27 июля 2008 г.

Север... Часть 5. Белое море и возвращение домой... День 13

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

Часть 5. Белое море и возвращение домой...
"И хеппи-энд всего лишь конец...", Станислав Ежи Лец

День 13. 24 июля. Четверг

Маршрут: 2й цирк Раслака - Ревда - развилка на Оленегорск - Зеленоборский - Полярный круг - Чупа - Чкаловский - Амбарская губа Белого моря.

Расстояние: около 350 км.


(пройденный за день маршрут)

Ночь была крайне холодной и сырой. Я периодически просыпалась от того, что мне не согреться даже в не очень летнем спальнике... Да и утро оказалось не намного лучше. Не могу сказать, что спасала заначка теплой и сухой одежды, оставленная в машине, т.к. отсырело все до последней нитки. Вот такая вот она, ночь в облаках;)
Сборы проходили при периодически возвращающейся сырости... Мы старались не задерживаться...
Пока мы собирались, Леха нашел под Патриотом подозрительно новый болт ... И забрал с собой... И, хотя я пыталась откреститься от этой фигни, позже, уже в городе, обнаружилось, что это палец от джека. Полезная привычка у Лехи забирать с собой все найденные под машиной новые болты!

Во время сборов обнаружилась и еще одна потеря: телефон Начпрода. На него можно было дозвониться, он где-то звенел, но никто его не слышал. Предположив, что его потеряли на прошлой стоянке, мы запланировали небольшой заезд туда для поисков.
Спускались с гор мы по основной дороге на рудник, который проверил красный накануне, когда мотался за мороженным (дорога со всеми ее поворотами подробно описана в Дне 11). В Ревде мы остановились для закупки ништяками в дорогу и уже через некоторое время мы стояли у поворота на нашу предыдущую стоянку. Красный экипаж достаточно быстро обернулся туда-обратно, но так ничего и не нашел. Так началось наше трехдневное возвращение домой. А ведь возвращаться домой всегда так грустно...


(трасса от Ревды... и граница облаков, выше которой мы находились в горах)

Еще накануне внутри красного экипажа началось обсуждение, каким образом и где делать следующую прививку Начпроду. И пока мы планировали свой заезд в Петрозаводск, Красный медленно, но верно, склонялся к идее раннего возвращения в Питер. Пораньше домой хотелось как Начпроду, так и Наде. И первым вариантом осуществить это для Нади - было посадить ее на поезд в Оленегорске. Уже на повороте на М18 (на развилке, где надо было выбрать: Оленегорск или Питер), Красный принял окончательное решение двигать в сторону дома.
Жаль, что под конец так все сложилось. Желание Красного экипажа пораньше оказаться дома и наше, наоборот, нежелание ускорять темпы, поставили Белого перед нелегким выбором: двинуть в Питер с Красным, бросив нас в одиночестве... или же остаться с нами, оставив в одиночестве Красного...
Практически всю дорогу до полярного круга Белый был в раздумьях, а мы, соответственно, в подвисоне: мало приятного так далеко от Питера оставаться единственной машиной; свали Белый вместе с Красным, нам пришлось бы менять планы, ехать в южные районы Карелии и "догуливать" оставшийся день отпуска там.

В маршруте всегда масса неопределенностей... И каждый раз находятся те, кому по каким-то оооочень важным причинам надо сваливать... Некоторые делают это с завидной регулярностью. Раз так, мое желание разбить перегон от Мурманска не на 3 отрезка, а на 2 становится все определеннее: зачем предусматривать дополнительный день, раз все равно он догуливается в Питере?

В Зеленоборском мы останавливались в шиномонтаже. Где-то мы явно все схватили по гвоздю; здесь (в Зеленоборском) ремонтировался Красный...


- Автор - Жека
(пассажиры и Ромыч ждут, пока Красный отремонтируется)


- Автор - Жека
(ну и я тоже жду...)

После того, как мы переселки полярный круг в обратном направлении, оставалось лишь найти какую-нибудь забегаловку, где мы сможем поесть, перекинуть оставшиеся вещи по правильным машинам, поделить продукты и попрощаться с отъезжающими. Этой забегаловкой стала небольшая кафешка ровно посередине между Зеленоборским и Лоухами.


- Автор - Жека


- Автор - Кирюндель
(мы на парковке у кафешки.. совсем недалеко от Полярного круга; уже вне заполярья)


- Автор - Жека
(местные жители)

Проведение явно было против того, чтобы Красный уезжал домой: во время перекуса он заметил снова сдутое колесо. А пока из недр его машины выковыривали запаску, Жека умудрился оторвать с бампера передний номер.


- Автор - Жека
(прикручивание оторванного номера)

Номер-то прикрутили сразу, но вот шиномонтаж Красному стал весьма критичен. Кто знает этот отрезок Мурманской трассы, представляет, что с отворотами и шиномонтажами там не очень густо. Чуть ли не самым близким был отворот на Чупу, в районе которого мы запланировали потенциальную стоянку (уже с учетом того, что Белый решил остаться)... До туда то и решил нас сопровождать Красный экипаж, после того, как заменил колесо.


- Автор - Жека
(Чупа. Чупа - весьма древнее поселение, согласно Википедии, впервые упоминающееся в источниках Соловетского монастыря в 1574 году. Вместе с развитием поселка, люди расслелялись и по окрестным областям.)


- Автор - Жека

В Чупе мы и попрощались.
Чуть позже пришло сообщение от Красного с телефоном отличного шиномонтажиста! Ой, как он нам был полезен на следующий день!

Закупив в Чупе пива, уже урезанным составом мы двинулись от поселка городского типа по грунту на Чкаловский. Вообще поселки находятся на разных берегах губы Чупа чуть ли не в прямой видимости друг от друга. Раньше между поселками даже ходил полноценный паром...
Но вот теперь парома нет и единственный путь на Чкаловский - это 40-километровая грунтовка, ведущая в обход губы, окружающих ее болот. Грунтовка так себе качества, но вполне проезжабельна. И, не смотря на небольшие размеры Чкаловского, весьма популярна.

Примерно через 15 км после Чупы мы начали искать подходящую стоянку и даже пытались выйти на берег вдоль озера у поселка Плотина. Но, не найдя ни одного приличного отворота, мы доехали до самого Чкаловского. Наша стоянка была запланирована на мысе (судя по карте там дорога несколько раз должна была выходить к берегу и, в таком то месте, уж точно иметь ну хоть какие-то отвороты).


(итоговая стоянка... вобщем на этом мысу и была изначально запланирована ночевка)

В поселке мы опробовали 2 отворота: первый привел нас прямо к воротам закрытых каменоломен, где пришлось развернуться. Вторую отворотку мы поехали смотреть уже одним экипажем, пока второй отправился на пристань узнавать о потенциальном пороме (уж больно новый причал там был... в конце географии такие причалы не водятся)... Позже выяснилось, что новенький морской вокзал - это на самом деле дайвинг-центр с весьма не маленькими ценами. Дайвинг в холодном море - это, безусловно, интересно и здорово... И даже можно было бы себе позволить хотя бы раз в год такое развлечени... Но слишком уж много для этого надо снаряжения... Мысль об акваланге, зародившаяся именно здесь, пока трансформировалась в обычный гидрокостюм и маску... Да и то до сих пор нереализованные из-за локального финкризиса. Взойду сначала на эту, более низкую ступень... А там будет видно...
К слову, еще когда Красный от нас окончательно отделился, мы перешли с диапазона 433 МГц на 27 МГц... И пока мы блуждали по лесу в поисках свободного подъезда к воде, связь между машинами была отличная: мы слышали друг друга как будто находились в зоне прямой видимости.

Места в губе Чупа оказались весьма популярные и совсем не такие, как нарисовано в карте. Дорога, практически не совпадая с тем, по чему мы собирались ехать, петляла вдоль моря... Однако, все потенциальные подъезды были заняты. В итоге мы все-таки нашли некий отворот к воде; практически на самой дороге. Планируя перегородить въез машинами и долго соображая, где же тут можно воткнуть хотя бы 2 палатки, не говоря уже о наших трех, мы вернулись за вторым экипажем.
Главной проблемой нам виделось отсутствие пресной воды поблизости от выбранного места. Сначала воду хотели привезти в канистрах из поселка. Но приехавший Ромыч решил вопрос по-своему. Со словами "ну не может дорога идти к плохому месту" он обежал лес вокруг стоянки и нашел огроменное озеро с пресной водой. Немного пройдя по берегу, мы поняли, что тропинка вдоль воды - это на самом деле дорога к хорошему берегу этого самого озера, просто частично затопленная приливом. После Рыбачьего и Ловозерья для нас это было не препятствие и еще через 5 минут обе машины стояли на перешейке между озером и Белым морем.


- Автор - Жека
(то самое "озеро")




- Автор - Кирюндель
(разгружаемся)


- Автор - Жека
(подъезд к озеру)


- Автор -Жека

Вечер уже традиционно сопровождался костром, пивом и разговорами... Далеко отходить не хотелось, да и сил особо не было: надо было отдохнуть, т.к. на завтра нам предстоял очередной перегон, на этот раз до Гирваса.
Местность недвусмысленно намекала на то, что там велись какие-то разработки. Берег был перекопан, оттуда были явно вынуты целые жилы чего-то... Когда-то я читала, что аметисты добывали на Белом море не только на Терском берегу, но и здесь, на Карельском (западном) побережье... Увы, мое предположение оказалось не верным, но выяснилось это только в Питере.
На самом деле на этой территории добывали слюду и Беломорит (или так называемый "лунный камень"). Слюду, полученную в этих районах, в свое время называли "мусковитом" (калиевая слюда, формулу которой можно найти в той же Википедии); такое название связывают с тем, что Россия издавна являлась основным поставщиком слюды... а называлась она в народе - Московия. Слюда - лучший материал для смотровых окон в котлах, печах и т.п., а также - в электро и радиотехнике.


- Автор - Жека
(слюдяной промысел)


(россыпи камней)


(ошметки слюды)

Губа Чупа была чуть ли не центром слюдяного промысла; неподалеку от поселка расположена Дедовская шахта по добыче слюды, глубина которой - около 50 метров. Где-то в том же районе был и уникальный подземный комплекс, затопленный уже в постсоветское время (http://www.b-mbp.ru/novo/Prosanie_s_saxtami_trudno.html). Сейчас, насколько мне известно, добыча остановлена; поселки давно пришли бы в запустение, если бы не лес- и рыбхоз.
Даже наше "озеро" с пресной водой было ничем иным, как старой затопленной шахтой. Судя по снимкам, это именно о нем шла речь вот здесь: http://www.beloemore.narod.ru/html/m_kuznecov.htm. Хотя вот в этом моменте я могу и ошибаться.

Как и с Ловозерья, с Чкаловского мы привезли домой массу камней.

После Северного-Ледовитого океана и, тем более, водички из подтаявшего снежника, воды Белого моря казались исключительно теплыми и я вдоволь поплавала. Хотя, не могу не отметить, что для меня купание в соленой воде - это еще та хохма (мое тело отлично держиться даже на самой пресной воде... в водах Ладоги я могу расслабиться и лежать на поверхности... в соленой воде это превращается в лежание с согнутыми ногами и чуть ли не на боку;) ).






- Автор - Кирюндель
(побережье с прозрачной водой...)


- Автор - Жека

\
(мне это показалось символичным...)


(вдоль всего побережья есть небольшие соленые лужицы с капустой и долбанутыми цветочками, которые цветут прямо под водой (соленой!))




- Автор - Жека


- Автор - Жека

В конечном итоге в воду залезли, кажется, все. Хотя далеко не все оценили его теплоту...


- Автор - Жека


- Автор - Жека
(томный вечер...)






(зверюга, которую мы выловили во время купания)

Продолжение следует...
К содержанию

Комментариев нет:

Отправить комментарий