17 августа 2009 г.

Край Архангельский. День второй - часть 1

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

2 августа (воскресенье). День "культурной программы"


(примерная схема наших передвижений на второй день; найти ее можно в Картах Google по ссылке maps.google.ru)

Общий пробег за день: 290 км
Из них грунт: 150 км, из которых 80 км - отвратительного качества



Учитывая то, что накануне мы все отрубились не позже 16 часов, подъем планировался на 5 утра. Но против таких сонь как мы любые логичные умозаключения бесполезны! Даже после более чем 12 часов сна, мы все равно проспали на час, оторвав головы от подушек только в 6 утра.
Из-за обилия вещей завтрак и сборы заняли 3 часа. Позже я пыталась по-разному подходить к процессу упаковки Патриотовского багажника; я даже пробовала начать его складывать сразу же после подъема, не дожидаясь завтрака. Но радикально улучшить трехчасовой результат не получалось никак. Дабы все влезло и ничего не осталось забытым, сборкой багажника должен был заниматься один человек и это, как ни крути, отнимало уйму времени. К слову, трехчасовая погрузка - это еще одна причина, почему в будущем я хочу жестко ограничивать барахло и его распределение по транспортным средствам... Я, конечно, не против "силовой зарядки" по утрам... Но, честное слово, лучше бы я это же время потратила на плаванье;))

Так или иначе, к 9 утра мы уже были в Вытегре.
Вытегра - райцентр района Вологодской области, знаменитого своими финно-угорскими корнями и карстовыми озерами. Кроме того, исторически сложилось, что Вытегра (Вянга, Вягинская пристань) была значимым транспортным узлом на пути в сторону Архангельска и, в последствии, строящегося Санкт-Петербурга. Небольшой исторический очерк о Вытегре можно найти на сайте администрации Вологодской области: http://vologda-oblast.ru/main.asp?V=196&LNG=RUS.


(герб Вытегры)

Не смотря на то, что Вытегра считается крупным портом, до нее так и не дошла железная дорога. Мне кажется, есть какой-то смысл в словах тех, кто считает, что развитие северных (о других направлениях судить не возьмусь) городов определяется именно наличием железнодорожной станции. В Вытегре ее нет, поэтому кажется, что в воздухе витает некий дух далекой провинции. Быть может, я не права.
Мы проехали через город почти транзитом, лишь немного посмотрев по сторонам. То, что предстало перед глазами (и оставило как раз упомянутый выше осадок провинциальности) в официальных источниках звучит так:
"Генеральный план застройки города Вытерге был сформирован в 1776 году. На правом берегу особенно сохранилась историческая застройка, старые дома в классическом провинциальном стиле, центральная торговая площадь, пятиглавый Воскресенский собор (1796-1800) с трапезной и колокольней, увенчанной шпилем. В левобережной части города, на Красной Горке, возвышаяется массивная Сретенская церковь в псевдорусском стиле (1869-1873), ныне – краеведческий музей. Неподалеку от нее стоит деревянная Исакиевская часовня (1881), привезенная сюда из окрестностей Вытегры. Ранее часовня стала на Беседной горе в память беседы Петра I, бывшего тут проездом из Архенгельска в Петербург, с крестьянами", - http://www.vitegra-mrl.ru/.Вот здесь есть подборка статей по Вытегре: http://www.booksite.ru/fulltext/1us/tuz/na/.

Так для справки... Википедия отмечает следующие достопримечательности Вытегры:
* Краеведческий музей
* Воскресенский собор (1796—1800)
* Сретенская церковь (1869-73)
* Музей «Подводная лодка Б-440»
* Дом-музей поэта Н. А. Клюева


Мы не были ни в одной, но, учитывая относительно близкий путь в Вытегру от СПБ, что-то мне подсказывает, что мы еще там окажемся...

Столь ранним воскресным утром улицы были пусты. Порадовало то, что даже в 9 утра были открыты необходимые нам магазины: требовалась дозакупка кое-какой еды и хозяйственного хлама для будущего производства настоек в походных условиях и лечения Нивского пыльника. А вот с заправками в Вытегре оказалось туго: на выезде с второну Вологды заправки просто нет... Пойманный по дороге "язык" указал на въезд со стороны Питера, так что за бензином нам еще дважды пришлось пересечь город, снова постояв на первом шлюзе.


(автор - Кирюндель; светофор у первого шлюза Волгобалта; пропускает потоки то в одну, то в другую стороны)

 
(автор - Кирюндель; первый шлюз Волгобалта)

  

(автор - Кирюндель; первый шлюз Волгобалта)

Надо сказать, что мы были исключительно правы, когда не поленились таки вернуться и заправиться. Учитывая наши дальнейшие круголя, заправку мы встретили только на следующий день в Каргополе, причем к этому моменту уже успели почать "неприкосновенный запас" в канистрах.
К слову, когда мы все-таки заправились и уже на всех парах неслись в сторону следующей точки, пойманный ранее "язык" сидел ровно на том же месте и ровно в той же позе, где мы его застали во время первой попытки выехать. Нетороплива северная жизнь... и люди, погруженные в нее.

Первой точкой культурной программы стала развалина в селе Анхимово, которое находится совсем рядом с Вытегрой по трассе в сторону Вологды. С асфальта туда ведет вполне терпимая отворотка по одноименному указателю.


(если мне не изменяет память, то она тут... мы, на самом деле, ехали наобум)

На сегодняшний день в Анхимово сохранились останки двух культовых сооружений. Первая - Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Вытегорском погосте (http://www.temples.ru/card.php?ID=5023). Ориентировочная дата постройки - 1780 г. От церкви осталось не так много, но общие очертания еще угадываются...

 
(автор - Кирюндель; общий вид развалины с дороги и свод самой высокой части)

 
(автор - Кирюндель; пол был в свое время сделан добротно!)

 

 
(более крупные версии двух этих фотографий есть у меня на Google: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/qIS6m6Z0gWsmDaAI2R18Ww?feat=directlink и http://picasaweb.google.ru/lh/photo/tUMW1Kc5IhyPcD-J5P29tg?feat=directlink)

 
(внутри на стенах сохранились еще некие следы росписей...)



 
(автор - Коляныч)

 

 
(автор последних двух фото - Коляныч)

Вторая - Церковь Всех Святых на Вытегорском погосте (http://www.temples.ru/card.php?ID=8897), выполнявшая роль усыпальницы. Дата постройки - 1905 год.

 
(фото слева есть в более хорошем качестве в альбоме Google: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/94r1WX-NrGS0sgpwvtogtg?feat=directlink)

 
(автор - Коляныч)

 
(внутри - снимки через закрытую дверь; судя по покрашенным в белый типично-советский цвет стенам, помещение использовалось то ли под склад, то ли с какой-то подобной хозяйственной целью)

Была в Анхимово и третья церковь, слава которой во много раз превосходила две предыдущие. Однако, советское время она не пережила.
"...В 1963 году сгорела двадцатипятиглавая деревянная Покровская церковь, что стояла в селе Анхимово близ города Вытегры в Вологодской области. Какие-то пьяные мужички развели около нее костер. А была она старшей сестрой знаменитого ныне Преображенского храма в Кижах, что славен своим двадцатидвуглавым завершением. Множеством восторженных эпитетов награжден он: «феерия куполов», «деревянное диво», «рукотворное чудо», «звезда русского Севера», «жемчужина деревянного зодчества». Так же могли бы назвать и Покровскую церковь на Вытегорском погосте, была бы она жива... Построили и освятили ее в 1708 году, на шесть лет раньше Преображенской. Да и по количеству глав превосходила она кижский памятник. Однако в архитектуре двух церквей много общего. Потому и предполагают, что обе построены одним мастером...", - http://www.trip-guide.ru/page_297.htm.

Пока гуляли, сняли еще несколько картин типичной для тех районов жизни:

 
(автор - Коляныч)


(автор - Кирюндель; типичная северная застройка... такие дома повсюду на севере Вологодской области и в крае Архангельском)


(не менее типичная, но кривая застройка)

В этот день нам не особо подфартило с погодой. Небо было невыразительно светло-серым; ни солнца, ни типичных для севера низких темных туч. Что-то среднее и совершенно не дополняющее кадр.

Следующим пунктом нашей "культурной программы" должны были стать поиски самолета ИЛ-2, разбившегося во времена Второй Мировой в вологодских болотах. Точка была обозначена Геокешерами, как место закладки их "клада". Поиск контейнера нас не особо интересовал, но вот найти самолет в лесу показалось нам весьма интересным предприятием. Подлинно о дороге было известно следующее: "...в точке 60.57.494 36.34.717 повернёте направо,в точке 60.57.663,36.34.911 машину оставьте и дальше пёхом-недалеко.Ориентируйтесь по визиркам (затёсам) на деревьях...", - это цитата со страницы тайника на Геокешинге.


(две упомянутые выше точки, положенные на карту)

Как видно, к указанным точкам идет некая тропинка с трассы, поворот на которую мы нашли далеко не с певого раза. На местности существует аж три потенциально подходящих дорожки, только одна из которых действительно ведет в лес и не начинается с полного бездорожного "алеса". Дважды мы проезжали этот вариант, т.к. он нам казался уж слишком непохожим на правду; пробовали более очевидные дороги, даже среди домов.
Последнюю отворотку проверяли уже не машинами, а ногами. С третьего раза таки повернули, куда надо. Сразу на съезде с трассы была небольшая лужа, где Нива даже малость покопалась.
Сразу было видно, что отворотка не пользуется особой популярностью: дорога не расквашена; крайне высокая трава не только в середине колеи, но и по ней самой.
Кстати, все то время, пока мы искали нужный съезд с трассы, пассажиров Нивы мучал страшный шум... Но об этом далее...
Достаточно быстро доехали до первой развилки (точки 1), но вот машины пришлось оставить прямо там. Путевые указания говорили о том, что надо ехать по откровенно-лесной дороге направо, которая заросла по самое "немогу". Трава выше колена не позволяла разглядеть возможные камни (а, вобщем-то, только они и пугали) в борозде посередине. Т.е. чтобы ехать лишние 500 метров, надо было бы высылать штурмана вперед для осмотра дороги. Решили не напрягаться и пройти это расстояние пешком.

Дальше начались "разброд и шатания";) Ноутбук был почти разряжен и отказывался работать при незаведенной машине. Аккум от УАЗика с собой не возьмешь. Да вобщем-то и не предполагалось, что нам потребуется определять какие-то координаты вне машины (предполагалось, что до последней точки поворота мы именно доедем); дальше - найдем очевидную тропу.
Я люблю все "резервировать";) Специально на такой случай у меня с собой был КПК-шник с модулем GPS и установленным Озиком. Даже без карты он мог привести нас к точке по белому листу. Однако, точки эти надо было туда еще забить и сделать эту операцию на ходу было нереально. Я затупила у машины, пока переносила точки с ноутбука на КПК... Почему-то отказавшись немного подождать, экипаж Нивы рванул вперед совершенно в противоположном направлении (ибо лесная дорога показалась им более очевидной).
Кое-как добив две точки, мы отправились догонять наш нетерпеливый авангард. Впередиидущие надеялись, что где-то мы увидим отворотку прямо в болото к самолету. Но, пройдя метров 500, они поняли, что все было бесполезно. Дорога проходит мимо и отворотки не планируется.
Догоняя первую группу "в полосатых купальниках", я пыталась поймать спутники (мой модуль к КПК-шнику отвратительно работает в лесу - это известное дело... именно поэтому я сейчас завела канитель с покупкой нормального портативного Гармина). Кое-как определив таки свою координату и сравнив ее с положением самолета, мы прикинули кратчайший путь через лес... и метров через 200 свернули в самое болото;) Очень в тему была фраза: "Кто ходит напрямик - дома не ночует".


(автор: Коляныч; болото - вот примерно в такое; в частности, этот снимок сделан с лесной дороги на обочину)
500 метров через болото были много напряжнее, чем любые обходы по траве (от точки, где стояли машины). Сухих ног на всю нашу ораву в итоге осталось максимум 2 или 3, причем все они принадлежали разным людям;) Периодически проверяя правильность продвижения по GPS в прогалинах леса и пожирая огромную и вкусную чернику, коей было там очень много, мы таки вышли к самолету. Останков оказалось несколько меньше, чем мы себе представляли...


(автор - Кирюндель; это и есть "самолет")
Как и ожидалось, к самолету была протоптана некислая "туристическая" тропинка, только совсем с другой стороны (с той самой точки, где мы должны были оставить машины по рекомендациям Геокешинга).

 
(традиционное "фото с флагом"; более крупный вариант левого снимка есть на Google:
http://picasaweb.google.ru/lh/photo/GwscqJTY_6hgqVa4dg8viw?feat=directlink)

На столбе рядом была приколочена табличка, обозначающая причины появления самолета в лесу. Дабы не портить Геокешерам "малину", не буду раскрывать ее содержания;) (фабула тайника именно в надписях на табличке)



На обратном пути мы не стали ломиться через бурелом и спокойно прошли по "туристической тропе". Небольшая зарисовка по пути:


(гриб, растущий на пне; более крупный вариант снимка есть на Google: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/Q0ASJPADYAIUxk-reHZISw?feat=directlink)

Как оказалось, на машинах все же можно было пробраться туда, где стояла последняя точка в описании.

На улице было не по-северному жарко и после этого импровизированного марш-броска все мечтали исключительно о купании. На небольшом перекуре у машин решали, что делать: искать место для купания прямо тут (рядом было озеро Нагажма, но к нему не было видно никаких подъездов) или ехать дальше и купаться где придется? Немного остыв, решили ехать...
К слову, по возвращении экипаж Нивы обнаружил причину столь долго мучившего их странного шума: не прикрученные колеса. Серегин брательник их откручивал за несколько дней до отъезда и возмущенный водитель списывал вину на него. Забавно, как оно так выходит... Всего лишь несколько лет назад я сама чуть не убралась из-за такой же оплошности, но уже в Серегином воплощении. Воистину, "эффект бумеранга".

Следующей запланированной точкой (где мы думали заодно мокнуться) был очень нетипичный для равнинной вологодчины водопад на реке Тихманьга, тоже, кстати, от Геокешинга. На всех картах водопад имеет совершенно обычное и абсолютно предсказуемое название Падун.
От поворота к ИЛ-2 мы вернулись немного по шоссе до Белоусово, переехали через очередной шлюз, прокатились по плотине с приоритетом движения, после чего проехали по грунту через Боярское и Сперово и двинулись дальше в лес. В Сперово УАЗ пытался остановить какой-то алкаш, но мы даже и думать не стали о том, чтобы остановиться и узнать, чего он хочет. Местный, так сказать, колорит...


(примерное расположение водопада)

Ожидаемых после предыдущей точки трудностей не случилось; с дороги к водопаду ведет протоптанное "шоссе" и даже указатель висит (нарисованный от руки на куске доски). Тропинка через лесную чащу даже отмечена красными веревочками.


(автор - Конопель; лесная тропинка к водопаду)

 
(вид водопада; купаться предполагалось в этой чаше, но как-то смущало течение, мелководье и скользские камни... а ведь мы даже полотенца взяли из машин! К слову, правый снимок есть в более крупном варианте на Google: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/aJwpQnk7hCRgecbjikvbRA?feat=directlink)

(вид вниз по течению реки; в более крупном вариант снимок так же есть на Google: http://picasaweb.google.ru/lh/photo/h97vnLXiwApaWqLYT4E3bw?feat=directlink)

Уже на выезде с Тихманьги флаг, до сих пор только мешавший нам во время передвижений, обрел свое место в Патриоте. Долго потом еще труба от флага путешествовала у меня на рейлинге (даже после возвращения в СПБ).

Вернулись обратно к Волгобалту мы уже в мечтах о перекусе.

 
(автор - Конопель; вид с плотины при втором шлюзе на Волгобалте)

 
(плотина у второго шлюза Волгобалта)


Пора, пожалуй, сделать небольшое лирическое отступление о самом Волго-Балте.
В этот день мы пересекали шлюзы раза 4, не меньше.
Интерес к этому водному пути у высших мира сего возник еще в Петровские времена. По результатам изысканий, при множественном воровстве средств и т.п. была построена Мариинская водная система, на сегодняшний день причисленная к одному из Чудес России (http://www.ruschudo.ru/miracles/2311/). Первые суда пошли через систему в начале XIX века; к этому времени на водному пути протяженностью более 1000 км было построено 30 шлюзов, причем все они были деревянными.
В советские времена водная система была преобразована в Волго-Балтийский путь. Название было изменено после генеральной реконструкции в середине XX века, в рамках которой большая часть деревянных шлюзов была заменена более капитальными сооружениями.
Теперь водная система считается глубоководной (пропускает суда с осадкой 4 м. В общей сложности в систему входит около 5 тыс. км. водных путей, где установлены: "...11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, три гидроэлектростанции, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5000 знаков судоходной обстановки, 273 единицы обслуживающего флота..." (С) Википедия.
Сейчас после упадка в 90-х годах водную систему снова хотят реконструировать, т.к. грузопоток увеличивается, а альтернативы водному пути, по сути, нет.
А вот автомобили (по моим собственным ощущениям) на водной системы - достаточно не типичный и весьма притесняемый элемент. Почти все шлюзы имеют настолько узкие мосты, что на них четко устанавливается приоритет движения даже для легковушек. По дамбам так же не всегда можно разъехаться двум крупным машинам. В самой Вытегре, как я уже писала, на шлюзе вообще был установлен светофор, определяющий очередность проезда.


(автор - Коляныч; встречаются на Волгобалте и такие вот забавные знаки)


(автор - Конопель)


(автор Кирюндель)


Ну и несколько зарисовок Волго-Балтийского водного пути:

 
(автор - Кирюндель; шлюзы)

 
(Автор - Конопель; наш очередной проезд через шлюз)

 
(автор - Кирюндель; вот такая вот желтая вода в Волгобалте)

Кстати, многие поселки в том районе формировались вокруг точек обслуживания Волгобалта, поэтому получили названия вроде Волоков мост... или Анненский мост.

Но вернусь к нашим продвижениям. В очередной раз немного задержавшись на Волгобалте, мы вернулись на трассу Вытегра - Вологда и отправились дальше с мыслью сегодня достичь как минимум Каргополя. Ключевой фразой этого дня было: "У нас перегон всего 150 км, поэтому мы можем позволить себе потупить".
Начало трассы (на участке между Белоусово и Девятинами) не порадовало. Узкая дорога, где практически негде обгонять, с постоянными "паровозами" с грузовиками во главе и периодическими населенными пунктами. Достаточно долго шансов на обгон не было... Но стоило нам вырваться из паровоза, как мы не могли не остановиться на дороге: там стоял пивной ларек;))
Оказывается, в деревне Белый ручей есть собственный пивзавод, где мы пополнили свои запасы пива и кваса. Надо сказать, не такое уж и плохое там пиво, хоть и мало напоминает то, что нам так понравилось на Кольском... Квас - тоже вполне приличный.
В качестве закуски Властелин взял (видимо местной) рыбы, которую, правда, я не дала ему прямо на ходу жевать в Патриоте;)

Кстати, тут есть небольшая подборка фотографий с Белого ручья: http://fototerra.ru/Russia/Belyj-ruchej/Vasilisa-59-1725.html. А вот никаких сведений о пивзаводе в инэте найти не удалось.

Очень быстро мы приехали к первой ключевой для этого дня развилке.

.... продолжение следует...


Продолжение следует...
К содержанию

Комментариев нет:

Отправить комментарий