27 июля 2008 г.

Север... Часть 1. Дорога к Морю... День 3

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

День 3. 14 июля. Понедельник

Маршрут: Каменная река - Мончегорск - Мурманск - Кола - пещера на трассе Мурманск-Печенга - Западная Лица - КПП в Старой Титовке - Водопад на р. Титовка - Пьяный ручей - Перевал - губа Малая Волоковая

Расстояние: около 400 км.


Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.



(первая часть маршрута за день)


(вторая часть маршрута за день)

Третий день был решающим для нашего путешествия. С 15 до 17 нам обязательно надо было забрать пропуска в Мурманске на ул. Туристов 28... и, если бы мы не смогли этого сделать, пришлось бы придумывать какие-то изменения в весь маршрут. Второй, не критичной, но все же важной задачей было выяснить, где именно в Мурманске делают уколы от бешенства.

Чтобы все успеть, решено было организовать подъем по будильнику. Окунание в холодную воду Каменной реки и короткий завтрак окончательно сбросили пелену сна. Около 9 утра мы уже выдвинулись в сторону трассы.

Здесь-то нас и настигла первая поломка Патриота: отрубился АБС. Честно говоря, без АБС на бездорожье существенно лучше, но на мокрой трассе он все же пригождается. Мы быстро осмотрели все датчики и предохранители. Ничего не обнаружив, решили оставить решение этого вопроса до СТО (как позже оказалось на СТО, был неисправен левый задний датчик... внешне неисправность выглядела как механическое повреждение... датчик заменили - система заработала... но когда датчик сняли, его забыли у меня в багажнике... когда я стала в нем ковыряться, оказалось, что то самое механическое повреждение оплетки - это всего лишь треснувший верхний слой антикора, случайно попавшего на датчик при обработке машины... вопрос с этим датчиком пока остается в подвисоне: мне кажется, поломка АБС могла быть связана с плохим контактом этого датчика... т.е. действительно задели, но не порвали, а нарушили соединение... на ТО попрошу датчик оттестировать - быть может у меня появится запасной датчик АБС;) )

По дороге до Мурманска мы останавливались всего несколько раз...


- Автор - Татьяна
(Озеро Большая Имандра из окна машины)


- Автор - Жека
(стелла на правой горке из окна машины)

...и первая длительная остановка была сделана на подъезде к Мончегорску - среди бескрайних выжженных полей вокруг комбината.


- Автор - Татьяна


(самый правильный транспорт для того района)






(Нест нашел прокладку головки блока...интересно, какие цветы в тундре дают такие плоды?)



Вот что значит "кладем природу на алтарь промышленности"...

Очень подробно описана эта территория в паспорте к тайнику "Мертвая земля" на Геокешинге (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1678):
Цитирую автора: "Производственный цикл по добыче никеля состоит из нескольких этапов. Сначала руду надо добыть... Потом руда вагонами доставляется в горно-обогатительный комбинат, где ее обогащают. Дальше путь лежит в плавильные печи. Тут из руды в электрических печах (электричество к которым, кстати, поступает с Кольской АЭС в Полярных Зорях) выплавляют ценные металлы. Вся проблема заключается в том, что руда содержит некоторое количество серы. И во время плавки она естественно считается вторичным продуктом. А потому долгие годы совершенно спокойно улетучивалась через системы вентиляции в заводские трубы и рассеивалась в атмосфере. Здесь сера под воздействием влаги превращалась в серную кислоту. Вот и получи – кислотные дожди".

Говорят, что свое веское слово в пользу очистных сооружений сказали скандинавские страны: они не могли позволить таких выбросов в атмосферу, тем более совсем близко от их границ. На сегодняшний день, вроде бы, очистные сооружения построены и функционируют.

Впечатление от "Мертвой земли" действительно удручающие... но из черной земли уже выбиваются единичные зеленые кусты. Дай бог, лет через 15 - 20 здесь будет шуметь молодая поросль леса.



Мы были все ближе и ближе к нашей цели ("программе минимум") на сегодня: столице региона, городу Мурманску. Далее по пути нас задерживали только короткие "технические" остановки...





... и коротенькое "внушение" водителю Красного экипажа за езду по трассе без света. К городу мы подъехали в 2 часа дня; у нас был час на поиски ул. Туристов.


- Автор - Жека

В рамках подготовки к отъезду мне удалось найти трек экспедиции Кольский 4х4. Вместе с короткими комментариями по дороге он стал для нас путеводной нитью как минимум на Рыбачий. Конечно, Кольский 4х4 ходят более подготовленные машины, чем мы, но глубина бродов год от года разная; дури в голове у нас много, кто нам мешал попробовать?

А начинался трек с небольшого отворота в Мурманск... Вот мы и предположили, что экспедиция, так же как и мы, каталась забирать пропуска. Т.к. нормальной привязанной карты города с названиями улиц у меня не было, проверить эту теорию пришлось на практике.

К слову, Мурманск - достаточно крупный город; крупнейший из городов, находящихся за полярным кругом; огромный морской порт и т.п. Более подробно о Мурманске - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA. Как практически у любого крупного города, у Мурманска есть свой КАД, поразивший нас знаками 40 и огромным количеством ухабов. С одной стороны от КАД лежит город (с КАДа открывается отличный вид), а с другой - стоят новые коттеджные поселки. Дорожное движение в центре Мурманска (особенно в той его части, на которую приходится наибольшее количество холмов) напомнило нам Прагу... Светофоры на горках, повороты с непонятными углами... Из регламентированного Питерского движения, и тем более пустого леса, было не просто туда быстро встроиться.

Повторив в итоге круг экспедиции по Мурманску, никакой ул. Туристов мы не обнаружили. Решили спросить у местного населения, которое тоже было не в курсе локальной географии. Однако, желая нам помочь, люди останавливали других прохожих, уточняя дорогу. Когда ситуация начала напоминать сбор несанкционированного митинга, мы таки нашли среди помойки непривязанных карт лист схемы Мурманска с искомым адресом. Прибыли на место мы ровно в 3. Спустя пол часа пропуска были у нас на руках.

К слову о пропусках. В интернете полно мест, где можно скачать правила, касающиеся погранзоны, и образец заявления. Заявления могут заполняться как от имени частного лица, так и от имени организации; для каждого типа заявлений существует 2 варианта: групповое и индивидуальное. Мы на каждого оформляли индивидуальное заявление от частного лица; документы отправлялись DHL-ем и их прохождение отслеживалось по телефону. Я не в курсе, сколько официально должен делаться такой пропуск, во время подготовки поездки мне доводилось слышать как минимум 10 вариантов, от 2х месяцев, до "прямо на месте". В нашем случае отправка была в конце мая и уже в конце июня мне по телефону ответили, что документы готовы. Пассажиры оформляли просто пропуск; водители указывали кроме себя еще и свое транспортное средство. К пропуску все время надо было "держать на готове" паспорт. Делали не зря, т.к. у нас их активно проверяли.

Следующая задача, стоявшая перед нами в Мурманске, была еда. Мы решили долго не искать и остановились где-то в центре в кафешке БЦ, перед этим, правда, навернули несколько кругов по окрестным улочкам в поисках не очень очевидного заезда на парковку...


- Автор - Жека
(кафешка, из которой, не смотря на внешний вид, нас не выгнали)

Пока одни доедали обед, другие производили последние закупки перед "уходом в леса".

Последней полезной информацией были часы и местоположение прививки для Неста. Увы, но ему надо было оказаться в Мурманске на следующий день. Первоначально Красный экипаж планировал отделиться от нас и переночевать где-нибудь под Мурманском, чтобы на утро вернуться обратно и дальше уже договориться о встрече с нами. В процессе обсуждения этот план несколько перекроили: решили до Рыбачьего ехать все вместе, а потом отправить Красного туда-обратно на прививку.

Уже на выезде мы планировали заехать в г. Кола на пивоваренный завод по адресу ул. Заводская, д. 1а.

Сам город Кола вообще гораздо древнее Мурманска, впервые статус города она получила аж в 18 веке, а годом основания считается 1565. Подробнее о Коле - на Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B0_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4). Гораздо подробнее и интереснее на Геокешинге: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3622.

Сейчас Кола с первого взгляда воспринимается скорее как промышленный район Мурманска. Увы, но он пришел в окончательный упадок. Подозреваю, что через несколько лет, после того, как жилье в Мурманске взлетит вслед за развитием месторождений на территории Мурманской области и крупных компаний в самом городе, Кола снова начнет отстраиваться. Но пока вдоль улиц стоят пустые дома, оглядывающие окрестности своими черными окнами.

Мы не очень представляли себе, как, не имея карты и какого-либо понятия о географии Колы, найти там пивзавод... Но вопрос решился самым простым способом: спускаясь в город по одному из въездов из Мурманска, мы просто посмотрели с горки и увидели огроменную палатку "Кольское пиво"... Через 2 минуты мы уже стояли рядом и создавали очередь в маленький заводской магазинчик. Местные работяги с характерными лицами только вздыхали и уходили посидеть в пивной палатке, пока мы не закончим закупку (магазин при пивзаводе, кстати, работает с 9 до 20 или даже с 9 до 21... )


- Автор - Жека
(ассортимент завода...)




(вид на пивзавод с расположенной рядом заправки)

На выезде с завода мы заправили все свои многочисленные топливные баки и были готовы выдвинуться к ОКЕАНУ...



Формально мы еще в Мурманске стояли на берегу настоящего Баренцева моря (а именно, на берегу Кольского Залива)... Но ведь нашей целью был Рыбачий!

Таким образом, проехав сквозь Колу, мы пересекли Кольский залив по старому мосту и двинулись по трассе Мурманск-Печенга в сторону погранзоны.


- Автор - Татьяна
(вид на Мурманск с трассы на Печенгу)


- Автор - Жека
(вид на новый мост и развязку с противоположной стороны от Мурманска)

Через несколько километров после проезда нового моста мы минули последнюю на нашем пути заправку (хотя качества она была сомнительного, для себя мы отметили, где можно будет добыть бензина на случай чего...).

Дальше мы вступали в тундру в прямом смысле залитую человеческой кровью. Сотни лет здесь шли войны: приходили Норвеги, Англичане, потом Русские возвращали себе территорию. А последний век в истории этой земли был самым кровавым. Во время Второй Мировой Войны Мурманск был знаковым пунктом - выходом России напрямую к Баренцеву морю - его нельзя было просто отдать. За него боролись и умирали. Люди погибали тысячами, при этом по статистике за каждого убитого немца ложилось 14 русских. Сам климат, особенно зимой, располагал к героизму: пронизывающие ветра и сырость... Множество людей гибло даже не от пуль, а от банальной нехватки снаряжения: одежда отсыревала и отряды, роты и дивизии замерзали заживо в снежних могилах.

Практически на каждом повороте трассы Мурманск-Печенга стоит военный памятник, а прямо на дороге встречается множество знаков "Остановись и почти память!". И с каждой остановкой ты все больше погружаешься в мрачное созерцание окружающей действительности. Читаешь надписи на мемориалах, смотришь на бескрайние голые холмы и преклоняешь голову перед теми, кто здесь боролся и умирал.




(остановка у одного из мемориалов...)

Подробнее о Долине Славы и Долине Смерти написано на Геокешинге: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3342.


- Автор - Татьяна


- Автор - Татьяна


- Автор - Татьяна


- Автор - Жека





О памятниках мне много рассказывали... Кроме того, перед отъездом я пробежалась по самой подробной карте, которая была у меня в наличии, и посмотрела неподалеку от трассы наиболее приятные природные места. Первой отмеченной у меня достопримечательностью была пещера, обозначенная на карте неподалеку от моста через Западную Лицу. Пещера находится на "немецкой" стороне реки, что не вызывает сомнений в ее авторстве...



Мы застали это глубокое рукотворное сооружение полузатопленным, однако, вода была достаточно низко, чтобы оценить протяженность сквозного отверстия в сопке и масштабы вложенных сил.



Вокруг пещеры камнями выложены частично засыпанные окопы.

В этом районе должно быть множество пещер, но, не имея возможности терять время, мы вернулись к машинам и отправились дальше.

Потенциально интересными для нас были и 2 водопада на Западной лице, но вот доехать до них у нас так и не сложилось.



Ткнувшись на один из лесных отворотов и не найдя там дальнейшей дороги (по УАЗовским меркам), мы бросили поиски и отправились в погран-зону.


(дорога на Печенгу)

Небольшую остановку мы сделали уже около самой Титовки, на новенькой покрашенной эстакаде... (видна была военная рука!)

Ой, не ту машину мы смотрели на эстакаде... Но загнать туда УАЗ для осмотра, увы, я не догадалась...





Как я уже писала выше, документы у нас таки проверяли. На этом погранпосту - паспорта, сверяя их с надписями в пропусках.

Мы все благополучно прошли погранпост и свернули на искомый поворот в районе Старой Титовки. Так на следующие несколько дней мы попрощались с асфальтом, но, кстати, не с дорогой.

Следующим пунктом остановки стал водопад на реке Титовка, сразу за поворотом на Рыбачий...

К слову о реке Титовке - среди рыболово она славится своими богатствами. Уже на повороте в сторону населенного пункта Новая Титовка висит предупреждение о том, что семгу без лицензии ловить там нельзя. А прямо на водопаде в первый заезд туда мы повстречались с рыбнадзором... Косо посмотрев в нашу сторону, поздоровавшись и не проронив более ни слова, он облил себя из балончика антикомарином (одно только это внушало к нему некое уважение сродни трепету: в один прием он умудрился облить себя целиком; так четко и привычно действует только женщина, в 400-ый раз укладывающая волосы лаком... раа-а-аз и все!... попадая в настолько комариные места начинаешь ценить такие оказывается непростые умения), спустился к реке и начал коротать свои нелегкие рыбнадзорные будни ловлей в нахлыст.

Водопад имеет 2 ступени: что-то типа 6 и 10 (или 11) метров.


- Автор - Леха
(фрагмент водопада)


(первая ступень водопада и вид на Титовку после него... вот там маленькая фигурка - это рыбнадзор)


(еще одна ступень водопада...)

В лоции реки, найденной мной на lib.ru, водопад носит название Мельничный. На верхней ступени водопада стоит небольшая (по сведениям из той же лоции - немецкая) мельница, размеры и конфигурация которой наводят на мысль, что это могла быть еще и небольшая гидроэлектростанция...


(мельница на верхней ступени водопада)

Советские военные ни раз пытались починить сооружение, но, не доведя дело до конца, окончательно забросили. От "советского присутствия" на мельнице остались следы бетона и кое-где встречающиеся надписи типа "ДМБ-ХХ".

К водопаду ведет небольшая грунтовая дорожка - отворот с дороги на Рыбачий. Проходя по лесу, дорожка спускается с достаточно крутой горки прямо на полянку перед водопадом... Вот на этой-то горке при подъеме УАЗ и получил первые существенные повреждения. Видимо, еще раньше, из-за тряски выкрутился один из болтов на кардане (кардане к заднему мосту), остальные от усилия на горки просто срезало... Так был потерян задний привод. Машина еще некоторое время ехала на переднем, и, в принципе, я планировала доехать на переднем до намеченной стоянки в Малой Волоковой губе или на берегу озер по дороге к ней. Однако, вмешался случай: кардан склинил о систему ручника.

Залезли - посмотрели - выдали диагноз. Почесали репу и пошли разбирать багажник, доставая инструмент. Болты у меня с собой были; у Красного нашелся шуруповерт (и в очередной раз спасибо ему за это)...


(хороша машина, которую не надо поднимать, чтобы под нее лечь...)

У Сереги с Лехой ремонт отнял не более двух часов, хотя когда этот процесс только начинался, было чрезвычайно обидно, что мы сломались, так и не успев доехать до МОРЯ...

Высверлили - прикрутили. С резбой у одного из болтов было совсем плохо - понадеялись, что продержится... (и, забегая вперед, скажу, что отлично продержался, даже на самых жестких участках).

Еще 15 минут на сборы и вот мы уже едем дальше в сторону Рыбачьего по так называемой восьмерке (сложный участок дороги вдоль реки, где в свое время сорвалась машина с дембелями; все погибли, кроме водителя и офицера, который покурив, пристрелил напарника и сам застрелился... подробнее эта история описана в книге "Осиротевшие берега").

Спасибо автору книги про Рыбачий; его труд наполнил нашу поездку гораздо большим смыслом, чем она имела бы без его данных. По его же наводке мы останавливались у Пьяного ручья. После мостика через этот ручей дорога поворачивает прочь от Титовки в сторону Среднего, переводя через кусок хребта Муста-Тунтури. Этот участок дороги сейчас-то кажется не очень-то простым, а ведь раньше он был проходим только для военных машин (судя по старым фотографиям, которые можно найти на biarmia.narod.ru). Множество историй про этот перевал есть в той самой книге; не буду повторяться. Переезжая через Пьяный ручей путники останавливались, чтобы выпить рюмку за успешное прохождение сложного участка. Остановились и мы. Сейчас на месте остановки сделана очень уютная беседочка...


(беседка у Пьяного ручья и дорога дальше на перевал...)



Выпили все, кроме капитана Белого экипажа, Ромыча. Ой, зря! Говорят, эта традиция соблюдалась даже во временя сухого закона...

Тут, видимо, требуется небольшая ремарка. Во-первых "выпить за успешное прохождение" - это не раздавить натроих поллитру, а выйти из машины, собраться с духом и мыслями, хлопнуть по небольшому глотку и в путь. Во-вторых сотрудников ГАИ на перевале отродясь никто не видывал и вряд ли увидит вне статуса "проезжающего мимо джиппера".

Перевал на Средний необычайно красив... Это не веселая и радужная тундра, которую позже мы наблюдали в районе Туманного, это камень, выкрашенный кровью в красный цвет. Может быть из-за прочтения истории тех мест, а может быть действительно что-то в этом месте есть жесткое и холодное, но холмы и разбросанные по кюветам вдоль дороги машины - это как раз то, что я обычно представляла себе при словах "Суровый Север". Достаточно закрыть глаза и представляешь военные колонны, идущие по перевалу... и снега, из которых виднеются только самые верхушки расставленных вдоль дороги вешек... Мы слишком устали, чтобы останавливаться для фотосессий; и с лихвой восполнили это на обратной дороге... так что фото с перевала - чуть позже...

Вдоль дороги есть только одно сооружение - остов некой немецкой тыловой постройки, подробнее о ней - все в той же книге. Так же были сведения (я их встречала как раз не только в книге), что где-то здесь проходила канатная дорога из Печенги, построенная немцами. Много лет ее или ее следы ищут, но найти не могут. Быть может, мы тоже когда-нибудь присоединимся к поискам?

Стоило нам пересечь перевал, как вдалеке показались куски океана... С кораблями (думаю, военными) на рейде... Понятно. Учения.

Военных мы встречали везде. Они как аборигены северной америки времен Колумба - наблюдали за нами, но не подходили, пока мы им не мешали... А у нас и не было в планах мешать. Проезжая по долинам, то там, то тут мы видели на возвышенностях 1 - 2 человека, наблюдающих за нами в бинокли. Это еще хорошо, что мы нигде не "высаживались" и они женщин не вдели;) А то бы как геофизики, пришли бы знакомиться;)

Мы достаточно быстро добрались до нужного отворота: свой путь по полуостровам, как я уже упоминала выше, мы хотели начать с Малой Волоковой губы и пройти по часовой стрелке по кругу (сколько сможем на штатных машинах); к нужной нам губе вел отворот на запад от основной дороги. Я где-то прочитала, что там проходил старый волок судов: во времена преобладания парусного и гребного судоходства, было слишком опасно в течении большей части года ходить вокруг полуостровов, поэтому на перемычках были устроены волоки.

С поворота начались лужи. Несколько мелких мы пролетели, по-моему, даже не притормаживая... А вот первую большую лужу побежали промерять, объезжать и даже фотографировать... Позже броды такой глубины мы ходили напрямик;)







Однако, на остановке у лужи обнаружилась неприятная штука: Белый лишился заднего амортизатора. Дорога по перевалу оказалась слишком сложной для спортивной Плазы и она, склинив, оторвала крепление к мосту. Амортик болтался в воздухе, а нива - прыгала на пружинах.


(амортизатор - фото было сделано уже на стоянке)

Этот факт сразу же ограничил сверху скорость передвижения Белого экипажа, поэтому мы на Черном отправились на разведку в поисках места.

Первоначально мы хотели встать на одном из озер, находящихся на перемычке, но нормального подъезда и приятной полянки там не увидели и поэтому сразу двинули в губу, где и решили остаться.

Это был первый вечер на берегу Северного Ледовитого Океана.


(сбылась мечта трех идиотов... мы на океане... под покровом полярного дня)


(уже к утру с озер потянул туман, прикрывший подножья хребта Муста-Тунтури...)


(фото из серии "Как я провел лето";) )


(Вид на лагерь с высот Полуострова Средний... второе фото сделано уже совсем под утро, когда лучи солнца, вышедшего из-за высоты, осветили Муста-Тунтури розово-оранжевым цветом... потрясающее зрелище!).

Продолжение следует...
К содержанию

Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий