21 февраля 2009 г.

Зимняя сказка...

Перепубликация из ЖЖ

Санкт-Петербург - Северная столица. Я здесь родилась и живу вот уже больше 25 лет. Но только теперь я поняла, что настоящей зимы никогда не видела! "Зима" всегда ассоциировалась у меня с темнотой, слякотью, холодом и вынужденным затворничеством в четырех стенах (или в машине, что, вобщем-то, одно и то же). Даже когда что-то приводило меня за город, всегда оставалось ощущение, что здесь, в лесу, я всего на минуточку ... она пройдет - и я снова вернусь в свою скорлупу.
Лето - сезон для жизни; зима - для работы и зарабатывания денег на эту самую жизнь;)



В детстве, как и все нормальные дети, я каталась на лыжах и коньках, по 5 часов строила снежные замки в парке около дома, но все это так и не приучило меня к восприятию зимы и снега как вполне нормальной погоды. Со временем я стала благосклонно относиться к дождям и туманам, к ветрам, грозам, но не к снегу. Последний был всегда компромиссом между нежеланием больше сидеть дома и нелюбовью к зиме... Зимние общажные вечера на 11 - 13 этажах наших высоток, когда все, что ты можешь, - это завернуться поглубже в очередное одеяло, свели мою любовь к зимним прогулкам фактически к нулю... а еще в какой-то момент у меня появился страх холода - почти паническое ощущение от того, что негде согреться; когда я говорю о страхе, я имею в виду не гипотетические воззрения, а вполне реальную картину, когда лежишь в палатке, все части тела колотит от холода... и в какой-то момент уже начинаешь терять разницу ощущений между холодом и болью... и не согреться, и не заснуть, чтобы прекратить хотя бы дрожь! Тот, кто сказал, что смерть от холода - самая приятная, явно не пытался мерзнуть не во сне;))

Мысль о том, что при таком-то отношении к зимнему сезону мне надо хотя бы раз нюхнуть "настоящего" мороза, появилась давно. Видя помудревшие глаза друзей, возвращающихся с Хибин и Ловозерья, в глубине души я завидовала очередному прозрению. Физически я никогда не была очень натренирована, всегда быстро мерзла, особенно ночами, что навсегда закрывало мне путь вслед за ними... Но почти мазохистское желание хотя бы раз поморозить себя по-настоящему от этого не становилось меньше. Не было только пути для осуществления задуманного...

Я люблю повторять: "Бойтесь своих желаний, они имеют привычку исполняться"... Было желание - появилась и возможность.
Наверное, такой путь был предопределен с самого начала: права - машина - понимание того, что девятки мне не достаточно - слухи о джипперском рае, Рыбачьем - УАЗ - Рыбачий... но параллельно с "основной сюжетной линией" развивалась и другая, вовсе не предумышленная: случайное знакомство с очень необычным для своего северного мира человеком, и огромное влияние, оказанное им на весь этот процесс. Впервые заговорив с ним, я уже грезила о тундре и уже планировала нашу большую летнюю поездку. Но именно с его подачи, путешествуя летом по заполярью, я начала задумываться о том, что туда действительно можно приехать зимой... Это благодаря ему мысль не потерялась сразу же по возвращении в город... И он сам стал для меня дорогой в северную зиму. Его слова о том, что север по-настоящему надо смотреть именно зимой, настолько глубоко засели в моем сознании, что лишь финансовый кризис мог заставить меня отказаться от путешествия... И ведь почти заставил, но здесь в игру уже вступили мои спутники, не давшие умереть такой мечте;))

Мы все-таки там побывали... Мы не добрались до открытого океана, но все таки были в объятьях сурового севера... и не успели его прочувствовать по-настоящему.
Неделя - это слишком мало для взгляда на жизнь изнутри; за короткую неделю мы лишь вдохнули воздух свободы, но не успели вдоволь насладиться им. Стоило сесть в вагон поезда Мурманск-Петербург, как меня накрыло ощущение плохо пересаженного дерева... Я вроде бы только успела акклиматизироваться, только начала воспринимать все, что происходит вокруг, и тут уже отпуск подошел к концу; приходится возвращаться в сырой Петербург, на работу. Но при этом как магнитом меня уже тянет обратно; не в географическую точку, а в тот пункт пространства и времени, где нас четверых случайно столкнули события; в ту атмосферу, которую мы частично почерпнули там и частично привезли с собой...
Понятно, что время никак не повернуть назад... Но пока между делом физики не изобрели транспорт по четырехмерному пространству-времени, я была бы довольна и возвращению в географическую точку;)

Во время последних двух путешествий я подхватила опасную болезнь: я хочу обратно, на север! Моя глубоко зарытая офисом душа разворачивается, когда я попадаю в это суровое безмолвие, в котором любое погодое явление - это уже вызов человеческому существованию... где даже тишина имеет вкус... вкус океана! Я могу сорить деньгами в баре где-то в центре Праги, а могу, задыхаясь и подворачивая ноги, шастать по заснеженной тундре; в процессе эмоции одинаковые, а вот послевкусие - радикально разное! После Праги - похмелье, огорчение, от того, что все закончилось, и отсутствие денег; после тундры - еще долгое время, стоит оглянуться назад, на лице появляется улыбка, а в душе - легкое чувство эйфории...
Я начинаю понимать тех, кто едет туда со всех концов страны, но пока еще не могу объяснить, что же всех нас (да, при моей стадии "болезни" уже именно НАС) туда тянет...

Не знаю, сколько надо прожить там, чтобы по-настоящему захотелось домой; вероятно для меня была бы действенна формула, выведенная для жен молодых лейтенантов, - 1 - 1,5 месяца, правда на основе несколько других побуждений;) Они уходят от физического одиночества; я бы ушла из-за душевного... Другой мир, другие люди, другое отношение к жизни. Пока мне это чуждо - я бы с удовольствием познавала все крайности, пускай и не самые лицеприятные... Но стоило б мне освоиться - наверное, заскучала бы как здесь, фактически, в столице. В моем случае обычно новизна и интерес сменяется академической тягой ко всем самобытным особенностям, потом познанием правил... неприятием некоторых постулатов... и, наконец, неприятием мира. Я пойму, что нашла свое место в жизни, как только попаду в мир, который не разбудит мыслей о противоречии. Но пока этого не случилось, день за днем я буду думать о новых направлениях;)... и мысленно уговаривать себя отбросить идею "нырнуть с месте в карьер" очередного заинтересовавшего меня мира;)), как уговариваю себя сейчас отказаться от мысли хоть сколько-нибудь пожить на северах...
Я паркуюсь в уже почти закрытом дворе, безбоязненно хожу ночами по улицам, выбираю зимнюю одежду по принципу "нравится - не нравится", перемещаюсь по квартире с ноутбуком, пользуясь беспроводным 3 МБитным Интернетом, подолгу торчу вечерами под горячим душем, ленюсь запихивать посуду в посудомойку и 24 часа в сутки могу воспользоваться практически любыми социальными благами. Дальние и не всегда цивилизованные поездки научили действительно ценить это, а не принимать как есть... И, с одной стороны, кажется, что я вполне достойна европейского уровня комфорта, а с другой, хочется надеяться, что эта скучная размеренная европеизация даст мне когда-нибудь хотя бы месяц "отдыха" в виде жизни по ту сторону полярного круга.
Я прикована к Петербургу за руки и за ноги своими и чужими социальными правилами; но никакие события пока не смогли приковать мои мысли, а это значит, что как минимум в мечтах я могу возвращаться на север снова и снова.


Содержание:

Предварительная идея: http://ekatarios.blogspot.com/2008/10/blog-post_16.html

Перед отъездом: http://ekatarios.blogspot.com/2009/01/blog-post_18.html

Часть 1: http://ekatarios.blogspot.com/2009/02/1.html




Часть 2: http://ekatarios.blogspot.com/2009/02/2.html




Часть 3: http://ekatarios.blogspot.com/2009/02/3.html




Часть 4: http://ekatarios.blogspot.com/2009/03/4.html




Часть 5: http://ekatarios.blogspot.com/2009/03/5.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий