Моя заметка о том, как мы покатались зимой по норвежским ледяным дорогам прошла незамеченной и очень быстро провалилась в небытие стены ВКонтакте... Теперь наконец-то руки дошли перепубликовать ее сюда, уже с фотками и дополнительными комментариями.
Уже, надеюсь, скоро опубликую кино с этой поездки. К сожалению, из-за глубокой полярной ночи видео получилось шумным и смазанным, но только там видно реальные окружающие условия.
UPDATE: Ссылка на видео: http://ekatarios.blogspot.com/2012/04/stilus-in-ano-2012.html
UPDATE: Предыдущий экспириенс, тот же север, но с нашей стороны за год до этого: http://ekatarios.blogspot.ru/2011/11/2011.html
Из точек на Норвежском севере более или менее наслуху только один туристический центр - мыс Нордкап, пожинающий лавры самой северной точкой континентальной Европы. На деле Нордкап - это сама я северная точка, куда можно доехать на автомобиле, не прибегая к помощи паромов, но звание "континентального края земли" формально принадлежит вовсе не ему. Нордкап - своего рода "пряник", которым заманивают в этот край туристов. Там и дорога более-менее нормальная (класса E - E6 и E69), и рельеф достаточно гористый - т.е. есть возможность отснять красивых фотографий, особенно в полярный день. Но расположен Нордкап на острове, т.е. условие "континентальности", грубо говоря, не выполнено. Плюс доехать до него зимой попросту невозможно. Зная, что в мире существуют бешенные русские туристы, дорогу теперь перегораживают как для автомобилистов, так и для пеших любителей экстрима. Это правило появилось всего несколько лет назад, но вряд ли скоро что-то изменится в пользу безумцев;)
Теоретически, все, на что можно рассчитывать зимой, - это проезд по платному тоннелю до Хоннигсвога (слышала, что с середины 2012 он станет бесплатным, т.к. его строительство неожиданно быстро окупилось, но это пока не точно). Дальше доставка осуществляется на туристических автобусах, сопровождаемых шайтанами (снегоуборщиками). О стоимости автобусного билета можно только догадываться... Где-то пишут 50 евро, где-то 100 евро с носа. Но на этапе создания маршрута я искренне считала, что если уж ломиться в северный край, то надо рассчитывать надо на свои силы, и силы своей машины.
Нет, это не была очередная попытка что-то себе доказать, просто я полностью поддерживаю идею о том, что природные красоты сильнее ощущаются, если для их "получения" затрачены собственные усилия (а не просто деньги). Соответственно, автобусная "халява" мной как "возможность" не рассматривалась. Точно также можно улететь из Тромсе на Шпицберген, сидеть в аэропорту и радоваться "для галочки", так ничего и не увидев на островах.
Истинная северная континентальная точка менее "открыточная". Это более "плоский" полуостров Нордкин с городом Мехамн (Мехамн имеет статус самой северной рыбацкой деревни в Европе). До края географии, мыса Нордкин, там добраться можно только пешком. Это 13 км от городка или чуть больше 20 км от наиболее удобного места выхода в тундру (13 км пролегают чуть ли не напрямик: через все возвышения и ущелья, в том числе и реки, а вот 20 км - идет по относительной равнине с незначительными подъемами и спусками)... Ну или можно заплатить местным, которые готовы за деньги отвезти на чем угодно и куда угодно. Страшно подумать, пеший поход на лыжах на несколько дней с инструктором стоит там порядка 120 тыс. рублей с носа. Про снегоходы молчу. Так что эта возможность, опять же, не рассматривалась. Но я искренне полагала, что доехав до Мехамна, мы оставим машину и устроим радиальный выход, хотя бы на часть пути (40 км туда-обратно за 1 короткий трехчасовой световой день во время полярной ночи все равно не осилить, по крайней мере, мне).
Мехамн находится в 100 км по отворотке (Rv888) от дороги регионального уровня - Rv98. Как значится в справочниках, Rv98 в определенные сезоны может быть перекрыта временно, а на совсем закрывается в марте-апреле (на крайнем севере март-апрель - это самые снежные месяцы).
В качестве "резервного варианта" (все же на севере сложно что-то прогнозировать) был запланирован и второй выезд к океану - по трассе Rv889. Это дорога регионального уровня, но внесенная в реестр "самых красивых дорог Норвегии". Советую пробежаться по ней хотя бы с помощью Google Street View - зрелище действительно впечатляет. Дорога идет от трассы "E69 на Нордкап" до городка (деревни) Хавесунд. Общая ее длина - чуть более 80 км. В районе Хавесунда построена ветряная электростанция - и я надеялась выехать из города на внешнее побережье очередного полуострова по дорогам, которые неизбежно должны чистить для обслуживания ветряков. Там планировалась еще одна радиалка - на этот раз не более нескольких километров, просто по плато до разных его участков.
***
Пожалуй, экскурс в географию на этом можно завершить, отослав желающих к карте Норвегии (хорошая карта оказалась отдельной проблемой, но Open Street Map вам в помощь - лучшее из халявного, что удалось найти мне).
***
Мысли о поездке в зимнюю Норвегию грызли меня давно. Упиралось все в 3 барьера: таможенные проблемы (патриот с Евро2 с натягом, провоз снаряжения и запчастей и т.п.), цены на бензин и языковой барьер (это в России я знаю, как попросить помощи у дорслужбы, там ведь простое объяснение проблемы не столь важно, как интонация... а в зимней Норвегии про важность оттенков настроения в голосе можно забыть, даже если изучить английский).
С первой проблемой частично справились подготовкой. С одной стороны, я планомерно урезала содержимое багажника, оставляя самое необходимое (что-то ремонтировалось, что-то докручивалось, что-то менялось... к примеру, теперь под капотом появился гелевый аккумулятор).
С другой, подспорьем нам был Ванич, на квартире которого в Кировске можно было оставить определенное барахло (в итоге там осталась только вторая запаска, подстраховывающая нас от необходимости искать какие-то нелепые колеса, в случае прокола, как это было в прошлом году). Относительно дорогие запчасти, без которых на мой взгляд нельзя было обойтись (но при этом по явно высказанному мнению таможни они не являются товарами для личного пользования) - я уложила в самые дальние углы необъятного багажника. На мой взгляд тут все честно - ступичные подшипники и запасной бензонасос в моем случае действительно необходимы, но лишний раз препираться на таможне не хотелось...
Помниться, у меня на стене вконтакте очень много возражений вызвала моя идея специально под эту поездку покупать одинаковые зимние колеса. Принимая это решение, я руководствовалась двумя мыслями: о пограничниках и о полном приводе. Надо сказать, что решение было самым правильным. Ибо новая резина оказалась с большим числом шипов, а они там оказались жизненно необходимыми.
Цены на бензин, к сожалению, перед поездкой снизить или как-то компенсировать не получилось;))) Заправлялись мы по 75 - 96 рублей ЗА ЛИТР!!! Была мысль часть бензина везти из Финляндии (там он несколько дешевле), но здесь мы обломались. В Финляндии, как оказалось, продают 95-й бензин только с 10-% содержанием этанола. Будучи не уверенными в том, что Патр переживет такое топливо, даже пришлось побеспокоить нескольких человек в России глупыми вопросами через СМС-ки... В итоге проблема решилась тем, что мы вообще не заправлялись в Финляндии - на запасе топлива из России дотянули до Норвежского Карашока.
Если б речь шла о поездке летом, и речи бы не шло о каких-то сомнениях - можно было бы спокойно заправляться чем угодно, хоть у местных покупать. Но крайний север зимой не любит шуток с топливом. Очень уж не хотелось лишиться хотя бы лямбды, которая могла бы мне серьезно повысить расход, именно там, где мы не знаем слов и не имеем таких денег, чтобы просить о помощи. Шляпа с "дотянули до Норвегии" тут заключалась в том, что наша "точка невозвращения", т.е. точка, после которой нам уже не вернуться в Россию, не заправившись Е95Е10, находилась на территории Финляндии. А значит попытка "дотянуть до Норвегии" была в определенной степени риском (если в первом же городе вдруг закрыта заправка или карточки не принимают, или там тоже только Е10 - мы бы уже ничего не смогли поделать).
Норвегия отличается еще и тем, что до сих пор не перешла на Евро, поэтому, имея с собой некоторый запас наличных евриков, мы рассчитывали запастись и кронами. Перед отъездом я даже поездила в некоторые банки - поспрашивала на тему этой нестандартной валюты. Т.к. меня послали в Питере, планировалось, что какое-то количество налички мы снимем, уже перейдя границу с Финляндией. Но оказалось, что это не обязательно - во всех деревнях принимают карточки. Это всяко проще, чем возиться потом с ненужными монетками.
Конечно, я обычно стараюсь в такие замуты ехать, имея на руках некоторое количество денег, на которые можно купить как минимум "вызволение" своей машины сторонними службами. В этот раз это был просчет, слава богу, не обернувшийся серьезными проблемами.
Частично компенсировала расходы идея ехать через северные КПП (Лотта на въезде и единственный норвежский на выезде из Шенгена), плюс пассажиры до Кировска, поучаствовашие в запраске. Те КПП, к слову, позволили пройти все формальности относительно без очереди. В ту сторону мы стояли в большой по местным меркам пробке - на 1,5 часа. В обратную сторону общее время прохождения двух границ - 15 - 20 минут.
Что же касается языкового барьера... Он есть, да еще какой! И у нас, и у них - своеобразный акцент, который между собой не всегда может договориться. Оказывается, даже заказ кофе на заправке может стать в этом случае проблемой. Но наша поездка изначально не подразумевала массового общения. Спали мы в машине, еду везли с собой, заправлялись на автоматических заправках...
Кстати, о еде хочется сказать отдельно. Я, как "умная маша" построила раскладку только на том, что можно официально провозить через границу: консервированные овощи (не картошку) и рыбные консервы в объеме не более 2х кг на двоих (плюс всякие ништяки - сухари, шоколад, орехи). Не стоит и говорить, что после такого рациона мы приехали на территорию России и 4 дня не вылезали из ресторанов по пути от Никеля до СПБ, где подают мясо и салаты;))
***
Но пока я говорила только о подготовке. Что же сама поездка? Реальность там превзошла все мои ожидания. Погода, дороги, какие-то элементы быта - почти все, что я представляла перед выездом, можно смело умножать на 10, и тогда, быть может, понятие будет соответствовать истине.
Конечно же, там убийственно красиво. Заснеженные скалистые сопки, уходящие в незамерзающий океан... Но красиво - это не единственная характеристика тех мест.
Я, помниться, писала, что там будет тепло... Да, температура не опускалась ниже -15 градусов (-22 мы видели лишь однажды, проезжая уже по Российской территории город Никель), перед глазами - незамерзающий океан. Но, во-первых, там очень сыро (именно из-за окена), а, во-вторых, там ветер. Нет... не просто ветер... а Ветер... ВЕТЕР!
Где-то я слышала, что саамы (коренное население нашего севера и региона Финнмарк в Норвегии) считали северный ветер чуть ли не спасительным, а южный - губительным. Я догадывалась о причине, пока шастала в прошлые года по Печенгскому району... теперь догадка переросла в уверенность. Южный ветер, преобладающий зимой, несет с собой метели, волны... возможно, для кого-то - смерть, поскольку делает возвращение от берега на материк крайне сложным.
Машину на этом ветру в прямом смысле сдувает с дороги (серпантины вынуждают постоянно поворачивать, поэтому часто ветер приходится в борт даже при движении на север). Родные УАЗовские уплотнители, нареканий на которые раньше у меня не возникало (в -35 можно сделать тепло в салоне во время движения), сдали. Если машина двигалась бортом к ветру, то при полной печке в какие-то жалкие "-15" по Цельсию начинал замерзать человек, сидящий с соответствующей стороны... Если ветер дул в зад стоящей машине, внутри было не согреться (отмечу, что на задней двери у меня стоит двойная резинка!!! - самостоятельный тюнинг, в свое время позволивший избежать протеканий на глубоких бродах и во время сильного дождя).
Порывы раскачивали Патр, как будто мы движемся по бездорожью, а на первой стоянке, выбранной для ночлега, кажется, даже сдвинули двухтонный УАЗ с места. На эту тему мы не имели прямых доказательств... на гладком льду парковки остались следы от шипов (но совсем не такие, как оставляет АБС при торможении) - поэтому после безуспешных попыток уснуть мы приняли решение эвакуироваться в другое, менее ветренное место.
Самое забавное при таком ветре - пытаться открыть двери. Ветер либо не дает этого сделать (от меня это требовало приложения обеих рук и ощутимого усилия), либо, наоборот, отрывает двери так, что у меня еле хватало сил удерживать ее в полуоткрытом состоянии (даже держась другой рукой за руль в качестве опоры). С одной из задних дверей мы, похоже, не уследили - теперь она открывается с характерным шумом. Похоже, когда я ее случайно отпустила, вылезая из машины, ветер погнул крепления.
Естественно, открытая дверь - это повод улететь с торпеды не только мелким бумажкам, но и всяким подшлемникам-перчаткам. Хорошо хоть банки консервов не улетали;))
Человек, вышедший на улицу в такой ситуации, мог чуть ли не ложиться на потоки воздуха. Частично помогали грамотные подошвы на ботинках, но даже Леха, отрывая одну ногу от земли, немного сдвигался с места под действием порывов ветра.
Естественно, в таких условиях пешие выходы у нас обломались. Если ветер готов был сдвигать людей в глубине фьорда, в низине, соваться на плато поближе к открытом океану было как минимум глупо. Погода улучшилась только к концу поездки - в Варангерфьорде. Но там мы уже спешили в Россию...
Ветер, кстати, сдувает с берегов почти весь снег, поэтому на фотках пейзажи выглядят скорее по-осеннему (поздняя, но не холодная осень). Как-то у нас в голове суровая зима автоматически ассоциируется с большим количеством снега. Но я могу с уверенностью сказать, что снег - это не *опа... Самая *опа - это когда УЖЕ нет снега.
Местные дороги... это вообще отдельный разговор. Такое ощущение, что и без того сложные серпантины без обочины (а во многих местах и без отбойников) специально заливают в каток.
Если на наших трассах приходится жаловаться на участки льда поверх асфальта, то там - это редкие кусочки асфальта в непрерывном льду. Еще и "полосатого" (унимоги выцарапывают при очистке снега на льду продольные полосы, добавляющие неустойчивости на дороге).
И кто вообще сказал, что в Европе все хорошо с дорогами? Это трассы класса Е более или менее прямые и обустроенные. Хотя даже там зимой закрыта вся придорожная инфраструктура (включая мусорки и туалеты). Региональные дороги - в разы сложнее даже летом, не говорю уже про зиму.
На долю региональных дорог пришлась большая половина нашего маршрута - порядка 600 км из 1100. Бесполезно описывать сложности на дороге: повороты, неровный, но скольский лед... Скажу, однако, что опыт бывает разный... бывает после завершения некого дела ты понимаешь, что с легкостью повторишь свои действия. Такие ощущения у меня, например, вызывает большой круг на Рыбачьем. Один раз проехав эту дорогу, я знала, что смогу и второй, и третий, и десятый. С норвежским севером получилось несколько иначе. Мне до сих пор кажется, что не улетели в какой-нибудь обрыв мы чудом, при этом нет вообще никакой уверенности в том, что повторно я бы проехала все так же успешно. На фоне региональных норвежских трасс дорога Мурманск - Печенга выглядит простой, ровной и совсем не скользкой.
Почти все региональные участки, где мы ездили, снабжены шлагбаумами, закрываемыми во время сильных метелей. На пути в Мехамн мы уперлись в один закрытый участок. На парковке перед шлагбаумом был единственный встретившийся нам теплый туалет и, как потом поняли, расписание шайтанов, уходящих в тундру. Следующие 84 км при не благоприятных погодных условиях машины идут колонной за снегоуборщиком (участок разбит на 2; посередине в расселине есть еще одна небольшая парковка, но уже без удобств).
Честно говоря, мне сложно представить, что же там были за погодные условия на трассе, когда ее перекрыли. В этот момент в низине, где расположена парковка, ощутимо мело и раскачивало Патр. Устав от бесконечного льда и заносов, мы остались спать до утра. Спустя 10 часов метель в низине практически закончилась - снежинки размеренно падали на землю. Шлагбаум был открыт. Но "сказочная" погода была лишь в долине. Чтобы получить свою порцию метели достаточно было подняться на плато (по которому идет дорога в Мехамн). Пока мы пробирались через растущие на глазах переметы на дороге, в голове крутилась только одна мысль: что же там творилось накануне? Ясно, почему машины так шустро ринулись за унимогом-снегоочистителем. В их интересах было оказаться НЕ в конце колонны.
На других участках нам доводилось видеть переметы выше Патриота. Некоторые из них сняты на камеру и со временем, надеюсь, появятся в ролике о поездке. Была и метелька, но вот ее снять как раз не удалось. Камера автоматом подгоняет контраст, поэтому в сложные моменты дорогу было лучше видно как раз в камеру, а не в окно машины;) хоть по экрану едь;))
Из-за всех этих погодных и дорожных особенностей спать по пути оказалось практически негде. Большинство парковок на трассе либо сделаны изначально под углом, либо находятся на открытых местах и покрыты ледяной коркой. Хотя мы и догадались разворачивать машину мордой по направлению ветра (это снижало "продувание", все-таки морда - самая ветро-изолированная часть автомобиля), проблема с ветром не была до конца решена. Во многих местах парковки не имели видимого органичения - были все шансы потихонечку скатиться по льду в овраг или океЯн.После следов на первой стоянке не было веры, что нас не сдует. Все это не очень укладывается даже у меня в голове: 2 тонны... на шипах... и вдруг сдует... Но, поверьте, там эта перспектива выглядела вполне реально, даже после получения диплома физика.
На тех редких площадках, где ветер слаб, а лед встречается лишь местами, нет того уединения, которое можно было найти на Рыбачьем. Везде какие-то домики, на парковки постоянно заезжают местные - то ли проверить, что мы ничего противозаконного не делаем, то ли узнать все ли у нас в порядке. Из трех ночевок на территории Новергии комфортной нельзя в итоге назвать ни одну. Все время это был какой-то поиск компромиссов. Наиболее удачной на мой взгляд оказалась стоянка у теплого туалета. Хоть это и было в 300 метров от базы дор-служб под фонарями, субъективно сложилось ощущение, что местечко из уединенных. Слишком уж малой популярностью пользуется трасса на Мехамн.
Так или иначе, зимой все рассчитано на то, что туристы будут ночевать в отелях. Сами мы не пошли по этому пути только из-за денег. Самые занюханные номера, которые удалось найти через инэт, зимой стоят от 4,5 - 5 тыс. за ночь.
***
Несмотря на сложности, до Мехамна мы все-таки доехали, т.е. по-сути пересекли 71-ю параллель на машине. Координаты городка: 71°2'20"N 27°50'56"E.
Теперь вот очень хочется туда летом... Только уже без Патриота, с палаткой и на какой-нибудь бешенной ничего не жрущей легковушке;)
***
***
Ну а теперь фотки... Вставлять их по ходу повествования, наверное, нет смысла. Все равно фотоаппарат доставался только там, где не сдувало штатив. Т.е. фото-подборка получилась весьма не полная...
И напоследок еще немного не очень получившихся фоток северного сияния:
UPDATE: Полный (и даже избыточный) комплект фоток в виде слайд-шоу на Яндексе:
Уже, надеюсь, скоро опубликую кино с этой поездки. К сожалению, из-за глубокой полярной ночи видео получилось шумным и смазанным, но только там видно реальные окружающие условия.
UPDATE: Ссылка на видео: http://ekatarios.blogspot.com/2012/04/stilus-in-ano-2012.html
UPDATE: Предыдущий экспириенс, тот же север, но с нашей стороны за год до этого: http://ekatarios.blogspot.ru/2011/11/2011.html
Из точек на Норвежском севере более или менее наслуху только один туристический центр - мыс Нордкап, пожинающий лавры самой северной точкой континентальной Европы. На деле Нордкап - это сама я северная точка, куда можно доехать на автомобиле, не прибегая к помощи паромов, но звание "континентального края земли" формально принадлежит вовсе не ему. Нордкап - своего рода "пряник", которым заманивают в этот край туристов. Там и дорога более-менее нормальная (класса E - E6 и E69), и рельеф достаточно гористый - т.е. есть возможность отснять красивых фотографий, особенно в полярный день. Но расположен Нордкап на острове, т.е. условие "континентальности", грубо говоря, не выполнено. Плюс доехать до него зимой попросту невозможно. Зная, что в мире существуют бешенные русские туристы, дорогу теперь перегораживают как для автомобилистов, так и для пеших любителей экстрима. Это правило появилось всего несколько лет назад, но вряд ли скоро что-то изменится в пользу безумцев;)
Теоретически, все, на что можно рассчитывать зимой, - это проезд по платному тоннелю до Хоннигсвога (слышала, что с середины 2012 он станет бесплатным, т.к. его строительство неожиданно быстро окупилось, но это пока не точно). Дальше доставка осуществляется на туристических автобусах, сопровождаемых шайтанами (снегоуборщиками). О стоимости автобусного билета можно только догадываться... Где-то пишут 50 евро, где-то 100 евро с носа. Но на этапе создания маршрута я искренне считала, что если уж ломиться в северный край, то надо рассчитывать надо на свои силы, и силы своей машины.
Здесь видны мыс Нордкап (слева) и Нордкин (справа)...
За более подробной инфой рекомендую обратиться к Гуглу
(чуть позже в фильме будет нормальное описание всего маршрута)
Нет, это не была очередная попытка что-то себе доказать, просто я полностью поддерживаю идею о том, что природные красоты сильнее ощущаются, если для их "получения" затрачены собственные усилия (а не просто деньги). Соответственно, автобусная "халява" мной как "возможность" не рассматривалась. Точно также можно улететь из Тромсе на Шпицберген, сидеть в аэропорту и радоваться "для галочки", так ничего и не увидев на островах.
Полуостров Нордкин; мыс Нордкин (слева) и г. Мехамн
Мехамн находится в 100 км по отворотке (Rv888) от дороги регионального уровня - Rv98. Как значится в справочниках, Rv98 в определенные сезоны может быть перекрыта временно, а на совсем закрывается в марте-апреле (на крайнем севере март-апрель - это самые снежные месяцы).
В качестве "резервного варианта" (все же на севере сложно что-то прогнозировать) был запланирован и второй выезд к океану - по трассе Rv889. Это дорога регионального уровня, но внесенная в реестр "самых красивых дорог Норвегии". Советую пробежаться по ней хотя бы с помощью Google Street View - зрелище действительно впечатляет. Дорога идет от трассы "E69 на Нордкап" до городка (деревни) Хавесунд. Общая ее длина - чуть более 80 км. В районе Хавесунда построена ветряная электростанция - и я надеялась выехать из города на внешнее побережье очередного полуострова по дорогам, которые неизбежно должны чистить для обслуживания ветряков. Там планировалась еще одна радиалка - на этот раз не более нескольких километров, просто по плато до разных его участков.
***
Пожалуй, экскурс в географию на этом можно завершить, отослав желающих к карте Норвегии (хорошая карта оказалась отдельной проблемой, но Open Street Map вам в помощь - лучшее из халявного, что удалось найти мне).
***
Мысли о поездке в зимнюю Норвегию грызли меня давно. Упиралось все в 3 барьера: таможенные проблемы (патриот с Евро2 с натягом, провоз снаряжения и запчастей и т.п.), цены на бензин и языковой барьер (это в России я знаю, как попросить помощи у дорслужбы, там ведь простое объяснение проблемы не столь важно, как интонация... а в зимней Норвегии про важность оттенков настроения в голосе можно забыть, даже если изучить английский).
С первой проблемой частично справились подготовкой. С одной стороны, я планомерно урезала содержимое багажника, оставляя самое необходимое (что-то ремонтировалось, что-то докручивалось, что-то менялось... к примеру, теперь под капотом появился гелевый аккумулятор).
С другой, подспорьем нам был Ванич, на квартире которого в Кировске можно было оставить определенное барахло (в итоге там осталась только вторая запаска, подстраховывающая нас от необходимости искать какие-то нелепые колеса, в случае прокола, как это было в прошлом году). Относительно дорогие запчасти, без которых на мой взгляд нельзя было обойтись (но при этом по явно высказанному мнению таможни они не являются товарами для личного пользования) - я уложила в самые дальние углы необъятного багажника. На мой взгляд тут все честно - ступичные подшипники и запасной бензонасос в моем случае действительно необходимы, но лишний раз препираться на таможне не хотелось...
Помниться, у меня на стене вконтакте очень много возражений вызвала моя идея специально под эту поездку покупать одинаковые зимние колеса. Принимая это решение, я руководствовалась двумя мыслями: о пограничниках и о полном приводе. Надо сказать, что решение было самым правильным. Ибо новая резина оказалась с большим числом шипов, а они там оказались жизненно необходимыми.
Цены на бензин, к сожалению, перед поездкой снизить или как-то компенсировать не получилось;))) Заправлялись мы по 75 - 96 рублей ЗА ЛИТР!!! Была мысль часть бензина везти из Финляндии (там он несколько дешевле), но здесь мы обломались. В Финляндии, как оказалось, продают 95-й бензин только с 10-% содержанием этанола. Будучи не уверенными в том, что Патр переживет такое топливо, даже пришлось побеспокоить нескольких человек в России глупыми вопросами через СМС-ки... В итоге проблема решилась тем, что мы вообще не заправлялись в Финляндии - на запасе топлива из России дотянули до Норвежского Карашока.
Если б речь шла о поездке летом, и речи бы не шло о каких-то сомнениях - можно было бы спокойно заправляться чем угодно, хоть у местных покупать. Но крайний север зимой не любит шуток с топливом. Очень уж не хотелось лишиться хотя бы лямбды, которая могла бы мне серьезно повысить расход, именно там, где мы не знаем слов и не имеем таких денег, чтобы просить о помощи. Шляпа с "дотянули до Норвегии" тут заключалась в том, что наша "точка невозвращения", т.е. точка, после которой нам уже не вернуться в Россию, не заправившись Е95Е10, находилась на территории Финляндии. А значит попытка "дотянуть до Норвегии" была в определенной степени риском (если в первом же городе вдруг закрыта заправка или карточки не принимают, или там тоже только Е10 - мы бы уже ничего не смогли поделать).
Норвегия отличается еще и тем, что до сих пор не перешла на Евро, поэтому, имея с собой некоторый запас наличных евриков, мы рассчитывали запастись и кронами. Перед отъездом я даже поездила в некоторые банки - поспрашивала на тему этой нестандартной валюты. Т.к. меня послали в Питере, планировалось, что какое-то количество налички мы снимем, уже перейдя границу с Финляндией. Но оказалось, что это не обязательно - во всех деревнях принимают карточки. Это всяко проще, чем возиться потом с ненужными монетками.
Конечно, я обычно стараюсь в такие замуты ехать, имея на руках некоторое количество денег, на которые можно купить как минимум "вызволение" своей машины сторонними службами. В этот раз это был просчет, слава богу, не обернувшийся серьезными проблемами.
Частично компенсировала расходы идея ехать через северные КПП (Лотта на въезде и единственный норвежский на выезде из Шенгена), плюс пассажиры до Кировска, поучаствовашие в запраске. Те КПП, к слову, позволили пройти все формальности относительно без очереди. В ту сторону мы стояли в большой по местным меркам пробке - на 1,5 часа. В обратную сторону общее время прохождения двух границ - 15 - 20 минут.
Что же касается языкового барьера... Он есть, да еще какой! И у нас, и у них - своеобразный акцент, который между собой не всегда может договориться. Оказывается, даже заказ кофе на заправке может стать в этом случае проблемой. Но наша поездка изначально не подразумевала массового общения. Спали мы в машине, еду везли с собой, заправлялись на автоматических заправках...
Кстати, о еде хочется сказать отдельно. Я, как "умная маша" построила раскладку только на том, что можно официально провозить через границу: консервированные овощи (не картошку) и рыбные консервы в объеме не более 2х кг на двоих (плюс всякие ништяки - сухари, шоколад, орехи). Не стоит и говорить, что после такого рациона мы приехали на территорию России и 4 дня не вылезали из ресторанов по пути от Никеля до СПБ, где подают мясо и салаты;))
***
Но пока я говорила только о подготовке. Что же сама поездка? Реальность там превзошла все мои ожидания. Погода, дороги, какие-то элементы быта - почти все, что я представляла перед выездом, можно смело умножать на 10, и тогда, быть может, понятие будет соответствовать истине.
Конечно же, там убийственно красиво. Заснеженные скалистые сопки, уходящие в незамерзающий океан... Но красиво - это не единственная характеристика тех мест.
Я, помниться, писала, что там будет тепло... Да, температура не опускалась ниже -15 градусов (-22 мы видели лишь однажды, проезжая уже по Российской территории город Никель), перед глазами - незамерзающий океан. Но, во-первых, там очень сыро (именно из-за окена), а, во-вторых, там ветер. Нет... не просто ветер... а Ветер... ВЕТЕР!
Где-то я слышала, что саамы (коренное население нашего севера и региона Финнмарк в Норвегии) считали северный ветер чуть ли не спасительным, а южный - губительным. Я догадывалась о причине, пока шастала в прошлые года по Печенгскому району... теперь догадка переросла в уверенность. Южный ветер, преобладающий зимой, несет с собой метели, волны... возможно, для кого-то - смерть, поскольку делает возвращение от берега на материк крайне сложным.
Машину на этом ветру в прямом смысле сдувает с дороги (серпантины вынуждают постоянно поворачивать, поэтому часто ветер приходится в борт даже при движении на север). Родные УАЗовские уплотнители, нареканий на которые раньше у меня не возникало (в -35 можно сделать тепло в салоне во время движения), сдали. Если машина двигалась бортом к ветру, то при полной печке в какие-то жалкие "-15" по Цельсию начинал замерзать человек, сидящий с соответствующей стороны... Если ветер дул в зад стоящей машине, внутри было не согреться (отмечу, что на задней двери у меня стоит двойная резинка!!! - самостоятельный тюнинг, в свое время позволивший избежать протеканий на глубоких бродах и во время сильного дождя).
Порывы раскачивали Патр, как будто мы движемся по бездорожью, а на первой стоянке, выбранной для ночлега, кажется, даже сдвинули двухтонный УАЗ с места. На эту тему мы не имели прямых доказательств... на гладком льду парковки остались следы от шипов (но совсем не такие, как оставляет АБС при торможении) - поэтому после безуспешных попыток уснуть мы приняли решение эвакуироваться в другое, менее ветренное место.
Самое забавное при таком ветре - пытаться открыть двери. Ветер либо не дает этого сделать (от меня это требовало приложения обеих рук и ощутимого усилия), либо, наоборот, отрывает двери так, что у меня еле хватало сил удерживать ее в полуоткрытом состоянии (даже держась другой рукой за руль в качестве опоры). С одной из задних дверей мы, похоже, не уследили - теперь она открывается с характерным шумом. Похоже, когда я ее случайно отпустила, вылезая из машины, ветер погнул крепления.
Естественно, открытая дверь - это повод улететь с торпеды не только мелким бумажкам, но и всяким подшлемникам-перчаткам. Хорошо хоть банки консервов не улетали;))
Человек, вышедший на улицу в такой ситуации, мог чуть ли не ложиться на потоки воздуха. Частично помогали грамотные подошвы на ботинках, но даже Леха, отрывая одну ногу от земли, немного сдвигался с места под действием порывов ветра.
Естественно, в таких условиях пешие выходы у нас обломались. Если ветер готов был сдвигать людей в глубине фьорда, в низине, соваться на плато поближе к открытом океану было как минимум глупо. Погода улучшилась только к концу поездки - в Варангерфьорде. Но там мы уже спешили в Россию...
Ветер, кстати, сдувает с берегов почти весь снег, поэтому на фотках пейзажи выглядят скорее по-осеннему (поздняя, но не холодная осень). Как-то у нас в голове суровая зима автоматически ассоциируется с большим количеством снега. Но я могу с уверенностью сказать, что снег - это не *опа... Самая *опа - это когда УЖЕ нет снега.
Местные дороги... это вообще отдельный разговор. Такое ощущение, что и без того сложные серпантины без обочины (а во многих местах и без отбойников) специально заливают в каток.
Если на наших трассах приходится жаловаться на участки льда поверх асфальта, то там - это редкие кусочки асфальта в непрерывном льду. Еще и "полосатого" (унимоги выцарапывают при очистке снега на льду продольные полосы, добавляющие неустойчивости на дороге).
И кто вообще сказал, что в Европе все хорошо с дорогами? Это трассы класса Е более или менее прямые и обустроенные. Хотя даже там зимой закрыта вся придорожная инфраструктура (включая мусорки и туалеты). Региональные дороги - в разы сложнее даже летом, не говорю уже про зиму.
На долю региональных дорог пришлась большая половина нашего маршрута - порядка 600 км из 1100. Бесполезно описывать сложности на дороге: повороты, неровный, но скольский лед... Скажу, однако, что опыт бывает разный... бывает после завершения некого дела ты понимаешь, что с легкостью повторишь свои действия. Такие ощущения у меня, например, вызывает большой круг на Рыбачьем. Один раз проехав эту дорогу, я знала, что смогу и второй, и третий, и десятый. С норвежским севером получилось несколько иначе. Мне до сих пор кажется, что не улетели в какой-нибудь обрыв мы чудом, при этом нет вообще никакой уверенности в том, что повторно я бы проехала все так же успешно. На фоне региональных норвежских трасс дорога Мурманск - Печенга выглядит простой, ровной и совсем не скользкой.
Почти все региональные участки, где мы ездили, снабжены шлагбаумами, закрываемыми во время сильных метелей. На пути в Мехамн мы уперлись в один закрытый участок. На парковке перед шлагбаумом был единственный встретившийся нам теплый туалет и, как потом поняли, расписание шайтанов, уходящих в тундру. Следующие 84 км при не благоприятных погодных условиях машины идут колонной за снегоуборщиком (участок разбит на 2; посередине в расселине есть еще одна небольшая парковка, но уже без удобств).
Честно говоря, мне сложно представить, что же там были за погодные условия на трассе, когда ее перекрыли. В этот момент в низине, где расположена парковка, ощутимо мело и раскачивало Патр. Устав от бесконечного льда и заносов, мы остались спать до утра. Спустя 10 часов метель в низине практически закончилась - снежинки размеренно падали на землю. Шлагбаум был открыт. Но "сказочная" погода была лишь в долине. Чтобы получить свою порцию метели достаточно было подняться на плато (по которому идет дорога в Мехамн). Пока мы пробирались через растущие на глазах переметы на дороге, в голове крутилась только одна мысль: что же там творилось накануне? Ясно, почему машины так шустро ринулись за унимогом-снегоочистителем. В их интересах было оказаться НЕ в конце колонны.
На других участках нам доводилось видеть переметы выше Патриота. Некоторые из них сняты на камеру и со временем, надеюсь, появятся в ролике о поездке. Была и метелька, но вот ее снять как раз не удалось. Камера автоматом подгоняет контраст, поэтому в сложные моменты дорогу было лучше видно как раз в камеру, а не в окно машины;) хоть по экрану едь;))
Из-за всех этих погодных и дорожных особенностей спать по пути оказалось практически негде. Большинство парковок на трассе либо сделаны изначально под углом, либо находятся на открытых местах и покрыты ледяной коркой. Хотя мы и догадались разворачивать машину мордой по направлению ветра (это снижало "продувание", все-таки морда - самая ветро-изолированная часть автомобиля), проблема с ветром не была до конца решена. Во многих местах парковки не имели видимого органичения - были все шансы потихонечку скатиться по льду в овраг или океЯн.После следов на первой стоянке не было веры, что нас не сдует. Все это не очень укладывается даже у меня в голове: 2 тонны... на шипах... и вдруг сдует... Но, поверьте, там эта перспектива выглядела вполне реально, даже после получения диплома физика.
На тех редких площадках, где ветер слаб, а лед встречается лишь местами, нет того уединения, которое можно было найти на Рыбачьем. Везде какие-то домики, на парковки постоянно заезжают местные - то ли проверить, что мы ничего противозаконного не делаем, то ли узнать все ли у нас в порядке. Из трех ночевок на территории Новергии комфортной нельзя в итоге назвать ни одну. Все время это был какой-то поиск компромиссов. Наиболее удачной на мой взгляд оказалась стоянка у теплого туалета. Хоть это и было в 300 метров от базы дор-служб под фонарями, субъективно сложилось ощущение, что местечко из уединенных. Слишком уж малой популярностью пользуется трасса на Мехамн.
Так или иначе, зимой все рассчитано на то, что туристы будут ночевать в отелях. Сами мы не пошли по этому пути только из-за денег. Самые занюханные номера, которые удалось найти через инэт, зимой стоят от 4,5 - 5 тыс. за ночь.
***
Несмотря на сложности, до Мехамна мы все-таки доехали, т.е. по-сути пересекли 71-ю параллель на машине. Координаты городка: 71°2'20"N 27°50'56"E.
Теперь вот очень хочется туда летом... Только уже без Патриота, с палаткой и на какой-нибудь бешенной ничего не жрущей легковушке;)
***
***
Ну а теперь фотки... Вставлять их по ходу повествования, наверное, нет смысла. Все равно фотоаппарат доставался только там, где не сдувало штатив. Т.е. фото-подборка получилась весьма не полная...
Типичная остановка на трассе... Леха - с камерой; я - со штативом;
вид с Лехиного девайса появится в фильме
Зарево над городами - одна из положительных черт Полярной ночи;
В реальности оно, конечно, слабже. Но и условия при этом темнее. Здесь применена чуть ли не 15-секундная выдержка (а многие кадры снимались и вообще на ручном автоспуске... с помощью пульта из кнопочки и киндер-сюрприза)
Даже на фото видно, какой там на дороге лед
Полярная ночь помешала нам отснять многие "космические" виды... Но некоторые ухватить все-таки удалось. К слову, светового времени у нас было всего пара - тройка часов в сутки.
Океан, как и летом на Рыбачьем, - красив и постоянно меняет свой цвет, в зависимости от цвета неба и освещения. Облака в наш приезд, правда, рождались не столь активно: все-таки для такого явления было относительно тепло...
В особо-страшных местах дороги посыпаны... Но в большинстве - нет.
Дорога 889. Рекомендую. Но не зимой!
Дорога 889. Рекомендую. Но не зимой!
Дорога 889. Рекомендую. Но не зимой!
Мехамн
Еще фрагмент трассы 889
Мехамн
Мехамн
Перешеек на п-ов Нордкин
Трасса 889
Перешеек на Нордкин
По Лехиной одежде видно, какой ветер...
Остановка на трассе 889
И напоследок еще немного не очень получившихся фоток северного сияния:
UPDATE: Полный (и даже избыточный) комплект фоток в виде слайд-шоу на Яндексе:
Комментариев нет:
Отправить комментарий