7 июля 2009 г.

Безумное Беломорье... часть 2

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

Кузоменские пески, куда мы направились, - лишь "аттракцион", а не полноценная пустыня: каких-то 15 километров в самом длинном направлении. Однако, год от года она растет и человек до сих пор не научился с ней бороться. Источником песков на Терском берегу считается исключительно человеческое влияние: 100 и 200 лет назад там слишком активно пасли скот и не менее быстро вырубали деревья. Результат - голая песчаная местность и барханы, наступающие год за годом на леса в сторону деревни Варзуги. Люди пытаются бороться, рассаживая вокруг "дороги" новые деревья, но привезенную из леса землю очень быстро заносит новым слоем песка. Удивительно будет, если посаженные сосны вдруг там приживутся.



Настоящая кольская "пустынька" уже получила негласный статус внедорожной мекки. А кроме внедорожников, которые тянутся туда со всех концов Северо-Запада, одновременно появились и их "естественные враги" - защитники особенной для Севера пустыни, рьяно противостоящие размешиванию песка колесами. Если я понимаю мотивацию защиты, к примеру, тундры от агрессивного МТ-шного протектора, то с песками мне глубокая мысль уже не очень понятна...
Насколько водителей полноприводной техники привлекает возможность погонять по песку - видно невооруженным глазом. Ветру требуется много времени, чтобы уничтожить следы... Более того, сначала их заносит мелким песком, при этом вокруг обнажаются кусочки красного песчанника... Вот и получается марсианский пейзаж, исчерченный более светлыми желтыми следами и подозрительными колеями;)

 

 

 

 
(там вдалеке - деревня Кузомень)


 

 
(с Лехиного фотика)

Конец дороги по Кольскому полуострову - это переправа около деревни Устье Варзуги. Видимо, на ту сторону все-таки каким-то образом попадают машины, т.к. к берегу был привязан небольшой понтон (считайте, паром)... но это уже не в счет... Ибо на пароме можно чисто теоретически и вокруг Кольского прокатиться;)


(с Кирюнделевского фотика)

 
(настоящая аврора...! ; с Лехиного фотика)

 
(с Лехиного фотика)

 
(с Пашкиного фотика)


На небольшом удалении от Устья Варзуги стоит и Кузомень, которая, вопреки моим ожиданиям, оказалась живее всех живых. Мертвые картины, найденные мной перед отъездом в гугле, - не более чем художественная уловка, т.к. на фоне того же Устья, Кузомень выглядит достаточно перспективно (конечно же, это мне кажется лишь на фоне огромного количества виденных в прошлом году северных населенных пунктов, которые действительно находятся в упадке... Корзуново... Дальние Зеленцы... Териберка...).

 

 
(мертвые оттенки Кузомени; с Пашкиного фотика)

На пути обратно энтузиазм пассажиров заметно поубавился. Желающие кататься на порогах накатались по самое "немогу"... да и голод давал о себе знать. Запас сникерсов, сныканный у меня в машине, был уничтожен примерно через 5 минут после обнаружения... Так что идеи о возвращении той же дорогой по берегу медленно, но верно уперлись в общественное желание побыстрее оказаться в месте приготовления пищи. Правда по дороге мы не могли себе отказать в небольшой остановке на берегу Варзуги для купания на этот раз в пресной воде (радость этого момента может понять лишь тот, кто пробовал чистить зубы соленой морской водой;)).

 

 

 
("марсианские" берега Варзуги)




(купание в Варзуге; обе фотографии с Кирюнделевского фотика)

 


(с Лехиного фотика)

Дорога Кузомень - Варзуга, куда мне не советовали соваться, оказалась даже более плохой, чем я ожидала... но вот резина себя оправдала полностью. Мы ни разу даже не сели... да что сели... даже колеса не спускали! Забавно было проезжать, хоть и внатяг, но достаточно бодро, мимо мест, где явно кто-то копался, подкладывая доски.

 

 
(это с фотографии кажется, что дорога не представляет из себя ничего страшного... к сожалению, сложно снять сыпучий грунт так, чтобы показать всю сложность проезда...)


(с Лехиного фотика)

На границе песков и леса, где народ всегда фотографируется у причудливых деревьев "на ножках", мы уже не останавливались... Через лес дорога постепенно вела нас к грунтовке на Варзугу... То направо, то налево уходили множество песчаных дорожек.. наверняка, те, что уводили направо, привели бы нас к реке... но кататься там мы уже не стали. Как не стали и заезжать в Варзугу за "догонкой": там явно уже ничего не работало.

 
(лесная дорога и бывший зимник; с Лехиного фотика)

"Томный" вечер продолжился у костра за очередной порцией горячительного. С погодой нам не повезло даже по северным меркам - в один из вечеров шло даже нечто похожее на снег... хотя Терский берег, прикрываемый Ловозерьем и Кейвами с севера, считается достаточно теплым уголком. Поэтому приходилось усиленно греться всем, что попадалось под руку: от огня до алкоголя.

 
(вот, что соленая вода и север делает с древесиной... это бревна, оставшиеся от небольшой хибарки на берегу Белого моря недалеко от нашей стоянки... хибарка, говорят, стоит там еще со времен промышленной разработки месторождений на мысе Корабль)


(зачем ехать на остров Пасхи? У нас есть собственные аналоги!)


(в этот раз нам больше повезло: белое море было по-настоящему прозрачным; не то, что в прошлый раз)

 
(аметистовые щетки, которые было невозможно отковырять)

 

 


(странно, но в прошлый раз мы не замечали столько живности на берегу... сейчас глаза были разуты: тюлени, разнообразные утки, пролетающие косяками мимо берега... и даже белухи...)

Здесь, кстати, нас ждала и засоленная накануне Лехой рыбка...





 
(небольшая прогулка до камня)

 
(... за сотней фотографий чаек с каждого фотоаппарата...)



 
(вот, кстати, косяки уток)


(естественное укрытие; с Лехиного фотика)




 





 
(а вот тут кого-то съели... с Кирюнделевского фотика)

День 2. Рыба vs вилка; пальцы vs камни; машка vs котел
Все думали, что в этот день я снова предусмотрела развлекательную программу в виде очередной покатушки куда-нибудь. Но, извиняйте господа, мне тоже иногда хочется посидеть на попе ровно;) Приехав на Терский берег за 1500 км мне не хотелось уезжать, так и не выполнив несколько желаний: не попробовав половить камбалу на вилку; не отковыряв себе подборочку аметистов и не собрав ягод можжевельника для производства джина в домашних условиях. Были в моем "списке необходимого" и идеи о грибах, но, похоже, неделя - две в коротком севером лете имеют большое значение... Я четко помнила, что в середине июля грибы уже были... Но, видать, начало июля для них еще слишком рано.
Общественный "приступ нечего делать" пытался меня сдвинуть с места, но не тут то было... Я то время просаживала грамотнее: мой организм еще в первый день запутался во времени. Пасмурный полярный день - это худший расклад, для того, чтобы пытаться рассчитывать на внутреннее чувство времени. Фрилансерские труды на выходных давно приучили меня к суткам по 27 и более часов, когда сидишь за компом до утра, а потом совершенно спокойно отсыпаешься до середины дня. Так и здесь: вечером, когда все уже расползались по палаткам, мы с Пашей засиживались за душевными разговорами и очередной порцией крепкого алкоголя, пытаясь время от времени угадать, а до скольки все-таки мы досидели.
Если бы кто-то пытался этому противоречить, я бы, наверное, придумала стопроцентную отмазу, вроде поддержания огня или дежурства для защиты лагеря от диких зверей. Но в реальности мне просто очень нравится вот так вот посидеть ночью и потупить на огонь, особенно за пространными разговорами... А взбесившийся организм даже не пытался загнать меня спать;)
Ложась в 8 - 9 утра, я вставала только к 4-м дня; к этому моменту уже почти весь лагерь умудрялся соскучиться от ничегонеделанья;)
Я и сама думала, что в этот день неплохо было бы прокатиться по старой дороге вдоль берега Белого Моря в сторону Кашкаранцев... но как-то не сложилось. Зато сложилось пособирать аметистов и можжевельника. Камни теперь у меня дома не помещаются даже на антресоль (хотя там большая часть - это просто порода... руки не доходят отрезать лишние глыбы), а в темном уголке ждут своего часа 3 бутылки с настойками на северных ягодах.



 

 
(а вот эти камни приехали со мной домой)


 

Увлекательную ловлю на вилку опробовала как минимум половина присутствовавших. Пока одни рубили аметисты, мы на УАЗике спустились к лодочному ручью.
Честно, я думала, что в этом больше все-таки шутки, нежели реального способа охоты... Первые 10 минут хождения по воде в костюме телепузика с вилкой на палке вызывали исключительно конвульсии смеха... Но стоило первой рыбине скрыться, как занятие приобрело налет "серьезности"... К сожалению, камбала оказалась раз в 10 проворнее нас. Все, кто пытался ловить, видели ее уже в момент сваливания и просто не успевали сориентироваться...
Ну ничего... нам всего-то побольше сноровки надо;)... А вилку мою таки погнули. Теперь я в офисе ем гнутой вилкой;)

 

 



 
(последние 2 кадра - это наш с Димоном первый заход; с Пашкиного фотика)
Спускаясь к пресной воде, мы прихватили с собой и гермы, чтобы наполнить их новым запасом воды. Химзащиты гуляли по отливу, поэтому воду пришлось набирать прямо из машины;)




(добыча воды; оба кадра с Пашкиного фотика)

Пока одни шатались по берегу, другие изобретали способы экспресс-кипячения при помощи кувалды... Началось все, я так понимаю, с найденных под камнем инструментов. В пылу охоты за аметистами ручку одного из кувалдометров сломали и не придумали ничего лучше, чем бросить ошметки в костер... чтобы дерево выгорело, а "машка" осталась.
Кувалда осталась, но "слегка" нагрелась... Чтобы ее остудить, в миску налили воды и ломом перегрузили "слегка" теплый кусок металла в нее.
Миска вскипела моментально. Дальнейшее происходящее было плодом инженерной мысли и научных фантазий... Кувалдометр раскаляли в костре до красна и этого вполне хватало, чтобы моментально вскипятить хороший такой котел воды. Главное было накрыть его и держать крепко, чтобы в процессе вскипания вода из него не вылилась вся. Вполне себе быстрый и чистый способ кипячения получился... правда ошметки потом в гроге всякие плавают;)

 


(с Лехиного фотика)

 


(три кадра с Пашкиного фотика)


(греемся; с Лехиного фотика)

 
(Димон умудрился уронить пиво так, что дно дало трещину... с Лехиного фотика)


(Без комментариев; с Лехиного фотика)


День 3. Последний взгляд на Терский берег

Вот чего я всегда не люблю в массовых поездках, так это всеобщего желания скрутить побыстрее и оказаться дома раньше запланированного. Никакой размеренности в общественном сознании! Планировалось, что третий день мы целиком просидим на берегу, после чего сколько-то поспим и двинемся в город в районе 3 - 4 утра следующего дня. Однако, большинство уже начало изнывать от безделья, подбирая разумные и неразумные аргументы того, чтобы скрутить таки пораньше. Среди прочих, высказывались предположения, что можно остаток времени потусить где-нибудь поюжнее...
Фактически, выдвинулись мы не сильно раньше: отдельные личности (вроде меня) поднялись только к 4-м дня... пока поели, пока собрались... пока упаковали багажники... Выехали мы не раньше 20 часов. Перед выездом пришлось затеять и небольшой ремонт: после грунтовки Умба-Варзуга колеса у опеля были малость квадратные.
Стоило нам начать сборы, как прекратился любой ветер и вылетели комары. Все эти дни это "счастье" обходило нас стороной: комары летали, кусали, но в разумных количествах. Чувствовалось, что погода "парит" (ну в своих... северных масштабах) перед будущим дождем... а в таких условиях любые, даже Питерские комары, бесятся... Сиди мы в тот момент на месте, нас бы просто обглодали;)


(Опель во время ремонта свалился с домкрата...)

 

 
(последний взгляд на терский берег...)

Путь домой...

Закончив погрузку и сборы по уже отработанной технологии мы двинулись в обратный путь. По моим субъективным ощущениям он оказался короче... быть может потому, что к обратной дороге мой мозг перестал выпендриваться и нормально засыпал на заднем сидении тогда, когда ему рекомендовалось это сделать.
Бензопроводу Опеля лучше не стало, поэтому на грунте мы периодически останавливались: из Опеля высовывалась голова Коляныча и заглядывала, не выходя из машины, под днище. Получалось достаточно оперативно;) Пит-стоп, блин;)

Первая остановка была уже в Кашкаранцах...

 
(Кашкаранцы; с Кирюнделевского фотика)




(физфак в Кашкаранцах; с Лехиного фотика)


(дорога назад; с Лехиного фотика)

Вторая остановка была запланирована в Кандалакше... Сюда мы приехали, когда все приличные заведения уже закрылись, поэтому обед заключался в небольшом "пикнике" прямо на парковке супермаркета около железнодорожного моста.




(с Пашкиного фотика)

Пока остальные закупали еду, мы с Пашкой сгоняли заправить машины на Статойл (черт, вот до сих пор помню, как у меня там на девятке пружина развалилась;) ).
В Кандалакше мы в последний раз закупились Мурманским пивом... В полном смысле в последний: 16 июля завод таки закрыли:(
Дальше двинулись в ночь, если так можно выразиться за полярным кругом в это время года. Это хорошо, что на всем длинном перегоне мы так и не схватили темноты... освещенность и не думала меняться, ведь к тем местам, где уже должно бы темнеть, мы подъехали только утром.
Обратный путь - проигранный наоборот путь в ту сторону. Заправки, столовая в Кеми, остановки для смены водителей - все это смешалось в голове и не оставило ни малейшего следа. Однако, на обратно пути начались неприятности с Патриотом. Видимо, всякое барахло на дне бензобаков на бездорожье хорошо взболталось и еще по дороге между Умбой и Кандалакшей я лишилась перетока между баками. После этого даже когда за рулем была не я, периодически мозг сам собой просыпался, чтобы проверить уровень топлива в обоих баках. Из-за этого перетока пришлось покататься кругами по развязке в Медвежьегорске, чтобы заправиться там из нормального пистолета и не мучиться с канистрами.
Освежившись в Гирвасе пятью голосами против трех мы решили таки заехать в Петрозаводск и наконец-таки прогуляться по его набережной, благодаря выигранному времени. Завтрак в ДежаВю убедил и троих протестующих в том, что, в принципе, это была не плохая идея;)

 




(Гирвас; все 4 снимка с Лехиного фотика)


(Набережная в Петрозаводске; с Лехиного фотика)

 

 

 


(последние 3 групповых снимка - с Лехиного фотика)

А вот на выезде из Петрозаводска УАЗик начал хромать на одно колесо. Началось все с шумов, которые я приняла за перекатывание хлама в багажнике. Несколько раз останавливались, чтобы проверить происходящее... и на вторую или третью остановку я таки догадалась посмотреть на рессору: лопнул верхний лист.
С этого момента скорость наших передвижений заметно упала. Как оказалось, единственный ровный участок у нас на Мурманской трассе - от Лодейного поля до реки Паши... там можно было безбоязненно ехать 90 км/ч даже на пробитой рессоре. Остальные участки все были покрыты мелкими бугорками и ямами, которые я бы даже не заметила, пролетая на 120 на исправной машине... здесь же приходилось сбавлять до 40, а иногда и до 20 км/ч... Очень уж хотелось отделаться только ремонтом рессоры.
Медленно двигаясь в сторону города, я пыталась параллельно уже договориться на ремонт, ведь через 3 недели машина уже снова должна быть в строю и уезжать уже на другую точку Белого моря. По телефону с ремонтом не складывалось... Гарантийное исправление мне обещали не раньше, чем через 3 недели... а этот срок очень уж не соответствовал моим собственным планам. Но предварительно договориться о разговоре на следующий день с оценкой случившегося все-таки удалось.
В районе Волхова, где начался очередной отвратительный учаток, мы перебросили вещи и отпустили Опель в СПБ... На этом и завершилось наше безумное беломорье...

PS. А УАЗик уже давно находу: рессору отремонтировали, но не по гарантии, во время проведения запланированного ранее планового ТО.

К содержанию