18 июля 2011 г.

История одного неудачного партнерства

Для меня понятие "бизнес" плотно подмешалось в отдых еще пару лет назад, когда впервые встал вопрос о том, что самостоятельно финансировать мои планы нет никакой возможности. Пожалуй, я даже могу назвать "отправную точку" этих мыслей... День, когда у меня склинила зубила в 900 км от Санкт-Петербурга.
Изыскания, проведенные за эти годы, показывают, что очень много кто пытается не то, что заработать, а хотя бы отбить часть вложенных в безумный отпуск средств. Не вкладывать не получается практически ни у кого. Видимо, после пересечения определенной границы (допустим, полярного круга... или асфальта), бюджеты автоматически стремятся к бесконечности, как не пытаешься включать мозг...

Далее я изложу несколько инициатив, направленных на решение этого вопроса, и завершившихся на мой взгляд неудачей... 




Начиная размышлять на тему отпускных расходов и их значимости в собственном бюджете, первым делом упираешься в "неравенство": как ни строй взаимоотношения в команде (если она есть), максимум финансовой ответственности ложится на владельца машины. Бизнес начинается уже в этот момент, ведь пассажир / штурман или даже сменный водитель все прекрасно осознает. Мне и самой много раз доводилось ездить пассажиром. Первое, что чувствуешь в этой ситуации - "машина не моя, значит можно подписаться на все, что угодно". Стало быть и принятие решений уже построено по-другому. Т.е. в статусе пассажира я бы характеризовала себя, как более безумную, нежели в статусе водителя.

Чтобы уравновесить этот дисбаланс, можно корректировать сами взаимоотношения внутри коллектива. Если мы делим поровну только бензин и еду, надо модифицировать методику принятия решений. Любое коллегиальное решение, принятое в команде, где 1 водитель и несколько финансово неответственных пассажиров, не должно строиться на равноценном голосовании. Очевидно, что из соображений разумности голоса пассажиров надо считать с меньшим "весом". И вот так вот получаются из пассажиров чемоданы. Уже в этот момент "посеивается зерно" турфирмы, вырождающееся потом в претензии к организатору относительно маршрута, напрягов и т.п.

Другой вариант - переложить хотя бы часть финансовой ответственности на других. По этому принципу в свое время была введена амортизация. Правда, за неимением лучшего решения, ее посчитали по километражу, без всякого учета сложности дороги и убиения автомобиля. Наша аммотризация сама по себе дает пассажиру просто фиксированную сумму... называет цену: "сколько стоит вояж в 1 сторону"... грубо говоря, устанавливает "топливный сбор" для посадки на борт Патриота. И это не лучшее решение! Понятно, что финансовая ответственность (в частности, за полностью убитую машину) не перекладывается ни на кого... при этом пассажиры считают, что "купили" себе больший "вес" в голосовании... Т.е. в реальности решения не становятся более взвешенными, зато претензии обычно высказываются в более жесткой форме.

Я бы рада ездить с нелимитированным бюджетом, чтобы звать с собой просто за компанию, без всяких финансовых заковырок. Это стопудово убрало бы половину неприятного осадка от почти каждого отпуска (осадка, который возникает во время общения о деньгах с некоторыми из моих спутников). Но с моими доходами достигнуть этого можно только внешними спонсорами. Но и тут не все гладко.

Начнем с того, что потенциальны спонсор - бизнесмен. Ему в душе не интересно, кто и где, а главное, сколько там сидел в болоте. Ему интересна финансовая отдача. Соответственно, и говорить надо с ним исключительно на финансовом языке. Мне в прошлом году посчастливилось найти того коня в вакууме, который вдруг согласился как-то поучаствовать в моих поездках (речь шла о смешных суммах!) на определенных идеологических условиях.

Не буду называть "дружественного" издания, т.к. речи мои определенно будут нелицеприятны.
Однако, совершенно случайно я нашла историю общения по аське с "работодателем", поэтому могу "отвечать за нижеследующий базар".
Первая "спонсируемая" поездка обсуждалась за месяц до ее начала. Предложение о финансировании поступило с моей стороны; изначально я обещала он-лайн трансляцию и фотки из редкостной жопы мира. В обмен я хотела только компенсацию затраченного жопореза на местной симке (по итогам получилось примерно 600 рублей) и высказывала пожелание, чтобы публикации были зачтены по обычному новостному тарифу (в тот момент я писала для этого издания на заказ регулярные новости автомобильного рынка). "Дешевизна" вопроса была вызвана тем, что я хотела разворачивать масштабные поиски спонсоров чуть позже, и хотела иметь "пример коммерческого сотрудничества" уже в начале этого поиска. "Партнер" был осведомлен о моих стремлениях.
Идея изначально "спонсором" была одобрен; был заказан флаг (стопудово уложился в 1000 рублей). При этом было обещано действительно зачесть все публикации.
Мы откатали, по возможности присылали фотографии и тексты, которые были зачтены и оплачены. По итогам поездки мной был написан отчет, который должен был быть опубликован там же.
Вот тут то и начались проблемы.

Мы до сих пор так и не договорились, кто "протупил"... Но я точно знаю, что отчет был сдан к началу следующей поездки (спонсировавшейся по той же идеологии). Далее примерно раз в неделю я получала сообщение о том, что издание в жуткой запарке и не успевают опубликовать текст... Примерно спустя месяц поступила просьба его переработать, но, даже после переработки отчет так и не был опубликован (соответственно, потраченное время не было компенсировано деньгами).
Параллельно, кстати, "спонсировалась" вторая поездка примерно по той же схеме. Т.е. в этот момент существовало как бы 2 рабочих процесса: один шел по худшему сценарию сотрудничества, другой - по вполне нормальному.

Моя работа в издании закончилась в декабре 2010  - январе 2011 года. К этому моменту я окончательно "отобрала" у издателя неопубликованный отчет по первой поездке и повесила его у себя в блоге. Тем самым 2 "проекта" поездок были окончательно завершены.

Однако на мой взгляд остался неоплаченным один должок. В самом начале я предлагала столь "дешевый" тариф из желания получить "задел на будущее". В гробу я видела пахать на кого-то в отпуске без каких-либо дальнейших перспектив. Пару дней назад я обратилась в это издание за реализацией этих самых перспектив. В разделе "Сорудничество" в этом блоге я повесила телегу про возможную раскрутку и пиар автомобильных или около-туристических ресурсов и компаний; соответственно, мне захотелось упомянуть там первый опыт коммерческого сотрудничества.

Я не получила прямого отказа, но мне однозначно дали понять, что сотрудничество было ошибкой. Мне было предложено цитату для подписи придумать самостоятельно и как-нибудь поаккуратнее выразиться там про сотрудничество, не писать про то, что оно было удачным.

Круто. Главное - вовремя! Я понимаю, оценка ситуации приходит часто гораздо позже, чем хотелось бы. Но суммарный бюджет, затраченный на 2 проекта, был мене 10 тыс. рублей (это включая публикации на сайте и изготовление флага, который все равно вернулся в издание); смешная сумма для издания с такой аудиторией и амбициями. Также понятно, что я а автомобильном мире - никто; а никто - не имеет своего громкого слова... бояться нечего!. Но если крупное издание считает, что за 10 тыс. рублей необходимо ставить с ног на голову первоначальные договоренности, то я не уверена, что хочу вообще связываться с таким спонсорством.

Самое главное, что редактор при этом свято уверен в том, что он прав!

Комментариев нет:

Отправить комментарий