21 апреля 2009 г.

Мурманск - 2009... Часть 2

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

Часть 2. Дорога домой
Безумное, безумное лето... Жаль, что до второй части отчета по этому путешествию я добралась только сейчас. Мысли и ощущения уже перекрыты новыми впечатлениями, так что изложить в полной мере то, о чем я думала, возвращаясь домой, у меня вряд ли получится.
Символично то, что чуть больше чем через неделю меня ждет новый "замут", который стал возможен только благодаря этой Мурманской поездке... Благодаря полному исчезновению понятия "предельного расстояния для суточного передвижения"... но пока об этом рано говорить...

...



Уже в третий раз встретившись и попрощавшись с нашей мурманской парочкой, мы поели, дозаправили баки, затарились пивом / квасом и выехали на трассу. Проезжая в последний раз мимо Кольского пивзавода, мы попытались выяснить, а нельзя ли где-нибудь купить камчатского краба местного "разлива" в качестве закуски. Увы, но, видимо, промышленный лов начался совсем недавно - так что единственное место, куда нас отправили, - это ларьки прямо на М18.

Теперь наше движение должно было быть только на юг, так что мы ожидали как минимум улучшения погодной обстановки. Как оказалось позже, циклон накрыл весь северо-запад. В Мурманской области он ударил со всех сил, вынудив закрыть трассу, но тот или иной вариант снега был везде. И в Кеми, куда к Темычу накануне приехала подруга, и в Петербурге, и даже в Новгородской области. Не удивительно, что М18 подкидывала нам новые "фокусы" всю обратную дорогу.

И так плохая трасса, после которой даже мои литые диски стали квадратными, была дополнена участками гладкого укатаного льда. На открытых местах мурманской и карельской лесотундры, где ветер гонял снег с одной обочины дороги на другую, погодные условия сложились таким образом, что на асфальте образовался толстый слой гладкого как стекло льда с легкой поземкой. Удобно и даже забавно было проходить такие участки по гладкой дороге на прямых мурманских отрезках, но вот все желание улыбаться пропадало, как только такие участки приходились на неровности карельской М18. И так то не очень качественный асфальт местами целыми большими фрагментами опускался или поднимался относительно "нулевого" уровня дороги. Куда понесет полноприводный сарай в этих условиях оставалось только гадать... и оперативно справляться с результатом...

Середина апреля... всего неделю назад мы в футболках бегали по Университету, отмечая День Физика... и, страшно подумать, я ведь даже сомневалась, а нужна ли мне зимняя резина в эту поездку!... А спустя неделю мы в пуховиках отбиваем ногами с порогов огромные ледяные глыбы и старательно уходим от заносов на льду... Честно говоря, организм в этом плане несколько "запутался", то ли не поняв, что зима уже закончилась, то ли приняв новое похолодание за следующую зиму. Сейчас, оглядываясь назад, у меня возникает ощущение, что в моем случае зима перетекла прямо в лето!

Отразить те холодные "ощущения" на фотографии мне удалось около Мончегорска. Увидев перед глазами эту картину, я не могла не остановиться!


(дымка на дороге указывает как раз на очередную такую ледяную "дырку", где машина буквально парит... перебегающая дорогу поземка добавляет нереальности ощущений)


(Мончегорские тундры)

Немного не доезжая Кандалакши, мы сломались. Лопнул тросик газа. Поломка-то вроде бы и не поломка, но Патриот - не карбюраторный; просто так винтик холостого хода ему не подкрутить. Запасного тросика не оказалось, поэтому вместо него привязали обычную туристическую веревку... и ввели "должность" газа в машине;)





Первые 10 км мы не разгибались от хохота: очень смешно даже с хорошо понимающим человеком договориться, когда надо нажимать газ, а когда отпускать. И даже когда он сам все понимает, остается еще противная особенность веревки - периодически она отказывалась возвращаться назад. Общий процесс напоминал попытку управления строптивой лошадкой: УАЗик то клевал носом, когда газа было мало, то, наоборот, чуть ли не на дыбы вставал. А когда надо было переключать передачи, а газ упорно не сбрасывался, приходилось изворачиваться и подтыкать их с разгону;)

Уже через 15 км мы разогнались и даже кое-где тормозили двигателем;)

Как я уже сказала выше, поломка случилась немного не доезжая Кандалакши. Еще пока Ванич привязывал веревку, я уже набирала номер гарантийной Патриотовской СТО в Кандалакше, указанный в сервисной книжке... К телефону никто не подошел... Как и в других Кандалакшинских автомобильных магазинах. Оставался последний человек - Николаич, Темычевский друг, как раз в тот момент "совершенно случайно" находившийся в Кандалакше.

Мне повезло. Я поймала его в трезвом уме и не занятого, хоть и крайне уставшего. На своей зубиле он подобрал меня на въезде в Кандалакшу и со скоростью молнии провез по магазинам автозапчастей. Суббота, вечер... найти нужную запчасть "от Патриота 2007 года" было не так то просто. Взяли абы какой УАЗовский тросик, но он не подошел. Дальнейшие поиски продолжали уже с "образцом" в руках. Тросик оказался банально-зубильский. В наличии практически в каждом магазине в Кандалакше... стоимость - около 100 рублей. Да здравствует УАЗовская ремонтопригодность!

Не успели мы с Ваничем оглянуться, как Николаич еще и водрузил тросик на место, выкинув под шумок целую горсть лишних железок. Уже потом в автосалоне Автово мне было сказано, что они и сами эти железки обычно выкидывают... за ненадобностью...

Уже через пол часа мы снова встали на трассу. Впереди было около 400 км до Кеми, но на третий день путешествия уже само расстояние воспринималось по-другому. Раньше, набирая километры (пускай даже 500 - 600 до Гирваса или деревни), я всегда ловила глазами километровые столбы; всегда пыталась в уме посчитать, а сколько же осталось... всегда расстраивалась, когда долгое время не встречала указателей а-ля "Кемь 450 км". Теперь передвижение перешло в разряд "стабильного состояния". Мы просто ехали, обсуждая возможные дальнейшие планы, думая, каждый о своем, подпевая магнитоле... Просто ехали, ощущая своего рода дальнобойную водительскую нирвану. Именно об это я имела в виду, говоря об исчезновении понятия предельного расстояния: о превращении себя, машины и пассажиров в некую стабильную систему, которая может находится в таком состоянии достаточно долго.

Конечно, не философией одной продвигались мы эти 450 км. Из Кандалакши мы выехали уже в седьмом часу вечера, после чего достаточно быстро стемнело. К поганому отрезку Лоухи - Кемь мы подъехали уже в полной темноте, да еще и с ощущением достаточно сильной усталости. Ехали, как-то бодрились. Разок оказались на обгоне как раз на очередном ледяном отрезке... я уже вышла на встречку, уже дала газу и почти обогнала медленнокондыбающую классику на омскшине, но в последний момент заметила лед и оттормозилась, сколько успела. Перед льдом педаль тормоза пришлось отпустить и мы с классикой почти параллельными курсами "пропарИли" неприятный участок. Судя по глазам водителя классики, напугался он не меньше моего... под конец ледяного участка уже было даже какое-то ощущения братства с этим беднягой: ведь занеси одного из нас, кювет светил бы обоим... после этого случая я начала осторожничать, соответственно, двигались еще медленнее.

Где-то с 9 часов вечера о нашем местоположении заволновался Артем. Они с Машей ждали нас в номере уже знакомой гостиницы Кузова; тоже с целой горой впечатлений он настигнувшей весь Северо-Запад погоды.

Встретились мы уже около 12. Традиционное пиво и посиделки завершали очередной ходовой день.

День четвертый

Кемь - Петрозаводск (через Рабочеостровск и Гирвас)

Учитывая, что по расстоянию нам с Ваничем оставался всего лишь 1 дневной перегон (мда... "всего-то" 850 км), а по времени - аж двое суток, мы решили не торопиться и позволить себе некую культурную программу. Первым ее элементов было посещение моря в Рабочеостровске.

Такая вот у нас с Артемом получилась забавная традиция - встречаться на разных морях... Балтийском... Баренцевом... и Белом... но каждая из попыток совместного выезда на море заканчивалась как-то странно... На Балтийском - мы выкапывали его классику из дюны, когда я не поделила дорогу с гадюкой, хотя ведь была шикарная возможность преодолеть бездорожье на УАЗике... На Баренцево мы в итоге так и не доехали, т.к. в Лиинахамари его не пустили на КПП из-за смены правил погранрежима, а на Рыбачий мы не доехали из-за адского мороза... Надо было ломать эту неприятную практику! Забегая вперед, скажу, что до Белого моря мы доехали почти без приключений;) !

В Рабочеостровске я имела и собственный интерес. После нормального преодоления более чем 850 км в первый день я начала подумывать о посещении архипелага Кузова в какие-то из летних выходных (теперь то я уже понимаю, что в этом году - вряд ли сложится...); и в первую очередь, хотела в Рабочеостровске "поводить носом" на причале, держа в голове идею заброски на одну из Беломорских шхер. Ничего и никого, где можно было бы узнать о ценах, мы не встретили, зато отлично погуляли по берегу, а Артем даже разок засадил починенную всего день назад Ниву (на углу Рабочеостровского разобранного причала). Чуть-чуть подоторвал глушак, но особо не расстроился...


(вот такой почему-то я запомнила Кемь... хотя это вовсе и не Кемь, а Рабочеостровск)




(смешной соленый лед, как назвал его Ванич, "замороженный рассол", на камнях)





Маше надо было в Петрозаводск и, вместо того, чтобы отправить ее с нами, Темыч решил отвезти ее самолично. Так совершенно неожиданно мы получили на этот день парную машину. Все б ничего, но из-за очередной заправки паленым бензином (по словам самого владельца... и где только Темыч его находит), у него барахлил карбюратор и пожирание топлива находилось где-то на уровне тяжелого внедорожника. А канистры - Ку! Мы в этом смысле были еще и подстраховкой по пути...


(Темыч и карбюратор)

Перед выездом на трассу мы последний раз поели и заправились... А дальше Темыч вжарил. Не удивительно, что у него по дороге разбилось все, включая коробку... Но общая скорость передвижения у нас при этом упала, потомучто прибавилось тупнячков на дороге и заправках.

Хотя, лично мы - никуда не торопились.

Еще засветло мы прибыли в Гирвас, где заправка не работала по причине отсутствия света. УАЗику это было не критично, а вот Нива подъезжала туда, фактически, на парах. Следующая должна была быть где-то в районе Кивача, но, временно оставив вопрос бензина нерешенным, мы решили прогуляться на знакомые и любимые водопады.

Не стоило и надеяться на "протоптанный" отворот: нам повезло лишь в том, что снег в лесу прикрывал наст, который кое-где даже выдерживал вес человека. В остальном - передвижение по колено в сугробе делало прогулку хоть и желанной, но не такой уж легкой.




(водоспуск на Поор-пороге)






(новый атрибут на скале у водопада)




(наш любимый водопад)



Гуляли мы почти до темноты. Проветрились, надышались свежего воздуха и вернулись решать бензиновый вопрос.

Паров Ниве хватило на то, чтобы доехать почти до самой заправки. Оставалось каких-то километров 10. Там мы уже сгоняли на УАЗике с канистрой. Кому-то в этот раз очень повезло, что был УАЗик;))

Уже под покровом ночи мы въехали в Петрозаводск. Пообедав в очень приятном и недорогом заведении ("Дежавю") и заправив на завтра машину, мы попрощались. Мария отправилась домой; Темыч планировал пару часов поспать и к утру снова быть в Кеми, а мы с Ваничем направились в гостиницу Карелия искать бюджетный вариант ночевки.

Имея бар, работающий еще часа два, прямо напротив гостиницы, очень сложно удержаться и не пропустить вечером по стаканчику. Но проблемой первой важности была парковка на главной улице Петрозаводска. Все оказалось настолько не просто, что после двух кругов пришлось привлечь к проблеме наиболее просвещенных товарищей - ГАИшников. Почесав затылок, нам указали место, которое вроде бы почти ничего не нарушало... Мы муштрованы Москвой и Питером... ну не привыкли мы, что может НЕ БЫТЬ эвакуации неправильно припаркованных машин;)

Томный вечер медленно перетек в ночь... Петрозаводск оставил во рту привкус текилы с креветками... И когда мы уже изрядно выпимши возвращались в гостиницу, начинал накрапывать мелкий снежок...

День пятый
Петрозаводск - Питер (через Сортавалу)

Снежок накануне шел не просто так. Вместе с нами в Петрозаводск приехала Зима.

Гостиница, где мы остановились, имела слишком высокие претензии на "европейские манеры"... Англоговорящие портье, вылизанные коридоры... Но вот чего они не учли - так это того, что не стоит делать конференц-зал по коридору на том же этаже, где располагаются номера типа "хостел" (с удобствами на этаже). Поэтому когда какой-то народ приличного вида шел в одну сторону на конференцию, мы с Ваничем поочереди в полотенцах и похмелье шествовали в другую.

Справедливости ради, однако, следует отметить, что здесь все же было много лучше, чем в упомянутых ранее Кузовах.

Завтракали мы снова в том же заведении и, созваниваясь с домом, как-то невзначай озвучили витавшую в воздухе идею: ехать не через М18, а через Сортавалу... А то ведь до Питера "всего 400 км".

Последнее, что мы хотели сделать в Петрозаводске, - это прогуляться по набережной. Но зима пришла настолько лютая, что на Онеге стояла метель, сбивающая с ног, а уши и мышцы лица мерзли до онемения.


(метель над Онегой)


(мои любимые Рыбаки, подарок какого-то Канадского скульптора городу Петрозаводску)

Покружив еще немного по городу уже на машине (посмотрев на местных салютующих Патриотов и поспорив о непохожести статуи напротив Университета на фуллерен), мы выехали из города... Дорога в этот день была наименее примечательна... Вскоре после Петрозаводска мы свернули с М18 на запад, где примерно половина дороги была отвратительного качества, после чего начинался полный алес на несколько десятков километров, упирающийся в идеальный автобан до Питкяранты. Слово - за слово мы проехали Сортавалу не останавливаясь (решили не тратить денег на еду в Релаксе) и встали за городом, чтобы перекусить... Кофе в Приозерске и въезд в ночной город... 500 км дороги, а рассказать-то и нечего, потомучто это свой, можно сказать, родной край. Уже с самой Сортавалы мы были, фактически, дома.

...

Дорога - это отдельная жизнь, где все в физическом плане сложно, а в идеологическом и мотивационном, наоборот, проще некуда. Мне всегда казалось, что человек - животное линейное, которое, хоть и может, но не любит думать над многими проблемами сразу. Дорога дает эту линейность...

Сейчас, оборачиваясь назад на переживания подготовки и впечатления поездки, я могу сказать, что 3200 км на север и обратно - это был важный психологический рубеж. Он пересечен, и сейчас я замечаю это все чаще... иногда даже с некоторым удивлением. Вот, например, "стандартные" 500 км до деревни раньше мне казались действительно свершением, после которого можешь нормально гулять и пьянствовать, но не рулить... последнюю сотню километров я всегда искала глазами километровые столбы, чтобы примерно понять, сколько осталось. Все это исчезло! Я сажусь за руль и еду. И расстояние проходит быстрее, когда не ведешь в голове обратного подсчета. И мысли о дороге совсем другие... И волнения такого как раньше нет.

Эта дорога положила начало идее вылазок на байдарках... Эта дорога стала основой 5-тидневного белого моря, куда мы отправляемся через 1,5 недели... Эта дорога сделала Север ближе, а юг достижимее...

... теперь мне идея проехать за рулем через всю Россию кажется уже не просто отличным блудняком, но и весьма реальной штукой...

К содержанию