Перепубликация из ЖЖ
К содержанию
Перегон "туда"
Сложно выделить целые сутки в таком перегоне и тем более сложно собственным мозгом принять, что он длился всего лишь 22 часа. Сон, не сон, руль, периодические обеды и, в конце концов полярный день, полностью сбили организм с толку.
Наше перемещение было изначально жестко регламентировано. Определены заправки, где мы пополняем запасы топлива; кафешки, где мы едим... Пассажиры морально готовились к длинным перегонам без туалетных остановок. В основе всего этого лежало нечто под названием "график": моя оценка сверху для всех наших торможений и перемещений. План предполагал, что путь займет около 26 - 30 часов, а все кафешки с обедами были подогнаны под естественное человеческое расписание.
Смены водителей тоже, по идее, были распланированы, но еще с самого начала этот план сбился и иногда мы менялись по принципу "как приперло" за тем единственным исключением, что говеные отрезки и города я проезжала сама... С говеными отрезками все понятно: раскачка, эффект "переставления" и т.п... а вот города - здесь мне проще было доехать самой впереди процессии, чем объяснить, куда рулить;) Странно и забавно это осознавать, но ведь в ряд северных городов и поселков я уже приезжаю "как домой";)
Встреча была назначена уже на выезде, на нестевской заправке, где мы долились до полного, а кое-кто даже набил желудок. Планировалось, что штурманом у меня сядет Кирюндель и, как в прошлом году по дороге на Рыбачий, будет зачитывать какую-нибудь очередную бредовую книжку (в прошлом году это были чьи-то правила съема... ). Но как-то так само собой сложилось, что Кирюндель и Димон зацепились на тему велосипедов... а мы с Лехой видимо еще с физфака не наговорились... и вышли на пару в первый перегон. Опель, как приехал на заправку, так и ушел дальше с Пашкой зарулем.
Эту часть пути мы шли вторым номером (кажется, изначально причиной была боязнь потерять антенну на магните). С Опеля действительно кое-чего отвалилось по дороге, упав нам под колеса, но это был молдинг бампера;) Пока мы соображали, что случилось... пока искали рацию... пока объясняли что произошло (при скорости за 100 км/ч)... к тому моменту искать отвалившуюся запчасть было уже поздно;)
Последнее время я стала замечать на трассе людей, не приученных к правилам "хорошего тона": уступаниям, миганиям и прочему. Вообще в моем пускай и небольшом водительском стаже можно выделить несколько определенных этапов... "Всего боюсь и осторожничаю в правом ряду"; "Езжу как блондинка: мне все равно, что подумают, я еду здесь и так"; "Я умею ездить; я - мега-гонщик на зубиле"; "о-па, я только-что после аварии, поэтому снова осторожничаю" и так далее... поэтапно меняется стиль и средняя скорость езды, изменяются повадки и отношение к другим водителям. Страх перерастает в азарт; азарт в пофигизм... и уже лишь пофигизм в некий аналог уважения. И вот тут то и появляется целая вереница правил из разряда "по-понятиям": скажи спасибо, если маневр вызвал какие-то неудобства у другого; освободи проезд, если быстрее ехать не можешь; не пущу гада из левого ряда на право;) Машину при этом начинаешь воспринимать не как железку под управлением определенного водителя, а как цельный экипаж... и если уж что-то на дороге возмущает, то это формулируется как "чего такое творит это корыто?" (а вовсе не "что творит олень за рулем этого корыта")... Собственно к чему я развожу все эти теории? А к тому, что когда Опель вдруг поехал в левом ряду со скоростью 90 - 100 км/ч при свободном правом, я все никак не могла понять... как же так... Опель (воспринимая его как единый экипаж, с которым мне уже доводилось ездить) же не должен творить такие глупости??
Где-то в районе Петрозаводска мы сняли первый и единственный штраф за скорость, по общему согласию записанный в раскладку. Как обычно, это было небольшое превышение в населенном пункте под знаком "40".
Уже тогда мы пошли вперед "графика". На наших любимых водопадах в Гирвасе мы оказались примерно на час - два раньше, чем я планировала.
(Утреннее купание в Гирвасе...)
(В воду прыгал не только Паша, но лишь его фотографии проходят через ценз приличия; снимки с Лехиного фотика)
(Гирвас в 6 утра; с Лехиного фотика)
С этого момента над двумя экипажами, рвущими километры, постоянно нависал призрачный образ фразы "опережаем график".
Гирвасская вода взбодрила лучше любого кофе, а запланированный часовой перекус было решено заменить пятиминутными бутербродами... Таким образом, в Кеми, следующей точке остановки, мы оказались около 11 утра (вместо запланированных 14 - 15 дня, а то и вечера). Перегон Гирвас - Кемь был первым отрезком, который мне пришлось провести на заднем сидении. Сидение было разложено; глаза закрыты, ноги завернуты в плед и почти выпрямлены на плечо штурману, но сон все равно не шел. Состояние напоминало некий анабиоз мозга, фиксирующего все происходящее снаружи, но сопротивляющегося пробуждению...
(Перекур по дороге; с Пашкиного фотика)
(Кемь; с Пашкиного фотика)
Как ни странно, три часа такого "коматоза" и чашечка кофе в Кеми привели меня в состояние, готовое к рулю. Впереди был самый неприятный (по апрельским воспоминаниям) отрезок М18.
Путевые кафешки и столовые, зачастую, имеют собственный характер и атмосферу... и запахи! Заезжаешь туда и, хочешь того или нет, в голове прокручиваются случайные встречи и события, которые связывают с этим местом... Иногда кажется, что это островки какой-то стабильности на вечноменяющейся дороге. Замешкаешься - задумаешься - и вот уже видишь себя же входящей в эту самую дверь два - три месяца назад...
...Мои философские размышления на эту тему закончились приветственной СМС-кой в далекую Печенгу... после чего, оценив преимущества нормального туалета, 8 человек снова распределились по машинам и двинулись в путь.
К огромной радости и великому изумлению, основные ямы следующего 170-километрового отрезка без населенных пунктов и заправок все-таки заделали. Путь, который по моим расчетам мы должны были тащиться 50 км/ч, оба экипажа отлично проскочили не менее, чем на 110 км/ч. Иногда опель жаловался на то, что мы вываливаемся за 130... но, думаю, это в большей степени суммарная ошибка наших спидометров (его - в одну сторону; моя - в другую).
Небольшая остановка у Полярного круга - смена экипажей - и вот мы уже на территории Мурманской области.
(с Лехиного фотика)
До Кандалакши было не более полутора сотен километров, но чуть больше часа мне даже удалось поспать: из-за дорожных ремонтов иногда приходилось даже останавливаться (как обычно, пропускали поток лишь по одной стороне дороги).
Вопреки ожиданиям, в Кандалакше мы оказались не в час ночи, а ранним вечером, благодаря чему попали таки в нормальное заведение, чтобы поесть. Совершенно случайно мы вспомнили, что в прошлый раз отлично питались в Погребке где-то на главной улице и умудрились с первого раза практически безошибочно найти дорогу. К сожалению, самые вкусные блюда до нас там сожрала группа голодных школьников, но и нам тоже кое-чего перепало;)
(с Пашкиного фотика)
В Кандалакше по плану у нас была последняя заправка и закупка продуктов с пивом. Заправка - на уже можно сказать традиционном статойле... Я рассчитывала, что до следующей заправки будет километров 500, но, т.к. часть из них планировалась по тяжелому бездорожью, бензина в канистрах у нас было с собой в избытке.
Закупка продуктов в супермаркете около железнодорожного моста.
Спустя каких-то пол часа мы уже были на трассе в Умбу.
(Обновили групповой снимок "на море"; точно такой же был сделан 2 года назад, когда мы здесь были еще на девятках... еще на исправных;); с Лехиного фотика)
(С Кирюнделевского фотика)
Помятуя о том, что после Умбы начинается грунт, от "морского" сарая и до въезда в Умбу меня снова сменил Димон. Поспать снова не удалось - организм довольствовался коротким коматозом.
(Трасса на Умбу; с Лехиного фотика)
Очередная смена водителей ознаменовалась потерей крышки объектива от Лехиного фотоаппарата. Хотя, наверное, быстронайденное нет смысла считать потерянным;)
(Физфак в Умбе; с Лехиного фотика)
Когда мы ездили на Белое Море на девятках, асфальт заканчивался километров через 30 после Умбы, при этом на его краю шли дорожные работы... клался новый асфальт... За пару лет местные дорожники продвинулись не более чем на 10 км. Их поселок, расположенный на старом месте, теперь больше напоминает полноценную деревеньку, нежели временное жилье. Если так и будет продолжаться, то жить им еще на том конце географии как минимум лет 30, пока дорога не будет окончательно достроена.
К слову, перед отъездом мне довелось почитать различные исторические хроники Терского берега. Каждая из них, вне зависимости от года написания, упоминала о плохом состоянии дороги между Варзугой и Кандалакшей. Как сейчас, так и 100 лет назад многочисленные отчеты местной власти содержали красивые цифры и обещания воплотить в реальность экономическое чудо, как только нормальная дорога сможет обеспечить нормальный грузопоток. Идут годы, десятилетия сменяют друг друга... А Терский берег живет практически теми же реалиями.
Не, дорогу таки построили. Теперь машина может дойти до самой Варзуги. Но вот современность требует уже сооовсем другой дороги... И как констатировали власти отставание экономики Терского берега, так все и осталось. Север - место, где прошлое, настоящее и будущее находятся вместе с тобой здесь и сейчас.
Грунтовку УАЗ поехал чуть ли не лучше, чем асфальт. Вот, что значит нормальная резина, расчитанная на северные дороги! По спидометру скорость не опускалась меньше 80 км/ч; учитывая, что теперь он врет у меня в другую сторону, реальная скорость была не меньше 85 км/ч. В какой-то момент мы заметили, что Опеля за нами не видно даже на длинных прямых отрезках, и на небольшой площадке с видом на Белое Море остановились подождать остальных.
Это было место первого ремонта. Опель подъехал с хорошим ароматом бензина, после чего оказалось, что некий камень пробил Ваничу бензопровод.
(первый ремонт и вид на берег в точке остановки)
(виды Белого моря и место нашей остановки Лехиными глазами; с его же фотика)
Кроме того, здесь наконец-то показали себя северные комары, быстро сообразившие, что приехала еда, и знатно погрызшие нас во время ожидания починки.
Еще с прошлой поездки я помню, что Терский берег в этой его части скорее разочарует. Это не камни и шхеры Карельского беломорья... и не скалы аметистового берега... это обычной ничем не примечательный пологий берег с ооочень длинной отливной полосой. Разочарование читалось на многих лицах... Но мы то с Ваничем и Кирюнделем (побывавшем на аметистовом берегу за год до нас) уже знали, что "наше место" будет радикально отличаться!
После Кашкаранцев дорога ушла от моря в лес. Не помня места поворота, мы ехали пока не ощутили, что "пора перемещаться к берегу". Как раз кстати оказалась редкая для тех мест отворотка с трассы. Здесь Опелю еще раз пришлось починить бензопровод и вот мы уже едем среди деревьев, потом в лесотундре и, наконец, по открытой ступени отходившего когда-то Белого моря. Делом 5 минут было найти "нашу" триангуляционную вышку и место предыдущей стоянки, на которой в нетронутом состоянии оставались забытые 2 года назад носки и даже относительно живые капли в нос;) Возвращаясь в такие места не через месяц, а по прошествии нескольких лет, понимаешь истинный смысл слов "ничего не меняется"...
Не смотря на общую усталось, сон по приезду со всех как рукой сняло. Еще долго лагерь колобродил, расставляя палатки и приготовляя еду... и выпивая самую вкусную рюмку - первую после доооолгого напряга;)
(вечер... морское разноцветное небо)
Погода была отнюдь не жаркая, но как настоящие северяне, мы с Димоном даже искупались в море, пока ездили за водой на Лодочный ручей.
(местность вокруг стоянки и подведение финансовых итогов; все 4 снимка с Кирюнделевского фотика)
(озеро недалеко от стоянки... чуть позже там встал рыбак, поэтому лично я туда так и не прогулялась; с Кирюнделевского фотика)
(это раньше нам казалось, что местные комары могут только летать и кусать... но ничего подобного... они хорошо ориентируются в направлении ветра; ползают по куртке и даже с удовольствием ездят на шапке; с Пашкиного фотика)
(беломорский прибой; все 3 фото с Пашкиного фотика)
День 1. 3 июля. Пустыня без бани
Ради этого дня и этих впечатлений я тащила за 1500 км нещадно пожирающий бензин внедорожник!
Мы существенно обогнали "график". Вместо того, чтобы приехать под утро второго дня, мы достигли запланированной стоянки уже к вечеру, спокойно отоспавшись за "темное время суток" (если можно так назвать незначительное, практически не видное глазу изменение освещенности).
Вместе с "графиком", поехал и первоначальный план. По задумке в этот день мы должны были отдыхать и отсыпаться. Но, радуясь случайно освободившемся часам, мы решили не тормозить и отправиться в пустыню прямо сегодня. Все равно было слишком холодно, чтобы сидеть и тупить в лагере. Жесткий ветер сдувал все, что оказывалось на его пути, начиная от палаток, и заканчивая нами... показывал, видимо, кто здесь настоящий хозяин!
(Леха утепляется)
(картинки из жизни стоянки)
(с Кирюнделевского фотика)
(Пуховик в летнем отпуске еще никому не мешал!;) )
(с чем там не было проблем, так это с дровами... море всегда приносит уйму всякого хлама. попадаются и вот такие интересные экземпляры)
Если изначально мы думали, что, отправляясь в радиалки, лагерь будет сворачивать и складывать в Опель, то на месте, не смотря на популярность этого отрезка берега среди всяких туристов-шашлычников, решили убрать только ценные вещи. Честно говоря, мне сложно представить себе человека, который пойдет тырить палатку или спальник из целикомстоящего лагеря, рядом с которым припаркована машина и периодически крутятся люди... Ведь, даже если людей в данную секунду не видно и не слышно, они могут быстро повылезать из палаток!;)
Лодочный ручей - единственная после Кашкаранцев водная преграда с мостом, обозначенная отдельным указателем. Сразу же после него есть накатанный поворот в лес со знаком "уступи дорогу", который ведет к базе КолаТрэвел. Именно там мы думали заказать себе баню...
Еще находясь в Питере, Ванич писал по этому поводу в их офис (кажется, в Мурманск) и там ему ответили, что баня будет стоить нам 2000 р за вечер. Дороговато, честно говоря, для такого края географии. В надеждах на то, что у местных баня может быть существенно дешевле, я обратилась к своему давнему тировскому знакомому (он ездит в те края регулярно исключительно с рыболовецкими целями). С его контактами не срослось, так что у нас оставался единственный вариант; мы хотели подъехать к бане на Лодочном ручье лично и заказать истопку на вечер.
(погрузились - и в путь; с Кирюнделевского фотоаппарата)
(у Лодочного ручья; слева видно домик на базе КолаТревел; с Кирюнделевского фотика)
Как оказалось в реальности, баня еще не построена;) Похоже, в офисе не очень хорошо представляли себе, что творится "на местах"...
Отказавшись для себя от дальнейших напрягов на тему банного вопроса, мы отправились дальше по берегу... Дорога, начавшаяся для нас с грунтового отворота еще накануне, на самом деле раньше была основным способом сообщения с Варзугой. Сейчас, однако, мосты через ручьи сгнили, поэтому по-идее дорога не должна использоваться никем, кроме "туристов" вроде нас. В реальности же - это фактически единственный способ попасть на простеньком внедорожнике в Кузомень и Устье Варзуги (про легковые машины я молчу изначально). В этом краю населенного мира есть три деревни: две из них стоят там, где Варзуга впадает в Белое Море (Кузомень и Устье Варзуги)... а одноименный населенный пункт, как это ни странно, находится километров на 20 выше по течению; раньше туда вел зимник, который позже был переделан в тот самый грунт, по которому мы приехали на Терский берег. Вдоль реки между деревнями так же есть дорога, но примерно половина проходит по пустыне и проехать по ней может далеко не любой обладатель полного привода. Последнее время дорогу подразмесили, поэтому в большинстве своем используется именно "морской" путь. По нему-то мы и двинулись в пустыню... В восьмером... на одной машине;)
Как мы влезли? Все просто: два человека спереди, три сзади, один в багажнике и двое на порогах. Изначально планировалось, что сзади будет четверо, а в багажнике двое. Так мы бы все утрамбовались под крышу автомобиля, если что.
УАЗ, честно говоря, оказался не очень предназначенным для работы в качестве маршрутки на бездорожье;) Все-таки экипаж должен ограничиваться количеством пасадочных мест;))
(первая достопримечательность по пути... больше всего напоминающая, ступень от ракеты; белые шарики - наполнитель)
Север - везде разный. Почему-то передвижения по Рыбачьему оставили у меня совсем другие впечатления, хотя там вроде бы и тундровая растительность та же, и тот же хлам валяется вдоль берега. Почем-то район Варзуги кажется более обитаемым и более близким к дому (хотя, формально расстояние то же). Здесь, как там, были и остатки деятельности военных, и брошенные домики, и броды... но почему-то не ощущалось этого безграничного простора - огромного мира, казалось бы, мертвой, но очень живучей тундры.
(колодец или погреб около разрушенной избы на берегу)
(естественное укрытие, переделанное в шалаш)
(наиболее целая триангуляционная вышка)
(вид с вышки; на правом кадре - вынимаем занозу из первого пострадавшего; с Пашкиного фотика)
По пути был лишь один сомнительный брод, который удалось объехать по берегу моря.
(объезд брода; с Кирюнделевского фотика)
(брод и его объезд с Лехиного фотика)
Около следующего ручья дорога спустилась на отливную полосу, где к тому времени практически полностью пропали камни. Наверное, в прилив здесь тоже можно было бы ехать, но надо было бы четко представлять, что там точно нет никакого камешка или топляка!
(выезд на отлив; с Кирюнделевского фотика)
Уже двигаясь по берегу, мы добрались до двух рыбачих тонь: одной брошенной с гнилыми лодками и другой подобной аттрибутикой, а другой - вполне себе живой. Рядом с живой на берегу стояла моторная лодка... Из-за отлива она оказалась выше уровня воды и мы на машине объезжали ее со стороны моря... Странное, надо сказать, занятие... объезжать ЛОДКУ со стороны ВОДЫ;)
(рыбачья тоня)
(а домик то изнутри еще огого!... такой не скоро сгниет... все 4 снимка с Кирюнделевского фотика)
(с Лехиного фотика)
(с Пашкиного фотика)
(продвижение по берегу)
(VIP место на пороге... там даже пиво подают через открытую форточку! с Кирюнделевского фотика)
(местный дорожный указатель; с Пашкиного фотика)
(с Пашкиного фотика)
Еще одна достопримечательность, где мы не могли не сфотографироваться, целых два дорожных знака на перекрестке прибрежной дороги с отвороткой, уходящей в пески...
(с Лехиного фотика)
Где-то там, по дороге, мы и услышали первый "бум" - с одной стороны колесо отработало на яме гораздо сильнее, чем с другой. Позже мне показалось, что это и было первым "позывом" проломанной рессоры.
Продолжение следует...
К содержанию
К содержанию
Перегон "туда"
Сложно выделить целые сутки в таком перегоне и тем более сложно собственным мозгом принять, что он длился всего лишь 22 часа. Сон, не сон, руль, периодические обеды и, в конце концов полярный день, полностью сбили организм с толку.
Наше перемещение было изначально жестко регламентировано. Определены заправки, где мы пополняем запасы топлива; кафешки, где мы едим... Пассажиры морально готовились к длинным перегонам без туалетных остановок. В основе всего этого лежало нечто под названием "график": моя оценка сверху для всех наших торможений и перемещений. План предполагал, что путь займет около 26 - 30 часов, а все кафешки с обедами были подогнаны под естественное человеческое расписание.
Смены водителей тоже, по идее, были распланированы, но еще с самого начала этот план сбился и иногда мы менялись по принципу "как приперло" за тем единственным исключением, что говеные отрезки и города я проезжала сама... С говеными отрезками все понятно: раскачка, эффект "переставления" и т.п... а вот города - здесь мне проще было доехать самой впереди процессии, чем объяснить, куда рулить;) Странно и забавно это осознавать, но ведь в ряд северных городов и поселков я уже приезжаю "как домой";)
Встреча была назначена уже на выезде, на нестевской заправке, где мы долились до полного, а кое-кто даже набил желудок. Планировалось, что штурманом у меня сядет Кирюндель и, как в прошлом году по дороге на Рыбачий, будет зачитывать какую-нибудь очередную бредовую книжку (в прошлом году это были чьи-то правила съема... ). Но как-то так само собой сложилось, что Кирюндель и Димон зацепились на тему велосипедов... а мы с Лехой видимо еще с физфака не наговорились... и вышли на пару в первый перегон. Опель, как приехал на заправку, так и ушел дальше с Пашкой зарулем.
Эту часть пути мы шли вторым номером (кажется, изначально причиной была боязнь потерять антенну на магните). С Опеля действительно кое-чего отвалилось по дороге, упав нам под колеса, но это был молдинг бампера;) Пока мы соображали, что случилось... пока искали рацию... пока объясняли что произошло (при скорости за 100 км/ч)... к тому моменту искать отвалившуюся запчасть было уже поздно;)
Последнее время я стала замечать на трассе людей, не приученных к правилам "хорошего тона": уступаниям, миганиям и прочему. Вообще в моем пускай и небольшом водительском стаже можно выделить несколько определенных этапов... "Всего боюсь и осторожничаю в правом ряду"; "Езжу как блондинка: мне все равно, что подумают, я еду здесь и так"; "Я умею ездить; я - мега-гонщик на зубиле"; "о-па, я только-что после аварии, поэтому снова осторожничаю" и так далее... поэтапно меняется стиль и средняя скорость езды, изменяются повадки и отношение к другим водителям. Страх перерастает в азарт; азарт в пофигизм... и уже лишь пофигизм в некий аналог уважения. И вот тут то и появляется целая вереница правил из разряда "по-понятиям": скажи спасибо, если маневр вызвал какие-то неудобства у другого; освободи проезд, если быстрее ехать не можешь; не пущу гада из левого ряда на право;) Машину при этом начинаешь воспринимать не как железку под управлением определенного водителя, а как цельный экипаж... и если уж что-то на дороге возмущает, то это формулируется как "чего такое творит это корыто?" (а вовсе не "что творит олень за рулем этого корыта")... Собственно к чему я развожу все эти теории? А к тому, что когда Опель вдруг поехал в левом ряду со скоростью 90 - 100 км/ч при свободном правом, я все никак не могла понять... как же так... Опель (воспринимая его как единый экипаж, с которым мне уже доводилось ездить) же не должен творить такие глупости??
Где-то в районе Петрозаводска мы сняли первый и единственный штраф за скорость, по общему согласию записанный в раскладку. Как обычно, это было небольшое превышение в населенном пункте под знаком "40".
Уже тогда мы пошли вперед "графика". На наших любимых водопадах в Гирвасе мы оказались примерно на час - два раньше, чем я планировала.
(Утреннее купание в Гирвасе...)
(В воду прыгал не только Паша, но лишь его фотографии проходят через ценз приличия; снимки с Лехиного фотика)
(Гирвас в 6 утра; с Лехиного фотика)
С этого момента над двумя экипажами, рвущими километры, постоянно нависал призрачный образ фразы "опережаем график".
Гирвасская вода взбодрила лучше любого кофе, а запланированный часовой перекус было решено заменить пятиминутными бутербродами... Таким образом, в Кеми, следующей точке остановки, мы оказались около 11 утра (вместо запланированных 14 - 15 дня, а то и вечера). Перегон Гирвас - Кемь был первым отрезком, который мне пришлось провести на заднем сидении. Сидение было разложено; глаза закрыты, ноги завернуты в плед и почти выпрямлены на плечо штурману, но сон все равно не шел. Состояние напоминало некий анабиоз мозга, фиксирующего все происходящее снаружи, но сопротивляющегося пробуждению...
(Перекур по дороге; с Пашкиного фотика)
(Кемь; с Пашкиного фотика)
Как ни странно, три часа такого "коматоза" и чашечка кофе в Кеми привели меня в состояние, готовое к рулю. Впереди был самый неприятный (по апрельским воспоминаниям) отрезок М18.
Путевые кафешки и столовые, зачастую, имеют собственный характер и атмосферу... и запахи! Заезжаешь туда и, хочешь того или нет, в голове прокручиваются случайные встречи и события, которые связывают с этим местом... Иногда кажется, что это островки какой-то стабильности на вечноменяющейся дороге. Замешкаешься - задумаешься - и вот уже видишь себя же входящей в эту самую дверь два - три месяца назад...
...Мои философские размышления на эту тему закончились приветственной СМС-кой в далекую Печенгу... после чего, оценив преимущества нормального туалета, 8 человек снова распределились по машинам и двинулись в путь.
К огромной радости и великому изумлению, основные ямы следующего 170-километрового отрезка без населенных пунктов и заправок все-таки заделали. Путь, который по моим расчетам мы должны были тащиться 50 км/ч, оба экипажа отлично проскочили не менее, чем на 110 км/ч. Иногда опель жаловался на то, что мы вываливаемся за 130... но, думаю, это в большей степени суммарная ошибка наших спидометров (его - в одну сторону; моя - в другую).
Небольшая остановка у Полярного круга - смена экипажей - и вот мы уже на территории Мурманской области.
(с Лехиного фотика)
До Кандалакши было не более полутора сотен километров, но чуть больше часа мне даже удалось поспать: из-за дорожных ремонтов иногда приходилось даже останавливаться (как обычно, пропускали поток лишь по одной стороне дороги).
Вопреки ожиданиям, в Кандалакше мы оказались не в час ночи, а ранним вечером, благодаря чему попали таки в нормальное заведение, чтобы поесть. Совершенно случайно мы вспомнили, что в прошлый раз отлично питались в Погребке где-то на главной улице и умудрились с первого раза практически безошибочно найти дорогу. К сожалению, самые вкусные блюда до нас там сожрала группа голодных школьников, но и нам тоже кое-чего перепало;)
(с Пашкиного фотика)
В Кандалакше по плану у нас была последняя заправка и закупка продуктов с пивом. Заправка - на уже можно сказать традиционном статойле... Я рассчитывала, что до следующей заправки будет километров 500, но, т.к. часть из них планировалась по тяжелому бездорожью, бензина в канистрах у нас было с собой в избытке.
Закупка продуктов в супермаркете около железнодорожного моста.
Спустя каких-то пол часа мы уже были на трассе в Умбу.
(Обновили групповой снимок "на море"; точно такой же был сделан 2 года назад, когда мы здесь были еще на девятках... еще на исправных;); с Лехиного фотика)
(С Кирюнделевского фотика)
Помятуя о том, что после Умбы начинается грунт, от "морского" сарая и до въезда в Умбу меня снова сменил Димон. Поспать снова не удалось - организм довольствовался коротким коматозом.
(Трасса на Умбу; с Лехиного фотика)
Очередная смена водителей ознаменовалась потерей крышки объектива от Лехиного фотоаппарата. Хотя, наверное, быстронайденное нет смысла считать потерянным;)
(Физфак в Умбе; с Лехиного фотика)
Когда мы ездили на Белое Море на девятках, асфальт заканчивался километров через 30 после Умбы, при этом на его краю шли дорожные работы... клался новый асфальт... За пару лет местные дорожники продвинулись не более чем на 10 км. Их поселок, расположенный на старом месте, теперь больше напоминает полноценную деревеньку, нежели временное жилье. Если так и будет продолжаться, то жить им еще на том конце географии как минимум лет 30, пока дорога не будет окончательно достроена.
К слову, перед отъездом мне довелось почитать различные исторические хроники Терского берега. Каждая из них, вне зависимости от года написания, упоминала о плохом состоянии дороги между Варзугой и Кандалакшей. Как сейчас, так и 100 лет назад многочисленные отчеты местной власти содержали красивые цифры и обещания воплотить в реальность экономическое чудо, как только нормальная дорога сможет обеспечить нормальный грузопоток. Идут годы, десятилетия сменяют друг друга... А Терский берег живет практически теми же реалиями.
Не, дорогу таки построили. Теперь машина может дойти до самой Варзуги. Но вот современность требует уже сооовсем другой дороги... И как констатировали власти отставание экономики Терского берега, так все и осталось. Север - место, где прошлое, настоящее и будущее находятся вместе с тобой здесь и сейчас.
Грунтовку УАЗ поехал чуть ли не лучше, чем асфальт. Вот, что значит нормальная резина, расчитанная на северные дороги! По спидометру скорость не опускалась меньше 80 км/ч; учитывая, что теперь он врет у меня в другую сторону, реальная скорость была не меньше 85 км/ч. В какой-то момент мы заметили, что Опеля за нами не видно даже на длинных прямых отрезках, и на небольшой площадке с видом на Белое Море остановились подождать остальных.
Это было место первого ремонта. Опель подъехал с хорошим ароматом бензина, после чего оказалось, что некий камень пробил Ваничу бензопровод.
(первый ремонт и вид на берег в точке остановки)
(виды Белого моря и место нашей остановки Лехиными глазами; с его же фотика)
Кроме того, здесь наконец-то показали себя северные комары, быстро сообразившие, что приехала еда, и знатно погрызшие нас во время ожидания починки.
Еще с прошлой поездки я помню, что Терский берег в этой его части скорее разочарует. Это не камни и шхеры Карельского беломорья... и не скалы аметистового берега... это обычной ничем не примечательный пологий берег с ооочень длинной отливной полосой. Разочарование читалось на многих лицах... Но мы то с Ваничем и Кирюнделем (побывавшем на аметистовом берегу за год до нас) уже знали, что "наше место" будет радикально отличаться!
После Кашкаранцев дорога ушла от моря в лес. Не помня места поворота, мы ехали пока не ощутили, что "пора перемещаться к берегу". Как раз кстати оказалась редкая для тех мест отворотка с трассы. Здесь Опелю еще раз пришлось починить бензопровод и вот мы уже едем среди деревьев, потом в лесотундре и, наконец, по открытой ступени отходившего когда-то Белого моря. Делом 5 минут было найти "нашу" триангуляционную вышку и место предыдущей стоянки, на которой в нетронутом состоянии оставались забытые 2 года назад носки и даже относительно живые капли в нос;) Возвращаясь в такие места не через месяц, а по прошествии нескольких лет, понимаешь истинный смысл слов "ничего не меняется"...
Не смотря на общую усталось, сон по приезду со всех как рукой сняло. Еще долго лагерь колобродил, расставляя палатки и приготовляя еду... и выпивая самую вкусную рюмку - первую после доооолгого напряга;)
(вечер... морское разноцветное небо)
Погода была отнюдь не жаркая, но как настоящие северяне, мы с Димоном даже искупались в море, пока ездили за водой на Лодочный ручей.
(местность вокруг стоянки и подведение финансовых итогов; все 4 снимка с Кирюнделевского фотика)
(озеро недалеко от стоянки... чуть позже там встал рыбак, поэтому лично я туда так и не прогулялась; с Кирюнделевского фотика)
(это раньше нам казалось, что местные комары могут только летать и кусать... но ничего подобного... они хорошо ориентируются в направлении ветра; ползают по куртке и даже с удовольствием ездят на шапке; с Пашкиного фотика)
(беломорский прибой; все 3 фото с Пашкиного фотика)
День 1. 3 июля. Пустыня без бани
Ради этого дня и этих впечатлений я тащила за 1500 км нещадно пожирающий бензин внедорожник!
Мы существенно обогнали "график". Вместо того, чтобы приехать под утро второго дня, мы достигли запланированной стоянки уже к вечеру, спокойно отоспавшись за "темное время суток" (если можно так назвать незначительное, практически не видное глазу изменение освещенности).
Вместе с "графиком", поехал и первоначальный план. По задумке в этот день мы должны были отдыхать и отсыпаться. Но, радуясь случайно освободившемся часам, мы решили не тормозить и отправиться в пустыню прямо сегодня. Все равно было слишком холодно, чтобы сидеть и тупить в лагере. Жесткий ветер сдувал все, что оказывалось на его пути, начиная от палаток, и заканчивая нами... показывал, видимо, кто здесь настоящий хозяин!
(Леха утепляется)
(картинки из жизни стоянки)
(с Кирюнделевского фотика)
(Пуховик в летнем отпуске еще никому не мешал!;) )
(с чем там не было проблем, так это с дровами... море всегда приносит уйму всякого хлама. попадаются и вот такие интересные экземпляры)
Если изначально мы думали, что, отправляясь в радиалки, лагерь будет сворачивать и складывать в Опель, то на месте, не смотря на популярность этого отрезка берега среди всяких туристов-шашлычников, решили убрать только ценные вещи. Честно говоря, мне сложно представить себе человека, который пойдет тырить палатку или спальник из целикомстоящего лагеря, рядом с которым припаркована машина и периодически крутятся люди... Ведь, даже если людей в данную секунду не видно и не слышно, они могут быстро повылезать из палаток!;)
Лодочный ручей - единственная после Кашкаранцев водная преграда с мостом, обозначенная отдельным указателем. Сразу же после него есть накатанный поворот в лес со знаком "уступи дорогу", который ведет к базе КолаТрэвел. Именно там мы думали заказать себе баню...
Еще находясь в Питере, Ванич писал по этому поводу в их офис (кажется, в Мурманск) и там ему ответили, что баня будет стоить нам 2000 р за вечер. Дороговато, честно говоря, для такого края географии. В надеждах на то, что у местных баня может быть существенно дешевле, я обратилась к своему давнему тировскому знакомому (он ездит в те края регулярно исключительно с рыболовецкими целями). С его контактами не срослось, так что у нас оставался единственный вариант; мы хотели подъехать к бане на Лодочном ручье лично и заказать истопку на вечер.
(погрузились - и в путь; с Кирюнделевского фотоаппарата)
(у Лодочного ручья; слева видно домик на базе КолаТревел; с Кирюнделевского фотика)
Как оказалось в реальности, баня еще не построена;) Похоже, в офисе не очень хорошо представляли себе, что творится "на местах"...
Отказавшись для себя от дальнейших напрягов на тему банного вопроса, мы отправились дальше по берегу... Дорога, начавшаяся для нас с грунтового отворота еще накануне, на самом деле раньше была основным способом сообщения с Варзугой. Сейчас, однако, мосты через ручьи сгнили, поэтому по-идее дорога не должна использоваться никем, кроме "туристов" вроде нас. В реальности же - это фактически единственный способ попасть на простеньком внедорожнике в Кузомень и Устье Варзуги (про легковые машины я молчу изначально). В этом краю населенного мира есть три деревни: две из них стоят там, где Варзуга впадает в Белое Море (Кузомень и Устье Варзуги)... а одноименный населенный пункт, как это ни странно, находится километров на 20 выше по течению; раньше туда вел зимник, который позже был переделан в тот самый грунт, по которому мы приехали на Терский берег. Вдоль реки между деревнями так же есть дорога, но примерно половина проходит по пустыне и проехать по ней может далеко не любой обладатель полного привода. Последнее время дорогу подразмесили, поэтому в большинстве своем используется именно "морской" путь. По нему-то мы и двинулись в пустыню... В восьмером... на одной машине;)
Как мы влезли? Все просто: два человека спереди, три сзади, один в багажнике и двое на порогах. Изначально планировалось, что сзади будет четверо, а в багажнике двое. Так мы бы все утрамбовались под крышу автомобиля, если что.
УАЗ, честно говоря, оказался не очень предназначенным для работы в качестве маршрутки на бездорожье;) Все-таки экипаж должен ограничиваться количеством пасадочных мест;))
(первая достопримечательность по пути... больше всего напоминающая, ступень от ракеты; белые шарики - наполнитель)
Север - везде разный. Почему-то передвижения по Рыбачьему оставили у меня совсем другие впечатления, хотя там вроде бы и тундровая растительность та же, и тот же хлам валяется вдоль берега. Почем-то район Варзуги кажется более обитаемым и более близким к дому (хотя, формально расстояние то же). Здесь, как там, были и остатки деятельности военных, и брошенные домики, и броды... но почему-то не ощущалось этого безграничного простора - огромного мира, казалось бы, мертвой, но очень живучей тундры.
(колодец или погреб около разрушенной избы на берегу)
(естественное укрытие, переделанное в шалаш)
(наиболее целая триангуляционная вышка)
(вид с вышки; на правом кадре - вынимаем занозу из первого пострадавшего; с Пашкиного фотика)
По пути был лишь один сомнительный брод, который удалось объехать по берегу моря.
(объезд брода; с Кирюнделевского фотика)
(брод и его объезд с Лехиного фотика)
Около следующего ручья дорога спустилась на отливную полосу, где к тому времени практически полностью пропали камни. Наверное, в прилив здесь тоже можно было бы ехать, но надо было бы четко представлять, что там точно нет никакого камешка или топляка!
(выезд на отлив; с Кирюнделевского фотика)
Уже двигаясь по берегу, мы добрались до двух рыбачих тонь: одной брошенной с гнилыми лодками и другой подобной аттрибутикой, а другой - вполне себе живой. Рядом с живой на берегу стояла моторная лодка... Из-за отлива она оказалась выше уровня воды и мы на машине объезжали ее со стороны моря... Странное, надо сказать, занятие... объезжать ЛОДКУ со стороны ВОДЫ;)
(рыбачья тоня)
(а домик то изнутри еще огого!... такой не скоро сгниет... все 4 снимка с Кирюнделевского фотика)
(с Лехиного фотика)
(с Пашкиного фотика)
(продвижение по берегу)
(VIP место на пороге... там даже пиво подают через открытую форточку! с Кирюнделевского фотика)
(местный дорожный указатель; с Пашкиного фотика)
(с Пашкиного фотика)
Еще одна достопримечательность, где мы не могли не сфотографироваться, целых два дорожных знака на перекрестке прибрежной дороги с отвороткой, уходящей в пески...
(с Лехиного фотика)
Где-то там, по дороге, мы и услышали первый "бум" - с одной стороны колесо отработало на яме гораздо сильнее, чем с другой. Позже мне показалось, что это и было первым "позывом" проломанной рессоры.
Продолжение следует...
К содержанию
Комментариев нет:
Отправить комментарий