Перепубликация из ЖЖ
К содержанию
Маршрут (Карельская часть):
Питер (59 57 031 N; 30 19 107 E) - Волхов (Иссад; 60 04 559 N; 32 20 400 E) - Петрозаводск (без заезда; 61 49 408 N; 34 13 053 E) - Марциальные воды (62 09 459 N; 33 54 213 E) - Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E) - Юстзеро (62 46 815 N; 33 32 908 E) - Поросозеро (62 43 336 N; 32 42 934 E) - Гимолы (62 56 039 N; 32 31 778 E) - Воттавара (63 04 412 N; 32 37 520 E) - оз. Верхнее Музозеро (63 07 763 N; 32 31 429 E) - оз. Нижнее Музозеро (63 07 330 N; 32 30 105 E) - Суккозеро (63 10 206 N; 32 20 567 E) - Тумба (63 22 403 N; 32 52 986 E) - Юккогуба (63 23 991 N; 33 06 293 E) - Ахвенламби (63 24 012 N; 33 12 020 E) - Паданы (63 17 074 N; 33 24 991 E) - Терманы (63 18 815 N; 33 22 694 E) - Евгора (63 10 182 N; 33 37 977 E) - Карельская Масельга (63 09 736 N; 33 56 324 E) - Остречье (62 59 833 N; 34 02 113 E) - Чёбино (62 54 864 N; 34 09 541 E) - Падун (62 55 887 N; 34 15 218 E) - Медвежьегорск (62 54 829 N; 34 27 540 E) - Сегежа (63 45 101 N; 34 18 427 E) - Гористая (63 43 390 N; 34 20 141 E) - губа Манагуба (63 33 882 N; 34 28 462 E) - оз. Круглое (63 34 937 N; 34 23 583 E) - Гористая (63 43 390 N; 34 20 141 E) - Сегежа (63 45 101 N; 34 18 427 E) - Полярный круг (66 33 788 N; 32 45 283 E) - Граница Карелии и Мурманской обл. (66 34 940 N; 32 45 060 E) - ...
Замечание:Фотографии опубликованы с указанием авторства (вернее владельца фотоаппарата, с которого они были скачаны; миграции фотоаппаратов по рукам не прослеживались). Фотографии без подписей - от меня.
Все GPS-точки, упомянутые в отчете, ставились не на местности, а в теплой квартире по 2-х километровой карте (возможны незначительные ошибки!). Для расстановки точек использовалось Пулково - 1942. Обращайтесь, если нужен файл в формате wpt.
Машины:Две 2109 ("красный" и "синий") и Зеленая Нива.
Люди:
Я, Серега, Женька (Красный); Ванич, Полина (Синий); Димка, Джексон (Зеленый).
День 1 (СБ, 7 июля)
Перегон: Санкт-Петербург (59 57 031 N; 30 19 107E) - Волхов (Иссад; 60 04 559 N; 32 20 400 E) - Лодейное Поле - Петрозаводск (без заезда; 61 49 408 N; 34 13 053 E) - Шуя (61 53 920 N; 34 14 058 E) - Марциальные воды (62 09 459 N; 33 54 213 E) - Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E).
Расстояние: 420 (аппроксимация ломанными; на самом деле от Гирваса до Питера примерно 510).
![m1-0](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sboxnlCMKlF8jBw2vDY5mYNzMlCTT2PrvfPV3OQHSK34W7lDv8kO8-dWATTQ7-Y0-ElaLUGmG7gvnHCaJYdNW6S6cc8UpKB54UEJlnSWO9Dgc_fME4=s0-d)
Помня о том, что по некоторым причинам выезжали мы в самое дачное время, встреча была назначена уже на трассе М18, сразу же за мостом через р.Волхов (60 04 559 N; 32 20 400 E). По сути погрузка вещей в автомобиль началась еще с вечера, потому как вещей набралось ровно на заполнение салона ... и это без учета показавшейся нам жутко необходимой байдарки. Пока синий продвигался к месту встречи с юга, мы погрузили часть продуктов в зеленого и слетали в кронштадт за Серегой.
И вот мы наконец-то встретились.
Если честно, встреча намечалась на 10:30 - 11:30. Опоздали мы примерно на час - полтора, что, вобщем-то, как обычно.
Если по дороге до Волхова мы жарили как могли (мы - красный), то после встречи мы набрали свою крейсерскую 80-ку, неспешно продвигаясь к границе Карелии (скорость была выбрана по пожеланию зеленого).
В первый день пути наша дорога не омрачалась ничем, кроме нескольких небольших дождиков и штрафа за превышение скорости на ДПС-е на границе Республики Карелия. Для еды мы останавливались на первом попавшемся озере (просто отворот с трассы), название которого никто наверное уже и не припомнит. Вобщем озеро как озеро, исторической или географической ценности особенно не представляет... от ленобласти отличается только тем, что больно уж там чисто. Хотя народ присутствует (сказывается близость к трассе).
Фотографии озера:
(автор - jEKA) - Дорога к безымянному озеру с трассы
(автор - jEKA) - Мыс на безымянном озере
Наш перекус:
(автор - jEKA)
(автор - Димка)
После короткого обеда мы продолжили неспешный путь на север. Столь вальяжное передвижение позволило нам не только обжиться по машинам, ставшим нам домом на ближайшие 2 недели, но и привыкнуть к тонкостям радиообмена при движении в колонне.
![m1-2](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sDVt6GoSwreyhPMVHqAYDfdgleENddqOCrSP_p4XnFcNRFNdlKdOFqoTMoGfqga62q_kTHj-9Z1Zi20_3FOMysMdg3w4sdX92oAnsNtnc_cMzH3oI9=s0-d)
Оставив в стороне Петрозаводск (на ДПС-е свернув на Мурманск; 61 49 408 N; 34 13 053 E), мы заправились на безымянной заправке Бэнди (не все, но некоторые). Далее, свернув на старую Мурманскую трассу, мы достаточно быстро оказались в Марциальных водах (62 09 459 N; 33 54 213 E). Чего только не приходилось мне читать об этом курорте, но вот уже второй год его посещаю и второй год не могу понять, зачем. Старые домики, скважины... Да я и минералку-то не особо люблю.
![m1-1](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_ufd_Y7oJSXjwHxs4qfH5tulwbyVzhqdQQdZhjQu3NmWJw8q5nt-XNQzv_zBVRhhYBpb9IKMa8UYXE4p-Fhr3aTqQJVbe2GCpE1rdthk8ujfroCXcy8=s0-d)
Марциальные воды:
(автор - jEKA)
![02-1](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uyr64QpTksbANRxSAf5Bc70cqDmI4zJYpzkBJryOHIjWvBGQh1fzroLmQhbeX_2Z82YNWjIkAZE4WYnM5b0qyiM5JepTsmY3v-UlFSeUcqdkgkZJz9=s0-d)
(автор - jEKA)
Мы:
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
![02-7](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tWulbz_7eT5YfHCHPQY8yoO9DZeYvQnUvdCf5BX0nhnf83hN6kH9LI7814GaEMK8Q3v6zpLIRccf7A0gY8TWucrkAfdLn5yamwLx5wXPK-cTx6QH5R=s0-d)
Как и в прошлом году, мы, как говориться, отметились, и поехали дальше. До Гирваса (62 28 082 N; 33 40 828 E) нам оставалось меньше 50-ти км (Гирвас - достаточно длинный населенный пункт. Начинается он с первого водоспуска, потом развилка. Налево - старая мурманка; направо - в сторону Поор-порога и новой мурманки; мы поехали направо; через некоторое время населенный пункт заканчивается).
![m1-3](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uDOARoYWwgsHzJP9LtYnTPpUkZRzLHk21yy7R54n4mWwXLNboQQR5uTq8tW-cqh6UeY7duJPzh9y2Ikdh-7GTvrUB1ZrD6dLJ9ucyQPs8jPUlAJwuO=s0-d)
Еще на стадии составления маршрута у нас был выбор, какую стоянку обозначить местом "привыкания к лесу" и акклиматизации. Своим единоличным решением я выбрала Гирвас и, вроде бы, совершенно не зря. Даже если отвлечься от величественных водоспусков и столь понравившейся нам в прошлом году "гранитной страны" (которые мы рассматривали только на следующий день), что является чистейшей воды делом рук человеческих, сама природа в этом месте постаралась создать максимально комфортные условия. Небольшие озерца, расположенные террасами и соединенные между собой перекатами и водопадиками, оставляют неизгладимое впечатление (62 28 260 N; 33 43 080 E). Север в принципе впечатляет, но есть среди всего множества болот и озер места, куда хочется возвращаться снова и снова. Одно из них - Гирвас.
Гирвас:
(автор - jEKA)
(автор - Димка)
(автор - Димка)
![03-4](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uvxT65mhfHC9eaXj62lwDv5DwgatMFwf8cRM47W6OL0YmysFtOrWuwNURS3gPzvcC_crdIuPOATxvarKOHkYLS5T1B9Y5iwCbFvVVSMjMWhAKosH4=s0-d)
(автор - Димка)
До Гирваса мы добрались еще засветло (что было удивительно для последующих передвижений) и нам очень повезло, когда мы в субботу вечером на запланированной стоянке не обнаружили ни одного человека (стоянка была запланирована около Поор-порога; отворот с трассы на Поор-порог следует искать сразу же после таблички с зачеркнутым названием населенного пункта - первый ОЧЕВИДНЫЙ отворот. Может быть в будущем поставлю там точку на местности).
Быстро поставившись и уподобляясь горным козлам мы отправились купаться. Первый вечер на природе коротко можно охарактеризовать как первые впечатления, первые комары и первое пиво в дороге.
Мы:
![04-1](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_u7-MqMbhmANMdOhoyV8rXbuxJWWj3IL_UhW0Z045JeKqCpBByDHJjJ4OwiWFzPl8FA-hM5dSSazs6mXfYLCRiKD8dfhQbfzDdeP_Ir_qY0plRyBqg=s0-d)
(автор - jEKA)
![04-2](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_s2uYYE8rdfiujisrk_n3huqNTCn8Q56qzaZgkC0fmpX68ByZmZfr580MfuLPe_5hVRG2zD2GnVIXEA-cf4LuaDghejhe8m2_OniRiUk897MAXQAovN=s0-d)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
![04-4](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uJvNSq7vzHjoOIykSQfu1n7zoeSwTQzSwUGpZWOc7rg4Lh8JXKl8ZZuO8HSfZ8SvPI9nnasYmOo5CT7GsES6IS0P9pt0qCvxv7cYD0NTE8SCFRlflz=s0-d)
![04-5](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vAdBwG6HC4hlRGC1FGp5P4Pq5_-GtZAk5cHPpsDZKcjvmfE12-kGvHn821ZdQaGtgZbRGqKnw1AmesemJmJ3fRkkuvq2l-7jbucWx-wk6kpELAycjk=s0-d)
Первый вечер - это еще и первая пойманная димкой рыба!
![04-6](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vB2jYCEuG0JGNqgRIblZZElOCzCmbo3TbXv8z2EIKZuf-bddnGtD_Yjm98AZg3Dq7HmW2BXplTmC2RNW3Bn1d1qGxgOnBWkIYj2lDkYeP5W9oRx5fr=s0-d)
День 2 (ВС)
Перегон: покатались.
Расстояние: смешное.
![m2-0](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tch9_Y5UxfdEg3WGolMuuaqjkDM7DkQ2InqGy-L6Vt2rx26TumrD2cwbh_byeBMOiCP3Prj87y7NA8_aSjTe90_a_sDqKSFeYi4i_P3NVc02Lked4=s0-d)
(здесь точки расставлены очень примерно!!!)
День начался, естественно, с купания...
![05-1](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_t5LXoGFokmFosMeZ6Mds8vkSDUyskGrgYJwoXR-DOwQ_U0SBaf3rPnC7Dmkt5urJ24Vrblcs9CE0JanRSIp4_lvoM-xeEHVlUfBcnp1dM5O96140zI=s0-d)
(автор - jEKA)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_t7rBn0XT5fewExzh5vwUf3LsP_XjrTeTWUX_a-zvVX3F7kNDxrKt9Ikkt1qLmou9HzAFIjRi7cdjxnzDtrGUUOdQQvlYXn0R1ixRKcRfWK4a0_Uzl-=s0-d)
...и небольшой прогулки по окрестным лесам.
![05-2](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sjasS4XMpshRh0taDBFhEuSTqECKl0UViv3ncd-XE3nMR4rBdp--e9lum8b4SV-uWVX05GnC15_XuiK9ADDsjLwMCrMRMf942Zc9ViR48R0jqblg0=s0-d)
(автор - jEKA)
![05-16](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_s1YgamlgN-JcBDjYOtAfLqOIql7_Tm1POtOXUGR7jn0IRffAU5fTcFHXb3J2HGvnHsHbz3Wd5rkmT1GgpSm4wV4rcuER7trkHDvhpvPy09sw_cqEhS=s0-d)
![05-17](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tuqDi97mnEwiTzfUs8hWa1Jg6ZvMIoQsvd3mPyU1AyMestUhszmwsfolB6zasZRClA9_41YbcxBtrG4mQEBQADE12ogUPhL78rExbgdycxS-qvM40O=s0-d)
![05-14](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_shG8aaIdVyjEudUu1wgT3fX8D0srj6duxib4EI4Un4QxH50kycZIo_9Kiyjsud_lJarEj3W_nSSKwP6AsWmBU3PCdDb6AxJDbr8ekqHL719gyJJd_6=s0-d)
![05-15](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uV4sAT4JfK-e6DsGhg_nMPNgoNMcJFYF4KzsYGh8ZYPfK0Dzc1y2vdUGzNon53Rm_u1hapmxWuRGH36YNDkJTplj-8oO3M2T_PkqoQfZpfUDg6ZJl2=s0-d)
Кстати, в этом году мы умудрились найти старую разрушенную мельницу, относительно происхождения которой мы так и не пришли к общему мнению. Находится это чудо инженерной мысли чуть ниже по течению "бывшей р.Суны" относительно Поор-порога (ее легко найти, если идти вдоль воды, придерживаясь правого берега).
![05-3](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v9j-EF9y935OgYOT2_3CVPG0jf-XcA4R4-ii6EvWrccHklW9zF3gtdEfqFMUJHGSItrKWeLjxJ1g98D86FyoTIH4m-ln2FHLkkT11-oIaJDwSQuA0=s0-d)
(автор - jEKA)
Через мельницу проходит отдельный рукав реки, начинающийся в одном из заливчиков, образованных дамбами. А чуть выше по течению он преграждается таким же разрушенным шлюзом, единственный способ переправиться через который - это пройти по тоненькому катающемуся бревнышку, придерживаясь руками за верхнюю перекладину.
![05-4](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tWfatc1Jm4ux40PUs-Eur228uHN3f7IHj6pROLgE9OYW3Dp8A3TafR8zb9ZyOO9TWuVTUY7h7YoRfFLrF4rBdLvniSpg_3ShVplOlouCGwr12ANOPe=s0-d)
(автор - jEKA)
![05-5](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_unNc5WUHUG8_VnDlbNrE6IevnL-OeRlUa_c2ZwZHWKxL4m7xcYpDCQE-GmgbXeZNq2--CTkqBVFXJUayx6-z3cC1KRVHYz_b2tgCAPra4Yeo82ZaSH=s0-d)
(автор - jEKA)
![05-11](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_u8YgbjmeekKfFVCKEIlhG0TrV7Bhurw5L0f0lUvqZjaklbNEYEZxIDC4x3zZS5n29KfeMQhF3vvhJE4hYq49qhk7q6DqNyCsELs8PPBt2Z5uKWlALg=s0-d)
(автор - jEKA)
![05-6](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vyjYuy9V-rd5mnAFCG90Nf55TWcMFNkFdWn4KrNcwd4Qu4HSTR2NoIq_ii0zlHdLI5FoMiushp085tRz_cLhKpzxQbssTbUWifK8Xas74Y2RsLACKU=s0-d)
(автор - jEKA)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_t3-6hcibgizLHTq9nUx5s6oEdfsZvCc5jusi168zZDu1qr0_zIjmV87AK97XGNv9_Ci5SZP5ba4MXn0fefDP0B5dXR0Xh2j2vcPuKFKucrYUp3dizB=s0-d)
(автор - jEKA)
Чуть поодаль мы нашли несколько удобных стоянок (подъезды к которым можно будет в будущем исследовать на машине) и металлическую "балду", которая торчит прямо из земли около воды. На "балде" значится загадочная надпись "M II C".
Если удаляться от воды, то приходится сначала приодолеть крутой подъем, который видимо когда-то являлся берегом полноводной р.Суны.
![05-18](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_syh7P1akc7sT4_bv3Rzzb8QnS7iDqmyo8z1gONnzej949xAOd8gYr_zlnZtXifA6E_cSHetn-4VPwu97oSmgvrUpulgU1HZORiKITHPduCP7AYvMre=s0-d)
Дальше начинается "ступенчатый" и по-северному редкий лес со следами пожарища, исполосованный колесами какого-то большего вездехода (то ли пожар тушил, то ли метки после пожара ставил).
![05-10](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vczQjtXV2XZu-B99sdTLxWFv5vJpqJAoUPrqT3v08NRsKSShVdcH7Jb-7WW8CSFyosc5MwEKijoQCB5cHNpOHFUJICQdlLDPzN8ARz6lGw9LZaZFYe=s0-d)
(автор - jEKA)
![05-19](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tUd_FpyKIcDj557YdOviwERVdX7-BAvNmOD1dZSDSJ7y5TIixuL9uanu3Y6Hxkx0komvof6luilIGo6BqO_7H-E7mMY3hUmh3ZisklpKsv1aoq1rg=s0-d)
![05-9](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_ti9NrQUm_R1NQ4jqsimUmAGepbJ19nxpjDjHixmyjIBp8hZ5vcrMkqP2m-PSMWdKHd5dLIbXTJiIQQIyowPkAli8R0f6iVfcRWu9F49vefh6NOYbTA=s0-d)
(автор - jEKA)
Дневку продолжали уже на стоянке...
![05-13](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_timvgGXAAfqsqNOt32CWi3QCddX-ftqygO4uHBFLXlozSL1wwqi0MNFRTh-z9NZ4HoiyADv2MxxpjDXBKYP08fd-AMylSqWD4hLKBfr9UXfLnTN4Y=s0-d)
![05-20](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sr-yRHQu96OtBSkole8M1hZCYD7EeREmtKYRvRBAwYPtbtIsOXJ2feLyq2jHaLO3jOI0xtOUhSAtunsyVAltEMc4TKp4EuH6nxG98ZSLipUPGO_FY=s0-d)
Не смотря на то, что в этот день мы твердо решили поматрасничать, за руль все-таки пришлось сесть. Какие-то смутные воспоминания говорили мне, что в точке отварота на Гирвас с новой М18 есть заправка и мы решили этот факт проверить (тем более, что моей машине уже ой-как требовалось вливание топлива). Заправка оказалась действительно хорошей; там в отличии многих мест в Карелии заливают "до полного бака"; есть шиномонтаж (правда, грузовой) и некое подобие кафе с одноразовой посудой (62 28 524 N; 33 48 885 E).
После заправки грех было не покататься по окрестным достопримечательностям, первой из которых была взлетно-посадочная полоса (ВПП). На карте она, естественно, не обозначена и оставляет весьма глубокое впечатление (поиск ВПП проще производить в направлении от заправки, а значит, и от мурманской трассы. Если ехать по отвороту на Гирвас, то нужно будет пройти 2 достаточно резких поворота и увидеть знак отворота направо; для права - он будет единственный; по нему надо отвернуть, а дальше катиться по самой наезженной лесной грунтовке). Кстати, по дороге на ВПП мы нашли первую неточность в карте: как видно на ее фрагменте, приведенном выше, там на гирвас по-сути есть 2 отворота, верхний и нижний. В реальности нижнего (вдоль реки) просто не существует. При этом, путешествуя по новой мурманке (в сторону Мурманска) в районе точки 62 27 654 N и 33 48 920 E, по левую руку можно увидеть только стену леса.
Но вернусь к взлетно-посадочным достопримечательностям. Когда, видимо, ВПП была окружена сараями / бараками. Сейчас от них не осталось и следа (только аккуратные горки мусора). Только местные грибники и фиговы рейсеры, вроде нас, нарушают покой асфальтированной прямой.
![06-1](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vOFXqAePzQ2W7p4qaOD_8_iO2kAKZYQFtveNpA8kLNXqANUVPTyPSBLdl4qKJhs1vq1211wA2qCPO-drgbON1Z1Ns91HPbMPCn6o4E7TNxXQjPwZKa=s0-d)
(автор - jEKA)
![06-3](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_upvwDHOzpp5N2YyeOpHILtR7vyt5KTuoqm6ULwoBQ7OZK3RrRtkCTODtWqUnuFNftujGhqgpJSVO7jpstQSooacILgJBh9H1Rq-jfU01CTTeYg3Fnp=s0-d)
![06-2](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_s7pxiBSh45xe6qaTQrns_VxvprILCb7IkyLxO9773GGaQU7X960UtXO5Vm_6dgg6cLV8Q2ImDQ6ExYh-DkubE-Toe5MSsfWF9gH3_Lq-4svzmY4XI=s0-d)
(автор - jEKA)
![06-4](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tt1LS6lKoNtz3JZCbmObnfzDGWv6HTnOVM3Q-4Z6cFqJ823soGRgkLbJIrHd7E_Jb6fXwdeM1YdOk4AJchfM5FtAYbQ2tQw9Vjl7H3gP8WoK6d_Kr7=s0-d)
За ВПП находится оз. Пальеозеро, на котором мы не один раз останавливались в прошлом году. Озеро красивое... Но вода относительно Поор-порога холодная, а идти, чтобы получить глубину хотя бы по колено, надо очень и очень долго. Как в прошлом, так и в этом году, мы подходили к озеру со стороны отмеченной на карте отмели. Возможно, следовало поискать стоянку получше
.
![07-1](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_svDTukrDnmygzHBLQ7ycioww9fpBNtMGIqsgZtMKeHKjXU6QsHv6DieDJD5gMFgUZD8vhtcUhl_soso8nPsF414996SPzKXIY4C6t_Q47E4BgiiVw=s0-d)
(автор - jEKA)
![07-2](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tk2AqUOuYVg_qxvMuqBrgaBJz7U_gjT193bMGIFQ8GYuQvcn1I6N5c9IO6OS-pcSrhgVjC9JCl-66ZL7qMDoyutHdEE0H7-oZ6yV1bzHeT3mQpdC8p=s0-d)
(автор - jEKA)
![07-3](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vuqAv8o_3sElwXX6CTdpVFmZ6tWrRCveCjosUn_lrV2tRfJ0XIp9uoMD9Xp4YwMFT5F7DwokFYFSuW-PSX-ma2a0y6IM5Ze-2qV2dVA-RRg1lafN0m=s0-d)
(автор - jEKA)
![07-4](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v8M9bZr-rqeaLDasWMOIlvGYh4JIrD9XK_KrKq5haYxQPDg-z4zvoaX0Kgue7g2WoOeEWvlHuiJT60lWjdvE8Fj9wc-KDq_s9tRJCcS4_XWavEOZ6R=s0-d)
![07-5](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vz8Aa-FVINLCFf8ZkIsiUy9y-gwFNLroNubo-uoYTZtVufiS8DW0vRZ11lzFx7w3Ll53EXOmGtUO7fufH1jhVaW-lHLvCc2RZRojFJXtRS4vTF3PQM=s0-d)
Желание искупаться появилось только у меня; я мокнулась и мы покатили дальше, искать самое интересное. Самым интересным, до чего мы не доехали в прошлом году, была Гирвасская ГЭС (62 29 008 N; 33 40 357 E). Сказать, что "поток воды впечатляет" - значит не сказать ничего. ГЭС это всегда величественное зрелище, тем более, если ради него перекрывают такую реку, как р.Суна. А в данном случае старое русло реки было перекрыто плотиной с водоспуском (вторым в Гирвасе), а вода направлена через отдельный канал под огромное здание ГЭС, огражденное колючей проволокой. Между двумя водными путями - что-то вроде островка, с которого мы и любовались окрестностями.
![08-1](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sPqroD4CBXzILNBt8-xLuX7xzvAfwPRbXd-X9R9oxAhLc2GY0xluNEpocMt1AiXsNyZkI3RIb1uQ9ueuYN1gp0n4G2eZYW7GG0ajXzmoTv6JSNltlb=s0-d)
Водоспуск
![08-2](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tGw6kDWf8XgU_cU-YiLpSzy1hWmoZ02CB1N5hIDnH7AgaEYEJlqvqdMM8Ho14dYly7_1qremy4YIGVEGhqbB1BrhyB3fNwOmlBuufkIhx3ccXnGHg=s0-d)
(автор - jEKA) "Борт" канала водоспуска
![08-3](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_ut8tlDFiuXnfwYeNhMDnY9qAI3Tl19cftkhNbvQ1pL0iK4ludn3IEO9yRD0VkH8k2rmJmvZXc-WcTFK5bf_LASzpI9qu146Uv61GhBpE3oAjAmxWRp=s0-d)
"Борт" канала водоспуска
![08-4](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vJ4yEsfzQO7Fd-sQc-BIupZyd1WNE7Gr4NyAHhJSUNLk4x6lTuTvsRlsYnaTHv_paBTBSd6Ar1_kze5s75L1FAzeGaGeEaTgn75ECCI0h0aiGPOdG2=s0-d)
(автор - jEKA) ГЭС за колючей проволокой
![08-5](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vud_w7fhwGxcogTBMtf7twuMCCSSX8f8bXvZxoqcWYxiV0NdQa8fifT2HHHCNpkwh2DSNgyXqmwFy1b3HgC8FhQOOYosYcd4Taj208FeYEBd-AbKcc=s0-d)
Поток с ГЭС
![08-6](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uhpr9ZejvspN49cAEgEy0wjJpHF3iNnpFxTQm9mD8K-RoBrkUXP1smTgmpmYKWtLa7Q74qhOZ4t6jnWNAQ5VJak6D2dSjx6wqbzq9JxT3V92iv5QI=s0-d)
Поток с ГЭС
![08-8](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uOzpupSNt32jEpOYD5MetBi_0wiH527E6WB4eKhQa0hJztIGocI0ioQ6PjcSt8hlxOTpk5g0Gvi_HnazfKpNK9uEEvE8tLFSyeM2E9v-AhOT9k5D42=s0-d)
Вот и давай после этого человеку в руки ржавые санки...
![08-10](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vyaKKv7qT-wlMQWWDneVeAVHRykDkxP_2CLzAa4A16U_a8q1SC5qMR6U0n5nPUmho0JQvIGnFKR_USJhrpBm-AD1cmoE3yiWugZdOiW325UR4VPTk=s0-d)
(автор - jEKA) Два мостика через водные потоки (на ГЭС и на водоспуск).
После прохода через ГЭС вода попадает в Пальеозеро. Возникает ощущение, что протока, благодаря которой это происходит, - дело рук человеческих.
![08-7](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uyppiWgjHcoEEiy1e9O-3SYPzCX7EOoaZYlNMtmxtFCZ2FP01h0cEg31giknrCW86K-tvEsJqHffoaz7VMsanP-TTch9Np56qSDmTN0KorkTZbahrL=s0-d)
(автор - jEKA) Каньон к Пальеозеру.
![08-9](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uSe_hS8kWmZNRSdluDjfeAEbD_DY9KxkNxBm11Y3L5W2PSUsBEQj4iTyI9KqKvqfxC0JXxs4A1JVTMAlhom3nrs6EncUXGYwkNMvkPnPAbvftjcit8=s0-d)
Поскольку нам не для всех стоянок удавалось найти достойное описание в доступных источниках, случалось, что мы искали красивые виды только при помощи карты. Согласно карте этой местности, именно такой вид можно было "поймать" с мостика между Гирвасом и Койкарами (вид на каньон Пионерный; 62 27 348 N; 33 39 647 E).
![m2-1](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v6u3_ZF-c4L4X_JAUzLtj3kwKlTms5iQ7yDUTYvXmEX84LxLArJHG0TmJCpYtOyCP1Dt0YzicsTunE94Wap0Zxa9xyjhwN8MvFozL3RmTLqiz6Iivo=s0-d)
Мы не с первого раза нашли поворот в Гирвасе на дорожку, соединяющую 2 деревни, но мостик нас поразил с первого же взгляда.
![09-1](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_t5OYMG41IN3RsX5zjKKYbuhfjxv8ZZAsuihbTilhW1fQvYwo_TEnboa_lk-E-DTfvZO6SXKjZ3YIatPIFO4Pc5mUlGw8UFxKR0mLUgcVSZYLi08OAZ=s0-d)
(автор - jEKA) Вот так выглядит этот мост. Интересно, когда по нему проезжала последняя машина?
![09-2](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tSAWtDy8bIqI-VuCHKUOgEB-icL4XSX-l96kQySZcmon-Ip7NkbfDFiKtzpnYGRceSK26QrrwDiFWGDhS0slQ-IpFvJdOEJtzdin0F18C2huCP9gk=s0-d)
(автор - jEKA) На фоне моста - местный житель, которому Серега объяснял, как пользоваться рыболовной катушкой.
К слову, каньон Пионерный не представляет собой ничего интересного...
![09-3](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vELiZE3nxdk9RTyV4vrPwXXhL5z5KGtsHGtfANeEb5bMu8pMto7Mto6Ck16Kzr_wqoDGMACBlXX8u6u92nT2RAvvCofjcDZC_HZdqds_seN3DJAAfq=s0-d)
Наверное это был настоящий каньон в те времена, когда ГЭС просто не существовало.
Последней точкой нашей прогулки стал водоспуск, который мы впервые посетили еще в прошлом году (62 27 345 N; 33 40 199 E). К слову, в этом году был заметен прогресс: кусты внизу вырублены, а через шлюз просачивается раза в 2 больше воды, чем в прошлом году.
![10-4](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tHHiT8PLJTC2g22SiMTu64RRQ8MvJ6fg6rk9Ym9SMO21zg-eZvW4d4hWfcAdn5PcuYNZAnOTyZi_Ov5n1J_NJzvybRSgviqWr_est3iVr7fLlBr3Sc=s0-d)
Водоспуск
![10-1](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_spWD5uTkctkgjragk_1LsCjY3KMyqSuSyathl9vAjynihj7uQsPHyzPWxvJqacAj4tzxBpP6vjG_sEImBM3SgFMoGc0Fq_mopQv_GeBDb6JOHH8R3Y=s0-d)
(автор - jEKA)
![10-2](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uhJXCwDaaEBcIAdKd00w3X0iwXq44l1HNR-lI2rD1aMaP7zf5oZ3lwiN0v6M4ZCyzuvCD7w7hTCpscs4sTTBu_c4O8ErcLyozSjhs5qXJdQ5ucsS-_=s0-d)
(автор - jEKA)
![10-3](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tny4eqk2nE_RK_VOi0XorBz0tufdUUXIbe5NwgeBiNzsSnnWgx10HMR_R2gP_TKQVtG3FSgxCMwOcg9aLkkn1zT23XGWQB5dOh4HbL_H2YwOfYJ15E=s0-d)
![10-5](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vf6enVxGmd9T-epd76ZJD27CjEiPyy7fwia5246B9iWO67BPwS1xsbOud2OCo28PZro2nqVyWobKRZMMTsFhFEz19e2p4WQ6NiKXaj98Fpv8mSRCKv=s0-d)
После водоспуска мы до закрытия магазинов еще успели заехать в деревенский магазин за ингридиентами к ухе и отправились догуливать дневку на стоянку, где уже готовилась копченая рыбка. А пока она доходила до готовности, мы искупались и попытались прогуляться по берегу реки до "белой скалы", которую было видно от мельницы.
![11-4](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vfAl9cVQwbkjyz-lMWlbCGjQvvD0MinnJbJSvo19XTCj6YaItVFuJ34u5pmpku7nPH4VdMzv4doWopx8GAnTYAcUPrj9uE2fSY3HgAqmowfPIO4vs=s0-d)
Дерево-стул
![11-5](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_s7vFkw4Wv0mS-43qvKbo_BfMN0oTiyoAifWtKanK0h7EcvUuI_gLaVOM7po9TkWNIpX31uiRCtXH9IB5asmevzWTj0PFxq4qyZGpmRkeqPGlLEbHiz=s0-d)
К скале мы так и не дошли, но зато на одной из открытых точек набрели на разрушенный бункер.
![11-6](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vzdv_Vc3d41w0kx2B_1QG8MJl3ZrMXwTxNZPrMpqpy-MtQtGluadvengouhW-UYJzYQbF_IeqPSS1cOPZAiTZf2VwHPKkcG8keg34ac2ddcZU0uIk=s0-d)
Полуразрушенный бункер
![11-7](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v0zxZlkHKRh8bCIQDib7XPY-PRmX8x6RR0gotFQ4LqGPoSE1jAfiUX8ycs4icsUqwRX-NrwJVFj87i00AdtOp7mBYi6w-ikcdE7n-j4kwfqkWr8AyH=s0-d)
А вот так простреливается река Суна с ее поворотами с точки, где расположен бункер. Грамотное место. Интересно, чья идея? Фины? или наши?
Вечер в лагерь закончился матрасничеством...
![11-3](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uhUza3mhfDpowSLAxTQ5G2kLLtcWEoRM3Tpdr684ZfJpDqwYcyCUg3udnx_YHZoIfwerfCZOokgl5cars3CGLCQz5aVxH5Ho5IDzNulP7tPxibhU1G=s0-d)
(автор - jEKA) Рыбка была знатная.
Чтобы избавиться от всяких разных насекомых, мы выбрались попить пива прямо на бывшее русло р.Суны на плотину.
![11-8](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v0VX4K86KILaOuxjuUfRqWr_keozizEx9qyzgMCMknkby9mMtcF5gav_W4iBzv9jysdPoemQ-2HzrJbLfznYTw5kenU084_sg6R3njVRyOoNzcJTUO=s0-d)
![11-9](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sRrbvKzbQCKVPY7sdmQu-uTE4bLsCokZ3jtHoYsIpt_lSXy2nkTkFwHVhsjkS62lmEUDlhV8hdw32Dvuqljh0nh8xWj-5jeT7FS7hkrAdsdUC8uHOG=s0-d)
![11-1](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tp_mU2_PTsUvgBTzqQie6xwxvkd_XyA3RJJCf4D3Wy3gQgCVc5zx0vA6UC_NEjg7XkZFYS7Bb0qVWCySbIarF5iapwpvfK8qQyMhfN7aY7HMcL-i_P=s0-d)
(автор - jEKA) Сталактиты и сталагниты на плотине (стоит она не так давно, но влияние воды, просачивающейся через породу, еще как заметно!)
![11-2](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tfZpYZgm4MORgvMAUgcmRIb1NaYzjG45AixVauC-m1owA4JWBSVxK9v-y2Dfi7ezRHiHdvy5gi-6ICe-ji55aBhg6VqvLsFI7wd06ZEoaIDmV3YkDS=s0-d)
Они же
![11-10](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_snipN3Rk2wbIL5UbXZCzxI2xSAct7eLtuB-stU_3gtHTzcxwl1_lVgIKkSj-HWCPnf9Kh1k1ucOhto2CtTIsXguefs-hwFWc-5lf_MaAXVcccm6ph7=s0-d)
Любимый Женькин камень
![11-11](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uxn5ZZnLjLOzkQ7Aiv_1hdwExISLV6IT3pRPVYsmNMNcdgPr_YQMsD9yddl_YsxWjI1ZAQdYqX8gyQNC7cQWtsV8f_CpUKCaPW4CRYkLgTUYWRIHPO=s0-d)
Продолжение следует...
К содержанию
К содержанию
Маршрут (Карельская часть):
Питер (59 57 031 N; 30 19 107 E) - Волхов (Иссад; 60 04 559 N; 32 20 400 E) - Петрозаводск (без заезда; 61 49 408 N; 34 13 053 E) - Марциальные воды (62 09 459 N; 33 54 213 E) - Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E) - Юстзеро (62 46 815 N; 33 32 908 E) - Поросозеро (62 43 336 N; 32 42 934 E) - Гимолы (62 56 039 N; 32 31 778 E) - Воттавара (63 04 412 N; 32 37 520 E) - оз. Верхнее Музозеро (63 07 763 N; 32 31 429 E) - оз. Нижнее Музозеро (63 07 330 N; 32 30 105 E) - Суккозеро (63 10 206 N; 32 20 567 E) - Тумба (63 22 403 N; 32 52 986 E) - Юккогуба (63 23 991 N; 33 06 293 E) - Ахвенламби (63 24 012 N; 33 12 020 E) - Паданы (63 17 074 N; 33 24 991 E) - Терманы (63 18 815 N; 33 22 694 E) - Евгора (63 10 182 N; 33 37 977 E) - Карельская Масельга (63 09 736 N; 33 56 324 E) - Остречье (62 59 833 N; 34 02 113 E) - Чёбино (62 54 864 N; 34 09 541 E) - Падун (62 55 887 N; 34 15 218 E) - Медвежьегорск (62 54 829 N; 34 27 540 E) - Сегежа (63 45 101 N; 34 18 427 E) - Гористая (63 43 390 N; 34 20 141 E) - губа Манагуба (63 33 882 N; 34 28 462 E) - оз. Круглое (63 34 937 N; 34 23 583 E) - Гористая (63 43 390 N; 34 20 141 E) - Сегежа (63 45 101 N; 34 18 427 E) - Полярный круг (66 33 788 N; 32 45 283 E) - Граница Карелии и Мурманской обл. (66 34 940 N; 32 45 060 E) - ...
Замечание:Фотографии опубликованы с указанием авторства (вернее владельца фотоаппарата, с которого они были скачаны; миграции фотоаппаратов по рукам не прослеживались). Фотографии без подписей - от меня.
Все GPS-точки, упомянутые в отчете, ставились не на местности, а в теплой квартире по 2-х километровой карте (возможны незначительные ошибки!). Для расстановки точек использовалось Пулково - 1942. Обращайтесь, если нужен файл в формате wpt.
Машины:Две 2109 ("красный" и "синий") и Зеленая Нива.
Люди:
Я, Серега, Женька (Красный); Ванич, Полина (Синий); Димка, Джексон (Зеленый).
День 1 (СБ, 7 июля)
Перегон: Санкт-Петербург (59 57 031 N; 30 19 107E) - Волхов (Иссад; 60 04 559 N; 32 20 400 E) - Лодейное Поле - Петрозаводск (без заезда; 61 49 408 N; 34 13 053 E) - Шуя (61 53 920 N; 34 14 058 E) - Марциальные воды (62 09 459 N; 33 54 213 E) - Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E).
Расстояние: 420 (аппроксимация ломанными; на самом деле от Гирваса до Питера примерно 510).
Помня о том, что по некоторым причинам выезжали мы в самое дачное время, встреча была назначена уже на трассе М18, сразу же за мостом через р.Волхов (60 04 559 N; 32 20 400 E). По сути погрузка вещей в автомобиль началась еще с вечера, потому как вещей набралось ровно на заполнение салона ... и это без учета показавшейся нам жутко необходимой байдарки. Пока синий продвигался к месту встречи с юга, мы погрузили часть продуктов в зеленого и слетали в кронштадт за Серегой.
И вот мы наконец-то встретились.
Если честно, встреча намечалась на 10:30 - 11:30. Опоздали мы примерно на час - полтора, что, вобщем-то, как обычно.
Если по дороге до Волхова мы жарили как могли (мы - красный), то после встречи мы набрали свою крейсерскую 80-ку, неспешно продвигаясь к границе Карелии (скорость была выбрана по пожеланию зеленого).
В первый день пути наша дорога не омрачалась ничем, кроме нескольких небольших дождиков и штрафа за превышение скорости на ДПС-е на границе Республики Карелия. Для еды мы останавливались на первом попавшемся озере (просто отворот с трассы), название которого никто наверное уже и не припомнит. Вобщем озеро как озеро, исторической или географической ценности особенно не представляет... от ленобласти отличается только тем, что больно уж там чисто. Хотя народ присутствует (сказывается близость к трассе).
Фотографии озера:
(автор - jEKA) - Дорога к безымянному озеру с трассы
(автор - jEKA) - Мыс на безымянном озере
Наш перекус:
(автор - jEKA)
(автор - Димка)
После короткого обеда мы продолжили неспешный путь на север. Столь вальяжное передвижение позволило нам не только обжиться по машинам, ставшим нам домом на ближайшие 2 недели, но и привыкнуть к тонкостям радиообмена при движении в колонне.
Оставив в стороне Петрозаводск (на ДПС-е свернув на Мурманск; 61 49 408 N; 34 13 053 E), мы заправились на безымянной заправке Бэнди (не все, но некоторые). Далее, свернув на старую Мурманскую трассу, мы достаточно быстро оказались в Марциальных водах (62 09 459 N; 33 54 213 E). Чего только не приходилось мне читать об этом курорте, но вот уже второй год его посещаю и второй год не могу понять, зачем. Старые домики, скважины... Да я и минералку-то не особо люблю.
Марциальные воды:
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Мы:
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Как и в прошлом году, мы, как говориться, отметились, и поехали дальше. До Гирваса (62 28 082 N; 33 40 828 E) нам оставалось меньше 50-ти км (Гирвас - достаточно длинный населенный пункт. Начинается он с первого водоспуска, потом развилка. Налево - старая мурманка; направо - в сторону Поор-порога и новой мурманки; мы поехали направо; через некоторое время населенный пункт заканчивается).
Еще на стадии составления маршрута у нас был выбор, какую стоянку обозначить местом "привыкания к лесу" и акклиматизации. Своим единоличным решением я выбрала Гирвас и, вроде бы, совершенно не зря. Даже если отвлечься от величественных водоспусков и столь понравившейся нам в прошлом году "гранитной страны" (которые мы рассматривали только на следующий день), что является чистейшей воды делом рук человеческих, сама природа в этом месте постаралась создать максимально комфортные условия. Небольшие озерца, расположенные террасами и соединенные между собой перекатами и водопадиками, оставляют неизгладимое впечатление (62 28 260 N; 33 43 080 E). Север в принципе впечатляет, но есть среди всего множества болот и озер места, куда хочется возвращаться снова и снова. Одно из них - Гирвас.
Гирвас:
(автор - jEKA)
(автор - Димка)
(автор - Димка)
(автор - Димка)
До Гирваса мы добрались еще засветло (что было удивительно для последующих передвижений) и нам очень повезло, когда мы в субботу вечером на запланированной стоянке не обнаружили ни одного человека (стоянка была запланирована около Поор-порога; отворот с трассы на Поор-порог следует искать сразу же после таблички с зачеркнутым названием населенного пункта - первый ОЧЕВИДНЫЙ отворот. Может быть в будущем поставлю там точку на местности).
Быстро поставившись и уподобляясь горным козлам мы отправились купаться. Первый вечер на природе коротко можно охарактеризовать как первые впечатления, первые комары и первое пиво в дороге.
Мы:
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Первый вечер - это еще и первая пойманная димкой рыба!
День 2 (ВС)
Перегон: покатались.
Расстояние: смешное.
(здесь точки расставлены очень примерно!!!)
День начался, естественно, с купания...
(автор - jEKA)
...и небольшой прогулки по окрестным лесам.
(автор - jEKA)
Кстати, в этом году мы умудрились найти старую разрушенную мельницу, относительно происхождения которой мы так и не пришли к общему мнению. Находится это чудо инженерной мысли чуть ниже по течению "бывшей р.Суны" относительно Поор-порога (ее легко найти, если идти вдоль воды, придерживаясь правого берега).
(автор - jEKA)
Через мельницу проходит отдельный рукав реки, начинающийся в одном из заливчиков, образованных дамбами. А чуть выше по течению он преграждается таким же разрушенным шлюзом, единственный способ переправиться через который - это пройти по тоненькому катающемуся бревнышку, придерживаясь руками за верхнюю перекладину.
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Чуть поодаль мы нашли несколько удобных стоянок (подъезды к которым можно будет в будущем исследовать на машине) и металлическую "балду", которая торчит прямо из земли около воды. На "балде" значится загадочная надпись "M II C".
Если удаляться от воды, то приходится сначала приодолеть крутой подъем, который видимо когда-то являлся берегом полноводной р.Суны.
Дальше начинается "ступенчатый" и по-северному редкий лес со следами пожарища, исполосованный колесами какого-то большего вездехода (то ли пожар тушил, то ли метки после пожара ставил).
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Дневку продолжали уже на стоянке...
Не смотря на то, что в этот день мы твердо решили поматрасничать, за руль все-таки пришлось сесть. Какие-то смутные воспоминания говорили мне, что в точке отварота на Гирвас с новой М18 есть заправка и мы решили этот факт проверить (тем более, что моей машине уже ой-как требовалось вливание топлива). Заправка оказалась действительно хорошей; там в отличии многих мест в Карелии заливают "до полного бака"; есть шиномонтаж (правда, грузовой) и некое подобие кафе с одноразовой посудой (62 28 524 N; 33 48 885 E).
После заправки грех было не покататься по окрестным достопримечательностям, первой из которых была взлетно-посадочная полоса (ВПП). На карте она, естественно, не обозначена и оставляет весьма глубокое впечатление (поиск ВПП проще производить в направлении от заправки, а значит, и от мурманской трассы. Если ехать по отвороту на Гирвас, то нужно будет пройти 2 достаточно резких поворота и увидеть знак отворота направо; для права - он будет единственный; по нему надо отвернуть, а дальше катиться по самой наезженной лесной грунтовке). Кстати, по дороге на ВПП мы нашли первую неточность в карте: как видно на ее фрагменте, приведенном выше, там на гирвас по-сути есть 2 отворота, верхний и нижний. В реальности нижнего (вдоль реки) просто не существует. При этом, путешествуя по новой мурманке (в сторону Мурманска) в районе точки 62 27 654 N и 33 48 920 E, по левую руку можно увидеть только стену леса.
Но вернусь к взлетно-посадочным достопримечательностям. Когда, видимо, ВПП была окружена сараями / бараками. Сейчас от них не осталось и следа (только аккуратные горки мусора). Только местные грибники и фиговы рейсеры, вроде нас, нарушают покой асфальтированной прямой.
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
За ВПП находится оз. Пальеозеро, на котором мы не один раз останавливались в прошлом году. Озеро красивое... Но вода относительно Поор-порога холодная, а идти, чтобы получить глубину хотя бы по колено, надо очень и очень долго. Как в прошлом, так и в этом году, мы подходили к озеру со стороны отмеченной на карте отмели. Возможно, следовало поискать стоянку получше
.
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
Желание искупаться появилось только у меня; я мокнулась и мы покатили дальше, искать самое интересное. Самым интересным, до чего мы не доехали в прошлом году, была Гирвасская ГЭС (62 29 008 N; 33 40 357 E). Сказать, что "поток воды впечатляет" - значит не сказать ничего. ГЭС это всегда величественное зрелище, тем более, если ради него перекрывают такую реку, как р.Суна. А в данном случае старое русло реки было перекрыто плотиной с водоспуском (вторым в Гирвасе), а вода направлена через отдельный канал под огромное здание ГЭС, огражденное колючей проволокой. Между двумя водными путями - что-то вроде островка, с которого мы и любовались окрестностями.
Водоспуск
(автор - jEKA) "Борт" канала водоспуска
"Борт" канала водоспуска
(автор - jEKA) ГЭС за колючей проволокой
Поток с ГЭС
Поток с ГЭС
Вот и давай после этого человеку в руки ржавые санки...
(автор - jEKA) Два мостика через водные потоки (на ГЭС и на водоспуск).
После прохода через ГЭС вода попадает в Пальеозеро. Возникает ощущение, что протока, благодаря которой это происходит, - дело рук человеческих.
(автор - jEKA) Каньон к Пальеозеру.
Поскольку нам не для всех стоянок удавалось найти достойное описание в доступных источниках, случалось, что мы искали красивые виды только при помощи карты. Согласно карте этой местности, именно такой вид можно было "поймать" с мостика между Гирвасом и Койкарами (вид на каньон Пионерный; 62 27 348 N; 33 39 647 E).
Мы не с первого раза нашли поворот в Гирвасе на дорожку, соединяющую 2 деревни, но мостик нас поразил с первого же взгляда.
(автор - jEKA) Вот так выглядит этот мост. Интересно, когда по нему проезжала последняя машина?
(автор - jEKA) На фоне моста - местный житель, которому Серега объяснял, как пользоваться рыболовной катушкой.
К слову, каньон Пионерный не представляет собой ничего интересного...
Наверное это был настоящий каньон в те времена, когда ГЭС просто не существовало.
Последней точкой нашей прогулки стал водоспуск, который мы впервые посетили еще в прошлом году (62 27 345 N; 33 40 199 E). К слову, в этом году был заметен прогресс: кусты внизу вырублены, а через шлюз просачивается раза в 2 больше воды, чем в прошлом году.
Водоспуск
(автор - jEKA)
(автор - jEKA)
После водоспуска мы до закрытия магазинов еще успели заехать в деревенский магазин за ингридиентами к ухе и отправились догуливать дневку на стоянку, где уже готовилась копченая рыбка. А пока она доходила до готовности, мы искупались и попытались прогуляться по берегу реки до "белой скалы", которую было видно от мельницы.
Дерево-стул
К скале мы так и не дошли, но зато на одной из открытых точек набрели на разрушенный бункер.
Полуразрушенный бункер
А вот так простреливается река Суна с ее поворотами с точки, где расположен бункер. Грамотное место. Интересно, чья идея? Фины? или наши?
Вечер в лагерь закончился матрасничеством...
(автор - jEKA) Рыбка была знатная.
Чтобы избавиться от всяких разных насекомых, мы выбрались попить пива прямо на бывшее русло р.Суны на плотину.
(автор - jEKA) Сталактиты и сталагниты на плотине (стоит она не так давно, но влияние воды, просачивающейся через породу, еще как заметно!)
Они же
Любимый Женькин камень
Продолжение следует...
К содержанию
Комментариев нет:
Отправить комментарий