14 декабря 2013 г.

На катамаране по Белому морю (август 2013)

Все лето 2013 года было нацелено на то, чтобы принять для себя новый вид транспорта - катамаран с мотором. И, на мой взгляд, поставленная задача была вполне себе решена. Не зря мы мучили себя регулярной сборкой-разборкой этого монстра на Ладоге. Итоговая поездка по Белому морю оказалась отличной. Жаль, правда, времени у нас было немного...





Таймлапс - сборка судна в Рабочеостровске: http://ekatarios.blogspot.ru/2013/11/1.html.

Общее видео о поездке: http://ekatarios.blogspot.ru/2013/11/2013-2.html.

Подводное видео: http://ekatarios.blogspot.ru/2013/12/2013_14.html.

В путь нас намылилось 5 человек и собака. Это вполне штатное количество для шестиместного судна. Но лейтмотивом всего выезда была нырялка на Белом море (выше есть ссылка на видео). Так что к обычным в таких случаях личным вещам, провианту и пресной воде добавилось примерно по 25 кг снаряжения на каждого из троих "плавающих".
Во время передвижения часть снаряжения, конечно, была на нас (т.к. мы отходили достаточно далеко от берега, весь экипаж, кроме собаки, во время движения сидел в неопрене). Но оставался тяжеленный свинец и прочие "радости". Чтобы не перегружать "флагман", на прицепе с собой у нас была резиновая лодка. Это несколько усложняло и замедляло передвижения. Но зато позволило не экономить на барахле и спокойно искать специальный катамаранно-погрузочный феншуй (подробнее о нем - далее);)) 

Вообще, моторный катамаран - достаточно странная штука. С одной стороны, полевые испытания показали, что он крайне устойчив к волне. Это вам не байдарка... и даже не пелла... ему вообще все равно, что происходит вокруг. Перевернуть нам удалось его лишь раз на тестовых испытаниях, причем для этого пришлось специально вывеситься вбок, утягивая пустую посудину в определенную сторону.  Несмотря на такой пофигизм, у него есть очень капризная деталь - мотор. И лишиться его - означает лишиться нормальной возможности к передвижению, поскольку столь перегруженный танк (да еще и с прицепом) криво рассаженным пассажирам не так-то легко угрести.
В принципе, мотор - штука не сложная. Но у него порой неожиданно кончается бензин (в поездке мы сделали вывод, что мотор специально подгадывает момент, когда начинается самая большая волна, от разворота бортом к которой у собаки запускается нервная истерика). Заправка прямо на ходу - не самый сложный феншуй. Самый сложный - поймать нужную скорость и тот самый человеко-погрузочный идеал;)). 
Дело в том, что баллоны создают свою волну (от двух баллонов под дном получается вполне себе интерференционная картина). В зависимости от скорости движения, минимум этой "интерференционной картины" двигается вдоль судна. И при определенной скорости он может попасть ровно в район транца. В этом случае даже специально подобранный мотор с длинной ногой (сантиметров на 10 длиннее обычной!) оказывается в воздухе. Порой эта неприятная "особенность" оказывается именно на удобной крейсерской скорости;)) 
Тут ежу понятно, что можно шаманить не только со скоростью, но и с формой образовавшейся волны (которая зависит от того, как нагружен каждый из баллонов). Так что мы опытным путем подобрали нужный формат погрузки, при которой минимум никак не попадает на мотор, если, конечно, нет "внешнего сигнала" (морской волны), который портит всю халяву. К ней, как не разворачивайся, все равно так или иначе схватишь воздух;))
Волна, кстати, постоянно дергала наш "прицеп", так что приходилось еще и "подруливать";)
Еще один "моторный фокус" - это огромные отмели. К сожалению, к этому мы не смогли подготовиться, плавая по глубокой Ладоге. Белое море оказалось мелким и с кучей камней. Там, где мы не могли пройти морем, приходилось уходить в шхеры... и среди них огромную часть пути кто-либо из экипажа проводил суда ручками, чтобы не побить мотор. "Глазами", определяющими, когда надо поднять мотор, а когда можно опустить, был впереди сидящий пассажир. Условным знаком, соответственно, поднятое весло. При этом для подъема мотора необходимо было участие двух человек (элементы управления мотором расположены так, чтобы было удобно рулить им в лодке... но в катамаране посадка немного другая и, где бы не сел ведущий, ему до половины "ручек и рычажков" не дотянуться). Один глушил, закручивал бак и поднимал; другой - вырубал передачу и подтягивал лодку за веревку. Так что, фактически, отмели фиксировали нам положение как минимум трех человек... и это оставляло не такую уж большую свободу для экспериментов с грузом;)

Поскольку у нас была проблема с подзарядкой техники по пути, количество фотоаппаратов пришлось ограничить. Впервые за долгие годы я выбралась на природу без зеркалки, взяв с собой только GoPro. Ох, как мне там на стоянках не хватало возможностей нормального фотоаппарата! Но специально заказанная из  Китая солнечная батарея, использовавшаяся для пополнения заряда камеры, вряд ли выдержала бы двоих;)
Представленные ниже фото - по большей части кадры с видео. Посему хорошим разрешением и обилием ракурсов не выделяются. Но некоторые снимки вышли весьма забавными;))
Кроме того, я дополнила отчет фотками с Роминого фотика. Он сам там автор всего, кроме костра;)

Но перейду к самому путешествию... 
Маршрут был прост до банальности: Рабочеостровск - Кузема по воде. Конкретный трек прописывать нет смысла, поскольку в том множестве островов не вижу смысла следовать именно ему.

Что характерно, поездка, как обычно, началась с проблем. Буквально за сутки до выезда на УАЗике лопнула полуось. Поскольку нас еще донимала работа, т.е. менять своими силами не было возможности, отдались в сервис... и до последнего было не ясно, успеют ли там с ремонтом (там своя очередь). Пока УАЗик ремонтировался, мы изобретали, как сейчас поедем со всем барахлом на поезде... Почти изобрели, но хорошо, что нам не пришлось проверять этот план в действии. Мы думали поехать на поезде до ПТЗ, где бы погрузили все в Ниву... Но в Ниву оно бы явно не влезло;)

(Рома)

Вещи были везде. Уж не знаю, насколько комфортно там было на заднем сидении;))

(Рома)


(Рома)


(Рома)


(Рома)


В последнее время мы начали сильно изматываться на работе, так что размеренный отпуск не хотелось начинать с нескольких суток ломилова. Чтобы отоспаться в процессе, мы запланировали ночевку в гостинице в Рабочеостровске.

(Рома)


(Рома)



(Рома)



(Рома)

Изначально мы хотели собирать судно непосредственно около парковки... Но там были очевидные проблемы со спуском вещей вниз. Да и желающие поглазеть бы явно мешали...

(Рома)



(Рома)



(Рома)



(Рома)



(Рома)


Сутра по дороге в столовую мы сделали крюк на берег чуть дальше гостиницы. И нашли то, что искали - отличное глухое место для размещения барахла. На нем и остановились...

Сборка судна в Рабочеостровске с размещением всего нашего барахла заняла 5! часов (это при том, что на Ладоге мы навострились собирать это чудо примерно за час)... 






(Рома)


(Рома)



(Рома)



(Рома)



(Рома)



(Рома)

Зато отойти от берега нам удалось в начало прилива. Дальше, в принципе, мы и придерживались примерно такого графика: сутра нырялка во время отлива... потом ждем хотя бы трети прилива и стартуем (в некоторых местах физически невозможно было отойти от берега, пока не придет прилив). Прямо на ходу мы сократили маршрут примерно в 2 раза, поэтому за длиной суточных перемещений не гнались - каждый день шли не более 30 км. Таким образом, при скорости  на моторе в 8 км/ч с периодическими пешими переходами на отмелях, мы успевали найти стоянку до активной фазы отлива. И на отливе можно было снова пойти нырять. Далеко не каждый день было желание еще раз переодевать костюм и снова вымачивать свое тело в этом рассоле (да и силы не всегда оставались после утреннего заплыва). Но гипотетическая возможность была;)

Первая схема посадки (опробованная у Рабочеостровска). Позже мы пересадили Полину на другой борт, а свой стали нагружать более плотными вещами, чтобы скомпенсировать крен. Это несколько упростило описанную выше проблему с волной...




Попытка "охладиться" на первой стоянке. Уже через несколько часов по этому же месту можно было спокойно гулять в кроссовках.


Расстановка на первой стоянке




Во время отлива этот пролив исчез;)




Собака, первый раз выбравшись на море, пыталась напиться соленой водой. Кажется, к концу поездки ее все же отучили от этого;))






Вечерний заплыв на первой стоянке (не совсем на отливе, поскольку ждал обед...)



















(Рома)


(Рома)



(Рома)



(Рома)


Закат... и почти полный отлив с исчезающей протокой

























(Рома)

Ищем в камнях пресную воду...

(Рома)



(Рома)



(Рома)



(Рома)



(Рома)



(Рома)


Второй (теперь уже утренний) заплыв в минимум отлива... на этот раз полным составом.






























Вот здесь еле-еле должно быть видно морского ангела... ну т.е. мне видно, поскольку я знаю, где его искать;)))








Около первой стоянки оказался очень интересный рельеф под водой. Полноценные скалы и небольшие обрывы;) Правда, пришлось отплыть почти к соседнему острову...
























Еще одна плавающая штуковина... (я пытаюсь указывать на нее пальцем)






Короткое совещание на тему, куда дальше плыть;)




Медуза...












Отдыхаем перед стартом




Второй перегон, уже новая рассадка пассажиров (более удачная).


На второй перегон появилась бОльшая волна, поэтому мы решили идти не морем, а шхерами... тем самым обрекли себя на постоянные задирания мотора и проводку катамарана руками...
























Поиск второй стоянки. Пытаясь аккуратно подойти к берегу среди камней, мы причалили куда-то "непоймикуда" и долго искали, где бы в этих условиях воткнуть лагерь (так, чтобы его еще и не заливало). К сожалению, в тот день нашу "героическую борьбу с волнами" заснять на камеру не удалось - она к тому моменту уже села. Зато именно после нее первый пассажир стал одеваться гораздо теплее, ибо заливает по самые уши!











(Рома)


(Рома)


В небольшой протоке прямо рядом с нашей "парковкой" были замечены свежие следы медведя, так что мы решили посмотреть что-то более удачное. Наши изыскания показали, что можно уйти поближе к морю, да на просматривающийся мыс.




А т.к. отлив уже во всю пошел, пока мы искали стоянку, суда пришлось волочить на новое место руками.



















(Рома)


(Рома)



(Рома)



(Рома)



(Рома)


Стоянка всем была хороша, только вот от палящего солнца спрятаться там было совсем негде...




...Кроме как в воде;)


Зато нырялка в этом месте удалась. Аж на целую зубатку! Места не такие красивые, зато населенные.
























При отходе от стоянки у нас случилась первая техническая шляпа.






Переборка карбюратора силами Ромы решила проблему. Просто китайцы почему-то не поставили туда бензофильтр;))


В тот же день у нас были поиски пресной воды. Несколько попыток подойти к ручейкам закончились ничем. На скалах воды тоже не было - слишком мало в последнее время было дождей, но зато слишком много солнца. Так что мы выискали некую речку в глубине губы (вглубь которой еще пришлось несколько километров пилить на моторе)...




Всю остававшуюся чистую воду разлили по мелким бутылкам. Большие бутылки взял с собой "отряд с ружьями", которому пришлось подниматься вверх по течению метров 500, чтобы вода оказалась действительно пресной. Пока они ходили, мы тоже в полной боеготовности ждали на катамаране. Предосторожности нам не казались излишними - что-то больно много свежих следов было вокруг.




На выходе из бухты, почуяв лес и дичь, сбежала собака;), которую сначала долго ждали, а потом вообще устроили загонную охоту с мотора (собака погналась за нелетающими утятами... догнать она их не могла, но удалилась по воде как минимум на километр. догонять и вылавливать пришлось на моторе).














Третья стоянка, пожалуй, была самая зачетная. Мы высадились на остров, на который течением выбрасывало дрейфующую древесину.



(Рома)


(Рома)


(Рома)


(Рома)

(Рома)

(Рома)

(Рома) 



(Рома)


И нырялка здесь ("помористее") оказалась что надо...





В следующий перегон нам опять досталась большая волна, но проходить ее на этот раз решили морем (не было вариантов обойти островами). Чтобы не сесть куда, шли достаточно далеко от берега, причем, вполне комфортно. Разве что собаке нервы потрепали. 
Жаль, на фото не видно;) (но это есть на видео)
















"Дозаправка в полете"


Следующая стоянка была в достаточно пустом уголке... Но зато оборудованном;) Жаль, только, подводный мир не радовал. Без течения его практически не было. Бухта была завалена илом и звездами...

























(Рома)


(Рома)



(Рома)


В последний перегон нам довелось преодолеть что-то вроде порога;) Пытаясь сократить путь, мы хотели проплыть между островами. Но на этот раз сквозного прохода там не было. Зато начался активный прилив, поэтому заход в очередную бухту через узкое "горлышко" был похож на сплав по бурной речке среди камней. Выход против течения был даже интереснее. С грузом  и прицепом мы еле-еле прошли против течения.










Пришлось обходить морем...
















Как мы выбирались из Куземы - разговор отдельный. Еще на предыдущей стоянке мы "погуглили" дорогу до этого населенного пункта и поняли, что на машинах мы теоретически туда доберемся. Однако оставался вопрос, как водителям самим добраться до машин.
Мы заплыли подальше в губу (но так, чтобы не высаживаться прямо в поселке), выгрузились... и мы с владельцем второй машины побежали через лес в сторону станции, пока товарищи остались разбирать судно.


(Рома)


(Рома)



(Рома)


Для тех, кто не в курсе - с этого года РЖД решило сократить персонал на промежуточных станциях, поэтому в Куземе поезда останавливаются, но вот билета на них купить невозможно. Теоретически реально это на почте или через интернет. Однако с интернетом проблема с распечатыванием (электронной регистрацией на промежуточной станции не обойдешься).
Нам чудовищно повезло. Хотя электричку в нужную нам сторону мы пропустили (а ходит она то ли раз в сутки, то ли раз в несколько дней), почти сразу после нашего прибытия на вокзал прибыл поезд дальнего следования Мурманск - Питер. И нам удалось вписаться в плацкартный вагон... правда, чтобы успеть, пришлось пролезть под товарняком. Но проблема была решена. То расстояние, что мы плыли почти неделю, поезд проехал минут за 40;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий