23 февраля 2009 г.

Зимняя сказка... - часть 2

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

День 3. Вторник, 3 февраля 2009 года
Океан в Лиинахамари

Быть может, с кем-то я уже делилась перед отъездом своей безумной идеей дойти до океана.
Еще на стадии подготовки было намечено несколько точек, где теоретически эту идею можно было реализовать; одной из таких точек был населенный пункт Лиинахамари, современная база береговой охраны, бывшая база подводных лодок и единственная точка, ради которой мы получали документы в Мурманске.





Лиинахамари - это последний населенный пункт перед Норвегией на побережье Баренцева моря. Он стоит на Печенской губе Баренцева моря, которая, в свою очередь, является частьваю почти целиком норвежского Варангер-фьорда.
Берега губы давным давно использовались монахами Печенгско-Трифоновского монастыря и местным населением, хотя здесь не было никаких постоянных поселений; позже фины построили здесь порт; Вторую Мировую войну эта территория провела по другую сторону от баррикад, на немецкой стороне... порт продолжал функционировать уже в военных целях... в 1944-м его захватили наши солдаты, чему по всей тундре стоят многочисленные памятники. Еще позже здесь была одна из баз подводных лодок Северного флота... Сейчас там стоит береговая охрана.
Были идеи построить в поселке новый порт... но, насколько мне известно, пока они не дошли до какой-то реализации...
Не так давно Лиинахамари обозначили как один из будущих центров туризма в Мурманской области... но пока правительство мурманского региона бурлит, пытаясь создать там соответствующие условия для "культурного отдыха", пограничники закрыли доступ сюда даже для местного населения (с 1 января измененные правила въезда в погранзону обязуют всех получать туда спецпропуска). В Интернете ходит новость про новый туристический комплекс: http://www.travel.ru/news/2008/08/31/161067.html, но ничего этого в реальности нет... ни домиков... ни хотя бы территории, расчищенной под эти домики;)



От Лиинахамари в сторону п-ова Немецкий идет старая дорога, указанная практически на всех известных мне картах (даже на приведенном выше фрагменте из гугла). Указана она, правда, в стиле дорог по Рыбачьему - т.е. проехать по ней на неподготовленной машине (а тем более зимой) я не рассчитывала изначально;) А вот пройти было вполне реально, особенно если бы эту дорогу чистили. Всего то каких-то 5 км.
Второй вероятной точкой была бухта Долгая щель (в верхнем левом углу второй карты). Те же 5 километров от дороги, но несколько в другом направлении и по откровенной низине, причем здесь даже на самых точных картах была отмечена не дорога, а лишь пешеходная тропинка. Низина больше всего смущала меня, когда я думала о том, как мы без лыж, снегоступов и прочего разумного снаряжения потопаем по снегу, коего здесь бывает и по пояс... а бывает и не по пояс...

Строить какие-либо планы при таком малом знании местности, как наблюдалось у меня, было бесполезно; все, что мы могли сделать - это постараться выйти с рассветом, чтобы оставить себе как можно больше времени до конца короткого светового дня.

Как мы ни старались, с рассветом выдвинуться не получилось;) Сначала мы долго просыпались (отпуск все-таки), потом вставали, завтракали и собирались, как полярники в автономное путешествие;) Карты, GPS, фототехника, перекус и даже штатив...

Около 10:30 утра мы наконец-то вышли прогревать Ниву...



и еще спустя 10 минут мчались по дороге на Печенгу, слушая местные байки в исполнении водителя (своего рода "экскурсия по городу");)
Мы все предусмотрели... Не учли мы только одного: того, что правила прохода в погранзону изменились не только для нас, простых смертных, но и тех, кто прописан в Печенгском районе. Увы, но на КПП за Печенгой в сторону Лиинахамари пропустили всех, кроме Артема.

Наверное, действительно правильным решением было бы отправиться всем вместе в Новую Титовку. Это еще одна точка, где можно было бы выйти к океану, но расположенная совсем в другой стороне и не требующая оформления документов. Погода была сказочная и теплая для тех мест (теплее -10); вероятно, отправься мы в тот день в сторону Титовки, мы бы не только посмотрели на океан, но и добрались бы до Рыбачьего... Но опять вмешалась объективная реальность: до очередных дел в Заполярном у Артема было всего несколько часов. Этого времени не хватило бы на мои наполеоновско-океанские замашки.

Таким образом, после недолгих раздумий, было решено вызвать для нас троих такси в Лиинахамари...


(залив Лиинахамари - фрагмент губы реки Печенга... помниться летом я уже фотографировала Губу, но снаружи... со Среднего... вот она: http://pics.livejournal.com/ekatarios/pic/002c2crq ... Вода в реке пресная и не подогревается теплым течением, поэтому там, где влавствует именно Печенга, есть лед и на нем можно найти даже несколько рыболовов... с приближением к океану льда становится все меньше, солей в воде - больше... пока белая пустыня не превращается окончательно в голубую бездну)


(ждем такси перед поворотом на КПП... )

Повеселив пограничника второй попыткой въехать в погранзону уже на другой машине, спустя 20 минут мы выгружались у пирса в Лиинахамари.


(вот она... голубая океанская вода... но это еще не океан, а всего лишь его залив. Наша цель - дальше!)

Как похож этот населенный пункт на выденные нами летом Териберку и Дальние Зеленцы! Тот же бесконечно-синий океан и та же судовая помойка: вдоль всего берега Лиинахамари были разбросаны остовы старых судов, среди которых лавировали оставшиеся на зимовку в действительно незамерзающей воде уточки. Я их прекрасно понимаю: вода так и манила окунуться;)
Когда-то крупный поселок оставлял ощущение полной заброшенности... разве что по сравнению с Териберкой и Зеленцами, зимний пейзаж и начинающийся снег добавлял уныния... Картина, представшая перед нашими глазами, больше напоминала фильм Водный мир, чем что-то реальное... Разбросанные остовы кораблей, некоторые из которых даже сложно идентифицировать; люди в одеждах разных оттенков серого, закопченые лица вокруг костра, разведенного в большой черной бочке...







Наверное, в этой атмосфере, три туриста с небольшими рюкзаками и навигатором, бодро свернувшие прямо на сопки, выглядели так же нелепо, как этот обломок "водного мира" смотрелся бы в СПб;)

Мы достаточно легко нашли отмеченную ранее дорогу. Но сразу же отметили, что ее никто даже не думал чистить: выделялась она лишь слегка заметным следом снегохода...
Нам сказочно повезло! Ранее погода была весьма неустойчива: то тепло, то холодно. Верхний слой снега то подтаивал, то подмерзал... Образовав, в результате, достаточно жесткий наст, по которому мы могли передвигаться практически не проваливаясь. И если наст в открытой тундре - был явлением ожидаемым, то в долине, через которую дорога выходила наверх, это было настоящей удачей.

Подъем шел вдоль незамерзающего ручья, впадавшего прямо в залив Лиинахамари. То и дело мы останавливалсь, чтобы осмотреться и еще раз взглянуть назад на залив (и вниз в долину).




(слева - взгляд сверху на бухту; справа - очередное брошенное здание, расположенное чуть выше поселка, прямо по "нашей" дороге)

Вместе с нами в тундру уходила и ЛЭП с несколькими проводами...



Позже мы увидели, что ЛЭП идет к небольшому домику, вокруг которого бегал мужик, разгребая снег, и горела пара лампочек.



Дабы не смущать "местного жителя", мы решили не беспокоить его своим присутствием...

К сожалению, фотографиями невозможно передать впечатление от этого белого простора, от тишины, нарушаемой лишь шумом ветра с океана. Стоило нам удалиться от Лиинахамари, как погода начала улучшаться, снег прекратился, облака начали разбегаться по сторонам...

Но не смотря на все подарки погоды, наше передвижение все равно было слишком медленным. 5 км в одну сторону по тундре - это вовсе не час и даже не полтора до океана. Дорога шла то вверх, то вниз... а ноги то и дело уходили под наст: стоило немного свернуть с натоптанной снегоходом жесткой колеи, как ноги проваливались все глубже и глубже. Периодически приходилось останавливаться на небольшие "привалы"... Почти каждый такой привал - повод для новых снимков, потомучто каждый уголок, каждое деревце казалось уникальным в этом суровом климате...


(дорога между сопками явно кем-то насыпалась искусственно; и на насыпанном грунте выросли неожиданные для этой местности кусты и даже полноценные деревья)




(летняя тундра наполняется ярко-зелеными цветами... но и зимой она удивительна...)


(Лиинахамари - еще одно памятное место Второй Мировой... как и на Муста-Тунтури, скалы здесь изрезаны пещерами, форма которых наводит на мысль о рукотворности... пещеры отмечены на карте, но реально мы дошли только до одной... да и здесь внутрь не заходили, потомучто заметили ведущие туда звериные следы и решили не беспокоить обитателя, пускай даже не очень большого размера)




(когда мы отошли достаточно далеко от поселка, Пашка решил вылезти на какую-нибудь возвышенность, чтобы оглядеться... Сопки были высоки, но с дороги казалось, что, если подняться на вот эту вот ближайшую горку, будет видно воду...)


(естественно, с этой сопки была видна следующая - более высокая... т.к. мы ждали Пашку внизу, от дальнейшего восхождения ему пришлось отказаться)






(стоило нам подняться чуть выше, как сугробы с удобным настром дополнился еще одной характерной "формой местности": льдом. На открытых всем ветрам площадках камни и снег были покрыты толстым слоем очень гладкого и скользского льда. Передвигаться по льду на наших подошвах было не реально; да и наст теперь подходил нам далеко не любой: встречались участки, передвигаться по которым можно было только со всей силы"втыкая" подошвы ботинок... ну или по-пластунски... а в нишах между камнями лежал мягкий снег, в который нога могла уходить и по колено, и существенно дальше)










(три ударенных на голову полярника со штатива)

Продвижение вперед шло не быстро, поэтому уже через пол часа мы поняли, что добраться до океана мы вряд ли успеем. А ведь до темноты надо было успеть еще и обратно, на пирс, откуда можно будет вызвать такси до Печенги.
Мы много времени потеряли на сборах и ожидании такси, поэтому вышли с пирса в 12, если не позже... Начинало темнеть около 16... Соответственно, у нас было лишь 4 часа на все про все... Было решено до 14:00 двигаться в одну сторону и с этой контрольной точки начинать обратный путь. То, что дорога назад была знакома и шла вниз, давало нам дополнительное время на осмотр более высоких точек.

Со всеми нашими остановками было почти 14:00, когда дорога привела нас к озеру Кянтёярви всего лишь в паре километров от Лиинахамари. Изучив карту, мы приняли решение остановиться здесь для небольшого перекуса, а потом вернуться немного обратно и потратить оставшееся время на подъем вверх, чтобы, может быть, хотя бы одним глазом посмотреть на залив Лиинахамари сверху...


(озеро, где мы остановились... удачные эксперименты с фильтрами)


(справа - естественная ниша в снегу, образованная ветром на берегу озера. Здесь-то мы и решили устроить привал)


(камень, вокруг которого была образована ниша)


(оцените высоту снега в нише)


(привал - перекус)


(вид на озеро из ниши... снова эксперименты с фильтрами)


(подснежная северная растительность)


(выбираемся обратно... по собственным следам идти не так то просто - вероятность провалиться под снег там, куда ты уже наступал, существенно повышается)


(путь назад, погода улучшается)


(у могилы неизвестного солдата мы решили разделиться... не очень мудрый, конечно, был ход... но мои спутники хотели непременно подняться по достаточно крутому спуску, я же хотела выбрать для себя что-то менее масштабное... и более пологое;)
вот здесь-то мы и обнаружили, что рации, служившие мне верой и правдой столько времени, теперь не могут выполнять свою функцию: одна работает нормально, принимая и передавая... вторая - работает только на прием... но зато в этом районе хорошо ловили сотовые, а большего для оперативной связи и не требовалось)



Как я ошибалась, когда думала, что снег можно описать лишь тремя понятиями: белый, пушистый и холодный... Он, как вода, допускает сотни эпитетов: монолитный, как стена или легкий, как ветер на дороге; жесткий, как асфальт или мягкий как одеяло. Безмолвный, теплый, ледяной и смертельный... И все это - снег.
Снег и ветер строят забавные фигуры, создавая настоящую ледяную пустыню... и завораживая своей масштабностью и хрупкостью...


(следы какой-то небольшой местной зверушки и мои собственные следы)


(мои спутники... не левом снимке они машут руками, видя и еще пока слыша меня без дополнительных средств связи... на правом снимке - штурмуют свой подъем)




(справа - взгляд вниз на долину...черная полоса - это те самые кусты и деревья вдоль дороги... )




(Пашка на вершине "своей" сопки... увы, но вопреки всем ожиданиям, со своего подъема они так и не увидели воды...)


(слева - наконец-то вышло солнце; справа - еще один взгляд вниз... кусты теперь уже напоминают тонкую черную змейку в центре долины... это один из тех случаев, где невозможно передать истиный масштаб!)


(пейзаж из камня и льда на вершине сопки... здесь я останавливалась, чтобы скинуть фотографии на КПК)


(панорама снежно-ледяной тундры...
пробираться по вершинам оказалось несколько проще, чем топать, проваливаясь, по долине... вероятно, надо было изначально не штурмовать дорогу, а, двигаясь перпендикулярно к ней, идти к проливу на почти 300-метровую горку... учтем в будущем)




(если Пашка с Танькой со своей сопки увидели только более высокие вершины, то мой пологий и халявный подъем привел меня четко к прекрасной обзорной площадке, откуда было видно залитый солнцем залив и даже корабли береговой охраны)


(панорама залива... некоторые считают, что с финского языка Лиинахамари переводится как "цветок из камня"... по-моему именно с этой точки понятно, насколько это название соответствует истине!... с таким переводом, правда, далеко не все согласны... говорят, что теория не имеет никакой научной основы... но зато какая это красивая теория;))

После спуска планировалось встретиться у того же самого безымянного солдата, от которого мы начинали путь наверх... Но как только мои спутники услышали, что с "моей" сопки видно море, их усталость тут же улетучилась и они, успев уже спуститься, снова направились вверх.


(мои коллеги - полярники;) )


(и снова взгляд на долину... вечереет... с противоположной стороны от солнца появилась небольшая розовая тучка, которую я видела не только в этот вечер... природное явление?... или совпадение?)

Спуск оказался много сложнее подъема! Если по дороге наверх всегда остается возможность развернуться назад, оставив дурацкую идею о высоте, то по дороге вниз такой возможности нет. Кроме того, снизу не видно, где ожидают резкие обрывы, а где чрезвычайно скользские фрагменты наста... На своем первом спуске мои спутники уже хлебнули сложностей, покатавшись с наста на попах, как пингвины, потомучто не стали возвращаться по той же дороге, по которой поднимались. Кроме того, Татьяна повредила палец на ноге, вырубая достаточно мягкими ботинками себе лестницу в насте и случайно ударив по камню...
Уже ученые, они советовали мне идти назад исключительно по собственным следам... Но моя дорога наверх включала один неудачный фрагмент: путь вдоль чрезвычайно скольского камня, где я ступала одной ногой на лед - другой на снежный наст рядом... Уже под конец нога глубоко ушла под наст, при этом я так и не нащупала почву... подтянувшись обратно на скользский камень, я решила во чтобы то ни стало обойти это место на спуске.

Спускались мы все втроем... Это и еще нетипично высокие ботинки спасло меня от перелома ноги в тундре. Погуляв несколько часов по этому "лунному" пейзажу мы выработали себе "привычку" стараться выбирать дорогу не по совершенно белым участкам, а там, где из под снега торчит какая-нибудь растительность или проглядывают камни. Растительность и камни означают, что где-то неглубоко под настом реальная почва; это значит, даже если ноги уйдут под корку, будет достаточно просто выбраться... Вот эта "привычка" и сыграла со мной злую шутку: я поставила ногу между двумя такими торчащими ледяными камушками и она провалилась в глубокую расселину. Вывихнутое колено напоминает о себе до сих пор (а сейчас уже конец февраля!)... тогда же падение наградило меня хромотой до самого отъезда...

Падение показало, насколько удачной оказалась идея высоких ботинок... и жесткой затяжки шнуровки по самое колено... это был повод для радости не только пока я лежала на снегу, переводя дух после высвобождения дико болящей ноги, но и потом... на все оставшиеся дни...

Минут 10 мы сидели на месте... после чего уже гораздо аккуратнее добрались до дороги и начали спуск в Лиинахамари... К самому поселку мы успели подойти как раз засветло... Но пока вызывали и ждали такси (а прошло всего минут 20) - наступила ночь.





Такси запаздывало... Но все же приехало почти через 20 минут после обещанного времени. Спустя еще минут 20 мы уже сидели в давно ожидающей нас в Печенге Ниве... А еще минут через 20 - ели суп, заболтиво приготовленный хозяином нашего прибежища...

Утомленные тела не дали растянуть вечер надолго; уже через пару серий Дятловых мы вырубились, запланировав на следующий день небольшую экскурсию по населенным пунктам Печенгского района.

Лиинахамари, слава богу, не был экспериментом по выдерживанию низких температур. Условия были вполне приемлимыми, однако, даже в них мы многое осознали относительно самого обычного "прогулочного снаряжения". Кошки, снегоступы - это, наверное, было бы полезно, но ни разу не увеличило бы скорость передвижений... Лыжи - возможно... но тащить их ради одного дня прогулки тоже было не разумно... так что здесь ставка была сделана правильно... Оставалось лишь добавить правильную идею о направлении передвижений. Как я говорила выше, гораздо эффективнее было бы в самом начале, как и предлагал Пашка, нацелиться наверх и дойти до 300-метрового гиганта...
А вот с одеждой мы (по крайней мере я) больше угадала, чем ошиблась... Хотя слишком частые порывы расстегнуться, чтобы глотнуть свежего воздуха и немного охладить организм, привели к тому, что первый вечер у меня слегка ныли связки на шее... И непривычное к морозному воздуху горло чувствовало себя несколько странно.
Не смотря на мороз, вещи в карманах отсырели, так что идея запаять карты в пленку изначально была весьма к месту. Жаль только, что технологическая пленка, предложенная мне в софите, оказалась не предназначенной для низких температур, которые мы повидали чуть позже... поэтому она успела растрескаться на сгибах...

Продолжение следует...
К содержанию