22 июля 2007 г.

Север 2007 (7 - 21 июля 2007). Часть 1 - Карельская... Дни 1 и 2

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

Маршрут (Карельская часть):
Питер (59 57 031 N; 30 19 107 E) - Волхов (Иссад; 60 04 559 N; 32 20 400 E) - Петрозаводск (без заезда; 61 49 408 N; 34 13 053 E) - Марциальные воды (62 09 459 N; 33 54 213 E) - Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E) - Юстзеро (62 46 815 N; 33 32 908 E) - Поросозеро (62 43 336 N; 32 42 934 E) - Гимолы (62 56 039 N; 32 31 778 E) - Воттавара (63 04 412 N; 32 37 520 E) - оз. Верхнее Музозеро (63 07 763 N; 32 31 429 E) - оз. Нижнее Музозеро (63 07 330 N; 32 30 105 E) - Суккозеро (63 10 206 N; 32 20 567 E) - Тумба (63 22 403 N; 32 52 986 E) - Юккогуба (63 23 991 N; 33 06 293 E) - Ахвенламби (63 24 012 N; 33 12 020 E) - Паданы (63 17 074 N; 33 24 991 E) - Терманы (63 18 815 N; 33 22 694 E) - Евгора (63 10 182 N; 33 37 977 E) - Карельская Масельга (63 09 736 N; 33 56 324 E) - Остречье (62 59 833 N; 34 02 113 E) - Чёбино (62 54 864 N; 34 09 541 E) - Падун (62 55 887 N; 34 15 218 E) - Медвежьегорск (62 54 829 N; 34 27 540 E) - Сегежа (63 45 101 N; 34 18 427 E) - Гористая (63 43 390 N; 34 20 141 E) - губа Манагуба (63 33 882 N; 34 28 462 E) - оз. Круглое (63 34 937 N; 34 23 583 E) - Гористая (63 43 390 N; 34 20 141 E) - Сегежа (63 45 101 N; 34 18 427 E) - Полярный круг (66 33 788 N; 32 45 283 E) - Граница Карелии и Мурманской обл. (66 34 940 N; 32 45 060 E) - ...

Замечание:Фотографии опубликованы с указанием авторства (вернее владельца фотоаппарата, с которого они были скачаны; миграции фотоаппаратов по рукам не прослеживались). Фотографии без подписей - от меня.
Все GPS-точки, упомянутые в отчете, ставились не на местности, а в теплой квартире по 2-х километровой карте (возможны незначительные ошибки!). Для расстановки точек использовалось Пулково - 1942. Обращайтесь, если нужен файл в формате wpt.


Машины:Две 2109 ("красный" и "синий") и Зеленая Нива.


Люди:
Я, Серега, Женька (Красный); Ванич, Полина (Синий); Димка, Джексон (Зеленый).







День 1 (СБ, 7 июля)
 
Перегон: Санкт-Петербург (59 57 031 N; 30 19 107E) - Волхов (Иссад; 60 04 559 N; 32 20 400 E) - Лодейное Поле - Петрозаводск (без заезда; 61 49 408 N; 34 13 053 E) - Шуя (61 53 920 N; 34 14 058 E) - Марциальные воды (62 09 459 N; 33 54 213 E) - Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E).

Расстояние: 420 (аппроксимация ломанными; на самом деле от Гирваса до Питера примерно 510).

m1-0


 Помня о том, что по некоторым причинам выезжали мы в самое дачное время, встреча была назначена уже на трассе М18, сразу же за мостом через р.Волхов (60 04 559 N; 32 20 400 E). По сути погрузка вещей в автомобиль началась еще с вечера, потому как вещей набралось ровно на заполнение салона ... и это без учета показавшейся нам жутко необходимой байдарки. Пока синий продвигался к месту встречи с юга, мы погрузили часть продуктов в зеленого и слетали в кронштадт за Серегой.
И вот мы наконец-то встретились.
Если честно, встреча намечалась на 10:30 - 11:30. Опоздали мы примерно на час - полтора, что, вобщем-то, как обычно.
Если по дороге до Волхова мы жарили как могли (мы - красный), то после встречи мы набрали свою крейсерскую 80-ку, неспешно продвигаясь к границе Карелии (скорость была выбрана по пожеланию зеленого).
В первый день пути наша дорога не омрачалась ничем, кроме нескольких небольших дождиков и штрафа за превышение скорости на ДПС-е на границе Республики Карелия. Для еды мы останавливались на первом попавшемся озере (просто отворот с трассы), название которого никто наверное уже и не припомнит. Вобщем озеро как озеро, исторической или географической ценности особенно не представляет... от ленобласти отличается только тем, что больно уж там чисто. Хотя народ присутствует (сказывается близость к трассе).

Фотографии озера:

01-1  
(автор - jEKA) - Дорога к безымянному озеру с трассы


01-3  
(автор - jEKA) - Мыс на безымянном озере
 
Наш перекус:
 01-2  
(автор - jEKA)


01-6 
01-7 
01-4 
01-5 
01-8 
01-9 
01-10  
(автор - Димка)

 После короткого обеда мы продолжили неспешный путь на север. Столь вальяжное передвижение позволило нам не только обжиться по машинам, ставшим нам домом на ближайшие 2 недели, но и привыкнуть к тонкостям радиообмена при движении в колонне.


m1-2

Оставив в стороне Петрозаводск (на ДПС-е свернув на Мурманск; 61 49 408 N; 34 13 053 E), мы заправились на безымянной заправке Бэнди (не все, но некоторые). Далее, свернув на старую Мурманскую трассу, мы достаточно быстро оказались в Марциальных водах (62 09 459 N; 33 54 213 E). Чего только не приходилось мне читать об этом курорте, но вот уже второй год его посещаю и второй год не могу понять, зачем. Старые домики, скважины... Да я и минералку-то не особо люблю.

m1-1

Марциальные воды:
02-4  
(автор - jEKA)

02-1
(автор - jEKA)

Мы:
02-2  
(автор - jEKA)

02-3  
(автор - jEKA)

02-5  
(автор - jEKA)

02-6 
02-7

Как и в прошлом году, мы, как говориться, отметились, и поехали дальше. До Гирваса (62 28 082 N; 33 40 828 E) нам оставалось меньше 50-ти км (Гирвас - достаточно длинный населенный пункт. Начинается он с первого водоспуска, потом развилка. Налево - старая мурманка; направо - в сторону Поор-порога и новой мурманки; мы поехали направо; через некоторое время населенный пункт заканчивается).

m1-3

Еще на стадии составления маршрута у нас был выбор, какую стоянку обозначить местом "привыкания к лесу" и акклиматизации. Своим единоличным решением я выбрала Гирвас и, вроде бы, совершенно не зря. Даже если отвлечься от величественных водоспусков и столь понравившейся нам в прошлом году "гранитной страны" (которые мы рассматривали только на следующий день), что является чистейшей воды делом рук человеческих, сама природа в этом месте постаралась создать максимально комфортные условия. Небольшие озерца, расположенные террасами и соединенные между собой перекатами и водопадиками, оставляют неизгладимое впечатление (62 28 260 N; 33 43 080 E). Север в принципе впечатляет, но есть среди всего множества болот и озер места, куда хочется возвращаться снова и снова. Одно из них - Гирвас.

Гирвас:
03-1  
(автор - jEKA)

  
(автор - Димка)
03-3  
(автор - Димка)

03-4
(автор - Димка)
 
До Гирваса мы добрались еще засветло (что было удивительно для последующих передвижений) и нам очень повезло, когда мы в субботу вечером на запланированной стоянке не обнаружили ни одного человека (стоянка была запланирована около Поор-порога; отворот с трассы на Поор-порог следует искать сразу же после таблички с зачеркнутым названием населенного пункта - первый ОЧЕВИДНЫЙ отворот. Может быть в будущем поставлю там точку на местности).
 Быстро поставившись и уподобляясь горным козлам мы отправились купаться. Первый вечер на природе коротко можно охарактеризовать как первые впечатления, первые комары и первое пиво в дороге.

Мы:
04-1
(автор - jEKA)

04-2
(автор - jEKA)

04-3  
(автор - jEKA)

04-4
04-5

Первый вечер - это еще и первая пойманная димкой рыба!



04-6


День 2 (ВС)

Перегон: покатались.


Расстояние: смешное.

m2-0
(здесь точки расставлены очень примерно!!!)


День начался, естественно, с купания...


05-1
(автор - jEKA)





...и небольшой прогулки по окрестным лесам.


05-2
(автор - jEKA)


05-16
05-17
05-14
05-15


Кстати, в этом году мы умудрились найти старую разрушенную мельницу, относительно происхождения которой мы так и не пришли к общему мнению. Находится это чудо инженерной мысли чуть ниже по течению "бывшей р.Суны" относительно Поор-порога (ее легко найти, если идти вдоль воды, придерживаясь правого берега).


05-3
(автор - jEKA)


Через мельницу проходит отдельный рукав реки, начинающийся в одном из заливчиков, образованных дамбами. А чуть выше по течению он преграждается таким же разрушенным шлюзом, единственный способ переправиться через который - это пройти по тоненькому катающемуся бревнышку, придерживаясь руками за верхнюю перекладину.


05-4
(автор - jEKA)


05-5
(автор - jEKA)


05-11
(автор - jEKA)
05-6
(автор - jEKA)

(автор - jEKA)


Чуть поодаль мы нашли несколько удобных стоянок (подъезды к которым можно будет в будущем исследовать на машине) и металлическую "балду", которая торчит прямо из земли около воды. На "балде" значится загадочная надпись "M II C".
Если удаляться от воды, то приходится сначала приодолеть крутой подъем, который видимо когда-то являлся берегом полноводной р.Суны.


05-18


Дальше начинается "ступенчатый" и по-северному редкий лес со следами пожарища, исполосованный колесами какого-то большего вездехода (то ли пожар тушил, то ли метки после пожара ставил).


05-10
(автор - jEKA)


05-19
05-9
(автор - jEKA)

Дневку продолжали уже на стоянке...


05-13
05-20


Не смотря на то, что в этот день мы твердо решили поматрасничать, за руль все-таки пришлось сесть. Какие-то смутные воспоминания говорили мне, что в точке отварота на Гирвас с новой М18 есть заправка и мы решили этот факт проверить (тем более, что моей машине уже ой-как требовалось вливание топлива). Заправка оказалась действительно хорошей; там в отличии многих мест в Карелии заливают "до полного бака"; есть шиномонтаж (правда, грузовой) и некое подобие кафе с одноразовой посудой (62 28 524 N; 33 48 885 E).


После заправки грех было не покататься по окрестным достопримечательностям, первой из которых была взлетно-посадочная полоса (ВПП). На карте она, естественно, не обозначена и оставляет весьма глубокое впечатление (поиск ВПП проще производить в направлении от заправки, а значит, и от мурманской трассы. Если ехать по отвороту на Гирвас, то нужно будет пройти 2 достаточно резких поворота и увидеть знак отворота направо; для права - он будет единственный; по нему надо отвернуть, а дальше катиться по самой наезженной лесной грунтовке). Кстати, по дороге на ВПП мы нашли первую неточность в карте: как видно на ее фрагменте, приведенном выше, там на гирвас по-сути есть 2 отворота, верхний и нижний. В реальности нижнего (вдоль реки) просто не существует. При этом, путешествуя по новой мурманке (в сторону Мурманска) в районе точки 62 27 654 N и 33 48 920 E, по левую руку можно увидеть только стену леса.


Но вернусь к взлетно-посадочным достопримечательностям. Когда, видимо, ВПП была окружена сараями / бараками. Сейчас от них не осталось и следа (только аккуратные горки мусора). Только местные грибники и фиговы рейсеры, вроде нас, нарушают покой асфальтированной прямой.


06-1
(автор - jEKA)


06-3
06-2
(автор - jEKA)


06-4


За ВПП находится оз. Пальеозеро, на котором мы не один раз останавливались в прошлом году. Озеро красивое... Но вода относительно Поор-порога холодная, а идти, чтобы получить глубину хотя бы по колено, надо очень и очень долго. Как в прошлом, так и в этом году, мы подходили к озеру со стороны отмеченной на карте отмели. Возможно, следовало поискать стоянку получше
.
07-1
(автор - jEKA)


07-2
(автор - jEKA)


07-3
(автор - jEKA)


07-4
07-5


Желание искупаться появилось только у меня; я мокнулась и мы покатили дальше, искать самое интересное. Самым интересным, до чего мы не доехали в прошлом году, была Гирвасская ГЭС (62 29 008 N; 33 40 357 E). Сказать, что "поток воды впечатляет" - значит не сказать ничего. ГЭС это всегда величественное зрелище, тем более, если ради него перекрывают такую реку, как р.Суна. А в данном случае старое русло реки было перекрыто плотиной с водоспуском (вторым в Гирвасе), а вода направлена через отдельный канал под огромное здание ГЭС, огражденное колючей проволокой. Между двумя водными путями - что-то вроде островка, с которого мы и любовались окрестностями.


08-1
Водоспуск


08-2
(автор - jEKA) "Борт" канала водоспуска


08-3
"Борт" канала водоспуска


08-4
(автор - jEKA) ГЭС за колючей проволокой


08-5
Поток с ГЭС


08-6
Поток с ГЭС


08-8
Вот и давай после этого человеку в руки ржавые санки...


08-10
(автор - jEKA) Два мостика через водные потоки (на ГЭС и на водоспуск).


После прохода через ГЭС вода попадает в Пальеозеро. Возникает ощущение, что протока, благодаря которой это происходит, - дело рук человеческих.


08-7
(автор - jEKA) Каньон к Пальеозеру.


08-9


Поскольку нам не для всех стоянок удавалось найти достойное описание в доступных источниках, случалось, что мы искали красивые виды только при помощи карты. Согласно карте этой местности, именно такой вид можно было "поймать" с мостика между Гирвасом и Койкарами (вид на каньон Пионерный; 62 27 348 N; 33 39 647 E).


m2-1


Мы не с первого раза нашли поворот в Гирвасе на дорожку, соединяющую 2 деревни, но мостик нас поразил с первого же взгляда.


09-1
(автор - jEKA) Вот так выглядит этот мост. Интересно, когда по нему проезжала последняя машина?


09-2
(автор - jEKA) На фоне моста - местный житель, которому Серега объяснял, как пользоваться рыболовной катушкой.


К слову, каньон Пионерный не представляет собой ничего интересного...

09-3

Наверное это был настоящий каньон в те времена, когда ГЭС просто не существовало.
Последней точкой нашей прогулки стал водоспуск, который мы впервые посетили еще в прошлом году (62 27 345 N; 33 40 199 E). К слову, в этом году был заметен прогресс: кусты внизу вырублены, а через шлюз просачивается раза в 2 больше воды, чем в прошлом году.


10-4
Водоспуск


10-1
(автор - jEKA)


10-2
(автор - jEKA)




10-3
10-5


После водоспуска мы до закрытия магазинов еще успели заехать в деревенский магазин за ингридиентами к ухе и отправились догуливать дневку на стоянку, где уже готовилась копченая рыбка. А пока она доходила до готовности, мы искупались и попытались прогуляться по берегу реки до "белой скалы", которую было видно от мельницы.


11-4
Дерево-стул


11-5


К скале мы так и не дошли, но зато на одной из открытых точек набрели на разрушенный бункер.


11-6
Полуразрушенный бункер




11-7
А вот так простреливается река Суна с ее поворотами с точки, где расположен бункер. Грамотное место. Интересно, чья идея? Фины? или наши?


Вечер в лагерь закончился матрасничеством...


11-3
(автор - jEKA) Рыбка была знатная.

Чтобы избавиться от всяких разных насекомых, мы выбрались попить пива прямо на бывшее русло р.Суны на плотину.


11-8
11-9
11-1
(автор - jEKA) Сталактиты и сталагниты на плотине (стоит она не так давно, но влияние воды, просачивающейся через породу, еще как заметно!)


11-2
Они же


11-10
Любимый Женькин камень


11-11


Продолжение следует... 

К содержанию

Комментариев нет:

Отправить комментарий