19 августа 2011 г.

Прибалтика (25 - 31 июля 2011)

Перепубликую две заметки из Контакта...

Так сложилось, что по делам  мне надо было отправиться на 5 дней в Прибалтику... 5 дней. 4 города. 5 встреч с представителями телекоммуникационного рынка. 5 разных разговоров, в принципе, об одном и том же.


Ну, начнем с того, что мысленно ехала я в Европу. Как-то до моего сознания обычно доносится создаваемый СМИ и знакомыми профиль, в рамках которого Прибалтика - это почти Европа. Немного до нее не дотягивает, но уже точно не Россия. А Россия - это дремучая Россия. Уж кому про "дремучесть", как ни мне знать;) Но то ли выборка событий получилась сугубо не-европейская, то ли я паталогическим образом притягиваю всякие нелепые приключения... 
Перемещения мои планировались на автобусах (СПБ - Таллин; Таллин - Рига; Рига - Вильнюс; Клайпеда - Рига; Рига - СПБ) и поезде (Вильнюс - Клайпеда). Везде были заранее куплены электронные билеты, забронированы гостиницы в основных городах (Рига, Вильнюс и Клайпеда); Таллин же я посещала проездом. Там я уже когда-то давно бывала...  

Сцена 1. Таможня
Фокусы начались прямо с границы. Без объяснения причин на российской половине границы с Эстонией нас задержали на 2 часа. Пассажиров держали в отстойнике; водители в мыле бегали вокруг автобуса. Через какое-то время выяснилось, что водители везли "неопознанный груз"... Контрабанду то бишь... А еще, блин, именитая компания-перевозчик;)  
Театр в лицах, сопровождавший это заявление, был забавен, но, конечно, не в 2 часа ночи.  
Среди пассажиров выискался своего рода "поддакиватель". Вполне презентабельный на вид мужик, который еще до остановки на границе домагиваться до стюардессы (есть в автобусах и такое) с вопросами и разговорами. "да, вы знаете, бывает так... а бывает вот так"... Всячески показывал свою полную осведомленность по без исключения ВСЕМ вопросам... Когда нас задержали, он первый начал причитать и строить догадки. Спустя какое-то время в отстойнике заныл ребенок и пожилая женщина поймала молодого таможенника, попросив приоткрыть дверь - а то душно. Наверное, таможенник вошел бы в положение, но тут к разговору присоединился "поддакиватель". В грубой форме он начал поддакивать пожилой женщине... "Да, что вы нас тут как скот держите"... таможенник просто ушел. Поддакиватель еще какое-то время бузил, хотя понимал, что его никто не слышит... Спустя 5 минут пришло таможенное начальство: "Кто тут повышал голос на нашего сотрудника?". В этот момент Поддакиватель чуть не крякнул. Было ощущение, что он весь съежился и почти спрятался за широким телом пожилой женщины. "Не, никто тут не повышал голос", - сказал кто-то из пассажиров, видя, что Поддакиватель не отвечает. Не передать, насколько меня поразило, что его сразу не сдали! К этому моменту своим пустым трепом меня то он уж точно достал, видимо остальных - нет. После длинного монолога таможенного начальства, он все-таки вылез в разговор. Правда требования его звучали уже не так резко. Зассал. 
Как же я все-таки не люблю проявление ТАКИХ человеческих качеств в нетипичных и небытовых ситуациях! 

Были и другие кадры... два молодых паренька, пытавшихся провезти больше сигарет, чем положено (мне тоже предлагали - отказала из принципа... это не вопрос жизни и смерти). 
Такое ощущение, что в этом автобусе уже собралась совершенно определенная выборка пассажиров... 

Сцена 2. Таллин
Выспаться не удалось, поэтому в Таллине, ожидая встречи, я бесцельно болталась по городу. Лишь бы нигде не сесть и не уснуть, а то просплю и встречу, и дневной автобус в Ригу. Вот она Европа: маленькие квартирки, иногда с проблемной коммунальщиной; странное законодательство по многим вопросам. Кризис еще не отступил; средние доходы 300 - 400 евро. Хотя какие-то европейские по моим представлениям веяния все же имеются: кафешки, ресторанчики, халявный вайфай даже на нкотрых заправках... По итогам разговоров мне показалось, что местные жители здесь разделяются на 2 категории: русскоязычные кланы, коим не дают слова, и эстонцы, которые боятся что-то сказать. Не знаю, как эстонцы, а русскоязычное население при этом высказывает опасения, что "превратили в итоге страну неизвестно во что". При этом главной проблемой считают коррупцию и лоббирование интересов в 100-членном Парламенте... решают то вроде как за всю страну... А решения - странные. 







То, что не вошло в "лучшие" снимки:












Сцена 3. Гостиница в Риге
Автобус в Ригу был единственным с розеткой. Но ноут, как на зло, я оставила в багаже. В Риге меня, как тогда казалось, ждала гостиница с долгожданной кроватью, где можно было оторваться за испорченную таможней ночь. Но не тут-то было! 
Я бронировала гостиницу Helga. Пишу название, чтобы предостеречь возможных путешественников. Небольшая гостиница, принадлежащая тур-агентству. Находится на 3-м или 4-м этаже здания недалеко от вокзала. На первом этаже - никаких вывесок, парадная - вечно открытая, в дальнем углу какие-то "восстановители кармы". Чесслово, в России застремалась бы даже подниматься на этаж в таком месте;) Но тут поднялась.  
Дверь мне открыла женщина, по ощущениям украинка, но вроде как русская. "Ой, а вас я положу на диванчике спать. Посидите тут", - сказала она, когда я показала ОПЛАЧЕННОЕ бронирование... и спросила, КАКОГО ХЕРА они сняли денег с моей кредитки, хотя у них в условиях написано, что депозит до поселения не снимается (на это у меня с собой была выписка с банковского счета, где все концы отлично прослеживались)? 
Я села на диванчик. Женщина-подлиза примерно 20 минут меня совершенно игнорировала, делая какие-то свои дела. Я начала кипеть... Когда женщина в очередной раз показалась в зоне моей видимости, я уже в не очень вежливой форме поинтересовалась, какого хрена тут происходит? На что мне был ответ: номеров нет.  
КАК НЕТ? Деньги сняты. Вот выписка. Бронирование подтверждено. 
После этого мне начали рассказывать "слезную историю" о том, что номера вроде бы были, но потом вчера заехала какая-то семья с 2мя детьми. И не уехала. Ну не выгонять же их... И другие номера заняли. Короче, мне начали развешивать лапшу на уши. 
Когда начинается разводка, я чувствую. Часто влипаю на том, что мне интересно, чем закончится все это... но само начало чувствую четко. Дк вот разводка тут началась, когда меня посадили "посидеть на диванчеГ". Следующие 20 минут были способом потянуть время и подготовить меня нужным образом к разговору. Проворачивая в голове последующие события, я поняла, что в следующий раз буду действовать в корне по-другому: исклчюительно агрессией. Но на тот момент во мне еще присутствовала уверенность в том, что приехала я В ЕВРОПУ, а значит со своими варварско-силовыми методами решения вопросов лучше сразу в дело не лезть. 

Итак, услышав немного агрессии в моем голосе, женщина рассыпалась в извинениях и вежливости, предложив мне чаю... и переселить меня в другую гостиницу за их счет. 
С моей точки зрения - нормально решение, если бы не парочка НО. 
Перед тем, как обсуждать со мной вопрос переселения, мне бодренько зачитали цены САМЫХ ДОРОГИХ отелей в Риге.... Я то знаю.. я ж сама бронировала номер и видела разброс предложений. Выборка была идеальна. 

После этого она начала искать номер через тот же booking.com. Я поставила жесткие условия: интернет и этот район. Уже в этот момент стало ясно, что она пытается навариться (поселить меня в более дешевое место), поэтому я упростила ей задачу, чтобы не вешала мне лапши на уши - сказала, что меня устроит номер меньшей площади и поменьше "звезд", лишь бы в этом районе... Район мне был так важен, потомучто через день у меня в 8 утра там была встреча. Вставать рано мне хотелось гораздо меньше, чем любоваться на не самый "звездный" номер. Мне вообще на условия плевать, но в такой форме я это ей не стала говорить;)) Но я слишком устала еще в Таллине, чтобы плести какую-то защиту от нее...  
Она там действительно что-то нашла, договорилась. На 10 евро в сутки дешевле, чем я жила (это я потом своими методами узнала; при мне цена, ессно, не называлась). Маленькая гостиница, рулит которой приятная интеллегентная русская бабушка. Я делаю столько оговорок про интеллегентность потому что больше интеллегентных русских я в Риге не видела. Но об этом позже. 

Честное слово, если б платить пришлось из своего кармана, я бы пошла, потребовала бы эту разницу в 20 евро... из принципа. Но т.к. гостиница мне оплачивалась, мне показалось, что выспаться важнее. 

Сцена 4. Рига
Экономическая ситуация по ощущениям в Риге не лучше. А русские... Это отдельный разговор. Я понимаю, почему нас там так не любят. Я не понимаю, почему осталась все-таки еще капля уважения... ОТКУДА???  
Я шаталась по Риге 2 вечера (в этот день, и потом еще транзитом обратно проезжала), 1 день и 1 утро. Я видела разное... и около-нацистские настроения (как мне показалось), и показуху для туристов, которая есть, по-моему, в каждой столице... Но я не видела НИ ОДНОГО приличного русского, кроме той бабушки, у которой остановилась. 
Тетка из первой гостиницы - разводила меня на деньги.  
Остальные - либо бомжи, либо алкаши, либо наркоманы, которые продают в общественных местах только что спертое с супермаркета. Наверное я ошибаюсь, есть куча приличных людей, но от такого они сидят по своим углам и в глаза стараются не бросаться (как та самая бабушка). 
Вечером я искала место, где можно тихо и не дорого поесть около гостиницы. Нашла кафе с русской официанткой и отсутствием посетителей... Идеальное место для меня, при том, что мне очень не хотелось на что-то нарываться... Но даже тут нарвалась... Со временем туда подвалил какой-то татуированный по уши уголовник (приятель официантки) и алкаш (тоже старый знакомый). Все трое (включая официантку) - русские... Пока они обсуждали текущие времена - было все нормально. Но потом пришел явный нарик толкать им только что утащенное откуда-то барахло... А они ему вдогонку заказы еще вешали, торгуясь на тему цены. Сказать, что я вылетела оттуда пулей - ничего не сказать о моей скорости. Нечего одиноко-путешествующей женщине присутствовать при этом "преступном сговоре"...






То, что не вошло в "лучшее":










Сцена 5. Вильнюс
А вот в Литве я столкнулась с настоящим языковым барьером. С вокзала я должна была отправиться в гостиницу, а потом на встречу. Город весь какой-то темный и грязный; не удивительно, что здесь живет Макс Фрай и, видать, пишет с этих стен Ехо... или может у меня просто такое ощущение создалось от прослушанной по дороге аудиокниги?
Город показался мне грязным и обшарпаным. Вдобавок ко всему шел дождь, постепенно не оставляя на мне ни одной сухой нитки.
Я раза 3 прошла по улице, пока нашла нужную гостиницу. С фасада вход был только в подвальный китайский ресторан. Нужная мне дверь оказалась в арке, причем, от нее лестница вела на второй этаж. Отлично, снова "катакомбы";)...
Дверь открыла молодая девушка, ни слова не понимавшая по-русски, и с трудом по-английски (на том уровне, на каком я могла изъясняться). Я помахала перед ней бронированием. Она отдала мне ключи, я быстро бросила вещи, переоделась в номере и побежала на встречу. Я уже хорошо опаздывала.
Вернувшись вечером, я стала присматриваться к окружающему. Гостиница - достаточно чистый хостел. В 17 часов смотрительница просто закрыла свой письменный стол и ушла. Постояльцы должны были сами разбираться со своими проблемами. Ни обещанного вай-фая, ни света в номере у меня не было.
Я походила по пустому коридору. Повключала разные выключатели. Реакции - ноль.
Потыкавшись вилкой в розетки, я нашла таки одну работающую: появилось хоть какое-то занятие на вечер, помимо прогулок по этим странным улицам, где не всегда хочется "светить" даже старый фотоаппарат.

Сутра оказалось, что та бумажка, которую я нашла в ящике, (на которой было написано Томсон и какой-то набор букв) -  это пароль к вай-фаю. А света не было потому, что просто лампочки перегорели...почему-то все хором...  И мужик, столь сильно напугавший меня вечером (жил в соседнем номере и случайно показал морду из комнаты, когда я шастала по коридору), - вполне приятный в общении. Но город все равно оставил четкое впечатление какого-то запустения, обшарпанности... разгара кризиса.





Сцена 6. Клайпеда
Маленькая курортная деревня с амбициями "второй столицы". Но это не так. В этом городе я даже не доставала фотоаппарат. Только провела нужную встречу, поспала ночь в единственной ХОРОШЕЙ на мой взгляд гостинице и должна была выехать в Ригу на неком автобусе (не Эколайнс), билет на который был куплен через Интернет...
С первого взгляда перевозчик показался приличным. У них не было на сайте процедуры возврата билета... а поездка у меня переносилась. Чтобы не потерять деньги, я просто написала им по общему адресу, высказав проблему. К моему огромному удивлению, они мне перенесли билет (происходило все это еще в Питере до выезда). Это должно было меня насторожить, но не насторожило.
Оказалось, что это крайне-маленькая транспортная компания. Тоже никто не говорит по-русски. Никакой информации на вокзале, ничего не написано в билете... Платформа - непонятнокакая, а их на вокзале Клайпеды в количестве...
Нужное место ожидания все-таки обнаружилось, но в обозначенное время автобуса на месте не было. Пассажиры разволновались.
Когда подъехал автобус, больше напоминающий наши убитые газели до того, как начали наводить порядок на рынке перевозок, все стало понятно. Спинки сидений не крепятся... все трещит и скрипит. Вдобавок ко всему они умудрились продать билетов на рейс больше, чем было посадочных мест. Поэтому рядом ходил человек и забирал себе пассажиров, которые без крупных вещей и до аэропорта в Риге - "лишних" он повез на личном авто;)

Так что не все автобусные перевозки в Европе комфортны;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий