21 апреля 2009 г.

Мурманск - 2009... Часть 1

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

День первый
Питер - Кемь. Более чем 800-километровый челлендж.

Я никогда не ездила перегоны дальше 600 км... и, когда вспоминала весь свой опыт, я помнила лишь то, что после столь больших расстояний в автоколонне у меня голова была похожа на колокол (при движении колонны в 80 км/ч и тупняках на заправке такой перегон отнимает целый день)... С другой стороны, я достаточно комфортно ощущаю себя за рулем, особенно при езде в 1 машину, и когда-то надо было попробовать поднять собственную планку расстояний. Пока Темыч не сломался, я думала, что проеду до Медвежьегорска (около 600 км), а дальше буду решать, способна рулить или нет... Соответственно, буду останавливаться где-то или фигачить дальше, пока не "тресну". Поломка все расставила по местам: ночевка была запланирована в Кеми и все тут. Мы должны были приехать туда, оставить КПП и двух из трех моих пассажиров на заправке у поворота на Кемь для починки Нивы, после чего отправиться в гостиницу отсыпаться, пока мужики крутят гайки.



Пока мы были в пути, Артем несколько упростил задачу, договорившись на ремонт в военной части на эстакаде и перетащив машину туда.

Мы выезжали из города около 8 утра... Подъем в 5, встреча, погрузка, попытка разместить все вещи. Поначалу спросоня я была по-настоящему уверена в том, что вещи в Патриот не влезут. Ну не резиновая же у меня машина...




(процесс погрузки)

Но, немного утрамбовав задних пассажиров (они занимали примерно половину сидения; вторая половина была занята микроволновкой, телевизором, колесами от велосипедов и прочим), все таки мы запихали даже сушилку для одежды. Конечно же, потом выяснилось, что кое-чего забыли (например, велосипедные педали), но это все мелочи. Крупные вещи все были при нас. В 8, как и планировалось, мы бросили последний взгляд на заправку около Питера и двинулись в путь.

Дорога и люди на ней в чем-то мне напоминают обособленную цивилизацию. Свой менталитет, свои традиции, а также негласный свод правил, которых большинство все таки стараются придерживаться. Старейшинами здесь выступают водители - дальнобои. За всю поездку мне случилось увидеть всякое... от откровенной наглости, до заботы, спасшей меня дважды на не очень обдуманных маневрах. Я и раньше встречала фуры-убийцы... но вот фур-спасителей пока еще не было. Где-то уже на территории Карелии, но не доезжая Петрозаводска, один такой водитель не дал мне выйти на обгон при не очень хорошей видимости. В начале моего маневра он вышел на встречку с левым поворотником... стоило мне вернуться в ряд, как мимо пронеслась встречка. Спасибо тебе, мужик!

Были, конечно, и неприятности... но ведь хорошее всегда хочется помнить дольше;)

Мои задние пассажиры были достаточно универсальны в том смысле, что засыпали, стоило мне повернуть ключ в замке зажигания. Лишь изредка они просыпались с просьбой остановиться покурить или размяться... Собираясь в путь, я боялась, что на заднем сидении начнется квас-кирогаз и остановки раз в пол часа, но этого не было, поэтому перегон вышел оптимальным по времени. Вообще за эту поездку мы поняли главное: тупняки начинаются при появлении второй машины или при отдохнувших пассажирах. Все 5 дней мы с Ваничем периодически обсуждали, как оптимизировать передвижения в колонне, особенно на наших разбитых дорогах. Пришли к выводу, что гнать изо всех сил своего мотора - бесполезно. Кое-где дорога столь разбита, что больше 80 км/ч вообще не выжать, даже на УАЗике. Важно снизить количество остановок... Теперь я понимаю, откуда появились всякие там принципы "до деревни без туалетных остановок"...

Что же до размеров перегонов... Могу сказать одно: 850 км - вовсе не так много, как кажется. Важно при таком дальнем движении выехать пораньше, чтобы остаток дороги проехать засветло... Увы, но зрение таки замыливается и тяжело в сумерках доползать последние десятки километров (технику позднего выезда мы тоже опробовали, но в другие дни).

В первый день мы сработали хорошо и, как и планировалось, засветло оказались в Кеми. Где-то километров за 150 до Кеми объявился Артем, порадовавший нас тем, что он все-таки положил денег на телефон, и теперь нам не придется по смутному описанию искать "сверх-секретный объект".

Он встретил нас недалеко от вокзала... Не теряя ни минуты, мы заехали в гаражи, где уже стояла подготовленная к ремонту Нива, и начали разгружаться. Патриот немного удлиннил этот процесс своей заклинившей задней дверью. При том, что вещи были распиханы в буквальном смысле под крышу, пришлось разгрузить пол машины через пассажирские двери только для того, чтобы добраться до заклинившего замка... Но разгрузка в любом случае предполагалась полная, т.к. коробка-то была в самом низу. Все вещи мы выкладывали на заботливо расстеленные пенки, чем очень удивляли проезжающих мимо военных... то на уазиках.. то на бронетехнике с подписями мелом "на берлин!";) Черный патриот теперь и здесь засветился;)

Закончив с перекладыванием вещей, мы с Олей обменяли у Артема мужскую часть нашего экипажа на навигатор и отправились в гостиницу. Темыч ткнул мне точку в "Туристический комплекс Кузова", и Гармин повел нас по мелким Кемским улочкам... Темнело...

Нет, я ничего не хочу сказать против, мы даже вполне везде проехали на УАЗике... но это было нечестно давать мне навигатор в режиме "пешеход" и с указанием поиска кратчайшего пути к гостинице;)

Наша цель была переночевать как можно бюджетнее (да вообще вся поездка предполагала минимальные затраты), поэтому мы сразу начали разговор о том, а нельзя ли нам поселиться вчетвером не в 4хместном номере, а в 3хместном или меньше. Очень странная оказалась гостиница... Их, оказывается, совсем не парит, сколько мы человек напихаем в номер... им лишь важно, что койко место стоит 700 рублей! В итоге мы вписались вчетвером в двухместный номер: одну из комнаток в 4х местном блоке с общим душе-туалетом. Как обычно в подобных гостиницах, пейзаж с кривыми дверями и ободранной штукатуркой дополнял странный, но ненавязчивый запах... Оля с Дмитрием должны были потом разместиться на одной кровати, а мы с Ваничем - поделить оставшуюся кровать и пол...

Следующей задачей была еда (мы ведь не ели с самого утра!). Здесь мы были готовы потратиться, лишь бы больше никуда не пришлось ехать. Но при гостинице не оказалось ни кафе, ни ресторана, зато нам порекомендовали железнодорожную столовую где-то в городе. Не очень сообразив, где она находится, мы поели на вокзале... рублей на 100 на двоих... уточнили у местных поварих, где же все-таки 24-часовая железнодорожная столовая (чтобы потом, после окончания ремонта нивы, отвезти наших мужчин поесть)... и отправились спать в наш маленький, но достаточно уютный номер.

После дня, полного событий, всегда очень сложно уснуть... Я проворочилась с закрытыми глазами, так и не вырубившись. Слышала шумы соседних номеров... потом в наш блок поселили еще одну женщину... которая ходила из угла в угол и разговаривала по телефону... все это уже в полубреду мой мозг подмешивал в почти начинающийся сон.

Очнулась я примерно через час от телефонного звонка. Дмитрий в конец замерз (а ведь это северный апрель... весьма хороший минус... и сугробы) и его надо было забрать в гостиницу. 2 минуты на сборы и мы с Олей уже грели машину около входа.

Дмитрия было решено везти прямиком в столовую. Уже находясь там, я приняла второй вызов от Ванича и Темыча, которые закончили крутить гайки по причине пропотеряния пружинки с выжимного подшипника. А ведь Леха с Серегой, еще в Питере отдавая коробку, меня предупреждали;)) После короткой переоценки ситуации (ночь, фактически зима, темно и нет пружинки) было решено оттащить сутра машину в сервис, благо из дел оставалось лишь прикрутить все на место.

Еще через 15 минут Ванич и Артем уплетали за обе щеки достаточно вкусный и по-коммунистически дешевый обед. И даже это было не последней моей поездкой в тот день! Пришлось еще немного прокатиться по городку, прежде чем мы нашли работающий ночью магазин с пивом.

На радостях, что у него появилась, хоть и 4-х ступенчатая, но коробка передач, Темыч проставился нам гостиницей... Втроем мы (я, Ванич и Артем) поселились отдельно, оставив нашу семейную пару в уединении. Еще примерно час был потрачен на пиво и обсуждение следующего дня... и скоро все уже мирно спали... только я, вроде бы, самый уставший водитель, прислушивалась к шумам Кеми, пытаясь посчитать слоников и периодически принимая защитные меры от Темычевского богатырского храпа... Вот удивительный человек: ТАК чутко спит и НАСТОЛЬКО громко храпит... Одна из загадок Вселенной: как он не просыпается от собственного же храпа?


День второй
Кемь - Мурманск - поворот на Видяево - Мурманск

Утро наступило по звонку на Темычевский телефон... Его уже разыскивали... однако, служба. Быстро собравшись, но оставив вещи пока в гостинице, мы занялись перемещением Нивы в сервис. Пол дела было столкнуть ее с эстакады... Но гораздо более сложной задачей оказалось принять меры, чтобы открученный кардан не вываливался на асфальт... Пришлось даже немного порыться в близлежащей строительной помойке около военной части, чтобы нарыть хоть какой-то металлический тросик...



Вся процедура заняла не более получаса, правда, самым сложным было таки убедить монтеров на сервисе, что вместо 5-тиступенчатой коробки передач нормально встанет 4хступенчатая, чтобы они там себе не думали. Когда работу взяли, мы позавтракали и вернулись будить наших пассажиров.

Увы, но в Кеми нам пришлось попрощаться с Артемом, который никак не мог продолжить с нами продвижение на север. Но зато у нас были ключи от его Печенгской квартиры, где мы уже вдвоем с Ваничем планировали заночевать перед отправлением на Рыбачий. Забегая вперед, скажу: все-таки жаль, что в наши планы вмешалась погода...

10-ти минутный сбор вещей, примерно такой же по длительности завтрак пассажиров, и вот мы снова на трассе.

Около Кеми есть одна офигевшая заправка (она была офигевшей летом, когда цены на бензин неотвратимо ползли вверх). Там мы в свое время заправлялись почти за 28 рублей (и это 92 бензин)! К слову, все это время я была уверена, что эта заправка живет под брендом ТНК...

В этот раз мы были умнее и заправились на ТНК на выезде из Кеми по нормальной цене. Проезжая мимо "старой знакомой", мы действительно отметили, что бензин там на рубль дороже... но так же заметили и еще одну забавную особенность, чем-то напоминающую китайские кроссовки. Заправка называется ТКК и лишь формой и стилем написания логотипа похожа на ТНК. Небось и бензин один и тот же... просто у кого-то что-то с совестью...

Первые 200 км второго перегона оставили самые отвратительные впечатления. Голый отрезок Кемь - Лоухи (170 км) и еще немного за Лоухами ужасен. Голым я его называю потому, что там практически нет отворотов и населенных пунктов... сотовой сети... вообще ничего нет, только голая лесотундра: то леса, то огромные открытые болота с небольшими редкими деревцами. И огромные ямы на дороге. С острыми краями... а кое-где даже целые фрагменты дорожного покрытия либо выпирают вверх, либо уходят вниз.

Фуры здесь ходят 40 - 50... иногда притормаживая до 20 км/ч... Легковые машины на этом отрезке делятся на 2 части: те, кому жалко (около 40 км/ч) и те, кому пофигу (120 км/ч). Я на УАЗе занимала промежуточную позицию со своими 80 - 110 км/ч, стараясь оттормаживаться перед большими скопищами ям... уж больно Патриот был нагружен...

Это именно после того отрезка у меня остались рефлексы оттормаживаться, если вижу тормозные следы фур на дороге;) Знаков, предупреждающих о ямах, там нет... а раз фура оттормаживалась, значит впереди опасность. Много раз эта хорошая привычка спасала машинку... но, видать, пару раз не спасла, раз я приехала на настолько мятых литых (!) дисках.

Ближе к Мурманску дорога стала заметно лучше. Вообще ей "похорошело" с самой границы Карелии и Мурманской области, но около Мурманска наступило радикальное улучшение.




(остановка около Мончегорска)

В Мурманск мы так же приехали засветло... Начинался легкий снежок, которому в ту минуту мы даже и не думали придавать какое-то значение. Нас уже манил своим холодным ветром океан.

В который раз заехали на пивзавод, снова прокатились по знакомым улицам... Делом еще примерно часа было выгрузить наших пассажиров у квартиры и попить с ними чаю. Все это время снег не только не прекращался, но даже заметно усиливался. Но даже это нас ни разу не напрягло. Мы твердо решили ехать именно сегодня в Печенгу, поэтому, закупившись кое-какими продуктами, направились к выезду на трассу.

Тут началась метель.

Мне сложно найти слова для передачи собственных ощущений. По дороге туда было тяжело, но я рассчитывала, что рано или поздно мы просто пробьемся в теплую печенгскую квартиру... Мысленно и вслух мы прокручивали варианты, а что делать, если дальнейший путь станет невозможным. "Все просто", - думали мы. "Мы встанем на обочине и заночуем в машине, ведь у нас есть теплые спальники, двигло, горелка с достаточным запасом газа... еда, в конце концов"...

Дорогу заметало очень быстро, буквально на глазах... Уже километров через 20 начали встречаться заносы в пол колеса, которые ветер гнал с голых участков тундры. Ветер усиливался... Сильный снег превратился в пургу, граничащую с бураном, которая постоянно меняет направление, путая глаза и ощущения... Где-то ветер дует справа, где-то слева, где-то снизу вверх, образуя завихрения и разнонаправленные потоки... а петляющая трасса идет между сопок... и надо постоянно следить за поворотами... и, что самое главное, за обрывами по бокам трассы, где далеко не везде расставлены милые глазу отбойнички...

Из-за нулевой видимости машины шли на всем включенном свете и аварийке, собираясь в караваны и никого не обгоняя... Все крались... Грузовики не могли подняться в горки... Один мы даже увидели в кювете, но, судя по горящему в кабине свету и отсутствию повреждений кузова, с человеком там было все в порядке. Он уже ждал свою помощь... А мы, не останавливаясь, шли дальше. Торопились, пока северная ночь не опустилась над голой тундрой окончательно. Пока остатки вечерней зари подсвечивали нам путь, пока меня еще не начало мутить от постоянно вьющихся в свете фар снежинок, все было не так плохо...

Я шла впереди каравана... Не привычная к таким погодным условиям я, похоже, перезакложилась по скорости...40 - 50 км/ч... но здесь уже на первый план встала безопасность, а не скорость. Никто не обгонял, никто не бибикал. Но пора было подключать колеса к мосту, чтобы вовремя подтыкать полный привод.

С обочиной по-началу мы хорошо придумали... но проблема была в том, что к этому моменту уже не осталось никакой обочины... Съезжать было совсем некуда. Полуметровые сугробы на самой обочине и неизвестность - дальше. Площадки для остановок, естественно, занесены. Редкие местечки, куда можно было бы загнать машину, спасаясь от ветра (например, автобусные остановки, удачно установленные задней стенкой к ветру), коих за всю дорогу было всего 2 или 3, были уже заняты другими машинами: теми, кто уже понял, что сегодня домой не попадет. На улице было не так холодно (по градусам Цельсия, но не по ощущениям), так что смерть от переохлаждения в новой иномарке с автономным отопителем никому бы не грозила.

Для подключения хабов остановились прямо на дороге, выбрав наиболее открытый и просматриваемый (если такой термин применим в пургу) участок дороги и долго по чуть-чуть снижая скорость.

Выходили на улицу мы, буквально, "на счет три"... Ванич - потрясти обмерзшие ледышками дворники, я - повернуть ручные хабы. "Погодка шепчет" - это было самое мягкое описание того, что творилось снаружи... Полный алес. Колючая холодная метель... Сразу живо представились замерзшие дивизии... ведь все это происходило на не таком уж большом расстоянии от знаменитой Долины Смерти... Их сначала посыпало мокрым снегом... а потом заморозило... и на утро никто не проснулся. Пришли воевать... и даже не подняли друг на друга оружие. В теплой машине настроение несколько приподнялось, хотя уже начали закрадываться подозрения, что в Печенгу мы можем не попасть (а на Рыбачий сутра - тем более).

После подключения хабов ехать стало попроще, но в тундре мы остались одни... нагнали наш караван лишь около поворота на Видяево, где всех остановила машина ГАИ. Трасса была перекрыта. По словам инспекторов, дальше впереди нас ждали уже трехметровые сугробы. Теоретически можно было бы попробовать пробиться по второй трассе, в объезд через Лотту, если уверены, что успеем до циклона. Иначе - только обратно в Мурманск, потомучто уборочная техника пойдет с 8-ми утра.

Уже развернувшись, мы рассматривали варианты.

Я уже чувствовала себя выжатой как лимон. По объездной дороге через Лотту (на которую вернуться еще минимум километров 40, а потом навернуть круг более чем 200 км) я бы не доехала. Да и был ли смысл? Нас ведь интересовала не сама Печенга и не граница с Норвегией... А Старая Титовка и подавно находилась в самом центре перекрытой дороги.

Остановиться переночевать на трассе мы уже тоже не очень-то могли. При такой скорости образования сугробов, велик был шанс получить шайтана в зад, когда сутра он начнет чистить дорогу. Оставалось только ехать до Мурманска.

Дмитрий с Олей согласились нас принять еще на одну ночь. В каком-то смысле нас уже ждала теплая постель и горячий чай, но отделены мы от них были, как на тот момент казалось, непреодолимым препятствием... Ночь... буран... север...


(вот так я запомнила эту дорогу. Фото из лобового стекла, пока еще не успело окончательно стемнеть.
Если вы думаете, что выключение ближнего света и включение противотуманок здесь бы помогло, то вы ооочень ошибаетесь. пробовали. один фиг ничего не видно)

После этой ночи у меня из жизни пропали автомобильные ночные кошмары, потомучто один из самых неприятных сценариев сна просто воплотился в реальной жизни. Темнота, метель, путающая глаза настолько, что начинает мутить... и в холод стараешься включить печку похолоднее, чтобы как-то оставаться в адеквате... А домой ведет только еле заметный на снегу след предыдущей машины, который стремительно, буквально на глазах, заносит сугробом. И так же на глазах растут сугробы, причем уже не на обочине, а на самой дороге.

Скорость упала до 20 - 30 км/ч. Встречные или попутные машины практически пропали... Рация, включенная Ваничем на Emergency канал молчит.

Надо ехать быстрее, чтобы путеводный след не исчез окончательно, но быстрее - физически не возможно. Слишком велика вероятность приехать с обрыва на очередном повороте, ведь краев у дороги просто нет...

Мне никакими словами не передать ощущение, которое я испытывала, когда между дорога выскочила из сопок прямо к Мурманскому новому мосту через Кольский залив... освещенному... очищенному... Там посередине стояла разбитая машина (кто-то на прямой не справился с управлением), но это было уже не важно. Ничего было не важно. Из последних сил я умудрилась заблудиться в районе Кольского проспекта... Я уже ничего не соображала... был лишь внутренний настрой: ехать во что бы то ни стало... И я ехала, хотя можно было бы просто остановиться и разобраться, где мы находимся... А я зачем-то продолжала ехать...

Плутали мы не долго... вскоре мы выехали на Кольский и достаточно быстро достигли нужного адреса... Но в тот момент, когда я продолжала ехать, уже заблудившись и не зная куда я еду, - это был мой предел. Моя граница, которую я с завидным постоянством пытаюсь найти и отодвинуть чуть дальше... Вся жизнь наша состоит из тех или иных пределов. Альпинисты ходят в горы, чтобы почувствовать эту близость к краю... В этот день я ощутила свой край так близко, как только могла.

Вроде бы смехотворная ситуация, если оценить это сейчас из теплой весны, сидя за ноутбуком... Но там край казался всеобъемлющим.

До поворота на Видяево - около 40 км. Мы ездили туда-обратно 4 часа. Вечером все, на что меня хватило, - это чашка горячего чая. Я чувствовала, что даже мои глаза не выражают ничего... смотрят в пустоту... я смотрю и не вижу ничего вокруг, потомучто усталость, казалось, порвала все связи в моем мозге. Перед сном, греясь в теплом душе, я пережила отходняк от достижения края, заключавшийся в почти что физическом чувстве паники: "КАК??? Завтра опять ЗА РУЛЬ???". В тот момент я была готова заплатить любые деньги, лишь бы вписать Ванича в страховку и посадить за руль на всю дальнейшую дорогу. Лишь бы больше не ехать... Никуда... Никогда...

День третий
Мурманск - 20 км трассы на Печенгу - Мурманск - Кемь

Утро было намного добрее, чем вечер. Я проснулась от того, что над моей головой чья-то рука потянулась за часами. Открыв глаза и обнаружив себя в Мурманске, я в первый момент даже не очень поняла, что случилось.


(вид из окна на город)

10 утра. За окном светило солнце, все вчерашние переживания были забыты, и я, ощущая легкость во всем теле, кроме спины, была готова попробовать снова прорваться на крайний север, к океану. Что касается уставшей спины, то накануне я грешила на холодный тундровый ветер (переохлаждение), но моя любимая "волшебная" мазь за ночь не смогла ничего поправить. На лицо было банальное перенапряжение.

Позавтракав и в очередной раз попрощавшись в нашими теперь уже совсем не пассажирами, мы отправились к выезду из города.


(очистка машины... а щетку то мы оставили в питере! думали не понадобиться;)... пришлось просить у местных)

Казалось, весь Мурманск готов был подорваться на пикник. По всему городу сновала уборочная техника, а автомобилисты, скупая на заправках дрова и бензин, выстраивались в огромные очереди. Благодаря одной такой очереди моя заправка оказалась бесплатной... Двое "аборигенов" забыли, что они находятся на Статойле, где сначала заливают топливо, а потом платят, и оплатили мой бенз (думая, что сейчас обгонят меня..Гы!) ;) ... при этом по каким-то только им известным причинам отказались потом взять денег;)

День, начавшийся так хорошо, должен был где-то повернуться к нам пятой точкой. Стоило переехать мост, как циклон снова дал о себе знать небольшими покрапываниями снега. А около одного из поворотов на Печенгской трассе (уже не доезжая Видяево), мы снова встали у поста ГАИ. Уборочная техника, по их словам, пока не успела пробить сквозную дорогу; открытие трассы ожидается не раньше 14 часов.

Даже такое предупреждение мы решили проигнорировать. Проехали мимо, думая, что хотя бы сейчас дойдем столько, сколько сможем. Но не тут то было. Стоило нам проехать пару километров, как снег усилился, видимость уменьшилась и погода стремительно начала приближаться к вчерашнему состоянию.

Ехать, конечно, было сильно проще... Т.к. во-первых я была хорошо отдохнувшая, во-вторых накануне уже навострилась водить в этих условиях и в-третьих было светло. Но мы не долго еще боролись с действительностью. Очевидно было, что Рыбачий нам уже не грозил ни при каких обстоятельствах. Трассу туда уж точно не почистили, раз до сих пор нет сквозного проезда на Печенгу, Заполярный и Никель. Прогулка по тундре - также, можно сказать, не состоялась... ведь видимость - нулевая.


(погода начинает портиться)


(погода то улучшалась, то портилась... но радикального потепления и просветления явно не планировалось)






(вид на Мурманск с противоположного берега)

В итоге, сделав несколько снимков, мы окончательно решили больше не испытывать судьбу и двинуться через Мурманск и какой-нибудь ресторан в обратный путь... Отдавать Артему ключи и пожирать километры до Петербурга. Обратная дорога за три дня, а не а два (как планировалось первоначально) была шансом посетить зимний Гирвас и заехать в Петрозаводск... А заодно и выпить лишнее пиво с Артемом.

Продолжение следует...
К содержанию

Комментариев нет:

Отправить комментарий