Перепубликация из ЖЖ
К содержанию
Маршрут (Мурманская часть):
...Граница Карелии и Мурманской обл. (66 34 940 N; 32 45 060 E) - Лесозаводский (66 43 690 N; 32 50 125 E) - Поворот с М18 на Алакурти (67 09 356 N; 32 09 576 E) - Каменная река (67 04 812 N; 31 05 944 E) - Стоянка на Каменной реке (67 04 656 N; 31 06 015 E) - голубое озеро (нет точки) - Выезд на М18 с трассы на Алакурти (67 09 356 N; 32 09 576 E) - Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E) - Колвица (67 04 948 N; 32 59 772 E) - Пильский (66 46 809 N; 34 10 091 E) - Умба (66 41 953 N; 34 20 199 E) - Кузрека (66 38 691 N; 34 49 769 E) - Мосеево (66 33 981 N; 34 59 293 E) - Северный Полярный Круг (66 33 756 N; 34 59 976 E) - Оленица (66 28 241 N; 35 20 440 E) - стоянка на Терском берегу (примерно 66 21 225 N; 35 53 349 E) - Кашкаранцы (66 20 465 N; 36 00 858 E) - Родник и часовня Безымянного Инока (точных координат нет) - Лодочный ручей (66 17 529 N; 36 24 242 E) - стоянка на м. Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) - Устье Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E) - стоянка на м. Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) - Лодочный ручей (66 17 529 N; 36 24 242 E) - Кашкаранцы (66 20 465 N; 36 00 858 E) - Оленица (66 28 241 N; 35 20 440 E) - Северный Полярный Круг (66 33 756 N; 34 59 976 E) - Мосеево (66 33 981 N; 34 59 293 E) - Кузрека (66 38 691 N; 34 49 769 E) - Умба (66 41 953 N; 34 20 199 E) - Пильский (66 46 809 N; 34 10 091 E) - Колвица (67 04 948 N; 32 59 772 E) - Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E) - выезд на М18 (67 10 697 N; 32 18 746 E) - поворот на Апатиты (67 40 372 N; 32 49 518 E) - Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E) - Кировск (67 36 824 N; 33 40 219 E) - оз. Мал. Вудьявр (67 39 997 N; 33 37 666 E) - Кировск (67 36 824 N; 33 40 219 E) - развилка на Ревду (67 34 824 N; 33 38 535 E) - Октябрьский (67 29 575 N; 34 17 520 E) - оз. Щучье (67 27 536 N; 34 16 402 E) - развилка на Апатиты (67 29 331 N; 34 16 073 E) - Айкуанвейнйок (67 32 972 N; 33 49 260 E) - Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E) - выезд на М18 (67 40 372 N; 32 49 518 E) - Граница Карелии и Мурманской обл. (66 34 940 N; 32 45 060 E) - Полярный круг (66 33 788 N; 32 45 283 E) - поворот на Амбарный (65 58 670 N; 33 05 568 E) - Амбарный (65 54 137 N; 33 42 984 E) - лужа где-то в лесу (примерно 65 54 074 N; 34 06 815 E) - Амбарный (65 54 137 N; 33 42 984 E) - поворот на Амбарный (65 58 670 N; 33 05 568 E) - место поломки (примерно 65 57 257 N; 33 06 552 E) - поворот на Кемь (64 55 174 N; 34 14 820 E) - Заправка в Гирвасе (62 28 506 N; 33 48 490 E) - Пальеозеро (примерно 62 29 940 N; 33 45 510 E) - ВПП (примерно 62 29 167 N; 33 45 190 E) - Заправка в Гирвасе (62 28 506 N; 33 48 490 E) - Питер (с многочисленными остановками по пути, где не фиксировались даже населенные пункты).
Замечания:
Напоминаю, фотографии опубликованы с указанием авторства (вернее владельца фотоаппарата, с которого они были скачаны; миграции фотоаппаратов по рукам не прослеживались). Фотографии без подписей - от меня.
Все GPS-точки, упомянутые в отчете, ставились не на местности, а в теплой квартире по 2-х километровой карте (возможны незначительные ошибки!). Для расстановки точек использовалось Пулково - 1942. Обращайтесь, если нужен файл в формате wpt.
Кстати, исчезновение дат в заголовках дней - не случайность; я перестала их фиксировать ровно после того, как мы сами перестали для себя отмечать, какое на дворе число.
Машины:
Я, Серега, Женька (Красный); Ванич, Полина (Синий).
День 7 (ПТ)
Маршрут: ...Граница Карелии и Мурманской обл. (66 34 940 N; 32 45 060 E) - Лесозаводский (66 43 690 N; 32 50 125 E) - Поворот с М18 на Алакурти (67 09 356 N; 32 09 576 E) - Каменная река (67 04 812 N; 31 05 944 E) - Стоянка на Каменной реке (67 04 656 N; 31 06 015 E).
Перегон: около 140 км (Мурманский участок).
По-моему пришло время рассказать о Мурманской части нашего путешествия.
Наш седьмой день путешествия только начался с того, что мы выехали из Карелии (66 34 940 N; 32 45 060 E). Забавно, что после ДПС на границе Республики Карелия и Мурманской области дорога резко улучшилась. Просто несравнимо! Если раньше это был хоть и асфальт, но "яма на яме", то, переехав через границу, мы с удовольствием перевалили скорость за 110, не ощущая никаких существенных вибраций...
Появились возвышенности, которых в Карелии не наблюдалось; регионы отличались не только названиями, но и содержанием. И Мурманская область начинала мне "улыбаться" с первых минут.
(автор - Серега) - Прямая как стрела М18 после границы Карелии и Мурманской области
(автор - jEKA) - Какая-то там Имандра...
(автор - jEKA) - Идеальный асфальт М18
Первая точка, где мы планировали остановиться, - это Лесозаводский (66 43 690 N; 32 50 125 E). Уж не знаю, с чего, но почему-то по результатам прочтения энного количества сообщений в инэте относительно достопримечательностей этого района, мне показалось, что в Лесозаводском должны быть петроглифы... Стоит отметить, что к тому моменту навигатор у нас уже окончательно развалился (кажется, я уже рассказывала об этом в Карельской части нашего путешествия) и поворот на Лесозаводский с М18 (66 45 035 N; 32 40 391 E) мы искали при помощи бумажного атласа. Спасибо Сереге, штурман по бумажной карте из него что надо!
Стоило нам только взглянуть на поселок, мы поняли, что оттуда надо скручивать и по-быстрому. Уже когда мы садились в машины, к нам подъехало двое молодых людей на иномарке и предложили "угостить девушек вином". Мы невежливо отказались и унесли ноги. Уж не знаю, это от широты северной души предложение пришло или следующим должен был стать извечный вопрос "не найдется ли закурить?", но мы предпочли не проверять.
Еще в Питере мы внесли в качестве обязательной корректировки маршрута поворот на Алакурти (67 09 356 N; 32 09 576 E) - "русская Швейцария" по словам человека, давшего нам наводку на это красивейшее место.
(автор - Серега) - Дорога на Алакурти. Ночной вид.
(автор - Серега) - Еще один фрагмент дороги на Алакурти
Стоянка наша была запланирована на о. Каменном (67 03 099 N; 31 07 955 E), откуда, по моим прикидкам по карте, должно было быть видно Каменную горы (67 05 864 N; 30 55 711 E). Увы, но отсутствие навигации стало камнем преткновения при поисках нужного пути. Только и успевая открывать рты на окружающую действительность, мы доехали до Каменной реки (67 04 812 N; 31 05 944 E) (втекающей в Каменное озеро и проходящей, как это ни странно, мимо Каменной горы). Вдоль реки к озеру отходила небольшая дорожка, где мы впервые на территории Мурманской области играли в ДЖИПЫ. Дорожка была в прямом смысле "на грани". Все те же большие лужи, что мы штурмовали в Карелии, но уже с гораздо менее прикрытыми песком бревнами... и даже одним провалом, который мы прошли чудом и только благодаря набранной скорости. Застрянь мы в провале, электрика (под электрикой я подразумеваю весевшую у меня на тот момент ниже плинтуса катушку зажигания и прочюю дребедень вокруг нее), очевидно была бы залита. Следует отметить, что у Ванича, еще с Карельского отрезка, было прокипячено сцепление, что не лучшим образом сказывалось ни на его желании лазять по лесным горкам, ни на проходимости вообще. Респект водителю!
Дорога имела множество отворотов, на которых мы все время забирали правее, чтобы не ошибиться, отъехав в сторону от реки, и не углубиться в нарисованное на карте (и еще более внушительное на реальной местности) болото. Этот метод вывел нас на вполне приличную стоянку, находящуюся на месте старого тракта (видимо, когда энное количество лет назад строили асфальтовую дорогу, ее проложили не прямо по старой, а рядом) и открывающую вид на весьма хуждожественный полуразрушенный мост. Сооружение было сделано на славу, но уже покрыто росписями в стиле "Маша + Света". Хотя существенно меньше, чем в аналогичных "знаковых" местах в Ленобласти и на М18.
- Каменная река недалеко от ее впадения в озеро
(автор - jEKA) - Мост через р. Каменную на старом тракте
Первое, на что мы обратили внимание на стоянке, это на огромных "с лошадь размером" комаров. Эти звери не давали покоя не на минуту, совершенно наплевав на все разрекламированные средства от летающих насекомых, которые мы набрали с собой в избытке. Девственная природа не признает подобных ухищрений! Комары были везде: в палатке, вне палатки, в машине, вне машины... Прятаться было бесполезно.
- Спасаемся от комаров. Бесполезно!
- Рой вокруг шапки не переставал виться...
Что больше всего нас удивило, так это то, что пока мы расставляли палатку, на стоянку выехал мужик на микроавтобусе Транзите. Быстренько оценив, какой у него просвет под днищем, мы побежали спрашивать, где же сюда ведет нормальная дорога (ежу понятно, что по той "джипорадости" он просто физически не смог бы проехать ни при каких навыках вождения). На пальцах объяснив, как отсюда просто выбираться, он бросил на последок, что перепутал нас со своими дружбанами-браконьерами, развернулся и скрылся восвояси.
"АГА!", подумали мы... Браконьеры... Значит здесь должна быть форель! На скорую руку соорудив лагерь и костровое местечко, Ванич отправился поглядеть, чего там твориться в речке и первый же заброс принес маленькую речную форельку. "Конечно же мы ее отпустили"!;)
- Форелька...
- Вот так вот мы и познакомились с настоящей речной форелью.
Вода была настолько прозрачна и чиста, что в ней не просто выживала, а спокойно наслаждалась жизнью даже такая привередливая рыба.
Спустившись от лагеря к реке, мы обнаружили еще одного представителя местной "фауны" - огроменную пиявку, которая даже в сложенном состоянии напоминала размерами зажигалку. Кстати, там и муравьи были под стать комарам и пиявкам!
- Сторожа Каменной реки и Каменного озера.
За едой мы усиленно обсуждали планы на следующий день. Нам надо было починить навигацию и заменить Ваничу сцепление. Сделать это можно было только в Кандалакше (67 09 500 N; 32 25 384 E) (из наиболее близких пунктов), но основной вопрос состоял в том, что будут в это время делать остальные (для ремонта планировалось послать 1 машину и двух человек). После достаточно длительных обсуждений было принято решение сниматься с места всем вместе. Ну а дальше по обстоятельствам. Главное преимущество такого решения состояло в том, что не надо было искать средств связи в экстренном случае (учитывая общий стиль нашей поездки экстренный случай если уж и мог случиться, то, как по закону Мура, обязательно случался, а со связью там известная проблема: ее просто нет).
День 8 (СБ)
Маршрут: Стоянка на Каменной реке (67 04 656 N; 31 06 015 E) - голубое озеро (нет точки) - Выезд на М18 с трассы на Алакурти (67 09 356 N; 32 09 576 E) - Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E) - Колвица (67 04 948 N; 32 59 772 E) - Пильский (66 46 809 N; 34 10 091 E) - Умба (66 41 953 N; 34 20 199 E) - Кузрека (66 38 691 N; 34 49 769 E) - Мосеево (66 33 981 N; 34 59 293 E) - Северный Полярный Круг (66 33 756 N; 34 59 976 E) - Оленица (66 28 241 N; 35 20 440 E) - стоянка на Терском берегу (примерно 66 21 225 N; 35 53 349 E).
Перегон: около 250 (аппроксимация ломанными; без учета покатушек по Кандалакше).
Утро, как всегда, началось с купания. И хоть пришлось купаться в кроссовках (т.к. мало кого впечатляли местные звероподобные пиявки), удовольствия от купания в кристально чистой и очень вкусной воде это не испортило. В надежде на то, что пиявки умеют плавать только около дна, а комары не сообразят, что их завтрак купается, мы не изменили традиции.
(автор - jEKA) - Бурная вода Каменной реки
(автор - jEKA) - Мост при свете дня
- Ширина моста впечатляет! Когда-то он был сделан с расчетом на долгие годы!
- Тот же вид сутра...
Вопросы сцепления и навигации требовали решения, но не такого уж и срочного (особенно, учитывая то, что встали мы достаточно рано). Расстояния до Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) - примерно 80 км, поэтому при общем согласии было решено не торопиться, а, раз уж мы оказались в такой красотище, обстоятельно погулять и пофотографировать. Если когда-либо меня еще раз занесет в эти места, надо обязательно запланировать время, чтобы взобраться хотя бы на одну из гор! В этот раз, увы, времени не было.
Завтракать мы решили уже в Кандалакше (67 09 500 N; 32 25 384 E), поэтому треснули по-быстрому по чашечке кофе, поели каких-то бутербродов, свернули лагерь и двинулись в сторону моря. К вечеру дня мы наконец-то должны были исполнить общую цель всей поездки и очутиться на Белом Море (не раз за эту неделю мы сравнивали свой путь с фильмом "Достучаться до небес"; забегая вперед, скажу, что главным героем в данном случае полноправно можно считать мой двигатель - добрался до моря... а дальше жить незачем!).
Выбравшись на асфальт по показанной мыжиком накануне дороге, мы сделали насколько остановок на самой трассе (с красивыми видами на горы)...
(автор - jEKA) - Эта "проселочная дорога" имела примерно то же федеральное значение, что и трасса, по которой мы выбирались на М18 с Воттавары. Приглядываться не надо, чтобы оценить разницу!
- Та же трасса с другого ракурса...
- В жизни главное - спокойствие.... а этот сказочный край к нему еще как располагает!
(автор - jEKA) - Ели "аки кипарисы"
(автор - jEKA) - Очередная прогулка для фотосъемки
(автор - jEKA) - Прозрачная вода в горных реках
- Горная речка...
- Специфические северные сосны... (Так произрастает примерно каждое второе дерево)
(автор - jEKA) - Трасса из окна машины.
- Лысые горы вокруг трассы...
- Многоцветные горы впереди...
- Очередная остановка для фотосъемки
...и свернули к отмеченному еще вчера голубому озерцу. Первоначально ни у кого, кроме меня, не возникло желания лезть в эту лужу... На эту тему было отпущено даже пара шуток... Но минут через 5 в озере сидели уже все пятеро, наслаждаясь теплой водичкой.
(автор - jEKA) - Небольшая стоянка около голубого озера.
- "Задний план" за импровизированной парковкой
- Критическая оценка "первой попавшейся лужи".
Озеро было целиком глиннянное, явно вырытое во время строительства дороги, но с ключами (судя по распределению температур, явно ни с одним). И почему-то чистое. Может быть, конечно, это обычное состояние озер в подобной глухомани, но мы, дети Питера и Ленобласти, где надо отъехать несколько километров от трассы, чтобы не утонуть в человеческой грязи, даже через неделю продолжали этому удивляться.
Кроме озера, мы проезжади несколько не менее чистых речек, на части которых выходили для фотосъемки... На любой из них можно было устраивать стоянку (вопрос отворотов с трассы, думаю, решался благодаря обилию браконьеров, которые должны шастать в этих местах)...
(автор - jEKA) - Слияние двух рек
- Мост через один из сливающихся руковов
- Без комментариев
(автор - jEKA) - Туча, "зацепившаяся" за гору...
Основной нашей целью 8-го дня была Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E). Уже в середине дня мы были там.
(автор - jEKA) - Въезд в город
- Вид из Кандалакши на Белое Море
- Немного другой аспект Кандалакши
(автор - jEKA) - Центральная площадь Кандалакши
(автор - jEKA) - Порт...
- Новая церквушка...
Первый же сервис на въезде в город согласился взяться за замену сцепления на синей зубиле. Они, конечно, цену немного кусачую зарядили, но, учитывая выходной день и сложность работы, выбора у нас не было. Пока искали магазин с запчастями, мы поспрашивали про другие сервисы, но оказалось, что никто больше не работает.
(автор - jEKA) - Ожидание...
Уже через 30 минут машина стояла на подъемнике, а мы, разделившись на 2,5 группы, планировали освободившиеся 4 часа. 2,5 группы включали меня Серегу с Ваничем (как автомобилистов, ответственных за состояние синей зубилы), Полину с Женькой (как тех, кому эти 4 часа заняться абсолютно нечем) и меня (0,5 группы - как единственного водителя с единственной машиной).
Сервис и подъемник, где мы оставили машину, требуют вообще отдельного разговора. Как все северяне, монтеры были чрезвычайно погружены в себя и необыкновенно медлительны. Соблюдая... и даже перетягивая все необходимые театральные паузы, они пользовались только тем набором слов, который от них ожидали... И, как "настоящие программисты", отвечали только на те вопросы, которые им задают. Больше инормации, чем от них просят, они не могли выдать ни при каких обстоятельствах.
Процесса подъема машины на подъемник я, увы, не наблюдала. Но Серега с Ваничем говорили, что зрелище того стоило! На эту задачу у них ушло около получаса!
Перебросив в 2 захода всех в кафе, мы наконец-то позавтракали. Поиски кафе заставили нас немного напрячься, т.к., кажется, в выходной день вся Кандалакша решила сочетаться браком. Во всех заведениях висели примерно одинаковые таблички про спецобслуживание.
(автор - jEKA) - Ради такой орфографии, извЕнения приняты!
Найдя в конце концов небольшое заведение, мы порадовали собственные желудки. А в оставшееся время - занялись поиском места, где в этом "центре вселенной" можно было найти паяльную станцию.
Поиски ремонта навигаторов были бесполезны изначально, поэтому мы начали с мест, где чинят сотовые телефоны и компьютеры. После энного количества неудачных попыток (кажется, я уже знаю ВСЕ места в городе Кандалакше, где можно потенциально найти паяльную станцию), мы таки припаялись! В компьютерном магазине. За 100 рублей;) Во всех остальных местах на нас смотрели квадратными глазами при слове "навигатор" и качали головой (век высоких технологий, однако).
После того, как синий вышел из сервиса, нам оставалось только закупиться местным пивом ("Кольским"), дополнительной едой и можно было снова на несколько дней уходить в леса.
Выехать из Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) оказалось сложнее, чем мы думали: ну кто же мог предположить, что нам надо поворачивать чуть ли не от въезда в город, а не проезжать по его главной улице (такая же тактика требовалась позже и для проезда Умбы (66 41 953 N; 34 20 199 E); как ни странно, в Умбе мы тоже поплутали, даже не смотря на карту, повешенную на въезде). Немного поплутав и спросив "языка", мы выбрались на нужную дорогу.
Справедливости ради следует отметить, что на выезде из Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) навигатор у нас снова вырубился. Но тут ему было достаточно просто помочь: немного раскинув мозгами, мы запустили прием сигнала при помощи изоленты и коробочки от орбита.
(автор - jEKA) - А вот так теперь работал навигатор...
(автор - jEKA) - Стоянка для ремонта навигатора... на МОРЕ
(автор - Серега) - Мы приехали на Море!
(автор - Серега) - Река Нива на выезде из Кандалакши. В это время она была особенно полноводна, т.к., по словам местных, вот уже не одну неделю где-то выше по течению спускали какую-то ГЭС (или что-то подобное).
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - через реку протянулись плотины, но это не мешает силе течения...
Теперь мы не могли постоянно отслеживать наш маршрут, но останавливаться и фиксировать свое местоположение - вполне. На такую сверку со спутниками требовалось менее 5 минут, а, учитывая наш стиль передвижения, даже час уже не играл особой роли. Теперь мы примерно представляем конфигурацию дорог Терского берега, и прекрасно знаем, что без навигации можно было и обойтись... Но тогда она была необходима.
Пока я собирала навигатор, к нам подошел непрезентабельного вида мужчина и, увидев что мы из Петербурга (у меня на пыли крышки багажника пальцем была выведена надпись "St-Petersburg"), начал взахлеб рассказывать, что же в их краю можно посмотреть. Это он посоветовал нам ломануться на мыс Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) и рассказал, до куда мы доедем по асфальту; эти сведения в дальнейшем активно использовались. Он же рассказал о том, что дорога ведет до Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E) и там обрывается; и упомянул о том, что где-то "там" есть деревня, которую заносит песком (туда мы так и не попали, но запланировали это на следующий раз). Вот оно, оказывается, как здорово родиться и жить в Петербурге!
- Выезд из Кандалакши
- Небольшой ремонт на выезде из города (монтеры забыли одеть провод стартера...)
Трасса до Умбы (66 41 953 N; 34 20 199 E) оставила только хорошие впечатления...
(автор - Серега) - Трасса в сторону Умбы (первое время она даже относительно "обитаема"...)
(автор - jEKA) - ... но потом дачники все отворачивают куда им надо и идеально-ровная дорога становится практически пустой...Вдалеке виднеется Белое Море
(автор - jEKA) - Вид на Белое Море из машины
(автор - jEKA)
- (автор - jEKA) - Снег в горах
(автор - jEKA) - Ровная и прямая дорога... Нам в Ленобласть бы такие трассы!
За исключением, может быть, расставленных практически на всех поворотах знаков "40". То ли в Терской Губерне никто никуда не торопиться, то ли знаки были расставлены с рассчетом на зиму и плохую погоду... опасности в этих поворотах мы особой не видели, но стыдливо притормаживали, чтобы совсем уж на большие штрафы не попадать...
Умбу (66 41 953 N; 34 20 199 E) проехали транзитом...
(автор - Серега) - Схема Умбы (принципиально отличается от того, что нарисовано на карте генштаба!)
... через 40 км после нее асфальт наконец-то закончился. Примерно через 30 км от Умбы (66 41 953 N; 34 20 199 E), последнего крупного населенного пункта, мы начали искать стоянку. На этом краю географии можно встретить очень малое количество встречных машин... и каково же было наше удивление, когда ночью, в 1500 км от Питера, примерно в 200 км от крупного населенного пункта (Кандалакши - 67 09 500 N; 32 25 384 E) мы увидели встречную зубилу с ПИТЕРСКИМИ номерами. Наша машина начала громко ржать и показывать на встречных пальцем... Кажется, на встречу нам наблюдалась точно такая же реакция!
Наслушавшись рассказов о том, что вода в Белом море соленая, мысль была встать рядом с небольшой речкой. Судя по карте, речки были с порогами и мы рассчитывали достать таки из багажника байдарку. Зря! Даже здесь она нам не пригодилась.
Как мы искали речку без навигации - это отдельный разговор. Еще сложнее было найти отворот в лес рядом с этой речкой (отвороты, в отличии от речек, не были обозначены). Кто ж знал, что вдоль Белого моря практически по всему берегу тянется дорога??? По привычке, выработанной Ладогой, Онегой и Финским заливом, мы искали сложное в простом.
Место для ночевки мы почему-то пытались выбрать за речкой (сложно сказать, что нас побудило долго ходить вокруг мостика, думая, что необходимо его переехать), но трезво оценив ситуацию, мы все-таки остались на "своем" берегу.
(автор - jEKA) - Злополучный мост качался даже если по нему просто идти...
(автор - jEKA) - Другие машины (это было видно по следам) проезжали переправу прямо по ручью...
Не пожалели. Места были АБСОЛЮТНО одинковыми.
Загнав машины на траву (которую по нашему предположению не должно было заливать), все мы тут же побежали гулять по отливу. Это был первый наш "отлив на Белом Море".
(автор - jEKA) - Отливная полоса
(автор - jEKA) - Всем нам было интересно, что же водиться в этой жиже...
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Ну и конечно же по бутылочке вкуснейшего местного пива!
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - А ведь это практически самый разгар ночи! Вот он, полярный день!
(автор - jEKA) - Какая-то водросля...
(автор - jEKA) - Солнце продолжает садиться...
(автор - jEKA) - А вот эта тварь не успела сбежать во время отлива (гуляя по отливу мы набрали несколько звезд, но со временем они все у нас просто сгнили - не полчилось у нас толковых "чучел")
(автор - jEKA) - Рыбак со своим главным трофеем
- Чуть дальше за обыкновенным песком начинаются камни... Сплошь поросшие полипами...
- Вот, кстати, и сами полипы!
- МОРЕ
- Кажется, начинается прилив...
Вернувшись через некоторое время с прогулки, мы все-таки начали осознавать, где "подстава". Если на стоянках, которые встречались нам по дороге в течении всей прошлой недели мы не могли стоять, потому что это было чревато полным обгладыванием, но могли ходить, отмахиваясь от комаров. Нам не грозило стать обожранными остовами после нападения комаров. Здесь же невозможно было даже бегать. Комары, казалось бы, со всех окрестных полей прознали, что к ним приехал ужин, и решили поживиться свежей городской кровью! Невозможно было стоять, есть, ходить, бегать и даже делать это все одновременно в дыму костра. Не помогал ни свежий ветер, дувший с моря, ни многочисленные крема... НИЧЕГО! Есть мы отправились на отлив, т.к. по-началу казалось, что комаров там сдувает... Не тут то было! Их вовсе не сдувало: эти подлые твари садились на спину и передвигались вместе с нами, когда мы старались отойти подальше. Стоило остановиться - вся орава тут же взлетала и начинала кусать.
(автор - jEKA) - Комарр-р-ры!
Только там, на Белом море, мы поняли, насколько наши городские комары зажрались: подлетают, позюззят, сядут, потыкают носом, чтобы выбрать вкусное место... а потом ведь еще, собаки, могут и не укусить! Местные суровые, Беломорские, комары подходят к вопросу принципиально по-другому: они разгоняются еще в полете и, по сути, сначала втыкаются носом, а потом уже может быть немного взюкнут и, вслед за жалом, приземлят свои многочисленные ноги. Кто-то даже пошутил, что при такой обстановке можно в туалет ходить только вдвоем: один делает свое дело, а второй - отгоняет комаров. Хотя, можно было и на отлив уходить (длина отливной полосы - километр или полтора) и чувствовать себя примерно как в Карельском лесу... главное вовремя успеть вернуться, пока не залило!
Допив вкусное пиво и дождавшись прилива, мы расползлись по палаткам до следующего утра.
- Утренняя зоря
Продолжение следует...
К содержанию
К содержанию
Маршрут (Мурманская часть):
...Граница Карелии и Мурманской обл. (66 34 940 N; 32 45 060 E) - Лесозаводский (66 43 690 N; 32 50 125 E) - Поворот с М18 на Алакурти (67 09 356 N; 32 09 576 E) - Каменная река (67 04 812 N; 31 05 944 E) - Стоянка на Каменной реке (67 04 656 N; 31 06 015 E) - голубое озеро (нет точки) - Выезд на М18 с трассы на Алакурти (67 09 356 N; 32 09 576 E) - Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E) - Колвица (67 04 948 N; 32 59 772 E) - Пильский (66 46 809 N; 34 10 091 E) - Умба (66 41 953 N; 34 20 199 E) - Кузрека (66 38 691 N; 34 49 769 E) - Мосеево (66 33 981 N; 34 59 293 E) - Северный Полярный Круг (66 33 756 N; 34 59 976 E) - Оленица (66 28 241 N; 35 20 440 E) - стоянка на Терском берегу (примерно 66 21 225 N; 35 53 349 E) - Кашкаранцы (66 20 465 N; 36 00 858 E) - Родник и часовня Безымянного Инока (точных координат нет) - Лодочный ручей (66 17 529 N; 36 24 242 E) - стоянка на м. Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) - Устье Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E) - стоянка на м. Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) - Лодочный ручей (66 17 529 N; 36 24 242 E) - Кашкаранцы (66 20 465 N; 36 00 858 E) - Оленица (66 28 241 N; 35 20 440 E) - Северный Полярный Круг (66 33 756 N; 34 59 976 E) - Мосеево (66 33 981 N; 34 59 293 E) - Кузрека (66 38 691 N; 34 49 769 E) - Умба (66 41 953 N; 34 20 199 E) - Пильский (66 46 809 N; 34 10 091 E) - Колвица (67 04 948 N; 32 59 772 E) - Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E) - выезд на М18 (67 10 697 N; 32 18 746 E) - поворот на Апатиты (67 40 372 N; 32 49 518 E) - Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E) - Кировск (67 36 824 N; 33 40 219 E) - оз. Мал. Вудьявр (67 39 997 N; 33 37 666 E) - Кировск (67 36 824 N; 33 40 219 E) - развилка на Ревду (67 34 824 N; 33 38 535 E) - Октябрьский (67 29 575 N; 34 17 520 E) - оз. Щучье (67 27 536 N; 34 16 402 E) - развилка на Апатиты (67 29 331 N; 34 16 073 E) - Айкуанвейнйок (67 32 972 N; 33 49 260 E) - Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E) - выезд на М18 (67 40 372 N; 32 49 518 E) - Граница Карелии и Мурманской обл. (66 34 940 N; 32 45 060 E) - Полярный круг (66 33 788 N; 32 45 283 E) - поворот на Амбарный (65 58 670 N; 33 05 568 E) - Амбарный (65 54 137 N; 33 42 984 E) - лужа где-то в лесу (примерно 65 54 074 N; 34 06 815 E) - Амбарный (65 54 137 N; 33 42 984 E) - поворот на Амбарный (65 58 670 N; 33 05 568 E) - место поломки (примерно 65 57 257 N; 33 06 552 E) - поворот на Кемь (64 55 174 N; 34 14 820 E) - Заправка в Гирвасе (62 28 506 N; 33 48 490 E) - Пальеозеро (примерно 62 29 940 N; 33 45 510 E) - ВПП (примерно 62 29 167 N; 33 45 190 E) - Заправка в Гирвасе (62 28 506 N; 33 48 490 E) - Питер (с многочисленными остановками по пути, где не фиксировались даже населенные пункты).
Замечания:
Напоминаю, фотографии опубликованы с указанием авторства (вернее владельца фотоаппарата, с которого они были скачаны; миграции фотоаппаратов по рукам не прослеживались). Фотографии без подписей - от меня.
Все GPS-точки, упомянутые в отчете, ставились не на местности, а в теплой квартире по 2-х километровой карте (возможны незначительные ошибки!). Для расстановки точек использовалось Пулково - 1942. Обращайтесь, если нужен файл в формате wpt.
Кстати, исчезновение дат в заголовках дней - не случайность; я перестала их фиксировать ровно после того, как мы сами перестали для себя отмечать, какое на дворе число.
Машины:
Я, Серега, Женька (Красный); Ванич, Полина (Синий).
День 7 (ПТ)
Маршрут: ...Граница Карелии и Мурманской обл. (66 34 940 N; 32 45 060 E) - Лесозаводский (66 43 690 N; 32 50 125 E) - Поворот с М18 на Алакурти (67 09 356 N; 32 09 576 E) - Каменная река (67 04 812 N; 31 05 944 E) - Стоянка на Каменной реке (67 04 656 N; 31 06 015 E).
Перегон: около 140 км (Мурманский участок).
По-моему пришло время рассказать о Мурманской части нашего путешествия.
Наш седьмой день путешествия только начался с того, что мы выехали из Карелии (66 34 940 N; 32 45 060 E). Забавно, что после ДПС на границе Республики Карелия и Мурманской области дорога резко улучшилась. Просто несравнимо! Если раньше это был хоть и асфальт, но "яма на яме", то, переехав через границу, мы с удовольствием перевалили скорость за 110, не ощущая никаких существенных вибраций...
Появились возвышенности, которых в Карелии не наблюдалось; регионы отличались не только названиями, но и содержанием. И Мурманская область начинала мне "улыбаться" с первых минут.
(автор - Серега) - Прямая как стрела М18 после границы Карелии и Мурманской области
(автор - jEKA) - Какая-то там Имандра...
(автор - jEKA) - Идеальный асфальт М18
Первая точка, где мы планировали остановиться, - это Лесозаводский (66 43 690 N; 32 50 125 E). Уж не знаю, с чего, но почему-то по результатам прочтения энного количества сообщений в инэте относительно достопримечательностей этого района, мне показалось, что в Лесозаводском должны быть петроглифы... Стоит отметить, что к тому моменту навигатор у нас уже окончательно развалился (кажется, я уже рассказывала об этом в Карельской части нашего путешествия) и поворот на Лесозаводский с М18 (66 45 035 N; 32 40 391 E) мы искали при помощи бумажного атласа. Спасибо Сереге, штурман по бумажной карте из него что надо!
Стоило нам только взглянуть на поселок, мы поняли, что оттуда надо скручивать и по-быстрому. Уже когда мы садились в машины, к нам подъехало двое молодых людей на иномарке и предложили "угостить девушек вином". Мы невежливо отказались и унесли ноги. Уж не знаю, это от широты северной души предложение пришло или следующим должен был стать извечный вопрос "не найдется ли закурить?", но мы предпочли не проверять.
Еще в Питере мы внесли в качестве обязательной корректировки маршрута поворот на Алакурти (67 09 356 N; 32 09 576 E) - "русская Швейцария" по словам человека, давшего нам наводку на это красивейшее место.
(автор - Серега) - Дорога на Алакурти. Ночной вид.
(автор - Серега) - Еще один фрагмент дороги на Алакурти
Стоянка наша была запланирована на о. Каменном (67 03 099 N; 31 07 955 E), откуда, по моим прикидкам по карте, должно было быть видно Каменную горы (67 05 864 N; 30 55 711 E). Увы, но отсутствие навигации стало камнем преткновения при поисках нужного пути. Только и успевая открывать рты на окружающую действительность, мы доехали до Каменной реки (67 04 812 N; 31 05 944 E) (втекающей в Каменное озеро и проходящей, как это ни странно, мимо Каменной горы). Вдоль реки к озеру отходила небольшая дорожка, где мы впервые на территории Мурманской области играли в ДЖИПЫ. Дорожка была в прямом смысле "на грани". Все те же большие лужи, что мы штурмовали в Карелии, но уже с гораздо менее прикрытыми песком бревнами... и даже одним провалом, который мы прошли чудом и только благодаря набранной скорости. Застрянь мы в провале, электрика (под электрикой я подразумеваю весевшую у меня на тот момент ниже плинтуса катушку зажигания и прочюю дребедень вокруг нее), очевидно была бы залита. Следует отметить, что у Ванича, еще с Карельского отрезка, было прокипячено сцепление, что не лучшим образом сказывалось ни на его желании лазять по лесным горкам, ни на проходимости вообще. Респект водителю!
Дорога имела множество отворотов, на которых мы все время забирали правее, чтобы не ошибиться, отъехав в сторону от реки, и не углубиться в нарисованное на карте (и еще более внушительное на реальной местности) болото. Этот метод вывел нас на вполне приличную стоянку, находящуюся на месте старого тракта (видимо, когда энное количество лет назад строили асфальтовую дорогу, ее проложили не прямо по старой, а рядом) и открывающую вид на весьма хуждожественный полуразрушенный мост. Сооружение было сделано на славу, но уже покрыто росписями в стиле "Маша + Света". Хотя существенно меньше, чем в аналогичных "знаковых" местах в Ленобласти и на М18.
- Каменная река недалеко от ее впадения в озеро
(автор - jEKA) - Мост через р. Каменную на старом тракте
Первое, на что мы обратили внимание на стоянке, это на огромных "с лошадь размером" комаров. Эти звери не давали покоя не на минуту, совершенно наплевав на все разрекламированные средства от летающих насекомых, которые мы набрали с собой в избытке. Девственная природа не признает подобных ухищрений! Комары были везде: в палатке, вне палатки, в машине, вне машины... Прятаться было бесполезно.
- Спасаемся от комаров. Бесполезно!
- Рой вокруг шапки не переставал виться...
Что больше всего нас удивило, так это то, что пока мы расставляли палатку, на стоянку выехал мужик на микроавтобусе Транзите. Быстренько оценив, какой у него просвет под днищем, мы побежали спрашивать, где же сюда ведет нормальная дорога (ежу понятно, что по той "джипорадости" он просто физически не смог бы проехать ни при каких навыках вождения). На пальцах объяснив, как отсюда просто выбираться, он бросил на последок, что перепутал нас со своими дружбанами-браконьерами, развернулся и скрылся восвояси.
"АГА!", подумали мы... Браконьеры... Значит здесь должна быть форель! На скорую руку соорудив лагерь и костровое местечко, Ванич отправился поглядеть, чего там твориться в речке и первый же заброс принес маленькую речную форельку. "Конечно же мы ее отпустили"!;)
- Форелька...
- Вот так вот мы и познакомились с настоящей речной форелью.
Вода была настолько прозрачна и чиста, что в ней не просто выживала, а спокойно наслаждалась жизнью даже такая привередливая рыба.
Спустившись от лагеря к реке, мы обнаружили еще одного представителя местной "фауны" - огроменную пиявку, которая даже в сложенном состоянии напоминала размерами зажигалку. Кстати, там и муравьи были под стать комарам и пиявкам!
- Сторожа Каменной реки и Каменного озера.
За едой мы усиленно обсуждали планы на следующий день. Нам надо было починить навигацию и заменить Ваничу сцепление. Сделать это можно было только в Кандалакше (67 09 500 N; 32 25 384 E) (из наиболее близких пунктов), но основной вопрос состоял в том, что будут в это время делать остальные (для ремонта планировалось послать 1 машину и двух человек). После достаточно длительных обсуждений было принято решение сниматься с места всем вместе. Ну а дальше по обстоятельствам. Главное преимущество такого решения состояло в том, что не надо было искать средств связи в экстренном случае (учитывая общий стиль нашей поездки экстренный случай если уж и мог случиться, то, как по закону Мура, обязательно случался, а со связью там известная проблема: ее просто нет).
День 8 (СБ)
Маршрут: Стоянка на Каменной реке (67 04 656 N; 31 06 015 E) - голубое озеро (нет точки) - Выезд на М18 с трассы на Алакурти (67 09 356 N; 32 09 576 E) - Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E) - Колвица (67 04 948 N; 32 59 772 E) - Пильский (66 46 809 N; 34 10 091 E) - Умба (66 41 953 N; 34 20 199 E) - Кузрека (66 38 691 N; 34 49 769 E) - Мосеево (66 33 981 N; 34 59 293 E) - Северный Полярный Круг (66 33 756 N; 34 59 976 E) - Оленица (66 28 241 N; 35 20 440 E) - стоянка на Терском берегу (примерно 66 21 225 N; 35 53 349 E).
Перегон: около 250 (аппроксимация ломанными; без учета покатушек по Кандалакше).
Утро, как всегда, началось с купания. И хоть пришлось купаться в кроссовках (т.к. мало кого впечатляли местные звероподобные пиявки), удовольствия от купания в кристально чистой и очень вкусной воде это не испортило. В надежде на то, что пиявки умеют плавать только около дна, а комары не сообразят, что их завтрак купается, мы не изменили традиции.
(автор - jEKA) - Бурная вода Каменной реки
(автор - jEKA) - Мост при свете дня
- Ширина моста впечатляет! Когда-то он был сделан с расчетом на долгие годы!
- Тот же вид сутра...
Вопросы сцепления и навигации требовали решения, но не такого уж и срочного (особенно, учитывая то, что встали мы достаточно рано). Расстояния до Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) - примерно 80 км, поэтому при общем согласии было решено не торопиться, а, раз уж мы оказались в такой красотище, обстоятельно погулять и пофотографировать. Если когда-либо меня еще раз занесет в эти места, надо обязательно запланировать время, чтобы взобраться хотя бы на одну из гор! В этот раз, увы, времени не было.
Завтракать мы решили уже в Кандалакше (67 09 500 N; 32 25 384 E), поэтому треснули по-быстрому по чашечке кофе, поели каких-то бутербродов, свернули лагерь и двинулись в сторону моря. К вечеру дня мы наконец-то должны были исполнить общую цель всей поездки и очутиться на Белом Море (не раз за эту неделю мы сравнивали свой путь с фильмом "Достучаться до небес"; забегая вперед, скажу, что главным героем в данном случае полноправно можно считать мой двигатель - добрался до моря... а дальше жить незачем!).
Выбравшись на асфальт по показанной мыжиком накануне дороге, мы сделали насколько остановок на самой трассе (с красивыми видами на горы)...
(автор - jEKA) - Эта "проселочная дорога" имела примерно то же федеральное значение, что и трасса, по которой мы выбирались на М18 с Воттавары. Приглядываться не надо, чтобы оценить разницу!
- Та же трасса с другого ракурса...
- В жизни главное - спокойствие.... а этот сказочный край к нему еще как располагает!
(автор - jEKA) - Ели "аки кипарисы"
(автор - jEKA) - Очередная прогулка для фотосъемки
(автор - jEKA) - Прозрачная вода в горных реках
- Горная речка...
- Специфические северные сосны... (Так произрастает примерно каждое второе дерево)
(автор - jEKA) - Трасса из окна машины.
- Лысые горы вокруг трассы...
- Многоцветные горы впереди...
- Очередная остановка для фотосъемки
...и свернули к отмеченному еще вчера голубому озерцу. Первоначально ни у кого, кроме меня, не возникло желания лезть в эту лужу... На эту тему было отпущено даже пара шуток... Но минут через 5 в озере сидели уже все пятеро, наслаждаясь теплой водичкой.
(автор - jEKA) - Небольшая стоянка около голубого озера.
- "Задний план" за импровизированной парковкой
- Критическая оценка "первой попавшейся лужи".
Озеро было целиком глиннянное, явно вырытое во время строительства дороги, но с ключами (судя по распределению температур, явно ни с одним). И почему-то чистое. Может быть, конечно, это обычное состояние озер в подобной глухомани, но мы, дети Питера и Ленобласти, где надо отъехать несколько километров от трассы, чтобы не утонуть в человеческой грязи, даже через неделю продолжали этому удивляться.
Кроме озера, мы проезжади несколько не менее чистых речек, на части которых выходили для фотосъемки... На любой из них можно было устраивать стоянку (вопрос отворотов с трассы, думаю, решался благодаря обилию браконьеров, которые должны шастать в этих местах)...
(автор - jEKA) - Слияние двух рек
- Мост через один из сливающихся руковов
- Без комментариев
(автор - jEKA) - Туча, "зацепившаяся" за гору...
Основной нашей целью 8-го дня была Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E). Уже в середине дня мы были там.
(автор - jEKA) - Въезд в город
- Вид из Кандалакши на Белое Море
- Немного другой аспект Кандалакши
(автор - jEKA) - Центральная площадь Кандалакши
(автор - jEKA) - Порт...
- Новая церквушка...
Первый же сервис на въезде в город согласился взяться за замену сцепления на синей зубиле. Они, конечно, цену немного кусачую зарядили, но, учитывая выходной день и сложность работы, выбора у нас не было. Пока искали магазин с запчастями, мы поспрашивали про другие сервисы, но оказалось, что никто больше не работает.
(автор - jEKA) - Ожидание...
Уже через 30 минут машина стояла на подъемнике, а мы, разделившись на 2,5 группы, планировали освободившиеся 4 часа. 2,5 группы включали меня Серегу с Ваничем (как автомобилистов, ответственных за состояние синей зубилы), Полину с Женькой (как тех, кому эти 4 часа заняться абсолютно нечем) и меня (0,5 группы - как единственного водителя с единственной машиной).
Сервис и подъемник, где мы оставили машину, требуют вообще отдельного разговора. Как все северяне, монтеры были чрезвычайно погружены в себя и необыкновенно медлительны. Соблюдая... и даже перетягивая все необходимые театральные паузы, они пользовались только тем набором слов, который от них ожидали... И, как "настоящие программисты", отвечали только на те вопросы, которые им задают. Больше инормации, чем от них просят, они не могли выдать ни при каких обстоятельствах.
Процесса подъема машины на подъемник я, увы, не наблюдала. Но Серега с Ваничем говорили, что зрелище того стоило! На эту задачу у них ушло около получаса!
Перебросив в 2 захода всех в кафе, мы наконец-то позавтракали. Поиски кафе заставили нас немного напрячься, т.к., кажется, в выходной день вся Кандалакша решила сочетаться браком. Во всех заведениях висели примерно одинаковые таблички про спецобслуживание.
(автор - jEKA) - Ради такой орфографии, извЕнения приняты!
Найдя в конце концов небольшое заведение, мы порадовали собственные желудки. А в оставшееся время - занялись поиском места, где в этом "центре вселенной" можно было найти паяльную станцию.
Поиски ремонта навигаторов были бесполезны изначально, поэтому мы начали с мест, где чинят сотовые телефоны и компьютеры. После энного количества неудачных попыток (кажется, я уже знаю ВСЕ места в городе Кандалакше, где можно потенциально найти паяльную станцию), мы таки припаялись! В компьютерном магазине. За 100 рублей;) Во всех остальных местах на нас смотрели квадратными глазами при слове "навигатор" и качали головой (век высоких технологий, однако).
После того, как синий вышел из сервиса, нам оставалось только закупиться местным пивом ("Кольским"), дополнительной едой и можно было снова на несколько дней уходить в леса.
Выехать из Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) оказалось сложнее, чем мы думали: ну кто же мог предположить, что нам надо поворачивать чуть ли не от въезда в город, а не проезжать по его главной улице (такая же тактика требовалась позже и для проезда Умбы (66 41 953 N; 34 20 199 E); как ни странно, в Умбе мы тоже поплутали, даже не смотря на карту, повешенную на въезде). Немного поплутав и спросив "языка", мы выбрались на нужную дорогу.
Справедливости ради следует отметить, что на выезде из Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) навигатор у нас снова вырубился. Но тут ему было достаточно просто помочь: немного раскинув мозгами, мы запустили прием сигнала при помощи изоленты и коробочки от орбита.
(автор - jEKA) - А вот так теперь работал навигатор...
(автор - jEKA) - Стоянка для ремонта навигатора... на МОРЕ
(автор - Серега) - Мы приехали на Море!
(автор - Серега) - Река Нива на выезде из Кандалакши. В это время она была особенно полноводна, т.к., по словам местных, вот уже не одну неделю где-то выше по течению спускали какую-то ГЭС (или что-то подобное).
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - через реку протянулись плотины, но это не мешает силе течения...
Теперь мы не могли постоянно отслеживать наш маршрут, но останавливаться и фиксировать свое местоположение - вполне. На такую сверку со спутниками требовалось менее 5 минут, а, учитывая наш стиль передвижения, даже час уже не играл особой роли. Теперь мы примерно представляем конфигурацию дорог Терского берега, и прекрасно знаем, что без навигации можно было и обойтись... Но тогда она была необходима.
Пока я собирала навигатор, к нам подошел непрезентабельного вида мужчина и, увидев что мы из Петербурга (у меня на пыли крышки багажника пальцем была выведена надпись "St-Petersburg"), начал взахлеб рассказывать, что же в их краю можно посмотреть. Это он посоветовал нам ломануться на мыс Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) и рассказал, до куда мы доедем по асфальту; эти сведения в дальнейшем активно использовались. Он же рассказал о том, что дорога ведет до Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E) и там обрывается; и упомянул о том, что где-то "там" есть деревня, которую заносит песком (туда мы так и не попали, но запланировали это на следующий раз). Вот оно, оказывается, как здорово родиться и жить в Петербурге!
- Выезд из Кандалакши
- Небольшой ремонт на выезде из города (монтеры забыли одеть провод стартера...)
Трасса до Умбы (66 41 953 N; 34 20 199 E) оставила только хорошие впечатления...
(автор - Серега) - Трасса в сторону Умбы (первое время она даже относительно "обитаема"...)
(автор - jEKA) - ... но потом дачники все отворачивают куда им надо и идеально-ровная дорога становится практически пустой...Вдалеке виднеется Белое Море
(автор - jEKA) - Вид на Белое Море из машины
(автор - jEKA)
- (автор - jEKA) - Снег в горах
(автор - jEKA) - Ровная и прямая дорога... Нам в Ленобласть бы такие трассы!
За исключением, может быть, расставленных практически на всех поворотах знаков "40". То ли в Терской Губерне никто никуда не торопиться, то ли знаки были расставлены с рассчетом на зиму и плохую погоду... опасности в этих поворотах мы особой не видели, но стыдливо притормаживали, чтобы совсем уж на большие штрафы не попадать...
Умбу (66 41 953 N; 34 20 199 E) проехали транзитом...
(автор - Серега) - Схема Умбы (принципиально отличается от того, что нарисовано на карте генштаба!)
... через 40 км после нее асфальт наконец-то закончился. Примерно через 30 км от Умбы (66 41 953 N; 34 20 199 E), последнего крупного населенного пункта, мы начали искать стоянку. На этом краю географии можно встретить очень малое количество встречных машин... и каково же было наше удивление, когда ночью, в 1500 км от Питера, примерно в 200 км от крупного населенного пункта (Кандалакши - 67 09 500 N; 32 25 384 E) мы увидели встречную зубилу с ПИТЕРСКИМИ номерами. Наша машина начала громко ржать и показывать на встречных пальцем... Кажется, на встречу нам наблюдалась точно такая же реакция!
Наслушавшись рассказов о том, что вода в Белом море соленая, мысль была встать рядом с небольшой речкой. Судя по карте, речки были с порогами и мы рассчитывали достать таки из багажника байдарку. Зря! Даже здесь она нам не пригодилась.
Как мы искали речку без навигации - это отдельный разговор. Еще сложнее было найти отворот в лес рядом с этой речкой (отвороты, в отличии от речек, не были обозначены). Кто ж знал, что вдоль Белого моря практически по всему берегу тянется дорога??? По привычке, выработанной Ладогой, Онегой и Финским заливом, мы искали сложное в простом.
Место для ночевки мы почему-то пытались выбрать за речкой (сложно сказать, что нас побудило долго ходить вокруг мостика, думая, что необходимо его переехать), но трезво оценив ситуацию, мы все-таки остались на "своем" берегу.
(автор - jEKA) - Злополучный мост качался даже если по нему просто идти...
(автор - jEKA) - Другие машины (это было видно по следам) проезжали переправу прямо по ручью...
Не пожалели. Места были АБСОЛЮТНО одинковыми.
Загнав машины на траву (которую по нашему предположению не должно было заливать), все мы тут же побежали гулять по отливу. Это был первый наш "отлив на Белом Море".
(автор - jEKA) - Отливная полоса
(автор - jEKA) - Всем нам было интересно, что же водиться в этой жиже...
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Ну и конечно же по бутылочке вкуснейшего местного пива!
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - А ведь это практически самый разгар ночи! Вот он, полярный день!
(автор - jEKA) - Какая-то водросля...
(автор - jEKA) - Солнце продолжает садиться...
(автор - jEKA) - А вот эта тварь не успела сбежать во время отлива (гуляя по отливу мы набрали несколько звезд, но со временем они все у нас просто сгнили - не полчилось у нас толковых "чучел")
(автор - jEKA) - Рыбак со своим главным трофеем
- Чуть дальше за обыкновенным песком начинаются камни... Сплошь поросшие полипами...
- Вот, кстати, и сами полипы!
- МОРЕ
- Кажется, начинается прилив...
Вернувшись через некоторое время с прогулки, мы все-таки начали осознавать, где "подстава". Если на стоянках, которые встречались нам по дороге в течении всей прошлой недели мы не могли стоять, потому что это было чревато полным обгладыванием, но могли ходить, отмахиваясь от комаров. Нам не грозило стать обожранными остовами после нападения комаров. Здесь же невозможно было даже бегать. Комары, казалось бы, со всех окрестных полей прознали, что к ним приехал ужин, и решили поживиться свежей городской кровью! Невозможно было стоять, есть, ходить, бегать и даже делать это все одновременно в дыму костра. Не помогал ни свежий ветер, дувший с моря, ни многочисленные крема... НИЧЕГО! Есть мы отправились на отлив, т.к. по-началу казалось, что комаров там сдувает... Не тут то было! Их вовсе не сдувало: эти подлые твари садились на спину и передвигались вместе с нами, когда мы старались отойти подальше. Стоило остановиться - вся орава тут же взлетала и начинала кусать.
(автор - jEKA) - Комарр-р-ры!
Только там, на Белом море, мы поняли, насколько наши городские комары зажрались: подлетают, позюззят, сядут, потыкают носом, чтобы выбрать вкусное место... а потом ведь еще, собаки, могут и не укусить! Местные суровые, Беломорские, комары подходят к вопросу принципиально по-другому: они разгоняются еще в полете и, по сути, сначала втыкаются носом, а потом уже может быть немного взюкнут и, вслед за жалом, приземлят свои многочисленные ноги. Кто-то даже пошутил, что при такой обстановке можно в туалет ходить только вдвоем: один делает свое дело, а второй - отгоняет комаров. Хотя, можно было и на отлив уходить (длина отливной полосы - километр или полтора) и чувствовать себя примерно как в Карельском лесу... главное вовремя успеть вернуться, пока не залило!
Допив вкусное пиво и дождавшись прилива, мы расползлись по палаткам до следующего утра.
- Утренняя зоря
Продолжение следует...
К содержанию
Комментариев нет:
Отправить комментарий