26 января 2011 г.

Гидроэксперименты... или начало одиссеи

Перепубликация из ЖЖ

С апреля 2010 началась моя долгая подготовка к поездке на Рыбачий. Теперь-то я знаю, что 2х месяцев оказалось мало, и в июне я была критически-не-готова к качественному нырянию в открытой воде. Но все ведь закончилось хорошо...
А вот все свои эксперименты мне хотелось бы собрать в одной записи... И несколько обобщить опыт...

 
(фото, сделанные старым кэноном в полупромокающем чехле)



Заметку из Контакта публикую с некоторыми дополнениями...

***

В детстве, пожалуй, самым прикольным развлечением была ванна. Можно было плескаться в воде, играться с душем... и всегда это было ново и интересно. Волны, потоки, фонтанчики...

Вернулось это ощущение ко мне когда я первый раз оказалась с маской под водой...

Как-то обошли меня обычные маска с трубкой и ласты в детстве. Почему-то при всей своей любви к воде, я плавала исключительно по поверхности, ныряя просто так - с открытыми глазами... и получая в лучшем случае смазанное изображение камней и более никаких подробностей. Имея при этом достаточно слабые легкие и безумную положительную плавучесть, я вообще никак не могла погрузиться дальше своего роста... Только прыжками с высоты. Вот это захватывало по-настоящему... Всегда и везде "подручные" скалы и обрывы исследовались на предмет дна, чтобы сделать пару прыжков. Разок даже с моста прыгала... Хотя иногда страх камней на дне заставлял меня изгибаться и разворачиваться к поверхности раньше, чем начиналось самое интересное...

Со временем появился север... и закалка на купание в холодной воде. Положительная плавучесть - недостаток для исследования подводного мира, вызванный формой тела. Но есть у этой формы огромный плюс - возможность долго находиться в холодной воде без дискомфорта. Ни раз замечала, что, купаясь одновременно с не самыми мерзлячими спутниками, я начинаю чувствовать "легкий холодок" одновременно с их состоянием "в хлам синие губы". Хотя, при этом меня всегда мучил вопрос: это "деффект" ощущалова или все же возможности тела? Наступает ли при этом переохлаждение? Или я _действительно_ не мерзну?
В каком-то смысле все это было основным препятствием для гидрокостюма: ведь я и так могу купаться там, куда многих не загонишь даже под угрозой "не мыться неделю". Мне нравится это ощущение холодка на коже после обжигающей июньской Ладоги... иногда после купания в холодной воде мне хочется одеть свитер не для того, чтобы согреться, а чтобы подольше сохранить это леденящее ощущение. Нравится лежать на поверхности с закинутыми за голову руками (еще один плюс формы тела), когда чуть теплая - лишь верхняя прослойка воды...

А потом я впервые увидела Северный Ледовитый океан (а точнее, Варангер-фьорд Баренцева моря). 2,5 года назад, на перешейке между Средним и Кольским. И зрелище это поразило меня до глубины души. Голубой, прозрачный... бесконечный... Невозможно подобрать описательных слов, которые бы передавали мое ощущение этого простора. И мне хотелось попасть туда. Во что бы то ни стало. Просто присутствовать и наблюдать; чувствовать себя частью этой бесконечности.
Здесь было некое противоречие с устоявшимися на тот момент взглядами на воду. Ощущения кожи от океана были неприятны; а соленая вода добавляла нелепой плаучести. Но почему-то поверх всего этого горело желание плавать, пускай в гидрокостюме... т.е. без тактильного контакта со средой, который ранее считался крайне важным...

Прошло 1,5 года, прежде чем мечта была признана "достойной реализации". И так у меня дома начало появляться новое барахло. Почему-то за все это время у меня ни разу не возникало мысли скататься в тот же Египет... попробовать там поплавать в гидрашке... или взять пару уроков дайвинга здесь, в бассейне. У меня как переклин случился: гидрокостюм - маска - Ледовитый океан.
Во что это вылилось? Туева хуча потраченных денег. Десятки прочитанных статей по гидрашкам и ощущению холода... по плавучести и ее фокусам, а также способам компенсации... 1,5 месяца экспериментов в водоемах Ленобласти прежде, чем я могла хотя бы задуматься об океане. И множество грабель, на которые пришлось наступить по незнанию, непониманию.. и отсутствию в досягаемости какого-нибудь "гуру", который бы не просто пару раз нырял в Египте под присмотром инструкторов, а сам бы занимался подбором снаряги именно для северного моря.

Гидрокостюм 7-ку без косой молнии не так то просто одеть... Это раз на третий я догадалась о том, что его надо выворачивать наизнанку и натягивать на себя, как кожу... Он сковывает движения и с непривычки в нем даже по коридору в квартире сложно ходить, не говоря уже о том, чтобы плавать. "Антицеллюлитные штаны" масштабов всего тела...
А еще на нем нельзя оставлять складок, ибо они пережимают сосуды... и конечности со временем начинает сводить...
Верхняя часть, из неопрена 5-ки, натягивается легче, но давит на шею, вызывая по началу ощущение нехватки воздуха... И, к слову, это только на второй или третий поход в "открытую воду" до меня дошло, что волосы мне даны именно чтобы потуже натягивать шлем на голове! (если он плохо натянут, то при выходе лишнего воздуха из костюма, шлепает по ушам)
Ботинки с носками хорошо облегают ноги, но слишком пережимают их, сводя мышцы минут за 5. Больно. Очень. Особенно, когда еще и знаешь, что снять это на данный момент никак (собственно, находясь в воде на приличном расстоянии от берега). В итоге пришлось отказаться от носков; видимо, эта часть снаряжения будет модифицироваться...

Первый тест гидрашки прошел даже не  с маской, а просто на катамаране, благодаря Вовке...

 

 

 

Вода заливается через все "стыки" (по шее, ботинкам, перчаткам), особенно во время движения. Особенно в те места, где у меня, в отличие от гидрокостюма, присутствуют некоторые формы... Плавая во льду на майские, я еще как поняла, почему многие для северных морей выбирают именно "сухарики"... Теплые и холодные потоки мигрируют под костюмом так, как им угодно. С непривычки это дискомфортно; потом - скорее забавно.



Ласты дают на ноги непривычную нагрузку ... и результат, опять же, ожидаем: сведенные ноги. Которые фиг "восстановишь" методикой "потянуть за палец", потомучто гидрокостюм мешает согнуться; а палец сокрыт в ботинке и пластиковом корпусе ласты.

 
(первый тест ласт)

Маска постоянно запотевает.

 

Есть свои темы по отпотеванию, но их надо не забывать проворачивать перед выходом на воду.
А еще мне, истиному дитя Питера с вечно заложенным носом, впервые мешает мой хронический насморк. Нос булькает, если достаточно долго плавать и забывать перед этим пользоваться каплями. Что касается попыток нырять глубже... лучше я не буду об этом рассказывать;))
Трубку по началу "не продышать". Кажется, что не хватает воздуха... что дыхалка не справится... Но после пары- тройки экспериментов, все встает на свои места. Сложность остается лишь с нырянием... Любопытство заставляет оставаться под водой до самого конца... и при выныривании хочется сразу же вдохнуть вместо того, чтобы "продуваться". И вот здесь то и кроется глобальная ошибка... По-началу невозможность вдыхания вызывает панику...

И все это адски плавает. А когда плавает - в воде ощущаешь себя перевернутым на спину жуком, которому не повернуться и не пошевелиться.



Учитывая привычку плавать и двигаться в воде, это обескураживает... и тоже вводит в некую панику. Ведь, говоря "плавает", я имею в виду не просто возможность лечь на поверхности, а реальную невозможность встать вертикально, если случайно тело оказалось горизонтально. Сил не хватает провернуть в воде 12.5 мм неопрена (особенно если он еще не достаточно промок).

Месяц испытаний привел к пониманию, что компенсировать плавучесть для прогулок по поверхности надо почти в ноль. Минус - отнимает много сил. А чем больше торчишь над поверхностью - тем менее эффективны гребки руками и ластами.



Экспериментально получилась цифра примерно в 14 кило свинца для соленой воды. И, кстати, 14 кило - это только кажется, что мало. Вес, помноженный на стесненные костюмом движения, дает ощущение скафандра для выхода в открытый космос.
А еще плавучесть может подвести. Ванич почувствовал это на Белом море - я хватанула сегодня у Лосевского порога. Ныряешь поглубже - и там неопрен сжимается... и свинец тянет ко дну, где все сильнее закладывает уши... их сначала просто давит... потом уже режет... все сильнее давит на лицо маска... все дальше спасительная поверхность. Думаете первая мысль была о том, что можно отстегнуть фастекс с пояса? Неа... Все та же паника.


(чайниковская попытка нырять в волны)


(передышка)


Я думаю, выше привела уже достаточно аргументов того, что на поверхности водолаз беспомощен;)
Но стоит опуститься в воду... все эти неудобства забываются моментально.
После двухнедельных экспериментов в северных морях мне начинает казаться, что гидрашка вообще не сковывает движений. Пояс со свинцом хорошо бы примонстрячить и к купальнику, а ласты - лучшее изобретение человечества. Проблемы с маской и носом все еще остаются. Да и не могу сказать, чтобы я была спецом по нырянию с трубкой; я скорее спец по захлебыванию в соленой воде. Неприятное, надо сказать, занятие... 

Но речь даже не об этом... А о том, что океан не то, что не обманул надежд... Благодаря всему этому он открыл совершенно новый мир. То, что раньше можно было увидеть лишь в Одиссее команды Кусто стало доступно на расстоянии вытянутой руки.
Во время первого испытания маски я минут 15 потратила на то, что просто смотрела на колышащуюся траву в прозрачной речке.. Как когда-то в детстве смотрела на фонтанчики из перевернутого душа... А опустившись под поверхность Северного-Ледовитого я уже не нашла слов, чтобы запечатлеть в мозгу восторг. Лес водорослей, медленно колышащийся в такт прибою... медузы... звезды... всякая мелкая жизнь... Камбала, хлопающая на меня глазами... 
А чего стоил пресный каньон водопада в Зубовке, где вместе с нами в "бассейне" 6 на 2 метра плавала огромная форелина???

 


(Зубовский каньон)

Да, океан холоден. Быстро замерзают руки; чувствуются заливающиеся струи воды, как при плавании во льду в Карелии... Но я теперь не могу избавиться от навязчивой идеи, когда же вернуться туда снова?...

  


И мне нужны спутники со своим снаряжением... Потомучто плавать там в одиночестве - это лишиться 2/3 возможностей из-за необходимости быть постоянно около берега. Имея в целом безосновательную надежду на то, что тебя спасут, допусти ты ошибку...

Комментариев нет:

Отправить комментарий