5 марта 2009 г.

Зимняя сказка... - часть 4

Перепубликация из ЖЖ
К содержанию

День 5. Четверг, 5 февраля
Морозы и губа Новая Титовка.

Мне кажется, Мурманчане (да и жители любых других северных поселений) должны относиться к северному сиянию примерно так же как мы, в Питере, к мостам: "Ну вот, опять мосты...!" вместо "О, мосты!".

Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.


Сияние красиво, но, согласно народной примете (да и просто, следуя здравому смыслу) несет за собой неминуемое похолодание... не будем тут спорить о причинах и следствиях...

Наверное, было бы несколько не честно, если бы мы не померзли по-настоящему в нашем северном отпуске: до сих пор все складывалось слишком хорошо для "арктической экспедиции". Не знаю, как мои спутники, но сама я где-то в глубине сознания готовилась к тому, что нас, как по закону бутерброда, будут накрывать бури, метели, поломки машины и т.п. и т.д.; в каком-то смысле для меня это уже "профессиональная привычка", ведь чуть ли не в каждый выезд с нами что-то случается. По этому поводу я даже сочиняла длинные дисклаймеры, которые размещала в закрытых обсуждениях нашей поездки, чтобы те, кто пойдут со мной, не сильно разочаровались.

Что и говорить, холод - был наименее неприятным из всего, что приходило мне на ум... Но, как и любая другая напасть, он ограничивал наши передвижения.

В этот день мы нацелились на Рыбачий... Вернее не на сам полуостров, а на выход к морю в Новой Титовке. Мне почему-то казалось, что расчищенная дорога, начало которой мы видели в Старой Титовке, должна была вести не только на Рыбачий, но и туда. Кроме того, мы собирались взглянуть на зимний Мельничный каскад; ради него были даже планы спускаться с горки поуши в снегу...



Но красивым планам не суждено было сбыться, т.к. вмешался холод.

Морозное утро застало нас в похмелье от вчерашнего. Не будь праздника накануне, мы бы, наверное, трезво оценили ситуацию и с самого утра, без всяких сборов, побежали бы отогревать машину. Но человек обычно силен задним умом... поэтому 4 вареные мухи выкатились из дома только когда убедились, что не забыли даже резервную горелку с газом... Ведь мы едем в сторону Рыбачьего, а это вам не хухры-мухры!

Естественно, машина не завелась ни с первого, ни со второго, ни даже с десятого раза... Шаманские методы и прикуривание так же ничего не дали. Спустя минут 20 экспериментов, было принято решение переходить к радикальным мерам: к замене аккумулятора. Половина "нас" отправилась домой, а наш бессменный водитель вызвал такси до автомобильного магазина в Заполярном... куда я в целях радикального проветривания составила ему компанию...

Во всем есть свой потаенный смысл... был свой смысл и в том, что мы по объективным причинам не смогли сразу сутра сесть в машину куда-то рулить, тем более в сторону перевала на Рыбачий, о котором, хоть и не сохранилось никаких пугающих воспоминаний у меня лично, но много рассказов ходит, особенно про зимний период. Пока мы мотались в такси туда-обратно, между глубокомысленными разглядываниями пейзажей, я одним глазом поглядывала на нашего нивовода (временно исполнявшего роль пассажира)... не могу сказать, что ему было очень хорошо и "зарульно";) В качестве водителя в таком состоянии он бы меня несколько "напряг";)

Вернулись мы спустя минут 40, но даже новый аккумулятор не помог делу. Не схватывала и все тут! Даже намека на попытки завестись не было!

И началось шаманство. Обычное для лета, но совсем не такое простое для зимы. Я стояла рядом с машиной в полном антиморозном "обмундировании", но мне было откровенно холодно смотреть на то, как в настолько сырые минус "дцать" Артем голыми покрасневшими руками откручивает по одной детали от машины... Холод - это больше чем стихия, с которой можно бороться просто так. К нему должна быть привычка; а у меня ее явно нет. Меня совершенно не смущает все, что выше нуля... но как только лед сковывает воду, в душу закрадывается маааленький такой панический страх;) У меня было совершенно искреннее ощущение, что я вижу ЗИМУ первый раз! Эти бесконечные открытые капоты по населенным пунктам; завелся сам - заведи соседа... Какой-то сухой "на ощупь" пар изо рта... Женщины в шубах с головы и до пят... Втянутые в плечи головы у всех пешеходов...

Я успела сбегать в магазин, постоять и потупить рядом с машиной, и даже прилепить пальцы к холодному металлическому корпусу огнетушителя (ну, и кто тут олень?:) ), пока Артем некими шаманскими манипуляциями не привел машину в движение. Пара выстрелов в карбюратор; открытый огонь в камере... и машина заурчала так, как будто и не пыталась корчить из себя недвижимость все эти часы.

...По чашке горячего чая и, спустя минут 30, мы уже доливались до полного на 17-м километре.



Увы, но автомобильные манипуляции заняли у нас слишком много времени и солнце готово было закатиться за сопки, когда мы наконец-то двинулись в путь. На трассе мы успели поймать лишь небольшой "хвостик" уходящего дня.


(справа - вот таким мне и запомнился северный пейзаж... холодный... но очень рельефный и выразительный)





В этот раз мы были на машине, поэтому, когда наш экипаж наконец-то достиг поворота в Старой Титовке, зашедшее солнце было проигнорировано... Мы свернули с трассы.

Надо сказать, что о дороге на Рыбачий у меня с лета остались какие-то странные воспоминания. Поворот на водопад я помнила... я его выучила наизусть за те часы, что я слонялась летом туда-сюда по трассе, отгоняя комаров и стараясь не мешать процессу высверливания болтов из УАЗовского кардана. Я была уверена, что вспомню место без дополнительных вспомогательных инструментов, но, все же, не очень доверяя своей памяти, запустила навигатор... Он четко показывал дорогу вдоль реки; а я, в свою очередь, неотрывно следила за нашим приближением к водопаду... но мы его таки пропустили! Ничего даже отдаленно похожего на наш поворот (там, где по навигатору он должен был существовать)!

Скорее всего, злую шутку с нами сыграли редкие деревья и проплешины в лесотундре, каждая из которых чем-то напоминает отворот с дороги. Среди них-то мы и пропустили искомую точку. Если доведется мне летом докатиться до водопада, надо будет обязательно ткнуть на навигатор waypoint именно на повороте (а то как-то глупо получилось: водопад видно даже со спутника)!

Летние воспоминания о дальнейшей дороге вообще были похожи на кашу. Мы проехали там 2 раза, но почему-то в мыслях я представляла себе дорогу до пьяного ручья извилистой, но хорошей. После него, по моим представлениям, была достаточно резка песчанная горка, не понравившаяся мне еще в летний период. В реальности дорога - совсем не шоссе; а воспоминания мои скорее всего были всего лишь следствием эйфории от починенного УАЗика... ну еще в какой-то степени мысленным сравнением с дорогами по самому Рыбачьему... А та самая песчанная насыпная горка оказалась еще до отворота на Новую Титовку... она была вовсе не такой страшной и я узнала ее в глаза только когда мы уже почти спустились вниз. Быть может, стоило нам двинуться дальше через перевал, чудесные игры с памятью бы продолжились... но мы свернули на Титовку...


(дорога вдоль реки Титовки... с одного края - скала, с другого - обрыв)




(доски на бампере... НЗ на случай застревания)

Тут, наверное, надо сделать небольшое "лирическое отступление" о том, что такое отворот на Рыбачий зимой... Да, это очищенная от снега дорога... Да, на ней не заметны камни, которые так доставали летом... Но эта трасса пропускает всего несколько машин в день (в отличии от летнего движения "туда-сюда"); а мы там оказались вечером и в жутко сырой мороз, которому хватает и двух минут, чтобы покусать за уши и нос. Повороты вдоль обрывистого берега Титовки - это уже не песчанное подобие "сортавальской трассы", а те самые "восьмерка" и другие нарецательные, о которых так много написано в "Осиротевших берегах". Сорвись там с обрыва - и, если не пойдет снег, тебя найдут только под утро... и то, благодаря тому, что твой вполне однозначный след будет вести вниз. А если снег заспыет следы, то остов от машины весной станет еще одним памятником на этой непростой дороге.

Конечно, нас это волновало! Именно поэтому у меня в рюкзаке оказалась горелка, котелок и небольшая заначка перекуса... а в багажнике Нивы - 3 полноценных лопаты и несколько досок, привязанных к заднему бамперу. Если бы мы сели, выбираться пришлось бы быстро; без перекуров и обсуждений...

Собственно, этим и кончилась наша небольшая вылазка. Мы доехали до нового моста через губу Титовку, свернули на него и еще немного проехали вдоль воды. Наш отворот был гораздо менее "протоптанным", чем основная дорога, уходившая на Рыбачий... и со временем следы каких-то внедорожников потерялись настолько, что Нива просто села в колее.


(слева: мост через Титовку с обратной стороны; справа - дорога вдоль берега губы Титовки)

Честно скажу, сидя в машине, у нас еще были мысли потолкать машину и продолжать двигаться дальше. Но минуты на морозе хватило для того, чтобы более трезво оценить обстановку... понять, что на Титовку не ходит и 1 машины в сутки... быстро вытолкать машину, развернуться и довольным поехать домой;) Не было желания ломиться, копать или толкать... было желание спрятаться в тепло и не вылезать оттуда до весны.

Темнело... И, если бы не это обстоятельство, мы бы явно не устояли против соблазна доехать хотя бы до Среднего... Но, не смотря на невыполненную цель (океан), очень хотелось добраться до окончательной темноты на трассу, где проезжает хотя бы несколько машин в час.

Так, можно сказать, и закончились наши попытки выйти к Северному Ледовитому океану... Закончились, по сути, ничем: морозом, холодом и единогласным решением "забить на цель". Как того требовал холод.

Заскочив в магазин в Печенге, мы отправились "домой", где провели последний вечер за бутылочкой пива... Грустно было... и от нереализованной цели... и даже в большей степени от того, что следующий вечер мы должны были провести уже в поезде: зимняя сказка подходила к концу.

Продолжение следует...
К содержанию

Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий