. Некая особенность в Кимже все-таки есть. Во-первых, принципы строительства домов. Рекомендую обратить внимание на фотографии на "спаренные" срубы, в которых все нацелено на сохранение столь драгоценного тепла в зимние месяцы. Конструкция радикально отличная от привычного по Северо-Западу пятистенка... и, опять же, эти забавные лошадки на коньках;) (простите за каламбур)...


Нам открыли небольшой местный этнографический музей, рассказали, почему мы так и не нашли церковь... Многое поведали о быте...
Пересказать это невозможно. Это можно увидеть и почувствовать. Причем, мне кажется, чувствовать это надо лишь после того, как увидишь все это "на практике" в Семже, так что заезд сюда именно на обратном пути был стратегически правильным.


(местный песик; автор - Надя)

Следующей остановкой стало кафе в Совполье. Вообще трасса, не смотря на удаленность от цивиллизации, достаточно наезженная. Причем много попадается на ней случайных людей. Как еще иначе можно описать человека, остановившего нас на классике, чтобы спросить, а где здесь ближайшая заправка;) (как я уже говорила,  инфраструктура сюда не пришла: заправки то в Пинеге и Мезени... и все... )
По пути в ту сторону мы не видели никаких кафешек на трассе, поэтому ожидали, что еда будет в Совполье после отворотки. Ради вкусного ужина повернули под кирпич, проехали через явно аварийный мост, окончательно заблудились, гонялись за мотоциклистом, и, наконец, поймав по пути пару с собакой, поняли, что все это было бесполезно. Рестораном был тот самый сарайчик, который виден с трассы недалеко от поворота на населенный пункт. Без вывесок и приглашений... Но явно знакомый всем постоянным обитателям этой дороги;)
Дешево и съедобно. Больше про обед мне сказать нечего.
Когда мы отчаливали из Совполья, уже окончательно стемнело до состояния августовского "глаз выколи". Здесь-то и начались "разброд и шатания" среди наших экипажей.
Но сначала расскажу, что за стоянку я наметила для этого вечера.
По Беломоро-Кулойскому плато в Интернете нет практически никакой информации. Мне удалось найти данные по множеству пещер, кое-какие достаточно куцые отчеты о поездках в те края... Но никто не писал о том, что можно заехать дальше на север от поселка Кривые озера (единственная очевидная дорога по плато на этот поселок идет от самой Пинеги). Таким образом, заведомо подходящих стоянок у нас не было.
Карты, даже самые точные, врали про плато беспросветно. Это теперь я понимаю, что основными транспортными магистралями в том районе являются технологические лесовозные грунтовки... и их прокладывают не сильно заботясь об актуализации карт. Так что даже старый генштаб не мог стать источником правильных сведений.
Еще на этапе подготовки поездки пришлось обратиться к спутниковым снимкам Гугл. Одну за одной я "проходила" отворотки в лес с трассы "Архангельск - Мезень" и смотрела, какие подставы могут встретиться на пути к приличным водным просторам... И совершенно случайно взгляд мой упал на одно озеро, цвет которого потрясал с первого взгляда.
Вот гляньте на любое озеро в округе: оно на снимке практически черное... В реальности это означает либо торфяную воду (как в Мезени), либо засыпанное илом дно. Здесь же цвет был белым с переходом в ярко-голубой.




(спутниковые снимки разного масштаба и, соответственно, с разной обработкой)

Естественно, никаких сведений об озере по его географическом названию, найти не удалось. Удалось примерно прикинуть, что оно находится где-то на уступе Беломоро-кулойского плато, т.е. на месте выхода известковых пород... и была слабая надежда, что цвет мог объясняться удивительной водой "а-ля рускеальские водопады".
На спутнике просматривалась некая дорога, вернее, просека между деревьями, ведущая на север от Кривых озер, пересекающая речку, и одной из отвороток достигающая озера... Не было понятно, что это за речка и есть ли на ней мост... Не было ясно, проходима ли эта "просека" для колесного транспорта...
Короче, вероятность достижения стоянки в нашем случае оценивалась примерно как 1 к 10. Но мне жутко хотелось попробовать доехать хотя бы до первого препятствия.
Пассажиры прекрасно знали о ситуации со стоянкой. "Офигенное озеро черти где" или "стоянка абы какая - прямо тут"... И все четверо в УАЗике были готовы променять первое на второе, о чем много и с применением самых разных аргументов мне рассказывали. Глядя в ноут с картой, они пытались отследить какую-нибудь речку или что-то в этом роде, где можно было бы уснуть прямо сейчас... По требованию пассажиров я даже один раз вынуждена была остановиться (не далеко от Совполья), чтобы посветить фарами на отворотку... В этот момент меня поддержала Нива, согласная продолжать движение вперед.
В последствии я уже не останавливалась, продолжая свою диверсию - говорила "да-да-да" и ехала вперед, все дальше и дальше от Мезени... все ближе к заветному озеру.
Не всегда такие отчаянные шаги дают свои плоды... Но в этом случае я крайне рада, что настояла на своем. Я слишком много думала об этом озере, слишком долго искала пути к нему. Для меня это был уже надкушенный бутерброд, который ОБЯЗАТЕЛЬНО надо было отправить в рот!
На Лукойле в Пинеге мы пополнили запасы бензина перед окунанием в неизвестность, и свернули в лес.
Не смотря на то, что до озера оставались уже считанные десятки километров, пассажиры продолжали убеждать меня в необходимости остановиться на ближайших озерах. Сработли лишь аргументы про их загаженность (о которой я действительно читала в Интернете еще перед выездом). Кроме того, оптимальнее стоянку было бы искать при свете, так что объективнее выгоднее было продолжать движении и располагаться с палатками уже по утру.
В поселке Кривые озера мы случайно перешли на нелегальное положение. Основная дорога вела к населенному пункту, а все отворотки с нее (в том числе и та, по которой нам надо было продолжать движение) засыпаны кучами песка и гравия так, что их ну никак было не объехать. Мы продолжали движение по единственному пути и уперлись в шлагбаум...
4 часа утра... август... ночь с воскресенья на понедельник... люди, высыпавшие из двух внедорожников с неместными номерами, ничуть не смутили бабульку на КПП около шлагбаума. Она протерла глаза от сна и приветливо поинтересовалась, какого черта нам тут надо.
Мы прикинулись шашлычниками и попросились проехать к Келде (это была та самая река, которая, судя по снимкам, пересекала дорогу ... и могла стать концом нашего пути к озеру). Бабка даже бровью не повела... Ни секунды не раздумывая, она рассказала, как по лесу объехать препятствия и попасть на нужную нам отворотку.
Через этот небольшой объезд мы попали в настоящий клондайк для внедорожника. Сеть грунтовок была гораздо более развитая, чем можно было оптимистично ожидать, глядя на спутниковые снимки. Здесь ведутся промышленные лесозаготовки, в результате новые дороги прокладываются, старые забрасываются... но никто, кроме местных жителей, не знает, как, куда и откуда можно попасть.
Нужный нам путь существовал. Он был в нескольких местах перерыт, дабы левые лесовозы не воровали лес, но предприимчивые местные жители уже построили объезды всех препятствий по лесу. Видимо, руководство лесхоза и не собиралось с этим бороться, ведь Камазы по лесу пройти уже не могли.

Лишь одно препятствие было относительно серьезным. Серега даже пробежался по нему пешком и порекомендовал мне на УАЗике высадить пассажиров. Патриот прошел на ура... но сам Серега при этом почему-то ломанулся вместе со всем экипажем;)

 

 
(вот здесь препятствие сфотографировали уже на следующий день, по дороге за картофаном... Автор всех четырех фото - Кирюндель)

На удивление существовал и мост, хоть на нем и висел знак, предупреждающий об аварийности. Сеть грунтовок совершенно не совпадала с ситуацией на карте, но по навигатору мы выбирали правильный путь... и, о чудо, уже примерно через пол часа были у берега озера.
Первый подъезд оказался не очень удачным. Видимо, не одни мы такие умные: местные жители достаточно часто используют это место, не особо заботясь при этом об сохранении чистоты и нетронутости мест. Первая стоянка была ближе всего к дороге и, естественно, самая загаженная... Чуть дальше мы нашли место гораздо приятнее; это было видно сразу, не смотря на то, что в этот момент только начинало светать. С полувзгляда на озеро решено было дневать...
Соленое Белое море - это хорошо, но вот помыться в пресной воде после двух суток сплошной соли - было настоящей радостью. Как и посидеть у костра без сопровождения в виде воды, низвергающейся из небесных хлябей.
Найденное таким странным образом озеро не было теплым, зато вода была кристально прозрачной (со слегка голубоватым оттенком), а дно покрыто светлым песком с минимальной растительностью. Это и делало его цвет со спутника таким необычным на фоне соседских водоемов. Жаль, что в этом году я еще не успела обзавестись гидрокостюмом и маской, чтобы получше изучить подводный мир этого места...
Если вода поразила с первого взгляда, то вот окружающая обстановка по началу ввела в некое недоумение. С виду стоянка была чем-то напоминала родную Ленобласть: высокие сосны, вода... Казалось, вот-вот из-за поворота покажется легковушка с заносчивыми "туристорыбаками"...
Ничего особенного, подумали мы... но ошиблись;)

Продолжение следует...
К содержанию