17 августа 2009 г.

Край Архангельский. День 2 - Часть 2

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

Событий оказалось слишком много и они не поместились в один пост...

Перед выездом из Питера я перечитала массу отчетов; часть ссылок потерялась, часть нет... в итоге я уже не очень могла вспомнить, откуда у меня в голове те или иные сведения. По поводу этой развилки я четко помнила одно: нам необходимо выбрать между двумя дорогами: короткой и красивой. Короткая - налево, красивая, соответственно - направо.
Быстро посовещавшись и посмотрев карту, решили ломануться по красивой, а заодно где-нибудь остановиться и перекусить бутербродами. Не смутило нас даже то, что налево уходил вполне приличный асфальт (фактически, автобан по вологодским меркам, который нарисован на моих картах лишь частично), а направо вел неприятного качества грейдер.



Сейчас, уже зная, чем закончились приключения этого дня, я точно могу сказать, что до конечной точки мы могли добраться гоооораздо быстрее! Достаточно было не выпендриваться и выбрать короткую дорогу, которая вмиг бы домчала нас до отворотки на Каргополь. Ибо то, что мы выбрали было вовсе не живописно... и даже с купанием в итоге не сложилось. Мы только лишние два раза пересекли Волгобалт, проехали через ничем не примечательные деревни, да обломались с подъездом к нескольким озерам; даже рассказывать особо не о чем. В итоге путь наш лежал через Депо, Волоков мост, Средний рубеж, Верхний рубеж, Старое Петровское, Конецкую и Анненский мост.
Самым неприятным стало то, что ничего в итоге не увидев, мы пропустили (оставили с противоположной стороны от основного русла Волгобалта) старый Мариинский канал.

В Анненском мосту встал вопрос о том, как нам вернуться на дорогу в сторону Каргополя. Печатного атласа у нас не было; карта в Озике гласила следующее:


(совершенно неактуальная схема дорог в районе Анненского моста)

Нам требовалось попасть на Р-5 и уйти на север, в сторону Каргополя (на Р-1, которую на этом фрагменте не видно). Тупняк настиг нас в точке 4, когда мы не могли выбрать, ехать нам через официально обозначенную грунтовку Р-5 или через расположенную чуть ниже и строго в лесу некую "дорогу с покрытием".
Свою роль снова сыграло безумное желание искупаться. "Официальная" Р-5 проходила мимо сразу двух озер: Лозского и Ковжского, где мы надеялись найти хотя бы один действующий подход к воде, не обремененный местными жителями. В каком-то смысле, это был уже второй за день выбор между короткой дорогой и красивой. И мы снова, так и не научившись на своих ошибках, выбрали красивую.
В точке "5" мы несказанно удивились, выехав вдруг из под знака "уступи" на некий асфальт, идущий четко на юго-восток (а ожидали в этом месте увидеть просеку...). А нам-то надо было на Восток. Поэтому, не моргнув глазом, мы пересекли его и отправились дальше по грунтовой и наполненной ямами Р-5. А дорога то была наша! Кто ж знал, что трассу Вытегра - Вологда положили, практически, заново, превратив в реальный автобан.
Как будто чтобы доказать всю ошибочность нашего выбора, Р-5 все портилась и портилась, в низинных местах порой превращаясь в бревенчатую гать, вытрясающую всю душу.

К озеру в точке 6 мы подъехали буквально перед дождем. Туча надвигалась достаточно быстро и угрожающе громыхала, но мы успели не только мокнуться (как оказалось, последний раз за ближайшие сутки), но и немного наполнить желудки, что было уже совсем в тему. Более планомерная еда планировалась в Кречетово по дороге к Каргополю. Ктож знал тогда, что мы доберемся туда только на следующий день? Когда составлялся план, я ожидала увидеть ДОРОГИ, а не то, что предстало перед нашими глазами;)
Забавно, что уровень озера, где мы купались, явно был в свое время поднят за счет плотин. Поэтому на дне во многих местах вместо привычного песка была самая обыкновенная земля (каким образом она еще не успела оттуда вымыться - не понятно). Кроме того, на дне наблюдается весьма нетривиальный рельеф, т.к., когда я таки дошла до глубины примерно по пояс и решила нырнуть, под водой я просто-напросто воткнулась головой в земляной холм;)

Вместо того, чтобы прислушаться к голосу рассутка и вернуться на асфальт в точку 5, мы снова, уже в третий раз за этот день предпочли неизведанную "красоту" известной "скучной" тропе. Предполагалось, что это поможет нам несколько сократить путь (ведь о том, что новый "автобан" идет в нужную нам сторону мы все еще не догадывались). Надо сказать в этот раз виды из окна машины действительно были на высоте. Серега даже просил отметить некислые места для рыбалки на стыке Павшинского и Ковжского озера (около деревеньки Рюмино).


(там достаточно много подъездов к воде, правда все они либо рядом с дорогой, либо около домов, так что лагерем там стоять не очень-то удобно... а так для рыбалки край отличный: глухой и безлюдный)

По мере продвижения дальше дорога не улучшалась, вопреки нашим надеждам, а становилась только хуже. И даже не ямы постоянно напоминали об этом, а все уменьшающаяся ширина "тропы", начинающая пробиваться через грунт травка... Все говорило о том, что по этой части грунтовки ездят еще реже. В какой-то момент на развилке навигатор увел нас из двух дорог на еще менее проезжую (к слову, самой развилки на карте даже не было).
Дальнейший путь проходил уже в сомнениях, которые развеял водитель откуда ни возьмись появившейся Волги. Вот представьте: сумрак из-за туч, лесная непонятно кем используемая дорога, сильный дождь... и вдруг мы выезжаем к стоящей с заведенным двигателем на обочине черной волге. На Патриоте мы, не сообразив сразу, проскочили, а вот Нива остановилась рядом с мужиком. Оказалось, что в сторону Каргополя нам действительно прямо.
К слову, мужик стоял около вполне приличной отворотки в лес к водам Ковжского; правда точку мы не отметили.

Достаточно быстро мы снова достигли того самого идеального асфальта. Нескольких десятков километров после по дороге, которой нет ни на одной карте, мы даже не заметили.
"Километры счастья" закончились одной табличкой со стрелкой под мост: "Архангельск - 834"... С этой таблички и начались наши приключения в этом летнем отпуске.
Практически идеальный асфальт резко превратился в грунт плохого качества, причем он непрерывно ухудшался. Если по началу проезду мешала лишь обычная для таких дорог "гребенка", то потом к злоключениям добавились достаточно глубокие лужы, вынуждающие проезжать их по окружности или болтаться вверх-вниз по салону машины.
В самом начале этой дороги на обочине мы случайно заметили мотоцикл с эстонскими номерами. Бедный путешественнник! Интересно, доехал ли он до Каргополя?
Я все еще не забыла свои тысячи километров на зубиле по дорогам России... но, пробравшись на недоприводе даже на Воттовару, я с абсолютной уверенностью могу сказать, что на трассе Вытегра-Каргополь без 4х4 делать нечего! На полном приводе было не так страшно, зато из-за ям, луж и бродов скорость передвижения упала до 30 (а в некоторых местах и меньше) км/ч.




(автор всех четырех фотограий - Кирюндель; верхний ряд - просто снимки по дороге; нижний ряд - "избранные" броды)


(автор - Конопель; трасса Вытегра - Каргополь)


Первая поломка застигла нас буквально на въезде на эту "дорогу". От постоянной тряски треснуло самое последнее крепление глушителя Патриота, в результате глушитель бил по мосту и его пришлось подвязывать проволочкой


(автор - Конопель; придорожный ремонт... я прихожу к мысли, что всякие проволочки, тросики, веревочки и болтики - это неотъемлимая часть ремкомплекта Патриота!)

Увы, но с первого раза по-человечески закрепить действительно тяжелый и горячий глушак не получилось, поэтому раз в 10 - 15 минут (после особо больших "прыжков" на дороге) до самого вечера приходилось останавливаться и заново перенавешивать глушак на место.

Что и говорить, придорожной инфраструктуры здесь можно было даже не ждать! Идеи поесть в кафе или на заправке растворились практически сразу. Даже встречки на этой дороге было крайне мало; да и та, что попадалась, была исключительно полноприводная. Было видно, что буквально только что закончился дождь, так что следы последней проехавшей машины помогали нам преодалевать отдельные броды, не выходя из машины и не промеряя глубину. Выгонять штурманов пришлось лишь пару раз, где было вообще непонятно, ГДЕ тут проехало это, хоть и полноприводное, но блестящее чудо (как в броде с досками, фотка которого есть немного выше)??

Скорость передвижения все падала, а наша цель лежала даже не на этой дороге. Очередным пунктом, куда мы обязательно хотели заехать, была брошенная зона - Совза.
Подробности об этом поселке, затерянном на стыке Вологодской и Архангельской тайги, мы вычитали с ресурса "Исчезнувшие города России". После прошлогоднего Рыбачьего нас несказанно впечатлили фотографии, которые народ привозит с Совзы: полный упадок таких масштабов до сих пор не встречался нам даже на крайнем севере.
Надо сказать, Архангельская область всегда была местом ссылок: тяжелый климат, удаленность от центра государства, невозможность просто бежать за границу и многое другое делали этот район чуть ли не идеальной тюрьмой. Каргопольский район в этом смысле - один из багатейших; с юга на север он изрезан отдельными действующими и разобранными железнодорожными ветками. Не исключение и Ерцевская ЖД - один из ведомственных путей, основной целью создания которого была вырубка леса и заготовка торфа (подробнее о всей ЖД можно прочитать здесь). Совза с 30-х годов XX века была одной из узловых станций на этой дороге, где сначала действовал ГУЛАГ, потом он был переформирован... Позже здесь было создано целых две зоны строго режима, которые были закрыты лишь в 2000-х годах.
Подробнее об истории исправительных учреждений в Совзе можно прочитать здесь.
Помимо непосредственно исправительных учреждений в Совзе всегда было и гражданское население, работавшее на обслуживании и охране заключенных.
Долгое время вся территория вокруг Совзы являлась закрытой зоной (и на ее статус не повлиял даже крах Советского союза), так что места эти во истину малопосещаемы и не популярны среди туристов. Насколько мне известно, первый "публичный" десант в те края высадили все те же Геокешеры (описание тайника); они опубликовали первые данные о дороге в поселок не в рамках закрытых клубов, а "во всеуслышанье". И окончательное запустение Совзы проходило уже параллельно с ростом ее славы во всемирной сети. Судя по данным на странице по ссылке, последний житель уехал из Совзы ровно за 4 дня до нашего прибытия; в этот же момент и был заложен Геокешерский тайник.

Надо сказать, что, пробираясь непонятной федеральной трассе Вытегра-Каргополь, мы считали до отворотки на Совзу каждый километр... И параллельно с каждым километром нас охватывало достаточно угнетающее ощущение полной заброшенности. Такого не было ни в тундре полуостровов Рыбачьего и Среднего, ни среди развалин Дальних Зеленцов... Там везде были красоты и просторы, и надежда на лучшее, не смотря на полное запустение. А здесь - лишь бесконечная тайга, болота и сотни жизней, положенных просто так на обочине. Не смотря на буйство зелени вокруг - одна ассоциация: смерть!
Второй день путешествия всегда самый сложный... Вот и в тот момент угнетающие картины многократно усиливались огромной усталостью от абсолютной концентрации на Этой Дороге. Но устали не только водители. Пассажиры в постоянной тряске уже не знали, куда себя девать...


(автор - Конопель; Коляныч ищет удобное расположение своих костей на заваленном заднем сидении Нивы)


(схема подъезда к Совзе: от трассы до поселка около 30 км по дороге, насыпалнной через откровенное болото. Свернуть на нее можно из точки 7)

Честно скажу, что по началу, когда мы только добрались до поворота на Совзу и наконец-то свернули с отвратительной Р-1, мое сердце ликовало. Отвратительный грунт сменился вполне приемлимой бетонкой (см. на фото ниже), протянувшейся прямой стрелой между сплошных стен леса.


(автор - Конопель; слева - бетонка в одном из хороших мест; справа - отстроенный не так давно мост... рядом - старый упавший)

Кое-где бетонка была хороша, как на фото (сделанном во время очередного подвязывания глушителя); в других местах - плиты выпирали настолько, что приходилось изобретать нестандартные методы проезда. На фото снят один из тех участков, где можно было не "играть в поезд", постоянно стуча колесами по стыкам бетонных плит, пуская одно колесо по обочине; но так было далеко не везде. Кое-где на протяжении нескольких километров можно было даже не думать о разъезда с встречным транспортом. В других местах - бетонные плиты были настолько высоко от грунта, что появлялся даже некий страх перед возможным падением. Своего рода "бесконечная эстакада";)
По началу бетонка позволила набрать хотя бы 40 км/ч. Кое-где она прерывалась мостами, но, надо отметить, что все они были не так давно заново отстроены. Однако, со временем "халява" начила портиться.

Одна из остановок по пути для подвешивания глушака пришлась на бывшую лесоповальную мастерскую.





Не могу сказать, что эти 30 км дались нам легко - шли мы их больше часа. На следующий день и в обратную сторону путь показался проще и радужнее... но в тот вечер под давлением усталости и голода, зеленый коридор по бетонным плитам, казалось, не имел конца.

Кстати, незадолго до "зоны" плиты заканчиваются, превращаясь в более или менее неплохую грунтовку.

Сама Совза оставляет еще более неприятный осадок, чем то, что можно себе представить по результатам прочтения истории поселка... Причем, затронуло это всех членов наших экипажей без исключения (даже тех, кто, побывав в Большом Озерке год назад, морально знал к чему готовиться).
Часть улиц поселка была проложена все теми же бетонными плитами. Серые полуразрушенные дома на улицах сменялись практически не тронутыми (кажется, что жилыми). Где-то были пожарища... где-то - вышибленные двери и явные свидетельства работы "металлоломщиков"... а где-то - звериные следы (принадлежащие то ли крупным собакам... то ли... вобщем не буду сгущать краски). Но даже охотники здесь - не частые гости; вся окрестная территория относится к Угодьям Общего Пользования и ноги егерей сюда вряд ли ступают.


Магазин "Строительные товары". Более крупная версия этой фотографии есть у меня в Google: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/3U160ytF8kXAoi720JccWw?feat=directlink



Местный Клуб; более крупная версия левой фотографии есть в Google: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/XMBxRuGhfUtqsy2j83BYPA?feat=directlink


(автор - Конопель)


(автор - Конопель)


(автор - Конопель)


(автор - Конопель)


(автор - Коляныч)


(автор - Коляныч; разрушенный многоквартирный дом и концептуальная ванна...)


(автор - Кирюндель)


(автор - Кирюндель; прибитый на стену указ о закрытии зоны)


В общей сложности мы сделали 2 круга по Совзе. Поснимали на главной площади... Однако, на саму зону сунулись лишь пешком: смущала перспектива застрять где-нибудь на "лесоповальной" дороге.


Дорога на лесоповал... усыпанная щепками...


Она же; более крупная версия этой фото есть на Google: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/zQAY18z0T4bAlSWdwLwyNg?feat=directlink

Честно говоря, ни словами, ни снимками не передать того осадка, который остался после этого "населенного" пункта: правду говорят, живут люди везде. Но Как Живут?

Оценив время прибытия в Совзу, мы поняли, что дальше ломиться по заранее сформированному плану - бесполезно (мы уже и думать забыли о наполеоновских планах добраться до Каргополя, но даже выбраться с "лагерной дороги" шансов уже не было). Вот-вот должно было стемнеть, а искать в этой глуши стоянку без света было бы еще хуже, чем не искать ее вообще и встать прямо на дороге.
Еще по пути туда мы присматривали отвороты с дороги, но не увидели ни одного, проходимого для нашей техники. В нашем распоряжении, конечно, был целый поселок... но что-то общее уныние от увиденного не оставляло никакого желания стоять именно в населенном пункте. Кроме того, в Совзе в близком доступе (на первый взгляд) не было питьевой воды.
Пробираясь на зону, мы несколько раз пересекали по мостам одну и ту же речку; она по нашим представлениям и должна была стать для нас источником живительной влаги. Но вот где именно? В первую очередь, конечно, рассматривались "простые" варианты: встать прямо на дороге около моста. Но было и более интересное предложение: по дороге в ту сторону мы обратили внимания не безымянную деревню в 5 или 7 км, не доезжая Совзы (точка 8 на карте чуть выше). В этом месте речка подходила достаточно близко к дороге (так, что ее было видно), а дома стояли совсем разрушенные. Почти все ловили себя на мысли о том, что соседство с давно брошенными домами не так напрягает. Такое ощущение, что дома еще какое-то время хранят дух своих хозяев, но неизбежно его теряют... на старой карте я обнаружила название этой деревушки - Оляково... но, уверена, его нет уже ни в одном реестре, т.к. строения были заброшены десятки лет назад.

Последние километры мы ехали уже в быстро сгущающихся сумерках... Тянули вальдшнепы и в глубине души было обидно, что я здесь зарулем после примерно 15-тичасового перегона, а вовсе не с ружьем в изредка прерываемой криком птиц тишине вечерней тяги...

Простого подъезда к воде мы, естественно не ждали. Но для того, чтобы найти, куда воткнуть палатки, пришлось немного попотеть. А точнее, поездить нивой по полю туда-сюда, чтобы примять основные сорняки. Еле успели сделать это до полной темноты. Когда я втыкала последние колья в основание палатки, сумрак уже поглотил и брошенные дома, и кромку леса на конце поля.
Пожалуй, за весь отпуск сложно было найти место, где было бы больше комаров, чем там, на дороге в Совзу. Насекомые настолько озверели, что даже накачивать матрац мне пришлось руками внутри палатки. Иначе сжирали. О купании (тем более в незнакомой черной воде) ни у кого не было и мысли.
Может из-за комаров, а может из-за глобальной усталости ночные посиделки у костра (топились мы останками брошенных домов, сжигая их прямо посреди дороги в целях повышения пожаробезопасности) ограничились макаронами с тушенкой, а также небольшим количеством белоручейского пива.

Разбредаясь спать, мы не могли не отметить, что встали практически на звериной тропе... и это была первая ночь в обнимку со стволом. Ходил кто-то ночью или нет - не знаю. В этот "халявный перегон" я слишком устала.

Продолжение следует...
К содержанию