Перепубликация из ЖЖ
К содержанию
Часть 3. Дорога в Рай и неудавшийся прорыв в Рынду
Вселенная - это разнообразие в единстве. - О. Бальзак
День 8. 19 июля. Суббота
Маршрут: водопад на р. Титовка (точку см. в предыдущий день) - Старая Титовка - Мурманск - Кола - развилка Териберка-Туманный - Териберка - водопад (69 12,191 N; 35 04,318 E)..
Расстояние: около 220 км.
(маршрут за день)
Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.
Этот день все хором обозвали "дневкой в Мурманске".
Сутра, искупавшись в небольшой, но глубокой заводи над водопадом, попив чаю и собрав багажники, мы отправились из погранзоны в сторону Мурманска. После нескольких дней блуждания по тундре, мы оказались на асфальте, причем среди других людей. Несколько необычное и странное ощущение;)
Перед нами стояло две главные задачи: сварить белых и уколоть красных. Ради этого мы второй раз за отпуск были готовы и даже встали по будильнику.
На этот раз подъем в горку от водопада не закончился никакими поломками, зато на трассе от Старой Титовки до Мурманска пришлось понервничать из-за перетока бензина.
- автор - Жека
(трасса Печенга - Мурманск)
- автор - Жека
(сушка ботинок на УАЗике по дороге из Старой Титовки до Мурманска)
Стоило нам выехать на трассу, начались проблемы: легкие тупнячки и глюки при количестве бензина в основном баке менее половины. Когда запахло паленым (в ту секунду показалось, что это трабла бензонасоса), я в спешке остановилась и поскакала за огнетушителем. Источника запаха не нашли, а тупняки объяснили тем, что бензонасос хватанул воздуха. Хорошо, что в запасе оставалась еще одна канистра бензина: заправка реально помогла. С перетоком потом всю дорогу наблюдались сложности, приходилось соображать, что и куда заправлять, а кроме того - держать в запасе еще лишнюю канистрочку (с канистрочкой на бездорожье - это вообще полезная практика... но тут от нее еще и что-то зависело).
Через пень-колоду с парочкой технических остановок мы добрались до Мурманска. Въехали в город по новому многополосному мосту (вот вам и контраст бездорожья и цивиллизации) и разделились. Красный экипаж отправился прямиком в травму, Белый и Черный совместными усилиями поехали на поиски работающей в субботу ремзоны.
И начали мы свои поиски с г.Кола. После того, как мы, кажется, проехали по всем улицам этого промышленного городка, заглянули во все гаражные кооперативы и спросили все, что могли у местных жителей, руки практически опустились. Не было не только нужных нам запчастей, но и самих ремонтников, желающих работать. Полки единственного открытого автомагазина пустовали, а его продавец только удивленно разводил руками.
С писсимистчным настроением, однако, не забыв затаритьвся в очередной раз пивом и квасом на Кольском пивзаводе (где нас уже хорошо запомнили и радостно встречали!) мы выдвинулись в сторону Мурманска.
- автор - Жека
(вывеска на магазине при кольском пивзаводе)
Проблему ремонта Белого поделили на две части: поиск запчастей и монтер, который сможет поставить их на место. Если первая часть без второй могла быть исполнена, то вторая без первой, увы, никак. Так что вместе с вглядыванием в вывески в поисках слов "автосервис" или "сварочные работы", мы искали и банальный автомагазин.
И тут всех с понтолыку сбил Красный экипаж. Когда они въезжали в город, где-то чуть ли не с главной улицы они заметили Мурманский авторынок и крайне рекомендовали нам туда прокатиться. Но вот точного адреса сказать не могли, утверждали лишь, что это недалеко от Кольского проспекта. Проехав пару раз по указанным точкам, мы так ничего и не нашли, зато совершенно случайно обнаружили на холме вывеску "1000 мелочей для автомобиля" (или что-то типа того).
То здание строил нереальный архитектор. Это был низкоэтажный торговый центр, построенный прямо на горе. Пройдя через дверь с улицы, через узкие темные коридоры со столами, на которых должна вестись "организованная торговля", ты попадаешь на лестницу, поднимаешься на второй этаж и видишь точно такой же грязный и нелепый коридор, напоминающий переход в метро где-нибудь в районе Рыбацкого. Пройдя по коридору и осмотрев все двери и магазинчики (а они прячутся в самых неожиданных местах), ты подходишь к лестнице и обнаруживаешь себя уже на первом этаже... т.е. снова надо подниматься на второй... Через пару пролетов мы начали спрашивать об автотоварах практически у каждого встречного человека... еще через пару пролетов - начали сомневаться в конечности здания;) Все "аборигены", которых удалось поймать и распросить в этих коридорах, единогласно указывали наверх, пока в один прекрасный момент "безумное здание" не закончилось... Последний, у кого мы уточнили дорогу, послал нас в следующее торговое здание, где оказалось, что автозапчасти давно куда-то переехали.
Мы решили больше не связываться с настолько неочевидными "заведениями" и поехали по Кольскому в обратную сторону с надеждой заходить в каждый встречный магазинчик...
- Автор - Жека
(картинки из Мурманской жизни)
И первое же заведение дало свой результат. Магазин заметили слегка запоздав, поэтому пришлось оставить машины за перекрестком и сходить к нему пешком. Зато через пару минут разговора "слово за слово" продавцы уже с интересом слушали про красоты Рыбачьего и были готовы поделиться телефоном знакомого сварщика. Они же нарисовали подробную схему, как добраться до авторынка (который оказался весьма далеко от Кольского проспекта). Кстати, в этом магазине я наконец-то и себе нашла нечто полезное: еще перед выездом из Питера я неправильно оценила пожирание масла моим УАЗиком и забыла купить еще одну доливку; в этом магазине наконец-то нашлось мое долбанутое 5W40.
Увы, но на Ниву удалось купить не все запчасти, так что еще немного времени было потрачено на посещение той самой мекки автомобильной жизни Мурманска - авторынку.
- автор - Кирюндель
(мекка автомобильной жизни Мурманска - авторынок)
- автор - Кирюндель
(Кольский залив в районе авторынка)
- автор - Жека
(то же)
Давно мне не доводилось бывать в подобных местах. До Мурманска еще не докатилась волна повальной езды на новых машинах и все еще оставались веяния "модного тюнинга" для дешевых машин. Девятины, обвешанные лампочками, юбками, спойлерами и "рычалками" на глушитель; классики с нулевой тонировкой и громкой музыкой в стиле "тыц - тыц"... В Питере такие вот "штуки" встречаются все реже и реже... В Мурманске (а точнее на Мурманском авторынке) движение "клевых стритрейсеров" процветает.
После авторынка мы сопроводили Ромыча обратно до магазина, где была назначена встреча с потенциальным сварщиком и отправились есть в заведение под названием "Пивной забой" на ул. Полярных Зорей. К слову, Красный в это время уже успел и уколоться, и пообедать и даже направился "мыть начпрода";) (т.е. в баню).
После всех поисков друг друга в Мурманске, Ромыч таки встретился с порекомендованным нам мужиком. Не буду упоминать его имени, скажу лишь, что для тех обстоятельств, в которых мы с ним познакомились, он стал настоящим спасением. Он отвез Ромыча к себе в гараж и там почти целый день с ним ковырялся (напару с самим Ромычем), попутно накормив экипаж чаем с салом.
- Автор - Жека
(кормление экипажа салом)
- автор - Жека
(а вот и сам монтер)
Мы же в это время заседали в Пивном Забое. Пока мы ели, а некоторые (кто был не зарулем) пропускали по рюмочке, Красные успели помыться и присоединиться к нам, а Властелин даже получил свою вожделенную порцию футбола по телевизору.
Уже вместе мы отправились искать гаражи, в которых в тот момент ваяли подвеску белой ниве. Белый экипаж прислал адрес, Нест проложил трек и мы отправились улочками и дворами к нужному месту. Обозначенная на нестовской карте улица Защитников рыбачьего (по его представлению прямая и ровная) оказалась чуть ли не дворовым проулком, но вывела нас куда надо. После впечатлений прошедшей недели мы хором согласились: "Какая ж это была бы улица Защитников Рыбачьего без петляний ям на дороге???"
Нашли гаражи мы с первого раза. Еще некоторое время ушло на то, чтобы закончить ремонт, распрощаться с радушным монтером и дождаться, пока белый экипаж поест. И вот под вечер мы уже оказались на мурманской объездной.
До выезда на трассу в сторону Териберки нас поджидала всего одна техническая остановка: нам сзади показалось, что у Белого экипажа с заднего моста свисает "нечто"... После того, как наши подозрения были объявлены в рацию, белый моментально остановился и обнаружил всего лишь необрезанную стропу, выдержавшую в качестве ограничителя пружины весь Рыбачий.
И вот наконец-то закончилась наша "дневка в Мурманске". Свернув на развилку в сторону Териберки и Туманного мы вышли на практически идеальную асфальтовую дорогу, идущую сквощь лесо-тундру. За каждым поворотом мы ожидали, что это "счастье" вот-вот кончится, однако, деревья мельчали, в потом и вовсе исчезли, а асфальт (причем, достаточно высокого качества) продолжал сопровождать нас по пустой тундре среди холмов и озер.
Идеальная дорога заканчивается на развилке Териберка - Туманный.
- автор - Жека
(развилка Териберка - Туманный)
Дальше в оба населенных пункта ведет вполне приемлимая грунтовка.
В этот день наш путь лежал в сторону Териберки.
- автор - Жека
(дорога до Териберки)
За 42 километра грунта до побережья, мы останавливались лишь однажды - по чужим отчетам мной была поставлена точка, из которой должен был открываться потрясающий вид. Вот там-то красный экипаж, первым въехавший на сопку, не выдержал и остановился еще до объявления о существовании такой точки. Пейзаж был воистину неземным.
Если и существует где-то дорога в рай, то она должна выглядеть примерно так!
(а вот и упомянутая точка)
- автор - Леха
(остановка в указанной точке)
- автор - Жека
- автор - Жека
Я несколько слукавила, сказав выше, что тундра - голая и пустынная. На самом деле то вправо, то влево от основной дороги на всем ее протяжении уходят отвороты на озера: этот край считается меккой рыболовов Мурманской области, правда и рыбнадзор здесь не дремлет. Встречаются вполне достойные по качеству отвороты, по которым даже можно попробовать когда-нибудь прокатиться. Понятно, что на конце любой дороги "что-то есть"... но, быть может, это что-то - вовсе не густонаселенная рыбацкая деревня, а более уединенный подъезд к морю? К слову, часть отворотов ведут на разбросанные по крупным рекам ГЭС. Видимо край этот удостоился строительства дорог только благодаря тому, что здесь производятся невообразимые объемы электроэнергии!
Уже на подходе к Териберке мы встретили второй на своем пути погранпост. Здесь нас попросили открыть багажники... Если в содержимое Нив служащие КПП кое-как вглядывались, то Патриот не вызывал у них никакого энтузиазма. Стоило мне открыть багажник, как прямо в руки погранцу вывалился рулон туалетной бумаги. Он его поймал, спешно запихнул обратно и буркнул: "закрывайте!".
Бумажная волокита достаточно долго задерживала нас на въезде, но через некоторое время нас все-таки пропустили.
Странно, что именно здесь погранотряд оказался самым сильным: отсюда бежать можно только на северный полюс;)
За следующей сопкой перед нами открылась Териберка. Цитирую Википедию: "Первые упоминания о становище Териберка относятся, ориентировочно, к 1523 году. Очевидцы тех времен уже подтверждают появление постоянных русских поселенцев. В конце XIX века здесь уже был довольно развитый населенный пункт: имелась церковь, маяк, гидрометеостанция (первая на Мурманском берегу). Еще раньше здесь работала Большая Петровская экспедиция, о чем свидетельствуют географические названия этих мест: Мыс Деплоранского, Губа Завалишина и другие. В начале XX века в Териберке были довольно развитые тресковые и акульи промыслы... шла довольно активная торговля треской. В конце 20-х годов XX века был организован первый колхоз, имевший, кроме рыболовецких шняк, свою молочно-товарную ферму и оленье стадо... Примерно в тоже время началось строительство судоремонтных мастерских в населённом пункте Лодейном. Наибольшего развития поселок Териберка достиг после окончания Великой Отечественной Войны. В 1940-60 года здесь было уже два рыболовецких колхоза, две молочно-товарные фермы, птицеферма, около 2000 голов оленей, ферма по разведению американской норки, два рыбозавода, мастерские и склады Беломорской базы Гослова, на полную мощность работали и развивались судоремонтные мастерские, велось активное строительство жилья и объектов соцкультбыта, имелся стадион, Дом культуры, клубы судоремонтных мастерских и рыбозавода, пионерский клуб, две школы — начальная и восьмилетняя, интернат для детей из поселков с побережья, больница, поликлиника, амбулатория. Териберка была районным центром, довольно быстро развивалась и росла. Упадок в селе начался в 60-х годах XX века, когда район перенесли в Североморск, появились крупнотоннажные суда, флота ушли в океан, прибрежный промысел потерял свое значение, рыбопереработка, в связи с развитием рыбного порта и рыбокомбината в городе Мурманске, сошла на нет. В процессе «укрупнения» был ликвидирован колхоз «Мурманец» вместе со звероводческой фермой, распалась Беломорская база Гослова, оленье стадо было передано в село Ловозеро, был ликвидирован рыбозавод, так как крупные суда не могли заходить в реку. В 80-х годах XX века при строительстве Териберских ГЭС было варварски уничтожено семужье стадо. В настоящее время разработан проект строительства газосжижающего завода в селе, но для этого придётся переселить старый посёлок (348 человек) в Лодейный (коло 1 тыс. человек)".
Не смотря на привычное уже ощущение полного упадка, жизнь в Териберке есть. В поселок ходит регулярный автобус, там достаточно много постоянных жителей, а заброшенных домов - меньше чем во многих других встречавшихся нам раньше или позже населенных пунктах. Судя по всему, судоремонтный завод в Териберке до сих пор функционирует. Формально закладывался он в населенному пункте Лодейное; но подобной вывески мы не обнаружили; видимо, теперь населенные пункты слились и оба носят название Териберка.
- автор - Кирюндель
(зарисовки из жизни Териберки)
- автор - Жека
(Судоремонтный завод в Териберке оставил свой собственный отпечаток на общем упадке: проезжая по поселку мы отметили искуственный мыс, созданный из остовов старых кораблей)
- автор - Жека
- автор - Жека
- автор - Жека
К слову, местные жители очень ревностно относятся к произношению названия своего населенного пункта. Нам почему-то все время хотелось назвать поселок ТерибЕрка, в то время, как они говорили ТерИберка. Поселок получил свое название в честь одноименной порожистой реки, где в 1976 - 1990 годах (судя по Википедии) был построен каскад из двух ГЭС: Верхнетериберской (запуск - в 1984) и Нижнетериберской (запуск - в 1987). При строительстве на реке появились разливы реки, затопившие тундру и превратившиеся в итоге в водохранилища прощадью десятки километров...
Но кроме слова "упадок" в описании Териберки хотелось произнести и слово "контраст". Рядом с заколоченными домами строятся новые, рядом с брошенными и обшарпанными многоэтажками стоит разве что не блестящее здание администрации района. Чем-то мне это напомнило Кондопогу...
Териберка не была пунктом нашей конечной остановки; наша цель лежала дальше - на побережье Баренцева моря. Но найти выезд из поселка оказалось не так просто. Первая попытка привела нас в тупик около гаражей.
Вторая попытка была более успешна - мы выехали на дорогу к метеостанции. Не знаю, эта сохранилось ли в ее облике что-то от первой метеостанции, поставленной в Териберке, но суда по историческим хроникам ее предшественница должна была находиться именно тут.
- автор - Жека
(метеостанция)
Проехав мимо метеорологов, наш кортеж оказался на дороге через поселковую (а по размеру я бы назвала ее даже "городской") свалку.
Еще немного бездорожья и вот мы уже двигались мимо запланированных для стоянки озер. На эту ночь у нас было заготовлено несколько вариантов, одним из которых был некий симпотичный водопад, куда, судя по Google Maps шла вполне нормальная дорога. Вскоре после водопада эта самая дорога заканчивалась, а никаких отворотов от нее не наблюдалось; так что поиск стоянки именно там был маневром "на шару". Но нам повезло.
(водопад и дорога на него от Териберки)
Водопад, хоть и находился вблизи от Териберки, был отделен от нее неприятной горочкой, где без полного привода и пониженной передачи без "касаний" картером камней было бы пройти очень сложно, что ограничивало поток туристов.
Зато, поднявшись в горку, мы поняли, что находимся в раю. Теплое яркое солнце, освещающее тундру розовым светом (почти в 11 часов вечера), ровные места под палатки, водопад (метров 10 высотой), несущий воды озера вниз, к морю, и превращающийся в небольшую речку, кипящую на дне каньона... Все это в долине среди сопок, при полном штиле...
- автор - Леха
- автор - Леха
- автор - Леха
- автор - Жека
(вот они, настоящие отвесные скалы, которые я с самого начала ожидала увидеть на море)
- автор - Жека
Говорят, что в любом раю можно найти кусочек ада. Этим адом стали наши кровососущие соседи. Безветрие и "свежее мясо" настолько их взбодрили, что невозможно было ходить, стоять, сидеть... есть... можно было либо очень быстро шевелиться, либо лежать и через сетку палатки наблюдать за природной красотой.
- автор - Жека
- автор - Серега
Антикомариные средства помогали... немного... правда, отфильтровывая самых стойких, они вовсе не освобождали от комаров.
Чуть позже появился ветер... но дуновения его были настолько слабы, что комары лишь перемещались на подветренную сторону и продолжали свое кровососущее дело там. Наверное, с точки зрения достающих насекомых для нас это был самый страшный вечер.
Небольшой передышкой послужило купание в водопаде. Даже если не успеть раздеться и залезть в воду, пока комары не набросились, короткие минуты под ледяным душем покажутся настоящим раем... Холодная вода быстро успокаивает зудящую кожу... а летящие сверху струи - приятно массируют спину.
- автор - Серега
(я в водопаде)
- автор - Жека
(Ромыч в чаше внизу водопада)
Когда голод был наконец-то утолен, мы собрали пива и постарались залезть как можно выше, чтобы спокойно посидеть на ветру и отдохнуть от кровососов.
- автор - Леха
(на вершине близлежащей сопки)
- автор - Жека
- автор - Жека
(такие поморские кресты можно встретить на всех "знаковых" местах кольского полуострова... все они выполнены в едином стиле и установлены явно не на скорую руку... на эту сопку крест 100% тащили на руках или привезли на вертолете: автомобильного подъезда туда не существует)
(крест в лучах солнца с одной стороны и луны с другой...)
(виды с сопки)
Полный штиль не дал нам задержаться на скале и 20-ти минут. Достаточно быстро единственной альтернативой осталось расползтись по палаткам в надежде, что завтра подует хоть какой-нибудь ветерок.
Продолжение следует...
К содержанию
Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.
К содержанию
Часть 3. Дорога в Рай и неудавшийся прорыв в Рынду
Вселенная - это разнообразие в единстве. - О. Бальзак
День 8. 19 июля. Суббота
Маршрут: водопад на р. Титовка (точку см. в предыдущий день) - Старая Титовка - Мурманск - Кола - развилка Териберка-Туманный - Териберка - водопад (69 12,191 N; 35 04,318 E)..
Расстояние: около 220 км.
(маршрут за день)
Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.
Сутра, искупавшись в небольшой, но глубокой заводи над водопадом, попив чаю и собрав багажники, мы отправились из погранзоны в сторону Мурманска. После нескольких дней блуждания по тундре, мы оказались на асфальте, причем среди других людей. Несколько необычное и странное ощущение;)
Перед нами стояло две главные задачи: сварить белых и уколоть красных. Ради этого мы второй раз за отпуск были готовы и даже встали по будильнику.
На этот раз подъем в горку от водопада не закончился никакими поломками, зато на трассе от Старой Титовки до Мурманска пришлось понервничать из-за перетока бензина.
- автор - Жека
(трасса Печенга - Мурманск)
- автор - Жека
(сушка ботинок на УАЗике по дороге из Старой Титовки до Мурманска)
Стоило нам выехать на трассу, начались проблемы: легкие тупнячки и глюки при количестве бензина в основном баке менее половины. Когда запахло паленым (в ту секунду показалось, что это трабла бензонасоса), я в спешке остановилась и поскакала за огнетушителем. Источника запаха не нашли, а тупняки объяснили тем, что бензонасос хватанул воздуха. Хорошо, что в запасе оставалась еще одна канистра бензина: заправка реально помогла. С перетоком потом всю дорогу наблюдались сложности, приходилось соображать, что и куда заправлять, а кроме того - держать в запасе еще лишнюю канистрочку (с канистрочкой на бездорожье - это вообще полезная практика... но тут от нее еще и что-то зависело).
Через пень-колоду с парочкой технических остановок мы добрались до Мурманска. Въехали в город по новому многополосному мосту (вот вам и контраст бездорожья и цивиллизации) и разделились. Красный экипаж отправился прямиком в травму, Белый и Черный совместными усилиями поехали на поиски работающей в субботу ремзоны.
И начали мы свои поиски с г.Кола. После того, как мы, кажется, проехали по всем улицам этого промышленного городка, заглянули во все гаражные кооперативы и спросили все, что могли у местных жителей, руки практически опустились. Не было не только нужных нам запчастей, но и самих ремонтников, желающих работать. Полки единственного открытого автомагазина пустовали, а его продавец только удивленно разводил руками.
С писсимистчным настроением, однако, не забыв затаритьвся в очередной раз пивом и квасом на Кольском пивзаводе (где нас уже хорошо запомнили и радостно встречали!) мы выдвинулись в сторону Мурманска.
- автор - Жека
(вывеска на магазине при кольском пивзаводе)
Проблему ремонта Белого поделили на две части: поиск запчастей и монтер, который сможет поставить их на место. Если первая часть без второй могла быть исполнена, то вторая без первой, увы, никак. Так что вместе с вглядыванием в вывески в поисках слов "автосервис" или "сварочные работы", мы искали и банальный автомагазин.
И тут всех с понтолыку сбил Красный экипаж. Когда они въезжали в город, где-то чуть ли не с главной улицы они заметили Мурманский авторынок и крайне рекомендовали нам туда прокатиться. Но вот точного адреса сказать не могли, утверждали лишь, что это недалеко от Кольского проспекта. Проехав пару раз по указанным точкам, мы так ничего и не нашли, зато совершенно случайно обнаружили на холме вывеску "1000 мелочей для автомобиля" (или что-то типа того).
То здание строил нереальный архитектор. Это был низкоэтажный торговый центр, построенный прямо на горе. Пройдя через дверь с улицы, через узкие темные коридоры со столами, на которых должна вестись "организованная торговля", ты попадаешь на лестницу, поднимаешься на второй этаж и видишь точно такой же грязный и нелепый коридор, напоминающий переход в метро где-нибудь в районе Рыбацкого. Пройдя по коридору и осмотрев все двери и магазинчики (а они прячутся в самых неожиданных местах), ты подходишь к лестнице и обнаруживаешь себя уже на первом этаже... т.е. снова надо подниматься на второй... Через пару пролетов мы начали спрашивать об автотоварах практически у каждого встречного человека... еще через пару пролетов - начали сомневаться в конечности здания;) Все "аборигены", которых удалось поймать и распросить в этих коридорах, единогласно указывали наверх, пока в один прекрасный момент "безумное здание" не закончилось... Последний, у кого мы уточнили дорогу, послал нас в следующее торговое здание, где оказалось, что автозапчасти давно куда-то переехали.
Мы решили больше не связываться с настолько неочевидными "заведениями" и поехали по Кольскому в обратную сторону с надеждой заходить в каждый встречный магазинчик...
- Автор - Жека
(картинки из Мурманской жизни)
И первое же заведение дало свой результат. Магазин заметили слегка запоздав, поэтому пришлось оставить машины за перекрестком и сходить к нему пешком. Зато через пару минут разговора "слово за слово" продавцы уже с интересом слушали про красоты Рыбачьего и были готовы поделиться телефоном знакомого сварщика. Они же нарисовали подробную схему, как добраться до авторынка (который оказался весьма далеко от Кольского проспекта). Кстати, в этом магазине я наконец-то и себе нашла нечто полезное: еще перед выездом из Питера я неправильно оценила пожирание масла моим УАЗиком и забыла купить еще одну доливку; в этом магазине наконец-то нашлось мое долбанутое 5W40.
Увы, но на Ниву удалось купить не все запчасти, так что еще немного времени было потрачено на посещение той самой мекки автомобильной жизни Мурманска - авторынку.
- автор - Кирюндель
(мекка автомобильной жизни Мурманска - авторынок)
- автор - Кирюндель
(Кольский залив в районе авторынка)
- автор - Жека
(то же)
Давно мне не доводилось бывать в подобных местах. До Мурманска еще не докатилась волна повальной езды на новых машинах и все еще оставались веяния "модного тюнинга" для дешевых машин. Девятины, обвешанные лампочками, юбками, спойлерами и "рычалками" на глушитель; классики с нулевой тонировкой и громкой музыкой в стиле "тыц - тыц"... В Питере такие вот "штуки" встречаются все реже и реже... В Мурманске (а точнее на Мурманском авторынке) движение "клевых стритрейсеров" процветает.
После авторынка мы сопроводили Ромыча обратно до магазина, где была назначена встреча с потенциальным сварщиком и отправились есть в заведение под названием "Пивной забой" на ул. Полярных Зорей. К слову, Красный в это время уже успел и уколоться, и пообедать и даже направился "мыть начпрода";) (т.е. в баню).
После всех поисков друг друга в Мурманске, Ромыч таки встретился с порекомендованным нам мужиком. Не буду упоминать его имени, скажу лишь, что для тех обстоятельств, в которых мы с ним познакомились, он стал настоящим спасением. Он отвез Ромыча к себе в гараж и там почти целый день с ним ковырялся (напару с самим Ромычем), попутно накормив экипаж чаем с салом.
- Автор - Жека
(кормление экипажа салом)
- автор - Жека
(а вот и сам монтер)
Мы же в это время заседали в Пивном Забое. Пока мы ели, а некоторые (кто был не зарулем) пропускали по рюмочке, Красные успели помыться и присоединиться к нам, а Властелин даже получил свою вожделенную порцию футбола по телевизору.
Уже вместе мы отправились искать гаражи, в которых в тот момент ваяли подвеску белой ниве. Белый экипаж прислал адрес, Нест проложил трек и мы отправились улочками и дворами к нужному месту. Обозначенная на нестовской карте улица Защитников рыбачьего (по его представлению прямая и ровная) оказалась чуть ли не дворовым проулком, но вывела нас куда надо. После впечатлений прошедшей недели мы хором согласились: "Какая ж это была бы улица Защитников Рыбачьего без петляний ям на дороге???"
Нашли гаражи мы с первого раза. Еще некоторое время ушло на то, чтобы закончить ремонт, распрощаться с радушным монтером и дождаться, пока белый экипаж поест. И вот под вечер мы уже оказались на мурманской объездной.
До выезда на трассу в сторону Териберки нас поджидала всего одна техническая остановка: нам сзади показалось, что у Белого экипажа с заднего моста свисает "нечто"... После того, как наши подозрения были объявлены в рацию, белый моментально остановился и обнаружил всего лишь необрезанную стропу, выдержавшую в качестве ограничителя пружины весь Рыбачий.
И вот наконец-то закончилась наша "дневка в Мурманске". Свернув на развилку в сторону Териберки и Туманного мы вышли на практически идеальную асфальтовую дорогу, идущую сквощь лесо-тундру. За каждым поворотом мы ожидали, что это "счастье" вот-вот кончится, однако, деревья мельчали, в потом и вовсе исчезли, а асфальт (причем, достаточно высокого качества) продолжал сопровождать нас по пустой тундре среди холмов и озер.
Идеальная дорога заканчивается на развилке Териберка - Туманный.
- автор - Жека
(развилка Териберка - Туманный)
Дальше в оба населенных пункта ведет вполне приемлимая грунтовка.
В этот день наш путь лежал в сторону Териберки.
- автор - Жека
(дорога до Териберки)
За 42 километра грунта до побережья, мы останавливались лишь однажды - по чужим отчетам мной была поставлена точка, из которой должен был открываться потрясающий вид. Вот там-то красный экипаж, первым въехавший на сопку, не выдержал и остановился еще до объявления о существовании такой точки. Пейзаж был воистину неземным.
Если и существует где-то дорога в рай, то она должна выглядеть примерно так!
(а вот и упомянутая точка)
- автор - Леха
(остановка в указанной точке)
- автор - Жека
- автор - Жека
Я несколько слукавила, сказав выше, что тундра - голая и пустынная. На самом деле то вправо, то влево от основной дороги на всем ее протяжении уходят отвороты на озера: этот край считается меккой рыболовов Мурманской области, правда и рыбнадзор здесь не дремлет. Встречаются вполне достойные по качеству отвороты, по которым даже можно попробовать когда-нибудь прокатиться. Понятно, что на конце любой дороги "что-то есть"... но, быть может, это что-то - вовсе не густонаселенная рыбацкая деревня, а более уединенный подъезд к морю? К слову, часть отворотов ведут на разбросанные по крупным рекам ГЭС. Видимо край этот удостоился строительства дорог только благодаря тому, что здесь производятся невообразимые объемы электроэнергии!
Уже на подходе к Териберке мы встретили второй на своем пути погранпост. Здесь нас попросили открыть багажники... Если в содержимое Нив служащие КПП кое-как вглядывались, то Патриот не вызывал у них никакого энтузиазма. Стоило мне открыть багажник, как прямо в руки погранцу вывалился рулон туалетной бумаги. Он его поймал, спешно запихнул обратно и буркнул: "закрывайте!".
Бумажная волокита достаточно долго задерживала нас на въезде, но через некоторое время нас все-таки пропустили.
Странно, что именно здесь погранотряд оказался самым сильным: отсюда бежать можно только на северный полюс;)
За следующей сопкой перед нами открылась Териберка. Цитирую Википедию: "Первые упоминания о становище Териберка относятся, ориентировочно, к 1523 году. Очевидцы тех времен уже подтверждают появление постоянных русских поселенцев. В конце XIX века здесь уже был довольно развитый населенный пункт: имелась церковь, маяк, гидрометеостанция (первая на Мурманском берегу). Еще раньше здесь работала Большая Петровская экспедиция, о чем свидетельствуют географические названия этих мест: Мыс Деплоранского, Губа Завалишина и другие. В начале XX века в Териберке были довольно развитые тресковые и акульи промыслы... шла довольно активная торговля треской. В конце 20-х годов XX века был организован первый колхоз, имевший, кроме рыболовецких шняк, свою молочно-товарную ферму и оленье стадо... Примерно в тоже время началось строительство судоремонтных мастерских в населённом пункте Лодейном. Наибольшего развития поселок Териберка достиг после окончания Великой Отечественной Войны. В 1940-60 года здесь было уже два рыболовецких колхоза, две молочно-товарные фермы, птицеферма, около 2000 голов оленей, ферма по разведению американской норки, два рыбозавода, мастерские и склады Беломорской базы Гослова, на полную мощность работали и развивались судоремонтные мастерские, велось активное строительство жилья и объектов соцкультбыта, имелся стадион, Дом культуры, клубы судоремонтных мастерских и рыбозавода, пионерский клуб, две школы — начальная и восьмилетняя, интернат для детей из поселков с побережья, больница, поликлиника, амбулатория. Териберка была районным центром, довольно быстро развивалась и росла. Упадок в селе начался в 60-х годах XX века, когда район перенесли в Североморск, появились крупнотоннажные суда, флота ушли в океан, прибрежный промысел потерял свое значение, рыбопереработка, в связи с развитием рыбного порта и рыбокомбината в городе Мурманске, сошла на нет. В процессе «укрупнения» был ликвидирован колхоз «Мурманец» вместе со звероводческой фермой, распалась Беломорская база Гослова, оленье стадо было передано в село Ловозеро, был ликвидирован рыбозавод, так как крупные суда не могли заходить в реку. В 80-х годах XX века при строительстве Териберских ГЭС было варварски уничтожено семужье стадо. В настоящее время разработан проект строительства газосжижающего завода в селе, но для этого придётся переселить старый посёлок (348 человек) в Лодейный (коло 1 тыс. человек)".
Не смотря на привычное уже ощущение полного упадка, жизнь в Териберке есть. В поселок ходит регулярный автобус, там достаточно много постоянных жителей, а заброшенных домов - меньше чем во многих других встречавшихся нам раньше или позже населенных пунктах. Судя по всему, судоремонтный завод в Териберке до сих пор функционирует. Формально закладывался он в населенному пункте Лодейное; но подобной вывески мы не обнаружили; видимо, теперь населенные пункты слились и оба носят название Териберка.
- автор - Кирюндель
(зарисовки из жизни Териберки)
- автор - Жека
(Судоремонтный завод в Териберке оставил свой собственный отпечаток на общем упадке: проезжая по поселку мы отметили искуственный мыс, созданный из остовов старых кораблей)
- автор - Жека
- автор - Жека
- автор - Жека
К слову, местные жители очень ревностно относятся к произношению названия своего населенного пункта. Нам почему-то все время хотелось назвать поселок ТерибЕрка, в то время, как они говорили ТерИберка. Поселок получил свое название в честь одноименной порожистой реки, где в 1976 - 1990 годах (судя по Википедии) был построен каскад из двух ГЭС: Верхнетериберской (запуск - в 1984) и Нижнетериберской (запуск - в 1987). При строительстве на реке появились разливы реки, затопившие тундру и превратившиеся в итоге в водохранилища прощадью десятки километров...
Но кроме слова "упадок" в описании Териберки хотелось произнести и слово "контраст". Рядом с заколоченными домами строятся новые, рядом с брошенными и обшарпанными многоэтажками стоит разве что не блестящее здание администрации района. Чем-то мне это напомнило Кондопогу...
Териберка не была пунктом нашей конечной остановки; наша цель лежала дальше - на побережье Баренцева моря. Но найти выезд из поселка оказалось не так просто. Первая попытка привела нас в тупик около гаражей.
Вторая попытка была более успешна - мы выехали на дорогу к метеостанции. Не знаю, эта сохранилось ли в ее облике что-то от первой метеостанции, поставленной в Териберке, но суда по историческим хроникам ее предшественница должна была находиться именно тут.
- автор - Жека
(метеостанция)
Проехав мимо метеорологов, наш кортеж оказался на дороге через поселковую (а по размеру я бы назвала ее даже "городской") свалку.
Еще немного бездорожья и вот мы уже двигались мимо запланированных для стоянки озер. На эту ночь у нас было заготовлено несколько вариантов, одним из которых был некий симпотичный водопад, куда, судя по Google Maps шла вполне нормальная дорога. Вскоре после водопада эта самая дорога заканчивалась, а никаких отворотов от нее не наблюдалось; так что поиск стоянки именно там был маневром "на шару". Но нам повезло.
(водопад и дорога на него от Териберки)
Водопад, хоть и находился вблизи от Териберки, был отделен от нее неприятной горочкой, где без полного привода и пониженной передачи без "касаний" картером камней было бы пройти очень сложно, что ограничивало поток туристов.
Зато, поднявшись в горку, мы поняли, что находимся в раю. Теплое яркое солнце, освещающее тундру розовым светом (почти в 11 часов вечера), ровные места под палатки, водопад (метров 10 высотой), несущий воды озера вниз, к морю, и превращающийся в небольшую речку, кипящую на дне каньона... Все это в долине среди сопок, при полном штиле...
- автор - Леха
- автор - Леха
- автор - Леха
- автор - Жека
(вот они, настоящие отвесные скалы, которые я с самого начала ожидала увидеть на море)
- автор - Жека
Говорят, что в любом раю можно найти кусочек ада. Этим адом стали наши кровососущие соседи. Безветрие и "свежее мясо" настолько их взбодрили, что невозможно было ходить, стоять, сидеть... есть... можно было либо очень быстро шевелиться, либо лежать и через сетку палатки наблюдать за природной красотой.
- автор - Жека
- автор - Серега
Антикомариные средства помогали... немного... правда, отфильтровывая самых стойких, они вовсе не освобождали от комаров.
Чуть позже появился ветер... но дуновения его были настолько слабы, что комары лишь перемещались на подветренную сторону и продолжали свое кровососущее дело там. Наверное, с точки зрения достающих насекомых для нас это был самый страшный вечер.
Небольшой передышкой послужило купание в водопаде. Даже если не успеть раздеться и залезть в воду, пока комары не набросились, короткие минуты под ледяным душем покажутся настоящим раем... Холодная вода быстро успокаивает зудящую кожу... а летящие сверху струи - приятно массируют спину.
- автор - Серега
(я в водопаде)
- автор - Жека
(Ромыч в чаше внизу водопада)
Когда голод был наконец-то утолен, мы собрали пива и постарались залезть как можно выше, чтобы спокойно посидеть на ветру и отдохнуть от кровососов.
- автор - Леха
(на вершине близлежащей сопки)
- автор - Жека
- автор - Жека
(такие поморские кресты можно встретить на всех "знаковых" местах кольского полуострова... все они выполнены в едином стиле и установлены явно не на скорую руку... на эту сопку крест 100% тащили на руках или привезли на вертолете: автомобильного подъезда туда не существует)
(крест в лучах солнца с одной стороны и луны с другой...)
(виды с сопки)
Полный штиль не дал нам задержаться на скале и 20-ти минут. Достаточно быстро единственной альтернативой осталось расползтись по палаткам в надежде, что завтра подует хоть какой-нибудь ветерок.
Продолжение следует...
К содержанию
Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.
Комментариев нет:
Отправить комментарий