23 марта 2011 г.

Кандидаты на роль ДР-стоянки

В Карелию мы ездим много и часто, поэтому в этом году решено сосредоточиться на других регионах. В резерве всегда остается Янисъярви, но...



Кандидат 1. Основной
Онега в районе дороги на Муромский монастырь

Я тут вкратце расскажу идею, а вот точное место стоянки будет опубликовано сосем накануне, дабы не спугнуть удачу;)
А идея следующая: попробовать выехать на побережье Онежского озера по обычной дороге в сторону Муромского монастыря... и там спрятаться (есть идеи, как это сделать) от потока желающих проехаться по берегу на майские праздники.

Для автомобилистов  этот вариант чреват перегоном в 490 км до поворота в лес; около 15 - 20 км по лесу; 2,5 км по болоту.
Первая часть в 490 км - это асфальт Питер - Лодейное поле - Подпорожье - граница Вологодской области... далее начинается около 30 км грунта с поворотами, как на Сортавальской трассе, но без горочек и откосов. Потом снова асфальт до Вытегры и примерно Октябрьского (точный населенный пункт поворота потом укажу, как и время, за которое УАЗ пройдет эту дорогу).
Асфальт там был в 2009 году нормальный. Про перегон того года можно прочитать тут: http://ekatarios.blogspot.com/2009/08/blog-post.html

15 - 20 км по лесу по ощущениям зубилопроезжаемы (мы там ездили зимой) - http://ekatarios.blogspot.com/2010/01/3.html (см. фотки, где зубила в лесу).

 (фото из Panaramio лесной дороги в весеннее время)

Тогда зимой мы остановились у въезда в болото, т.к. дорога там не была почищена. Ломиться наугад, не имея даже приблизительного направления гати, было бессмысленно.

2,5 км по болоту - это прямая, как стрела, грунтово-насыпная гать. Если предыдущие пункты программы проезжаемы все, то здесь могут начаться фокусы. Летом там все должно быть зубилопроездаемо (судя по фоткам). А вот зимой дорогу либо чистили, либо нет.

(фото из Panaramio, доказывающая, что иногда эту дорогу чистят) 

(гать через болото летом - фото с Геокешинга) 

В зависимости от этого, там могут лежать сугробы по самое "неболуйся", а может быть нормальная дорога... А может вода будет стоять... А может дорогу чистят, поддерживают, но ведет она куда-то в очень населенное место, которое нас не устроит...
Вот это и должна разведать разведка.

За 1 - 2 выходных до ДР я прокачусь в те края и посмотрю, как все это выглядит вживую. Все препятствия отсниму, на основе чего мы будем принимать решение.

Возможны 3 варианта.
Либо там будут лужи по лобовуху / очень высокий не проезжаемый снег - и тогда от места мы отказываемся.
Либо  там будут просто глубокие по легковым меркам лужи / частично проезжаемый снег - и тогда мы разведаем в лесу неподалеку от заезда в болото "парковку", где можно было бы оставить недопривод, а на стоянку загонять высокие внедорожники.
Либо там все будет проезжаемо - и тогда стоянка будет разыскиваться из возможностей недопривода.

Пешим гостям, если таковые будут, потребуется самостоятельно добраться до Вытегры. Туда ежедневно с Автовокзала в 20:00 отправляется автобус. Приходит на место он в 6 утра.

Берег там красивый. Песчаный. С соснами. Если получится найти стоянку неподалеку от берега - будет просто замечательно.
Подборка фотографий из Panaramio того отрезка берега:



Кроме берега, мы получаем целый список точек по пути, которые можно посетить:
- Подпорожское кольцо (см. фотки деревянных церквей тут: http://ekatarios.blogspot.com/2010/01/3.html)
- Громовичи (были по дороге на ДР в 2009 году)
- полуразрушенный Палтогский погост
- всякие развалины вокруг Вытегры, в т.ч. вокруг с. Девятины
- Андомская возвышенность
- Саминский погост и церкви этого района

Плюс автоматически мы имеем цель для "выходного рейда" - Муромский монастырь (если берег достаточно очистится от снега, хотя бы как в 2009-м).
Легковушки по берегу точно не пройдут, т.к. там есть периодические броды через речки... А вот на внедорожниках можно и попробовать.

Идеологически реализовать можно все, разделившись на 2 группы: те, кто выезжает в ПТ в ночь (Первая группа)... и те, кто едут в СБ сутра (Вторая группа). Пятничная 1я группа едет самое позднее - в ночь с ПТ на СБ; сутра встает лагерем и отсыпается до середины дня. С середины дня в СБ уходит в "рейд", оставив "добровольцев" на охрану лагеря, и возвращается на стоянку  к вечеру. К этому моменту как раз подходит вторая группа. Они хором идут "в рейд" 1-го числа, а "вчерашние автотуристы" отсиживаются в лагере и сторожат вещи.
Основной праздник при этом будет 30го вечером / 1 днем.
Все это пока - лишь примерная идея, поскольку место может приподнакрыться...

Update от 24.03.2011
Далее я попробую собрать всю информацию по "тому самому болоту"...

Есть июльские фото (19.07.2009) от сузуководов. Там у них явно полу-паркетники проходили:


Но было и такое... Хотя, это можно по периметру аккуратненько взять;)


И их же цитата: "Прежде чем попасть на берег Онеги, по которому (вернее, вдоль которого) нужно двигаться к монастырю примерно 18 км, нужно преодолеть 5-6 км старинной гати, проложенной через Кукурецкое болото.
Кукурецкое болото, наверное, можно назвать классикой болот. Бескрайняя зеленая, на первый взгляд, невинная лужайка. Но это обман. Это сплошная непроходимая топь, эдакий волк в овечьей шкуре. Там не растут кусты и деревья, потому что глубина до твердой почвы, говорят, метров 6. Там, по рассказам местных жителей, безвозвратно тонули трактора. А за болотом - манящие песчаные пляжи Онеги, с сосновым лесом на высоком берегу. Рыбалка, отдых... В общем, сплошная идиллия. И до неё очень хочется добраться. Поэтому, в незапамятные времена через болото была построена прямая, почти как стрела, гать из толстенных бревен, засыпанных сверху песком. Сколько ей лет - а кто же знает. Я бы дала не меньше ста. Ширина вполне достаточна, чтобы встречные потоки движения друг-другу не мешали - полноценная двухполосная дорога. Однако, я встречала в интернете рассказы, как машины умудрялись соскочить с края гати, пропуская встречку, и это полный алес капут - самостоятельно не выбраться, даже при наличии лебедки, так как лебедиться просто не за что.
Возраст гати даёт себя знать - она уже просела волнами и пяти-десятиметровые песчаные сухие промежутки перемежаются двадцати-тридцатиметровыми лужами приличной глубины, с торчащими из под воды обломками бревен.
Несмотря на, в общем-то, экстремальную конфигурацию, дорожка эта пользуется большой популярностью среди местных. Недоприводы доезжают докуда могут, после чего люди пересаживаются на более проходимые машины, если таковые в компании имеются, на велосипеды, или идут пешком. Мы приехали туда в воскресенье, поэтому основной трафик шел нам навстречу. Довольно оживленная магистраль, надо сказать.
"

И далее:

"Пробравшись через Кукурецкое болото мы, наконец, выехали на сухую песчаную дорогу. ...Немного поплутав среди множества развилок, и побуксовав на глубоком рассыпчатом песке, наконец, выехали к берегу Онеги. ...Берег довольно типичный - узкая полоска пляжа, крутой песчаный обрывчик и сосново-еловый негустой мшистый лес. Видно, что место посещаемое - оборудованы стояночки, кострища, увы, встречается мусор. Задержались перекусить и немного передохнуть, но особо рассиживаться-то некогда. Впереди непростой путь.
Поверху, вдоль побережья в нужном нам направлении идет довольно накатанная лесная дорога. Но трек, который нас ведет, говорит, что где-то здесь пора уже спускаться на пляж. Нам ничего не остается, как довериться ему - люди, чей трек мы используем, бывали здесь неоднократно, и, раз они говорят, что ЗДЕСЬ, значит здесь и точка....
Находим более-менее приемлемый спуск. Страшновато - рыхлый песок и приличный боковой крен...
"

Нам придется штурмовать дорогу только в том случае, если мы поедем в монастырь. В идеале нам вообще по верху ехать... Ибо там должен быть тупик, а он-то нам и нужен.

И, кстати, вот случай "уроненной" машины с гати:


Еще один кошмарик из болота:


Подробный рассказ про монастырь: http://oav.spb.ru/cgi-bin/oav.cgi?data=/report/muromskij2009/muromskij.htm

Вообще, если будут ТАКИЕ лужи - то я рассматриваю вариант платной стоянки в Вытегре для легковушек (тех, что не хотят оставлять в лесу) и доставки всех до лагеря внедорожниками...


Кандидат 2. Резервный
Юго-Восточное побережье Ладоги

Поскольку вероятность не доехать до Онеги достаточно велика, рассматривается альтернативный вариант на юго-восточном побережье Ладоги в районе деревни Обжа (граница Ленинградской области и Карелии). Туда я тоже загляну во время разведки, в зависимости от результатов посещения Вологодщины.

Update от 24.03.2011
Место меня заинтересовало в районе деревни Обжа... Это внутри области, ограниченной Свирью, Ладогой, трассой Олонец-Сортавала и М18. Район привлекателен тем, что ничего жилого, кроме самой Обжи, я там не вижу.

(картинка из Викимапии)

Около Обжи есть некая заброшенная часовенка в качестве точки (ссылка).

Как видно на спутнико-гугле, через деревню Обжа проходит дорога, которая раздваивается и приходит на берег Ладоги с двух сторон от реки Обжанки.
Южнее реки есть озеро Окуневое. Там есть хорошие стоянки, судя по фоткам... и туда подъезд без всяких мостов. Совсем рядом с ним проходит граница заказника "Олонецкий" (вот его границы на викимапии). Внутри заказника находится орнитологическая станция и маяк (габановский). То ли это просто маяк, то ли это населенный пункт...

На другую сторону Обжанки ведет некий полупроезжаемый мост. "Чертов мост";) (ссылка). От него будет зависеть, сможем ли мы посетить более интересную часть побережья Ладоги или нет.
Теоретически в те края можно заехать еще со стороны Олонца (видно на спутнике дорогу), но надо во-первых, найти проезжаемый мост через Олонку, а во-вторых, убедиться в проезжаемости дороги.

Это место ближе и не имеет ярких препятствий, таким образом, народу там совершенно точно будет больше. Посему Ладога рассматривается пока лишь как резерв.


Кандидат 3. Более предпочтительный резерв
Карелия в "новом свете"

Все же не нравится мне идея оседать где-то на Ладоге (хотя мы еще посмотрим, насколько там хорошо), поэтому в качестве третьего места я бы хотела предложить даже не Янисъярви, где почти все уже побывали, а карельское озеро Ягляярви. Вот оно на Викимапии.

Озеро лежит на дороге Толвоярви - Вегарус, где мы в ноябре штурмовали длии-и-и-ииинные лужи. Но все основные препятствия на этой дороге находятся ближе к Толвоярви (как раз между двумя озерами). Посему, у меня есть ощущение, что со стороны Вегаруса до озера доберется даже легковая машина.
Расстояние до Вегаруса через Сортавальскую трассу - порядка 460 км. Там далеко не везде асфальт. От Вегаруса до озера - около 20 км.

(кусок карты из Яндекса, где хорошо видны дороги)

Нашла чужие фотки оттуда:




Озеро оплетено сетью дорог; скорее всего, там много стоянок, но, небось, заснеженных. Один минус - покатушки в тех краях будут, конечно, не столь интересны, как вокруг Муромского монастыря при таком же расстоянии;)

Минусы этого места еще и в том, что Толвоярви весной похоже на "полюс холода". Над Суоярви - Толвоярви погода почему-то постоянно хуже и холоднее на несколько градусов, чем на Янисъярви. Плюсы - дрова. Когда я ездила там в ноябре, мы видели огромное количество поваленных летним "ветерком" деревьев. К маю они как раз подсохнут и превратятся в достойные сушины. И шторм нам на Ягляярви, в отличие от Ладоги и Онеги, не грозит...


Кандидаты 1 и 2 можно охватить за одну разведку. Третье место можно посетить только если брать день за свой счет под предварительные покатушки. При этом все три места достаточно далеко, может у меня и не получится потратить на их разведывание, фактически, всю вторую половину апреля... Поэтому я еще подумаю, как организовать разведки... и куда реальнее притащить шоблу людей.