21 февраля 2009 г.

Зимняя сказка... - часть 1

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

Маршрут: Мурманск - Печенга - Лиинахамари - Луостари (Верхнее и Нижнее) - Корзуново - Заполярный - Никель - Печенга - Мурманск.

Команда: Я, Татьяна, Пашка и "абориген" из Печенгского района Мурманской области...

Транспорт: поезд, таксисты и боевое Ниффко нашего друга из Мурманской области...



День 0. Суббота, 31 января 2009 года

Наше путешествие началось утром в субботу в плацкартном вагоне Московского поезда на Мурманск. Не имея ни малейшего представления о том, как пройдет наша затея, мы погрузились в вагон, взяв немного пивка, и двинулись в путь.

Давно мы, буржуи, не ездили в плацкартах! Все машины, купе да самолеты... С философской точки зрения надо периодически кататься именно в плацкарте, чтобы не забывать о советских истоках;) Узкие и короткие полки, ливень с крышы и туалете... и все равно ведь было терпимо - потомучто ехали в долгожданный отпуск!

Путь до Мурманска занимает чуть более 26 часов, но из них я помню дай бог пару - тройку, т.к. за доделыванием последних дел перед отъездом прошла не одна ночь, и практически всю дорогу мы либо тупили в окно (в весьма не длинный световой день), либо спали.


(Фотосессия с огурцом в поезде)


(карельская зима из окна поезда... немного не доезжая Петрозаводска)


День 1. Воскресенье, 1 февраля 2009 года

Прогулка по Мурманску, горные лыжы и тропическая купальня.

По-настоящему отпуск начался на Мурманском вокзале, где мы встретились с четвертым членом нашего экипажа (а заодно водителем боевой ниффки, что возила нас все эти дни).


(а вот и наш "четвертый")

На ближайшие сутки у меня были забронированы номера в гостинице Огни Мурманска (не на правах рекламы заявляю, что это вполне приличное место... обращайтесь, если нужны будут координаты)...




(парковка рядом с гостиницей Огни Мурманска)

Конечно, как это обычно и бывает, не обошлось без путанницы и суматохи;) Во-первых мы до последнего момента не знали, сколько же нас остается в гостинице: двое или трое. Сложная логистическая задача по переброске нас и наших вещей из Мурманска в Печенгу заранее, казалось, не имела решения;) С одной стороны, Артем нас встречал в Воскресенье в Мурманске, с другой стороны, у него были сутра в Понедельник дела в Заполярном... А мы должны были в Понедельник получить в Мурманске пропуска и как-то проехать около 120 км до Печенги со всеми своими пожитками (коих набралось по большому рюкзаку на человека).

Итак, как только мы наконец-то встретились на вокзале, было решено провести какое-то время вместе, в частности, поселиться в гостиницу и где-нибудь перекусить, после чего отправить нашего спутника домой и попробовать развлечь себя самостоятельно.


(вид на Мурманск с КАД и с одного из въездов в город)




(долгожданный обед в одной из кафешек города)


(Я бронировала гостиницу очень заранее... более чем за 3 недели... примерно за 1 неделю до нашего приезда, со мной связалась администрация и сказала, что у них какая-то коммунальная авария и забронированные мной стандартные номера более недоступны. В связи с таким стеченим обстоятельств, мне предложили заменить номера бизнес-классами со скидкой за неудобства. Мы посовещались и согласились... Почему-то до последнего момента я была уверена, что речь идет о двух бизнес-классах... но когда мы приехали, оказалось, что забронирован таки 1 стандартный номер и 1 бизнес... нам с Танькой только лучше - минимизируем бюджет поездки... А Пашку отправили в бизнес-класс... вот с таким видом из окна!)


(этот вид стоил той доплаты, что гостиница хотела за бизнес-класс!)



После разговора с администрацией гостинцы, многообразие самостоятельных развлечений сузилось до предлагаемых нахаляву горных лыж и аквапарка (как они это назвали, "Тропическая купальня"). В целях сохранности фототехники, ни в одно, ни в другое место мы ее не брали, поэтому, слава богу, не осталось ни одного кадра, напоминающего о том, что моими были все обочины у ниииизенькой горки рядом с учебным спуском;) Лишь одно из многочисленных падений закончилось не очень хорошо...

Как и предполагалось, даже через час я еще не была готова воспользоваться подъемником;) Хотя, прогресс на лицо: я таки съехала 2 раза с учебного спуска, упав при этом лишь однажды.

"Тропическая купальня" оказалась менее травмоопасной - там мы всего лишь расслабились после первого отпускного дня, обсуждая течение из сопла. Единственный вопрос, который очень хотелось задать создателем этого аттракциона - кто догадался сделать такую маленькую глубину под единственной горкой, на которой катаются не только дети, но и великовозрастные лбы, типа нас с Пашкой;)

Вечер закончился в не очень приятном ресторане при гостинице (на третьем этаже): атмосфера на высоте, а вот повара и цены не соответствовали друг другу. Хотя весь этот день нас не покидало ощущение, что мы приехали не на крайний север, а на какой-то курорт;)

Полирнув выпитую в ресторане настоечку пиффком с Кольского пивзавода, мы расползлись по кроватям в ожидании завтрашнего дня...


(полируем на ночь...)

День 2. Понедельник, 2 февраля 2009 года
Пропуска, день в Мурманске и перегон Мурманск - Печенга.

Утро началось с завтрака и небольшой фотосессии из Пашкиного бизнес-класса.









Делом еще получаса было вызвать такси и добраться до погранцов на Северный проезд. Еще не было часа дня, а пропуска были у нас на руках. В связи с изменением границ погранзоны, желающих получить документы стало в разы меньше; пропуска оформлялись без очередей, не то, что летом. Наши заявления конечно же потеряли, и конечно же нашли;) Ну кто же в этом сомневался?:)

Мурманск - по своему интересен и не похож на другие российские города, где мне доводилось гулять. Я уже успела летом посмотреть его из окна собственной машины, но это, конечно же, не сравнится с пешей прогулкой, да еще и в самое длинное (и, наверное, в каком-то смысле характерное для Мурманска) время года.

Исторических зданий не много (в сравнении с законсервированным в музей Санкт-Петербургом), преобладает именно функциональная и промышленная застройка. Кое-где, быть может случайно, а может и умышленно, сохранены потрясающие панорамы, созданные самой природой еще на том этапе, когда формировался рельеф под городом. Извилистые фундаменты, подстраивающиеся под сложную форму сопок; улицы, идущие то вверх, то вниз... светофоры на горках, как в Праге... в этом весь Мурманск;)

Город далеко не бедный, однако, периодически встречаются разные в чем-то даже комичные картины, сродни тем, что я снимала в Томске и Екатеринбурге: когда на одной из главных улиц вдруг стоит страшная развалина и делает вид, что она вписывается в окружающий современный стиль;)














(справа - местные подснежники)


(здесь во время оттепелей вода стекает не только по крышам...)

Существует много мнений относительно того, почему столь крупный промышленный регион до сих пор не дошел хотя бы до уровня Питера по благоустроенности его столицы... оставим эти соображения политическим обозревателям. В конце-концов, я приехала в Мурманск не думать о власти, а наслаждаться пейзажем;)

Мы поднялись до самого маяка, а потом и до церкви, раз в 100 метров оборачиваясь и поражаясь очередным деталям картины, открывающейся с горки...


(подъем к маяку и сам декоративный маяк)


(на снимке справа - то, что осталось от Мурманского порта)






(церквушка - новодел, но в новгородском стиле... а справа - еще одна Мурманская достопримечательность, Алеша, до которого мы так и не дошли)


(небеса разверзлись над маяком;) )





После чего попытались поесть в закрытом ресторане Панорама...


(блеск и нищета Мурманска... ансамбль "Маяк - церковь - 7-я бмв с автозапуском (видимо церковного работника)" дополняется дополняют вот эти старые сарайчики и полуразрушенный ресторан)

С рестораном не сложилось, зато мы нашли вполне съедобный бизнес-ланч за углом.

Еще немного беготни по магазинам в процессе материализации Артемовского списка продуктов (было дело - обещал он нам свою "знаменитую яичницу")... и небольшая прогулка через озеро...




(как назвала левый снимок одна моя знакомая, "Аутотренинг");)





и вот мы наконец-то созвонились с "боевой ниффкой", закончившей свои дела и готовой нас забрать от любой точки, у которой есть адрес.

Так мы покинули прохладный "европейский" курорт и отправились в настоящую зиму русского крайнего севера... Как Герда в сказке о Снежной королеве... В Царство Холода и Льда.

Мост через Кольский залив, последняя заправка перед выходом на трассу... Последний взгляд на Мурманские огни на противоположной стороне залива... перед тем, как дорога окончательно ушла в тундру...

Артем, ты был прав, что старый Пикник теперь будет ассоциироваться у меня с Севером... Ошибался только в том, что если всю дорогу гонять Юлию Савичеву, то ассоциация перекинется и на нее;) Музыка лишь тогда застрянет у меня в памяти, когда затронет какие-то нотки моего сиюминутного настроения... И теперь "в осадке" я оставила себе бархатистый тембр голоса из динамиков (пускай даже с не очень хорошо настроенным эквалайзером), еле уловимый в холоде запах Нивы (а так пахнет только Нива!), смешанный с когда-то забытым в ней освежителем и бескрайние снежные поля, освещаемые то луной, то редкими огнями поселков! Сосредоточенный на дороге водитель, с которым не хватаешься за ручку двери на каждом повороте, а по какой-то причине доверяшь... И ощущение собственного безумия, когда звуки и картины сливаются в единое цветное пятно в голове, воздействуя на глубокое подсознание... безумия, какое накрывает меня лишь в двух случаях: в период влюбленности (в человека, идею, задачу... не важно) и в момент исполнения мечты;) Ради этого ощущения я ехала за 1,5 тыс. км... и теперь, стоя в длинных питерских пробках, я буду листать радиостанции... и, случайно натыкаясь на песни Пикника, закрывать глаза, откирываться на подголовник и мысленно возвращаться туда! В царство черно-синего и огненно-розового снега!

Сейчас из теплой квартиры кажется, что дорога пролетела на одном дыхании. На самом деле, были и остановки, и периодические рассуждения водителя о смерти и травмоопасности этой трассы... Артем все пытался настроить нас на мистический лад, вспоминая о реках крови, пролитых в том районе, как во время войны, так и за годы "покорения севера" советским народом после нее. Быть может, я прониклась бы сильнее, если бы однажды уже не проехала за рулем УАЗика по этой дороге... Не глушила двигатель рядом со знаками "Остановись! Почти память!"... Не ходила среди монументов и могильных плит.

Безусловно, впечатление до сих пор остается сильным, а после того, как я "нюхнула" холода, мне вообще непонятно, как люди, оставаясь там на долгие зимовки, заботились не только о собственном выживании, но и о том, чтобы не пустить немецкие дивизии к ключевому пункту - Мурманску. Мне хочется преклонить больше чем голову перед теми, кто там выживал и умирал... Но второе впечатление никогда не бывает шоковым. Оно лишь дополняет общее ощущение от края, дорисовывая картину в голове новыми цветами.

Мы и в этот раз останавливались у дороги, чтобы поразмяться по глубоким сугробам. Но на монументы не ходили... Я помню их с лета, как будто была там только вчера...

Все смешалось в этой дороге... и кровь второй мировой, и огромная аварийность. Климатические условия (сырость, оттепели, снег, мороз и голые просторы тундры) делают свое дело: эта трасса более всех из известных мне напоминает ледяной каток... Автомобилисты, чертыхаясь, стараются не лихачить... снегоуборочная техника ("шайтаны", как по местной традиции окрестил их наш "абориген") - носится и сама иногда оказывается по кюветам... То тут, то там вдоль трассы - кресты. Здесь их существенно меньше, чем вокруг Питера... но если наши областные кресты - это в основном обгоны через встречку, пьянство за рулем и прочие "оплошности", то здесь достаточно простого дуновения ветра...

На Титовке нас встретили погранцы, которым теперь были глубоко не интересны пропуска; их задача была проконтролировать российские паспорта.

В Старой Титовке (мертвой деревне, примечательной теперь лишь мотелем, парковкой и цивиллизованным платным туалетом) мы остановились выпить кофе. Между делом, пока кофеварка отрабатывала заплаченные 25 рублей, я уточнила у хозяйки заведения, сколько может стоить ночевка в мотеле, который, как оказалось, работает и зимой. Названная сумма варьировалась в зависимости от одноместного или двухместного поселения, колеблясь в районе 400 рублей. Это к сведению тем, кто пойдет за нами;) (перед отъездом действительной хотя бы на 2008-й год цены в Интернете или телефона самого заведения мне найти не удалось).

Следующим впечатлением стал Спутник - долина среди сопок, залитая сотнями огней. Началась территория военных.

Долгие годы Печенгский район (а точнее, территория после Старой Титовки) была закрытой погранзоной. Иностранные граждане по дороге из Норвегии могли ехать только по главной дороге без остановок; Российское население попадало туда по спецпропускам (их получение - вовсе не проблема, но сам факт связанных с этим сложностей существенно ограничивал поток желающих побывать здесь, не смотря на обещанные красоты и природные богатства).

С 1 января кордоны были открыты. По предположению Мурманских властей это должно положительно сказаться на развитии всего края. Но, по-моему, вместе с бизнесом и туризмом, сюда придет и то, что можно одним словосочетанием назвать "проходной двор". Край действительно уникальный, и образ жизни людей здесь мягко скажем специфический (как минимум, сказывается постоянное военное присутствие); жаль, что этому уголку придется столкнуться с массово-потоковым негативом, неизбежным при отсутствии формальных границ.

Еще несколько километров - и мы на развилке в Печенге. Нам налево, в сторону Заполярного.

И вот мы почти на месте: Печенга-19 км. Небольшой военный поселок, 4 пятиэтажки, несколько административных и хозяйственных зданий, а вокруг - заснеженная тундра.

Небольшой круг по окрестностям, давно обещанная нам яичница, рюмка на ночь, и мы уже спали сном младенцев, заняв почти весь пол небольшой комнаты.

Единственное, что успели перед сном сделать - это расписать мои "белые тапочки" так, что это теперь полноценный сувенир с Мурманской области;) Под раздачу попал и утюг гостеприимного хозяина квартиры;)


(наш гостеприимный друг)







Продолжение следует...
К содержанию

Комментариев нет:

Отправить комментарий