Перепубликация из ЖЖ
К содержанию
Ночь с 31 июля на 1 августа (пятница - суббота)
(примерная схема наших передвижений в первый перегон; найти ее можно в Картаг Google по ссылке http://maps.google.ru/)
Общий пробег за перегон: около 530 км.
Первый перегон нельзя считать полноценными сутками. Уже по какой-то странной и давней традиции мы выехали в полночь из СПБ. Хотя, если задуматься, нет в этом никакой странности: все, за редким исключением, в пятницу еще работали и не хотели терять ни часа доступного для отдыха времени. Кроме того, известное дело, что, даже если запланировать выезд на раннее утро в субботу, поспать накануне все равно не получится: как обычно, собираясь в поездку по несколько месяцев, самые важные дела мы оставляем на последние сутки;)
Как я уже говорила, в этом году у нас наметилась некоторая проблема со свободным пространством для погрузки вещей (да и людей). Нас ехало 9 человек: 5 в Патриоте и 4 в Ниве, соответственно, 9 рюкзаков и раскладка по еде на эту ораву. Нивский багажник закончился почти сразу. Багажник Патриота сопротивлялся вещам несколько дольше, но все равно последние свертки пришлось уже затыкать изо всех сил в свободные "дырочки" и "окошечки", оставшиеся от плотной упаковки более крупных предметов.
Сбор был назначен на Петроградке, куда к обозначенному часу подтянулись почти все участники (за исключением двоих, что должны были догнать нас в Архангельске).
Последний перекур перед дорогой - фото с флагом и, еле разместившись, мы наконец-то выдвинулись в путь.
Последняя остановка в городе - заправка ПТК, где были залиты все баки и канистры, и вот мы уже готовы выезжать на до боли знакомую М18.
Дорога до Лодейного поля пролетела фактически на одном дыхании. В этом году я по ней летела уже в четвертый раз и хорошо помнила все неприятные и засадные места. После полуночи поток дачников традиционно спадает, что позволяет немного расслабиться и думать больше о предстоящей дороге, чем о том, почему этот болван с помидорами за стеклом, так медленно едет;)
В Подпорожье на дочерней заправке Киришей мы доливали топлива. Патриот к этому времени съел уже целый бак, у Нивы - загорелась лампочка. Еще немного наш путь пролегал по исследованной весной во время выезда на мой день рождения трассе до Вознесенья, после чего мы надолго распрощались с ровным асфальтом.
Мне еще весной понравилась эта развилка: судя по карте, прямо уходила основная дорога в Вологодскую область, налево - отворотка на Вознесенье; в реальности все было совсем наоборот: налево поворачивал относительно приличный асфальт, а прямо между деревьями начиналось некое "направление", которое издалека даже дорогой то язык не поворачивается назвать. Это и была наша первая "отличная федеральная трасса" Р-37.
Грунт был не очень приятен, но особо страшных деталей я про него не помню. Было много достаточно крутых поворотов, но загруженный по самую крышу Патриот их почти не чувствовал; зато вот непривычному к Нивской базе Димону было там сзади нас очень не сладко. Ниву носило и бросало на всех кочках в этих поворотах. Говорят, отрезки этой дороги - это бревенчатая гать, проходящая по болоту, и просто слегка присыпанная песком. На них Нива себя чувствовала примерно как слон-пуговица из известного мультика "Следствия ведут Колобки"...
На рассвете мы пересекли границу Вологодской области. В очередной раз хотелось отметить потрясающий рассвет, встреченный на трассе. Однако уже накапливающаяся усталость и желание побыстрее добраться до запланированной стоянки на Андомской возвышенности, так и не позволили нам остановиться и заснять ярко-огненное солнце, поднимающееся над деревьями. Предрассветная дымка рассеивалась, открывая нам то, что я бы назвала сердцем Вологодского края (вот почему-то такая у меня теперь ассоциация с вологодчиной) - полуразрушенные деревянные церкви с упавшими колокольнями, заросшие поля и малонаселенные деревни.
У меня было отмечено достаточно много точек, куда можно было бы зарулить по пути, но в реальности, не желая лишних тупняков, мы увидели лишь одну - Палтогский погост. Мы не останавливались, но практически рухнувшая шестиглавая церковь, "маковки" которой уже сложились внутрь, произвела глубочайшее впечатление. Судя по данным на Геокешинге (http://www.geocaching.su/), церковь построена в 1773 году; когда-то ее пытались реставрировать, но на момент нашего проезда она находилась совсем упадочном состоянии. В прямом смысле упадочном. В чужом ЖЖ мне удалось найти фото церкви в том виде, в каком мы ее застали тем туманным утром: http://marylyn.livejournal.com/.
Грунт по Вологодской области идет вовсе не до самой Вытегры; он заканчивается раньше, как раз в районе Палтогского погоста. Дальше начинается вполне нормальный по меркам внедорожника асфальт. А вот въезд в Вытегру напомнил мне лучшие из фильмов ужасов. В тумане на въезде в город с трудом просматривались даже границы дороги, не то, чтобы там качество дорожного покрытия. На этом мы и "погорели", влетев на скорости в неописуемого размера ямы. Так и хотелось пошутить, что вот-вот с обочины полезет всякая нечисть...
Вытегра - достаточно крупный город (кстати, вот вам и игра дат; Вытегра формально является городом с того же 1773 года, судя по данным Википедии: http://ru.wikipedia.org/), расположенный на первом шлюзе Волго-Балтийской водной системы. Деревня в свое время стала городом и начала активно развиваться благодаря тому, что через эту точку всегда проходили торговые пути. Сначала путь из Архангельска в Петербург, потом - Марьинская водная система и следом - Волго-Балтийский путь. Максимума численность населения Вытегры достигла в конце 80-х годов прошлого века, после чего начала неукоснительно снижаться (как, впрочем, и везде в тех краях).
"Градообразующим", если можно так выразиться, предприятием в Вытегре является канал, на котором нам в первый же проезд по городу довелось постоять (речь идет о первом шлюзе Волго-Балтийского канала, который обычно снимают для всех проспектов и книг про эту водную систему). Подробнее о Волго-Балтийском водном пути расскажу дальше, благо уже на следующие сутки мы многократно пересекали его по очередным шлюзам и плотинам, а сейчас хотелось бы подробнее остановиться на неудачном поиске стоянки на Андомской возвышенности.
Из центра Вытегры мы выехали благодаря навигатору со старой еще советских времен картой и указателям на Пудож.
Далее некоторое количество километров по трассе - и вот мы у поворота на Андомскую возвышенность (на деревни Климовская и Щекино).
Прицеливалась я на эту возвышенность давно и до сих пор безрезультатно. На день рождения мы решили, что столь большой перегон в неизвестном направлении может отпугнуть желающих приехать на праздник; сами при этом были слишком заняты актуальнейшим вопросом поиска стоянки, а посему так и не прокатились в этом направлении. Интернет пестрел отчетами и фотографиями, обещавшими совершенно нереальные виды с обрыва Андом-горы. Из построек на найденных фотографиях встречался лишь старый маяк, из чего мы разумно заключили, что места там безлюдные, что нам, собственно, и было нужно.
В Геокешинге есть кое-какая информация об Андомской возвышенности: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=928. К слову, эта местность считается одним из "Чудес России": http://www.ruschudo.ru/miracles/2289/.
Уже с отворота на Андом-гору все пошло не так, как рассчитывали. Во-первых в то утро вовсе не зря туман встречал нас еще в Вытегре; вся Онега была затянута настолько плотным облаком, что с трудом можно было понять, где же начинается вода и сколько метров до нее с берегового уступа.
То, что хочется сказать перед продолжением рассказа, так это: избалованы мы, товарищи, безлюдными природными красотами! Обещанная рассказами об Андом-горе неземная красота оказалась так невзначай дополнена палатками и машинами буквально в каждом месте, где можно было хоть как-то зацепить воду. Налицо была слишком хорошая погода и выходные. Кое-где рыбаки и туристы стояли прямо на дороге; в других местах - ютились кемпингами друг у друга на головах. Дорога к полужилой деревне на берегу одноименной реки (как значилась она на карте) оказалась широкой и пыльной грунтовкой, по которой, начиная ровно с 8 утра, непрерывной колонной пошли грузовики на работу: идет стройка и укрепление этого будущего автобана. Дорога практически постоянно идет через населенные пункты или то, что ими в ближайшем будущем станет: свято место пусто не бывает, люди бысто сообразили, где тут красоты, и, похоже, скоро все это превратиться в один большой дачный поселок.
В поисках стоянки мы нашли только 1 место, не на дороге и без людей, но оно находилось на самой вершине горы (в 200 метрах от жилых домов) и спуститься с него за водой не представлялось возможным (на карте оно отмечено примерно точкой "1"). Сильный туман не позволил нам даже проездом насладиться бесконечными видами, зато наблюдалась удивительная для онежского озера тихая водная гладь.
Сделав последнюю уже можно сказать отчаянную попытку посмотреть местечко у реки и обломавшись (в точке "2"), мы поехали обратно на трассу. Сейчас мне кажется, что когда-нибудь стоит таки туда вернуться, чтобы сделать пару - тройку кадров, но вовсе не с целью там ночевать или дневать. Вот соберемся к Муромскому монастырю (http://www.geocaching.su/) - и сделаем небольшой крючок на Андому...
Следующая наша неудача - лишнее доказательство тому, как у нас все плохо с актуальностью картографического материала.
Мы искали место не просто для ночевки, а для полудневки, т.е. весьма желательным условием была вода в таком количестве, чтобы в ней можно было хотя бы искупаться. Онега - вовсе не была в этом смысле целью, но бесконечный простор озера явно бы не помешал;)
Бегло посовещавшись, мы вернулись на трассу и двинулись дальше по Р-5 в сторону Пудожи. Старая карта четко показывала поворот вдоль реки Андомы (в сторону Сорокополья) и мост через нее (в точке "3"), после которого надо было уйти на гать через Кукурецкое болото (чуть выше, за границей карты). Мы не собирались ехать в Муромский монастырь, поэтому перед отъездом я не стала искать подробнее информации об этом маршруте, лишь бегло глянула, что он теоретически возможен. Соответственно для меня было настоящим открытием то, что дорогу и мост через Андому перепроложили совсем в другом месте (вдоль ЛЭП, а мост - в точке "4"). Быстро переориентировавшись, мы отправились на старый мост в Сорокополье... Дорога все ухудшалась и, если бы не GPS, мы бы, наверное, пропустили отворотку на него, которая по нашим представлениям должна была быть крупной, как настоящая бывшая федеральная трасса.
От моста не осталось фактически ничего. Лишь некое количество старых прогнивших опор, метра на 4 возвышающихся над водой и делающих даже саму идею подхода к воде бесперспективной.
Серега в своих лучших традициях вбежал на этот постамент с вопросом: "А че, действительно гнилой?", и моментально провалился одной ногой внутрь конструкции. Мы испытывать судьбу по его следам не стали. Мы еще немного прокатились вдоль берега реки, как потом оказалось, по старой узкоколейке;) (по крайней мере так это направление было обозначено на карте). Но и там подходящей стоянки не нашлось.
Если "наша" сторона реки была заставлена домами и в лучшем случае при установке лагеря мы могли рассчтывать на расстояние от населенного пункта в 50 метров, то противоположный берег выглядел менее заселенным. Более того, на протиповоложной опоре моста (с другой стороны реки) стояла чья-то стандартная Шнива. Стало быть, с дорогами все не так плохо и доехать туда на стоковой машине вполне реально. Это и стало лейтмотивом продолжавшихся поисков. Мы вернулись на работоспособный мост через Андому, переехали его и свернули в первую же отворотку налево (в сторону Опарино). Дорога шла сначала по деревне, потом по полю, где мы уже было обрадовались найденному уединению, но потом снова упиралась в поселок, где благополучно заканчивалась в непреодалимой (по конфигурации берегов) канаве.
И снова нам пришлось возвращаться на трассу.
Тут уже мое собственное мнение относительно направлений дальнейших поисков начало разделяться;) С одной стороны, где-то там был въезд на дорогу до Муромского монастыря. Но нам ведь туда не надо было. Меньше, чем через сутки (а было уже почти 10 утра) нам предстояло стартовать в противоположном направлении, на Каргополь через Вытегру, и не имело особого смысла забираться еще дальше на север.
Ближайшей потенциальной стоянкой была речка Самина, приток Андомы, в нескольких местах подходящий к нашей асфальтовой трассе (точка "5"). Не хотелось стоять совсем уж на обочине, поэтому и ее пришлось проигнорировать. Как оказалось, речка подходила к дороге в деревне, соответственно, там к воде спускались только частные бани. Не наш вариант.
Еще одна протестированная отворотка была налево, в сторону Онеги. Мне показалось, что по ней мы бы могли выскочить на старую дорогу и оттуда добраться до побережья по пути в Муромский монастырь (дорожка, проходящая через точку "6"). Это уже была, можно сказать, последняя отчаянная попытка туда пробиться, ибо для себя мы четко решили: если тут будет облом, дальше рыпаться не будем и поведем поиски в сторону Вытегры. Дорога, как обычно, шла через поле, но дальше уходила в лес и тут начинался настоящий Киварин, дополненный проснувшимися наконец слепнями в совершенно немерянных количествах. Пришлось разворачиваться.
Солнце было уже высоко. Сон накатывал - не то слово. А вот поворотов с новой трассы в лес не наблюдалось. Мы вернулись практически к перекрестку с дорогой на Андому и сделали еще одну отчаянную попытку встать "абы где".
Свернули в лес (в противоположную сторону, в точке "8"), в том направлении, куда, судя по карте, вела тоненькая тропка. Через N сотен метров эта тропка должна была пересечь некую болотную речку (рядом с точкой "9" или чуть дальше, рядом с точкой "7") - в том состоянии мы были готовы на ночевку даже в поле, лишь бы поблизости нашлась вода в нужном количестве.
Тропка оказалась достаточно широкой дорогой на лесозаготовки, проехав через которые, мы вместо речки мы обнаружили лишь заросшее болото. Этот вариант нас тоже не устраивал. Это был просто шанс "поспать и гнать дальше", но пока еще мы надеялись найти хоть какой-то вариант более разнообразного отдыха.
Воды не нашлось в самом конце этой дороги. Пора было признавать, что очередной вариант нам не подходит.
После небольшого совещания следующей целью было объявлено Тудозеро - фактически, большой залив Онеги, отделенный от него песчанной косой.
Надя с Ваничем рассказывали о необычайных красотах этой косы, так что мы решили попробовать свои силы. Зная, что с трассы на Андому на косу было попасть невозможно, мы выбрали другой берег Тудозера (со стороны деревни Гонгинская). Свернув в Тудозерском, мы почти сразу присмотрели пустую стоянку, где можно было встать совсем на крайний случай (тоже из разряда "пикника на обочине"); но все же отправились искать лучшую долю дальше.
Через некоторое время (после дер. Гонгинской) населенные пункты закончились, дорога пошла по полю с подъездами к Тудозеру: один другого лучше. Чем дальше, тем дорога становилась хуже, а места - пустыннее и удобнее. Последнюю (наиболее удобную с нашей точки зрения) стоянку в точке "12" заняла группа джипперов с небольшим лагерем. За ними начинался лес, но дорога при этом не заканчивалась. Навигатор показывал, что до вожделенной косы оставалось чуть больше километра (и дорога там была обозначена!): грех не попробовать их проехать, даже если это настоящий триал.
Хорошо, что к тому моменту мы уже были достаточно уставие, чтобы, поленившись, оставить машины у въезда в лес и сходить посмотреть дорогу до самого конца. В начале среди деревьев шла колея, которая становилась все жестче и жестче... вызывая по мере нашего продвижения все более серьезные дискуссии о преодалении препятствий. Но в этот раз говна не вели к отличной никем не занятой полянке: дорога просто обрывалась (примерно в точке "13"), не доходя до косы метров 500. Кто-то явно пробивал себе путь к побережью, но не дошел до конца.
К тому моменту, когда мы вернулись к машинам, было около 12 часов дня. Для тех, кто сегодня не спал, - слишком поздно, чтобы искать себе новых приключений. Да и поиски стоянки не прошли зря: на Ниве обнаружился порванный пыльник шруса, грозивший в будущем выходом из строя самого шруса.
Отъехав немного назад от полянки с джиперами, мы настроились на установку лагеря.
Последнюю бредовую идею на тему подъезда к Онеге мы проверяли уже в одну машину - на Патриоте. От Гонгинской (из точки "11") на юго-запад уходила некая лесная дорога, которая, судя по карте, упиралась в Лужандозеро и позже поворачивала к Онеге. В составе меня, Надежды, Кристины и Кирюнделя мы отправились покорять новые дали, пока Нива осталась как бы на связи.
Оговорка "как бы" здесь появилась не зря. Мы договорились, что будем держать контакт по 27 МГц... Но столь понравившаяся нам год назад дальнобойная связь из-за технических проблем оборвалась как только мы потеряли Ниву из виду. Сотовые не работали, так что все, что нам оставалось, быстро смотаться до места и вернуться назад с новостями.
Утро и жара принесли с собой расслабленное настроение чтобы хоть немного взбодриться часть пассажиров повылезала мне на пороги, где и проделала часть дороги до озера. До Лужандозера мы доехали почти без приключений, после чего оказались на распутье. Вперед поедешь - туристов-шашлычников обнаружишь (все простые подъезды к Лужандозеру были напрочь заняты)... налево дороги нет... а вот направо поедешь - может быть доберешься до Онеги...
Немного по дороге в сторону Онеги был припаркован кроссовер, из которого некие туристы доставали вещи. После обмена любезностями, они сообщили, что на самом деле в сторону Онеги нет дороги... и ее отсутствие начинается "вооот с этой лужи" (при этих словах они указали пальцем на нечто прямо перед носом моего УАЗа).
Невнятная на мой взгляд лужа была в принципе не проходима по мнению водителя кроссовера. Не, я, конечно, утверждаю, что во время поиска приключений на свою пятую точку иногда успеваю таки вовремя остановиться... но не в этот раз;) Взыграла страсть к покорению бездорожья, помноженная на уверенность в новой грязевой резине. Прогнав одного из пассажиров по воде и выбрав траекторию, на глазах совсем офанаревших владельцев кроссовера. УАЗ даже ни разу не буксанув перемахнул через "непроходимое" припятствие.
Дальше мы двигались уже в ровень с "конкурентами". Как видно на карте, в Лужандозеро втекает некий ручей. Вот он то и стал точкой нашего разворота. Теоретически мы могли бы взять и это припятствие, но могли и сесть... За нивой топать несколько километров... все сонные и уставшие... Надо ли оно нам?
Не надо, решили мы. И развернулись. Тем более, что пешие туристы продолжали свой путь к побережью и мы там в любом случае были бы не одни.
Возвращались мы с победоносным настроением (лужу то все-таки взяли и показали этим кроссоверам, что такое Настоящий Внедорожник) и снова с женщинами на порогах (Кристина с Надей изволили проветриваться). Уже практически около Нивы мы нагнали легковушку, водитель которой пытался меееедленно проехать очередную лужу по дороге после Гонгинской. На азарте мы так и обогнали его... прямо пока он был в луже... прямо с пассажирами на порогах. До сих пор помню его вытянутое лицо с квадратными глазами, выражающими что-то типа: "ОГО!"... Бездорожье... и безумный черный УАЗ;))
(дорога через поле; (с) Конопель)
Экипаж Нивы нас уже заждался. Хором было решено, что больше никто никуда не поедет, и началась разборка лагеря. Началась, естественно, с флага.
(место нашей стоянки; поле и Тудозеро; несколько другая версия правого снимка есть у меня в специальном альбоме Google, созданном для отчета: http://picasaweb.google.ru/)
(установка флага и лагерь)
Как это ни смешно, но сон, одолевавший нас с вечера, улетучился, как только из багажника засветило пиво, салатик с бутербродами и прочие радости. Не смотря на общую усталость, все намылились купаться, причем не мыслили этого процесса без Кирюнделевской лодки...
Надо сказать, что лодка - это вообще отдельный "член экипажа". Собираясь в дали-дальние мы думали, что будет время порыбачить, соответственно, раздумывали и о плавсредстве, которое можно было бы использовать рыбакам. Как-то мы очень удачно путешествовали по Карелии с небольшой резиновой лодкой; в этот раз лодку вызвался взять Кирюндель... Но лишь под конец сборов мы узнали, ЧТО это за лодка;)
(Кирюнделевская лодка почти в действии)
Для рыбалки она не особо то подходила... Ибо гораздо лучшие характеристики на воде (плавучесть и управляемость) показывал наш с Серегой матрац;) Зато лодка была удобна на суше ...как походное кресло...
К слову, это был единственный раз, когда доставали лодку (но ведь если бы не взяли, она нужна была бы чуть ли не каждый день).
Кроме того, это был единственный день, когда все хором мы долго купались. Вода в Тудозере была воистину сказочна. Упускать такой день не хотелось даже ради сна!
Воспользовавшись свободным временем Надя при помощи Коляныча заложила в этот день первую настоечку;)
(нега в лагере)
(левые цветочки есть в более высоком качестве в альбоме Google: http://picasaweb.google.ru/)
Стоило нам начать расползаться спать (уже ближе к 15 часам), как над Тудозером повисла черная туча, окончательно выгнав с берега "конкурентов" - особо шумных отдыхающих по соседству.
(левый снимок есть в более высоком качестве в альбоме Google: http://picasaweb.google.ru/)
(Тудозеро; (С) Конопель)
(Лодка рядом со стоянкой; (С) Конопель)
Я помню лишь начало ливня... В следующий раз открыла глаза я уже на следующее утро, когда пора было смотреть в глаза новым приключениям. Мы с Надеждой собирались выйти во время заката на Онежское озеро... поснимать виды... но так и не собрались... Я спала сном младенца, а она, увидев погоду, решила не рисковать техникой...
Продолжение следует...
К содержанию
К содержанию
Ночь с 31 июля на 1 августа (пятница - суббота)
(примерная схема наших передвижений в первый перегон; найти ее можно в Картаг Google по ссылке http://maps.google.ru/)
Общий пробег за перегон: около 530 км.
Первый перегон нельзя считать полноценными сутками. Уже по какой-то странной и давней традиции мы выехали в полночь из СПБ. Хотя, если задуматься, нет в этом никакой странности: все, за редким исключением, в пятницу еще работали и не хотели терять ни часа доступного для отдыха времени. Кроме того, известное дело, что, даже если запланировать выезд на раннее утро в субботу, поспать накануне все равно не получится: как обычно, собираясь в поездку по несколько месяцев, самые важные дела мы оставляем на последние сутки;)
Как я уже говорила, в этом году у нас наметилась некоторая проблема со свободным пространством для погрузки вещей (да и людей). Нас ехало 9 человек: 5 в Патриоте и 4 в Ниве, соответственно, 9 рюкзаков и раскладка по еде на эту ораву. Нивский багажник закончился почти сразу. Багажник Патриота сопротивлялся вещам несколько дольше, но все равно последние свертки пришлось уже затыкать изо всех сил в свободные "дырочки" и "окошечки", оставшиеся от плотной упаковки более крупных предметов.
Сбор был назначен на Петроградке, куда к обозначенному часу подтянулись почти все участники (за исключением двоих, что должны были догнать нас в Архангельске).
Последний перекур перед дорогой - фото с флагом и, еле разместившись, мы наконец-то выдвинулись в путь.
Последняя остановка в городе - заправка ПТК, где были залиты все баки и канистры, и вот мы уже готовы выезжать на до боли знакомую М18.
Дорога до Лодейного поля пролетела фактически на одном дыхании. В этом году я по ней летела уже в четвертый раз и хорошо помнила все неприятные и засадные места. После полуночи поток дачников традиционно спадает, что позволяет немного расслабиться и думать больше о предстоящей дороге, чем о том, почему этот болван с помидорами за стеклом, так медленно едет;)
В Подпорожье на дочерней заправке Киришей мы доливали топлива. Патриот к этому времени съел уже целый бак, у Нивы - загорелась лампочка. Еще немного наш путь пролегал по исследованной весной во время выезда на мой день рождения трассе до Вознесенья, после чего мы надолго распрощались с ровным асфальтом.
Мне еще весной понравилась эта развилка: судя по карте, прямо уходила основная дорога в Вологодскую область, налево - отворотка на Вознесенье; в реальности все было совсем наоборот: налево поворачивал относительно приличный асфальт, а прямо между деревьями начиналось некое "направление", которое издалека даже дорогой то язык не поворачивается назвать. Это и была наша первая "отличная федеральная трасса" Р-37.
Грунт был не очень приятен, но особо страшных деталей я про него не помню. Было много достаточно крутых поворотов, но загруженный по самую крышу Патриот их почти не чувствовал; зато вот непривычному к Нивской базе Димону было там сзади нас очень не сладко. Ниву носило и бросало на всех кочках в этих поворотах. Говорят, отрезки этой дороги - это бревенчатая гать, проходящая по болоту, и просто слегка присыпанная песком. На них Нива себя чувствовала примерно как слон-пуговица из известного мультика "Следствия ведут Колобки"...
На рассвете мы пересекли границу Вологодской области. В очередной раз хотелось отметить потрясающий рассвет, встреченный на трассе. Однако уже накапливающаяся усталость и желание побыстрее добраться до запланированной стоянки на Андомской возвышенности, так и не позволили нам остановиться и заснять ярко-огненное солнце, поднимающееся над деревьями. Предрассветная дымка рассеивалась, открывая нам то, что я бы назвала сердцем Вологодского края (вот почему-то такая у меня теперь ассоциация с вологодчиной) - полуразрушенные деревянные церкви с упавшими колокольнями, заросшие поля и малонаселенные деревни.
У меня было отмечено достаточно много точек, куда можно было бы зарулить по пути, но в реальности, не желая лишних тупняков, мы увидели лишь одну - Палтогский погост. Мы не останавливались, но практически рухнувшая шестиглавая церковь, "маковки" которой уже сложились внутрь, произвела глубочайшее впечатление. Судя по данным на Геокешинге (http://www.geocaching.su/), церковь построена в 1773 году; когда-то ее пытались реставрировать, но на момент нашего проезда она находилась совсем упадочном состоянии. В прямом смысле упадочном. В чужом ЖЖ мне удалось найти фото церкви в том виде, в каком мы ее застали тем туманным утром: http://marylyn.livejournal.com/.
Грунт по Вологодской области идет вовсе не до самой Вытегры; он заканчивается раньше, как раз в районе Палтогского погоста. Дальше начинается вполне нормальный по меркам внедорожника асфальт. А вот въезд в Вытегру напомнил мне лучшие из фильмов ужасов. В тумане на въезде в город с трудом просматривались даже границы дороги, не то, чтобы там качество дорожного покрытия. На этом мы и "погорели", влетев на скорости в неописуемого размера ямы. Так и хотелось пошутить, что вот-вот с обочины полезет всякая нечисть...
Вытегра - достаточно крупный город (кстати, вот вам и игра дат; Вытегра формально является городом с того же 1773 года, судя по данным Википедии: http://ru.wikipedia.org/), расположенный на первом шлюзе Волго-Балтийской водной системы. Деревня в свое время стала городом и начала активно развиваться благодаря тому, что через эту точку всегда проходили торговые пути. Сначала путь из Архангельска в Петербург, потом - Марьинская водная система и следом - Волго-Балтийский путь. Максимума численность населения Вытегры достигла в конце 80-х годов прошлого века, после чего начала неукоснительно снижаться (как, впрочем, и везде в тех краях).
"Градообразующим", если можно так выразиться, предприятием в Вытегре является канал, на котором нам в первый же проезд по городу довелось постоять (речь идет о первом шлюзе Волго-Балтийского канала, который обычно снимают для всех проспектов и книг про эту водную систему). Подробнее о Волго-Балтийском водном пути расскажу дальше, благо уже на следующие сутки мы многократно пересекали его по очередным шлюзам и плотинам, а сейчас хотелось бы подробнее остановиться на неудачном поиске стоянки на Андомской возвышенности.
Из центра Вытегры мы выехали благодаря навигатору со старой еще советских времен картой и указателям на Пудож.
Далее некоторое количество километров по трассе - и вот мы у поворота на Андомскую возвышенность (на деревни Климовская и Щекино).
Прицеливалась я на эту возвышенность давно и до сих пор безрезультатно. На день рождения мы решили, что столь большой перегон в неизвестном направлении может отпугнуть желающих приехать на праздник; сами при этом были слишком заняты актуальнейшим вопросом поиска стоянки, а посему так и не прокатились в этом направлении. Интернет пестрел отчетами и фотографиями, обещавшими совершенно нереальные виды с обрыва Андом-горы. Из построек на найденных фотографиях встречался лишь старый маяк, из чего мы разумно заключили, что места там безлюдные, что нам, собственно, и было нужно.
В Геокешинге есть кое-какая информация об Андомской возвышенности: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=928. К слову, эта местность считается одним из "Чудес России": http://www.ruschudo.ru/miracles/2289/.
Уже с отворота на Андом-гору все пошло не так, как рассчитывали. Во-первых в то утро вовсе не зря туман встречал нас еще в Вытегре; вся Онега была затянута настолько плотным облаком, что с трудом можно было понять, где же начинается вода и сколько метров до нее с берегового уступа.
То, что хочется сказать перед продолжением рассказа, так это: избалованы мы, товарищи, безлюдными природными красотами! Обещанная рассказами об Андом-горе неземная красота оказалась так невзначай дополнена палатками и машинами буквально в каждом месте, где можно было хоть как-то зацепить воду. Налицо была слишком хорошая погода и выходные. Кое-где рыбаки и туристы стояли прямо на дороге; в других местах - ютились кемпингами друг у друга на головах. Дорога к полужилой деревне на берегу одноименной реки (как значилась она на карте) оказалась широкой и пыльной грунтовкой, по которой, начиная ровно с 8 утра, непрерывной колонной пошли грузовики на работу: идет стройка и укрепление этого будущего автобана. Дорога практически постоянно идет через населенные пункты или то, что ими в ближайшем будущем станет: свято место пусто не бывает, люди бысто сообразили, где тут красоты, и, похоже, скоро все это превратиться в один большой дачный поселок.
В поисках стоянки мы нашли только 1 место, не на дороге и без людей, но оно находилось на самой вершине горы (в 200 метрах от жилых домов) и спуститься с него за водой не представлялось возможным (на карте оно отмечено примерно точкой "1"). Сильный туман не позволил нам даже проездом насладиться бесконечными видами, зато наблюдалась удивительная для онежского озера тихая водная гладь.
Сделав последнюю уже можно сказать отчаянную попытку посмотреть местечко у реки и обломавшись (в точке "2"), мы поехали обратно на трассу. Сейчас мне кажется, что когда-нибудь стоит таки туда вернуться, чтобы сделать пару - тройку кадров, но вовсе не с целью там ночевать или дневать. Вот соберемся к Муромскому монастырю (http://www.geocaching.su/) - и сделаем небольшой крючок на Андому...
Следующая наша неудача - лишнее доказательство тому, как у нас все плохо с актуальностью картографического материала.
Мы искали место не просто для ночевки, а для полудневки, т.е. весьма желательным условием была вода в таком количестве, чтобы в ней можно было хотя бы искупаться. Онега - вовсе не была в этом смысле целью, но бесконечный простор озера явно бы не помешал;)
Бегло посовещавшись, мы вернулись на трассу и двинулись дальше по Р-5 в сторону Пудожи. Старая карта четко показывала поворот вдоль реки Андомы (в сторону Сорокополья) и мост через нее (в точке "3"), после которого надо было уйти на гать через Кукурецкое болото (чуть выше, за границей карты). Мы не собирались ехать в Муромский монастырь, поэтому перед отъездом я не стала искать подробнее информации об этом маршруте, лишь бегло глянула, что он теоретически возможен. Соответственно для меня было настоящим открытием то, что дорогу и мост через Андому перепроложили совсем в другом месте (вдоль ЛЭП, а мост - в точке "4"). Быстро переориентировавшись, мы отправились на старый мост в Сорокополье... Дорога все ухудшалась и, если бы не GPS, мы бы, наверное, пропустили отворотку на него, которая по нашим представлениям должна была быть крупной, как настоящая бывшая федеральная трасса.
От моста не осталось фактически ничего. Лишь некое количество старых прогнивших опор, метра на 4 возвышающихся над водой и делающих даже саму идею подхода к воде бесперспективной.
Серега в своих лучших традициях вбежал на этот постамент с вопросом: "А че, действительно гнилой?", и моментально провалился одной ногой внутрь конструкции. Мы испытывать судьбу по его следам не стали. Мы еще немного прокатились вдоль берега реки, как потом оказалось, по старой узкоколейке;) (по крайней мере так это направление было обозначено на карте). Но и там подходящей стоянки не нашлось.
Если "наша" сторона реки была заставлена домами и в лучшем случае при установке лагеря мы могли рассчтывать на расстояние от населенного пункта в 50 метров, то противоположный берег выглядел менее заселенным. Более того, на протиповоложной опоре моста (с другой стороны реки) стояла чья-то стандартная Шнива. Стало быть, с дорогами все не так плохо и доехать туда на стоковой машине вполне реально. Это и стало лейтмотивом продолжавшихся поисков. Мы вернулись на работоспособный мост через Андому, переехали его и свернули в первую же отворотку налево (в сторону Опарино). Дорога шла сначала по деревне, потом по полю, где мы уже было обрадовались найденному уединению, но потом снова упиралась в поселок, где благополучно заканчивалась в непреодалимой (по конфигурации берегов) канаве.
И снова нам пришлось возвращаться на трассу.
Тут уже мое собственное мнение относительно направлений дальнейших поисков начало разделяться;) С одной стороны, где-то там был въезд на дорогу до Муромского монастыря. Но нам ведь туда не надо было. Меньше, чем через сутки (а было уже почти 10 утра) нам предстояло стартовать в противоположном направлении, на Каргополь через Вытегру, и не имело особого смысла забираться еще дальше на север.
Ближайшей потенциальной стоянкой была речка Самина, приток Андомы, в нескольких местах подходящий к нашей асфальтовой трассе (точка "5"). Не хотелось стоять совсем уж на обочине, поэтому и ее пришлось проигнорировать. Как оказалось, речка подходила к дороге в деревне, соответственно, там к воде спускались только частные бани. Не наш вариант.
Еще одна протестированная отворотка была налево, в сторону Онеги. Мне показалось, что по ней мы бы могли выскочить на старую дорогу и оттуда добраться до побережья по пути в Муромский монастырь (дорожка, проходящая через точку "6"). Это уже была, можно сказать, последняя отчаянная попытка туда пробиться, ибо для себя мы четко решили: если тут будет облом, дальше рыпаться не будем и поведем поиски в сторону Вытегры. Дорога, как обычно, шла через поле, но дальше уходила в лес и тут начинался настоящий Киварин, дополненный проснувшимися наконец слепнями в совершенно немерянных количествах. Пришлось разворачиваться.
Солнце было уже высоко. Сон накатывал - не то слово. А вот поворотов с новой трассы в лес не наблюдалось. Мы вернулись практически к перекрестку с дорогой на Андому и сделали еще одну отчаянную попытку встать "абы где".
Свернули в лес (в противоположную сторону, в точке "8"), в том направлении, куда, судя по карте, вела тоненькая тропка. Через N сотен метров эта тропка должна была пересечь некую болотную речку (рядом с точкой "9" или чуть дальше, рядом с точкой "7") - в том состоянии мы были готовы на ночевку даже в поле, лишь бы поблизости нашлась вода в нужном количестве.
Тропка оказалась достаточно широкой дорогой на лесозаготовки, проехав через которые, мы вместо речки мы обнаружили лишь заросшее болото. Этот вариант нас тоже не устраивал. Это был просто шанс "поспать и гнать дальше", но пока еще мы надеялись найти хоть какой-то вариант более разнообразного отдыха.
Воды не нашлось в самом конце этой дороги. Пора было признавать, что очередной вариант нам не подходит.
После небольшого совещания следующей целью было объявлено Тудозеро - фактически, большой залив Онеги, отделенный от него песчанной косой.
Надя с Ваничем рассказывали о необычайных красотах этой косы, так что мы решили попробовать свои силы. Зная, что с трассы на Андому на косу было попасть невозможно, мы выбрали другой берег Тудозера (со стороны деревни Гонгинская). Свернув в Тудозерском, мы почти сразу присмотрели пустую стоянку, где можно было встать совсем на крайний случай (тоже из разряда "пикника на обочине"); но все же отправились искать лучшую долю дальше.
Через некоторое время (после дер. Гонгинской) населенные пункты закончились, дорога пошла по полю с подъездами к Тудозеру: один другого лучше. Чем дальше, тем дорога становилась хуже, а места - пустыннее и удобнее. Последнюю (наиболее удобную с нашей точки зрения) стоянку в точке "12" заняла группа джипперов с небольшим лагерем. За ними начинался лес, но дорога при этом не заканчивалась. Навигатор показывал, что до вожделенной косы оставалось чуть больше километра (и дорога там была обозначена!): грех не попробовать их проехать, даже если это настоящий триал.
Хорошо, что к тому моменту мы уже были достаточно уставие, чтобы, поленившись, оставить машины у въезда в лес и сходить посмотреть дорогу до самого конца. В начале среди деревьев шла колея, которая становилась все жестче и жестче... вызывая по мере нашего продвижения все более серьезные дискуссии о преодалении препятствий. Но в этот раз говна не вели к отличной никем не занятой полянке: дорога просто обрывалась (примерно в точке "13"), не доходя до косы метров 500. Кто-то явно пробивал себе путь к побережью, но не дошел до конца.
К тому моменту, когда мы вернулись к машинам, было около 12 часов дня. Для тех, кто сегодня не спал, - слишком поздно, чтобы искать себе новых приключений. Да и поиски стоянки не прошли зря: на Ниве обнаружился порванный пыльник шруса, грозивший в будущем выходом из строя самого шруса.
Отъехав немного назад от полянки с джиперами, мы настроились на установку лагеря.
Последнюю бредовую идею на тему подъезда к Онеге мы проверяли уже в одну машину - на Патриоте. От Гонгинской (из точки "11") на юго-запад уходила некая лесная дорога, которая, судя по карте, упиралась в Лужандозеро и позже поворачивала к Онеге. В составе меня, Надежды, Кристины и Кирюнделя мы отправились покорять новые дали, пока Нива осталась как бы на связи.
Оговорка "как бы" здесь появилась не зря. Мы договорились, что будем держать контакт по 27 МГц... Но столь понравившаяся нам год назад дальнобойная связь из-за технических проблем оборвалась как только мы потеряли Ниву из виду. Сотовые не работали, так что все, что нам оставалось, быстро смотаться до места и вернуться назад с новостями.
Утро и жара принесли с собой расслабленное настроение чтобы хоть немного взбодриться часть пассажиров повылезала мне на пороги, где и проделала часть дороги до озера. До Лужандозера мы доехали почти без приключений, после чего оказались на распутье. Вперед поедешь - туристов-шашлычников обнаружишь (все простые подъезды к Лужандозеру были напрочь заняты)... налево дороги нет... а вот направо поедешь - может быть доберешься до Онеги...
Немного по дороге в сторону Онеги был припаркован кроссовер, из которого некие туристы доставали вещи. После обмена любезностями, они сообщили, что на самом деле в сторону Онеги нет дороги... и ее отсутствие начинается "вооот с этой лужи" (при этих словах они указали пальцем на нечто прямо перед носом моего УАЗа).
Невнятная на мой взгляд лужа была в принципе не проходима по мнению водителя кроссовера. Не, я, конечно, утверждаю, что во время поиска приключений на свою пятую точку иногда успеваю таки вовремя остановиться... но не в этот раз;) Взыграла страсть к покорению бездорожья, помноженная на уверенность в новой грязевой резине. Прогнав одного из пассажиров по воде и выбрав траекторию, на глазах совсем офанаревших владельцев кроссовера. УАЗ даже ни разу не буксанув перемахнул через "непроходимое" припятствие.
Дальше мы двигались уже в ровень с "конкурентами". Как видно на карте, в Лужандозеро втекает некий ручей. Вот он то и стал точкой нашего разворота. Теоретически мы могли бы взять и это припятствие, но могли и сесть... За нивой топать несколько километров... все сонные и уставшие... Надо ли оно нам?
Не надо, решили мы. И развернулись. Тем более, что пешие туристы продолжали свой путь к побережью и мы там в любом случае были бы не одни.
Возвращались мы с победоносным настроением (лужу то все-таки взяли и показали этим кроссоверам, что такое Настоящий Внедорожник) и снова с женщинами на порогах (Кристина с Надей изволили проветриваться). Уже практически около Нивы мы нагнали легковушку, водитель которой пытался меееедленно проехать очередную лужу по дороге после Гонгинской. На азарте мы так и обогнали его... прямо пока он был в луже... прямо с пассажирами на порогах. До сих пор помню его вытянутое лицо с квадратными глазами, выражающими что-то типа: "ОГО!"... Бездорожье... и безумный черный УАЗ;))
(дорога через поле; (с) Конопель)
Экипаж Нивы нас уже заждался. Хором было решено, что больше никто никуда не поедет, и началась разборка лагеря. Началась, естественно, с флага.
(место нашей стоянки; поле и Тудозеро; несколько другая версия правого снимка есть у меня в специальном альбоме Google, созданном для отчета: http://picasaweb.google.ru/)
(установка флага и лагерь)
Как это ни смешно, но сон, одолевавший нас с вечера, улетучился, как только из багажника засветило пиво, салатик с бутербродами и прочие радости. Не смотря на общую усталость, все намылились купаться, причем не мыслили этого процесса без Кирюнделевской лодки...
Надо сказать, что лодка - это вообще отдельный "член экипажа". Собираясь в дали-дальние мы думали, что будет время порыбачить, соответственно, раздумывали и о плавсредстве, которое можно было бы использовать рыбакам. Как-то мы очень удачно путешествовали по Карелии с небольшой резиновой лодкой; в этот раз лодку вызвался взять Кирюндель... Но лишь под конец сборов мы узнали, ЧТО это за лодка;)
(Кирюнделевская лодка почти в действии)
Для рыбалки она не особо то подходила... Ибо гораздо лучшие характеристики на воде (плавучесть и управляемость) показывал наш с Серегой матрац;) Зато лодка была удобна на суше ...как походное кресло...
К слову, это был единственный раз, когда доставали лодку (но ведь если бы не взяли, она нужна была бы чуть ли не каждый день).
Кроме того, это был единственный день, когда все хором мы долго купались. Вода в Тудозере была воистину сказочна. Упускать такой день не хотелось даже ради сна!
Воспользовавшись свободным временем Надя при помощи Коляныча заложила в этот день первую настоечку;)
(нега в лагере)
(левые цветочки есть в более высоком качестве в альбоме Google: http://picasaweb.google.ru/)
Стоило нам начать расползаться спать (уже ближе к 15 часам), как над Тудозером повисла черная туча, окончательно выгнав с берега "конкурентов" - особо шумных отдыхающих по соседству.
(левый снимок есть в более высоком качестве в альбоме Google: http://picasaweb.google.ru/)
(Тудозеро; (С) Конопель)
(Лодка рядом со стоянкой; (С) Конопель)
Я помню лишь начало ливня... В следующий раз открыла глаза я уже на следующее утро, когда пора было смотреть в глаза новым приключениям. Мы с Надеждой собирались выйти во время заката на Онежское озеро... поснимать виды... но так и не собрались... Я спала сном младенца, а она, увидев погоду, решила не рисковать техникой...
Продолжение следует...
К содержанию
Комментариев нет:
Отправить комментарий