7 мая 2012 г.

Сборы в дорогу: Безостановочные перегоны



В этом сообщении я попытаюсь обобщить некий опыт суточных перегонов автомобиля разными составами экипажа...
Общий пост о сборах можно найти по ссылке: http://ekatarios.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html.

Дисклаймер: Все нижеописанное следует воспринимать лишь как мое личное мнение, не претендующее на объективность. Просто немного опыта... в ракурсе именно АВТОМОБИЛЬНЫХ путешествий в нашем формате.




Несколько "выстраданных" советов по безостановочным перегонам

Когда-то мы начинали свои разъезды с ближайших районов Карелии и Ленинградской области, причем, чуть ли не вокруг трассы. Это было ново и интересно. Но после 15 - 20 посещений того же Гирваса, он начал приедаться. Постепенно в эти районы пришла так называемая "массовая культура", их засрали... И как-то надоело тратить вечер стоянки на то, чтобы собрать мусор, оставленный другими (чтобы хотя бы было, где поставить палатку). 
Из-за этого, плюс из-за ограниченных отпусков мы перешли на практику безостановочных перегонов по асфальту к началу маршрута. На данный момент максимум, который мне удавалось так проехать - 2,5 тыс. км (Москва - Рыбачий) с последующем прохождением перевала через Муста-Тунтури в туче. Это определенный рекорд, который, честно говоря, не очень хочется повторять. Если только очень припрет... 
Учитывая, что мы уже ни раз ездили таким методом, собралась некая "база опыта"... И новым людям мы порой не высказываем всех долгих объяснений. Просто говорим: "надо делать так", подразумевая, что "не так мы уже пробовали, получилась фигня".

Типичная схема выглядит следующим образом:
В машине присутствует минимум 2 водителя. Раньше я считала, что необходим еще как минимум 1 штурман, но отлично справляемся и без него.
От сменного водителя (не владельца машины) требуется вести транспортное средство максимально безопасно. Никаких перекрутов движки, опасных обгонов и т.п. - все, чтобы владелец машины мог СПОКОЙНО спать на заднем сидении, а не подскакивать от каждого пробоя подвески. По себе знаю, что мысли на тему сохранности тачки, особенно по дороге в отпуск, при неаккуратном сменщике очень портят сон. Тем более,  я то знаю, что Патриоту достаточно несколько дополнительных песчинок набрать в фильтр грубой очистки топлива, и он на обгоне может начать тормозить двигателем... а может ни с того ни с сего шпильки на колесе сорвать (типа на шиномонтаже когда-то там перетянули - и вот они наконец-то "дошли")... или амортики оторвать, потому что время пришло... все это мы уже проходили. Из-за хорошей шумоизоляции салона, проблему услышишь и почувствуешь ой-как не сразу... Посему, сменщики, которые едут на Патре, как на легковушке, не имея реального опыта обращения с задним приводом и тяжелыми машинами, меня пугают;) И, уверяю, всех владельцев таких машин - тоже;)) 
Но вернусь к схеме. Один водитель - ведет, второй - отдыхает на заднем сидении. Ширина Патра позволяет нормально лечь на задний диван, взять подушечку, накрыться пледиком и радостно смотреть сны. Об отдыхе я еще отдельно скажу в пунктах "надо / не надо".
Если в машине есть 1 штурман - его задача весь перегон сидеть на переднем сидении, подавать водичку и бутерброды, менять музыку и разговаривать. Но ни в коем случае не спать! Если совсем приперло - проще дать штурману немного покемарить, посадив на переднее сидение только что сменившегося водителя (но не того, кто только готовиться к смене)... Более того, водителю (мне) гораздо проще ехать, если на переднем сидении вообще никого нет (и водитель, и штурман спят сзади), чем когда кто-то кемарит прямо на глазах.
Если в машине 2 штурмана, то они могут меняться. Штурманам это значительно облегчает жизнь, а вот водителям - на столько же усложняет, потому что заснуть вдвоем на заднем сидении гораздо сложнее, чем в одиночку.
Когда-то мы пробовали тему с тремя циклически- заменяющимися водителями (без штурманов). Каждый сначала вел 2-3 часа, потом сидел на штурманском месте столько же и только потом спал 2 - 3 часа. Но оказалось, что в такой ситуации каждый отдыхает гораздо меньше, и общая задолбанность только увеличивается. В схеме с 2мя водителями реально хочет спать только штурман, но на нем не лежит ответственности за жизни. А при трех водителях еле-ведут все.

Поскольку перегоны обычно начинаются из Питера, первую значительную часть дороги за рулем сижу я, чтобы проехать всех сумасшедших дачников и сменщиков сажать уже на более-менее спокойной дороге, где-нибудь за Петрозаводском (если едем на север). Зная свой организм, я выработала привычку выезжать в ночь, чтобы моя смена закончилась где-нибудь в 6 - 7 утра. Во-первых, не так много людей комфортно себя чувствует ночью зарулем (поэтому сменщика на темное время суток найти сложнее). Во-вторых, мне легче будет после такой смены уснуть, да и сменщику почти всю ночь можно будет спать перед первой "рулежкой".
Если дорога нас ведет в Полярный День, то эта ночь около Питера, фактически, единственное темное время за всю дорогу... Т.к. обычно к следующему вечеру мы уже успеваем давно как пересечь Полярный круг.
Во время перегона пару - тройку раз мы делаем большие остановки: пожрать, кофе попить в кафешке, купить чего-нибудь и т.п. Смысл остановки не в том, чтобы совершить все эти действия, а в том, чтобы отдохнуть от машины. После остановки на час даже уставший водитель может еще рулить и рулить. А если есть возможность искупаться, то запас бодрости будет еще больше. Поэтому часто мы останавливаемся в Гирвасе на такой "часовой тупняк". Остановки редко планируются заранее - обычно решение принимается по факту при проезде мимо очередной знакомой точки... В случае Гирваса чаще всего обсуждение "будем ли мокаться" начинается километров за 50... 
По приезду часто необходимо найти нужный адрес (если едем в город) или свернуть на правильную лесную дорожку, поэтому итоговая смена обычно - тоже моя. Это удобнее, чем объяснять, как и где надо сворачивать полусонным сменщику со штурманом.

Для перегонов в Мурманск и населенные пункты до него никакого графика я уже не составляю. Много раз ездили. Примерно понятно, где и когда оказываемся. При удачном раскладе до Мурманска - 18 часов езды. Там обычно около 2 часов на ресторан и закупки, а потом еще 1,5 - 2 часа до Титовки. Если без поломок. При езде в другие точки, где опыта мало, я пишу график, исходя из сайтика Ati.Su. Там для каждого маршрута (в разделе "расчет расстояний") можно посмотреть расчетное время прохода дороги грузовиком. Асфальт-то везде разный... Доподлинно известно, что Патр идет на 10 - 20 км/ч быстрее их "сферического грузовика в вакууме", если нет адского ливня и гололеда. Но в графике я все равно беру грузовиковую скорость, чтобы учесть возможные тупняки по дороге (заблудились, остановились пожрать или машины осмотреть, проблемы с обгонами).
Зимой время я прикидываю лишь примерно: беру летние расчеты и умножаю на какой-нибудь "коэффициент погоды", взятый от балды. В тот же Мурманск можно и 3 дня зимой ехать, если очень "повезет" с погодой. Зима - время непредсказуемости.

Теперь пару слов об опыте. Мы пробовали разные способы поддержания организма способным рулить или штурманить. Не все работают. Привожу краткий перечень рекомендаций:

Надо:
  • Сменившемуся водителю или штурману, отправленному на заднее сидение, надо отдыхать. Причем, отдыхать должны глаза. Соответственно, нельзя смотреть фильмы, читать или тупить в окно. Надо находиться обязательно с закрытыми глазами. Лучше лежать. Лучше - еще и не разговаривать. Расслабьтесь;)
  • Пристегиваться во время отдыха сзади. Как вы это сделаете - не моя проблема... но, в случае чего, летающие по салону пассажиры могут снизить свои, да и наши общие шансы.
  • Кофе пить - можно многим, а вот энергетики - применять с осторожностью. Вообще, честно говоря, любые средства "бодрости" лучше сначала опробовать в городе. По себе знаю: кофе - бодрит. Но после определенной дозировки, от него хочется спать больше, чем не спать. А энергетики - это способ проснуться "с подставой". После баночки адреналина ощущения действительно лучше (как будто запотевший мозг тряпочкой протерли), но через час - полтора голову выключает и ее уже не разбудить никакими дополнительными дозами. Все подобные особенности лучше про себя знать, и активно применять. Все средства, которые вам "показаны" для бодрствования, необходимо закупать заранее и лично, т.к. в раскладку такое не включается.
Не надо:
  • Напрягаться, если не удается уснуть, а уснуть "типа надо". В первую "смену" обычно никто этого сделать не может. Главное, продолжать лежать с закрытыми глазами. Этот отдых существенно прибавляет сил. Даже если уснуть получится, сон будет рваным и похожим на полубред. Но это тоже дает вожделенный отдых.
  • Лихачить зарулем. Как я писала выше, задача сменного водителя - дать выспаться основному водителю, не останавливаясь на обочине, даже если для этого потребуется тошнить 40 км/ч. Как бы медленно он не ехал, это все равно НАМНОГО эффективнее, чем останавливаться, разбивать лагерь и т.п. Среднее время на сбор/разбор лагеря = 6 часов (3 часа на разбор с ужином, 3 часа на сбор с завтраком после сна), и его мы таким образом экономим.
  • Как писала выше, читать, смотреть фильмы или тупить в окно во время отдыха..
  • Много жрать. Легкое чувство голода создает дискомфорт, который мешает расслабиться и уснуть. Сытость, наоборот, клонит в сон.
  • Пить много жидкости. Постоянные остановки с известной целью будут будить того, кто спит сзади. Конечно, без дозаправок не обойтись, поэтому останавливаться мы в любом случае будем...
  • Бухать садящемуся за руль штурману. Чтобы и кто бы не говорил, от алкоголя в конечном счете тянет спать, даже если постоянно дозаправляться. У меня еще ни один бухающий штурман не продержался хотя бы 2/3 дороги. Самое подлое, что алкоголь притупляет чувство "долга", соответственно человеку в этот момент уже не объяснишь, что от него чего-то требуется для общего блага... 
  • Ехать в паре. У каждого из водителей собственный удобный темп движения. Очевидно, что у сменщиков он обычно ниже из-за непривычки к конкретной машине. Поэтому при езде в паре второй машине приходится постоянно привыкать к чему-то новому. И там ведь тоже происходят смены по удобному им графику... Так что при безостановочных перегонах удобнее встречаться где-то ближе к конечной точке.
  • Заставлять водителя закрывать окно. Негласное правило - кто зарулем, тот и заказывает температуру. Водителю это чаще всего помогает не спать. Остальным предлагается одеть на себя лишнюю курточку.

Назад к общему посту о сборах: http://ekatarios.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html.

Комментариев нет:

Отправить комментарий