27 июня 2006 г.

Карелия глазами водителя; 20.06.2006 – 26.06.2006


Маршрут: Санкт-Петербург – Лодейное поле - Инемское озеро (ночевка) – Петрозаводск – Марциальные воды – Гирвас – заброшенный аэродром (ВПП) - Пальеозеро (ночевка) – Поор-порог реки Суна - Кивач – Медвежьегорск – Толвуя – мыс Клим-Нос, Повенецкий залив Онежского озера (ночевка) – Медвежьегорск - Повенец - шлюзы Беломорканала – Медвежьегорск – Гирвас - Пальеозеро (ночевка) – Поор-порог реки Суна – Кондопога – Петрозаводск – озеро Сямозеро – озеро Ахвенъярви (ночевка) – Эссойла - р. Шуя – Крошнозеро – Ляпписилта – Ляскеля - Сортавала – Рускеала – Сортавала – Лахденпохья – Приозерск – Моторное (ночевка) – Санкт-Петербург.

Протяженность (по примерным оценкам): 1900 км.

Команда: 3 человека (1 машина - ВАЗ 2109).

Навигация: IPAQ 2210 + GPS CF, который из-за неисправности инвертора в машине "отрубился" на второй день поездки; атлас Карелии (2 км); атлас Ленобласти (1,7 км); карта Юго-Запада Карелии и Северного Приладожья (2 км).

Связь: комплект Midland GTX 400.

Оригинальный пост в ЖЖ

Вечер дня 1, 20.06.2006 (примерно 240 км).
Первоначально был план в ночь доехать до Петрозаводска. Около 23 часов сели в машину и наконец-то стартовали из города с неработающей левой фарой ближнего света и задней подсветкой номера (это важно, поскольку из-за них, по сути, первоначальный план и не был реализован).
Собрали по пути все ДПС-посты, последний из которых все-таки не согласился "отпустить с миром", а после безуспешных попыток "исправить дело на месте" при отсутствии тестера (как потом было выяснено, вопрос не решался заменой лампочки или предохранителя) выписал штраф за неработающие электроприборы с рекомендацией не ехать дальше в туман, а отправиться либо на автосервис, либо спать.
К слову, на всей М-18 развешены камеры, поэтому особо гоняться мы не стали и были в Лодейном Поле только к 4 утра; последний ДПС остановил нас ровно перед мостом через Свирь, который в тумане действительно был практически не различим..
Проехав еще километров 10, свернули на первое же указанное навигатором озеро (Инемское озеро; тогда навигатор еще работал). Через 100 метров оказались на "парковке для дальнобоев". Дальше забираться не стали, расставили палатку и около 5 утра уснули сладким сном под звуки железной дороги и трассы М-18 (это озеро я бы отметила, как крайне нежелательное для ночевки или купания).


День 2, 21.06.2006 (примерно 320 км).
Утро началось отвратительно около 10 часов с общения с местным "представителем фауны", т.е. бомжем, которому, очевидно, хотелось денег. Не пожалели, что взяли себе в палатку "под подушку топор". Не завтракая, собрали вещи и погнали в сторону Петрозаводска. Следующая остановка на трассе была уже на территории республики Карелия; попили кофе и двинули дальше. Здесь и дальше доблестные инспектора ГИБДД останавливали нас почти на каждом посту с целью проверки документов.
Въезд в Петрозаводск мы, естественно, прохлопали ушами (не смотря на то, что навигация на тот момент еще работала, толку от нее было не много, т.к. карты самого Петрозаводска у нас не было).




Въехав таки в город через кладбище (кладбищенская церковь - на фото выше), нашли приличное с первого взгляда заведение, помеченное табличкой "обслуживают официанты" (на деле оказалось, что единственное, чем там занимаются официанты - это курят у входа; но это уже привычная особенность ненавязчего российского сервиса).
Поев, отправились смотреть город (фото ниже).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Большая часть фотографий сделана на абстрактной набережной города)

После осмотра достопримечательностей и безуспешного поиска финского пива, заправились и выехали из города по М18 дальше на север. Выезд оказалось найти так же не просто, как и въезд; пересекали город раза 2 как минимум, прежде чем наконец-то догадались, какой поворот - "наш".

Свернув на "старую М18" (есть у нее какой-то федеральный номер, но его все равно никто не знает) и проехав около 50 км, попали в старый (еще Петровский) курорт - Марциальные воды. Это место, хоть там вобщем-то смотреть и нечего (фото - ниже), настоятельно рекомендуют посетить все, кто ездил в республику Карелия. Мы были, отметились, в следующий раз будем заскакивать только лишь за водичкой (вкус у нее странноват... а вот обещанного запаха сероводорода, витающего в воздухе над курортом, мы так и не почувствовали).

 
 

Осмотрев курорт и попив местной водички (хорошо, хоть не из каждой встречной скважины;)), двинули в Гирвас, который еще до отъезда был порекомендован, как отличное место для фотосъемки. Кто-то говорит, что в Гирвасе расположена заброшенная ГЭС, мы же все-таки пришли ко мнению, что это просто плотина для водоотвода Кондопожской ГЭС. Так или иначе, масштаб полу-природного полу-рукотворного сооружения впечатляет. Кроме как "гранитная страна" это место не назовешь (фото - ниже).
 
  
 
 
 

После долгого дня решили дальше не ехать, а встать на озере Пальеозеро (благо о стоянках на нем мы были наслышаны, а искать другое место где-нибудь в отдалении никакого желания после почти бессонной ночи не присутствовало).
В поисках подъезда к нему, вдоволь покатались по аэродрому, ВПП которого, судя по всему, будет жить своей жизнью в лесу еще ни один десяток лет (фото - ниже).



Все "хорошие места" были заняты машинами 78-го региона (что характерно, забираясь в какую-нибудь *опу мира, мы встречали в основном 78 и 98 регион, изредка Вологду и уж совсем редко - 10-ку), поэтому встали несколько поодаль, метрах в 50 от воды. Координаты стоянок не указываю, т.к. там вся прибрежная полоса расчерчена дорогами и уж хоть какую-нибудь стоянку найти можно всегда, что мы и сделали.
Озеро было выбрано отличное, с песчаным пляжем и бодрящей водичкой (если честно, без "такой то матери" в воду было просто не залезть). У выбранного места остановки было только 2 существенных минуса: комары и слишком уж маленькая глубина воды. Пройдя по воде от берега метров 200, мы достигли глубины "от силы по пояс", где и искупались.

 
 

Вдоволь набравшись Ярославского пива, в итоге мы наконец-то отправились спать.

День 3, 22.06.2006 (примерно 280 км).
Утро началось с купания в "бодрящей водичке" и констатации того факта, что навигации у нас больше нет. Позавтракав, мы отправились на поиски Поор-порога, о котором знали только то, что он находится на реке Суна на одном из отворотов с трассы между плотиной в Гирвасе и новой М-18 (ниже - фотографии реки в "спокойном месте", куда нас ни один раз заводили наши поиски).

 

После безуспешных плутаний по лесу, которое вызывало не мало удивления у народа, приехавшего туда же на внедорожниках (представляю я себе их удивление: они старались, грубли туда на своих Крузерах, а тут какие-то дивицы приехали на 2109, да еще и из Питера), мы все-таки нашли нужный отворот с трассы (если ехать от Гирваса к М-18, то это будет первый отворот направо после окончания населенного пункта; там, кстати, есть отворот почти напротив таблички "Гирвас" - дк вот это не тот!). К слову, ниже Поор-порога, на тех отворотах, которые нам не подходили, в большинстве случаев находятся вполне нормальные стоянки с абсолютно "здоровыми" подъездами к воде и, видимо, хорошими местами для рыбалки.
С первого взгляда стало ясно, что Поор-порог - это продолжение той же "гранитной страны", что наблюдается в Гирвасе (накануне мы туда пешком с плотины просто не дошли). Кроме водоспуска, к которому непосредственно ведет автомобильная дорога (здесь вспоминается знаменитая поговорка, гласящая, что "русский называет дорогой то, где собирается проехать"; попариться конечно пришлось, особенно на песчанных горках, изрытых местными буханками), чуть ниже по течению есть 2 плотины и несколько небольших водопадов, в которых мы еще раз искупались, вытряхнув, наконец-то из себя весь песок, набранный на Пальеозере.
Около Поор-порога есть несколько мест для стоянок, но на момент нашего приезда они все были заняты (долго они там явно не пустуют!).

 
 
 


Следующей остановкой на пути стал Кивач. Сам водопад о-очень окультурен; везде расставлены таблички "опасно" и "осмотр там-то", ступеньки, мостики, ларьки с сувенирами и парковка для автотранспорта. К водопаду проложена асфальтовая дорога с новой М-18 (если ехать от Мурманска в сторону Питера, то нужный поворот находится сразу после окончания населенного пункта…).
Что характерно, не смотря на размеры парковки, места нам на ней не хватило, т.к. Кивач в Карелии - это место сродни Медному всаднику в Питере; мы насчитали как минимум 2 свадьбы (причем не студенческих, а как полагается... гостей, короче, привозили автобусами). Весь этот народ праздно шатался по скалам, чем и портил все впечатление.
Кивач по словам энциклопедии - это самый большой равнинный водопад Европы. В 19-м веке, до того, как была построена плотина в Гирвасе, он таковым небыл, вся вода "уходила" через Поор-порог, которому в тот момент не было равных, но в результате "ручного изменения рельефа местности", Поор-порог превратился в стайку водопадиков, а Кивач стал местом поломничества туристов (фото - ниже).

 


Сам водопад имеет несколько "ступеней", охватив которые в одном кадре можно только с противоположной стороны реки, куда, естественно, прохода (так вот чтобы просто) нет.
Пофотографировав водопад и вдоволь насмотревшись на невест, скачущих по скалам на шпильках, мы отправились в Медвежьегорск. По дороге к Медвежьегорску удалось прицепиться к "колонне" внедорожников, которые "шли" из Питера куда-то в сторону Мурманска, явно оснащенных радиостанциями, и проверить скоростные возможности собственной машины (оказывается ВАЗ тоже многое может).

 

Предполагая, что отсутствие навигации вызвано плохим контактом с зарядкой, решили остановиться у магазина (для покупки всякого хлама, типа вилки для розетки, батарейки в тестер и т.п.), где и схлопотали очередное взыскание от инспекторов ГИБДД за неправильную парковку в виде предупреждения. Нельзя сказать, что они там очень уж злые; просто по-моему мы в Питере "офигевшие". Превышение скорости на 20 км для нас не превышение и парковка в запрещенном месте на аварийке разрешена. В Карелии эти негласные правила не действуют. Кстати, инспектора, пока выписывали взыскание, охотно поделились информацией относительно того, где лучше смотреть на шлюзы Беломорканала и как подъехать к Онежскому озеру в радиусе 20 км от Медвежьегорска.

 

Поев в закусочной "Уют" (как потом выяснилось, единственном месте, где можно нормально поесть в Медвежьегорске; "блинная", как гласит на вывеске, расположена на главной улице; если ехать от М-18, то, не доезжая центральной площади с рынком), мы оставили вариант ГАИшников в качестве запасного и двинулись в сторону Толвуи (с единственной развилки в Медвежьегорске, снабженной указателями, это был поворот на Великую Губу), на мыс Клим-Нос, где заранее наметили дневку.

Штурман - штука хорошая, особенно когда он знает, где мы есть. Естественно, мы не нашли с первого раза нужный отворот. Даже со второго, капитально погнув глушитель, мы снова вернулись на трассу (ниже - фото небольшего залива Онежского озера и асфальтовой дорожке, на которую мы выскочили после почти 10 км грунтовки, предполагая, что должны быть уже давно на мысе, а также "придорожные достопримечательности").

 
 

Лишь с третьего раза с помощью энного количества советов местных жителей мы все-таки нашли нужную дорогу на мыс (как оказалось, она начиналась в Толвуе ровно напротив сотовых вышек; знай мы заранее, такой ориентир бы не пропустили), где и заночевали, предполагая, что следующий день станет дневкой (фото ниже - вид с мыса на самый северный, Повенецкий залив Онежского озера).

 


День 4, 23.06.2006 (примерно 280 км).
Весь день мы доблестно занимались ничего не деланьем, пока нам это наконец не надоело (ниже - фото мыса, Онеги и т.п.).
 
 
 

Вдоволь наговорившись с местными и приезжими рыбаками и выяснив, что "щука тут не берет, за ней надо на камни к острову плыть; а вот крупный окунь - как никогда", около 18 часов мы все-таки решили посмотреть на шлюзы Беломорканала, собрав лагерь и выдвинувшись из леса.
Тут-то о себе и дал знать погнутый глушитель. Мало того, что машина тарахтела как паровоз, дк еще и садила выхлопом даже в салоне. Стараясь оставаться "в адеквате", мы кое-как дотянули до Медвежьегорска, остановившись около первого же гаража, где наблюдались "признаки жизни". "Автомобильная помойка", как окрестили это место мои спутники, действительно было кустарным автосервисом; единственным, кстати, который в такое время (около 9 вечера в Воскресенье) согласился работать.
Ремонт поломки в доступных условиях заключался в наматывании асбестовой нити в обмен на 2 бутылки кока-колы. Мужик, кстати, что надо! Вообще в Медвежьегорске и нормальный автосервис есть, но на заправке о его местоположении, как это ни странно, не знали (! заправка там - это тоже отдельный разговор!). К слову, гараж этого мужика находится на въезде в Медвежьегорск со стороны Великой Губы (около гаража большая помойка из машин; наметанному глазу пропустить не реально).
К 10 вечера мы даже успели перекусить в уже знакомом нам "Уюте" и выдвинуться в сторону Повенца.
Первоначальный план заключался в ночевке на берегах Беломорканала, но, стоит отметить, что место это мрачное и охраняемое со всех сторон. Везде висят таблички "прохода нет" и "не фотографировать"; в населенных пунктах вдоль канала не то, что названия нет, но видно истиное значение слова "Упадок".
Пока смотрели на все эти "местные красоты", долго спорили о том, "влезет" ли нормальная баржа в такие узкие шлюзы. Практика показала, что влезет;)

 

Вдоволь насмотревшись на шлюзы (прокатились туда - обратно по проложенной там грунтовке, переходящей позже в асфальт), мы решили сократить путь, который необходимо будет проделать на следующий день, возвращением до Пальеозера озера (т.е. по сути до Гирваса).
Темнело и, как на зло, в дороге окончательно "кончился" ближний свет. Каким чудом мы нашли дорогу по ночному лесу без навигации среди целой сети дорог и дорожек к "нашей" стоянке, успев даже зайца погонять по тропинкам; - непонятно, но к 2-м часам ночи палатка уже была расставлена, а неисправность правой фары ближнего света "поймана"; "левая" фара все еще вела себя непредсказуемо (ух! электрика... с правой фарой было все просто, но как потом оказалось, провод от левой фары предыдущий владелец машины пустил отдельно от всей "косы", обмотав его вокруг бачка омывателя... вот его-то креплениями провод и передавило; вот и непонятно, зачем к автомобилю схема электропроводки, если все уже давным давно не так!).
День 5, 24.06.2006 (примерно 200 км).
Утро на Пальеозере озере, как и в прошлый раз, мы начали с купания в водопаде Поор-порога (макнулись сначала в озере, а потом поехали плавать в уже знакомом водопаде).
Следующим пунктом нашего пути должна была стать Кондопога, но из-за залитой дождем катушки зажигания пришлось сделать незапланированную 50-минутную стоянку на трассе для просушки. Жаль, что этого не видно на снимке ниже, но ровно над открытым капотом машины виднеется километровый столб с надписью 504;)


 

Окончательно просохнув, мы смогли двинуться дальше.
К слову, по дороге мы порывались и не единожды зайти в магазин запчастей. Но не тут то было, видать в Карелии по понедельникам запчасти спросом не пользуются. Все магазины по дороге до Кондопоге были по тем или иным причинам закрыты (выходной именно 24 число; работает с 18; не работает по понедельникам и т.п.).
В самой Кондопоге мы, посмотрев Ледовый дворец, долго кружили в поисках приличного заведения, где можно поесть, в итоге набрели на "Кафе №6", которое оказалось вполне приличным рестораном, где мы и изволили отобедать. (фото ниже - ледовый дворец, центральная площадь и церкви в Кондопоге)
 
 
 

Посетив несколько достопримечательностей и единственный открытый все-таки в суровых условиях понедельника (который, как изветно, идет после воскресенья) магазин запчастей, мы отправились в сторону Петрозаводска, откуда позже выдвинулись по трассе на Суоярви. К слову, пока один из нас бегал по магазинам, удалось исправить наконец-то всю электрику;)) Лучше поздно, чем никогда. (фото ниже - скульптуры на здании нового театра в Петрозаводске)

 

Стоянка была запланирована на озере Сямозеро, и, хотя, мы не знали конкретного места, много времени его поиск у нас не занял. На самом Сямозере места хорошие, если главная цель поездки - это накормить местных голодающих комаров (первые подъезды мы стали смотреть как раз на болотном полуострове на северо-востоке Сямозера).
Дорога вокруг Сямозера уступает разве что Лахденпохской гравийке по количеству опасных поворотов… объезжая Сямозеро, мы видели достаточно много отворотов в лес, каждый из которых мог бы стать потенциальной стоянкой; места там не плохие...



Встав таки не на Сямозере, а на озере Ахвенъярви, мы не пожалели. Кстати, это было единственное озеро на нашем пути, где можно было купаться без помощи "такой-то матери" (вода была теплая); а ночью там летало подозрительно мало комаров. (фото ниже - закат на этом озере)

 
 

День 6, 25.06.2006 (примерно 440 км).
Это был день грунтовок. Вырулив с Сямозера все по той же гравийке с опасными поворотами, мы "спустились" с трассы "Петрозводск - Суоярви" на "Петрозаводск - Питкяранта" (проехав, кстати, через реку Шую, фото которой расположено ниже).

 


Интерес к Шуе вызван тем, что эта река содержит большинство из известных водопадов Карелии, а, стало быть, давно уже теплиться желание по ней когда-нибудь сплавиться.
Врет тот, кто говорит, что в Карелии водители не мигают. Еще как мигают. На зеркально-ровном 40 или 50-километровом участке дороги первое предупреждение о радаре нам мигнуло чуть ли не за 10 км. Далее мигал каждый второй водитель; надо быть слепым, чтобы нарушить скоростной режим в такой ситуации.



Около часа нам понадобилось для того, чтобы доехать до конца новой дороги (там Т-образный перекресток, одна дорога - асфальт на Питкяранту, вторая - грунтовка на Суоярви). Нашей целью был поиск водопада Белые мосты.
Вобщем-то изначально было понятно, что без навигации нам "ловить нечего" (на фотографиях - единственное, что мы смогли найти).

 

Накатав около 20 км по гравийкам и лесным просекам, мы вырулили к другому концу строящегося участка трассы, ровненько на песочек, разрытый буханками и прочими "*овнолазами". В этот раз даже пришлось высаживать пассажиров, чтобы умудриться таки с разгона вписаться в единственную дорогу, доступную для легковушки, ведущую между столбиками к долгожданному асфальту. Что характерно, по разъезжая по лесной дороге, мы так и не встретили ни одного живого существа, у которого можно было бы спросить, куда ехать.

 

Проездом через Ляскеля (фото выше) мы попали на побережье родной Ладоги (за Сортавалой), где с удовольствием искупались после всех лесных "покатушек". Место для купание там совершенно не подходящее, но, можно сказать, единственное на трассе, у которой с одной стороны скала, с другой - обрыв и вода.

 

Спустя 40 минут, проехав через Хийтолу, мы уже сидели в знакомом ресторане в Сортавале (кафе Релакс, расположенное на главной улице; всем рекомендую).
Путь из Петрозаводска до Питера был спланирован через Сортавалу для того, чтобы снова посетить Рускеалу, которую мои спутники видели только по фотографиям (я там была месяц назад; фотографии с той поездки, возможно, в скором времени тоже появятся где-то здесь).

 
 

Фото выше - рускеальские водопады и "скальный музей" - мраморные карьеры.
Погуляв по скальному музею, мы разведали где у них можно искупаться и совершенно случайно нашли озеро, о котором раньше и не догадывались (перед парковкой скального музея надо свернуть налево под кирпич, далее вдоль грязного озера до конца лесной дорожки).



После водоемов Ленобласти, где да не видно даже при глубине 30 см, весьма необычно купаться, видя дно, и не иметь возможности до него донырнуть.
Из Рускеалы снова проездом через Сортавалу мы направились в сторону Питера, пропустив по пути таки один из знаков 40 и схлопотав на этот раз штраф вместе с разъяснениями, где по дороге до Приозерска лучше перекусить.
Грунтовку мы проходили уже ночью. На этой трассе и днем не просто, а ночью в тумане, особенно если впереди тащиться кто-то, кто думает, что на скорости 20 км в час ямы не заметны, совсем все плохо. Из тех дорог, по которым доводилось ездить, эта, без сомнения, самая не простая...
Доехав наконец до Кузнечного, мы стали искать место, где бы остановиться переночевать. Первоначальным планом была остановка на озере и по рюмке купленного в Сортавале бальзама, но неприятным фактом стало то, что все озера, не смотря на середину недели, заняты. Вот они, недостатки Ленобласти по сравнению с Карелией; всего 200 км на северо-восток и встать можно на любом озере; там встретить людей, даже если хочешь, проблематично, не говоря уже о нежелательных встречах.
Проехав в поисках места для ночевки до выезда из Приозерска, мы попили кофе на заправке и решили догрести до Моторного, встав просто в лесу.

День 7, 26.06.2006 (примерно 140 км).Не смотря на то, что у всех было жуткое желание остаться в лесу, дела вынудили таки вернуться в город. Проснувшись сутра по будильнику в лесу близ поселка Моторное, мы отправились в Петербург, куда прибыли спустя 2 часа, что удивительно, без происшествий. (Как это и водится, оказалось, что мы в Моторном стояли метрах в 500 от озера; просто из-за отсутствия GPS не знали об этом).


Итого:
В общей сложности, не охваченными поездкой остались разрекламированные нам Белая гора, Великая Губа и Бесов нос с петроглифами. В следующий раз исправимся. Так же на следующий год остается восхождение на Воттавару - самую высокую точку Карелии.
А Кижи мы вообще решили оставить на потом, т.к. туда можно и на теплоходе сплавать, не мучая машинку. Зато посмотрели Беломорканал, куда изначально ехать не планировалось, и вдоволь накупались в водопадах. Наслушались от местных о пещерах в Медвежьегорске и других "прелестях". Об этом задумаемся, когда в следующий раз будем составлять маршрут.
Провели "переоценку ценностей", в результате которой было принято ставить стационарную рацию в машину, чтобы больше не собирать "превышения скорости", покупать более надежный конвертер и в следующий раз затариваться подробными бумажными картами даже при наличии GPS. Надо подумать о том, чтобы весь этот электронный хлам разместить так, чтобы штурман не сидел опутанный проводами, подобно админу в серверной. А наличие второго водителя было бы вообще сказкой.
Вопреки расхожему мнению о том, что в одиночку в такие поездки лучше не соваться, тем более на легковушке, сунулись и доехали до конца; хотя и были кое-какие опасения на счет собственной квалификации в вопросах ремонта. Но может все-таки мне кто-нибудь составит компанию в следующий раз?
Еще один опровергнутый миф - это злобные ГАИшники. Нормальные они; просто правила соблюдать надо… или внимательно следить за коллегами по трассе. Общая сумма набранных штрафов, как ни странно, 50 р.



Комментариев нет:

Отправить комментарий