1 сентября 2003 г.

Ладога 2003

Найдено в старых архивах...

Ладога 2003

День первый (среда, 16.07)

Путь: Финбан - Приозерск - озеро Вуокса - острова Бабаушкины - остров Мельничный - остров Стройный - остров Тихий - полуостров Заречный - Лесные острова - река Тихая - Бригадное - Бурнево - остров Прибрежный - мыс Лобовой - залив Лехмалахти - остров Волчья Лапа - остров Тетеревинный - остров Дальний - остров Двухгорбый.

Остановки: Приозерск (лодочная станция), остров Стройный, полуостров Заречный, мост через р. Тихую у поселка Бригадное, мыс Лобовой.

Люди: я, Ромка, Игнат, Ленка, Коля.



Сборы и доставка

Поход, можно сказать, начался еще накануне, когда Коля потерял свои штаны... История самая обычная, зато как она нам всем потрепала нервы! Предыстория такая: поскольку байдарка штука не легкая, а ромычу кроме байды надо было тащить еще и собственнный рюкзак частично с общественной снарягой, они с колей договорились, что тот переночует у ромки и наутро они потащат 3 рюкзака вдвоем. Все было бы хорошо, если бы коля перед самым выходом не обнаружил пропажу штанов... которые он искал часов до 9-ти вечера, потом еще пару часов тормозил и вот ему предстояла задача: добраться в первом часу ночи от Ветеранов до Пионерстроя. Что самое интересное, он добрался... и на утро на финбан они с ромкой почти не опоздали.

Собрались, погрузились, приехали в Приозерск без приключений. Зато вот пока собиралась байдарка, все успели раз по 20 сбегать в город, по магазинам и т.п. Была даже мысль пока Коля с Ромкой собирают байду съездить искупаться.

Путешествие до Тихой

В первый день нас было только пятеро, а поэтому меня решили пересадить из байдерки, где я собиралась провести поход, в пеллу (в ней не хватало рулевого). Вобщем неверное было бы неразумно в первый же день учить гребле меня, а не Ромыча.

За разговорами мы бодренько допляли до железнодорожной насыпи, но обещанных картой вух мостов там не нашли. Потеряли часа 2 - 3 из-за того, что видать картограф был пьян. Долго мы кружили вокург камышей, прогуливались пешком по рельсам туда-сюда, но ни с воды, ни с "земли" мостов небыло видно. Единственная канава, отдаленно напоминавшая мост, могла пропустить через себя только стаю мальков, а про провод байдарки и тем более, пеллы, можно было забыть.

Кое-как по-быстрому перетащили байдарку в Снежный залив и отправили ее на разведку... Результаты оказались не утешиьтельны: обещанного прохода в Тихую там нет и видимо никогда не бывало.
Надо сказать, что из-за некоторой неукомплектованности в первый день (не хватало Кузи и Кузиного бати), мы расчитывали за сутки найти подход к тихой, глянуть что там да как, а потом вернуься в Вуоксу и встать на ночлег недалеко от приозерска. Толкьо вот поиски Тихой затягивались... И окончились бы ничем. если бы мы не догадались отгрести до третьего моста, около острова Тихий, после которого, в одной из заводей мы и вышли в лесную речку.

Пороги на Тихой

Даже когда мы входили в Тихую, мы все еще думали, что ночевать нам придется на Вуоксе, без дров, но и без комаров. только вот течение на Тихой так не думало. Незнаю, кто придумал так речку назвать, но она явно не отвечает своему имени. Первые пол километра - течение, потом начинаются пороги. Байдарка в них входила легко и свободно, потому как на руле сидел Коля, которому уже приходилось проходить что-то подобное... а ромка работал в качестве гребной силы и глаз... А вот пелле пришлось плохо. Игнат никак не хотел понять, что ему надо грести когда я говорю, а не останавливаться полюбочаться на порог. Вобщем почти на каждом пороге мы скреблись дном по камням, каждый второй порог - садились на мель, а вот на каждом четвертом мне, как рулевому, приходилось "мочить ножки" и снимать нас с камней.

Пару раз даже входили в пороги боком или задом:) такая уж у пеллки конструкция.
Вылезать и из лодки и из байдарки всем приходилось только один раз - под автомобильным мостом около Бригадного. Там кое-что похлеще лосевского порога, местные абборигены даже собрали толпу зевак, когда думали, что мы собираемся штурмовать порог вплавь. Мы поступили проще: просто обошли.

После автомобильного моста была парочка длинных, но мелких порогов, где нас (пеллку) вертело как хотело, зато потом мы, кажется без потерь, вышли в открытую Ладогу.

Стоит заметить, что внутри Тихой (между порогами) были заводи. где стояли не только катера с глубокой осадкой, но и яхты. Что они там делали и как добирались до открытой воды - другой вопрос.

Ночная гребля по Ладоге

Только оказавшись на ладоге и наблюдая закат, до нас наконец-то дошло, что ночевать на Вуоксе нам не светит. Решение проблемы встречи "пополнения" пришло само собой, их просто попросили ехать до кузнечого и ждать нас в заливе Гладкий, но это уже история следующего дня.
Поев на мысе, мы переоделись. погрузились и отправились в долгий путь через залив Лехмалахти. В тот вечер нам повезло: вода была гладкая, как зеркало, что не часто бывает на Ладоге, тем более на открытых ее участках. Несколько раз мы порывались бросить эту идею и встать на ближайшем куске суши, но под конец, замерзие и почти уснувшие добрались до острова Двугорбый. Встали не задумываясь, как только увидели на берегу сушинку. Как нам ночью так повезло с дровами - непонятно.

Итак, видимо соблюдая традиции Вуоксы - 2002, мы встали на место далего заполночь, когда уже начинало светать. Дальше я плохо что-либо помню, стоило мне поставить палатку, как я вырубилась и была разбужена только криками о приготовленной пище, пару часовспустя. Поев во сне (без шуток, я почти спала), меня отправили спать окончательно. на этот раз до утра.

День второй (четверг, 17.07)

Дневка на острове Двухгорбый

Прогулка: до залива Гладкий и обратно (остров Сосновый - мыс Ровный - залив Гладкий и обратно); прогулка вокруг Двугорбова.

Люди: я, Ромка, Игнат, Ленка, Коля, Леха, Михаил (отец Лехи).

Утро как всегда началось с купания. Самое хорошее щение - зить горящую от солнечных ожегов(последствий вчерашнего дня) кожу в холодную ладожскую воду. Беда в том, что от этого кожа воспаляется еще больше.

Во так потихоньку борясь с ожегами, комарами и голодом, мы и провели начало дня. Потом кто-то уехал за пополнением, кто-то расползься по острову, питаясь подножным кормом. У меня хватало сил только на то, чтобы сидеть в теньке и прикладывать мокрое полотенце ко всем высовывающимся из под рубашки частям тела. Накануне я была слишком неосторожна и вхлам обгорела на солнце, а может это солнце было излишне "жестким"...

Параллельно с намачиванием тела, приходилось сушить одежду. Во время вечернего спуска по порогам, оказалось, что пелла имела-таки пробоины и мою рюкзак, т.к. лежал на дне лодки, можно было выжимать. Вода хлюпала и кросовках, которые помогали штурмовать пороги на своих двоих...
Параллельно с нашим "расколбасом" приехало пополнение из залива Гладкий. Леха и его отец, Михаил.

Первые шаги по байдарке

Вполне разумным шагом было обучить меня гребле и показать "байдарку вблизи" до того, как придется садиться в нее "по необходимости". Ромыч погонял меня вокруг острова, заставил, честно говоря, измотаться, зато к вечеру я уже примерно представляла, как держать весло и насколько болит пятая точка после байды.

День третий (пятница, 18.07)

Путь: остров Двухгорбый - залив Лехмалахти - остров Колючий - остров Медвежий - остров Малозаметный - остров Брызгалов - остров Котомяэнсари - остров Ягодный - граница Ленобласти и республики Карелия - мыс Тюексюэнниеми - остров Ахвинсари - остров Вейтисара - остров Васикансари - остров Халкосари - ***

Остановки: остров Васикансари,

Люди: я, Ромка, Игнат, Ленка, Коля, Леха, Михаил.

В этот день мы окончательно выгребли из карты, которая находилась у нас в байдарке, так что просьба к учавствовавшим заменить звездочки (***) и мои собственные измышления на настоящие названия.

Сутра, как всегда потормозив (мы ведь без этого не можем), мы наконец-то погрузились по лодкам и выгребли с двугорбова. Проплыв через границу Ленинградской области и пронаблюдав добровольно-принудительное купание Ленки по этому поводу, мы мы угребли на север, в Республику Карелию, чтобы искать обратную дорогу в Вуоксу не через Тихую, а в обход. По дороге останавливались на Васикансари, чтобы позвонить Лелику, который должен был стать в этот вечер еще одним нашим пополнением.

Зарулив в какую-то речку (мелкую, грязеную и по сравнению с ладогой, весьма и весьма вонючую), мы расчитывали, что порог на ней не так уж велик. Не тут-то было. Речка не проходиима даже вних, не то что неверх. Жалкие попытки обойти на обратном пути течение не удались, нам явно грозила впереди обратная дорога по тихой.

Дальнейшей нашей целью был выбор хорошей стоянки.

Игнат - саари и выбор стоянки

Именно хорошей стоянки, а не того, что предложил Игнат. Голый камень с парой - тройкой хилых деревьев, без дров и без мест под палатки. Вот, что у нас стало называться Игнат - Саари. В той части ладожских шхер нам еще много пришлось повидать таких. Разных на лицо, но одинаковых по сути: чтобы забраться на них надо было стать горными козлами, а дрова вынуждали бы нас плавать на соседний остров.

Поиск островов проходил то под солнцем, то под надвигающейся бурей (которая, кстати, так и не надвинулась в тот день). Зато мы, увлекшись поисками, отплывали все дальше и дальше от залива Гладкий, где посреди ночи Ромычу и Коле предстояло встречать Лелика. Плыли - плыли и доплавались до острова - гадюшника, как бы я это назвала. Свечера мы ничего и не заметили: поставили полатки, поели и разбежались по палаткам. Потом отправили гонцов за Лехой и счастливо все уснули. Зато вот наутро пронаблюдали сначала на соседнем острове парочку гадюк, а потом и в непосредственной близости от себя. Пока мы грузиись, на наших глазах гадюка сожрала рыбину, потом еще другая нарезала круги вокруг байдарки. Вобщем на следующий день мы "накушались страху" с этими змеями.

Пополнение

Отдельная история - очередное пополнение. Ромка с Колей отправились забирать Леху на байдарке, очень разумно посчитав, что Леха и они двое - это три человека, а значит они прекрасно помещаются. Зато они не предусмотрели, что лелик мог приехать с маринкой, которой пришлось потом ехать в грузовом отсеке. Как они добирались - знают только они вчетвером.

День четвертый (суббота, 19.07)

Путь: ***. Прогулка: до залива Гладкий и обратно (ночью).

Люди: я, Ромка, Игнат, Ленка, Коля, Леха, Михаил, Маринка, Леха.

Увидев сутречка количество змей в округе, да и просто "взвесив обстановку", мы решили сменить "место дислокации" и перебрались на другой остров в получасе (или чуть более того) гребли от исходного гадюшника. Опорными пунктами, названия которых мне удалось запомнить, стали остров Тиккурилла и деревушка Тиурилла. Мы плавали где-то в их окресности.

Рассказывать об этом дне нечего: мы встали на первом же предложенном острове (который все-таки очень напоминал Игнат - саари: на нем небыло дров, он был высокий и по естественной нужде приходилось плавать на пеллке не соседний остров).

Новое место стоянки отличалось наличием огромного числа полевых мышек, которых мы вначале (по шороху в траве) приняли за гадюк.

День пятый (воскресенье, 20.07)

Дневка на острове ***. Прогулка: до залива Гладкий и обратно.

Люди: я, Ромка, Игнат, Ленка, Коля, Леха, Михаил, Маринка, Леха.

День прошел под лозунгом: развлекайтесь кто как может. Пока Игнат и Леха плавали до Гладкого и обратно, чтобы закинуть Ленку, Маринку и Лелика до Кузнечного, мы потихоньку пристреливали ромкин ижик, купались и обсуждали дальнейшие планы похода. Решено было отправиться (или попытаться это сделать) до двух опорных точек на карте: высоты 40 и 50 с чем-то местров над уровенм моря, которые окружают обрывы. Одна из этих высот - гора на острове в соседнем фьёрде, а на второй находится маяк при выходе в открытую ладогу. Планируя дальнейшую дорогу мы кажется предусмотрели все, кроме того, что проток, по которым собирались плыть, давно уже не существует, но это история следующего дня.

День шестой (понедельник, 21.07)

Путь: *** - мыс Нотканниеми (? здесь я сомневаюсь, было бы неплохо восстановить точное название места) - залив Сукмылахти - *** - залив Сукмылахти - остров Монтоссари - остров Потасари - мыс Кярмеламменниеми - залив Ревоинветомиелахти - мыс Сахатниеми - остров Большой Черный - острова Безлесые - остров Бурнев.

Остановки: остров Монтоссари, перекуры по пути, острова Безлесые, остров Бурнев.

Люди: я, Ромка, Игнат, Коля, Леха, Михаил.

Наши планы были наполеоновскими, но вот сбыться им не пришлось. зато понедельник и так выдался богатым на приключения. Осознавая теперь результаты дня я врят ли бы снова решилась повторить все эти "безумия", сключая выбор места для стоянки. Но изложу все по-порядку.

56 метров над уровнем моря и ошибки карты.

Мы действительно встали сутра пораньше (Игнат даже взял на себя смелость нас с Ромычем разбудить), чтобы достичь обоих "опорных точек", а в итоге не доcтигли ни одной. И снова виноваты были пьяные картографы. Протока, по которой мы собирались достичь оюеих точек не то чтобы засохла, она окончательно исчезла с лица земли.Нам оставался один путь: через открытую ладогу. Уже тогда мы не особенно стремились пересекать открытые пространства, зато вот стоило нам подплыть к выходу "на открытую воду", как на горизонте появились намеки на грозу.
Место для отдыха и построения новых планов мы выбрали на мысе Куркиниеми (если не ошибаюсь), пофотографировались, покупались в кристально - прозрачной воде и решили в итоге отправиться не на маяк (на восток), а на запад, в сторону приозерска. И надо сказать, очень правильно сделали.
Стоило нам выплыть на открытую воду, как началось... Мелкий моросит, "качало" и все прилагающиеся в этому спецэффекты, в виде вспышек молний и т.п. и т.д. Первые 200 метров было дейтсвительно страшно: волны вот-вот захлеснут байдарку, а у нас из вещей привязаны только кружки, да еще и спасательных желетов не предусмотрено. Берег метрах в 100, хотя и берегом это с трудом назвать можно: голые острые скалы. Зато вот через 200 метров страх куда-то девается и появляется своего рода азарт: доплывем - не доплывем. Доплыли.

Приплыли мы к "развилке", и после 5-ти или 6-ти километрового отрезка по "качалу" у нас небыло сомнений, продолжать ли здесь путь или свернуть на длинную, но спокойную дорогу. Звучит "неэкстремально", но мы свернули. Может от того, что у нас на минуту проснулись мозги напару с чувством самосохранения. А может просто устали.

Крюк в 13 км

Наш поворот не закончился для нас ничем: из-за очередной лаже в карте, нам пришлось возвращаться и в итоге мы проделали 13-ти километровую "прогулку" по спокойной воде.
К тому моменту, когда мы после перекуса снова вышли на открытую воду, погода исправилась, зато "качало" осталось. С ним мы боролись еще несколько часов. Услтали - не то слово, но те, кто были в лодке (при условии, что мы кружили вокруг них галсом) уствли еще больше. Как выразился ромка: было непонятно, они толкают весла или они просто висят на веслах, которые хлопают сами.
По возможности мы, конечно, прятались за островами, но под конец это нам даже онравилось:)

Первое впечатление об острове Бурнев

Стоять решили на разрекламированном нам игнатовским дедом острове "бурневе". Еще с вечера мы видели вышку, но знай мы сколько всего еще есть на острове разного военного и жутко интересного, сомневаюсь, что мы задержались бы там надолого.

День седьмой (вторник, 22.07)

Дневка на острове Бурнев.

Люди: я, Ромка, Игнат, Коля, Леха, Михаил.

Описание острова Бурнев. "Зона"

Начну, пожалуй, с самого начала. Стоять на острове можно только на самом берегу, внутри острова болота и куча комаров. Есть змеи, причем, как я понимаю, не мало. Есть еще какие-то звери, но самих их я не видела... только следы их прибывания. Остров регулярно посещается охотниками за цветметаллами, рыбаками и еще бог знает кем... мы видели там 2-х купающихся мужиков, и босые следы кого-то, кто шлялся по берегу ночью. Вещи после стоянки вроде все целы, так что кажется по стоянке ночами никто не шарился. В кратце то, что стоит там, вернее остатки того, что стоит там, называют заброшенной испытательной базой то ли ВМФ, то ли какого-то военного НИИ. Какие испытания там проводили - бог знает. Вот набор мнений, которые я слышала или читала: ядерные исследования, биологические разработки, химические испытания, испытания торпед, наблюдательный пункт, ну и самый невероятный: обыкновенная лесопилка.

По информации НТВ, там испытывали торпеды... Они где-то откопали мужика, который там служил 7 лет, но он ничего толком не рассказал. Гриф сверхсекретности. Кажется Бурнев забросили 2 года назад. Мужик на лодочной станции в приозерске (дед одного из "наших") сказал, что 2 года назад его открыли для посещений, таблички о "запрещении прохода гражданских судов" вроде сняли, но есть несколько мнений на тему настоящего положения острова, в том числе и то, что он просто законсервирован и что рано или поздно военные туда вернуться. В принципе я с этим мнением согласна. Почему - расскажу
позже.

Достоверно известно то, что в 1999 году там еще была охрана из солдатиков жутко жаловавшихся на голодуху, и туда раз в неделю приходил катер, привозить продукты. В общем и целом, народ не рекомендует посещать этот остров, а тем
более оставаться там на ночь. Мотивация у "советчиков" варьируется от непонятных биологических исследований и радиации до остаточного заминирования острова.

Дров там много, но вот кострищ (в отличае от других ладожских островов) мало, что говорит о том, что местные все-таки опасаются туда ездить.

Мы провели на острове почти двое суток. И вот впечатления о строениях. Накануне плыли мы туда со стороны группы островов, носящих название "безлесые". Первое строение, которое мы увидели - пристань с кирпичными зданиями
рядом. На строениях следы похара. Вероятно, они так же пусты, как и все остальные. Обследовать с суши эти строения у нас так и не получилось, т.к. на подходе к ним мы засекли тех самых мужиков и поспешили ретироваться по добру по здорову.
Пристань рядом с домиками целиком сделана из бревен, причем именно целиком (деревянный каркас в прямом смысле набит
бревнами), по краям все еще сохранились автомобильные покрышки... Впечатление, как будто туда швартовались не маленькие суда и выгружали тяжелую технику. Пристань полуразрушена, вернее покосилась и сильно... похоже на то, что в ее бок въехало что-то тяжелое. Обходя остров против часовой стрелки, следующим видным строением будет указатель фарватера для кораблей и металлические столбы, на которых вероятно раньше красовалась табличка "запретная зона". Стоянка наша распологалась чуть дальше этого указателя. Еще дальше находится скала, с которой мы таскали дрова.

Наше обследование острова "изнутри" на следующий день началось именно с нее. За скалой в глубине острова находится ангар, размеров примерно меров 8 на 15, 1 4-х метровый этаж в высоту. Передняя и задняя стена - кирпичные, все
остальное - бетон на железной арматуре, сантиметров 40 в толщину. Ангар совершенно пуст. Двери от него - железные плиты сантиметров по 5 см толщиной валяются в лесу неподалеку от ангара. Внутри острова насыпаны дороги (по ширине колеи - под бронетехнику). главная дорога ведет по диагонали от небольшего залива с южной стороны острова, до пристани из бревен. От дороги есть три явных ответвления (говорю три явных, потомучто мы могли чего-то не заметить). Одно из
этих ответвлений и ведет к ангару. Следующее ответвление дороги ведет на берег острова, к железной вышке.

Вышка стоит у самой воды. Ее основание: примерно 2 на 2 метра. На высоте 12 метров находится первая площадка, вторая - на высоте 16 метров. 2 лестницы ведут на высоту около 20 метров, но они закачиваются в воздухе "ничем". Нижняя площадка металлическая, верхняя - деревянная, целиком прогнившая, частично разрушенная. Вышка, как и 2 опоры (направленные в берег) вмурованы в скалу. К этой конструкции привязаны различные блоки и канаты, заканчивающиеся лебедками, столбами или просто креплениями на берегу, которые явно нужны были для погрузки чего-то большего. Однако изначально вышка
служила не для этого, т.к. все блоки и канаты к ней не приварены, а привязаны на скорую руку.
Берег рядом с вышкой круто уходит в глубь (наклон градусов 80), а под ней находится непонятно как там очутившийся песчанный пляж с наклоном берега около 20 градусов. Пляж кажется насыпан искусственно (т.к. иначе, чтоб ему там делать?).
Перед вышкой на расстоянии местров 200 в воде находятся 4 одинаковых понтона (по другим сведениям - бочки), прикрепленных ко дну и образующих квадрат, один из которых разломан пополам. Две половины последнего из-за ладожских волн стучаться друг о друга, напоминая бой "низкого" колокола.
За вышкой, в лесу стоят 2 антенны, и видимо наблюдательный пункт (стол и 2 разворованных, а потому пустых шкафчика).

Продолжая обход против часовой стрелки, чуть далее пляжа начинается обычный ладожский пейзаж: камни, скалы, змеи. На берегу валяются остатки какого-то деревянного ботика, в прямом смысле порванного волнами, либо взорванного посередине. По всему берегу (вокруг острова) валяются провода, часть проводов уходит под землю... Нашли даже детонатор, но взять с собой побоялись, оставили там. Все говорит в пользу того, что там прокладывалась взрывчатка, однако в том месте острова следов взрывов нет. Вероятно мы ошиблись с выводом, либо она так и лежит неиспользованная.

Метрах в 20 от вышки распологается бывший бункер. Бетонная плита 2 на 3 метра вмурована в скалу, но то, что явно стояло на ней снесено до самого основания. Рядом - 2 сгоревших "гаража" (помещения 3 на 4 метра, металлическая арматура, обитая когда-то одним из сплавов аллюминия). Не знаю, как у них удалось, но когда эти помещения горели, аллюминий
(или какой-то его сплав) стекал со стен большими каплями. На "дверях" помещений все еще остались панели от электронных замков. Чуть далее за этими "помещениями", в лесу, находится один из генераторов. Ангар, похожий на уже мною описанный, но с более толстыми стенами и толстенной железной дверью "как в сейфе", наполнен трансформаторами, кабелем, дизельным генератором. и все это в полной темноте.

Вхорд в в помещение находится за кустами, и это именно оттуда вылетело 2 или 3 летучих мыши, как только первый зашедщий зажег внутри зажигалку.

Генератор частично разобран - частично оставлен как есть. Дату выпуска оборудования мы так и не разглядели, но вот мощность, вырабатываемую одним таким генератором, посчитали: 2,4 МЕГАВАТТА. А всего на острове таких генераторов было 3. Первый я только что описала, второй мы нашли по дороге от пустого ангара в лесу до вышки, он был взорван изнутри,
причем лет эдак 10 назад, не меньше. От него осталась только часть бетонных стен с торчащими во все стороны круглыми железными штырями диаметром 3 см. Третий генератор расположен на берегу бухты, и как раз он законсервирован. Вход туда замурован и заварен.
Куда и на что должна была идти такая мощность - еще одна загадка. О лесопилке тут речь уже не идет... Ангар с генератором имел подвал, но туда мы спускаться не стали. Там явно стоит вода (мы бросили туда камень), да и фонариков никто из нас в водный поход с собой не брал. Просто так спускаться было бы глупостью в чистом виде.

Свой осмотр мы продолжали уже не с берега, а с дороги и следующим строением у нас на пути был бункер у дороги. Небольшое строение, напоминающее чуть ли не бомбоубежище, с трубами, и водой на полу... оно расположено чуть ниже насыпи дороги.

А дальше пошла "мистика", которая нас и доканала... По бокам дороги все чаще и чаще стали попадаться куски непонятныых сооружений (в основном железная арматура непонятной формы), и вскоре мы напоролись на свеженькую табличку "запретная зона". Дальшнейший путь вызвал еще большее удивление: нам встретился обыкновенный сортир,
на стены которого были набиты свежие доски, а поворот к нему был выложен камушками, окрашенными белой краской. Далее были ворота и площадка, огороженная колючкой. Вообще по острову разбросаны километры колючей проволоки и как ни один из нас не пропорол себе ногу остается загадкой.
Эта "площадка" была гораздо богаче на "открытия", чем все предыдущие. Пока Коля купался, я Ромыч и Игнат рыскали по берегу и нашли не только заржавевшие снаряды, как разобранные, так и нет, но и следы мощнейших взрывов. Мало того, что скалы были разворочены, оставив глубокую воронку, так еще и по берегу были рассыпаны куски аллюминиевой (или какого-то сплава аллюминия) "обшивки", и железных 7 или 8-ми сантиметровых (в толщину) плит, оторванных откуда-то. Полную картину мы в любом случае не могли увидеть: большая часть осколков уже растащена охотниками за цветметом, мы застали только то, что нельзя было найти или унести без особых усилий. На этой же площадке мы нашли 2 "опорные даты": 1991 год, когда была залита небольшая цементная площадка (кто-то догадался там оставить потомкам свой "привет") и 1983 год - год создания лебедки, которая до сих пор отменно крутиться. Не хватает только моторов... По всему острову все возможные моторы разобраны и оттуда смотана вся медь: проделки охотников за медью (и не лень им интересно было?). остановилась я кажется на лебедке... так вот... лебедка имела размеры где-то метр на метр (со всеми валиками и шестеренками), основная часто механизма была помещена в металлический корпус, где все еще плескалось машинное масло.

Та площадка была снабжена еще огромным количеством разнокалиберного железа, назначение которого непонятно. Это надо видеть. По земле от площадки в лес тянулись тонкие трубы, концы которых не вели никуда, а были обмотраны потиэтиленом. Снимать пакетики, привязанные резиночками мы побоялись... Маленькие детали, разбросанные по песку, имели сине-фиолетовый налет, отдаленно напоминавший бензиновый, это нас и остановило.

Углубляясь внутрь острова, по очередному ответвлению дороги мы пришли к "обсерватории". Дорога, ведущая к группе строений очень давно не использовалась для машин, зато вот ходили по ней явно не так давно. То, что мы назвали "обсерваторией" - это группа строений, огорженная колючей проволокой на конце "ответвления" дороги. Первое строение -
трансформаторная будка, в ней небыло ничего интересного. Такая же как и везде по питеру, разве что трансформаторы частично разобраны, частично растащены. Сзади за будкой - яма примерно метр на метр на метр. Зачем - непонятно. Вслед за будкой мы набрели на дом, одновременно напоминавший казарму, обсерваторию или общагу.

Одноэтажное здание с башней и открывающимся куполом в первый момент напоминает место расположения обыкновенного солнечного телескопа, но вопросов эта теория дает еще больше, чем ответов. Первое, что начинает смущать - это толстые решетки на всех окнах здания. Далее, в здании не осталось никаких признаков того, что там творилось, только разетки по стенам и по 4 отверстия в полу в каждой комнате, снабженные аккуратными крышками (все прямоугольные, разного размера). Лишь часть из них была открыта, но все они - пусты. В двух или трех комнатах разетки были расположены рядом по 2
штуки и по стене тянулось некислое заземление (заземление всего здания, как и трансформаторной будки, было приварено к железному штырю, закопанному по периметру... насколько я понимаю, все сделано по самым жестким стандартам). На полу в каждой комнате пыль, части отломанных разеток, разломанные трансформаторы, парочка конденсаторов. И все.

Планировка - самая простая: 1 коридор, от него двери в каждую комнату. В правой части здания - закуток, где находится складная лестница на 2 этаж, в башенку с раздвигающейся крышей. Механизм крыши давно заржавел, она так и стоит на треть открытая. Посередине под куполом (на 1-м этаже здания) - бетонная шахта (до уровня земли), с 50-ти сантиметровыми бетонными стенами и лестницей, приваренной со внутренней стороны.

Пусковой установкой это быть не могло. Во-первых крыша открывается только на половину, и что удивительно - только на восток (при этом входы всех строений на острове обращены на запад!). А во вторых, кто в ракетной шахте будет делать постоянную железную лестницу? Раздвижная крыша имеет ручку только снаружи, при этом вокруг всей "башенки" есть навесная дорожка (как на телебашне), которая, правда, уже давно прогнила.

Крыша здания около "башенки" сделана крепко (по ней вполне можно ходить), кроме того, можно залезть на чердак основного корпуса... Там, как и везде, пусто. Рядом с "обсерваторией" - бетонная площадка с разобранным кирпичным
домом. В лесу - еще парочка "шкафчиков". Как оказалось, самого главного на острове мы и не нашли: шлюзов со стеклянными стенками. Если рассмотреть теорию торпедного полигона со внутреннем островом, куда нагнеталась вода и создавались искусственные волны, то назначение такого огромного количества энергии становится очевидным... Однако все еще непонятно, для чегоже тогда служила "обсерватория"?

Наверное, это все, что осталось на острове. Кто-то высказал гепотезу, что мы не посмотрели внутри острова... быть может, этот "кто-то" и прав.

Вобщем остров в целом производит очень странное впечатление: скажу честно, если бы не было ромки рядом в палатке. я бы убежала с Бурнева тем же вечером. Кажется я уже не хочу туда возвращаться:)

Фото Бурнева:



День восьмой (среда, 23.07)

Путь: остров Бурнев - остров Прибрежный - река Тихая - Бурнево - Бригадное - полуостров Заречный - озеро Вуокса - острова Лесные - остров Тихий - безымянный остров - остров Стройный - остров Мелничный - бабушкины острова - Приозерск - Финбан (Питер).

Остановки: автомобильный мост на р.Тихой, перекуры вверх по течению реки Тихой и среди Лесных островов, безымянный остров на Вуоксе, лодочная станция в Приозерске.

Люди: я, Ромка, Игнат, Коля, Леха, Михаил.

Выход в Тихую

Бурнев нас принял не очень "вежливо", так же невежливо он нас и провожал. Мои "собайдарочники" сомневаются в том, что же мы видели на подходе к острову со стороны тихой, но я уверена, что это плавающая мина... однако, я могу и ошибаться... Чем дальше мы отгребали от злополучной "зоны", тем веселее становились. Пока "пеллка" с трудом входила в устье Тихой, мы успели на последок покачаться на ладожских волнах всеми частями байдарки (носом, бортом и килем). Повскпоминать "позавчерашнее качало" и построить планов, как можно достать спасиков и повторить безумие на разгруженной байдарке и с гарантией сохранности жизни:)

Пороги вверх

Надо сказать, что пройти тихую в верх на байдарке было даже легче, чем рулить на порогах в пеллке по дороге вниз. Это так, личное впечатление. Вообще, пороги проходить вверх гораздо интереснее, и труднее. Тут все зависит не только от того, увидел ли ты язык, а еще и от того, сколько гребной силы в байдарке.Вылезать пришлось трижды: один раз на уже упомянутом пороге под автомобильным мостом и еще два раза, чтобы провести байдарку там, где нам не хватало сил вскарабкаться наверх против течения. лодке, имхо, было хуже.

Еще некоторое время мы попарились взбираясь по сильному течению в начале тихой, но и от туда выгребли почти без потерь (в потери можно записать потерянные Михаилом сломанные очки).
Если проход по тихой вниз занял у нас не более двух часов, то наверх в итоге со всеми остановками мы забирались пол дня. Ну и в следующий раз надо быть умнее и брать либо все байдарки, либо лодки со станции в Кузнечном.

Подборка фотографий:













Комментариев нет:

Отправить комментарий