30 ноября 2011 г.

Навстречу северному ветру (январь 2011)

В эти зимние праздники мы планируем очередной северный вояж. Но, в связи с подготовкой к новым свершениям, я все чаще вспоминаю свершения года предыдущего. Своего рода "тим билдинг" для новой ячейки общества;) Почти сразу после поездки моя жизнь кардинальным образом изменилась, так что у меня не было ни времени, ни желания писать о том, что мы учудили. Но сейчас я все еще надеюсь на пассажиров на этот год, для которых и начинаю свое повествование...



Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.


В прошлом году мы приняли решение ломиться зимой на Рыбачий. Идиотов, обсуждавших эту идею, было в сумме машин на 5. Я с Лехой и нашими совершенно серьезными намерениями, Суицид из Москвы в женой (они в итоге поехали, нопо другому маршруту), а также целая вереница машин из Паджеро-клуба.

В отличие от всех этих людей, я знала почти реальный распорядок дел на Рыбачьем и в окрестностях, ни раз побывав там в зимний период (и "обновив" информацию о расположении людей в октябре 2010).

Первое "сакральное знание" - это была не придуманная информация о возможных метелях. В одной такой мне доводилось бывать лично. Не так давно мы с Ваничем еще раз вспоминали те события... до сих пор, честно говоря, холодок берет при мыслях о той поездке... А прошло уже больше 2,5 лет.
В метель продолжать движение затруднительно. Дорогу заносит, видимость ноль, отбойников у некоторых обрывов нет... Тогда мы от Мурманска доехали до Видяево, после чего пришлось развернуться и как-то чудом добраться до Мурманска.
Сейчас у меня была возможность переночевать в Мурманске и уже сутра принимать решение о целесообразности дальнейшей дороги. Чтобы лучше видеть происходящее в атмосфере, я даже порывалась поставить метеостанцию в машину... Но передумала. Слишком дорого, а деньги было лучше сохранить на решение экстренных проблем. Ограничилась градусником и простыми соображениями, верными в 80% случаев: в адские морозы на нужном мне расстоянии от побережья крайне редко бывают метели. Температура -30 почти гарантировала нам ясный день. С другой стороны, температура около нуля заставила бы задуматься.
Плюс ко всему (в качестве еще одно резерва), с собой был номер мурманской дорожной службы (зимой он функционирует 24 часа в сутки).

Второе - это дорога на Печенгу. Постоянные метели и оттепели превращают и так непростой серпантин в ледяной каток, ехать по которому очень и очень неприятно. Я зимой его ни разу не видела в хорошем состоянии;) по началу именно из-за этой дороги я и не хотела мотаться зимой на Кольский;)
Поэтому, хотя потенциальные спутники из Паджеро-клуба ставили в обязательное условие к своей "экспедиции" МТ-резину, я отказалась от этой идеи сразу же (честно говоря, пыталась еще и их отговорить). Только зимняя с шипами. Иначе до бездорожья, которое планируется преодолевать, можно и не доехать.
Чего-то похожего на лед я ожидала и на перевале на Рыбачий, поэтому заранее купила толстенные цепи на мои большие зимние колеса. Езда с цепями по насту и льду мне показалась более разумной, чем риски, связанные с перегоном на МТ-хе...

Третье - это бензин. Опять же, по собственному (а точнее, Темычевскому) опыту я знала, что может статься, что одна из заправок окажется последней. У Темыча тогда бензопровод чуть ли не на ходу замерз из-за некачественного топлива, разбавленного водой. Чудом доставил машину к населенному пункту. Плохую заправку я "помнила в лицо" и не собиралась даже близко к ней подъезжать... А вот страховки на случай "косяков" с других, более качественных заправок, у меня не было и не могло быть. Поэтому я рассчитывала на крайний случай иметь заглохшую намертво машину... Плохой вариант, но деньги помогли бы убедить бурильщиков (или местных таксистов) помочь нам ее хотя бы до Печенги доставить... Там у Темыча все еще "свои люди" остались...

Четвертое - я лишь на 50% была уверена в том, что поездка сама по себе имеет смысл. Отворотку на Рыбачий в Старой Титовке чистят, а это значит, что минимум 25 км до разрушенного моста через реку Титовка мы могли проехать. Мы уже ездили этим маршрутом с Темычем, но на Рыбачий тогда не совались. Впереди было около 30 км до поселка Бурильщиков. Много раз я их проезжала летом. Но зимой они были неизвестные и непредсказуемые.

Но были в моих знаниях и положительные пункты.

В отличие от первой моей зимней поездки, кажется, в 2008 году, теперь всю трассу накрыли сотовой связью, плюс я еще раз проверила работоспособность рации перед выездом. Это значит, что у нас, как минимум, была связь.

Во-вторых, для меня негласная подготовка началась еще осенью с преобразования машины в дом на колесах (спать в палатке я принципиально отказывалась) и покупки/теста теплых спальников на -35. Это факт. Спарка из спальников на больших морозах работает. И машина реально спасает от ветра (в заведенной машине мы принципиально не спали).
Переделать салон я порывалась уже давно.. По дороге домой из какой-то очередной поездки мне в голову пришла безумная идея о том, как можно сделать полку для сна, поддерживающую любую модификацию салона: откинутые сидения, сложенные сидения, разложенные ... Правильная стыковка отдельных фрагментов фанеры при помощи рояльной петли решила бы все вопросы. Приехав домой, я все нарисовала и даже построила макет из бумаги, но за реализацию готовой идеи гаражники запросили какие-то совершенно нереальные деньги: 30 тыс. рублей... Это безумие! Я обошлась 1 тысячей: папа нужным образом напилил и скрепил мне фанеру, оставшуюся от ремонта, плюс проездом из Москвы я привезла карпет и специальный клей для него, которым все и покрыли... что странно, первый блин (ковер) был комом, но держится до сих пор.

В-третьих, я точно знала, что несмотря на суровые северные условия, там ТЕПЛО! Эти слова могут показаться безумием, но там действительно тепло. Баренцево море "нагревает" побережье. Достаточно приблизиться к нему так, что до воды останется пара десятков километров, температура начинает подниматься до -20 (а в нашем случае в итоге получилось и -18 - -19). Для зимнего севера это очень тепло! А сопки около перевала прикрывают от леденящего ветра. Т.е., зная конфигурацию рельефа, я могла догадаться, где нам будет комфортнее.

В-четвертых, я знала, что на Рыбачьем постоянно действует поселок бурильщиков. Еще осенью мы взяли у них телефон и могли даже связаться с базой. Перед выездом я общалась с ними: они не верили, что мы доберемся, но теоретически были готовы к нашему появлению.
Пересменка у них раз в 45 суток - в этот день по дороге на Рыбачий проходит ГТС-ка или какой-то другой транспорт. Таким образом, для прогнозирования возможных проблем нам было достаточно посчитать остаток дней до пересменки. Теоретически мы вообще могли иметь гарантию дороги в одну сторону, если бы грамотно подобрали время.
К сожалению, график их работы и наших выходных совпал так, что "смена караула" произошла за 10 дней до нашего выезда. Таким образом,  если бы мы застряли, ожидать помощи, которая придет сама, можно было бы только через месяц.
Перед выездом я искренне рассчитывала на то, что метели в Мурманске случались не каждый день. Думала, что в ту сторону на Рыбачий мы проедем хотя бы на 2/3, но сомневалась в обратной дороге. Все ломала голову: стоит там ночевать или нет? В итоге мы взяли снегоступы и рюкзаки: все, что позволит в крайнем случае бросить машину там, где она застрянет окончательно, и идти пешком не более 30 км за помощью (в поселок бурильщиков или в Старую Титовку)... Хотя окончательное решение не было принято - было выполнено максимальное количество действий для подстраховки своего зада...

***

Это только кажется, что план был отчаянным. На самом деле единственное место, где отсутствовала подстраховка, - это мои собственные водительские навыки на перевале. Я точно знала, что доеду до Мурманска (рано или поздно, решив все проблемы с ремонтом по дороге, если такой случится), могла вообразить себя на подъездах к перевалу, но опасалась льда на сопках. Банальное ДТП на трассе тоже было вероятно - но это банальное ДТП... и на трассе...

Что касается спутников, то Суецид выехал из Москвы, как и собирался, но где-то перед отъездом они сменили пункт назначения на Териберку, т.е. мы с ними могли встретиться только на обратном пути. А вот группа Паджероводов, в которую я не проходила по формальным параметрам подготовки машины (там была в обязаловке лебедка, МТ-резина, размер колес и т.п.), даже не выехала за пределы столицы. Из местных источников в Мурманске они узнали, что не так давно была метель, и признали затею нереализуемой. Я то про метель тоже знала, но вдруг случилось бы так, что бурильщики на новый год за водкой ездили и случайно почистили путь?:) Дорогу осилит лишь идущий;))

***

Выезжали мы сутра 1 января. Ночью я встречала Леху с поезда, поэтому пришлось еще отсыпаться, а потом водружать на место конструкцию, позволяющую спать в машине. В итоге реальный старт случился лишь к 17 - 18 часам, когда в городе уже стемнело. Следующий раз солнце мы увидели лишь в Петрозаводске 8-го января...

В Мурманск мы добрались в общей сложности за 3 дня. Первая ночевка случилась сильно за Петрозаводском - там мы просто загнали машину на не расчищенную отворотку и спали в метре от дороги.

Место первой ночевки:





А дальше начались приключения.
Немного не доезжая Сегежи, я лишилась амортизатора и, заодно, заднего зимнего колеса. Амортизатор загнуло и он протер в  колесе дырку. Запаска - то, о чем я не подумала при подготовке - была летняя, и одна единственная. Так что дальнейший путь мы продолжали с одним летним колесом на задней оси (на ЗАДНЕПРИВОДНОЙ машине)... зимой... по льду.
Кстати, менять запаску пришлось со стандартным "ромбиком" в -25... Как раз в тот момент у меня зародилась навязчивая идея об обязательной покупке подкатного домкрата, которая была реализована уже весной. Кстати, и запаска у меня теперь шипованная... На своих ошибках, как говориться...







Кстати, выявили еще одну "непродуманность" в Патриоте - к запаске намертво примерз чехол... Пришлось резать. Восстановила я его только спустя несколько месяцев в городе - так и каталась с чехлом, привязанным веревочкой;)

В районе Сегежи мы купили еще одно БУ летнее колесо от Газели сильно меньшего диаметра. 2 - 3 января искать что-то в магазинах / сервисах, тем более в глубинке, бесполезно. Так что приходилось радоваться хотя бы такой возможности.

В общей сложности неприятных участка на трассе оказалось два.
Первый - это мой "любимый" перегон Кемь - Лоухи (180 км почти без отвороток, заправок и нас.пунктов). Дорога там была вся в выбоинах и достаточно узко почищено, что добавляло в кровь переизбыток адреналина при разъезде с фурами.
Второй неприятный участок был в районе Оленегорска. В центре Кольского полуострова была настоящая погодная аномалия: влажность, -32 мороза и туча, полностью отключающая видимость. По всем кюветам были разбросаны машины. На своем летнем колесе мы крались, как будто пешком, но пересекли возвышенность... и за Оленегорском полегчало. Там же и легли спать на парковке. Эту ночь в -32 по недосмотру мы провели с открытой дверью в машине;)) Случайный тест показал, что спальники работают даже так.
К середине третьего дня мы были в Мурманске.

По дороге я пыталась торопиться. Я знала, что на четвертый день нашей поездки в сторону Рыбачьего из Мурманска должна стартовать группа из Москвы (на тот момент я еще не знала, что они мирно сидят в столице). Мне хотелось проскочить раньше, чтобы во-первых, не тормозить, как мне казалось, опытных ребят, своим присутствием (как я писала выше, их параметрам я не отвечала). И, во-вторых, хотелось иметь гарантии того, что меня вынут из сугроба, пускай и на следующие сутки. Они ж там целой кавалькадой и с лебедками собирались...
Поскольку по дороге в Мурманск мы задержались, на трассу я выехала на четвертый день, да еще и не с раннего утра... Думая, что сейчас поеду по чужим следам.



Каково было мое удивление, когда по отворотке в Старой Титовке уходила лишь одна УАЗовская колея (и никакой МТ-резины). Дорога была наезжана, но слегка припорошена снегом: вчера / сегодня там явно проехала только одна машина.



Колея сопроводила нас до развилки на сгоревший недавно мост через реку, и затерялась. Впереди оставалась явно расчищенная, но уже занесенная дорога. Где-то в 100 метрах от развилки мы первый раз сели.




(дорога вперед к перевалу)

Сели на наст, по которому мы могли не то, что ходить, а даже прыгать. Плотный снег был спрессован ветром, но Патриот в нем тонул, садясь на все агрегаты. Чтобы пробиться хотя бы до Пьяного ручья, Лехе пришлось скопать часть дороги. Ночь застала нас за этим занятием, поэтому оставалось только загнать машину на какое-нибудь ровное уширение дороги, поесть и ложиться спать. Нашей базой стала беседка у Пьяного ручья.
Теперь Леха часто вспоминает ту поездку так: "суровые северные лишения: смотреть фильмы на ноутбуке и лопать салат оливье". Да, на Пьяном ручье случился самый яркий контраст поездки;) Салат мы по дороге грели на печке в машине - это оказалось гораздо эффективнее, чем пытаться на улице разогревать кашу в металлических банках на газовой горелке.


Позже мы приспособились готовить прямо в машине. Плюс у меня теперь экран есть, так что минус еще одна "северная" проблема. Газ, конечно, подмерзает, но не имея примуса, приходится париться с разогреванием сначала газа;)

Утром мы попытались штурмануть перевал. Несколько километров мы проехали, но потом пришлось упереться в 1,5 - 2 метровые наносы того же наста, копать которые было совершенно бесполезно.

(утро на нашей стоянке)

(полузанесенные следы)




(начало наноса, который копать было бесполезно)

Оставалось только бросить машину в тундре и идти к вожделенному океану пешком. Что, собственно, мы и сделали. Чем ближе мы приближались к центру перевала, тем больше были наносы - задача проезда на Рыбачий была нерешаема на колесной технике. Собственно, было даже не обидно;)


(эти памятнички в основном на перевале, судя по рассказам очевидцев, появлялись в зимнее время. Поэтому я несколько побаивалась ехать там на машине)




("мама, а я на севере!" (С))




(крест в центре перевала)



(голубой океан, из которого рождаются облака)


Мы успели дойти до центра перевала за световое время, но возвращаться, как нам тогда казалось, предстояло пешком. И тут мы встретили снегоход.... Конечно же, мы были удивлены, но еще больше был удивлен водитель снегохода... 30 км до ближайшего населенного пункта (бурильщики) и километров 35 или даже больше до начала цивилизации (Старая Титовка) - а тут на закате короткого рассвета в полярной ночи парочка гуляет;))
Мужик, слава богу, не смог сказать "нет", когда я попросила подбросить нас до машины. Правда, мне досталось комфортное место за спиной водителя, а Лехе пришлось как-то держаться за края скользких волокуш. Чуть пальцы не отбил.

Уже на съезде с перевала меня вынесло с дороги. Немного не рассчитала скорость - а там у Пьяного ручья достаточно резкий поворот. Меня повело к обрыву в ручей, я попыталась выправиться и свалилась в противоположную сторону - там у края песчаной дороги небольшая замерзшая канавка...



На этот раз откапывание заняло часа два. За это время, по-моему. Леха вынес все кубометры снега, находившиеся под машиной. Было совершенно непонятно, на чем же она сидит, поскольку везде можно было просунуть как минимум лопату. Казалось, что ночевать придется так: под углом на краю дороги. Кстати, как раз там кончилась моя правая арка - она разбилась буквально от прикосновения лопатой. Мороз не щадит этот пластик...
Мы уже были готовы начинать длительный перекур с обедом, чтобы думать, что делать дальше... Но тут опять появился мужик на снегоходе. Оказалось, что между делом они летом водят внедорожные туры. Никаких фокусов он не делал. Просто сделал гребенку там - чуть-чуть подкопал тут. Покомандовал, на сколько и когда покрутить рулем. И уже через 15 минут машина стояла на дороге. Воистину, мне еще учиться и учиться... Ну а мужику мы с радостью отдали коньяк, который предназначался бурильщикам...

Спустя час или чуть больше, мы уже были в Старой Титовке и лопали салатики в местном не вкусном кафе. Приключения оказались весьма сжатыми как по объему, так и по времени.

***

Рассказ о дальнейших наших скитаниях по Кировску и обратной трассе М18 на самом деле не имеет никакого смысла. Нам пришлось двое суток проваляться на диване в Кировске, поскольку туча никак не хотела уходить с сопок, потом во вполне штатном режиме мы добрались дня за 2 до Питера, по дороге встретившись таки с Суецидом.


(полуголая фотосессия Лехи и Суецида у стеллы Полярный круг. Температура за бортом - около -30)

Забавные кадры из Петрозаводска:








Смысл всего этого в том, что в реальности зимний север - он не так уж страшен. И не так уж требователен к подготовке машины. Достаточно продумать во всех мелочах путь "отступления". В моем случае это была подготовка, рассчитанное на недельное существование в заглохшем автомобиле вне цивилизации, а также пеший "вояж" за помощью к людям (30 - 40 км). Было известно, что 15 км мы ходили по сопкам без "экстренной необходимости" - с Лехой тогда посоветовались и решили, что в "экстренном" случае да по некому подобию дороги - один из нас пройдет и 40...
И моих переделок хватило за глаза. Мы ни разу не сталкивались с проблемой, что какие-то нововведения помогли бы нам проехать дальше: либо мы и так проехали, либо это было невозможно.
А в моей идее Норвегии еще меньше "экстрима". Там весь маршрут пролегает по дорогам общего пользования, которые, в отличие от перевала на Рыбачий, регулярно чистят. Неопределенность, которая, честно говоря, меня волнует, заключается в иноземности этого маршрута...

Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий