27 июля 2008 г.

Север... Часть 3. Дорога в РАЙ и неудавшийся прорыв в Рынду... День 9

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

День 9. 20 июля. Воскресенье

Маршрут: водопад (69 12,193 N; 35 04,311 E) - Териберка - развилка Териберка-Туманный - Серебрянское водохранилище - Туманный - г. Дьявольская - Дальние Зеленцы - г. Дьявольская - губа Порчниха - губа Медвежья (оз. Первое)

Расстояние:
около 120 км.


(первая часть маршрута)


(вторая часть маршрута)

Свечера мы были загнаны по палаткам кровососущими тварями... А сутра мы проснулись в РАЮ.


(каньон речки при свете дня)


- Автор - Серега
(водопад днем)


- Автор - Серега


(загораем... наконец-то без насекомых!)


- Автор - Жека


- Автор - Жека


- Автор - Жека


- Автор - Жека
(Дашка сидит на "втыкательном" пеньке на скале)


(вот это уже больше похоже на фотографии из серии "Как я провел лето")


(Леха ушел подальше подрыхнуть)


(флаг у Белого экипажа)


(обычная картина...)

С первого взгляда было не понятно, где же мы находимся, на севере или все-таки на юге в необычном и безлюдном месте. Солнышко, приятный теплый океанский бриз, практически полное отсутствие комаров настолько расслабили нас, что до вечера мы твердо решили никуда не двигаться... Наконец-то можно было себе позволить ничего не делать: не собирать в который раз багажник Патриота, не придумывать, где развесить постиранную одежду, чтобы по дороге она хотя бы сделала вид, что сохнет, а не просто покрывается пылью... не надо было рулить...


- Автор - Татьяна
(Танина прогулка по окрестностям)


- Автор - Татьяна


- Автор - Татьяна
(справа - триангуляционный пункт)


- Автор - Татьяна


- Автор - Татьяна
(хороша тундра в районе Териберки... рельеф гораздо более выраженный, чем на Рыбачьем... жаль, с дорогами сильно хуже дело обстоит)


- Автор - Татьяна


- Автор - Жека
(Жекина прогулка по окрестностям; в этом районе, хоть и не было никаких границ и т.п., тоже успели наследить военные. Та дорога, по которой мы приехали на водопад, судя по старой карте, была проложена к неким "баракам"... вот в районе их останков Жека и обнаружил все эти "экспонаты")


(а вот и те самые бараки)


- Автор - Жека


- Автор - Жека
(наш лагерь с высоты соседней сопки)

В кои то веки мы могли себе позволить заниматься тем, что нормальные люди делают в летних отпусках: тупить, загорать и купаться. С купанием, правда, получилась забавная штука. Если накануне мы все атаковали водопад, то сутра решили попробовать поплавать в океане. Сверху со скалы было видно, что по океану гуляет легенькая волна, которая никого не смутила. Однако, стоило спуститься вниз - волна показывалась во всей своей красе и мощи.
Мы остановились в не очень удачном месте с точки зрения купания в океане - весь берег, где можно было подойти к воде, был засыпан крупными округлыми булыжниками, напоминающими яица динозавров. Полоса камней, соприкасающаяся с водой, была настолько скользская, что пройти и не упасть непредставлялось возможным даже при полном штиле. Что и говорить о таком упражнении при наличии волны!


(океанский берег в районе нашей стоянки)


(ну почти яица динозавров);)





После нескольких неудачных попыток зайти поглубже в воду, пришлось ограничиться очень оригинальным способом купания: в затишье между крупными волнами мы заходили настолько, насколько успевали. Там хватались за крупный камень и крепко держались в ожидании, пока очередная крупная волна окатит водой с головы до ног. Главная задача - удержаться (как человек, не удержавшийся, могу сказать, что таскает по камням с очень большой силой и в этом нет ничего приятного).

Кстати, от стоянки небыло как такового спуска к океанскому берегу: пришлось лезть по скалам, где и показали себя во всей красе Серегины "модные" ботинки (ASOLO). Пока я, распластавшись на камне, пыталась не соскользнуть вниз в своих недокроссовках, Серега разве что ни на одной ноге прыгал вокруг, предлагая то руку подать, то поддержать... От обиды на такой жизненный расклад (ну и еще немного от изношенности), кроссовки отправились в помойку по возвращении в Питер;) Там же мы набрали Золотого Корня, настойка на котором уже приготовилась и ждет своего часа.

Немного выше (по уровню воды в системе озер) относительно нашего лагеря мы набрели на еще один небольшой водопадик, вода в котором оказалась намного теплее, а сидеть в чаше с душем было намного удобнее. Кроме того, после окончания купания не надо было ползти на осыпающийся склон.


(второй водопадик находится примерно тут; здесь же заканчивается и наша дорога)

Со временем рай перестал казаться раем: то и дело появлялись местные жители (пользуясь редким теплым деньком, выпавшим на выходной, они старались залезть как можно дальше в тундру и выбрать наиболее теплое озеро). А вечер грозил нам повторным появлением полчишь кровососущих насекомых. Конечно, среди нас проскакивали мысль так и остаться здесь, но большинство все же высказывалось за необходимость движения вперед. Поев овощного салата и неспешно собрав вещи мы двинулись в путь. Даже необходимость заводить Красного с толкача не нарушила общего ощущения лени и неторопливости: машину неторопливо вытолкали из тундры и так же неторопливо прицепили ее за Белым и протащили по дороге (Красный накануне забыл выключить свет и у него банально сел аккумулятор).


(процесс вытаскивания красного из тундры)


(завели!)

Практически незаметно мы покинули рай, проехали Териберку, попрощались в пограничниками (один из которых в будке сидел и читал "Осиротевшие берега") и выдвинулись в сторону развилки Териберка - Туманный. Общую лень развеяла только небольшая импровизированная гонка по песку на трех груженных машинах (большая песчанная площадка в тундре - дело весьма необычное... быть может была когда-то там какая-нибудь взлетно-посадочная полоса... или просто природа подготовила для нас такое плато... но, кто бы ни был автором прощадки - ему спасибо).


(вот, кстати, песчаное плато изображено даже на карте)


- Автор - Жека
(слева - забор из вертолетных площадок в Териберке; справа - прощание с Териберкой)


- Автор - Жека

На развилке мы проскочили по кусочку асфальта и, свернув в сторону Туманного, снова потеряли его из вида. Дорога до Туманного оказалась менее приятной, чем до Териберки: видимо, по ней гораздо больше и чаще ездит тяжелый транспорт, т.к. там встречаются выбоины и ямы под стать Сортавальской федеральной. Зато кое-где дорога идет вдоль водохранилищ, образованных еще в советские времена на стадии строительства многочисленных ГЭС этого региона.
Трасса на Туманный уходит чуть дальше в глубину Кольского полуострова, поэтому со временем полноценная тундра сменяется лесотундрой и даже появляются некоторые низкорослые деревья (причем, не только в долинах рек). Перегон с Териберки до Туманного - настоящий учебник по климатическим зонам. Там где деревья достигают "максимума" своей высоты, трасса выходит на берег Серебрянского водохранилища.


(водоспуск Серебрянского водохранилища)

Крупнейшее водохранилище, по плотине которого дорога петляет часть пути - Серебрянское, построенное на р.Воронья (кстати, вытекающей с самого Ловозера) и представляющего собой часть каскада электростанций. Как и на Териберке, на Вороньей в период с 1964 по 1973 года построено две Себербянских ГЭС: ГЭС-1 и ГЭС-2. Верхняя "питается" из Серебрянского водохранилища, а нижняя - из менее крупного разлива, на берегу которого и расположен поселок Туманный - странный, но крупный и гораздо более жилой поселок, чем покинутая днем Териберка и уж тем более населенные пункты ("Припяти") Среднего и Рыбачьего.


- Автор - Жека
(остановка в районе водоспуска Серебрянского водохранилища)










- Автор - Татьяна
(водоспуск Серебрянского водохранилища)


- Автор - Татьяна
(тундра в районе Серебрянского водохранилища... кроме высоких деревьев здесь есть зонами встречается еще и тундра!)


- Автор - Жека
(поселок Туманный)

В Туманный мы заглянули по ошибке, а наш путь лежал дальше. Как я писала выше, мы планировали прорваться в Рынду - небольшой поселок на берегу Баренцева моря, не имеющий автомобильного сообщения с "большой землей".


(вожделенная Рында)

Перед отъездом я долго соображала, как построить наш маршрут по пути, которого нет. Рассматривалось два варианта: первый - двигаться от Туманного напрямик через тундру (этот вариант казался нам жизнеспособным ровно до тех пор, пока мы не попробовали по этой тундре ездить) и второй - доехать до губы Порчнихи и пытаться пробраться по ошибочной пешеходной тропе в Рынду. Не сговариваясь, мы приняли за основу второй план, тем более, что мне все месяцы подготовки не давала покоя та самая тропа. Когда-то кто-то из картографов ошибся и нарисовал на карте Кольского полуострова автомобильную дорогу вдоль побережья, уходящую в сторону Йоканьги. И никто б никогда не заметил ошибку "пьяного картографа", если б не взбрело в голову кому-то другому перерисовать и растиражировать эту крату. Теперь несуществующая автомобильная магистраль есть даже на автомобильном атласе России (где, кстати, нет многих вполне проезжабельных дорог)... но в реальности она предназначена исключительно для погонщиков оленей на "своих двоих".


(вот изображение этой дороги на карте)

Показательно, что по этой дороге не суются даже военные на УАЗах, а уж они то вроде бы ничего не страшаться в тундре (имущество-то казенное). Все это мы знали еще до выезда, но попробовать не мешало. Вдруг нам повезло и мы выбрали для поездки исключительно сухой год / сезон / день и непроходимая дорога вдруг откроет нам свои объятья?
Начиналась "тропа" прямо от Порчнихи, поэтому туда-то и лежал наш путь.
А чтобы попасть в Порчниху, необходимо было выехать обратно из Туманного и пойти в сторонй ГЭС-2, где и свернуть на искомую грунтовку не очень хорошего качества.


(в этом месте на самом деле дорога не заканчивается, а продолжается прямо - там, где указана пешеходная тропинка)

Не могу сказать, что она не проезжабельна на "недоприводе", но вот легковые машины с рыбаками мы встречали до одного весьма примечательного мостика. Дальше были только встречные УАЗы... По-моему это лучше любых визуальных оценок говорит о проходимости дороги;)


- Автор - Жека
(дорога в сторону Дальних Зеленцов)


- Автор - Жека


(тундра в районе дороги на Дальние Зеленцы)






(Непрятный грунт, по данным Гугла, длится около 50 км (напрямик - что-то около 30-ти). Вдоль дороги почти на всем ее протяжении тянулась огромная ЛЭП-ина с оборванными или снятыми проводами... линию электропередач то ли уже успели разворовать, то ли никогда и не подключали, протянув лишь куски кабеля)

Кстати, о встречных легковых машинах... Встречали мы и земляков из 47-го региона на не очень новых моноприводных транспортных средствах... Правильно, куда ж еще можно на рыбалку заехать?:)

Заканчивается дорога на Дальние Зеленцы выходом к заливу Баренцева моря с брошенным погранпостом.


(погранпост и развилка у г. Дьявольская)

По состоянию на прошлые года брошенный КПП был как раз в Териберке, а здесь следили за тем, кто въезжает и выезжает в район биологической и военной баз. В этом году ситуация радикально поменялась. Сразу за постом - развилка на Дальние Зеленцы и Порчниху.
Отдавая дань биологам в нашем оставе, да и, честно говоря, собственному любопытству, мы отправились в первую очередь налево - на территорию некогда известной биологической базы Академии Наук.


- Автор - Жека
(въезд в Дальние Зеленцы)

То, что мы там увидели, несколько разочаровало. В поселке остался один или, быть может, несколько живых (уж не знаю, насколько жилых... но по крайней мере - похожих на обитаемые) домов. Там были люди, но как-то очень мало, а существование их выглядело как-то совсем бесцельно.
Бухта была полна сгнивающих и сгнивших кораблей.


- Автор - Жека


- Автор - Татьяна
(бухта в Дальних Зеленцах)










Чуть поодаль от разваливающихся Дальних Зеленцов строится новый рыболовецкий поселок. Вероятно, это будет одно из "орудий" борьбы с расплодившимся камчатским крабом... Такое ощущение, что новые кораблики и домики хотят отстраниться от общей разрухи и упадка, царящих в бухте... "мы не с ними, мы сами по себе".
Дорожка через поселок идет дальше на мыс Ярнышный, где, естественно, расположились военные. Чтобы не волновать охрану части, для фотографирования мы остановились поодаль, в точке, откуда был виден залив на западе от Дальних Зеленцов... Было бы здорово когда-нибудь поплавать по такой природе на кораблике...


(точка для фотографирования)


(вид на Дальние Зеленцы с выбранной для фотографирования точки... дорога уходит в сторону КПП)


(Губа Ярнышная)

Закончив осмотр Дальних Зеленцов, мы отправились дальше, ко "входу" на тропу в Рынду. Увы, но время уже поджимало, народ оголодал и уже готов был подыскать место для стоянки. Варианта остановки в Зеленцах не рассматривалось, зато по дороге дальше мы активно крутили головами в поисках подходящего отворота с озером. Уж не знаю, зачем нам был нужен отворот с дороги (известно, что база в Порчнихе давно брошена, машины там появляются исключительно редко)... привычка... но все же не хотелось останавливаться совсем на виду любого праздно-шатающегося местного жителя.
Несколько отворотов, которые рассматривались в качестве потенциальной стоянки, в реальности не существовали.


(один из отворотов, которого нет)

Единственная дорога, уходящая в сторону моря, не доходила до бухты, а вела вдоль некого искуственного карьера. По этой дороге на разведку отправился красный экипаж, откуда принес известия о том, что потенциальное место остановки найдено.


(потенциальное место для стоянки, которое мы потом и заняли)

Но нас продолжала манить вперед загадочная Рында.
До Порчнихи мы добрались достаточно быстро... и столько же времени нам хватило, чтобы понять: наш план провалился.


(окончание дороги)

Хорошая дорога в Порчниху заканчивалась весьма неприятным бродом, который мы даже придумали, как объехать (Красный на свой страх и риск съехал по бетонным плитам; мне же на длиннобазном Патриоте проще было объехать эту переправу по озеру под руководством штурмана - глубиномера). Все машины сразу решили через брод не гнать, а отправить все того же Красного на разведку... и через 200 метров ему пришлось развернуться: дорога дальше превращалась в болото и грозила нам многочасовыми вскапываниями поверхности тундры. Нам пришлось повернуть назад.


- Автор - Жека
(красный штурмует брод в обратном направлении)

Это не значит, что идея когда-нибудь попасть в Рынду и посмотреть на единственную семью, умудрившуюся отсудить свое семейное гнездо у Мурманского правительства (когда-то согнавшего в колхоз их предков), исчезла. Просто придется изыскивать какие-то другие способы путешествия по тем краям, не предпогалающие таскания за собой автомобилей (там передвижения на авто как-то не поворачивается язык назвать "ездой").

В поисках альтернативы для стоянки мы проехались вдоль Порчнихи до конца дороги.


- Автор - Жека
(заброшенные бараки военной базы)

Так и не обнаружив ничего приятного глазу, а только лишь пробираясь через заброшенные бараки, мы были вынуждены вернуться к уже разведанной отворотке на карьер.
Нормальные люди там бы в конце дороги и остановились... Но мы себя явно не относим к их числу, потомучто за каким-то рожном нам приспичило подняться на холм, а то и перебраться через него, попав на побережье в губу Медвежью. Туда не было не то, что дороги, а даже направления: по каменной поверхности случайным образом были разбросаны болотца и валуны... Объезжая вторые, надо было умудриться не сесть в первых.
Там-то я и получила первые существенные повреждения - вмятину на дополнительный бак - то ли усталость, то ли желание побыстрее выйти иззаруля и вот я не расчитала прохождение в буквальном смысле последнего камня. Вместо того, чтобы пройти рядом с камнем, я наехала на него колесом, соскочившая машина просела и ... удар.
Для бака вмятина оказалась не летальной. Очень грамотно баки Патриота мнуться, но не пробиваются. Сливная пробка так же была цела.


- Автор - Жека
(наш лагерь в далекой тундре)


- Автор - Кирюндель

Учитывая общую усталость, лагерь вырос минут за 20... еще минут через 5 в Феррине на горелке уже готовилась еда...


- Автор - Кирюндель

Это был один из тех дней, когда короткий вроде бы по расстоянию перегон вымотал так, что невозможно было думать, обсуждать, говорить... и похоже настроение такое сопровождало всех и каждого. С фотоаппаратами по одиночке и по несколько человек мы гуляли по берегу, разглядывая то ли закат, то ли рассвет над Северным-Ледовитым Океаном.


(губа Медвежья)


- Автор - Кирюндель




- Автор - Леха


- Автор - Леха




- Автор - Кирюндель
(я фотографирую закат...)


(тот самый закат... или не закат... ведь все еще продолжается полярный день)


- Автор - Леха
(забавное природное явление без фотошопа)


(оно же - в другом масштабе)


(и, как обычно, с противоположной стороны от солнца - луна)


(а вот здесь явно кого-то съели... кого-то большого!)


- Автор - Кирюндель
(полярный лен, кажется)


(и снова эти укрепления из камней...)


- Автор - Кирюндель

Самое обидное, что в этот день была потеряна основная цель всего нашего путешествия: все прошедшие дни мы гнали и не давали себе расслабиться на дневках для того, чтобы заложить побольше времени на "прорыв в Рынду"... мы хотели по максимуму оставить времени на откапывание машин или пешие прогулки по краю географии, если они таки сложатся. Но, вопреки всем ожиданиям, "прорыв" закончился по-сути так и не начавшись. Не видно было никого, на кого б это не давило. Впереди были горы, но, думая, что ничего "эдакого" мы там не найдем, а посотрим все максимум за сутки, мы планировали какие-то дополнительные развлечения, типа быстрой вылазки до Корабля на Белом море и обратно и т.п. Так ни до чего не договорившись, мы разошлись по палаткам с ощущением незавершенного и даже провального "большого дела".

Продолжение следует...
К содержанию

7 комментариев:

  1. Карта Рынды составлена совершенно правильно. На карте пунктиром обозначена тропа, рядом сплошная линия с кружками - линия связи. Где вы там увидели дорогу, нарисованную пьяным картографом?
    Нечего пенять, коли сам в картах дуб. Учитесь.
    Это про вас в Териберке рассказывают, что приняв пунктир за изображение дороги 2 джипаря сели, пришлось вытягивать.?

    ОтветитьУдалить
  2. Во-первых, прошу не переходить на личности. Информация вам не навязывается. Ваш выбор - читать или нет.

    Во-вторых, если вы обратите внимание на приведенный выше текст, то осознаете, что мы со своими проблемами справляемся сами. "Сели и пришлось вытягивать" - это лишь критерий количества мозга у водителей тех "джипарей". Этот вопрос никак не связан с неточностью карты.
    Да и с количеством машин вы, по-моему, ошиблись.

    В-третьих, выше приведены фрагменты карт, где дорога, о которой идет речь, обозначена "длинным пунктиром". Приведены карты, где "длинный пунктир", а чуть выше - где "короткий". Вопрос точности съемки местности. Такие нестыковки встречаются часто. Просто кто-то рисует честно, а кто-то перерисовывает чужие ошибки. Не надо воспринимать чужую халатность на работе, как личное оскорбление.
    Условные обозначения: http://antikwar.ru/klad/klad_files/rkka/5leg.jpg
    "Длинный пунктир" = "Грунтовая дорога неудобн."
    Десятки таких дорог есть на территории Мурманской области; часть из них - проезжалась лично и была записана в разряд "проезжаемых".
    Вас никто не заставляет соваться в такие места. А нам стало интересно.

    ОтветитьУдалить
  3. А на газе-66, как вы думаете, доехать до Рынды можно?

    ОтветитьУдалить
  4. Я вот даже не знаю, что вам ответить;) С 2008-го года мы туда больше не возвращались. Да и были-то тогда только в начале дороги. По воспоминаниям - вроде бы там не было никакой "геометрии" (скал, камней и т.п.), с которой бы не справился ГАЗ-66... только типичное болото. Но это не значит, что рельеф такой до самой Рынды.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за ответ! А я вот читал здесь(http://www.b-port.com/smi/3/646/12429.html) что какая-то дорога есть на побережье, аш до самой Чегодаевки :)
    Врут что ли!?
    хотя статья 2005 года, и может всё изменилось в том районе?

    ОтветитьУдалить
  6. Дк вроде бы там речь о дороге между Туманным и Дальними Зеленцами? С этой-то дорогой все нормально. По ней регулярно ездят. Или я что-то путаю? (а на Рынду - это уже после Дальних Зеленцов)...

    ОтветитьУдалить
  7. ребята, до Рынды - водой...или на снегоходах - зимой...ну, или пешкодралом. Дороги туда нет.

    ОтветитьУдалить