В этом сообщении я попытаюсь обобщить некий опыт подготовки себя любимого к ночлегу в спальнике во время дальнего путешествия.
Общий пост о сборах можно найти по ссылке: http://ekatarios.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html.
Дисклаймер: Все нижеописанное следует воспринимать лишь как мое личное мнение, не претендующее на объективность. Просто немного опыта... в ракурсе именно АВТОМОБИЛЬНЫХ путешествий в нашем формате.
Сон: спальники, палатки и прочее
Для сна нужна палатка, спальник и пенка (оно же называется туристическим ковриком). При поездках в температуры ниже нуля - рекомендую 2 пенки, одна поверх другой.
Спальник лучше выбирать с запасом по комфортному температурному диапазону, а не рассчитывать на температуру "экстрим". Люди есть разные... кому-то комфортно в футболке спать при +5, а кому-то тяжело будет в спальнике на -10 не замерзнуть летней прохладной ночью... Более того, перед поездкой его лучше протестировать где-то в приближенных к реальности условиях...на многих спальниках нарисованная температура не соответствует действительности ("китайские" градусы).
Спальники не рекомендуется стирать. От этого теплоизоляционные свойства уложенного туда утеплителя ухудшаются. Так что если присутствуют мысли о сохранении его чистым, лучше заранее купить вставки (что-то типа "постельного белья" в спальник).
Бесполезно залезать в спальник во всей одежде. Здесь работает тот же принцип, что и у перчатки / варежки. Лишняя одежда только мешает согреванию. Гораздо эффективнее вставить 1 спальник в другой (если уж нет теплого, а есть 2 холодных)... или обложиться этой же одеждой внутри спальника. Или на худой конец, взять у меня из машины плед (для длинных перегонов он едет с нами почти всегда)...
Update от 17.01.2013: Если речь идет о согреве в спальнике, то спарка с двумя людьми (два состегнутых между собой спальника) всегда эффективнее, чем два отдельных спальника с этими же людьми. Так что на холодные периоды рекомендую парам сразу присматриваться к спаркам (для этого в магазине обращаем внимание на "сторону" спальника: правый или левый).
Update от 17.01.2013: Если речь идет о согреве в спальнике, то спарка с двумя людьми (два состегнутых между собой спальника) всегда эффективнее, чем два отдельных спальника с этими же людьми. Так что на холодные периоды рекомендую парам сразу присматриваться к спаркам (для этого в магазине обращаем внимание на "сторону" спальника: правый или левый).
Пенки (оно же - "туристический коврик") я перепробовала самые разные. Хуже всего показали себя любые надувные вещи (я имею в виду матрасы). Кажется, что на них мягко, но на самом деле надувной матрас - это практически гарантия того, что на нем замерзнут. Воздух в матрасе очень быстро остывает и ничего с этим не сделать.
Принципиально лучше ведут себя самонадувающиеся коврики. Но они стоят дорого и со временем у них засоряется клапан, в результате они превращаются в самосдувающиеся. За некоторыми также замечен другой косяк - при отсыревании ткань коврика начинает пропускать воздух, т.е. тут даже замена клапана и проклейка не помогут.
Лучше всего на мой взгляд ведут себя самые обычные туристические пенки. Они существуют самых разных толщин.. В супермаркетах чаще всего лежат чуть ли не самые тонкие... Гораздо теплее и комфортнее спать на более толстых, из магазинов типа Снаряжение. Если хочется сэкономить, то можно купить ту же пенку в строительном магазине (мы, помнится, с Ромычем покупали 2 метра и резали вдоль - получалось 2 отличных коврика).
Не стоит рассчитывать на то, что дополнительного тепла добавит лапник, брошенный под палатку. Во-первых, елей около стоянки может и не быть. А во-вторых, это не "походная романтика", а просто перевод деревьев... Пенка той же толщины ГОРАЗДО эффективнее.
Палатка подбирается под предполагаемые условия существования. При достаточно толстом спальнике и отсутствии дождя, спать можно чуть ли не вообще без палатки... или в чем-то за 1000 рублей из супермаркета, что, на мой взгляд, палаткой называется весьма условно.
Если нет особо сильных дождей и ветров, повышение качества палатки просто повышает комфорт сна. А вот ветер и дождь заставляют подойти к выбору совсем с другой стороны.
Если нет особо сильных дождей и ветров, повышение качества палатки просто повышает комфорт сна. А вот ветер и дождь заставляют подойти к выбору совсем с другой стороны.
Бороться с дождем приходится поиском палатки, у которой материал тента наилучшим образом удерживает влагу. Лучше всего эта задача решается двухслойными палатками. Верхний слой у них отвечает за удержание влаги, но на его внутренней поверхности скапливается конденсат. Нижний слой - это, собственно, "домик" с дном, где спит турист.
Не все двухслойные палатки "одинаково полезны". Чтобы справляться с хорошим дождиком, у ткани внешнего слоя должна быть нормальная пропитка (характеризуется она чаще по величине удерживаемого водяного столба - чем выше, тем лучше). Кроме того, при установке такую палатку надо нормально натягивать. Даже ткань с идеальной пропиткой при установке с провисом будет протекать, т.е. мочить вещи.
Для установки без провисов не обязательно иметь комплект колышков. Иногда можно растянуть палатку на камни... или на окружающие деревья...
Не все двухслойные палатки "одинаково полезны". Чтобы справляться с хорошим дождиком, у ткани внешнего слоя должна быть нормальная пропитка (характеризуется она чаще по величине удерживаемого водяного столба - чем выше, тем лучше). Кроме того, при установке такую палатку надо нормально натягивать. Даже ткань с идеальной пропиткой при установке с провисом будет протекать, т.е. мочить вещи.
Для установки без провисов не обязательно иметь комплект колышков. Иногда можно растянуть палатку на камни... или на окружающие деревья...
Влага в палатку может попасть не только через верх, но и через низ (через дно). Так что стоит обращать внимание на пропитку дна у внутренней палатки. Характеристики там те же. Остальная часть ВНУТРЕННЕЙ палатки выполняется обычно из дышащей ткани.
С ветром бороться надо дополнительными дугами устойчивости (у меня реально была ситуация на белом море, когда у нас сломало дугу порывом ветра на обычной кемпинговой палатке в форме "полубочки").
Тепла добавляет "юбка" внизу палатки, которую, например, на Рыбачьем мы обкладывали камнями. Очень помогало поднять температуру внутри.
Update от 22.03.2013: Дополнительные опции палаток:
С ветром бороться надо дополнительными дугами устойчивости (у меня реально была ситуация на белом море, когда у нас сломало дугу порывом ветра на обычной кемпинговой палатке в форме "полубочки").
Тепла добавляет "юбка" внизу палатки, которую, например, на Рыбачьем мы обкладывали камнями. Очень помогало поднять температуру внутри.
Update от 22.03.2013: Дополнительные опции палаток:
- наличие 2го входа - надо смотреть по удобству. это не принципиальный параметр;
- высота палатки. чем меньше, тем неудобнее, но при этом тем меньше воздействие со стороны ветра.
- вместимость (по числу людей). Чем больше палатка - тем в ней удобнее. Но в холодное время года температуру в палатке будет "поднять" несколько сложнее. Поверьте, очень большая разница есть между ситуациями, когда в 4х местной спит 1 человек... или там же спит 4 человека... В последнем случае внутри будет гораздо теплее.
- наличие тамбура - по личному предпочтению. В тамбуре удобно оставлять обувь-рюкзаки... В холодное время года там можно запалить горелку для приготовления еды (при этом не забываем открывать проветривание, т.к. газ выжигает кислород внутри палатки). Но и без большого тамбура можно отлично жить.
- Антикомариная сетка - нужна, если есть планы ездить куда-то, где будет тепло и комары... А тепло в темной палатке бывает даже при +10, если на нее светит прямое солнце.
А теперь немного личного опыта:
У нас - Буран 4N от Нормала (http://normal.ru/katalog/the209.html). Некоторые ее ругают за несколько неправильный угол дуг и т.п. За подробностями рекомендую обратиться к Ромычу. Но, путешествуя на авто, я еще не была в ситуации, когда она бы не справилась. Справедливости ради, правда, следует отметить, что в Норвегии, где нас накрыло самыми жесткими условиями, мы изначально спали в машине. Вероятно, там бы эта палатка подвела...
У нас - Буран 4N от Нормала (http://normal.ru/katalog/the209.html). Некоторые ее ругают за несколько неправильный угол дуг и т.п. За подробностями рекомендую обратиться к Ромычу. Но, путешествуя на авто, я еще не была в ситуации, когда она бы не справилась. Справедливости ради, правда, следует отметить, что в Норвегии, где нас накрыло самыми жесткими условиями, мы изначально спали в машине. Вероятно, там бы эта палатка подвела...
К палатке рекомендую иметь некоторое количество запасных колышков и веревочек. Причем, даже к моей;)) (если я беру вам палатку, не факт, что у меня там в комплекте есть колышки и веревочки... а времени перед выездом проверить это, особенно если я беру палатку не себе, скорее всего не найдется)
В качестве подушек в палатке мы обычно используем свернутую одежду. Надувные оказались не очень удобны. Для машины мы купили обычных подушек... Но там они жизнеспособны только потому, что есть куча щелей, в которые их "упираем". В палатке они не удобны, поскольку ездят по всему полу.
Кстати, вещи, которые валяются на дне палатки, при достаточно сырой погоде будут отсыревать. Так что рекомендую одежду во время сна либо убирать внутрь спальника (со своей многослойной одеждой я под это подписываю только 1 - 2 внутренних слоя), либо убирать в рюкзаки.
Назад к общему посту о сборах: http://ekatarios.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html.
Кстати, вещи, которые валяются на дне палатки, при достаточно сырой погоде будут отсыревать. Так что рекомендую одежду во время сна либо убирать внутрь спальника (со своей многослойной одеждой я под это подписываю только 1 - 2 внутренних слоя), либо убирать в рюкзаки.
Назад к общему посту о сборах: http://ekatarios.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html.
Комментариев нет:
Отправить комментарий