16 ноября 2013 г.

Это странное место - Зубовка (полуостров Рыбачий)

Долгое время я вспоминала эту географическую точку чуть ли не чаще, чем любые другие. Все потому что там еще прошлым летом нам пришлось подойти, пожалуй, ближе всего к эфемерной "грани" собственных возможностей. На этот раз - в воде.




Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.


Наше свадебное путешествие на Рыбачий не задалось с самого начала. Наверное, поэтому мне до сих пор не хотелось излагать ничего о нашей поездке. Привычные места обрели какие-то новые краски. Те, которые и видеть не хотелось бы.
Уединенный Рыбачий вдруг стал похож на проходной двор забитый до отказа браконьерами. Буквально под каждым камнем сидит по группе местных и активно что-то ловит. Раньше я такого не видела, хотя нельзя сказать, что не замечала. Паранойя по поводу осматривания стоянки и окрестностей у меня присутствовала всегда;) И вот в эту поездку она в кои-то веки обрела свой смысл.
Любимые стоянки оказались засраны, как когда-то Гирвас... Нельзя сказать, что Рыбачий изначально "чистый"... Там полно мусора, накопившегося со времен войны от стоявших там поколений военных частей... Но в этом году мне довелось испытать это странное ощущение, когда ты несколько лет приезжаешь на одно и то же место, боишься в тундре тропинку лишнюю протоптать, поскольку растительность восстанавливается крайне медленно... А потом вдруг обнаруживаешь, что от зарослей и полянки в один миг ничего и не осталось. И по следам видно, что виной тому не разрушительные учения, не передислоцированные военные части, а толпа "туристов-джиперов" в плохом смысле этого слова. Расставили палатки на всем берегу... подогнали машины к самым палаткам (для чего закапывали уже давным давно поросшие ягелем канавки)... изъездили кругами все побережье... прорубили дорожки в кустах и устроили себе баню над чашей водопада. Набросали кучу мусора, включая корпус от холодильника... и уехали. Притащить бы все это им в квартиру, что ли...

Но рассказать хотелось не об этом, а о том, почему затопленная баржа в Зубовке, как символ той бухты, еще долго будет вызывать у меня безрадостные воспоминания. Отзывы о том, как все пошло не так, можно встретить гораздо реже, чем повествования об удачном преодолении всех препятствий. Так что вот моя "ложка дегтя" в общую эйфорию относительно нырялки и подводного мира.
Как я уже писала выше, в ту поездку многое шло не так. И нырялка - не исключение.
Сначала нам не очень везло с погодой. Хотя ты понимаешь, что мокрее уже не будешь, после суточного дождя не так просто залезть в гидрашку и топать в океан... Правда, честно скажу, если преодолеть это первое "сопротивление организма", ощущения по итогам будут положительными.
Потом, после прохождения зубовского тракта, обнаружилась проблема с попаданием в отлив. Так или иначе, на отлив были завязаны наши перемещения, и приходилось с этим считаться. Так что урвав себе немного времени, мы поплыли просто поводить мордой под водой в Зубовской губе, когда вода еще не ушла.
Вообще, каждый выход в море - это всегда стечение обстоятельств. Во всем этом, несмотря на несколько лет практики, есть неизбежный "элемент неприятной случайности": будет у тебя маска течь или нет, сведет у тебя ногу при перемещении на ластах или не сведет, будет волна в трубку захлестывать или не будет. С берега кажется: "Ну неужто нельзя все эти проблемы решить для себя раз и навсегда". На самом деле - нельзя. Там даже от мимики на лице многое зависит (как минимум, протекание маски), не говоря уже о других случайных величинах. И вот в тот "заплыв" случайные величины сложились не в нашу пользу.

Мы хотели отойти подальше от пресной воды, т.е. нацелились выйти за небольшой островок (рядом с которым затоплена баржа). В 2010 году я плавала там одна и видела разную растительность и медуз, хоть и в небольшом количестве из-за обилия пресной воды из реки.
Итак, об обстоятельствах.
Во-первых, стоило нам зайти за мыс, началась океанская волна. Страшнее всего она у берега, поскольку тебе не спуститься в воду и не вылезти из нее. Но, если быстро преодолеть острые камни, можно просто покачиваться на воде в свое удовольствие, наблюдая за тем, как под тобой беснуются водоросли.
Во-вторых, пошел отлив, т.е. течение было не в нашу пользу.
В-третьих, мы запланировали не кольцевой маршрут (т.е. не возвращение на тот же мыс, с которого стартовали), а переход через всю губу с выходом на берег примерно у впадавшего в нее с восточного берега реки Зубовки ручейка.
Каждое из обстоятельств по отдельности не сулило ничего плохого. И волну мы видели больше, и отливное течение не столь серьезное в определенные периоды цикла прилива-отлива, и длинные медленные заплывы - ничуть не страшная штука. Но вмешался случай, и мы оба чуть не остались в Зубовке навсегда.

Спустя минут 10 после начала заплыва, муж начал испытывать проблемы с дыханием.
Это сейчас, после досканального разбора происшествия, реконструкции ситуации и прослушивания медицинских курсов я с более-менее большой вероятностью предполагаю, что виной всему - спазм диафрагмы. Более того, муж теперь умеет расслабляться, чтобы неприятные ощущения проходили достаточно быстро. Но на тот момент нами обоими овладела паника. Сначала она поглотила мужа, а потом накрыло и меня, поскольку я наблюдала, как любимый человек кричит, прося о помощи, но при этом я сама не представляла, что делать.
То, что он задыхается, я поняла достаточно быстро. Но в этот момент мы уже были достаточно далеко от берега, чтобы гнать от себя мысли "снять с человека костюм" (не факт, что без костюма он бы смог добраться до берега... обратный отчет пошел бы уже с момента расстегивания молнии, а ведь потребовалось бы дополнительное время на стягивание плотного неопрена и приход в себя)... Не зная, что делать, я "заразилась" паническими настроениями. Пытаясь подплыть ближе, чтобы сделать хоть что-то, я неудачно изогнулась и, не заметив этого, сдавила себе поясами грудную клетку... а потом и сама начала задыхаться...

С тех же самых медицинских курсов я теперь знаю, что при таких начальных данных нам был прямо путь на корм рыбам. Хотя ситуация была в целом (объективно) не опасной для здоровья, вероятность спастись своими силами в таких условиях крайне низка, ведь нет стороннего наблюдателя, который мог бы помочь принять правильное решение.
А спасла нас чистая случайность. Точнее, сложение нескольких удачных случайностей.
Во-первых, хотя паника была настолько сильной, что муж, к примеру, забыл, что в неопрене у него положительная плавучесть, мы оба догадались сбросить весь свинец, до которого смогли дотянуться. Чисто на автомате. И хорошо, что не могли дотянуться до ножных грузов, поскольку они могли держать тело в вертикальном положении.
Во-вторых, забыв о том, что он не утонет, муж сделал вывод, что, если начнет захлебываться, паника будет еще больше, и он может попытаться ухватиться за меня и утянуть с собой. Мысль о том, что он может меня утопить, заставила его улепетывать от меня как можно дальше. Он ухвати взглядом некий кусок береговой линии и рванул к нему.
Сразу после ЧП казалось, что эта мысль была отстойной. Сейчас же я знаю, что это самое правильное решение. Мы оба в ранней юности пытались работать над контролем своих эмоций. Муж - по причине увлечения борцовскими видами спорта, я - из-за стрельбы. У каждого из нас, можно сказать, есть вой метод самоуспокоения, который "включается" даже тогда, когда голова давно отказала. Но, находясь рядом, мы поддерживали паническое состояние друг друга - все же эмоциональная связь слишком сильная штука... и в привычную картину "нервоуспокоения" не укладывается. Чтобы успокоиться, действительно, каждому необходимо было остаться в одиночестве.
Мне - достаточно было лечь на спину, расслабиться, отключить мысли и начать думать только о собственном дыхании. Как только Леха отплыл метров на 10, у меня загорелась в голове "лампочка" единственной здравой мысли: "Утонув, делу не поможешь", так что я на автомате начала приводить себя в чувства. Самообладание вернулось через считанные секунды.
А у мужа "метод" подразумевает срочное начало действия. Если есть опасность, с ней надо начинать бороться. В данном случае "опасной" он посчитал глубину... и погреб изо всех сил к берегу, все еще испытывая проблемы с дыханием.
Конечно. это был не самый близкий берег. Раза в 3 ближе к нам была коса, с которой мы стартовали... повернись мы туда, все было бы несколько проще...  И долгое время мне казалось, что именно неправильный выбор берега нас чуть не убил. Но  по факту, это все же был БЕРЕГ! В том состоянии, что мы были, находясь рядом, за спасительную точку вполне можно было принять гребень какой-нибудь волны или птицу (короче, вероятность принятия верного решения была близкой к нулю). Несмотря на это, мы направились к БЕРЕГУ! И, несмотря на опыт "самоконтроля" - это лишь счастливая случайность.

Возможно, с какой-то точки зрения наше продвижение можно было бы даже назвать комичным. Муж плыл, что есть сил... иногда издавая нечеловеческие звуки и пытаясь набрать в легкие хоть сколько-то воздуха. Я - безуспешно пыталась его догнать, крича вдогонку, чтоб он не смел останавливаться. Тогда казалось, что все это длиться уже вечность... что я всю жизнь не знаю, доплывет он или нет... безуспешно пытаюсь его догнать. Я даже думала, что это станет моим любимым сюжетом для ночных кошмаров, но все же, хвала крепким нервам, во сне все это ко мне не возвращается.

Поскольку я могу рассказать эту историю, очевидно, что до берега мы благополучно добрались. Когда муж прокричал о том, что встал ногами на дно, у меня окончательно "отлегло".. и я оценила пройденное расстояние. Из-за течения мы немного "ошиблись" углом, и выплыли далеко за ручьем - чуть ли не на мысу, ограничивающем всю губу Зубовку. Таких длинных скоростных заплывов в моей жизни еще не было (и, я надеюсь, не будет).
Дальнейшее спасение было уже делом техники... На берегу к мужу достаточно быстро вернулась способность нормально дышать (не без разрывания ворота костюма, конечно). Пока он отлеживался на камнях, я подогнала поближе машину и позвала спутников, чтобы принести его в лагерь, но, пока мы там бегали туда-сюда, он уже вернул себе способность ходить.

К сожалению, несмотря на крепкие нервы, произошедшее все же отложилось у меня в голове. По факту, неудачный опыт отбросил сильно назад, на самое начало экспериментов с нырялкой, полностью уничтожив полученное за пару лет внутреннее осознание безопасности глубины. Еще примерно год мне было достаточно сложно выплыть на глубину выше собственного роста. И до сих пор я не могу заставить себя делать лишь небольшой "плюс" или ноль плавучести, отмеряя груза, - оставляю слишком большой запас на "экстренный случай". Но, во многом благодаря нашему заезду на Белое море в 2013, эти тараканы тоже постепенно искореняются из головы. Пора бы уже, а то ведь прошло более полутора лет.

Резюме этой истории таково: 
даже на тех, кто годами тренируется над самообладанием и взаимодействием с холодной водой, в море найдется управа. Будь у нас рядом человек в лодке на якоре, рассказывать было бы не о чем.

Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий