Перепубликация из ЖЖ
К содержанию
День 3 (ПН)
Перегон: Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E) - Кивач (62 16 675 N; 33 58 890 E) - ВПП (62 29 268 N; 33 45 066 E) - Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E) - Святнаволок (62 36 431 N; 33 42 480 E) - Эльмус (62 42 601 N; 33 38 196 E) - Юстозеро (конец асфальту; 62 46 815 N; 33 32 908 E) - Совдозеро (62 48 217 N; 33 07 253 E) - Поросозеро (62 43 336 N; 32 42 934 E) - Гимолы (62 56 039 N; 32 31 778 E) - склоны г. Воттавара (63 04 412 N; 32 37 520 E) - оз. Верхнее Музозеро (63 07 799 N; 32 31 388 E).
Расстояние: 220 км (аппроксимация ломанными); примерно 50 из них - по асфальту.
Третий день по планам должен был привести нас к г.Воттаваре. Однако, решено было начать с заправки (на повороте с новой М18 на Гирвас), Кивача и небольших покатушек по ВПП.
С самого утра зарядил дождь. Поскольку это был еще только 3-й день пути, мы еще не совсем успели свыкнуться с природой и ее "сюрпризами". Мокрота во время сборов слегка досаждала. Уже под конец поездки нам по-сути было все равно, какая на улице погода (нет, мы не привыкли; просто мы знали, чтобы мы не увидели, всегда существует погода более плохая, чем есть на данный момент; всегда может быть хуже). Выехав в дожде и заправившись мы осознали все гадостность погоды: ни в одной из зубил не работал вентилятор печки, соответственно, от вещей и мокрых нас стекла запотевали моментально.
Периодически открывая окна, мы добрались до Кивача (62 16 675 N; 33 58 890 E).
Кивач - это своего рода место поломничество Карельских туристов, это самый большой равнинный водопад Европы. И народу здесь обычно по-европейски много.
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - Серега)
(автор - Серега)
(автор - Серега)
(автор - jEKA) - Вот так кто-то лет 40 назад отметился на водопаде. Интересно, это до сих пор "Игорь + Света"?...
Обеденные заведения на Киваче нас не привлекли, поэтому мы двинули дальше, решив по дороге заехать либо в какую-нибудь забегаловку, либо в магазин, чтобы поесть.
Первой запланированной остановкой стала ВПП. Сюда мы вернулись, чтобы во-первых в полном составе покататься по свободному асфальту в свое удовольствие... Пока одни катались, другие бегали вокруг с фотоаппаратами.
(автор -Димка)
(автор -Димка)
(автор -Димка)
Взлетно-пасадочная полоса стала не только местом для развлекухи, но и очередной ремонтной остановкой. Моей машине была необходима дополнительная масса для вентилятора печки. Спасибо Сереге, проблема была решена минут за 10 - 15. За это время мы тоже успели сделать хоть что-то полезное - набрали грибочков для жарки (среди прочего скарба с собой у нас была даже сковорода).
(автор - jEKA)
Отремонтировавшись и вдоволь накатавшись, мы вернулись на трассу и поехали в сторону Гирваса, где планировали закупиться недостающими продуктами и выехать на продолжение старомурманской трассы, ведущей в Юстозеро (62 46 815 N; 33 32 908 E).
К слову, пока мы стояли около магазина в Гирвасе, пришла лошадь и откусила от синей зубыли водосток. Милое животное, оказывается, питается низкосортной ВАЗовской пластмассой.
(автор - jEKA)
(автор - Димка)
(автор - Димка)
Вдоволь поржав (извините за тафталогию) над обедом ржущей твари и погрузив пиво в машину, мы двинулись в первый перегон по Карельскому бездорожью. Дорога до Юстозера - это в первую очередь потрясающие виды, в особенности в районе Святнаволока (виды на оз.Пальеозеро).
Доехав до Юстозера (62 46 815 N; 33 32 908 E), мы на несколько дней попрощались с асфальтом (в Юстозере дорога раздваивается: направо - на новую мурманскую трассу, налево - на Поросозеро (62 43 336 N; 32 42 934 E), куда и следовал наш путь). Дальше все федеральные трассы - это грунт. Плохой или хороший - как повезет.
(автор - jEKA) - Федеральная трасса на "хорошем участке".
Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление относительно карельских дорог в принципе. Строили их давно и на славу. Но любая дорога со временем разваливается... Если у нас мера качества - это возможность проехать по дороге на мозератти, то здесь мерой качества вполне может считаться факт хождения лесовозов. А у лесовозов колеса немного побольше, чем у легковушек... ;) Им и лужи ни по чем (такие!), и камни на дороге - не камни. Но даже по лужам и камням можно ездить. Самая большая ошибка - это попытка объехать препятствие по обочине, но об этом чуть дальше...
На картах дороги отражены правильно, но далеко не со всеми поворотами (речь идет о картах масштаба не деталлизированнее 2-х километров), поэтому правильно ориентироваться среди десятков и сотен развилок помогает либо навигатор, либо очень точные указание пойманного языка. Многие отвороты, кстати, на картах просто отсутствуют, в частности, как найденная нами на следующий день дорога на Воттавару (не мы ее, конечно, открыли... но даже военная карта явно скрывает реальное положение вещей... "пока противник строит планы, мы быстро вручную меняем рельеф местности"). Другие отвороты имеют принципиально отличную конфигурацию: нарисована, что следует проехать прямо, а на самом деле, дорога чуть ранее имеет небольшой изгиб и то, что было на карте "прямо" теперь - "налево" или "направо".
К слову, не смотря на сотни километров бездорожья, я все еще уверена в том, что наиболее сложная трасса на северо-западе - это сортавальская федералка. Покрытие там, может быть, и не хуже чем в остальных местах, но вот объемы движущегося по ней транспорта, а, следовательно, и клубы пыли сильно портят общую картину.
Еще одна важная часть карельских дорог - это полное отсутствие бензина. Мы знали на что едем, брали канистру, но все равно периодически чувствовали себя "некомфортно", хотя и не просыхали ни разу.
Первые проблемы с топливом мы испытали уже в Поросозере (62 43 336 N; 32 42 934 E). Не очень срочное вливание требовалось Ниве. Остановленный в Поросозере местный житель даже указал нам направление на заправку, но, когда мы ее таки нашли (далеко не с первого раза, благодаря его "очень четким" объяснениям), мы не обнаружили ничего интересного: заправка работала только для "своих" - работников лесхоза. Кстати, в процессе поиска мы пытались уточнить путь к топливу у стоявших на обочине путешественников-мотоциклистов, но они оказались финнами и, указав нам в сторону финской границы, на смеси английского, пальцев и жестов объяснили, что ближашее FUEL в 90 км.
(автор - jEKA) - Местная заправка "V.I.P."
Само Поросозеро - это типичный крупный поселок. Деревня, как и многие другие поселки, которые мы посещали в следующие несколько дней, стоит на Карельской возвышенности. Потрясающие природные виды и тщетность человеческих усилий в борьбе с ними - вот какое впечатление возникает после посещения таких мест. Время и упадок чувствуются во всем, хотя и сюда уже добрались новые технологии.
(автор - jEKA) - "Мегафон - будущее зависит от тебя!"
(автор - jEKA) - Контраст сарая и телекоммуникаций
(автор - jEKA) - Пристань... видимо, бывшая.
Так и не найдя заправки, мы приняли решение двинуться дальше. Ну должны же эти местные где-то заправлять свои авто?...
Весь дальнейший путь постепенно вел нас выше и выше, к центру Карельской возвышенности. Периодически дорога поднималась настолько высоко, что верхушки деревьев скрывались уже даже не в тумане, а в самой настоящей туче. А ведь высота была всего 200 - 300 метров над уровнем моря (судя по навигатору).
(автор - jEKA) - Туча, которая висит прямо над верхушками деревьев.
Дорога (как до Поросозера, так и после) периодически пересекала различные озера, реки и речушки. Каждый новый мостик - это был повод сильно сбросить скорость и задуматься: "проедем мы в этот раз или нет?". Обычно "проносило". Сильно стукнулись мы только однажды (после чего, собственно, и ввели в обязанности штурмана говорить заранее обо всей подозрительной жидкости, пересекающей дорогу).
- Очередной "бывший" мостик. Такие остовы встречались достаточно часто: здесь народ не париться ремонтом старых мостов; рядом с ними просто строят новые.
Не доезжая Гимол, мы все-таки приняли решение остановиться и долить в бак Нивы немного бензина из канистры.
- Все мы ходим кругами не потомучто засиделись, а потомучто гнус и комары просто не позволяют стоять на месте!
Пока мы заправлялись, мимо нас проезжал местный житель на Форде Транзите. Тормознув его, мы получили стратегически-важную информацию о том, что ближайшая заправка вовсе не в 90 км, как нас пугали финны, а примерно в 40 - 50, в Суккозере (63 10 243 N; 32 20 647 E). Изначально мы не планировали туда заезжать, но маршрут был тут же скорректирован.
Проехав Гимолы (62 56 039 N; 32 31 778 E), мы не с первого раза, но нашли поворот в лес к подножьям г.Воттавары. Весь наш путь в этот день после каждого населенного пункта дорога только ухудшалась; Гимолы не были исключением, но в данном случае ухудшение было наиболее заметным. Только отъехав от деревни (3 - 4 км) и даже не доехав до первой развилки, мы познакомились с первой лужей... Я не зря чуть ранее отвлекалась на описание карельских дорог. Огромные человеческие силы, положенные в сеть федеральных и лесовозных трасс по всей Карелии, не прошли даром. Дороги существуют и по сей день, однако, со временем некоторые участки только раскатываются и становятся гладкими, другие, наоборот, портяться. А особенно портяться места, где дороги идут через болота, коих не мало. Зачастую приходится видеть весьма забавную картину, когда уровень воды в болоте ВЫШЕ, чем уровень дороги!
Встретив очередную лужу мы совершенно забыли о принципе строительства таких дорог (обыкновенная насыпь без обустройства обочины) и, решив не соваться вброд, начали промерять объезд. Там было что-то вроде неочевидной тропинки для пешеходов - мы по Питерской привычке подумали, что вполне там проедем (в Питерских грязях все просто: если лужа, то внутри обязательно говнище; видишь лужу - объезжай по обочине). Нифига!
Первой поехала Нива. Хорошо начала, но села по самые уши.
(автор - jEKA) - "Сидящая" Нива.
- Попытки вытащить Ниву
- Продолжение попыток... Не смотря на то, что на поверхности болота люди стоят, для машины это гиблое место.
Собственными силами вытащить машину нам не удалось. Димка принял решение сгонять в Гимолы за трактором. Мы с Серегой решили его подбросить и помочь в поисках.
Приехав в деревню, Димка вышел из машины, поговорил с одним, потом со вторым, а через 10 минут уже нашет трезвого как стекло водителя за рулем МАЗа (следует отметить, что времени было больше 10 часов вечера). Талант!
Приехавший МАЗ с полтычка вытащил Ниву...
...но потом на свою голову зачем-то стал разворачиваться. И естественно сам провалился в то же болото, откуда только что вытащил Ниву. Ситуация осложнялась тем, что, похоже, МАЗ оторвал себе правый бак (собственно, на нем-то он и сидел).
(автор - jEKA) - "Ну НАХРЕНА ты сдаешь задом", - что-то типа этого кричал Ванич, когда видел разворачивающийся и усаживающийся в говнище МАЗ.
Сидящий МАЗ - потрясающее зрелище!
Бак - не очень правильное место, чтобы на него парковаться...
Что и говорить, в убытках МАЗ-а мы естественно были косвенно виноваты. Однако, от нашего предложения денег или крепких алкогольных напитков водитель отказался. Попросил лишь подбросить его до деревни, где он будет будить трактор. Пока Димка работал таксистом, мы быстренько написали "Спасибо" на нескольких баночках пива и подложили МАЗ-у в салон.
Честно говоря, мы не удивились бы, если б потом, проехав по этой дороге, увидели там сидящий трактор вместо МАЗ-а;)
Но наш путь был еще не закончен и, в очередной раз поржав над ситуацией, мы погрузились по машинам и двинулись дальше. Все следующие лужи мы сначала промеряли ногами, потом штурмовали вброд; двигаться в объезд не решались. Говоря на чистоту, если бы перед нашей поездкой в Карелию прошло еще немного дождей, мы много куда не попали бы из запланированных точек - лужи там действительно "небольшие" только лишь по меркам лесовозов.
В наших планах было доехать до г.Воттавары и найти "нормальную стоянку", о существовании которой говорил народ в инэте. Подъехав к последней развилки перед горой, мы свернули налево, в сторону наиболее крутого склона горы. Мы рассчитывали найти стоянку чуть ли не сразуже, в особенности учитывая тот факт, что на всех наших картах дорога где-то посередине просто-напросто заканчивалась.
Сразу же после поворота мы видели несколько небольших площадок, где можнл было бы поставить стоянку, но мы не видели ни одного нормально места с водой, где могли бы разместиться 3 автомобиля и 4 палатки. За неимением лучшего, мы продолжали движение вперед. Со временем дорога сузилась и превратилась в коридор между деревьев, где даже развернуться было негде. Говорят, что дороги там нет; а ведь есть! Там о дневке не могло быть и речи. Подъемы - спуски - мостики... Так продолжалось самую темную часть ночи.
- Мы изрядно устали, но все же сохраняем долю оптимизма (на заднем плане ноут с картой, который, по идее, должно было быть видно).
- Вот здесь-то мы и приняли решение ехать в сторону от Воттавары и остановиться на Музозере.
Музозеро мы выбрали потому что там как минимум была вода, которая подходила достаточно близко к дороге. И не было болота, что тоже важно. На деле стоянка была первая попавшаяся в буквальном смысле на дороге достаточно далеко от Воттавары: мы просто свернули с дороги (в точке 63 07 207 N; 32 32 204 E), переехали мост и остановились там, где смогли разместить машины и палатки (63 07 526 N; 32 31 594 E).
Расстановка палаток и перетаскивание вещей проходили уже в сильном дожде, поэтому намокшие и уставшие мы не могли по этому поводу не выпить. Вечер закончился уже в палатке дигустацией местных бальзамов, купленных еще в Поросозере.
И вовсе мы не пьяные! Просто устали и легли спать;)
День 4 (ВТ)
Перегон: оз. Верхнее Музозеро (63 07 763 N; 32 31 429 E) - Суккозеро (заправка; 63 10 206 N; 32 20 567 E) - г. Воттавара (63 05 317 N; 32 37 650 E) - оз. Нижнее Музозеро (63 07 330 N; 32 30 105 E).
Расстояние: 50 км (аппроксимация ломанными).
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить сутра какой-нибудь шальной лесовоз. Лесовоза не встретили, зато сутра нас разбудили Питерские парни, возвращавшиеся с рыбалки именно по этой дороге. Пока Женька откатывал Ниву, мешавшую проехать, мужики рассказали, как наиболее простым способом добраться к Воттаваре. Они особо отметили, что в такую дождливую погоду они бы не сунулись туда на недоприводе, но мы же на тракторах!;) (сами мужики были на двух машинах: Ниве и классике).
(автор - jEKA) - Очередной "классический Карельский мостик".
(автор - jEKA) - Грибы, которые в Карелии растут прямо на дороге.
Утро началось с просушки всех намокших накануне вещей.
- А че это там такое противное в термосе? Никак позавчерашний чай?
Кое-как просохнув и собравшись, мы отправились в Суккозеро в поисках бензина. По дороге, естественно, не обошлось без луж и камней, но все воспринималось уже не так криминально, как накануне.
(автор - jEKA) - Промеряем очередную лужу
(автор - jEKA) - Автобус, брошенный посреди леса. Готова спорить, что он даже ездит, когда очень надо!
(автор - jEKA) - Дорога (в хорошей ее части)
(автор - Димка) - еще одна лужа...
(автор - Димка) - еще одна лужа... Как ни странно, ни на этой лужи, ни на последующих старую катушку зажигания, висящую у самой защиты картера, так ни разу и не залило.
(автор - Димка) - еще одна лужа...
Суккозеро (63 10 206 N; 32 20 567 E) встретило нас пасмурной погодой и туманом...
(автор - jEKA) - Въезд в Суккозеро
Поймав "языка", мы выяснили, где находится заправка и только было счастливые направились заправляться, как увидели вот такую концепруальную табличку.
(автор - jEKA) - А ведь на дворе стояло 9-е число!!! По самым оптимистичным подсчетам мы застревали на 2 дня!
(автор - jEKA) - Заправка выглядела примерно так...
Пока мы стояли и считали ворон, читая эту табличку, мы умудрились натворить шуму даже в таком конце географии, как Суккозеро. Надо сказать со стороны мы представляли собой достаточно странную картину: 3 машины с питерскими номерами, шатающиеся с ноутбуком и фотоаппаратами, в камуфляже и с рациями. Вот это-то зрелище и напугало видать местных инкасаторов, которые, увидев нас на заправке, развернулись и поехали по добру - по здорову куда подальше.
Еще пока мы пробирались по лужам - канавам от стоянки на Верхнем Музозере до Суккозера, навстречу нам попался новый УАЗ Хантер с номером 666. "Аддский уазик", как его прозвали... Этот же уазик повстречался нам на запраке. Он тоже думал было развернуться и уехать, но мы его отловили и задали таки концептуальный вопрос: где он бензин берет... Ребята поинтересовались, какой бенз нам нужен и изрекли радикальное "езжайте за нами".
УАЗ привел нас к деревенскому дому, где, достучавшись до хозяина, мы смогли по сходной цене в 23 рубля за литр заправить все машины до полного бака и канистру.
(автор - Димка) - Заливаем в бак запасы местных жителей...
Пока мы переливали бензин из хозяйской бочки, "бензиновый мужик" посоветовал нам пробираться в последствии до Медвежьегорска не через Гимолы, как мы приехали, а по "правительственной дороге" (как он сказал) через Паданы. Заодно он еще раз упомянул о том, как лучше всего забираться на Воттавару. Его сведения были нам весьма полезны в будущем (подробнее о дороге через Паданы напишу чуть ниже).
Заправившись, мы отправились реализовывать план на этот деть - покорение г.Воттавары. День близился к вечеру, но мы все еще были настроены на то, чтобы дойти до самой вершины (почти 480 метров над уровнем моря).
По дороге к подножью Воттавары у нас даже случилась одна единственная поломка. Гуделка на Ниве периодически (в прыжках на ямах) замыкалась, производя в общем достаточно странное впечатление... Прерывисто бибикающая на ямах машина вызывала у всех бурю положительных эмоций, пока своим неприятным голосом не достала в конец... Пришлось остановиться для устранения поломки.
Дорога до развилки (указанной питерскими мужиками, которых мы встретили сутра) не потребовала уже никаких усилий: лужи были знакомы и промеряны, большие камни - изучены.
Дорога до Воттавары (пожалуй, в одном из самых прямых ее участков).
Однако, как и предупреждали мужики, после развилки начались резкие подъемы. Не смотря на то, что нам настоятельно рекомендовалось в такую сырую погоду туда не соваться, мы все-таки решили попробовать свои силы. Первый подъем мы пролетели не останавливаясь, но уже через 100 - 200 метров встали перед второй горкой. Каждому подъему предшествовал консилиум, на котором обсуждалось, как дальше лучше передвигаться... Передышки обсуждений сменялись драйвом при проходе очередных препятствий... Да что тут рассказывать, это надо прочувствовать!
(автор - jEKA) - Остановка перед очередным подъемом
(автор - jEKA) - Промер горки водителями...
(автор - jEKA) - Ванич проходит горку
(автор - jEKA) - На ходу
(автор - Димка) - Нива в движении
(автор - Димка)
(автор - jEKA) - Первый раз прошел неудачно - пришлось сдавать задом и заходить со второй попытки.
Не смотря на нерекомендованное отсутствие полного привода, мы все-таки доехали до конца дороги... (Ну, если быть совсем честными, то не до конца: дорога заканчивалась метрах в 100 - 300 от нашей стоянки. Дальше камни были совсем непотребные и лишний риск из-за 100 метров нам не улыбался).
Уже на подъеме мы поняли, что поездка того стоило. Дорога заканчивается не на самом верху горы, а на "предыдущей терассе". Для того, чтобы попасть на вершину, необходимо было пройти что-то около километра, но из-за позднего времени мы так и не предприняли эту вылазку.
В процессе подъема нам открывались все новые и новые виды на Карельскую возвышенность.
- Первый просвет на равнину между деревьев...
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - Серега)
(автор - Димка) - Насколько по-разному одну и ту же картинку передают разные фотоаппараты!
(автор - Серега) - Самая высокая точка, куда добирались...
К слову, Воттавара - это действительно "шаманское" место. То тут, то там на "специфических" плозадках мы наблюдали очаги...
И еще одна карельская особенность - красные камни... Покрыты они то ли лишайником, то ли чем-то подобным, но выглядит забавно.
(автор - Димка)
И, конечно, северные цветы...
(автор - jEKA)
Воттавара - это голые "мертвые" плато и огромное количество разбросанных по ним камней... Правильно говорят, Карельский Стоунхэндж.
(автор - jEKA)
(автор - Серега)
(автор - Серега)
(автор - Димка)
(автор - Димка)
(автор - Димка)
(автор - jEKA)
Кульминация нашего подъема - три машины на "вершине мира" (конечно, местного масштаба).
Всю дорогу вниз я не могла отделаться от впечатления, что мы упустили что-то очень и очень важное на той самой вершине, куда не пошли... будет повод вернуться еще раз!
Быть может, если бы мы не знали всех тех легенд, которые связывают с этой горой, впечатление у нас было бы соверешнно иным... Но от знаний не откажешься. Я не могу предугадать, что через неделю или две скажут мои спутники, но в моих мыслях эта гора заняла равное место рядом с Гирвасом, мысом Куркиниеми в североладожских шхерах и т.п.
К вечеру мы решили вернуться на оз. Нижнее Музозеро (63 07 330 N; 32 30 105 E), где еще пока катались в Суккозеро (63 10 206 N; 32 20 567 E), заметили неплохую стоянку. С дороги мы увидели просто подъезд к воде, а когда на него свернули, то увидели весьма удобный каркасик, который тут же обтянули собственным тентом.
На общем совете после столь жесткого дня (не сколько жесткого, сколько внедорожного), было решено устроить дневку.
- Каркас из березы...
- ... который мы тут же обтянули собственным тентом.
- Установка лагеря.
(автор - jEKA) - Нижнее Музозеро во всей своей красе...
(автор - jEKA) - Это дерево привлекало внимание наших фотоаппаратов все дни, что мы там просидели...
- Озеро чуть позже...
- Дым над водой...
Узнав, что больше никуда не надо двигаться, Димка тут же погреб на рыбалку...
(автор - jEKA) - Как только появилось место, где можно воткнуть палатку, Димка умотал на рыбалку...
(автор - Серега) - ... и через некоторое время у нас уже была свежая рыба!
Первым делом после установки лагеря мы естественно отправились осматривать окружающие достопримечательности...
- Первая достопримечательность: самодельные лодки, видимо, принадлежавшие местным жителям... Лодки недавно покрашены и просмолены... и не привязаны!
Вторая достопримечательность - это мост через протоку, соединяющую оз. Среднее и Нижнее Музозеро.
Как только мы пришли на мост с Полиной, она нашла способ по назначению использовать целый рулон туалетной бумаги (справедливости ради следует отметить, что мы были как раз в процессе допивания бутылки карельского бальзама)...
- Плавающий рулон туалетной бумаги...
Не смотря на алкоголь в крови, было решено не дать пропасть такому добру!
Продолжение следует...
К содержанию
К содержанию
День 3 (ПН)
Перегон: Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E) - Кивач (62 16 675 N; 33 58 890 E) - ВПП (62 29 268 N; 33 45 066 E) - Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E) - Святнаволок (62 36 431 N; 33 42 480 E) - Эльмус (62 42 601 N; 33 38 196 E) - Юстозеро (конец асфальту; 62 46 815 N; 33 32 908 E) - Совдозеро (62 48 217 N; 33 07 253 E) - Поросозеро (62 43 336 N; 32 42 934 E) - Гимолы (62 56 039 N; 32 31 778 E) - склоны г. Воттавара (63 04 412 N; 32 37 520 E) - оз. Верхнее Музозеро (63 07 799 N; 32 31 388 E).
Расстояние: 220 км (аппроксимация ломанными); примерно 50 из них - по асфальту.
Третий день по планам должен был привести нас к г.Воттаваре. Однако, решено было начать с заправки (на повороте с новой М18 на Гирвас), Кивача и небольших покатушек по ВПП.
С самого утра зарядил дождь. Поскольку это был еще только 3-й день пути, мы еще не совсем успели свыкнуться с природой и ее "сюрпризами". Мокрота во время сборов слегка досаждала. Уже под конец поездки нам по-сути было все равно, какая на улице погода (нет, мы не привыкли; просто мы знали, чтобы мы не увидели, всегда существует погода более плохая, чем есть на данный момент; всегда может быть хуже). Выехав в дожде и заправившись мы осознали все гадостность погоды: ни в одной из зубил не работал вентилятор печки, соответственно, от вещей и мокрых нас стекла запотевали моментально.
Периодически открывая окна, мы добрались до Кивача (62 16 675 N; 33 58 890 E).
Кивач - это своего рода место поломничество Карельских туристов, это самый большой равнинный водопад Европы. И народу здесь обычно по-европейски много.
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - Серега)
(автор - Серега)
(автор - Серега)
(автор - jEKA) - Вот так кто-то лет 40 назад отметился на водопаде. Интересно, это до сих пор "Игорь + Света"?...
Обеденные заведения на Киваче нас не привлекли, поэтому мы двинули дальше, решив по дороге заехать либо в какую-нибудь забегаловку, либо в магазин, чтобы поесть.
Первой запланированной остановкой стала ВПП. Сюда мы вернулись, чтобы во-первых в полном составе покататься по свободному асфальту в свое удовольствие... Пока одни катались, другие бегали вокруг с фотоаппаратами.
(автор -Димка)
(автор -Димка)
(автор -Димка)
Взлетно-пасадочная полоса стала не только местом для развлекухи, но и очередной ремонтной остановкой. Моей машине была необходима дополнительная масса для вентилятора печки. Спасибо Сереге, проблема была решена минут за 10 - 15. За это время мы тоже успели сделать хоть что-то полезное - набрали грибочков для жарки (среди прочего скарба с собой у нас была даже сковорода).
(автор - jEKA)
Отремонтировавшись и вдоволь накатавшись, мы вернулись на трассу и поехали в сторону Гирваса, где планировали закупиться недостающими продуктами и выехать на продолжение старомурманской трассы, ведущей в Юстозеро (62 46 815 N; 33 32 908 E).
К слову, пока мы стояли около магазина в Гирвасе, пришла лошадь и откусила от синей зубыли водосток. Милое животное, оказывается, питается низкосортной ВАЗовской пластмассой.
(автор - jEKA)
(автор - Димка)
(автор - Димка)
Вдоволь поржав (извините за тафталогию) над обедом ржущей твари и погрузив пиво в машину, мы двинулись в первый перегон по Карельскому бездорожью. Дорога до Юстозера - это в первую очередь потрясающие виды, в особенности в районе Святнаволока (виды на оз.Пальеозеро).
Доехав до Юстозера (62 46 815 N; 33 32 908 E), мы на несколько дней попрощались с асфальтом (в Юстозере дорога раздваивается: направо - на новую мурманскую трассу, налево - на Поросозеро (62 43 336 N; 32 42 934 E), куда и следовал наш путь). Дальше все федеральные трассы - это грунт. Плохой или хороший - как повезет.
(автор - jEKA) - Федеральная трасса на "хорошем участке".
Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление относительно карельских дорог в принципе. Строили их давно и на славу. Но любая дорога со временем разваливается... Если у нас мера качества - это возможность проехать по дороге на мозератти, то здесь мерой качества вполне может считаться факт хождения лесовозов. А у лесовозов колеса немного побольше, чем у легковушек... ;) Им и лужи ни по чем (такие!), и камни на дороге - не камни. Но даже по лужам и камням можно ездить. Самая большая ошибка - это попытка объехать препятствие по обочине, но об этом чуть дальше...
На картах дороги отражены правильно, но далеко не со всеми поворотами (речь идет о картах масштаба не деталлизированнее 2-х километров), поэтому правильно ориентироваться среди десятков и сотен развилок помогает либо навигатор, либо очень точные указание пойманного языка. Многие отвороты, кстати, на картах просто отсутствуют, в частности, как найденная нами на следующий день дорога на Воттавару (не мы ее, конечно, открыли... но даже военная карта явно скрывает реальное положение вещей... "пока противник строит планы, мы быстро вручную меняем рельеф местности"). Другие отвороты имеют принципиально отличную конфигурацию: нарисована, что следует проехать прямо, а на самом деле, дорога чуть ранее имеет небольшой изгиб и то, что было на карте "прямо" теперь - "налево" или "направо".
К слову, не смотря на сотни километров бездорожья, я все еще уверена в том, что наиболее сложная трасса на северо-западе - это сортавальская федералка. Покрытие там, может быть, и не хуже чем в остальных местах, но вот объемы движущегося по ней транспорта, а, следовательно, и клубы пыли сильно портят общую картину.
Еще одна важная часть карельских дорог - это полное отсутствие бензина. Мы знали на что едем, брали канистру, но все равно периодически чувствовали себя "некомфортно", хотя и не просыхали ни разу.
Первые проблемы с топливом мы испытали уже в Поросозере (62 43 336 N; 32 42 934 E). Не очень срочное вливание требовалось Ниве. Остановленный в Поросозере местный житель даже указал нам направление на заправку, но, когда мы ее таки нашли (далеко не с первого раза, благодаря его "очень четким" объяснениям), мы не обнаружили ничего интересного: заправка работала только для "своих" - работников лесхоза. Кстати, в процессе поиска мы пытались уточнить путь к топливу у стоявших на обочине путешественников-мотоциклистов, но они оказались финнами и, указав нам в сторону финской границы, на смеси английского, пальцев и жестов объяснили, что ближашее FUEL в 90 км.
(автор - jEKA) - Местная заправка "V.I.P."
Само Поросозеро - это типичный крупный поселок. Деревня, как и многие другие поселки, которые мы посещали в следующие несколько дней, стоит на Карельской возвышенности. Потрясающие природные виды и тщетность человеческих усилий в борьбе с ними - вот какое впечатление возникает после посещения таких мест. Время и упадок чувствуются во всем, хотя и сюда уже добрались новые технологии.
(автор - jEKA) - "Мегафон - будущее зависит от тебя!"
(автор - jEKA) - Контраст сарая и телекоммуникаций
(автор - jEKA) - Пристань... видимо, бывшая.
Так и не найдя заправки, мы приняли решение двинуться дальше. Ну должны же эти местные где-то заправлять свои авто?...
Весь дальнейший путь постепенно вел нас выше и выше, к центру Карельской возвышенности. Периодически дорога поднималась настолько высоко, что верхушки деревьев скрывались уже даже не в тумане, а в самой настоящей туче. А ведь высота была всего 200 - 300 метров над уровнем моря (судя по навигатору).
(автор - jEKA) - Туча, которая висит прямо над верхушками деревьев.
Дорога (как до Поросозера, так и после) периодически пересекала различные озера, реки и речушки. Каждый новый мостик - это был повод сильно сбросить скорость и задуматься: "проедем мы в этот раз или нет?". Обычно "проносило". Сильно стукнулись мы только однажды (после чего, собственно, и ввели в обязанности штурмана говорить заранее обо всей подозрительной жидкости, пересекающей дорогу).
- Очередной "бывший" мостик. Такие остовы встречались достаточно часто: здесь народ не париться ремонтом старых мостов; рядом с ними просто строят новые.
Не доезжая Гимол, мы все-таки приняли решение остановиться и долить в бак Нивы немного бензина из канистры.
- Все мы ходим кругами не потомучто засиделись, а потомучто гнус и комары просто не позволяют стоять на месте!
Пока мы заправлялись, мимо нас проезжал местный житель на Форде Транзите. Тормознув его, мы получили стратегически-важную информацию о том, что ближайшая заправка вовсе не в 90 км, как нас пугали финны, а примерно в 40 - 50, в Суккозере (63 10 243 N; 32 20 647 E). Изначально мы не планировали туда заезжать, но маршрут был тут же скорректирован.
Проехав Гимолы (62 56 039 N; 32 31 778 E), мы не с первого раза, но нашли поворот в лес к подножьям г.Воттавары. Весь наш путь в этот день после каждого населенного пункта дорога только ухудшалась; Гимолы не были исключением, но в данном случае ухудшение было наиболее заметным. Только отъехав от деревни (3 - 4 км) и даже не доехав до первой развилки, мы познакомились с первой лужей... Я не зря чуть ранее отвлекалась на описание карельских дорог. Огромные человеческие силы, положенные в сеть федеральных и лесовозных трасс по всей Карелии, не прошли даром. Дороги существуют и по сей день, однако, со временем некоторые участки только раскатываются и становятся гладкими, другие, наоборот, портяться. А особенно портяться места, где дороги идут через болота, коих не мало. Зачастую приходится видеть весьма забавную картину, когда уровень воды в болоте ВЫШЕ, чем уровень дороги!
Встретив очередную лужу мы совершенно забыли о принципе строительства таких дорог (обыкновенная насыпь без обустройства обочины) и, решив не соваться вброд, начали промерять объезд. Там было что-то вроде неочевидной тропинки для пешеходов - мы по Питерской привычке подумали, что вполне там проедем (в Питерских грязях все просто: если лужа, то внутри обязательно говнище; видишь лужу - объезжай по обочине). Нифига!
Первой поехала Нива. Хорошо начала, но села по самые уши.
(автор - jEKA) - "Сидящая" Нива.
- Попытки вытащить Ниву
- Продолжение попыток... Не смотря на то, что на поверхности болота люди стоят, для машины это гиблое место.
Собственными силами вытащить машину нам не удалось. Димка принял решение сгонять в Гимолы за трактором. Мы с Серегой решили его подбросить и помочь в поисках.
Приехав в деревню, Димка вышел из машины, поговорил с одним, потом со вторым, а через 10 минут уже нашет трезвого как стекло водителя за рулем МАЗа (следует отметить, что времени было больше 10 часов вечера). Талант!
Приехавший МАЗ с полтычка вытащил Ниву...
...но потом на свою голову зачем-то стал разворачиваться. И естественно сам провалился в то же болото, откуда только что вытащил Ниву. Ситуация осложнялась тем, что, похоже, МАЗ оторвал себе правый бак (собственно, на нем-то он и сидел).
(автор - jEKA) - "Ну НАХРЕНА ты сдаешь задом", - что-то типа этого кричал Ванич, когда видел разворачивающийся и усаживающийся в говнище МАЗ.
Сидящий МАЗ - потрясающее зрелище!
Бак - не очень правильное место, чтобы на него парковаться...
Что и говорить, в убытках МАЗ-а мы естественно были косвенно виноваты. Однако, от нашего предложения денег или крепких алкогольных напитков водитель отказался. Попросил лишь подбросить его до деревни, где он будет будить трактор. Пока Димка работал таксистом, мы быстренько написали "Спасибо" на нескольких баночках пива и подложили МАЗ-у в салон.
Честно говоря, мы не удивились бы, если б потом, проехав по этой дороге, увидели там сидящий трактор вместо МАЗ-а;)
Но наш путь был еще не закончен и, в очередной раз поржав над ситуацией, мы погрузились по машинам и двинулись дальше. Все следующие лужи мы сначала промеряли ногами, потом штурмовали вброд; двигаться в объезд не решались. Говоря на чистоту, если бы перед нашей поездкой в Карелию прошло еще немного дождей, мы много куда не попали бы из запланированных точек - лужи там действительно "небольшие" только лишь по меркам лесовозов.
В наших планах было доехать до г.Воттавары и найти "нормальную стоянку", о существовании которой говорил народ в инэте. Подъехав к последней развилки перед горой, мы свернули налево, в сторону наиболее крутого склона горы. Мы рассчитывали найти стоянку чуть ли не сразуже, в особенности учитывая тот факт, что на всех наших картах дорога где-то посередине просто-напросто заканчивалась.
Сразу же после поворота мы видели несколько небольших площадок, где можнл было бы поставить стоянку, но мы не видели ни одного нормально места с водой, где могли бы разместиться 3 автомобиля и 4 палатки. За неимением лучшего, мы продолжали движение вперед. Со временем дорога сузилась и превратилась в коридор между деревьев, где даже развернуться было негде. Говорят, что дороги там нет; а ведь есть! Там о дневке не могло быть и речи. Подъемы - спуски - мостики... Так продолжалось самую темную часть ночи.
- Мы изрядно устали, но все же сохраняем долю оптимизма (на заднем плане ноут с картой, который, по идее, должно было быть видно).
- Вот здесь-то мы и приняли решение ехать в сторону от Воттавары и остановиться на Музозере.
Музозеро мы выбрали потому что там как минимум была вода, которая подходила достаточно близко к дороге. И не было болота, что тоже важно. На деле стоянка была первая попавшаяся в буквальном смысле на дороге достаточно далеко от Воттавары: мы просто свернули с дороги (в точке 63 07 207 N; 32 32 204 E), переехали мост и остановились там, где смогли разместить машины и палатки (63 07 526 N; 32 31 594 E).
Расстановка палаток и перетаскивание вещей проходили уже в сильном дожде, поэтому намокшие и уставшие мы не могли по этому поводу не выпить. Вечер закончился уже в палатке дигустацией местных бальзамов, купленных еще в Поросозере.
И вовсе мы не пьяные! Просто устали и легли спать;)
День 4 (ВТ)
Перегон: оз. Верхнее Музозеро (63 07 763 N; 32 31 429 E) - Суккозеро (заправка; 63 10 206 N; 32 20 567 E) - г. Воттавара (63 05 317 N; 32 37 650 E) - оз. Нижнее Музозеро (63 07 330 N; 32 30 105 E).
Расстояние: 50 км (аппроксимация ломанными).
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить сутра какой-нибудь шальной лесовоз. Лесовоза не встретили, зато сутра нас разбудили Питерские парни, возвращавшиеся с рыбалки именно по этой дороге. Пока Женька откатывал Ниву, мешавшую проехать, мужики рассказали, как наиболее простым способом добраться к Воттаваре. Они особо отметили, что в такую дождливую погоду они бы не сунулись туда на недоприводе, но мы же на тракторах!;) (сами мужики были на двух машинах: Ниве и классике).
(автор - jEKA) - Очередной "классический Карельский мостик".
(автор - jEKA) - Грибы, которые в Карелии растут прямо на дороге.
Утро началось с просушки всех намокших накануне вещей.
- А че это там такое противное в термосе? Никак позавчерашний чай?
Кое-как просохнув и собравшись, мы отправились в Суккозеро в поисках бензина. По дороге, естественно, не обошлось без луж и камней, но все воспринималось уже не так криминально, как накануне.
(автор - jEKA) - Промеряем очередную лужу
(автор - jEKA) - Автобус, брошенный посреди леса. Готова спорить, что он даже ездит, когда очень надо!
(автор - jEKA) - Дорога (в хорошей ее части)
(автор - Димка) - еще одна лужа...
(автор - Димка) - еще одна лужа... Как ни странно, ни на этой лужи, ни на последующих старую катушку зажигания, висящую у самой защиты картера, так ни разу и не залило.
(автор - Димка) - еще одна лужа...
Суккозеро (63 10 206 N; 32 20 567 E) встретило нас пасмурной погодой и туманом...
(автор - jEKA) - Въезд в Суккозеро
Поймав "языка", мы выяснили, где находится заправка и только было счастливые направились заправляться, как увидели вот такую концепруальную табличку.
(автор - jEKA) - А ведь на дворе стояло 9-е число!!! По самым оптимистичным подсчетам мы застревали на 2 дня!
(автор - jEKA) - Заправка выглядела примерно так...
Пока мы стояли и считали ворон, читая эту табличку, мы умудрились натворить шуму даже в таком конце географии, как Суккозеро. Надо сказать со стороны мы представляли собой достаточно странную картину: 3 машины с питерскими номерами, шатающиеся с ноутбуком и фотоаппаратами, в камуфляже и с рациями. Вот это-то зрелище и напугало видать местных инкасаторов, которые, увидев нас на заправке, развернулись и поехали по добру - по здорову куда подальше.
Еще пока мы пробирались по лужам - канавам от стоянки на Верхнем Музозере до Суккозера, навстречу нам попался новый УАЗ Хантер с номером 666. "Аддский уазик", как его прозвали... Этот же уазик повстречался нам на запраке. Он тоже думал было развернуться и уехать, но мы его отловили и задали таки концептуальный вопрос: где он бензин берет... Ребята поинтересовались, какой бенз нам нужен и изрекли радикальное "езжайте за нами".
УАЗ привел нас к деревенскому дому, где, достучавшись до хозяина, мы смогли по сходной цене в 23 рубля за литр заправить все машины до полного бака и канистру.
(автор - Димка) - Заливаем в бак запасы местных жителей...
Пока мы переливали бензин из хозяйской бочки, "бензиновый мужик" посоветовал нам пробираться в последствии до Медвежьегорска не через Гимолы, как мы приехали, а по "правительственной дороге" (как он сказал) через Паданы. Заодно он еще раз упомянул о том, как лучше всего забираться на Воттавару. Его сведения были нам весьма полезны в будущем (подробнее о дороге через Паданы напишу чуть ниже).
Заправившись, мы отправились реализовывать план на этот деть - покорение г.Воттавары. День близился к вечеру, но мы все еще были настроены на то, чтобы дойти до самой вершины (почти 480 метров над уровнем моря).
По дороге к подножью Воттавары у нас даже случилась одна единственная поломка. Гуделка на Ниве периодически (в прыжках на ямах) замыкалась, производя в общем достаточно странное впечатление... Прерывисто бибикающая на ямах машина вызывала у всех бурю положительных эмоций, пока своим неприятным голосом не достала в конец... Пришлось остановиться для устранения поломки.
Дорога до развилки (указанной питерскими мужиками, которых мы встретили сутра) не потребовала уже никаких усилий: лужи были знакомы и промеряны, большие камни - изучены.
Дорога до Воттавары (пожалуй, в одном из самых прямых ее участков).
Однако, как и предупреждали мужики, после развилки начались резкие подъемы. Не смотря на то, что нам настоятельно рекомендовалось в такую сырую погоду туда не соваться, мы все-таки решили попробовать свои силы. Первый подъем мы пролетели не останавливаясь, но уже через 100 - 200 метров встали перед второй горкой. Каждому подъему предшествовал консилиум, на котором обсуждалось, как дальше лучше передвигаться... Передышки обсуждений сменялись драйвом при проходе очередных препятствий... Да что тут рассказывать, это надо прочувствовать!
(автор - jEKA) - Остановка перед очередным подъемом
(автор - jEKA) - Промер горки водителями...
(автор - jEKA) - Ванич проходит горку
(автор - jEKA) - На ходу
(автор - Димка) - Нива в движении
(автор - Димка)
(автор - jEKA) - Первый раз прошел неудачно - пришлось сдавать задом и заходить со второй попытки.
Не смотря на нерекомендованное отсутствие полного привода, мы все-таки доехали до конца дороги... (Ну, если быть совсем честными, то не до конца: дорога заканчивалась метрах в 100 - 300 от нашей стоянки. Дальше камни были совсем непотребные и лишний риск из-за 100 метров нам не улыбался).
Уже на подъеме мы поняли, что поездка того стоило. Дорога заканчивается не на самом верху горы, а на "предыдущей терассе". Для того, чтобы попасть на вершину, необходимо было пройти что-то около километра, но из-за позднего времени мы так и не предприняли эту вылазку.
В процессе подъема нам открывались все новые и новые виды на Карельскую возвышенность.
- Первый просвет на равнину между деревьев...
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - Серега)
(автор - Димка) - Насколько по-разному одну и ту же картинку передают разные фотоаппараты!
(автор - Серега) - Самая высокая точка, куда добирались...
К слову, Воттавара - это действительно "шаманское" место. То тут, то там на "специфических" плозадках мы наблюдали очаги...
И еще одна карельская особенность - красные камни... Покрыты они то ли лишайником, то ли чем-то подобным, но выглядит забавно.
(автор - Димка)
И, конечно, северные цветы...
(автор - jEKA)
Воттавара - это голые "мертвые" плато и огромное количество разбросанных по ним камней... Правильно говорят, Карельский Стоунхэндж.
(автор - jEKA)
(автор - Серега)
(автор - Серега)
(автор - Димка)
(автор - Димка)
(автор - Димка)
(автор - jEKA)
Кульминация нашего подъема - три машины на "вершине мира" (конечно, местного масштаба).
Всю дорогу вниз я не могла отделаться от впечатления, что мы упустили что-то очень и очень важное на той самой вершине, куда не пошли... будет повод вернуться еще раз!
Быть может, если бы мы не знали всех тех легенд, которые связывают с этой горой, впечатление у нас было бы соверешнно иным... Но от знаний не откажешься. Я не могу предугадать, что через неделю или две скажут мои спутники, но в моих мыслях эта гора заняла равное место рядом с Гирвасом, мысом Куркиниеми в североладожских шхерах и т.п.
К вечеру мы решили вернуться на оз. Нижнее Музозеро (63 07 330 N; 32 30 105 E), где еще пока катались в Суккозеро (63 10 206 N; 32 20 567 E), заметили неплохую стоянку. С дороги мы увидели просто подъезд к воде, а когда на него свернули, то увидели весьма удобный каркасик, который тут же обтянули собственным тентом.
На общем совете после столь жесткого дня (не сколько жесткого, сколько внедорожного), было решено устроить дневку.
- Каркас из березы...
- ... который мы тут же обтянули собственным тентом.
- Установка лагеря.
(автор - jEKA) - Нижнее Музозеро во всей своей красе...
(автор - jEKA) - Это дерево привлекало внимание наших фотоаппаратов все дни, что мы там просидели...
- Озеро чуть позже...
- Дым над водой...
Узнав, что больше никуда не надо двигаться, Димка тут же погреб на рыбалку...
(автор - jEKA) - Как только появилось место, где можно воткнуть палатку, Димка умотал на рыбалку...
(автор - Серега) - ... и через некоторое время у нас уже была свежая рыба!
Первым делом после установки лагеря мы естественно отправились осматривать окружающие достопримечательности...
- Первая достопримечательность: самодельные лодки, видимо, принадлежавшие местным жителям... Лодки недавно покрашены и просмолены... и не привязаны!
Вторая достопримечательность - это мост через протоку, соединяющую оз. Среднее и Нижнее Музозеро.
Как только мы пришли на мост с Полиной, она нашла способ по назначению использовать целый рулон туалетной бумаги (справедливости ради следует отметить, что мы были как раз в процессе допивания бутылки карельского бальзама)...
- Плавающий рулон туалетной бумаги...
Не смотря на алкоголь в крови, было решено не дать пропасть такому добру!
Продолжение следует...
К содержанию
Комментариев нет:
Отправить комментарий