7 мая 2012 г.

Сборы в дорогу: Автомобиль


В этом сообщении я попытаюсь обобщить некий опыт сбора АВТОМОБИЛЯ в дальние путешествия.
Общий пост о сборах можно найти по ссылке: http://ekatarios.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html.

Дисклаймер: Все нижеописанное следует воспринимать лишь как мое личное мнение, не претендующее на объективность. Просто немного опыта... в ракурсе именно АВТОМОБИЛЬНЫХ путешествий в нашем формате.




Машина

Водитель знает свою машину, поэтому как ее собирать, рассказывать кому-то бесполезно. Существует две крайности: не взять вообще никаких запчастей или взять слишком много запчастей. Обе они, на мой взгляд, не ведут ни к чему хорошему. Всегда необходимо искать баланс.
  • Первый случай - запчастей нет. Часто приходится слышать "а вот они скатались туда-то зимой, в мороз, и у них даже ремня генератора с собой не было... и ничего, живые". Дк вот живые - потому что повезло;)) Везет не всегда и не всем.
  • Второй случай - с собой везется чуть ли не второй двигатель. Это уже перебор. Любая запчасть - вес, и это нагрузка на установленные запчасти. Грубо говоря, взятые с собой рессоры повышают шанс сломать существующие. Главное, закупка запчастей - это деньги, которых перед поездкой, как всегда, не хватает на то, чтобы подготовиться на все 110%.
Итого, при сборе я полагаюсь на следующие идеи:
  • В дороге чиним машину из состояния "недвижимости" в состояние "движимость" (пускай "движимость" будет ехать и не так бодро, как было изначально). Барахло, не влияющее на ходовые качества, починим потом в райцентре или вообще дома. Летом я, например, из этих соображений не вожу с собой лампочек. Бьются они слишком легко, а при наличии длинного светлого времени можно добраться до магаза и без них (перемещаясь только днем).
  • Тупо берем схему автомобиля, пробегаемся по всем узлам и смотрим, какие могут с ощутимой вероятностью выйти из строя. Обычно это движущиеся части, подшипники, ролики, трубки и т.п.
  • У любой машины есть свои "косяки", на предмет которых лучше подстраховаться. У Патриота это, например, карданные болты... Стоят копейки, а вот на бездорожье их почему-то не продают;)))
  • Для бензиновой инжекторной машины есть джентльменский набор: ремни, датчики (без которых не едет), бензонасос, топливный фильтр. В одну машину беру с собой еще второй аккумулятор (заряженный и проверенный, ясен пень). У дизеля или бензинового карбюратора "джентльменский набор" свой.
  • Для любой машины нужны доливки масел. Двигло, коробка, раздатка - с запасом относительно обычного расхода масла; мосты - в зависимости от бродов; гидрач. Антифриз/тосол нужен только зимой. Тормозуха нужна любому внедорожнику вне асфальта так, чтобы полностью хватило хотя бы на 1 контур + всякие там гидравлические сцепления. Нужны смазки (литол / шрус, ВД-40) и герметики (холодная сварка и силикон). Я еще вожу скотч, изоленту и стальную проволоку.
  • Для любой машины нужны: провода для прикуривания, буксировочный трос, компрессор, опционально - запасные ключи от дверей и зажигания и т.п. Я еще вожу набор для ремонта колес + камеру.
Написали список? А теперь оптимизируем все по параметрам: стоимость запчасти / ее вес / вероятности поломки / наличие в магазинах в райцентрах и т.п. Грубо говоря, если запчасть переваливает за 30 тыс., есть в любой деревне, а вероятность поломки 1 на миллион, то надо 10 раз подумать, брать ли ее с собой. Не будет ли дешевле сходить с рюкзачком до райцентра (50... 100 км) и купить ее при необходимости? Противоположная ситуация - стоящая машина из-за запчасти за 100 рублей, которую надо ждать под заказ 3 недели...
Результат моих собственных измышлений на этот счет обычно можно посмотреть в файлике с подготовкой. Я его обычно на всех участников поездки расшариваю...

Ну и еще одно важное замечание. Инструмент должен быть, включая домкрат, свечной ключ, всякие специфические головы, балонник и т.п. Бесполезно брать с собой то, что не можешь поставить. Плюс средства для спиливания, заколачивания и высверливания.

Из бездорожного... Тут я не сторонница ставить жесткие условия. Что-то явно должно быть. Из идеи, что каждая машина должна по возможности самостоятельно выбраться из любой ж***, куда залезет (за исключением откровенных путешествий в кювет, конечно). В каждую машину нужны топор, абы-какая пила (у меня - цепочка) и лопата. Повторюсь про буксировочный трос (лучше - динамику с парой запасных шаклов), компрессор. Рекомендуется - сапоги или химза для бродов; джек с возможностью крепления за колеса. Я еще вожу пару досок для всяких технических нужд (под колеса подложить, например). Если бы мы много ездили по лесам, наверное, рекомендовали бы брать лебедку. Но чаще всего УАЗ оказывается в тундре, а там она бесполезна. Зато в тундру берем траки, ни раз уже пригождались.

Update от 17.01.2013: После очередной зимней поездки мне показалось, что надо проговорить здесь еще одну важную истину. Кроме сбора самой машины, собирать надо, грубо говоря, водителя. Так что рекомендую потестировать себя в тех условиях, куда мы планируем ехать.
  • Если мы едем по геометрически-сложному бездорожью - стоит скататься куда-нибудь в лес, попробовать поманеврировать... Особенно это касается гор и камней.
  • Если мы едем по бродам - попробовать поштурмовать броды. Машина испытывает некислое сопротивление от воды - надо быть готовым компенсировать это газом, но не провернуть колеса в грязьке... Этому умению под конкретную машину на словах не научить.
  • Если мы едем на лед - стоит заранее поехать и покататься где-то по льду. Практика показала, что ESP и прочие умные системы порой "творят чудеса" в плохом смысле этого слова... 
  • и т.п.
О дорожных условиях обычно можно спросить у меня;)

Update от 2013.03.22: Вот здесь я подготовила свой типичный список (там не все запчасти единовременно оказываются в багажнике - необходимые пояснения есть прямо в списке): http://ekatarios.blogspot.ru/2013/03/blog-post_2547.html.


Назад к общему посту о сборах в дорогу: http://ekatarios.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html.