18 августа 2009 г.

Край Архангельский. День 6 - часть 1

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

6 августа (четверг). Путь в Семжу


(схема наших передвижений на шестой день; оригинал можно найти в картах Google по ссылке: maps.google.com)

Общее расстояние: 420 км.
Из них: 285 км - грунт и 35 км по воде на баркасе.



В эту ночь мне не довелось поспать. У нас была продумана сложная схема со сменными водителями: Я и Серега планировали рулить накануне до Архангельска, после чего меня должен был сменить Димон, а Серегу - Пашка, прилетающий на самолете. В планы, однако, были внесены некоторые изменения: Димон рулил до Архангельска, плюс не так много спал, поэтому к выезду на Мезень его уже вырубало. Серегу - тоже. Пашка сел за Ниву. Таким образом, все потенциально-свободные сменщики были еще в худшем состоянии, чем я.
Честно говоря, учитывая нашу "плотную упаковку", я не менялась не потому, что мне было очень комфортно рулить, а потомучто водительское сидение было единственным местом, где под ногами и на коленях не стояло никаких пакетов;) Мы готовились к двойной дневке на Белом море, поэтому набрали овощей для салата, свежего Архангельского пива и т.п... Буржуи;)... Все это, естественно, рассредоточилось по машинам, вместе с двумя дополнительными людьми. Т.е. при том, что изначально места было не так много, сейчас его совсем не осталось.
Первое время путь не мог не радовать. Километров 50 от Архангельска нас сопровождал асфальт, после чего он закончился, как мы думали, окончательно. Глупо было ожидать отличной дороги там, где нам пророчили очередное "направление" из разряда "Вытегра - Каргополь" (да, да... этот отрезок трассы уже к этому моменту стал нарицательным... и остается им до сих пор).
Грунт с редкими лесовозными отворотками в лес вел через спящие населенные пункты; его ширина все уменьшалась, а качество - падало. Это хорошо, что наш "полупроводник" из Архангельска предупредил, что в определенный момент дорога станет похожа на проезд между двумя полями... а то бы точно занервничали и начали бы тыкать пальцем в ноутбуки с картами, чтобы понять, куда ж нас нелегкая занесла.

Здесь начинался мир без ДПС. Рассказывали, что во времена, когда дорога на Мезень существовала только в виде зимника (а это было всего-то с год назад) с этой точки в особо холодные и снежные дни было принято выпивать стакан - для хорошего прохождения бесконечного болотного участка. ДПС дальше встретить было невозможно, а вот засаду холодную - вполне. Я уже не помню, кто из коренных жителей Архангельска стал источником этой информации... не знаю, правда ли это... но точка примерно в районе поворота дороги с берега Северной Двины вдоль берега Пинеги у меня в мыслях почему-то стала напоминать точку у пьяного ручья перед перевалом на Муста-Тунтури (в районе п-ова Рыбачий). Правда в более цивиллизованном варианте. То же ощущение "ухода вникуда" после рассказов о том, что "оттуда могли и не вернуться"...
Где-то до этой точки нам еще посчастливилось пару десятков километров проехать по асфальту (на моей карте в Гугле так и отмечен асфальт до самого поворота к берегу Пинеги, хоть там и были достаточно большие грунтовые участки... просто ночью трек не писали и не запоминали моменты начала / конца хорошей дороги).
На этом асфальт на ближайшие несколько дней для нас закончился.
К окончанию асфальта мои пассажиры беспробудно спали, не смотря на неудобство размещения. А я, вглядываясь в сгущающийся утренний туман, пыталась любыми средствами отогнать дрему. Музыка, открытая форточка... остановки раз в 100 км (четко по километровым столбам) для разминания ног.
Дорога вела нас по Беломоро-кулойскому плато - огромной территории залегания карста. Это одновременно и изюминка, и большая проблема всего Пинежского края. Аргеологические и геологические особенности карста привлекают исследователей со всей страны в загадочные постоянно меняющиеся пещеры. Одновременно с этим поверхностный карст всегда препятствовал развитию капитального транспортного сообщения между Архангельском и Мезенью ("напрямик").
Недры Беломоро-Кулойского плато богаты минералами, поиски и добыча которых начались еще в дореволюционное время, а геологическая съемка плато была проведена еще в первые довоенные годы советской власти. Тогда же было принято окончательное решение о невозможности строительства между Архангельском и Мезенью железной дороги. Вот тут (http://www.nordspeleo.ru/cca/kipp/1_2_kipp.htm) есть достаточно подробный очерк об истории изучения карста при-пинежья.
На пещерах Пинежского края и своем желании их в будущем посетить я еще остановлюсь подробнее, а пока лишь хочу отметить, что карст (а точнее обсуловленный карстом сильно выраженный рельеф Пинежского края) сделал дорогу извилистой и весьма не простой, особенно для сонного водителя, пробирающегося через туман-молоко. Мы шли через небытие со всеми возможными световыми приборами и аварийкой, чтобы не стать случайно помехой на дороге какому-нибудь "залетному" уазику;)
Отрезок с горками и опасными поворотами закончился в районе Голубино - после пересечения так называемого Кулогорского уступа, где у нас была очередная остановка для разминки. В Голубино свою машину оставляли наши витруальные спутники - Надин начальник с коллегой. По моим подсчетам (взятым отнюдь не с потолка, а с генштабовской карты) нам оставалось еще около 100 км до Кимжи и парома через Мезень. Положившись на этот расчет, мы совершенно зря решили не доливать баки на последней заправке в Пинеге и двинулись дальше. Кстати, в самой Пинеге заправка даже не одна: там есть Статойл прямо на трассе, Лукойл (на повороте на Кривые озера) и какое-то барахло, видимо, для заправки тракторов.
Миновав Уступ, мы в очередной раз за нашу многодневный путь в Мезень "попали в другой мир". Карстовый совершенно непредсказуемый рельеф сменился сначала соснами и песком, а потом, уже после развилки на Мезень, большими участками бескрайнего торфяного болота с прямой, как стрела, грунтовкой, положенной "как есть"... как по линейке. Пускай и редкие, но все же жилые населенные пункты, сопровождавшие нас всю дорогу от Архангельска, закончились. Не смотря на вполне автомобильную дорогу, все окружающее пространство дышало отсутствием человеческой руки. На откосах дороги регулярно попадались свежие следы диких зверей. Но не смотря на эту общую "дикость", под утро, уже при солнечном свете, отрезок Кулой - Мезень выглядел гораздо более радужным, чем дебри тайги поверх карста.
Прямые участки ровного (в отличии от района Пинеги) грунта усыпляли гораздо больше. Однако, сон как рукой сняло, когда на определенной горке мне под машину вылетел огроменный глухарь. Ужин из ресторана "Баку" уже успел перевариться, поэтому глухарь мысленно был моментально преобразован в готовое блюдо на тарелке, после чего нога сама даванула газу. Он летел буквально в метре от моего капота, но мы не могли его догнать, не смотря на скорость около 60 км/ч. Мы мееедленно приближались к активно сваливающей добыче, но УАЗу просто не хватило силы рывка для того, чтобы сбить птицу на скорости. Глухарь какое-то время быстро шевелил крыльями, сваливая от нас по ходу движения, после чего догадался увернуться в лес. А жаль, проснулась и активно облизывалась к тому моменту не только я, но и пассажиры.
Нам потом рассказывали, что горка эта - известна местным жителям, и особо удачливым получается приехать домой (в Мезень или Кимжу из Архангельска) без ружья, но с добычей. Кто-то даже назвал цифру 16 глухарей на одной Волге за осень, но, думаю, как и в большинстве охотничье-рыболовных расказов, цифру стоит поделить на "48".
Надо сказать, что после Кулоя, то направо, то налево с дороги уходило множество отвороток. Естественно, даже не стоит пытаться искать их на картах; часть из них видна на спутниковых снимках Гугл... к сожалению, ни одна заведомо не ведет к побережью (слишком далек там путь через бесконечные тундровые болота), но большинство подводит к Кулою и в будущем может быть исследовано на предмет хорошей рыбалки / охоты / грибочков / ягодок и т.п...
Единственный населенный пункт по пути - Совполье - находился почти посередине между последней крупной развилкой и паромом на Мезень; и мы наткнулись на него примерно на том расстоянии, где уже рассчитывали увидеть саму Великую Реку. Естественно, примерно с этой точки мы начали нервничать на тему бензина. Мои 3 канистры еще в районе Каргополя были признаны перезакладом и для экономии веса из них была оставлена только одна. Вот на нее-то и оставалось рассчитывать двум машинам на пустой трассе.
Суммарная ошибка в расчетах получилась чуть меньше 100 км; дорога ("зимник"), указанная на генштабовской карте, нисколько не совпадает с тем, что есть в реальности. Причем, большая часть этой ошибки идет действительно непроходимыми болотами, куда даже с дороги спускаться не хочется.
Раньше здесь шел зимник, по которому особо одаренные умудрялись пробиться и летом, но длительность пути до Архангельска невозможно было предсказать. Мне всегда очень нравится такое вот отношение к транспорту, передвижениям и вероятным задержкам в пути у жителей отдаленных районов: ну опоздал на сутки... ну и что? ... были же обстоятельства! (шторм, метель, непроходимый зимник)... И ведь это действительно обстоятельства, на которые люди привыкли смотреть как на нечто, что в порядке вещей в их крае. Как мы привыкли смотреть на автомобильные пробки и ДТП из блондинок.
Капитан баркаса рассказывал, что в свое время, когда они пробились на буханке в Архангельск, а потом проехали до Вологды, с ними даже фотографировались местные жители, ибо все знали, что не существует нормальной проходимой трассы до этого населенного пункта. Он же рассказывал, что, порой, путь туда-обратно до столицы края мог занять 17 суток. Машины (преимущественно УАЗики... здесь это любимый легковой транспорт местного населения) рубились, садились... их выкапывали и снова садились... таскали друг друга... ждали тракторов... Зимник летом был отдельной жизнью.
Дорога для обычных машин была открыта здесь всего год назад. Естественно, построены разом были не все 400 км, а лишь этот болотный участок (около 38 километров, как писал местный Автодор). Но по нему сразу видно, сколько денег пришлось вложить, чтобы легковушки смогли добраться до Мезени не только в 4 - 5 зимних месяцев. Не знаю, в каких объемах средства расползались по карманам, но огромная их доля дошла до конечной цели. Хотя до сих пор бытует мнение, что на Мезень ведет не дорога, а лишь направление (об этом мне говорили "компетентные источники" еще перед выездом из СПБ).
Кстати, работы по строительству велись не только в летнее, но и в зимнее время (технологическая особенность, диктуемая болотом).
Судя по данным Архангельского автодора, даже это чудо дорожного строительства не обеспечивает круглогодичный контакт населенного пункта с остальным миром. Дважды в год дорога закрывается на месяц из-за отсутствия переправы через Мезень. Позволяет ли она при этом проехать до Совполья и Кимжи я не уточняла. Есть подозрение, что известная российская проблема под названием "распутица" должна как-то и здесь сказываться... К слову, во время такой вот "распутицы" на сегодняшний день существует только один способ добраться до города Мезень - самолет. Морской путь уже давно не функционирует для пассажиров, а авиаперевозчик, будучи монополистом, по словам местных жителей, заряжает цены. Их мнение нельзя назвать субъективным, т.к., согласно голым цифрам, получается, что билет Архангельск-Мезень стоит чуть ли не столько же, сколько билет Архангельск - Санкт-Петербург (на момент нашей поездки стоимость билета была 3,5 тыс.; самолет летал 3 раза в неделю). Так что, когда выбора нет, местные жители вынуждены пользоваться таким вот небюджетным способом доставки.
Вообще жизнь в столь отдаленном городе обрастает совершенно не теми проблемами, которые привыкли видеть жители больших городов. Хотя что-то общее все же есть. В "цивиллизации" очень сильно играет роль то, что некоторые считают себя "выделенными" из общей людской массы... в а глубинке - есть большая проблема монополистов на рынке (будь то транспортный или любой другой). Увы.
Перед самой Кимжей дорога пересекает небольшую речку, через которую перекинут понтонный мост. Здесь вообще строительство постоянных переправ связано с рядом сложностей. Весной (май июнь) из-за обилия тающих снегов, а также в летнее дождевое половодье не достаточно высокие переправы просто смоет. Зато вот мне искренне не понятно, как по таким мостам ездят легковые машины;)
У Великой Реки МезЕни (удаление на второй слог) мы оказались около 7 утра. Дмитрий, человек, который должен был встретить нас в самом городе, упоминал по телефону, что в это время должен пойти первый паром. Мы были завязаны на время отплытия: выйти из порта в Мезени на баркасе можно было только в прилив. С другой стороны, раньше первого парома в Мезень мы попасть не могли. Однако, торопились, чтобы не пропустить первый же "доступный" прилив.
На информационном стенде было отмечено, что мы могли бы приехать даже раньше: паром начинает курсировать около 6 утра, при этом ожидание с каждой из сторон составляет не более 30 минут. В период белых ночей паром ходит чуть ли не круглосуточно. Вот вам и "антимосты";) В Питере в белые ночи фиг куда проедешь, т.к. мосты разведены... а здесь - наоборот;) Мосты, так сказать, наведены.
Паромное сообщение через Мезень налажено достаточно эффективно. Паром представляет собой плавучую платформу, к которой закреплен небольшой баркасик (типа Костромич или побольше). Течение в Мезени достаточно бурное, а из-за постоянно меняющегося песчаного дна (периодически обнажающихся на поверхности песчаных отмелей - "кошек"), фарватер получается нетривиальный. С нашей стороны реки было сформировано сразу несколько "пристаней" из песка, к любой из которых вполне мог "припарковаться" баркас; несколько мест "парковки" было организовано и напротив (а точнее, чуть ниже по течению с противоположной стороны реки).
Помимо одной или двух "государственных" платформ, между пристанями, по словам местных жителей, курсировали и частные паромы. Стоимость переправы установлена единая для всех: 350р. за легковую машину (УАЗик здесь, в отличие от Кронштадтского парома, считается именно легковой машиной) и 500р за Газель.
Когда мы подъехали, все платформы были на противоположной стороне. Так что пришлось даже немного подождать... а заодно погадать, к какой из "пристаней" приедет наше транспортное средство.

 
(ожидание парома; автор - Кирюндель)



 (дорога к "пристаням"; автор - Кирюндель)

Пока ждали, отметили, что вдоль Мезени (вниз по течению) на полном приводе не в период половодья вполне можно проехать по песку. Теоретически, там тоже можно было бы встать на стоянку.
Паром - еще одно явление, в результате которого становится понятна любовь местных к высоким машинам (нивам, уазам... в основном, все-таки уазам). Заезд на паром - это не гладкий пандус, а препятствие, которое, к примеру, достаточно высокий опель омега (ехал вместе с нами на пароме) проходит по миллиметру, боясь сесть.

 
(парковка парома; автор - Кирюндель)

 
(заезд; автор Кирюндель)

 
(заезд; автор Кирюндель)


(Кимжинский берег; автор - Надежда)


 
(на пароме; автор - Кирюндель)



(на пароме; автор - Кирюндель)

В сторону Мезени переправа идет практически по течению, так что баркас справился достаточно быстро. Уже минут через 5 мы выгружались с противоположной стороны.
До Мезени оставалось около 40 км, но бензина в баках на этот путь бы явно не хватило. Так что после парома мы вылили напополам последние запасы топлива, рассчитывая на дозаправку в Мезени.

 
(дорога на Мезень; автор - Кирюндель)

Через километр - полтора мы грузились уже на второй паром - через Пезу - реку с красными берегами. Здесь судоходства явно не было, поэтому паром висел на двух металлических тросах. Двигался он за счет мотора, протаскивающего трос сначала в одну, затем в другую сторону. Здесь и путь был меньше, и, соответственно, цена: 70р. с машины.


(второй паром; автор - Кирюндель)


(красноватые берега Пезы; автор - Надежда)


(то же; автор - Коляныч)


Продолжение следует...
К содержанию

Комментариев нет:

Отправить комментарий