Перепубликация из ЖЖ
К содержанию
Часть 2. Полуострова Средний и Рыбачий
Море - это вечное движение и любовь, вечная жизнь. - Ж. Верн
День 4. 15 июля. Вторник
Маршрут: Дневка в губе Малая Волоковая с подъемом на хребет Муста-Тунтури.
С самого утра мы находились в "подвешенном" состоянии... Еще вчера, когда прошла первая эйфория от того, что мы наконец-то достигли Северного-Ледовитого океана, мы начали соображать, что же делать во-первых с Нестовской прививкой и во-вторых с порванной подвеской у Белого экипажа. Рассматривались самые разные варианты, в итоге остановились на том, что Белый таки остается с нами, а Красный в комплекте Неста и Лехи отправляется в Мурманск в районе 10 утра. Предполагалось, что красный купит недостающие запчасти для следующих ремонтов УАЗика (а мы думали, что кардан-то у нас еще точно хотя бы разок оторвет), по-возможности выяснит, что там со сварочными работами, а заодно и "уколет" в травме Начпрода.
Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.
В связи с глобальностью всего плана, никаких мыслей по поводу "а что будет, когда Красный вернется" не предлагалось.
Мы проснулись в районе двеннадцати. С этого утра начался наш долгий путь, проходящий исключительно по Полярному дню. Закаленные отсуствием режима на работе, мы спокойно спали при свете, но вот ощущение времени и направления в отсутствии сумерек потерялось практически сразу. Солнце, если его было видно из-за облаков, наворачивало круги по небосклону, периодически скрываясь за сопками... поразмышляв о примерном расположении частей света, можно было на глаз определить, день сейчас или все же формальная ночь... но вот точное время в пределах часа - двух назвать было уже практически нереально. Мы старались следовать некому подобию распорядка дня, но обычно из этого выходило примерно следующее: задолбались - значит ночь. Пора вставать лагерем. Большинство проснулось и почувствовало себя отдохнувшими - значит утро, пора будить остальных и двигаться дальше. Там, на Севере, я впервые поняла, чем же действительно привлекательны Питерские Белые Ночи: темноты нет, но вот такой дезориентации не происходит. Белая ночь - это "легкий намек" на север для тех, кто этого никогда не видел... Наверное, в первый раз выглядит так же экзотично, как мы смотрели на настоящий Полярный День.
Итак, когда мы почувствовали себя отдохнувшими (или, как минимум, проснулись), часы показывали примерно полдень. Красный уже давно был в пути, сотовой связи - не было... Периодически у кого-то проскальзывала норвежская сеть, но звонить с нее представлялось малореальным.
Светило яркое солнце, вода своим цветом напоминала художественные фотографии лучших курортов...
(вид на губу Малую Волоковую при свете полуденного солнца; на рейде - рыболовецкое судно)
(вид на нашу стоянку с сопки на Среднем)
(неописуемо-прозрачная вода Баренцева Моря)
И по-началу всех, кто вылезал из палатки, тянуло купаться. С вечера никто, кроме меня, так и не залез в воду: ветра практически не было, летали и больно кусались комары. Было неприятно даже раздеваться в такой недружелюбной атмосфере, но желание мыться было сильнее. После моего купания, на улице похолодало, зато "включили ветер" и морские ветро-устройчивые комары почти исчезли...
Дк вот сутра "включенный" мной вчера ветер только усилился. Холодный ветер, видимо, свойственный перешейку между Средним и материком. После выскакивания на солнышко в футболке из палатки, запал на водные процедуры проходил у всех очень быстро. Тем не менее, некоторые, особо стойкие, все-таки залезали в воду.
Изначально дневки в Малой Волоковой не планировалось. Позавтракав, мы нацелились на то, что если Красный приедет в течении пары часов, - значит мы выедем дальше по западному берегу Среднего полуострова. Но время шло... а мы начали уставать ждать. Из развлечений можно было себе придумать разве что сбор дров и фотоаппарат... А всем хотелось движения!
К слову о дровах... Находясь в полноценной тундре сложно представить себе "пионерский костер"... Но море всегда выносит кучу хлама, на что мы и рассчитывали, опираясь на прошлогодний опыт Белого моря и рассуждения Неста, уже бывавшего в Дальних Зеленцах. Берега бухт, подобной той, в которой мы стояли, всегда с первого взгляда напоминают помойку: бревна, остатки ящиков и тросов, всевозможный пластик... Человеку, впервый прибывающему на такой берег, сложно избавиться от легкого налета отвращения (может быть я не права, но именно такие чувства обуревали моих пассажиров: Таньку с Кирюнделем). Но очень быстро начинаешь ценить эту небольшую "помоечку" и металл, оставшийся здесь от военных: все, что валяется на берегу, можно использовать для обустройства очага или разжигания костра. Та же вымоченная в соленой воде и высушенная береговым солнцем древесина, хоть и не поддается пиле или топору, зато отлично горит. Это напоминает детский кружок "сделай сам из подручного материала".
Были среди помоечки и останки камчатского (королевского) краба (Информация из Википедии - по ссылке).
- Автор - Жека
(панцырь Камчатского краба, найденный на берегу)
(еще один представитель этого вида)
Его теперь можно смело называть новой достопримечательностью Северного-Ледовитого океана. Эту зверюгу старательно пытались развести в Баренцевом море в те времена, когда Советское правительство занималось масштабными проектами по изменению окружающей природы под себя. Где-то в дебрях Интернета я вычитала, что в 1960-х годах краба возили с Камчатки прямыми авиарейсами. Для разведения обычные железнодорожные перевозки не годились, т.к. то ли краб, то ли его икра, не могли существовать в замкнутом резервуаре более суток. Ради поставленной цели не жалели ни денег, ни сил. Тех особей, что дожили до Баренцева, выпускали (опять же, по сведениям из Интернета) в районе Териберки... После нескольких попыток заселения, эксперимент был признан неудачным. Но вот примерно через 10 лет в Баренцевом море был выловлен первый королевский краб. Не имея на этой территории естественных врагов, он прекрасно адаптировался, начал плодиться и жрать все вокруг. К тому моменту, когда задумались об экологических последствиях расселения, краб уже обитал на всем побережье, включая заливы полуостровов Средний и Рыбачий.
В данный момент ситуация неофициально называется "экологической катастрофой". Естественных врагов так и не появилось, а промысел долгое время был запрещен. Предприимчивые норвеги, хоть и высказывали ни раз свои протесты относительно прожорливости зверя, быстро построили бизнес на его вылавливании и продаже в Европу. Тем временем краб продвигается дальше на запад и вопрос стоит ребром: как бы ограничить зону его обитания.
Руководство Мурманской области пару лет назад разыграло таки несколько контрактов на промышленную добычу краба. Когда мы путешествовали, нам неоднократно приходилось встречать рыболовецкие суда... думаю, они пришли именно по крабью душу... Даже если учесть, что вкусными у зверюги считается только мясо клешней и сочленений, при его размере (а, судя по Википедии, диаметр панциря запросто может достигать нескольких десятков сантиметров) это весьма прибыльно.
Уже приехав в Питер, я долго искала, на какой же глубине можно встретить это морское чудище... Данные рознятся: кто-то называет только недоступные пороги даже для аквалангиста... другие пишут, что он поднимается практически до поверхности. Я не биолог, но если так, идея покупки гидрокостюма и маски действительно себя оправдает;)
К слову, пока мы бесцельно слонялись по окрестностям, мы напоролись на небольшой военно-патриотический отрядик из Мурманска. Ребята ремонтировали монумент, установленный в самом центре губы (обелиск героям Рыбачьего, установленный примерно в 70-х) и еще сутра, проходя мимо нашего лагеря, громко крикнули "ПОДЪЕМ!".
- Автор - Жека
(подновляемый ребятами монумент)
Тогда подъема не случилось, но позже мы прогулялись по берегу в их сторону. Первой же местной новостью, добытой от них, стало то, что их перебрасывают на другое место в связи с начавшимися масштабными учениями. Как будто в подтверждение их слов через некоторое время над нами начали наворачивать свои круги 2 истребителя. Неприятное соседство. Мы тихо надеялись на то, что наш лагерь в тундре видно издалека, и уж откровенно по нам стрелять не будут. Хотя нам хватило ума понять, что перед началом реализации плана учений никто не будет нас вежливо просить убраться. Хотелось как можно быстрее сняться и уехать дальше, но красная нива не возвращалась... и примерно к часу - двум дня пришло понимание, что в этот день мы уже никуда не двинемся...
Итак, близлежащие территории для прогулок закончились. Оставалась самая интересная цель - Муста-Тунтури. Хребет представляет собой небольшой горный кряж, наибольшая высота которого - 262 метра над уровнем моря. Длина хребта - около 4 км. След в истории это название оставило благодаря (или, быть может, "из-за") Великой Отечественной Войне. Когда Германия пошла в наступление, немецкие части оказались на хребте уже к вечеру 29 июня 1941 года. Российские гарнизоны, расположенные в тех районах, были "мягко скажем" не готовы. До самого окончания войны граница проходила по хребту и не продвинулась вглубь нашей страны ни на километр.
Цитирую О.Решета ("Осиротевшие берега"): "По количеству погибших на один квадратный метр, по насыщенности беспредельным мужеством Муста-Тунтури не имеет равных. По погодным и геологическим условиям - тоже".
Поражает не только устройчивость границы, но и разница в технологиях, использованных на тот момент двумя армиями: "Землянки и огневые точки нашего боевого охранения строились из камня, мха и бревен... Немцы использовали более передовую технологию строительства оборонительных сооружений. Штабы, казармы, лазареты прятали в катакомбах, специально вырытых в скалах. При строительных работах применяли электричество, компрессорные установки, металлоконструкции и бетон". На Википедии можно подробно прочитать про оборону заполярья (по ссылке).
Забегая вперед, скажу, что в наших прогулках по хребту мы набрели лишь на несколько огневых точек и разбомбленный склад боеприпасов. Было бы интересно прогуляться и дальше, но на подготовку такой прогулки перед отъездом из Питера уже не оставалось времени... а просто блуждать по тундре - это, конечно, красиво... но, увы, маловероятно наткнуться на что-то действительно интересное.
Чтобы не оставлять лагерь пустым, мы бросили жребий и разбились на две группы. Первыми шли Жека, Дашка, Танька и Кирюндель.
(первая партия удаляется в сторону хребта)
(Вооот та точка - это наши на хребте)
(наверное, на этой фотографии тоже должно быть видно тех самых "наших на хребте"... )
Они отсутсовали часа 3 - 4 и принесли весть о том, что наверху есть весьма живописные озера с очень холодной водой. Как минимум это подстегивало нас к подъему. Хотя, не могу скзаать, что он дался легко. Я, как истиный офисный планктон, была вынуждена останавливаться чуть ли не каждые 20 - 30 метров подъема на перекур...
(подъем на хребет...)
(вид на тундру. Слева - в сторону Среднего; справа - с обратной стороны хребта)
(вид на Губу Малую Волоковую и Баренцево море - Слева; Справа - вид на озеро в тундре за хребтом)
(стелящаяся березка)
При подъеме мы обнаружили "нечто" вдалеке на одной из сопок за хребтом...
(нечто)
"Нечто" привлекло мое внимание тем, что уж больно смахивало на шлагбаум посреди тундры. Бред? В районе Рыбачьего подобный бред может оказаться правдивее любого логичного объяснения.
Не знаю, почему меня так заинтересовала эта штуковина. Позже, уже дома поковырявшись в картах, я обнаружила примерно в том же районе указания на недействующую ЛЭП... Видимо, это был просто покосившийся столб;)
Озеро действительно того стоило (ранее я упоминала два озера - до второго мы вдвоем не дошли)...
- Автор - Кирюндель
(купание в том самом озере первой партии поднимавшихся на хребет)
Как стоили затраченных усилий и многочисленные следы войны, еще не успевшие стать добычей "черных копателей"...
...и кресты, поставленные во славу защитников хребта времен войны.
- Автор - Жека
(крест Муста-Тунтури)
Мокнувшись в действительно ледяной воде (скорее всего, следствие непрекращающегося холодного ветра на вершине хребта... из-за этого на мокание хватило только меня), мы начали спуск. Обратно мы шли уже не по самому пологому склону, рассматривая блиндажи, хранилища боеприпасов и бегавших вокруг куропаток.
(а вот и куропатка)
(настоящий альпийский сад у подножья хребта - это мы несколько неправильно выбрали направление спуска)
Когда мы уже спускались, вернулся Красный экипаж. Красный привез хлеба, карданные болты для моего бегемота и хорошую весть о том, что с прививкой все сложилось самым наилучшим образом. Следующий проезд через Мурманск должен был произойти 19 июля.
Мы встретили Леху, когда он шел к нам навстречу на хребет. Поговорив, приняли решение выдвигаться через 8 - 10 часов после его возвращения (какая разница, ночь будет или день? все устали, были готовы лечь спать... 8 часов по моим подсчетам должно было хватить).
Вечер традиционно закончился костром и пивом.
- Автор - Жека
Ну и еще импровизированным ремонтом подвески белого экипажа.
(результат клина амортизатора - выкинутый спортивный амортик и гнутая тяга)
(колхозный ремонт при помощи стропы)
(решение, заменившее Белому амортик на весь Рыбачий)
К ночи (если так можно назвать время суток, когда солнце пряталось за центральную высоту Среднего) начало нестерпимо холодать.
- Автор - Жека
(к вечеру существенно похолодало... фото из серии "как я перезимовал лето")
Сидеть на одном месте, даже в двух свитерах, двух штанах и флиске было чрезвычайно холодно, поэтому, согревшись очередным перебором багажника, я утопала спать. На завтра был запланирован первый ходовой день по полуостровам.
Продолжение следует...
К содержанию
Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.
К содержанию
Часть 2. Полуострова Средний и Рыбачий
Море - это вечное движение и любовь, вечная жизнь. - Ж. Верн
День 4. 15 июля. Вторник
Маршрут: Дневка в губе Малая Волоковая с подъемом на хребет Муста-Тунтури.
С самого утра мы находились в "подвешенном" состоянии... Еще вчера, когда прошла первая эйфория от того, что мы наконец-то достигли Северного-Ледовитого океана, мы начали соображать, что же делать во-первых с Нестовской прививкой и во-вторых с порванной подвеской у Белого экипажа. Рассматривались самые разные варианты, в итоге остановились на том, что Белый таки остается с нами, а Красный в комплекте Неста и Лехи отправляется в Мурманск в районе 10 утра. Предполагалось, что красный купит недостающие запчасти для следующих ремонтов УАЗика (а мы думали, что кардан-то у нас еще точно хотя бы разок оторвет), по-возможности выяснит, что там со сварочными работами, а заодно и "уколет" в травме Начпрода.
Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.
Мы проснулись в районе двеннадцати. С этого утра начался наш долгий путь, проходящий исключительно по Полярному дню. Закаленные отсуствием режима на работе, мы спокойно спали при свете, но вот ощущение времени и направления в отсутствии сумерек потерялось практически сразу. Солнце, если его было видно из-за облаков, наворачивало круги по небосклону, периодически скрываясь за сопками... поразмышляв о примерном расположении частей света, можно было на глаз определить, день сейчас или все же формальная ночь... но вот точное время в пределах часа - двух назвать было уже практически нереально. Мы старались следовать некому подобию распорядка дня, но обычно из этого выходило примерно следующее: задолбались - значит ночь. Пора вставать лагерем. Большинство проснулось и почувствовало себя отдохнувшими - значит утро, пора будить остальных и двигаться дальше. Там, на Севере, я впервые поняла, чем же действительно привлекательны Питерские Белые Ночи: темноты нет, но вот такой дезориентации не происходит. Белая ночь - это "легкий намек" на север для тех, кто этого никогда не видел... Наверное, в первый раз выглядит так же экзотично, как мы смотрели на настоящий Полярный День.
Итак, когда мы почувствовали себя отдохнувшими (или, как минимум, проснулись), часы показывали примерно полдень. Красный уже давно был в пути, сотовой связи - не было... Периодически у кого-то проскальзывала норвежская сеть, но звонить с нее представлялось малореальным.
Светило яркое солнце, вода своим цветом напоминала художественные фотографии лучших курортов...
(вид на губу Малую Волоковую при свете полуденного солнца; на рейде - рыболовецкое судно)
(вид на нашу стоянку с сопки на Среднем)
(неописуемо-прозрачная вода Баренцева Моря)
И по-началу всех, кто вылезал из палатки, тянуло купаться. С вечера никто, кроме меня, так и не залез в воду: ветра практически не было, летали и больно кусались комары. Было неприятно даже раздеваться в такой недружелюбной атмосфере, но желание мыться было сильнее. После моего купания, на улице похолодало, зато "включили ветер" и морские ветро-устройчивые комары почти исчезли...
Дк вот сутра "включенный" мной вчера ветер только усилился. Холодный ветер, видимо, свойственный перешейку между Средним и материком. После выскакивания на солнышко в футболке из палатки, запал на водные процедуры проходил у всех очень быстро. Тем не менее, некоторые, особо стойкие, все-таки залезали в воду.
Изначально дневки в Малой Волоковой не планировалось. Позавтракав, мы нацелились на то, что если Красный приедет в течении пары часов, - значит мы выедем дальше по западному берегу Среднего полуострова. Но время шло... а мы начали уставать ждать. Из развлечений можно было себе придумать разве что сбор дров и фотоаппарат... А всем хотелось движения!
К слову о дровах... Находясь в полноценной тундре сложно представить себе "пионерский костер"... Но море всегда выносит кучу хлама, на что мы и рассчитывали, опираясь на прошлогодний опыт Белого моря и рассуждения Неста, уже бывавшего в Дальних Зеленцах. Берега бухт, подобной той, в которой мы стояли, всегда с первого взгляда напоминают помойку: бревна, остатки ящиков и тросов, всевозможный пластик... Человеку, впервый прибывающему на такой берег, сложно избавиться от легкого налета отвращения (может быть я не права, но именно такие чувства обуревали моих пассажиров: Таньку с Кирюнделем). Но очень быстро начинаешь ценить эту небольшую "помоечку" и металл, оставшийся здесь от военных: все, что валяется на берегу, можно использовать для обустройства очага или разжигания костра. Та же вымоченная в соленой воде и высушенная береговым солнцем древесина, хоть и не поддается пиле или топору, зато отлично горит. Это напоминает детский кружок "сделай сам из подручного материала".
Были среди помоечки и останки камчатского (королевского) краба (Информация из Википедии - по ссылке).
- Автор - Жека
(панцырь Камчатского краба, найденный на берегу)
(еще один представитель этого вида)
Его теперь можно смело называть новой достопримечательностью Северного-Ледовитого океана. Эту зверюгу старательно пытались развести в Баренцевом море в те времена, когда Советское правительство занималось масштабными проектами по изменению окружающей природы под себя. Где-то в дебрях Интернета я вычитала, что в 1960-х годах краба возили с Камчатки прямыми авиарейсами. Для разведения обычные железнодорожные перевозки не годились, т.к. то ли краб, то ли его икра, не могли существовать в замкнутом резервуаре более суток. Ради поставленной цели не жалели ни денег, ни сил. Тех особей, что дожили до Баренцева, выпускали (опять же, по сведениям из Интернета) в районе Териберки... После нескольких попыток заселения, эксперимент был признан неудачным. Но вот примерно через 10 лет в Баренцевом море был выловлен первый королевский краб. Не имея на этой территории естественных врагов, он прекрасно адаптировался, начал плодиться и жрать все вокруг. К тому моменту, когда задумались об экологических последствиях расселения, краб уже обитал на всем побережье, включая заливы полуостровов Средний и Рыбачий.
В данный момент ситуация неофициально называется "экологической катастрофой". Естественных врагов так и не появилось, а промысел долгое время был запрещен. Предприимчивые норвеги, хоть и высказывали ни раз свои протесты относительно прожорливости зверя, быстро построили бизнес на его вылавливании и продаже в Европу. Тем временем краб продвигается дальше на запад и вопрос стоит ребром: как бы ограничить зону его обитания.
Руководство Мурманской области пару лет назад разыграло таки несколько контрактов на промышленную добычу краба. Когда мы путешествовали, нам неоднократно приходилось встречать рыболовецкие суда... думаю, они пришли именно по крабью душу... Даже если учесть, что вкусными у зверюги считается только мясо клешней и сочленений, при его размере (а, судя по Википедии, диаметр панциря запросто может достигать нескольких десятков сантиметров) это весьма прибыльно.
Уже приехав в Питер, я долго искала, на какой же глубине можно встретить это морское чудище... Данные рознятся: кто-то называет только недоступные пороги даже для аквалангиста... другие пишут, что он поднимается практически до поверхности. Я не биолог, но если так, идея покупки гидрокостюма и маски действительно себя оправдает;)
К слову, пока мы бесцельно слонялись по окрестностям, мы напоролись на небольшой военно-патриотический отрядик из Мурманска. Ребята ремонтировали монумент, установленный в самом центре губы (обелиск героям Рыбачьего, установленный примерно в 70-х) и еще сутра, проходя мимо нашего лагеря, громко крикнули "ПОДЪЕМ!".
- Автор - Жека
(подновляемый ребятами монумент)
Тогда подъема не случилось, но позже мы прогулялись по берегу в их сторону. Первой же местной новостью, добытой от них, стало то, что их перебрасывают на другое место в связи с начавшимися масштабными учениями. Как будто в подтверждение их слов через некоторое время над нами начали наворачивать свои круги 2 истребителя. Неприятное соседство. Мы тихо надеялись на то, что наш лагерь в тундре видно издалека, и уж откровенно по нам стрелять не будут. Хотя нам хватило ума понять, что перед началом реализации плана учений никто не будет нас вежливо просить убраться. Хотелось как можно быстрее сняться и уехать дальше, но красная нива не возвращалась... и примерно к часу - двум дня пришло понимание, что в этот день мы уже никуда не двинемся...
Итак, близлежащие территории для прогулок закончились. Оставалась самая интересная цель - Муста-Тунтури. Хребет представляет собой небольшой горный кряж, наибольшая высота которого - 262 метра над уровнем моря. Длина хребта - около 4 км. След в истории это название оставило благодаря (или, быть может, "из-за") Великой Отечественной Войне. Когда Германия пошла в наступление, немецкие части оказались на хребте уже к вечеру 29 июня 1941 года. Российские гарнизоны, расположенные в тех районах, были "мягко скажем" не готовы. До самого окончания войны граница проходила по хребту и не продвинулась вглубь нашей страны ни на километр.
Цитирую О.Решета ("Осиротевшие берега"): "По количеству погибших на один квадратный метр, по насыщенности беспредельным мужеством Муста-Тунтури не имеет равных. По погодным и геологическим условиям - тоже".
Поражает не только устройчивость границы, но и разница в технологиях, использованных на тот момент двумя армиями: "Землянки и огневые точки нашего боевого охранения строились из камня, мха и бревен... Немцы использовали более передовую технологию строительства оборонительных сооружений. Штабы, казармы, лазареты прятали в катакомбах, специально вырытых в скалах. При строительных работах применяли электричество, компрессорные установки, металлоконструкции и бетон". На Википедии можно подробно прочитать про оборону заполярья (по ссылке).
Забегая вперед, скажу, что в наших прогулках по хребту мы набрели лишь на несколько огневых точек и разбомбленный склад боеприпасов. Было бы интересно прогуляться и дальше, но на подготовку такой прогулки перед отъездом из Питера уже не оставалось времени... а просто блуждать по тундре - это, конечно, красиво... но, увы, маловероятно наткнуться на что-то действительно интересное.
Чтобы не оставлять лагерь пустым, мы бросили жребий и разбились на две группы. Первыми шли Жека, Дашка, Танька и Кирюндель.
(первая партия удаляется в сторону хребта)
(Вооот та точка - это наши на хребте)
(наверное, на этой фотографии тоже должно быть видно тех самых "наших на хребте"... )
Они отсутсовали часа 3 - 4 и принесли весть о том, что наверху есть весьма живописные озера с очень холодной водой. Как минимум это подстегивало нас к подъему. Хотя, не могу скзаать, что он дался легко. Я, как истиный офисный планктон, была вынуждена останавливаться чуть ли не каждые 20 - 30 метров подъема на перекур...
(подъем на хребет...)
(вид на тундру. Слева - в сторону Среднего; справа - с обратной стороны хребта)
(вид на Губу Малую Волоковую и Баренцево море - Слева; Справа - вид на озеро в тундре за хребтом)
(стелящаяся березка)
При подъеме мы обнаружили "нечто" вдалеке на одной из сопок за хребтом...
(нечто)
"Нечто" привлекло мое внимание тем, что уж больно смахивало на шлагбаум посреди тундры. Бред? В районе Рыбачьего подобный бред может оказаться правдивее любого логичного объяснения.
Не знаю, почему меня так заинтересовала эта штуковина. Позже, уже дома поковырявшись в картах, я обнаружила примерно в том же районе указания на недействующую ЛЭП... Видимо, это был просто покосившийся столб;)
Озеро действительно того стоило (ранее я упоминала два озера - до второго мы вдвоем не дошли)...
- Автор - Кирюндель
(купание в том самом озере первой партии поднимавшихся на хребет)
Как стоили затраченных усилий и многочисленные следы войны, еще не успевшие стать добычей "черных копателей"...
...и кресты, поставленные во славу защитников хребта времен войны.
- Автор - Жека
(крест Муста-Тунтури)
Мокнувшись в действительно ледяной воде (скорее всего, следствие непрекращающегося холодного ветра на вершине хребта... из-за этого на мокание хватило только меня), мы начали спуск. Обратно мы шли уже не по самому пологому склону, рассматривая блиндажи, хранилища боеприпасов и бегавших вокруг куропаток.
(а вот и куропатка)
(настоящий альпийский сад у подножья хребта - это мы несколько неправильно выбрали направление спуска)
Когда мы уже спускались, вернулся Красный экипаж. Красный привез хлеба, карданные болты для моего бегемота и хорошую весть о том, что с прививкой все сложилось самым наилучшим образом. Следующий проезд через Мурманск должен был произойти 19 июля.
Мы встретили Леху, когда он шел к нам навстречу на хребет. Поговорив, приняли решение выдвигаться через 8 - 10 часов после его возвращения (какая разница, ночь будет или день? все устали, были готовы лечь спать... 8 часов по моим подсчетам должно было хватить).
Вечер традиционно закончился костром и пивом.
- Автор - Жека
Ну и еще импровизированным ремонтом подвески белого экипажа.
(результат клина амортизатора - выкинутый спортивный амортик и гнутая тяга)
(колхозный ремонт при помощи стропы)
(решение, заменившее Белому амортик на весь Рыбачий)
К ночи (если так можно назвать время суток, когда солнце пряталось за центральную высоту Среднего) начало нестерпимо холодать.
- Автор - Жека
(к вечеру существенно похолодало... фото из серии "как я перезимовал лето")
Сидеть на одном месте, даже в двух свитерах, двух штанах и флиске было чрезвычайно холодно, поэтому, согревшись очередным перебором багажника, я утопала спать. На завтра был запланирован первый ходовой день по полуостровам.
Продолжение следует...
К содержанию
Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.
Комментариев нет:
Отправить комментарий