Перепубликация из ЖЖ
К содержанию
День 11 (ВТ)
Маршрут: Стоянка на м. Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) - Устье Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E) - стоянка на м. Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) - Лодочный ручей (66 17 529 N; 36 24 242 E) - Кашкаранцы (66 20 465 N; 36 00 858 E) - Оленица (66 28 241 N; 35 20 440 E) - Северный Полярный Круг (66 33 756 N; 34 59 976 E) - Мосеево (66 33 981 N; 34 59 293 E) - Кузрека (66 38 691 N; 34 49 769 E) - Умба (66 41 953 N; 34 20 199 E) - Пильский (66 46 809 N; 34 10 091 E) - Колвица (67 04 948 N; 32 59 772 E) - Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E) - выезд на М18 (67 10 697 N; 32 18 746 E) - поворот на Апатиты (67 40 372 N; 32 49 518 E) - Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E) - Кировск (67 36 824 N; 33 40 219 E) - оз. Мал. Вудьявр (67 39 997 N; 33 37 666 E) - Кировск (67 36 824 N; 33 40 219 E) - развилка на Ревду (67 34 824 N; 33 38 535 E) - Октябрьский (67 29 575 N; 34 17 520 E) - оз. Щучье (67 27 536 N; 34 16 402 E) - развилка на Апатиты (67 29 331 N; 34 16 073 E) - Айкуанвейнйок (67 32 972 N; 33 49 260 E) - Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E).
Перегон: примерно 430 км (аппроксимация ломанными).
Просыпались сутра мы с явным желанием остаться здесь еще на одни сутки. Сразу же после завтрака половина "нас" снова отправилась в Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E), чтобы поговорить на тему рыбных лицензий. Пока народ катался, мы с Полиной устроили "банный день". Предварительно скатавшись с гермой за водой (старые запасы мы прикончили как раз сутра), мы отправились на машине на Лодочный ручей (66 17 529 N; 36 24 242 E), чтобы сначала мокнуться в соленой воде, а потом толком вымыться в пресной. Толкового купания в Белом море, как и в прошлый раз, не получилось. Но мокнуться мы мокнулись! Зато в Лодочном ручье мы оторвались за все те дни, что не удавалось вымыться...
- Впадение Лодочного ручья в Белое Море
- Оно же...
- Белое Море на отмели, где мы пытались "мокаться"...
Когда мы вернулись в лагерь, вторая половина "нас", уезжавшая за лицензиями, была уже на месте: документов на отлов красной рыбы взять не получилось. В условиях отсутствия возможности порыбачить, желание оставаться на мысе еще сутки моментально пропало. Там было здорово (возможно, лучшая стоянка за всю поездку), но находить себе примение еще в течении суток было не очень приятной перспективой. Мы отдохнули и готовы были ломануться дальше, даже в условиях туманности предстоящего маршрута. Именно таким образом и всплыла вдруг моя брошенная несколько дней назад фраза о том, что "при наличии времени можно и Хибины посмотреть"...
Сказано - сделано. Через 2 часа мы уже мчались по трассе в сторону Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) с планами свернуть по М18 дальше на север в сторону Апатитов (67 34 110 N; 33 23 588 E) и Кировска (67 36 824 N; 33 40 219 E).
Хоть с момента наших поисков мыса Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) прошло уже двое суток, нас все-таки занимал вопрос "отворота после 19-го столба", поэтому, предполагая, что должен быть еще хотя бы один путь на берег, выезжать мы решили уже по другой дороге. Проехали вдоль берега мы достаточно далеко (точно больше 2 км). К слову о возможных стоянках, чуть дальше лес спускается ближе к воде и обрыв становится не таким высоким. Там потенциально тоже можно стоять, но такой халявы, как видимость диких зверей на несколько километров и полное сдувание комаров при сильном ветре, здесь врятли стоит ожидать. Дорога шла и дальше, но мы свернули на трассу на первом же найденном отвороте, чтобы увеличить скорость передвижения.
Между Кораблем (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) и Кандалакшей (67 09 500 N; 32 25 384 E) у нас была только одна остановка на 5 минут - очередное пересечение на север Полярного круга (66 33 756 N; 34 59 976 E).
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Дорога на СЕВЕР
- Единственная фотография, где мы все...
Трасса Умба (66 41 953 N; 34 20 199 E) - Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E) снова прошла незаметно. В Кандалакше (67 09 500 N; 32 25 384 E) мы заправились и заглянули в кафе для "поесть". Только там мы обнаружили, что уже, оказывается, около 9 часов вечера. Так началась наша ночная вылазка в Хибины.
При беглом осмотре машины на заправке обнаружилась следующая моя крупная поломка, которая, однако, не сказывалась на дальнейших передвижениях: вытекла левая передняя стойка и откололись 1,5 витка левой передней пружины. Грохот из той области наблюдался уже давно, поэтому истиной географической точки, где произошла поломка, было не найти. Предполагаю, что это случилось еще в Карельской части, либо в районе Воттавары, либо под Сегежой.
Стойка и пружина не требовали срочного ремонта, поэтому это никак не изменило наших планов. В 10-м часу вечера мы стартовали в сторону Апатит (67 34 110 N; 33 23 588 E).
Полярный день имеет массу преимуществ. Всю эту ночь мы путешествовали, и всю ночь могли не только наблюдать, но и спокойно фотографировать то, что мы видим.
(автор - jEKA) - Серия фотографий из автомобиля...
(автор - jEKA)
В Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E) мы въезжали около часу ночи; на нас весьма удивленно посмотрели на ДПС-посту и даже записали в журнал наши данные (пока космические корабли бороздят просторы космоса, записывали нас в обычный рукописный журнал).
(автор - jEKA)
В связи с тем, что у нас не наблюдалось никакой актуальной карты города Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E), а навигатор работал в урезанном режиме, мы решили поехать по объездной через промышленный район города.
Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E), по сути, - это 2 города - город людей и город промышленности. Сказать, что этот мертвый промышленный город впечатляет - не сказать ничего. А ночью весь этот индустриальный упадок действительно восхищает объемом человеческих сил и средств, когда-то вложенных в этот край. И брошенных из-за отсутствия финансового "выхлопа" (серия фотографий этой индустриализации будет сделана на следующий день).
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Слава труженникам Хибин!
(автор - jEKA) - Ночной Кировск...
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Проехав Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E), мы свернули в Кировск (67 36 824 N; 33 40 219 E) и через некоторое время оказались у какого-то полудостроенного биологического института, последнего форпоста цивилизации перед Хибинами, согласно карте.
На продолжении дороги, по которой мы планировали заехать в самый центр Хибин, нас встретил недружелюбный кирпич с надписью "Постороннему транспорту въезд запрещен".
По началу мы даже решили, что надо быть культурными и развернулись, но через 300 метров на дороге увидели группу молодежи, у которых и спросили, как тут в горы попасть. Они-то нам и посоветовали проигнорировать дорожный знак!
Дорога, которую мы выбрали для проезда в горы, согласно карте, вела к двум группам озер: нижние лежали в долине и, очевидно, были настолько легко доступны для горожан, что по определению нас не интересовали (оз. Мал. Вудьявр (67 39 997 N; 33 37 666 E)). Верние находились как минимум за одним перевалом; они и стали нашей целью. "Языки", которых мы поймали у кирпича, рассказали нам дорогу именно к нижним озерам, но потенциально дорога должна была идти дальше.
- Ночные горы...
Доехав до нижних озер (оз. Мал. Вудьявр (67 39 997 N; 33 37 666 E)) мы сначала не поняли, какая именно это группа и даже думали остаться там ночевать. Проплутав немного по цепи проселочных дорог в долине и увидев несколько машин со спящим народом, мы решили двинуться выше. Забавно, что туман, исходивший от воды, покрывал всю долину, что существенно мешало передвижениям. В какой-то момент в цепи дорожек после очередного поворота мы разминулись со второй машиной и обнаружить друг друга нам уже не помогли никакие средства, кроме как вернуться обратно на дорогу, с которой отворачивали.
С верхними озерами нам повезло еще меньше: на подъезде к перевалу мы наткнулись на энное количество вырытых карьеров: дороги больше не существовало; здесь-то и работали белазы. Все, что нам оставалось - развернуться и искать другой подход к горам.
Второй мыслью стала попытка заехать на горнолыжную базу города Кировска. Опять же, судя по карте, дорога, ведущая туда, имела единственный отворот на небольшое озеро на высоте около 500 м над уровнем моря. Но и туда нам попасть не удалось, т.к. проезд на базу осуществляется через территорию предприятия и ночью она перегорожена шлагбаумом.
Ближайший потенциальный заезд в горы находился достаточно далеко и мы приняли решение забить на ночевку в Хибинах и попытаться пролезть на противоположную сторону оз. Умбозера, чтобы встать там на дневку и хотя бы половить рыбу. Первую часть пути мы проделали по асфальту, но на подъездах к Октябрьскому (67 29 575 N; 34 17 520 E) асфальт кончился и на выезде из населенного пункта мы увидели дорогу, по которой никто на легковой машине в трезвом уме и свежей памяти не сунется. Она была вполне проезжаема, но со скоростью километров 10 - 20 в час. А расстояние, которое нам надо было проехать, было не менее 30 км. Ночь была в самом разгаре и мы решили больше не носиться оголтело по окрестностям, а проверить еще 2 небольших озера недалеко от населенного пункта и, если и там не повезет, вернуться за Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E) на любую из Имандр.
Кстати, дорога по которой мы не сунулись, отмечена в атласе Мурманской области (купленном в Апатитах) как Федеральная. Видимо ее используют по назначению, т.к. в Октябрьском (67 29 575 N; 34 17 520 E) мы видели группу старых ситроенов с немецкими номерами, явно приехавших для покорения бездорожья (на легковушках по бездороге! как это знакомо!). Рядом с ситроенами красовалась огромная и комфортная техничка (сделанная из 66-го газона).
Проверка двух озер (оз. Щучье (67 27 536 N; 34 16 402 E)) заняла чуть больше времени, чем мы расчитывали, т.к. к ним вела просто отвратительная грунтовка. Мы все ждали, что ямы через некоторое время закончаться, но все несколько километров пришлось тащиться чрезвычайно медленно... Увидев на месте озер болота, мы были страшно разочарованы и, как это ни обидно, двинулись назад, в Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E).
Утренние Хибины восхитительны...
(автор - jEKA) - Утренние Хибины
...но на эту ночь с нас было достаточно! На въезде в город мы приняли решение искать гостиницу и, только если ее не найдем, двигаться дальше, через М18, в леса и поля, т.к. стоять у города совсем не хотелось. Спросив расположение гостиницы в ларьке на остановке, уже не сомневались, стоит ли так "портить" свой лесной отдых. Кому-то было до фонаря, где спать, а кому-то очень хотелось в теплую кровать. При таком раскладе можно было сделать и "передышку" в наших скитаниях.
"Сверх-центральная" гостиница обошлась нам в 1000 рублей более чем за сутки, хотя всего оплаченного времени мы в итоге так и не использовали. В 5 утра мы наконец-то забрались в номер и пока поочереди вспоминали радость использования горячей воды, допили запасы Кольского пива, привезенного еще из Кандалакши.
- Вид из окна номера на Хибины
- Курить нам посоветовали в окно... Иначе сработает сигналлизация
Когда мы отправлялись спать, все нормальные люди уже спешили на работу.
День 12 (СР)
Маршрут: Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E) - выезд на М18 (67 40 372 N; 32 49 518 E) - Граница Карелии и Мурманской обл. (66 34 940 N; 32 45 060 E) - Полярный круг (66 33 788 N; 32 45 283 E) - поворот на Амбарный (65 58 670 N; 33 05 568 E) - Амбарный (65 54 137 N; 33 42 984 E) - лужа где-то в лесу (примерно 65 54 074 N; 34 06 815 E) - Амбарный (65 54 137 N; 33 42 984 E) - поворот на Амбарный (65 58 670 N; 33 05 568 E) - место поломки (примерно 65 57 257 N; 33 06 552 E).
Перегон: 360 км (аппроксимация ломанными)
Утро для нас началось часа в 3 дня. Первыми поднялись мы с Полиной и отправились выпить кофе и закупиться иссякшми лекарствами в аптеке. Когда мы вернулись, все уже встали и мы направились искать вкусное и недорогое кафе. Третий или четвертый человек, пойманный на улице, отправил нас в очень вкусную забегаловку, где мы набили животы до отказа. Очень предусмотрительно с нашей стороны, хоть мы и не знали, что нам предстоит на 12-й день путешествия.
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Около центральной гостиницы города...
Сбор вещей после еды занял гораздо меньше времени, чем поиски потерянного куда-то гостиничного полотенца. Заплатив за него отдельно и закупившись в магазине дополнительным пивом и едой, мы направились в сторону М18.
- Промзона...
По плану, составленному еще в кафе, мы планировали свернуть с трассы на Карельский берег Белого моря на отвороте на Амбарный (поворот - 65 58 670 N; 33 05 568 E). Оттуда, если верить карте, шла лесовозная дорога практически до самого берега, при этом на конце этой дороге не наблюдалось никакого крупного населенного пункта (что было удивительно).
(автор - jEKA) - просто дорожные зарисовки...
Путь по М18 пролетел незаметно, но после отворота на Амбарный (65 54 137 N; 33 42 984 E) ситуация резко ухудшилась. Не очень хорошая грунтовка напоминала ту федеральную трассу, по которой мы ехали с Воттавары в Медвежьегорск. Сравнение дополнялось еще и тем, что Ванич потерял очередное колесо, словив очередной камень.
(автор - jEKA)
- Ремонт
Проехав через Амбарный (65 54 137 N; 33 42 984 E), мы ошиблись поворотом (как потом выяснилось в Питере, надо было именно по нему и ехать; эта дорога тоже выводила к Белому морю, причем была, судя по рассказам, несколько лучше), но, быстро сообразив направление, вернулись и свернули на нужный тракт. Чем дальше мы продвигались в сторону Белого моря, тем меньше становилась наша итоговая скорость передвижения: дорога постоянно перегораживалась "переползающими трассу" болотами, которые приходилось промерять и проверять перед тем, как по ним ехать.
- дорожная зарисовка
(автор - jEKA) - Промер очередного болота...
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Болота
В первой крупной луже при объезде большого камня моя машина села: левое колесо свалилось с насыпи (как колеса нивы на подъезде к Воттаваре) и машина повисла в воде по самую ватерлинию (примерно 65 54 074 N; 34 06 815 E).
Стоило нам только высунуть нос из машины, чтобы подумать о том, как бы ее вытащить, с неба закапало... Потом один или два раз грохнуло... и полилось. Такое ощущение, что над нами висела цисцерна с водой, которая только и ждала проблем на дороге, чтобы вылиться. Попытки вытащить машину в ТАКОЙ дождь были заведомо бесполезны: народ быстро попрыгал по машинам и мы начали пережидать стихию.
Водные процедуры ослабли минут через 5 и превратились в самый обычный ливень (в то, что мы привыкли называть "ливнем"). Решив больше не дожидаться "милостей сверху", машину начали вытаскивать прямо под дождем: подцепили второй 9-кой и, не без помощи рук и такой-то матери, вытянули ее на дорогу.
Стоило мне откатиться в лес, дождь закончился так же неожиданно, как и начинался. Только здесь я обнаружила, что ноги у меня давно уже мокрые, т.к. воды в салоне по самый тоннель. Все, что было на ковриках и в левом кармане дверей промокло насквозь. В частности, эта учесть досталась магнитоле, горелке, кольям для палатки и прочему хламу, который не очень-то любит сырость. Вещи не промокли только потому, что в самом низу у нас по традиции валялись чьи-то мокрые ботинки.
Отчерпываться пришлось кружкой. Пока я подбирала положение машины на дороге, чтобы было удобнее вылить воду, народ переодевался... Уже под конец моей процедуры "отчерпывания", когда показались провода проложенной по полу электрики, ее засняли на видео...
Съев по сникерсу и вдоволь обсудив проишествие, мы продолжили свое продвижение.
Нервов хватило у нас еще на пару луж. После этого мы оценили карту, посмотрели вперед на дорогу и приняли решение разворачиваться. То, что мы видели перед собой было "на грани" (дальше мы бы рисковали набрать воду уже не электрикой, а самим двигателем). И болото, судя по карте, еще километров 20 не заканчивалось. Я планирую еще вернуться на Карельский берег, но уже точно не на такой машине!
Обдумав наше положение, было принято решение выехать на М18 и отправиться на мыс Клим-нос на Онежском озере, чтобы хотя бы там подневать и порыбачить.
Грунтовка в обратную сторону показалась уже не такой плохой... За разговорами (магнитолы мы лишились в большой луже) мы достаточно быстро доехали до отворота, но через несколько километров после выезда на трассу машина встала (примерно 65 57 257 N; 33 06 552 E).
Тогда мы еще даже не представляли, насколько все плохо... Первоначально подозрение пало на электрику, т.к. при попытке завести машину, паталогически не наблюдалось искры. Заменили крышку трамблера, бегунок, катушку зажигания, выдрали старое реле от сигналки (которое могло по нашему мнению коротить или, наоборот, разрывать цепь), заменили датчик хола... Когда и это не помогло, полезли дальше и обнаружили, что все гораздо хуже: после 3-х часов попыток отловить неисправность, мы открыли кожух ремня ГРМ и не обнаружили его на месте...
Случилось это на 992-м километре М18 от Питера. Так началось наше долгое и сложное возвращение домой.
- Место поломки
Когда машина глохла посторонних звуков не было, поэтому даже подумать о ремне ГРМ мы не могли. Немного пораскинув мозгами и оценив, что времени уже 6 утра, мы решили загнать машины в лес и поспать хоть немного, чтобы принимать ответственные решения уже на свежую голову. Ближайший отворот с трассы в "никуда" был буквально в 500 метрах. Машину затаскивали туда на тросе; немного поматерившись, мы решили никуда не съезжать с дорожки и перегородили собой (машинами и палатками) весь отворот. Слопав тушенки и брякнув за воротник бальзама, мы отправились спать, не забыв подложить под голову ружье...
(автор - jEKA) - Место ночевки...
Продолжение следует...
К содержанию
К содержанию
День 11 (ВТ)
Маршрут: Стоянка на м. Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) - Устье Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E) - стоянка на м. Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) - Лодочный ручей (66 17 529 N; 36 24 242 E) - Кашкаранцы (66 20 465 N; 36 00 858 E) - Оленица (66 28 241 N; 35 20 440 E) - Северный Полярный Круг (66 33 756 N; 34 59 976 E) - Мосеево (66 33 981 N; 34 59 293 E) - Кузрека (66 38 691 N; 34 49 769 E) - Умба (66 41 953 N; 34 20 199 E) - Пильский (66 46 809 N; 34 10 091 E) - Колвица (67 04 948 N; 32 59 772 E) - Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E) - выезд на М18 (67 10 697 N; 32 18 746 E) - поворот на Апатиты (67 40 372 N; 32 49 518 E) - Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E) - Кировск (67 36 824 N; 33 40 219 E) - оз. Мал. Вудьявр (67 39 997 N; 33 37 666 E) - Кировск (67 36 824 N; 33 40 219 E) - развилка на Ревду (67 34 824 N; 33 38 535 E) - Октябрьский (67 29 575 N; 34 17 520 E) - оз. Щучье (67 27 536 N; 34 16 402 E) - развилка на Апатиты (67 29 331 N; 34 16 073 E) - Айкуанвейнйок (67 32 972 N; 33 49 260 E) - Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E).
Перегон: примерно 430 км (аппроксимация ломанными).
Просыпались сутра мы с явным желанием остаться здесь еще на одни сутки. Сразу же после завтрака половина "нас" снова отправилась в Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E), чтобы поговорить на тему рыбных лицензий. Пока народ катался, мы с Полиной устроили "банный день". Предварительно скатавшись с гермой за водой (старые запасы мы прикончили как раз сутра), мы отправились на машине на Лодочный ручей (66 17 529 N; 36 24 242 E), чтобы сначала мокнуться в соленой воде, а потом толком вымыться в пресной. Толкового купания в Белом море, как и в прошлый раз, не получилось. Но мокнуться мы мокнулись! Зато в Лодочном ручье мы оторвались за все те дни, что не удавалось вымыться...
- Впадение Лодочного ручья в Белое Море
- Оно же...
- Белое Море на отмели, где мы пытались "мокаться"...
Когда мы вернулись в лагерь, вторая половина "нас", уезжавшая за лицензиями, была уже на месте: документов на отлов красной рыбы взять не получилось. В условиях отсутствия возможности порыбачить, желание оставаться на мысе еще сутки моментально пропало. Там было здорово (возможно, лучшая стоянка за всю поездку), но находить себе примение еще в течении суток было не очень приятной перспективой. Мы отдохнули и готовы были ломануться дальше, даже в условиях туманности предстоящего маршрута. Именно таким образом и всплыла вдруг моя брошенная несколько дней назад фраза о том, что "при наличии времени можно и Хибины посмотреть"...
Сказано - сделано. Через 2 часа мы уже мчались по трассе в сторону Кандалакши (67 09 500 N; 32 25 384 E) с планами свернуть по М18 дальше на север в сторону Апатитов (67 34 110 N; 33 23 588 E) и Кировска (67 36 824 N; 33 40 219 E).
Хоть с момента наших поисков мыса Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) прошло уже двое суток, нас все-таки занимал вопрос "отворота после 19-го столба", поэтому, предполагая, что должен быть еще хотя бы один путь на берег, выезжать мы решили уже по другой дороге. Проехали вдоль берега мы достаточно далеко (точно больше 2 км). К слову о возможных стоянках, чуть дальше лес спускается ближе к воде и обрыв становится не таким высоким. Там потенциально тоже можно стоять, но такой халявы, как видимость диких зверей на несколько километров и полное сдувание комаров при сильном ветре, здесь врятли стоит ожидать. Дорога шла и дальше, но мы свернули на трассу на первом же найденном отвороте, чтобы увеличить скорость передвижения.
Между Кораблем (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) и Кандалакшей (67 09 500 N; 32 25 384 E) у нас была только одна остановка на 5 минут - очередное пересечение на север Полярного круга (66 33 756 N; 34 59 976 E).
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Дорога на СЕВЕР
- Единственная фотография, где мы все...
Трасса Умба (66 41 953 N; 34 20 199 E) - Кандалакша (67 09 500 N; 32 25 384 E) снова прошла незаметно. В Кандалакше (67 09 500 N; 32 25 384 E) мы заправились и заглянули в кафе для "поесть". Только там мы обнаружили, что уже, оказывается, около 9 часов вечера. Так началась наша ночная вылазка в Хибины.
При беглом осмотре машины на заправке обнаружилась следующая моя крупная поломка, которая, однако, не сказывалась на дальнейших передвижениях: вытекла левая передняя стойка и откололись 1,5 витка левой передней пружины. Грохот из той области наблюдался уже давно, поэтому истиной географической точки, где произошла поломка, было не найти. Предполагаю, что это случилось еще в Карельской части, либо в районе Воттавары, либо под Сегежой.
Стойка и пружина не требовали срочного ремонта, поэтому это никак не изменило наших планов. В 10-м часу вечера мы стартовали в сторону Апатит (67 34 110 N; 33 23 588 E).
Полярный день имеет массу преимуществ. Всю эту ночь мы путешествовали, и всю ночь могли не только наблюдать, но и спокойно фотографировать то, что мы видим.
(автор - jEKA) - Серия фотографий из автомобиля...
(автор - jEKA)
В Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E) мы въезжали около часу ночи; на нас весьма удивленно посмотрели на ДПС-посту и даже записали в журнал наши данные (пока космические корабли бороздят просторы космоса, записывали нас в обычный рукописный журнал).
(автор - jEKA)
В связи с тем, что у нас не наблюдалось никакой актуальной карты города Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E), а навигатор работал в урезанном режиме, мы решили поехать по объездной через промышленный район города.
Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E), по сути, - это 2 города - город людей и город промышленности. Сказать, что этот мертвый промышленный город впечатляет - не сказать ничего. А ночью весь этот индустриальный упадок действительно восхищает объемом человеческих сил и средств, когда-то вложенных в этот край. И брошенных из-за отсутствия финансового "выхлопа" (серия фотографий этой индустриализации будет сделана на следующий день).
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Слава труженникам Хибин!
(автор - jEKA) - Ночной Кировск...
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Проехав Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E), мы свернули в Кировск (67 36 824 N; 33 40 219 E) и через некоторое время оказались у какого-то полудостроенного биологического института, последнего форпоста цивилизации перед Хибинами, согласно карте.
На продолжении дороги, по которой мы планировали заехать в самый центр Хибин, нас встретил недружелюбный кирпич с надписью "Постороннему транспорту въезд запрещен".
По началу мы даже решили, что надо быть культурными и развернулись, но через 300 метров на дороге увидели группу молодежи, у которых и спросили, как тут в горы попасть. Они-то нам и посоветовали проигнорировать дорожный знак!
Дорога, которую мы выбрали для проезда в горы, согласно карте, вела к двум группам озер: нижние лежали в долине и, очевидно, были настолько легко доступны для горожан, что по определению нас не интересовали (оз. Мал. Вудьявр (67 39 997 N; 33 37 666 E)). Верние находились как минимум за одним перевалом; они и стали нашей целью. "Языки", которых мы поймали у кирпича, рассказали нам дорогу именно к нижним озерам, но потенциально дорога должна была идти дальше.
- Ночные горы...
Доехав до нижних озер (оз. Мал. Вудьявр (67 39 997 N; 33 37 666 E)) мы сначала не поняли, какая именно это группа и даже думали остаться там ночевать. Проплутав немного по цепи проселочных дорог в долине и увидев несколько машин со спящим народом, мы решили двинуться выше. Забавно, что туман, исходивший от воды, покрывал всю долину, что существенно мешало передвижениям. В какой-то момент в цепи дорожек после очередного поворота мы разминулись со второй машиной и обнаружить друг друга нам уже не помогли никакие средства, кроме как вернуться обратно на дорогу, с которой отворачивали.
С верхними озерами нам повезло еще меньше: на подъезде к перевалу мы наткнулись на энное количество вырытых карьеров: дороги больше не существовало; здесь-то и работали белазы. Все, что нам оставалось - развернуться и искать другой подход к горам.
Второй мыслью стала попытка заехать на горнолыжную базу города Кировска. Опять же, судя по карте, дорога, ведущая туда, имела единственный отворот на небольшое озеро на высоте около 500 м над уровнем моря. Но и туда нам попасть не удалось, т.к. проезд на базу осуществляется через территорию предприятия и ночью она перегорожена шлагбаумом.
Ближайший потенциальный заезд в горы находился достаточно далеко и мы приняли решение забить на ночевку в Хибинах и попытаться пролезть на противоположную сторону оз. Умбозера, чтобы встать там на дневку и хотя бы половить рыбу. Первую часть пути мы проделали по асфальту, но на подъездах к Октябрьскому (67 29 575 N; 34 17 520 E) асфальт кончился и на выезде из населенного пункта мы увидели дорогу, по которой никто на легковой машине в трезвом уме и свежей памяти не сунется. Она была вполне проезжаема, но со скоростью километров 10 - 20 в час. А расстояние, которое нам надо было проехать, было не менее 30 км. Ночь была в самом разгаре и мы решили больше не носиться оголтело по окрестностям, а проверить еще 2 небольших озера недалеко от населенного пункта и, если и там не повезет, вернуться за Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E) на любую из Имандр.
Кстати, дорога по которой мы не сунулись, отмечена в атласе Мурманской области (купленном в Апатитах) как Федеральная. Видимо ее используют по назначению, т.к. в Октябрьском (67 29 575 N; 34 17 520 E) мы видели группу старых ситроенов с немецкими номерами, явно приехавших для покорения бездорожья (на легковушках по бездороге! как это знакомо!). Рядом с ситроенами красовалась огромная и комфортная техничка (сделанная из 66-го газона).
Проверка двух озер (оз. Щучье (67 27 536 N; 34 16 402 E)) заняла чуть больше времени, чем мы расчитывали, т.к. к ним вела просто отвратительная грунтовка. Мы все ждали, что ямы через некоторое время закончаться, но все несколько километров пришлось тащиться чрезвычайно медленно... Увидев на месте озер болота, мы были страшно разочарованы и, как это ни обидно, двинулись назад, в Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E).
Утренние Хибины восхитительны...
(автор - jEKA) - Утренние Хибины
...но на эту ночь с нас было достаточно! На въезде в город мы приняли решение искать гостиницу и, только если ее не найдем, двигаться дальше, через М18, в леса и поля, т.к. стоять у города совсем не хотелось. Спросив расположение гостиницы в ларьке на остановке, уже не сомневались, стоит ли так "портить" свой лесной отдых. Кому-то было до фонаря, где спать, а кому-то очень хотелось в теплую кровать. При таком раскладе можно было сделать и "передышку" в наших скитаниях.
"Сверх-центральная" гостиница обошлась нам в 1000 рублей более чем за сутки, хотя всего оплаченного времени мы в итоге так и не использовали. В 5 утра мы наконец-то забрались в номер и пока поочереди вспоминали радость использования горячей воды, допили запасы Кольского пива, привезенного еще из Кандалакши.
- Вид из окна номера на Хибины
- Курить нам посоветовали в окно... Иначе сработает сигналлизация
Когда мы отправлялись спать, все нормальные люди уже спешили на работу.
День 12 (СР)
Маршрут: Апатиты (67 34 110 N; 33 23 588 E) - выезд на М18 (67 40 372 N; 32 49 518 E) - Граница Карелии и Мурманской обл. (66 34 940 N; 32 45 060 E) - Полярный круг (66 33 788 N; 32 45 283 E) - поворот на Амбарный (65 58 670 N; 33 05 568 E) - Амбарный (65 54 137 N; 33 42 984 E) - лужа где-то в лесу (примерно 65 54 074 N; 34 06 815 E) - Амбарный (65 54 137 N; 33 42 984 E) - поворот на Амбарный (65 58 670 N; 33 05 568 E) - место поломки (примерно 65 57 257 N; 33 06 552 E).
Перегон: 360 км (аппроксимация ломанными)
Утро для нас началось часа в 3 дня. Первыми поднялись мы с Полиной и отправились выпить кофе и закупиться иссякшми лекарствами в аптеке. Когда мы вернулись, все уже встали и мы направились искать вкусное и недорогое кафе. Третий или четвертый человек, пойманный на улице, отправил нас в очень вкусную забегаловку, где мы набили животы до отказа. Очень предусмотрительно с нашей стороны, хоть мы и не знали, что нам предстоит на 12-й день путешествия.
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Около центральной гостиницы города...
Сбор вещей после еды занял гораздо меньше времени, чем поиски потерянного куда-то гостиничного полотенца. Заплатив за него отдельно и закупившись в магазине дополнительным пивом и едой, мы направились в сторону М18.
- Промзона...
По плану, составленному еще в кафе, мы планировали свернуть с трассы на Карельский берег Белого моря на отвороте на Амбарный (поворот - 65 58 670 N; 33 05 568 E). Оттуда, если верить карте, шла лесовозная дорога практически до самого берега, при этом на конце этой дороге не наблюдалось никакого крупного населенного пункта (что было удивительно).
(автор - jEKA) - просто дорожные зарисовки...
Путь по М18 пролетел незаметно, но после отворота на Амбарный (65 54 137 N; 33 42 984 E) ситуация резко ухудшилась. Не очень хорошая грунтовка напоминала ту федеральную трассу, по которой мы ехали с Воттавары в Медвежьегорск. Сравнение дополнялось еще и тем, что Ванич потерял очередное колесо, словив очередной камень.
(автор - jEKA)
- Ремонт
Проехав через Амбарный (65 54 137 N; 33 42 984 E), мы ошиблись поворотом (как потом выяснилось в Питере, надо было именно по нему и ехать; эта дорога тоже выводила к Белому морю, причем была, судя по рассказам, несколько лучше), но, быстро сообразив направление, вернулись и свернули на нужный тракт. Чем дальше мы продвигались в сторону Белого моря, тем меньше становилась наша итоговая скорость передвижения: дорога постоянно перегораживалась "переползающими трассу" болотами, которые приходилось промерять и проверять перед тем, как по ним ехать.
- дорожная зарисовка
(автор - jEKA) - Промер очередного болота...
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Болота
В первой крупной луже при объезде большого камня моя машина села: левое колесо свалилось с насыпи (как колеса нивы на подъезде к Воттаваре) и машина повисла в воде по самую ватерлинию (примерно 65 54 074 N; 34 06 815 E).
Стоило нам только высунуть нос из машины, чтобы подумать о том, как бы ее вытащить, с неба закапало... Потом один или два раз грохнуло... и полилось. Такое ощущение, что над нами висела цисцерна с водой, которая только и ждала проблем на дороге, чтобы вылиться. Попытки вытащить машину в ТАКОЙ дождь были заведомо бесполезны: народ быстро попрыгал по машинам и мы начали пережидать стихию.
Водные процедуры ослабли минут через 5 и превратились в самый обычный ливень (в то, что мы привыкли называть "ливнем"). Решив больше не дожидаться "милостей сверху", машину начали вытаскивать прямо под дождем: подцепили второй 9-кой и, не без помощи рук и такой-то матери, вытянули ее на дорогу.
Стоило мне откатиться в лес, дождь закончился так же неожиданно, как и начинался. Только здесь я обнаружила, что ноги у меня давно уже мокрые, т.к. воды в салоне по самый тоннель. Все, что было на ковриках и в левом кармане дверей промокло насквозь. В частности, эта учесть досталась магнитоле, горелке, кольям для палатки и прочему хламу, который не очень-то любит сырость. Вещи не промокли только потому, что в самом низу у нас по традиции валялись чьи-то мокрые ботинки.
Отчерпываться пришлось кружкой. Пока я подбирала положение машины на дороге, чтобы было удобнее вылить воду, народ переодевался... Уже под конец моей процедуры "отчерпывания", когда показались провода проложенной по полу электрики, ее засняли на видео...
Съев по сникерсу и вдоволь обсудив проишествие, мы продолжили свое продвижение.
Нервов хватило у нас еще на пару луж. После этого мы оценили карту, посмотрели вперед на дорогу и приняли решение разворачиваться. То, что мы видели перед собой было "на грани" (дальше мы бы рисковали набрать воду уже не электрикой, а самим двигателем). И болото, судя по карте, еще километров 20 не заканчивалось. Я планирую еще вернуться на Карельский берег, но уже точно не на такой машине!
Обдумав наше положение, было принято решение выехать на М18 и отправиться на мыс Клим-нос на Онежском озере, чтобы хотя бы там подневать и порыбачить.
Грунтовка в обратную сторону показалась уже не такой плохой... За разговорами (магнитолы мы лишились в большой луже) мы достаточно быстро доехали до отворота, но через несколько километров после выезда на трассу машина встала (примерно 65 57 257 N; 33 06 552 E).
Тогда мы еще даже не представляли, насколько все плохо... Первоначально подозрение пало на электрику, т.к. при попытке завести машину, паталогически не наблюдалось искры. Заменили крышку трамблера, бегунок, катушку зажигания, выдрали старое реле от сигналки (которое могло по нашему мнению коротить или, наоборот, разрывать цепь), заменили датчик хола... Когда и это не помогло, полезли дальше и обнаружили, что все гораздо хуже: после 3-х часов попыток отловить неисправность, мы открыли кожух ремня ГРМ и не обнаружили его на месте...
Случилось это на 992-м километре М18 от Питера. Так началось наше долгое и сложное возвращение домой.
- Место поломки
Когда машина глохла посторонних звуков не было, поэтому даже подумать о ремне ГРМ мы не могли. Немного пораскинув мозгами и оценив, что времени уже 6 утра, мы решили загнать машины в лес и поспать хоть немного, чтобы принимать ответственные решения уже на свежую голову. Ближайший отворот с трассы в "никуда" был буквально в 500 метрах. Машину затаскивали туда на тросе; немного поматерившись, мы решили никуда не съезжать с дорожки и перегородили собой (машинами и палатками) весь отворот. Слопав тушенки и брякнув за воротник бальзама, мы отправились спать, не забыв подложить под голову ружье...
(автор - jEKA) - Место ночевки...
Продолжение следует...
К содержанию
Комментариев нет:
Отправить комментарий