20 февраля 2010 г.

Полярный февраль - 2

Перепубликация из ЖЖ

Предыдущий зимний визит в Печенгу
Неудачная попытка штурма Рыбачьего на машине

Предшествовавший тест снаряги

В этом году мне снова довелось погулять в феврале по Печенгскому району. Событие было более чем ожидаемым, но от этого не менее волнующим...

* Почти все фотографии в этом отчете, вне зависимости от их авторства, кликабельны - они ведут к полноразмерным снимкам в гугле.
Запрещаю перепубликовывать сие без указания авторства и активной ссылки.


Достигнутая цель сладка лишь первые секунды. Если это победа в борьбе с собой, то уже через несколько минут появляется тяга к следующей битве...

Вся поездка была в моем стиле, т.е. изначально напоминала некий непонятный блудень... затрагивавший уйму людей и включавший массу маловероятных событий. И, как это ни странно, все получилось.
Идея вернуться в Печенгу появилась случайно: еще в сентябре мы нашли распродажу авиабилетов, которая, даже с учетом всех сборов, позволяла слетать в Мурманск и обратно дешевле, чем совершить то же путешествие в плацкартном вагоне. При этом с самолетом нам не пришлось бы терять стандартные "сутки" по дороге в одну сторону.



Единственной "подставой" распродажи было то, что полет обязательно надо было совершить с середины января по конец февраля. Но для нас это было даже преимуществоам. Так уже к 20 сентября мы наобум выбрали точные даты поездки, не зная вообще ничего: отменят ли наш рейс, получится ли взять отпуск, будут ли деньги (с этим кризисом ведь ничего нельзя было загадывать заранее)...
Учитывая "халявный подгон" я зазывала с собой много кого, но народ не "купился" даже на горнолыжный курорт в Мурманске... Домоседы!;) Я изворачивалась, изобретая методы прилететь большой компанией, а потом разделиться, оставив особо "паркетных" людей в Мурманске, и прогуляться на сутки в Печенгу (навестить Темыча)... но эта изворотливость все равно не понадобилась.
Были и совсем странные желания: если уж ехать в те широты, то в Норвегию, а не по матушке-России... Честно скажу, считала и такой вариант. Но добраться до Нордкапа получается слишком матрасно и дорого, в отличии от океана в том же Лиинахамари...
В процессе подготовки состав команды несколько изменился: первоначально собирались ехать я, доцент и Димон... потом нас стало четверо... а потом снова трое; в окончательной версии летели я, Димон и Ксюха. Получалось, что только я возвращалась дважды на одно и то же место... и я же больше всего хотела добраться до океана: туда, куда в прошлом году дойти не удалось. Океан стал для меня краеугольным камнем всей поездки: под это дело была "подтянута матчасть" по всякой зимней снаряге, заказан с ебея БУ-гармин. Были куплены снегоступы, которые двое выходных подряд тестировались на просторах Ленобласти. Тестировались бы и третьи (последние перед отъездом) выходные... но, как оно обычно и бывает, планы покатились в тар-тарары уже за неделю до отправления...

Чуть меньше, чем за неделю до вылета, когда вещи еще даже не начинали собираться, а работы впереди было целое море, у меня зазвонил телефон... "Слушай, я тут сажусь в машину... ниче, если завтра в гости к тебе заеду?"... Обычная вроде бы фраза... но, честно говоря, неожиданно слышать ее от человека, находящегося в 1,5 тыс. км от меня;) По своим делам Темыч неожиданно для нас предпринял поездку Печенга - Питер - Печенга... и готовился забрать часть наших вещей в багажнике с собой, чтобы нам не болтаться с ними по самолету. Так проходили наши сборы: сумбурно и в бегах. Я успела отправить почти все, даже надувной матрац, чтобы нам было на чем спать на досчатом полу печенгской квартиры... мои спутники собрали только снегоступы и спальники, но это тоже было большим подспорьем.

Почему я так подробно об этом рассказываю? Потомучто в процессе тестирования снегоступов у Димона не выдержало одно из креплений. Это вызвало резонный вопрос: а как мы будем ремонтироваться, если что, посреди тундры? Ведь оттуда, куда мы заползем на кошках, преодолевая пухляк по пояс, будет не так просто выбраться без снаряжения.
Рисовались схемы, обсуждались теории... в результате был сформирован универсальный ремнабор для снегоступов, позволяющий заменить деталь в случае выхода из строя одной из заклепок. Для расширения применимости набора еще и на ленты креплений, надо было переделать весь крепеж с заклепок на болты... на всех парах снегоступов...
Задача, вроде бы на час - полтора, но перед отпуском традиционно рабочий график уплотняется так, что и этих полутора часов уже нет.
Так снегоступы уехали не переделанными... Это был единственный сознательный "промах" подготовки... Но, как следовало бы этого ожидать, он не вышел для нас боком. Повезло.

 
(сборы)


(проводы в аэропорту)

 
(встречи в Мурманске)


Все меняется...

Я не хочу далее описывать события в стиле "мы пошли - мы сделали"... Для меня возврат в Печенгу вызвал ощущения даже более яркие, чем возвращение домой после запарной командировки. Было ощущение, что этот край ждет меня; что Кольский встречает и радуется моему очередному посещению...
В каждом регионе, куда прибываю, я привыкла отмечать для себя моменты, не похожие на мою собственную жизнь. А здесь расположен мой "параллельный мир", который не хочется ни с чем сравнивать: хочется смотреть на него так, как будто он один единственный, отмечая положительную или отрицательную динамику во времени, но не в пространстве. Да простит меня за такую "измену" мой родной Питер;)

***

Время идет. Печенгский край, да и вся Мурманская область развивается... На трассе появились новые сотовые БС-ки, кроме того, не смотря на суды и административные взыскания, Кольский пивзавод продолжает свою работу. Мурманск преображается на глазах. В Печенге заиграло первое русскоязычное радио (ретрансляция Европы +), а в магазине в маленьком поселке из 4х пятиэтажек, населенных военными, теперь можно расплачиваться банковскими картами. Там же появилось и кафе, где кормят вполне нормально (соразмерно ценам). Да и кафе в Старой Титовке вовсе не закрылось, несмотря на многочисленные публикации по этому поводу. Лишь "свинин" в Никеле остался все на той же строчке в меню... как, впрочем, и "лАсось", которую мы не заметили в прошлый раз. Теперь в Мурманской области вполне реально легально купить мясо местного краба, хотя, оно здесь и дороже, чем тигровые креветки из Китая.
Мой друг теперь не одинокий северный волк, а серьезный "муж", ответственный за свою женщину. Комплекс волновавших проблем изменился и как-то явно ушел на второй план. "Война - войной, а жизнь продолжается". Такие преображения видеть крайне приятно (хотя он, конечно же, может и не согласиться с вышесказанным). Квартира, ставшая нашим домом на 4 Печенгских дня, вроде бы и не изменилась, а на самом деле приобрела некий дух домашней обстановки... "гнезда", куда и сам Темыч уже рад возвращаться...

 
(Автор - Димон)

Недалеко от Луостари началось строительство нового Трифоно-Печенгского монастыря. В "историческом месте" недалеко от Генеральской сопки (именно оттуда и пошло освоение православием тех краев). Одновременно продолжает пустеть Корзуново и, как мне показалось, Лиинахамари.
"Флагом", обещающим дальнейшее развитие края можно назвать Штокман. Наверное, его ждет все северное побережье Кольского полуострова.
Отворотку на Рыбачий продолжают чистить;) И она продолжает манить мои мысли;))

Ну а теперь ближе к делу...


(схема наших перемещений есть в гугле; при рассказе о Генералке и Лиинахамари я приведу более подробные скриншоты... карта кликабельна)

Погода нам более чем благоволила. Фотографии - это лишь малая толика тех впечатлений, что даровал север. Наш самолет садился в Мурманске мимо полотна северного сияния. Очень необычно и неожиданно. За бортом было -23, и небо обещало продолжения похолодания. То угасая, то разгораясь вновь, сияние сопровождало нас всю дорогу до Печенги.
Но на утро, вопреки всем прогнозам, солнце сопровождалось не более чем 15-тиградусным морозом.

Северное светило озаряло весь наш подъем на Генеральскую сопку, порадовав под конец шикарным солнечным столбом (явлением для севера не редким, но от этого не менее прекрасным). Светопредставления мы специально дожидались на вершине сопки, балансируя на грани усталости и замерзания.

Фотографии с Генералки


(приблизительная схема подъема)
 
(автор - Димон)



(трое с флагом готовы покорить Генеральскую сопку - она на заднем плане)

 
(ледяные "листья")


 

 
(вдали - тундры, на которых расположены Заполярник и Никель... север промышленный...)


 
("волосатая дырка" в снегу, на другом конце которой явно кто-то спал)

 
 
(форма наста создавала неожиданные препятствия на пути... перебираться по горке вверх через "волну" такого наста оказалось не так то просто)


(автор - Ксюха)



(а на вершине "ледяная листва" гораздо больше!)

 

 

 
(снежный наст...)

 

 

 
 

 

 

 
(по поводу правого фото ма сошлись во мнении, что так выглядели первые поселенцы этого края... которые пришли сюда и сказали: здесь мы будем жить (как в известной легенде о происхождении Чешского народа))



(солнечный столб - явление реальное, а не фокус фотоаппарата)


 

 



Но подъем на генералку был лишь разминкой.

Печенгский район не отличается обилием солнечных дней в году, но следующий, ключевой день путешествия, по дороге к океану нам снова сфартило (в каком-то смысле). Ветер (подробнее о котором скажу чуть позже) чуть подпортил картину, зато сдул дымку с океанской глади. А вечером были снова удивительные краски со всеми оттенками голубого и розового.
И даже на третий день наших прогулок по Никелю - Заполярному солнце нас не оставило.
Хорошую погоду мы увезли с собой: уже в день отъезда над Печенгой нависли низкие слоистые тучи, повторяющие своими четкими линиями рельеф сопок. Достойно снять эту картину, чем то похожую на угнетающую компьютерную графику, мне не удалось.

***
Вот он, феномен моего сознания. По дороге от океана мне казалось, что я не дойду. Что силы оставят меня, и я буду радоваться возможности наконец-то расслабиться, пускай и падая с этого ледяного перевала. А на следующий день мозг уже с трепетом вспоминал тихую голубую гладь воды, рождающую в своих недрах облака. Настоящее ледяное дыхание севера.
Вы все увидите лишь подборку из пары десятков снимков. Может быть, кого-то это тронет. Но никакими кадрами я не могу передать ощущения и мысли от прохода через белую каменную тундру к суровому северному морю.
За один только вечер я задавала себе вопрос "зачем" раз 10. Опухшие и натертые ноги, боль в мышцах, обозженные колючим ветром глаза и от этого существенно севшее зрение (первые сутки картинка расплывалась, что для меня непривычно).  Зачем на это менять теплую городскую квартиру? Мазохизм, с одной стороны; путь по грани - с другой. Но можно многое дать за ту радость, которую испытываешь на обратном пути, видя вдали огни спасительной бухты Лиинахамари... В эти секунды ты чувствуешь Настоящую Жизнь...
В прошлом году мы не дошли до океана. Правильно, что не стали пытаться. Мы протопали лишь 1/3 и думали, что уперлись во время. В реальности - все не совсем так.
Путь начинается в бухте Лиинахамари с набора высоты. Это плавный подъем метров на 50 над уровнем моря (с самого берега бухты). Дальше - плато и извилистая дорога мимо пещеры и братской могилы. Потом - выход к озеру. В сумме - это около 2 км (1,7, если педантично следовать показаниям гармина).
И, если честно, это единственный халявный участок пути.
Дальше мы в прошлом году, не имея снаряжения, начали проваливаться в снег и остановились. Правильно сделали, ибо дальше где-то 1,5 км дорога идет в низине по откровенному пухляку.
В этом году без снегоступов мы бы и до сюда не дошли, т.к. условия этой зимой несколько иные. По дороге все также проглядывает след снегохода, но обилие снегопадов и сильные ветра покрыли его в некоторых местах полуметровыми (и даже более) наносами. Причудливые формы выдувает ветер из снега... и, порой, приходится шлепать по самому краю некой фигуры, возвышающейся на метр и более от основного "уровня".
Как нам все-таки в прошлом году повезло!
В этот раз до озера мы дошлепали минут за 40. После этого начался напряг.
Как я и говорила, сначала это было около 1,5 км по пухляку мимо озер. Затем - подъем на перевал. По насту с наклоном, перпендикулярным направлению движения.
Перевал - это 1,5 км. Далее перед глазами открывается океан. И, хотя кажется, что до него рукой подать, впереди еще около 2,5 км в режиме "вверх - вниз".
Позже, обмениваясь впечатлениями, мы сошлись во мнении, что у каждого, стоило нам с перевала увидеть океан, появилась мысль: "а может ну его? Может не надо спускаться?" И ощущение становилось тем отчетливее, чем больше "ступеней" спуска мы прошли. Но ни один не высказал этого вслух... Мы дошли до кромки воды...
Суммарное расстояние - 7,63 км в 1 сторону. Итого - 15 км туда и обратно... на снегоступах... Набор высоты - 280 м минимум (это если считать только перепад между начальной и самой высокой точкой). Более точно я посчитаю, когда проанализирую трек с гармина. По ощущениям, метров 400 должно набраться.
Перевал - 140 м над уровнем моря. Это узкая "аэродинамическая труба" между двух 250/300-метровых вершин, направленная с юга на север.
Я предполагала ветер, но ожидала его с океана, т.е. думала, что худшее мы огребем по дороге "туда". Вышло все с точностью до наоборот.
Ветра здесь зимой преобладают южные. Об их силе можно судить по ледяной горке, в которую превратилась дорога уже на спуске в сторону моря: с одного из расположенных наверху озер ВЕТРОМ туда выдувало воду, в результате дорога стала катком. И все это мы почувствовали на себе уже на обратном пути. Ползти на встроенных в снегоступы кошках вверх по льду как-то не входило в первоначальные планы... Но другого пути не оказалось.
Ветер в лицо сдувал, готов был сбить с ног. И, самое главное, он в буквальном смысле выжигал глаза! То, что скорость была не менее 15 м/с - это точно. По силе он был не меньше того, что нас 2 года назад летом "обдувал" в Ловозерье. Но больше мне сравнить было не с чем. Что и говорить, если колючий снег, сгоняемый ветром, пробивался даже в закрытый чехол от фотика.
Я умолчу о том, что навигатор покрылся инием у меня даже ПОД пуховиком (и какие китийцы придумали делать такие вещи из недышащих тканей?... он отсырел и набрал несколько кило веса...стоило снять его по тех.причинам - обратно одевать пришлось уже ледышку).
Умолчу и о том, что маска обмерзла подбородке так, что было сложно ее снять... а выпадающие из под нее волосы примерзли к бровям, но кожа этого практически не чувствовала. Не лучше ощущали себя и мои спутники.
"Бывалые полярники" скажут: "Говно ваше снаряжение!"... Именно так. Но решимости дойти до конца было через край.
И океан вознаградил нас: он был прекрасен. Как и кусок сала с сыром/колбасой в качестве перекуса. Замерзающими руками, укрываясь от ветра за камнем, мы доедали сухарики... и сами собой желания и стремления сократились до банальщины.
Хотелось тепла. Или хотя бы отсутствия ветра. А еще - кока-колы. И, видимо, понимая весь бесперспективняк этого желания, организм просил именно холодной кока-колы с черным хлебом. Как-то сам собой почти каждый выбрал для себя такой безумный эталон счастья. Мир сузился до нас четверых, горячего чая из термоса (который тоже выдувало ветром из чашки) и этой дороги.
Мы дошли... жаль, только, что не можем словами выразить, зачем. Так было нужно. Не претендую на подвиг... но для меня это маленькая личная победа в большом и не всегда тривиальном мире.

Фотографии с Лиинахамари


(схема нашего пути)


(Унылые картины поселка Лиинахамари, автор - Ксюха)

 


(кладбище кораблей, автор первого фото - Димон)


 


(причудливые облака, похожие, порой, на дальние сопки)


 

  
(автор правого фото - Димон)

 
(перевал... автор левого фото - Димон)


(здесь под действием ветров "ледяная листва" выглядит совсем по-другому)


 
(белое безмолвие... как выразился Димон, здесь каждый звук имеет свой явный источник...)



(ремонт по дороге... у Машки открутилась гаечка)


 
(наст... под этой волной спокойно можно пролезть!)


 
(вот он... великий и могущественный Северный Ледовитый Океан, рождающий в своих ладонях облака)


 
(автор левого фото - Димон)


 
(есть места, где снег вообще не задерживается из-за силы ветра...)


 
(а нежная голубизна воды передана только у Димона; он автор этих снимков)


 
("ледяные грибочки" из камней; автор правого фото - Ксюха)


 
(перекус замершими руками, автор левого фото - Димон)


 
(автор правого фото - Ксюха)

 
(путь назад... против ветра; автор левого фото - Димон)


 
(автор этих снимков - Димон... муть - это обледеневший объектив)

А дальше началось удивительное светопредставление...


 



 

 

 

 


 
(дошли... автор обеих фотографий - Димон)

Впечатление от остального как-то меркнут... за этим арктическим дыханием я гонялась всю зиму... В мире холода мне немного не хватило человеческого тепла; но, как ни крути, это развлечение на любителя... уж туда-то точно не утащишь никого против воли;)
А до следующей зимы придется еще раз серьезно пересмотреть снаряжение. Подводя итог, хочу сказать, что снегоступы были наиболее оптимальным выбором под эту дорогу... Снегоступы с кошками... Лыжи пришлось бы снимать/одевать раз 100.... А без кошек мы бы вообще не справились!
Мороз в -20 не замечается, когда есть, чем заняться. Чтобы не замечать его и на отдыхе, придется капитально задуматься... В том виде, какой был у нас сейчас, вряд ли кто-то выдержал бы ночевку без просушки.
Но теперь все это для меня не научная фантастика... Это реальные вещи, происходящие в реальном мире.

И еще несколько фото с Заполярного, Никеля, Печенги и Мурманска...


(19-й км, автор - Димон)


 
(Корзуново, автор левого фото - Димон)


 

  


(Заполярный)



(граница на замке...)


(нулевой километр... начало всех дорог;) автор - Димон)

 
(В черном-черном городе... автор - Димон)

 

 



 


 
(вокзал в Мурманске и макет цервки в Варзуге; автор - Димон)



(автор - Ксюха)


 

 
(обратный перелет; автор - Димон)


Единственное о чем я действительно жалею, так это о том, что мы летали всего на 5 дней, а не на полноценную отпускную неделю...

Комментариев нет:

Отправить комментарий