Перепубликация из ЖЖ
К содержанию
День 9 (ВС)
Маршрут: Стоянка на Терском берегу (примерно 66 21 225 N; 35 53 349 E) - Кашкаранцы (66 20 465 N; 36 00 858 E) - Родник и часовня Безымянного Инока (точных координат нет) - Лодочный ручей (66 17 529 N; 36 24 242 E) - стоянка на м. Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E).
Перегон: около 30 км.
Поднявшись сутра, мы обнаружили, что достававшие нас накануне комары не только не исчезли, но принялись нас жрать с новыми силами.
- Первое пасмурное утро на Белом Море
- Мытье посуды в соленой воде...
- Прилив
(автор - jEKA) - Окончание прилива (на том же самом берегу)
(автор - jEKA) - В добавок ко всему, нас еще и промочило дождем!
Честно говоря, этот берег нам не очень-то понравился (было даже легкое разочарование в стиле "И это то самое Белое Море??? И это сюда мы стремились столько времени???"), поэтому мы решили продвинуться чуть глубже на Кольский полуостров, а если там нам будет не по душе, вернуться обратно, пускай даже на Каменную реку (67 04 812 N; 31 05 944 E).
(автор - jEKA) - Как ни странно, когда мы выехали со стоянки, мерзкий дождик закончился...
Единственным полноценным населенным пунктом на нашей дороге стали Кашкаранцы (66 20 465 N; 36 00 858 E) с маяком и гидрометеорологической станцией.
- На этом краю географии восстанавивают церковь...
- Кашкаранцы
(автор - jEKA) - Берег Белого Моря в Кашкаранцах
- Кашкаранский маяк
(автор - jEKA) - Местное забавное животное
Прогулявшись по деревушке, мы поймали мужика, который объяснил, что мыс Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) находится "около столба 19-й километр". Весь юмор ситуации состоял в том, что столба с табличкой "19" ни в ту, ни в обратную сторону не наблюдалось. Был столб "119". Но, 19-й км от деревни отмечался столбом "121" (в деревре была отметка "102"). Оставив решение этого вопроса непосредственно до места, мы снова погрузились в машины.
В Кашкаранцах (66 20 465 N; 36 00 858 E) мы застали первое веяние изменчивой погоды Терского края: на фоне стоявшего на рейде корабля отчетливо проглядывался атмосферный фронт, надвигающийся на нас. Спустя каких-то 20 минут (уже при посещении часовни) нас "накрыло" (дождь покапал и успокоился, но ощущения от подобных погодных перемен призабавные).
- Фронт облаков за кораблем...
- Этот же фронт с близкого расстояния
Выехав из Кашкаранцев дальше, через пару километров мы наткнулись на указатель "Часовня и родник безымянного инока" (координаты, к сожалению, не зафиксировали). Глупо было не посмотреть...
Часовня действительно интересная, а внутри такое ощущение, что кто-то похоронен (стоит гроб, но не понятно, если ли там кто-то). Если там действительно лежит тело, то похоронен там один из высших чинов иепархии Терской губерни, как гласила надпись на входе. Что примечательно, в таком далеком месте часовню никто даже не думает запирать: есть небольшой "засов" снаружи (видимо, от диких зверей), но нет никакого подобия замков. Понятно ведь, что они там бесполезны.
Родник находится по другую сторону от дороги чуть выше, на небольшой горке. Как и следовало ожидать, в страшном комарятнике. Не смотря на назойливых насекомых, воды мы все-таки попробовали.
Вернувшись на трассу, мы продолжили поиск "заветного" столба. Первый отворот в лес мы решили испробовать после Лодочного ручья (66 17 529 N; 36 24 242 E)... и промахнулись. Проехав через лес, мы выбрались на берег к рыбачьим домикам. Мыс Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) смотрел на нас с другого берега ручья.
(автор - jEKA) - Рыбачьи домики
- Местные огромные вороны...
- Разрушенный мост через Лодочный ручей
- Лодочный ручей и Белое море... Гравицапа на заднем плане - видимо, остов печки чьей-то времянки...
- Гравицапа во всем своем великолепии...
Пришлось возвращаться назад на трассу и переезжать ручей в обратном направлении.
Второй поворот в лес вывел нас на вожделенный берег. Прямо около ручья стояли какие-то туристы ("ого, люди", подумали мы), поэтому мы решили продвинуться дальше, чтобы выгрузиться и подумать, хотим ли мы тут остаться.
Первая же остановка дала нам понять, что же такое "аметистовый берег".
(автор - jEKA) - Мыс. Разночтение в координатах вызвано тем, что на этом берегу последовательно расположено несколько мысов примерно одинаковой формы. Кто именно из них Корабль - неизвестно... да это и не важно...
- Мыс с человеком (для сравнения масштабов)...
(автор - jEKA) - Белое Море в ярких красках
(автор - jEKA) - Вид с мыса вниз
-Мыс в профиль
- Местная флора...
- Стоянка...
- Аметисты...
Пока мы с открытыми ртами ползали по скале, погода резко изменилась: буквально минут за 10 берег заволокло туманом. 100 % влажность и нулевая видимость / слышимость; вытяннутую руку, конечно же, было видно, но вот воду под скалой - уже нет. Стоявший в 100 метрах человек не видел и не слышал ни сигнала автомобиля, ни даже запускаемый в небо сигнальной ракеты (что мы, собственно, первым же делом проверили).
- Туман только начинает спускаться...
- Вот уже не видно половины происходящего и четко прослеживается граница, куда уже успела докатиться непогода...
- Граница прошла через нас и остался только маленький кусочек светлого неба вдали, за Кашкаранцами...
- Все. Туман.
Подобные туманы, вместе с приливами / отливами, и есть особенность Моря, делающая рыбалку весьма опасным занятием...
В общей сложности мы провели на Белом Море 3-е суток и за это время еще не раз вспоминали, как мы раньше считали погоду на Ладоге переменчивой. Там она не просто постоянна, она еще и предупреждает о любом своем изменении в любую сторону (конечно же, по сравнению с Морем), да еще и заранее настолько, что, если внимательно наблюдать за небом, можно успеть пристать к берегу и развернуть лагерь.
Вдоволь поползав по "аметистовой" скале, стоянку мы решили искать все же немного подальше (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E).
(автор - jEKA) - Продвижения в поисках стоянки.
Продвигаясь по берегу, мы заметили костер и машину с людьми: они уезжали и любезно оставили нам очаг с каменным столом и скамейками.
(автор - Серега) - Заботливо оставленный нам костер.
(автор - Серега)
(автор - jEKA) - На заднем плане мы сидим, пьем пиво и любуемся белой стеной тумана... Это обрыв к Морю.
Пресной воды рядом не наблюдалось, поэтому пока ставился лагерь, нам пришлось еще раз сгонять до Лодочного ручья (66 17 529 N; 36 24 242 E) и обратно, чтобы привезти в герме темной, но пресной воды (забавно то, что темная она не от того, что болотная; привкуса болота в ней не наблюдалось совсем).
- Прогулка за водой на Лодочный ручей
- А вот здесь гравицапа тоже очень кстати!
Утром следующего дня в отливной полосе мы обнаружили родники, которые, если раскопать, вполне можно было использовать для питья. Вода в них, конечно, странная на вкус, но соседняя стоянка вроде бы ее пила и ничего...
Расставив лагерь, мы окончательно решили устроить здесь дневку.
(автор - Серега) - Лагерь
(автор - Серега)
Великое преимущество мыса состояло в практически полном отсутствии крупной растительности, а на открытой площадке комаров хотя бы иногда сдувало морскими ветрами (в частности, на приливе и отливе). Как позже показала практика, ветра иногда прекращаются и тогда здесь, так же как и на предыдущей стоянке, начинается настоящий "комариный ад".
Расставив машины и пригвоздив палатки к земле всем, чем только можно, мы отправились на берег распивать вкуснейшее местное пиво (пополнить запасы в Кашкаранцах, к сожалению, не получилось: мы банально не нашли там магазина).
(автор - jEKA) - Теперь можно и отдохнуть
(автор - jEKA)
Чем дальше день двигался к вечеру, тем больше нам нравилась эта стоянка. Тут даже для поддержания костра не надо было прилагать обычных усилий (вариант "сходи в лес за дровами - принеси дров - наруби и разожги" не требовался); дрова давным давно принесло морем и они, частично сухие, частично - нет, валялись прямо под скалой. Все, что требовалось, просто поднять их наверх.
Погода была холодная и "согревались крепкими напитками" мы целый вечер. В какой-то момент пиво сменилось свежесваренным глинтвейном... Дальше в ход пошли настойки...
После этого - триангуляционная вышка, на которой мы чуть не посворачивали шеи.
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Небо очистилось только к вечеру, когда нам пора было отходить ко сну.
(автор - Серега) - Небо начинает расчищаться...
(автор - jEKA) - "Дыра" в небе
- Закат...
Несколько раз за тот день мы наблюдали проезжавшего мимо мужика на буханке. Сложно предположить, какова была его основная цель визита на мыс, но каждый раз, проезжая мимо и останавливаясь на берегу, он спускался на отливную полосу и искал аметисты, складируя свои находки в буханку. Его примеру последовали и мы: булыжник - лучший сувенир с Белого моря.
День 10 (ПН)
Маршрут: на синей зубиле прокатились за бензином и до Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E).
Расстояние: смешное....
Наконец-то у нас получилась дневка! Изначально маршрут составлялся с запасом (чтобы предусмотреть возможные ремонты и т.п.) и запас этот выражался именно в дневках. К сожалению, дела шли так, как мы предполагали в "худшем случае" и все дневные стоянки были просто-напросто "съедены". Этот день мы все таки выиграли у ломающихся машин!
Что самое удивительное, так это то, что нам повезло с погодой именно на эту дневку. Дождики и накануне вечером и в этот день, конечно же, были, но не в таком количестве, как можно было ожидать... И ветер был, такой что порвал нам палатку (где-то к концу дня дуга не выдежрала и прорвала верхний тент)... Но быстро сколхозив заплатку из ремнабора для резиновой лодки, мы сразу же об этом и позабыли. Не палатка и была. Представляю, что здесь делается в "сезон дождей!" (ради интереса я бы прокатилась сюда осенью... но никак не на 9-ке).
Но вернусь к мысу... Утро началось с беглого осмотра окрестностей...
- Это для меня осмотр окрестностей подразумевал природу... А для некоторых - продукты...
Берег представлял собой несколько терасс (я не геолог, поэтому не могу выдать точный термин, как это называется), видимо, отражающих старый уровень моря. Первая терасса, непосредственно берег на котором мы стояли, была покрыта "зеленым ковром".
Хоть мы родились и выросли на относительном севере и уже не в первый раз приходится видеть и можжевельник, и ягель, но столь забавное их сочетание, превратившее кусты в ковровый покров, по которому можно было ходить даже босиком, видеть еще не доводилось...
Следующие терассы были уже несколько больше похожи на лес.
- Дорога, петляющая вдоль побережья...
Чем выше - тем больше растительности и тем выше деревья.
Такой вот "многоярусный мир".
- Наш лагерь издалека...
Говорят, что чем ближе к северу, тем мельче насекомы, животные и т.п. (за отдельным исключением). Похоже, здесь исключением являются не только комары, но и муравьи... Эта лошадь на длинных ногах и есть представитель данного вида.
- Муравей
Не только муравьи, но и прочие представители живой природы здесь не пуганные.
С соседней стоянки нам принесли новость, что свой лагерь мы установили ровно там, где живут два медведя. Народ даже говорил, что эти любопытные твари шарились недалеко от палаток... Но лицом к лицу мы с ними не встретились, и это к лучшему.
Помимо муравьев и комаров нас доставали мушки...
(автор - jEKA)
Этого добра здесь было хоть отбавляй. Но они не кусались, а просто летали и доставали.
Первостепенной задачей на дневке была полная просушка вещей, промокнувших за последние несколько дней (возможности высушиться у нас не было с того времени, когда мы стояли у подножья Воттовары). Однако, при таком ветре развешивание белья было связано с "некоторыми" трудностями. Приходилось изворачиваться как можем, в частности, привязывать все вещи. В результате наш лагерь был похож на передвижную прачечную...
- Страдаем фигней...
(автор - jEKA)
Весь берег (как в сторону Лодочного ручья (66 17 529 N; 36 24 242 E), так и в сторону Кашкаранцев (66 20 465 N; 36 00 858 E)) иссечен множеством канав: так полупромышленным образом когда-то пытались добывать аметисты.
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Некоторые канавы явно получались подрывом, другие - высекались в скале. Очевидно, что они когда-то скрывали себе самые красивые камни с "аметистового берега". С этой точки зрения мыс Корабль напоминает рудники времен "золотой лихорадки", опустевшие после окончания запасов золота. Следы от взрывов, остовы старых построек (служивших то ли складами, то ли времянками), горнодобывающие инструменты с различной автоматизацией труда (от зубила до деталей сложных механизмов)... И методично изрытый берег из хрупкого камня. Однажды разрытые, скалы продолжали разрушаться от ветра и волн, отъедая все больше пространства от последней, нижней терассы...
- Хрупкий берег
Интересно, как бы выглядел мыс, если бы там не было аметистовых щеток? Сейчас он похож на древнюю крепость с полуразрушенными башнями (видимо, в тех местах, где аметистовые породы не выходят наружу, соответственно, там, где их не успели изрыть)...
(автор - jEKA)
- Знаменитый камень этого берега. Я его уже встречала до посещения Терского края в альбоме фотографий, посвященном Кольскому Полуострову...
- Обитатели камня...
- Береговые минералы...
В середине дня мы решили озаботиться другой "общественной проблемой" - бензином. За информацией о том, где ближайшая заправка, пришлось топать к Лодочному ручью. К слову, примерно на половине дороги до ручья мы еще накануне заметили небольшой шалашик, сконструированный прямо из живых елок... Жаль только комарья там внутри полно - знают ведь, твари, где их не сдунет!
Еще одна забавная форма растительности - куст, спрятавшийся за скалой. Сразу видно, насколько пагубное воздействие оказывает на высоту растений постоянный морской ветер!
"Соседи" не смогли ответить ничего вразумительного, т.к. половина из них вообще была без машин. Зато они поведали историю, которая сразу отбила у нас всякое желание ловить красную рыбу без лицензии - рассказали, как их тряс ОМОН сразу же после приезда на стоянку (они еще даже вещи не успели разложить, а тут "друзья" с автоматами...). После недолгого разговора, мы вернулись в лагерь, откуда чуть позже одна из машин стартовала в ближайшую крупную деревню - Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E).
После посещения "соседей" мы собирались еще и грибов набрать, коих здесь было огромное количество, но по какой-то не известной даже нам причине мы так и не смогли оторвать себя от лагеря и сползать в некое подобие леса на "второй терассе" (ползти-то надо было с оружием... медведи, однако...). Одной из причин стало то, что сразу же после прогулки до Лодочного ручья, 2 человека и 1 машина покинули нас в поисках топлива.
Деревня Варзуги требует отдельного упоминания, хоть самолично мне и не удалось там ни разу побывать. В этой деревне заканчивается дорога. Совсем. Трасса, приводящая в Варзуги из Умбы, упирается в реку, через которую (по словам местных) нет автомобильной переправы. Есть только "паромщики" (местные "маршрутки"), зарабатывающие себе на жизнь веслами или мотором. Не смотря на это, поселок достаточно крупный, со своим набором церквей и даже мусульманским "отделением на кладбище".
(автор - jEKA) - Въезд в Устье Варзуги
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Без комментариев...
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Река Варзуга
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Люди на этом "краю географии" живут принципиально другими понятиями; фраза, выражающая всю сущность их неспешного течения жизни - "автобус придет сегодня"... Не важно, во сколько. Автобус - это единственная связь с "внешним миром" (для тех, у кого нет собственного автотранспорта, а таких - большинство); он появляется не каждый день... дни, когда он появляется, уже выделены из общей массы!
Как и в Суккозере, бенин тут нашелся. Почти как на заправке - 20 р. за литр 95-го. Заправив себя и канистру и закупив пива, народ вернулся на стоянку, где мы их уже заждались.
Вечер, как обычно, закончился пивом и планами на следующий день.
(автор - jEKA) - Тот же самый камень вечером, во время прогулки...
(автор - jEKA)
- Вечерний отдых
Обсудив посещение Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E), мы решили остаться здесь на вторую дневку, предварительно скатавшись и получив лицензии на лов красной рыбы (двое рыбачат - трое в лагере). Как ни странно, за весь день (видимо из-за температуры воздуха) так ни разу и не возникло желания залезть в воду. Искупаться "для галочки" в Белом Море мы смогли еще во время первой ночевки на Терском берегу. Здесь же хотелось погреться...
Уже к ночи прилетели комары. Они улучили момент, когда ветер (буквально на пол часа) и тут же вцепились в нас своими стальными челюстями!...
Продолжение следует...
К содержанию
К содержанию
День 9 (ВС)
Маршрут: Стоянка на Терском берегу (примерно 66 21 225 N; 35 53 349 E) - Кашкаранцы (66 20 465 N; 36 00 858 E) - Родник и часовня Безымянного Инока (точных координат нет) - Лодочный ручей (66 17 529 N; 36 24 242 E) - стоянка на м. Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E).
Перегон: около 30 км.
Поднявшись сутра, мы обнаружили, что достававшие нас накануне комары не только не исчезли, но принялись нас жрать с новыми силами.
- Первое пасмурное утро на Белом Море
- Мытье посуды в соленой воде...
- Прилив
(автор - jEKA) - Окончание прилива (на том же самом берегу)
(автор - jEKA) - В добавок ко всему, нас еще и промочило дождем!
Честно говоря, этот берег нам не очень-то понравился (было даже легкое разочарование в стиле "И это то самое Белое Море??? И это сюда мы стремились столько времени???"), поэтому мы решили продвинуться чуть глубже на Кольский полуостров, а если там нам будет не по душе, вернуться обратно, пускай даже на Каменную реку (67 04 812 N; 31 05 944 E).
(автор - jEKA) - Как ни странно, когда мы выехали со стоянки, мерзкий дождик закончился...
Единственным полноценным населенным пунктом на нашей дороге стали Кашкаранцы (66 20 465 N; 36 00 858 E) с маяком и гидрометеорологической станцией.
- На этом краю географии восстанавивают церковь...
- Кашкаранцы
(автор - jEKA) - Берег Белого Моря в Кашкаранцах
- Кашкаранский маяк
(автор - jEKA) - Местное забавное животное
Прогулявшись по деревушке, мы поймали мужика, который объяснил, что мыс Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) находится "около столба 19-й километр". Весь юмор ситуации состоял в том, что столба с табличкой "19" ни в ту, ни в обратную сторону не наблюдалось. Был столб "119". Но, 19-й км от деревни отмечался столбом "121" (в деревре была отметка "102"). Оставив решение этого вопроса непосредственно до места, мы снова погрузились в машины.
В Кашкаранцах (66 20 465 N; 36 00 858 E) мы застали первое веяние изменчивой погоды Терского края: на фоне стоявшего на рейде корабля отчетливо проглядывался атмосферный фронт, надвигающийся на нас. Спустя каких-то 20 минут (уже при посещении часовни) нас "накрыло" (дождь покапал и успокоился, но ощущения от подобных погодных перемен призабавные).
- Фронт облаков за кораблем...
- Этот же фронт с близкого расстояния
Выехав из Кашкаранцев дальше, через пару километров мы наткнулись на указатель "Часовня и родник безымянного инока" (координаты, к сожалению, не зафиксировали). Глупо было не посмотреть...
Часовня действительно интересная, а внутри такое ощущение, что кто-то похоронен (стоит гроб, но не понятно, если ли там кто-то). Если там действительно лежит тело, то похоронен там один из высших чинов иепархии Терской губерни, как гласила надпись на входе. Что примечательно, в таком далеком месте часовню никто даже не думает запирать: есть небольшой "засов" снаружи (видимо, от диких зверей), но нет никакого подобия замков. Понятно ведь, что они там бесполезны.
Родник находится по другую сторону от дороги чуть выше, на небольшой горке. Как и следовало ожидать, в страшном комарятнике. Не смотря на назойливых насекомых, воды мы все-таки попробовали.
Вернувшись на трассу, мы продолжили поиск "заветного" столба. Первый отворот в лес мы решили испробовать после Лодочного ручья (66 17 529 N; 36 24 242 E)... и промахнулись. Проехав через лес, мы выбрались на берег к рыбачьим домикам. Мыс Корабль (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E) смотрел на нас с другого берега ручья.
(автор - jEKA) - Рыбачьи домики
- Местные огромные вороны...
- Разрушенный мост через Лодочный ручей
- Лодочный ручей и Белое море... Гравицапа на заднем плане - видимо, остов печки чьей-то времянки...
- Гравицапа во всем своем великолепии...
Пришлось возвращаться назад на трассу и переезжать ручей в обратном направлении.
Второй поворот в лес вывел нас на вожделенный берег. Прямо около ручья стояли какие-то туристы ("ого, люди", подумали мы), поэтому мы решили продвинуться дальше, чтобы выгрузиться и подумать, хотим ли мы тут остаться.
Первая же остановка дала нам понять, что же такое "аметистовый берег".
(автор - jEKA) - Мыс. Разночтение в координатах вызвано тем, что на этом берегу последовательно расположено несколько мысов примерно одинаковой формы. Кто именно из них Корабль - неизвестно... да это и не важно...
- Мыс с человеком (для сравнения масштабов)...
(автор - jEKA) - Белое Море в ярких красках
(автор - jEKA) - Вид с мыса вниз
-Мыс в профиль
- Местная флора...
- Стоянка...
- Аметисты...
Пока мы с открытыми ртами ползали по скале, погода резко изменилась: буквально минут за 10 берег заволокло туманом. 100 % влажность и нулевая видимость / слышимость; вытяннутую руку, конечно же, было видно, но вот воду под скалой - уже нет. Стоявший в 100 метрах человек не видел и не слышал ни сигнала автомобиля, ни даже запускаемый в небо сигнальной ракеты (что мы, собственно, первым же делом проверили).
- Туман только начинает спускаться...
- Вот уже не видно половины происходящего и четко прослеживается граница, куда уже успела докатиться непогода...
- Граница прошла через нас и остался только маленький кусочек светлого неба вдали, за Кашкаранцами...
- Все. Туман.
Подобные туманы, вместе с приливами / отливами, и есть особенность Моря, делающая рыбалку весьма опасным занятием...
В общей сложности мы провели на Белом Море 3-е суток и за это время еще не раз вспоминали, как мы раньше считали погоду на Ладоге переменчивой. Там она не просто постоянна, она еще и предупреждает о любом своем изменении в любую сторону (конечно же, по сравнению с Морем), да еще и заранее настолько, что, если внимательно наблюдать за небом, можно успеть пристать к берегу и развернуть лагерь.
Вдоволь поползав по "аметистовой" скале, стоянку мы решили искать все же немного подальше (примерно 66 17 797 N; 36 20 867 E).
(автор - jEKA) - Продвижения в поисках стоянки.
Продвигаясь по берегу, мы заметили костер и машину с людьми: они уезжали и любезно оставили нам очаг с каменным столом и скамейками.
(автор - Серега) - Заботливо оставленный нам костер.
(автор - Серега)
(автор - jEKA) - На заднем плане мы сидим, пьем пиво и любуемся белой стеной тумана... Это обрыв к Морю.
Пресной воды рядом не наблюдалось, поэтому пока ставился лагерь, нам пришлось еще раз сгонять до Лодочного ручья (66 17 529 N; 36 24 242 E) и обратно, чтобы привезти в герме темной, но пресной воды (забавно то, что темная она не от того, что болотная; привкуса болота в ней не наблюдалось совсем).
- Прогулка за водой на Лодочный ручей
- А вот здесь гравицапа тоже очень кстати!
Утром следующего дня в отливной полосе мы обнаружили родники, которые, если раскопать, вполне можно было использовать для питья. Вода в них, конечно, странная на вкус, но соседняя стоянка вроде бы ее пила и ничего...
Расставив лагерь, мы окончательно решили устроить здесь дневку.
(автор - Серега) - Лагерь
(автор - Серега)
Великое преимущество мыса состояло в практически полном отсутствии крупной растительности, а на открытой площадке комаров хотя бы иногда сдувало морскими ветрами (в частности, на приливе и отливе). Как позже показала практика, ветра иногда прекращаются и тогда здесь, так же как и на предыдущей стоянке, начинается настоящий "комариный ад".
Расставив машины и пригвоздив палатки к земле всем, чем только можно, мы отправились на берег распивать вкуснейшее местное пиво (пополнить запасы в Кашкаранцах, к сожалению, не получилось: мы банально не нашли там магазина).
(автор - jEKA) - Теперь можно и отдохнуть
(автор - jEKA)
Чем дальше день двигался к вечеру, тем больше нам нравилась эта стоянка. Тут даже для поддержания костра не надо было прилагать обычных усилий (вариант "сходи в лес за дровами - принеси дров - наруби и разожги" не требовался); дрова давным давно принесло морем и они, частично сухие, частично - нет, валялись прямо под скалой. Все, что требовалось, просто поднять их наверх.
Погода была холодная и "согревались крепкими напитками" мы целый вечер. В какой-то момент пиво сменилось свежесваренным глинтвейном... Дальше в ход пошли настойки...
После этого - триангуляционная вышка, на которой мы чуть не посворачивали шеи.
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Небо очистилось только к вечеру, когда нам пора было отходить ко сну.
(автор - Серега) - Небо начинает расчищаться...
(автор - jEKA) - "Дыра" в небе
- Закат...
Несколько раз за тот день мы наблюдали проезжавшего мимо мужика на буханке. Сложно предположить, какова была его основная цель визита на мыс, но каждый раз, проезжая мимо и останавливаясь на берегу, он спускался на отливную полосу и искал аметисты, складируя свои находки в буханку. Его примеру последовали и мы: булыжник - лучший сувенир с Белого моря.
День 10 (ПН)
Маршрут: на синей зубиле прокатились за бензином и до Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E).
Расстояние: смешное....
Наконец-то у нас получилась дневка! Изначально маршрут составлялся с запасом (чтобы предусмотреть возможные ремонты и т.п.) и запас этот выражался именно в дневках. К сожалению, дела шли так, как мы предполагали в "худшем случае" и все дневные стоянки были просто-напросто "съедены". Этот день мы все таки выиграли у ломающихся машин!
Что самое удивительное, так это то, что нам повезло с погодой именно на эту дневку. Дождики и накануне вечером и в этот день, конечно же, были, но не в таком количестве, как можно было ожидать... И ветер был, такой что порвал нам палатку (где-то к концу дня дуга не выдежрала и прорвала верхний тент)... Но быстро сколхозив заплатку из ремнабора для резиновой лодки, мы сразу же об этом и позабыли. Не палатка и была. Представляю, что здесь делается в "сезон дождей!" (ради интереса я бы прокатилась сюда осенью... но никак не на 9-ке).
Но вернусь к мысу... Утро началось с беглого осмотра окрестностей...
- Это для меня осмотр окрестностей подразумевал природу... А для некоторых - продукты...
Берег представлял собой несколько терасс (я не геолог, поэтому не могу выдать точный термин, как это называется), видимо, отражающих старый уровень моря. Первая терасса, непосредственно берег на котором мы стояли, была покрыта "зеленым ковром".
Хоть мы родились и выросли на относительном севере и уже не в первый раз приходится видеть и можжевельник, и ягель, но столь забавное их сочетание, превратившее кусты в ковровый покров, по которому можно было ходить даже босиком, видеть еще не доводилось...
Следующие терассы были уже несколько больше похожи на лес.
- Дорога, петляющая вдоль побережья...
Чем выше - тем больше растительности и тем выше деревья.
Такой вот "многоярусный мир".
- Наш лагерь издалека...
Говорят, что чем ближе к северу, тем мельче насекомы, животные и т.п. (за отдельным исключением). Похоже, здесь исключением являются не только комары, но и муравьи... Эта лошадь на длинных ногах и есть представитель данного вида.
- Муравей
Не только муравьи, но и прочие представители живой природы здесь не пуганные.
С соседней стоянки нам принесли новость, что свой лагерь мы установили ровно там, где живут два медведя. Народ даже говорил, что эти любопытные твари шарились недалеко от палаток... Но лицом к лицу мы с ними не встретились, и это к лучшему.
Помимо муравьев и комаров нас доставали мушки...
(автор - jEKA)
Этого добра здесь было хоть отбавляй. Но они не кусались, а просто летали и доставали.
Первостепенной задачей на дневке была полная просушка вещей, промокнувших за последние несколько дней (возможности высушиться у нас не было с того времени, когда мы стояли у подножья Воттовары). Однако, при таком ветре развешивание белья было связано с "некоторыми" трудностями. Приходилось изворачиваться как можем, в частности, привязывать все вещи. В результате наш лагерь был похож на передвижную прачечную...
- Страдаем фигней...
(автор - jEKA)
Весь берег (как в сторону Лодочного ручья (66 17 529 N; 36 24 242 E), так и в сторону Кашкаранцев (66 20 465 N; 36 00 858 E)) иссечен множеством канав: так полупромышленным образом когда-то пытались добывать аметисты.
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Некоторые канавы явно получались подрывом, другие - высекались в скале. Очевидно, что они когда-то скрывали себе самые красивые камни с "аметистового берега". С этой точки зрения мыс Корабль напоминает рудники времен "золотой лихорадки", опустевшие после окончания запасов золота. Следы от взрывов, остовы старых построек (служивших то ли складами, то ли времянками), горнодобывающие инструменты с различной автоматизацией труда (от зубила до деталей сложных механизмов)... И методично изрытый берег из хрупкого камня. Однажды разрытые, скалы продолжали разрушаться от ветра и волн, отъедая все больше пространства от последней, нижней терассы...
- Хрупкий берег
Интересно, как бы выглядел мыс, если бы там не было аметистовых щеток? Сейчас он похож на древнюю крепость с полуразрушенными башнями (видимо, в тех местах, где аметистовые породы не выходят наружу, соответственно, там, где их не успели изрыть)...
(автор - jEKA)
- Знаменитый камень этого берега. Я его уже встречала до посещения Терского края в альбоме фотографий, посвященном Кольскому Полуострову...
- Обитатели камня...
- Береговые минералы...
В середине дня мы решили озаботиться другой "общественной проблемой" - бензином. За информацией о том, где ближайшая заправка, пришлось топать к Лодочному ручью. К слову, примерно на половине дороги до ручья мы еще накануне заметили небольшой шалашик, сконструированный прямо из живых елок... Жаль только комарья там внутри полно - знают ведь, твари, где их не сдунет!
Еще одна забавная форма растительности - куст, спрятавшийся за скалой. Сразу видно, насколько пагубное воздействие оказывает на высоту растений постоянный морской ветер!
"Соседи" не смогли ответить ничего вразумительного, т.к. половина из них вообще была без машин. Зато они поведали историю, которая сразу отбила у нас всякое желание ловить красную рыбу без лицензии - рассказали, как их тряс ОМОН сразу же после приезда на стоянку (они еще даже вещи не успели разложить, а тут "друзья" с автоматами...). После недолгого разговора, мы вернулись в лагерь, откуда чуть позже одна из машин стартовала в ближайшую крупную деревню - Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E).
После посещения "соседей" мы собирались еще и грибов набрать, коих здесь было огромное количество, но по какой-то не известной даже нам причине мы так и не смогли оторвать себя от лагеря и сползать в некое подобие леса на "второй терассе" (ползти-то надо было с оружием... медведи, однако...). Одной из причин стало то, что сразу же после прогулки до Лодочного ручья, 2 человека и 1 машина покинули нас в поисках топлива.
Деревня Варзуги требует отдельного упоминания, хоть самолично мне и не удалось там ни разу побывать. В этой деревне заканчивается дорога. Совсем. Трасса, приводящая в Варзуги из Умбы, упирается в реку, через которую (по словам местных) нет автомобильной переправы. Есть только "паромщики" (местные "маршрутки"), зарабатывающие себе на жизнь веслами или мотором. Не смотря на это, поселок достаточно крупный, со своим набором церквей и даже мусульманским "отделением на кладбище".
(автор - jEKA) - Въезд в Устье Варзуги
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Без комментариев...
(автор - jEKA)
(автор - jEKA) - Река Варзуга
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Люди на этом "краю географии" живут принципиально другими понятиями; фраза, выражающая всю сущность их неспешного течения жизни - "автобус придет сегодня"... Не важно, во сколько. Автобус - это единственная связь с "внешним миром" (для тех, у кого нет собственного автотранспорта, а таких - большинство); он появляется не каждый день... дни, когда он появляется, уже выделены из общей массы!
Как и в Суккозере, бенин тут нашелся. Почти как на заправке - 20 р. за литр 95-го. Заправив себя и канистру и закупив пива, народ вернулся на стоянку, где мы их уже заждались.
Вечер, как обычно, закончился пивом и планами на следующий день.
(автор - jEKA) - Тот же самый камень вечером, во время прогулки...
(автор - jEKA)
- Вечерний отдых
Обсудив посещение Варзуги (66 15 982 N; 36 55 991 E), мы решили остаться здесь на вторую дневку, предварительно скатавшись и получив лицензии на лов красной рыбы (двое рыбачат - трое в лагере). Как ни странно, за весь день (видимо из-за температуры воздуха) так ни разу и не возникло желания залезть в воду. Искупаться "для галочки" в Белом Море мы смогли еще во время первой ночевки на Терском берегу. Здесь же хотелось погреться...
Уже к ночи прилетели комары. Они улучили момент, когда ветер (буквально на пол часа) и тут же вцепились в нас своими стальными челюстями!...
Продолжение следует...
К содержанию
Комментариев нет:
Отправить комментарий